Научная статья на тему 'О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования'

О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3845
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / CRITERIA FOR EVALUATION OF TEACHERS'' ACTIVITY / EDUCATION QUALITY / EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалина Е. В., Прохода В. А.

Статья посвящена такому аспекту управления качеством образования, как управление человеческими ресурсами в сфере образования. Оценка деятельности преподавателя должна носить комплексный характер, в том числе со стороны студентов. Анализируются традиции социологических опросов студентов в нашей стране, их роль при принятии управленческих решений в сфере образования. На примере социологического опроса преподавателей и студентов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова обсуждается проблема формирования оценочных средств при анализе качества преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брызгалина Е. В., Прохода В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On criteria for evaluation of teacher’s activity in the context of management of education quality

The article is devoted to such aspect of management of education quality as management of human resource in the education sphere. The evaluation of teacher's activity should be comprehensive, including from the point of view of the students. The paper analyzes the tradition of sociological surveys of students in Russia, their role in making managerial decisions in the education sphere. By the example of sociological survey of teachers and students of the Philosophy Faculty of Moscow University, it is discussed the problem of forming the assessment tools in the course of analysis of the teaching quality.

Текст научной работы на тему «О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования»

Trubnikova Е.

TRANSACTION COSTS OF AN EMPLOYEES OF HIGHER EDUCATION

This article analyzes the transaction costs in research and teaching activities of an employee of higher education. Particular attention is paid to the problems of informal contracts and the subjective components of decision-making and allocation of specific resources in the system of science and education. The article analyzes the causes of transaction costs of university teachers in Russian Federation. The gifts exchange theory tools and the game theory tools were applied.

Keywords: transaction costs, gifts exchange, game theory, formal and informal contract externalities.

УДК 378; 316.74:37

Брызгалина Е.В., Прохода В.А.

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена такому аспекту управления качеством образования, как управление человеческими ресурсами в сфере образования. Оценка деятельности преподавателя должна носить комплексный характер, в том числе со стороны студентов. Анализируются традиции социологических опросов студентов в нашей стране, их роль при принятии управленческих решений в сфере образования. На примере социологического опроса преподавателей и студентов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова обсуждается проблема формирования оценочных средств при анализе качества преподавательской деятельности.

Ключевые слова: критерии оценки деятельности преподавателя, качество образования, управление образованием.

Управление образованием представляет собой один из видов социального управления, поддерживающего целенаправленность и организованность учебно-воспитательных процессов. Можно говорить отдельно об управлении системой образования в целом и управлении отдельным образовательным учреждением, об управлении с точки зрения как процесса, так и результата. Управление целесообразно рассматривать одновременно и как управленческую деятельность, и как механизм управления.

Среди элементов управления образованием особую значимость имеет управление человеческими ресурсами, т.е. качеством подготовки абитуриентов, качеством профессорско-преподавательского состава (III 1С), качеством выпускников. Для конкретного образовательного учреждения должны быть актуализированы задачи эффективной кадровой политики, разработки и корректного применения подходов и методик оценки работы преподавателя как ключевого субъекта системы образования. Во многих странах основной фор мой контроля качества в высшем профессиональном образовании становятся формализованные, жестко регламентированные пра вила назначения на преподавательские должности, особенно на должности профессоров. Помимо профессиональных знаний и мастерства оценивается уровень коммуникативной культуры.

Формализация оценки деятельности преподавателя чрезвычайно трудна в силу ее многогранности и принципиально творческого характера. Обще-

признанно, что данная оценка должна носить комплексный характер, включать в себя систему критериев, опирающихся на широкий спектр разноплановых мероприятий: в частности она должна учитывать самооценку преподавателя; оценки со стороны коллег при работе экспертных комиссий и при взаимопосещении занятий; оценки со стороны руководства образовательного учреждения при рассмотрении вопросов аттестации, приема на работу или продления трудового контракта; оценки со стороны органов управления образованием при присуждении званий, квалификаций и т.д. Оценка качества профессорско-преподавательского состава определенного образовательного учреждения с при влечением независимых экспертов, при проведении внутренней самоаттестации, тестировании текущей успеваемости и остаточных знаний происходит при государственных процедурах лицензирования и аттестации [1, С. 41-48].

