Научная статья на тему 'Инновационные технологии современного урока в начальной школе: проектная деятельность'

Инновационные технологии современного урока в начальной школе: проектная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокеева С.В., Кутавина О.В., Куликова А.С.

Статья посвящена анализу возможностей применения проектной деятельности в работе с младшей возрастной группой школы. Рассматриваются преимущества применения методики проектной деятельности, акцентируется внимание на ее значимости с точки зрения формирования умений школьников к самостоятельному, творческому мышлению, дается алгоритм применения методики проектной деятельности и выделяется ее специфика в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокеева С.В., Кутавина О.В., Куликова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии современного урока в начальной школе: проектная деятельность»

УДК 37.03

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фокеева С.В., педагог высшей квалификационной категории, ••уе /1ап а/окбб@т ail.ru Кутавина О.В., педагог первой категории Куликова А.С., педагог первой категории

Гимназия № 19, г. Казань, Россия

Статья посвящена анализу возможностей применения проектной деятельности в работе с младшей возрастной группой школы. Рассматриваются преимущества применения методики проектной деятельности, акцентируется внимание на ее значимости с точки зрения формирования умений школьников к самостоятельному, творческому мышлению, дается алгоритм применения методики проектной деятельности и выделяется ее специфика в начальной школе.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская способность школьников, образовательный стандарт нового поколения, навыки и умения, инновационные технологии.

Что такое современный урок? Современный - стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:

-быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном

мире

-уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным становится внедрение проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [1].

Вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников обстоятельно рассмотрены в трудах Безбородовой М.А. [2], Елькиной О.Ю. [3], Кусовой М.Л. [4], Савенкова А.И. [5], Шадрикова В.Д. [6], Бершанской О.Н. [7] и др.

Реализуя проектную деятельность в начальной школе, я использую активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в

учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы [8]

Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях:

- проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;

- проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;

- проектная деятельность - неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.

- проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.

На начальном этапе овладения проектной деятельностью целевой установкой является через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Формирование основных общеучебных навыков учащихся, знакомство с основными понятиями, определяющими сущность проектной деятельности. Данные задачи начинают решаться при обучении работе с информационными источниками и информацией в курсе обучения грамоте, письма, окружающего мира и математики, во внеурочной деятельности, т.е. одновременно с овладением чтения и письма [9].

На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Учащиеся получают информацию от учителя, через информационные карты, учатся работать самостоятельно с различными источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). Добытая детьми информация, на интересующий их вопрос, рассматривается в процессе беседы или дискуссии на уроке (в течение 10-15 минут).

Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать, систематизировать, классифицировать, обобщать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего и окружающего мира. Содержание школьного курса 2-3 класса обеспечивает возможность формировать исследовательские способности школьников, предполагающую их способность объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира. На экстенсивном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требует развития понимания и установления связей, ассоциаций. Отвечая в своих сообщениях на эти вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания. Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем. Поэтому на интенсивном этапе необходимо приучать детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство,

развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению. Важным является то, что проектная деятельность на моих уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом. Например, проект «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века», начатый на уроке математики в темах «Арифметические действия над числами», «Геометрические фигуры» находит продолжение на уроках литературного чтения в теме «Путешествие век 18 -19», а также на уроках окружающего мира при изучении достопримечательностей городов стран, изобразительного искусства и технологии при изучении тем «Русские народные промыслы» [10].

Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственныхглазахи вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания.Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, ежегодных международных «Днях науки», проводимых в нашей гимназии, практических конференциях, муниципального конкурса «Шаг в науку». Опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Будем стремиться к этому и помнить о том, что: каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

Литература

1. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие. М.: Прометей, 2015. 425 с.

2. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс]: монография. М.: ФЛИНТА, 2012. 208 с.

3. Елькина О.Ю., Сабурова Н.Л. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2012, 161 с.

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2016. 445 с.

5. Багичева Н.В., Кусова М.Л., Е.И. Плотникова и др. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. М.: ФЛИНТА, Наука, 2011. 272 с.

6. Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А., Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах [Электронный ресурс]: монография / под общ. ред. В.Д. Шадрикова. М.: Логос, 2011. 232 с.

7. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / под ред. О.Н. Бершанской. Киров: Тип. "Старая Вятка", 2013. - 180 с.

8. Мандель Б.Р. Открытые инновации - новые возможности в образовании [Электронный ресурс]. М.: Вузовский Учебник, 2015. 21 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

9. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 238 с.

10. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. 2-e изд., испр. и доп. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 288 с.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF MODERN LESSON IN THE PRIMARY SCHOOL:

DESIGN ACTIVITY

Svetlana V. Fokeeva, teacher of the highest qualification category, svetlanafok66@mail.ru Olga V. Kutavina, teacher of the first category Aigul S. Kulikova, teacher of the first category Gymnasium №19, Kazan, Russia

The article is devoted to the analysis of the possibilities of applying the project activity in the work with the younger age group of the school. The advantages of applying the methodology of project activity are considered, attention is focused on its importance from the point of view of forming the abilities of schoolchildren to independent, creative thinking, an algorithm for applying the methodology of project activity is given, and its specificity in primary school is singled out. Keywords: project activity, research ability of schoolchildren, educational standard of new generation, skills and abilities, innovative technologies.

Дата поступления 02.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.