Полноправным субъектом оценки являются и студенты. В последнее время на фоне трансформационных процессов в образовании, связанных с его массовостью, коммерциализацией, прагматическим пониманием смыслов образования, студент фактически превращается в заказчика образовательных услуг. Причем этот термин в ряде случаев превращается в юридическое обозначение субъекта, оплачивающего образовательные услуги. И на второй план отходит то, что студент не просто «продукт системы образования», он обладает внутренней активностью в формировании себя как специалиста и

© Брызгалина Е.В., Прохода В.А., 2014

Экономика образования ♦ №1, 2014

65

личности в интеллектуальных, культурных и материально-организационных условиях, которые созданы педагогическим коллективом и руководством вуза.

Следует несколько слов сказать о причинах такого изменения. В основе происходящих в современном образовании изменений лежит отказ от так называемой педагогической модели техногенной культуры. Основная характерная черта этой модели состоит в том, что процесс и результат образовательной деятельности трактуется с позиции поддержания, воспроизводства существующего социального опыта, социальной системы, существующей культуры. Образование как передача обучающемуся имеющейся у того, кто учит, информации фактически сводилось к обучению и основывалось на отношении субъекта к другому, как к объекту. Набор атрибутов, который в данной системе образования необходим, достаточно прост: книга, мел, доска, конспект, экзамен «глаза в глаза». Эта образовательная традиция ориентировалась на тезис о существовании абсолютной истины и ее трансляции в процессе образования. Она находила отражение в институциональной структуре образования и в структуре коммуникации между тем, кто учит, и тем, кто учится. Преподаватель, являясь посредником между истинным знанием и обучающимся, обладал непререкаемой личной позицией. Этот способ организации образования сложился и оказался технологичным в условиях, когда требовалось подготовить достаточно много специалистов прикладного уровня при предъявлении к ним стандартизованных требований. Отказ от образования как передачи знаний, предполагавшей наличие субъекта («Я»), обладателя информации и объекта-адресата («Он»), следует оценивать позитивно.

Сегодня этой уходящей модели противостоит модель организации образования как диалога двух субъектов, в идеале автономных и равноценных, когда в процессе образования происходит общение «Я-Я». И целью образования становится не стремление к со хранению информации, культурной памяти, а намерение изменить имеющуюся культурную память, подготовить субъекта к принятию решений в условиях неопределенного будущего и неполноты ин формации. Передаваемое посредством системы образования знание может быть не новым с точки зрения содержания, но должно обретать новый смысл и новую ценность в глазах обучающегося. В прежней образовательной традиции критерии успешности педагогической деятельности определялись уровнем знаний обученного, для проверки которого задавали вопрос: «Что знаешь?» Сегодня призывают перейти к более личностным вопросам: «Кто ты?» и «Что думаешь?». Педагогические технологии постепенно отходят от непосредственного контакта «лицо в лицо», точнее, от контакта без использования технических средств ком-

муникации. Возникает и расширяется самостоятельность обучающегося в выборе образовательной траектории, возрастает роль самоконтроля процесса учения.

Такое понимание отношений между обучающим и обучающимся соответствует представлению о развитии личности как цели образования, и о культуре как саморазвивающейся системе. Казалось бы, это идеальная ситуация равенства субъектов, направленного на обоюдное формирование личностных свойств - креативности, творческой деятельности, критического мышления. Но это идеальное понимание сталкивается с реальностями образовательной системы, развивающейся сегодня в ориентации на коммерческие параметры.

Вертикаль отношения в современном образовании сохраняется, но меняется субъект, находящийся на вершине. Если раньше лидерские позиции принадлежали педагогу как носителю знания, то теперь студенту - потребителю образовательных услуг, заказчику образования. Студент, зачастую оплачивающий своими средства ми или средствами семьи свое образование, критически относится к тому, что в содержании образования или в процессе коммуникации с преподавателем ему кажется не соответствующим его личным образовательным целям. Оценивая преподавателей, студенческая аудитория достаточно критично (с известными поправками) может сравнивать манеру проведения как лекционных, так и семинарских занятий у разных преподавателей, отмечая при этом сильные и слабые стороны каждого из них, дифференцируя ППС по тем или иным признакам. Следует отметить, что студент оценивает педагога с точки зрения качества процесса образования, но не имеет возможности оценить с точки зрения результата.

Это «переворачивание» вертикали оборачивается стремлением педагога к подтверждению своего статуса со стороны студентов, что проявляется в распространении элементов поп-культуры и так называемой «поп-науки» в системе образования, в стремлении к внешним эффектам признания в глазах студента в ущерб качеству ежедневной, подчас незаметной работы.

Считаем, что приведенные выше рассуждения важны для пони мания тенденций субъект-субъектных отношений при оценке со временного образования и педагогической деятельности. Детальный анализ студенчества как социальной группы не входит в задачи данной публикации. Представляется, что задачи управления образованием требуют конкретизации социального портрета студенчества в зависимости от уровней принятия решений (на пример, «студенчество России», «региональный портрет студента», «студенты вуза «студенты, обучающиеся по направлению №> и т.д.). То есть в детализации нуждается представление о ключевых характе-

ристиках студенческого коллектива как субъекта, осуществляющего оценку качества педагогического труда.

В настоящей публикации авторы не претендуют на рассмотрение всех существующих моделей и методов оценки педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Эти вопросы обстоятельно излагаются в специальной литературе [2]. Основное внимание акцентировано на возможностях и особенностях использования социологических методов при оценке педагогической деятельности преподавателя, в частности на критериях оценки при использовании метода анкетного раздаточного опроса.

Сама мысль о том, что студенты могут и должны выступать в ка честве субъекта оценки деятельности преподавателя, на практике впервые была реализована в нашей стране в конце 80-х гг. XX в. на общем фоне начавшихся в стране преобразований. В 1987 г. для систематического изучения мнения студентов о качестве преподавания учебных дисциплин Министерством высшего и среднего специального образования было введено ежегодное анкетирование студентов по разработанной министерством методике [7].

Вузам была предложена анкета, в которой студенты имели возможность анонимно оценить профессиональные и личностные качества того или иного преподавателя по многочисленным критериям с использованием девяти балльной шкалы. Исследование проводилось силами деканатов и представителей студенческих общественных организаций через полгода после завершения изучения той или иной дисциплины. Его результаты доводились до сведения преподавателей, аттестационных комиссий и ученых советов - при проведении аттестации преподавателей и избрания по конкурсу. Методика сразу же подверглась критике, отдельные положения ко торой, на наш взгляд, остаются злободневными до сих пор, напри мер, проблема проявления субъективизма [ 3, С. 184-187; 6, С. 181-183]. После про ведения первых опросов по описанной методике был объявлен конкурс на лучшую методику проведения подобного исследования, результаты которого авторам, к сожалению, неизвестны.

В 90-е гг. XX в. одновременно с коммерциализации высшего образования решение о проведении подобного рода исследований оказалось полностью в компетенции администраций вузов. Актуальность учета мнения студентов как потребителей образовательных услуг оказалась чрезвычайно высокой. Причиной этого стала прямая зависимость финансовой стабильности образовательного учреждения с высокой долей небюджетного финансирования от собственного имиджа. Существенным моментом имиджа стали не только формальные характеристики ППС, но и субъективное мнение студентов, ши-

роко распространяемое по новым каналам коммуникации (в частности, через Интернет).

Организаторами учебного процесса на уровне отдельных учебных заведений была проведена значительная работа по созданию и внедрению социологических методик, используемых для оценки педагогической деятельности преподавателя. Принятие управленческих решений, связанных с приглашением преподавателей, стремились внешне «объективизировать» ссылками на мнение студентов, выраженное в результатах опросов под стандартными названиями (типа «Преподаватель глазами студента»). Результаты опросов студентов, часто в форме рейтинга преподавателей, использовались для повышения мотивации профессорско-преподавательского со става, например, влияли на размер вознаграждения преподавателя за его труд. Получаемые в ходе исследований данные стали рассматриваться как один из основных индикаторов удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг, ориентация на который позволяет повысить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, постулирующему внедрение внутриву-зовских систем контроля качества образования и привлечение к оценке деятельности вузов студентов и внешних по отношению к вузу экспертов (работодателей). С 2005 г. наличие внутривузовской системы менеджмента качества (СМК) стало обязательным требованием при оценке деятельности вуза. Один из базовых принципов СМК - ориентация на потребителя. В сфере высшего образования это означает, что студент является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности.

В настоящий момент мнение о том, что студент является заинтересованной стороной и имеет право участвовать в оценке качества образовательной деятельности, укоренилось и получило широкое распространение как на уровне органов управления образованием, так и среди администраций вузов. Мы будем исходить из этой устоявшейся позиции, но иметь в виду описанные выше рыночные трансформации идеальной модели равенства преподавателя и студента как партнеров в образовательном процессе.

Способом фиксации представлений студента о качестве преподавателей все чаще становится социологический опрос. Так, в МГУ имени М.В. Ломоносова накоплен богатый опыт подобного рода социологических исследований. Первое их них, с условным названием «Лекция глазами студента», было проведено в 1986-1987 гг. (на год раньше известного постановления, см. выше) сотрудниками Лаборатории исследования проблем воспитания студенчес-

кой молодежи [8, С. 68- 80].

В рамках исследования студенты имели возможность оценить по одиннадцати критериям учебные курсы, прочитанные им в пред шествующий опросу семестр. Помимо этого, каждый студент мог отметить лучший и худший учебные курсы, прослушанные за время обучения в университете. Опрос выявил ряд проблем. Так, «студен ты резко выступили против сухих, монотонных, плохо воспринимаемых лекций, излишне теоретизированного, далекого от жизни и их будущей специальности изложения учебных курсов, большого объема учебного материала...» [8, С. 68]. По результатам исследования были предприняты корректирующие действия.

В последующие годы подобные социологические исследования были продолжены, в том числе на отдельных факультетах, Институтом комплексных исследований образования МГУ (ИКИО МГУ). Основной акцент в них сместился на выявление проблем в организации учебного процесса.

Любая оценка подразумевает формирование конкретных оценочных критериев как начального этапа мониторинга. Исследователями постоянно предпринимаются попытки выделения различных аспектов педагогической деятельности преподавателя, подлежащих оценке [4, С. 28- 32; 5, С. 44- 47].

Проведение социологических опросов студентов с целью выявления их представлений о качестве преподавания затрагивает интересы как минимум трех сторон, задействованных в учебном процессе: организаторов, студентов, преподавателей. При этом их интересы могут различаться.

Для организаторов учебного процесса важно выявление представлений студентов, что позволяет предпринимать обоснованные меры по повышению эффективности деятельности педагога, учитывать мнение студентов при реализации кадровых управленческих решениях. Студенты заинтересованы в получении механизмов, позволяющих влиять на деятельность преподавателей вплоть до устранения недостаточно компетентных, по их мнению, педагогов. Преподавателям подобные опросы позволяют наладить об ратную связь со студентами, тем самым эффективней проводить Самостоятельную корректировку собственной педагогической деятельности. В последнем случае особую значимость имеет нахождение баланса между стремлением удовлетворять «заказ» со стороны студентов и представлениями академического сообщества и конкретного преподавателя о смысле собственной деятельности, приемлемых методах и формах достижения педагогических результатов в процессе образования. Без этого баланса возникает реальная опасность скатывания в то самое «поп-образование» и «поп-науку», о которых уже шла речь выше.

Различаться могут не только затрагиваемые интересы сторон, и их представления о важности са-

мих критериев оценки педагической деятельности. В такой ситуации разработка и выбор критериев, на наш взгляд, должны осуществляться с учетом мнения всех субъектов образовательного процесса. Окончательный инструментарий в готовом виде должен пройти всестороннее обсуждение, став результатом совместного труда социологов, педагогов, администрации и студентов.

Именно по такому пути пошли при организации социологических опросов на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. С целью выявления критериев оценки, важных с точки зрения III 1С. нами проводился социологический опрос преподавателей факультета. Каждый преподаватель имел возможность вы сказать мнение о степени важности того или иного критерия оценки педагогической деятельности, помимо этого мог дополнить анкету двумя любыми важными, с его точки зрения, критериями оценки. Полученные результаты представлены в таблице.

В итоге были получены наглядные аргументы для включения тех или иных критериев в анкету студента. Кроме этого, привлечение к разработке инструментария преподавателей позволило в по следующей работе при интерпретации ответов студентов ориентироваться на мнение педагогов, сопоставлять значимость тех или иных критериев оценки в глазах ППС и студентов.

Организаторы опроса отдавали себе отчет в том, что преподаватели формировали список критериев «идеального преподавателя», не обязательно выделяя только те признаки, на которые они сами ориентировали свою деятельность. Феномен несоответствия или расхождения реальных действий человека и провозглашаемых им установок, ценностей, намерений, исследователям давно известен как парадокс Лапьера. Однако ответ на вопрос о том, насколько значительны такие расхождения в рассматриваемом случае, требует проведения дополнительного исследования.

В числе очень важных критериев преподавателями чаще всего упоминались: ясное и последовательное изложение материала (89,5%); умение заинтересовать студентов учебным курсом (79%); объективная оценка знаний студентов (74,6%); умение наладить контакт с аудиторией (72,7%); обладание высокой культурой речи (70,2%); организованность и дисциплинированность преподавателя (67,1%); связь учебного материала с современным состоянием ис следований в рассматриваемой области (67,1%).

В числе критериев-аутсайдеров оказались: предоставление студентам своих учебно-методические наработок (33,8%); использование различных методов обучения (33,1%); подчеркивание значения учебного предмета для будущей профессии (28,7%). Представляется, что причины этого весьма разнообраз-

ны, и приведенные количественные показатели значимости критериев не могут быть истолкованы различным образом. Так, выпадение из критериев «предоставление студентам своих учебно-методических наработок» может быть связано с их отсутствием (крайний вариант) или отсутствием возможностей для обработки результатов для предоставления студентам (например, в виде презентаций или пособий).

Отчасти такая позиция может быть обусловлена опасениями утраты внимания студентов или снижением посещаемости в силу наличия у студентов учебного материала по курсу данного преподавателя. Использование различных методик обучения как критерий может быть малозначимым в глазах преподавателя, ориентированного на уходящую образовательную парадигму, описанную выше, что может быть как признаком низкой преподавательс-

кой квалификации, так и результатом сознательного выбора педагога, обусловленного особенностями предмета и условиями образовательного процесса.

Аналогичные примеры различных оснований для определения значимости критерия можно привести в отношении всех критериев оценивания. Эта разнонаправленность аргументов при определении важности критерия может быть принята как факт, но как факт, трудно поддающийся более детальному рассмотрению в ситуации неперсонифициро-ванного опроса.

Преподаватели неоднородны в определении приоритетов педагогической деятельности. Это подтверждает и проведенный факторный анализ, позволивший выделить несколько измерений восприятия идеального педагога. Первое измерение, с условным названием «прогрессивность», постулирует важ-

Таблица1

Важность критериев оценки, по мнению преподавателей факультета (в % + средний бал)

Скорее Скорее Очень Затрудня- Средний

не важно важно юсь балл *

важно ответить

Ясно и последовательно излагать 7 7,0 89,5 2,8 2,91

учебный материал

Уметь заинтересовать студентов 0 17,5 79,0 3,5 2,82

учебным курсом

Объективно оценивать знания 1,4 18,3 74,6 5,6 2,78

студентов

Уметь наладить контакт с 0 25,2 72,7 2,1 2,74

аудиториеи

Обладать высокой культурой речи 7 27,7 70,2 1,4 2,71

Быть организованным и 2,8 26,6 67,1 3,5 2,67

дисциплинированным

Связывать учебный материал с 2,8 26,6 67,1 3,5 2,67

современным состоянием

исследований в данной области

Стимулировать самоподготовку 6,3 33,8 52,8 7,0 2,50

студентов

Привлекать студентов к научной 7,8 41,1 44,0 7,1 2,39

деятельности

Располагать к себе манерой 8,4 52,4 33,6 5,6 2,27

поведения и внешним видом

Контролировать соблюдение 9,8 49,0 34,3 7,0 2,26

дисциплины студентами

Быть доступным для внеаудиторного общения (в том числе в Интернете) 15,5 44,4 35,9 4,2 2,21

Не отвлекаться от темы учебных 17,6 38,7 36,6 7,0 2,20

занятий

Использовать различные методы 15,5 49,3 33,1 2,1 2,18

обучения

Предоставлять студентам свои 18,3 42,3 33,8 5,6 2,16

учебно-методические наработки

Подчеркивать значение учебного 16,8 49,7 28,8 4,9 2,13

предмета для будущей профессии

* Минимальное значение - 1 (качество скорее не важно), максимальное - 3 (качество очень важно).

ность привлечения студентов к научной работе, необходимость стимулирования самоподготовки студентов, установления связи учебного материала с современным состоянием исследований в данной области, использования различных методов обучения, доступности для внеаудиторного общения, в том числе в Интернете.

Второе измерение, названное нами «традиционализм», базируется на важности контроля над соблюдением дисциплины студентами и следования теме учебных занятий. Для преподавателя, ориентированного на связь образования с будущей профессиональной деятельностью, оказывается важным подчеркивание значения учебного предмета для будущей профессии. Наконец, последнее измерение, обозначенное как «коммуникативность», связано с приоритетностью коммуникативных навыков для преподавателя. Среди критериев оказались такие, как умение наладить контакт с аудиторией, расположить к себе манерой поведения и внешним видом, способность заинтересовать студентов учебным курсом.

По результатам проведенного опроса для дальнейшего использования были отобраны шесть самых важных (1-6 место), по мнению преподавателей, критериев: «ясно и последовательно излагает учебный материал»; «заинтересовал студентов учебным курсом»; «объективно оценивает знания студентов»; «умеет наладить кон такт с аудиторией»; «обладает высокой культурой речи»; «организован и дисциплинирован».

Мнение организаторов учебного процесса выявлялось методом неформализованного интервью. По результатам в анкету были добавлены три критерия: «использовать различные методы обучения»; «привлекать студентов к научной деятельности»; «подчеркивать значение учебного предмета для будущей профессии». Выбор этих критериев обусловлен стремлением оценить степень распространенности инновационных форм ведения учебных занятий и значимость их использования для студентов, представлениями о важности связи науки и образования как специфической особенности фундаментального университетского образования.

Кроме этого, в условиях реформирования образования, перехода на новые образовательные стандарты происходит существенное изменение модели будущего специалиста. В этой связи важно оценить степень представленности в реальном процессе образования требований к результатам образования, чему могло способствовать введение критерия «подчеркивать значение учебного предмета для будущей профессии». При этом организаторы образовательного процесса понимали, что в условиях отсутствия государственного распределения и прямой связи между полученным образованием и сферой деятельности человека многие преподаватели в

учебных курсах сознательно обходят вниманием этот аспект образовательного процесса. Преподаватели могут связывать образование с готовностью выпускников к зарабатыванию на жизнь путем деятельности, которая будет осуществляться в режиме самозанятости или свободного предпринимательства, а не в режиме наемного труда с четко фиксированным набором профессиональных требований. Исходя из этого, можно предположить, что для них роль этого критерия оценки своего труда будет невысокой. Кроме того, поскольку опрос проводился на философском факультете, следует принять во внимание разнообразие трактовок смысла философского образования и самой философии как профессиональной деятельности. Можно предположить, что часть преподавателей, являясь сторонниками понимания философии как свободной профессии, ориентированы на идеал подготовки выпускника к свободному творчеству. В этих условиях введение такого критерия оценивания, как «подчеркивать значение учебного предмета для будущей профессии», было ориентировано на оценку степени единства педагогического коллектива в понимании результатов профессионального образования.

Представления студентов на этапе разработки инструментария учитывалось по результатам вторичного анализа материалов исследований по заявленной проблематике, проводимых ранее Институтом комплексных исследований образования МГУ1 На основании этого в финальную анкету были включены следующие критерии: «умеет наладить контакт с аудиторией»; «заинтересовал студентов учебным курсом»; «ясно и последовательно излагает учебный материал»; «объективно оценивает знания студентов»; «организован и дисциплинирован».

В итоге студентам было предложено оценить по девяти качествам с помощью пятибалльной шкалы, где «1» - минимальная оценка (качество выражено минимально), а «5» - максимальная оценка (качество выражено максимально) конкретных преподавателей, которые читали им учебные курсы в течение предыдущего учебного семестра. Последнее позволило повысить значимость рациональных факторов в оценивании, снижало роль эмоциональных оценок, вызванных стрессовыми ситуациям сессии. В дальнейшем перечень критериев прошел апробацию в ходе группового анкетного опроса студентов и проверку пригодности на этапе статистической обработки первичной социологической информации.

Требует обсуждения вопрос об оптимальном количестве используемых в инструментарии критериев оценки. Обычно вопросы об оценке оформляются в табличной форме, при этом итоговое число оценок связано с количеством используемых критериев и количеством оцениваемых преподавателей. Очевидно, что общее количество оценок, которые

студент может проставить взвешенно и обдуманно, ограниченно.

Большое количество используемых критериев и (или) много численность подлежащих оценке преподавателей способствуют проявлению в процессе заполнения анкеты различных негативных искажающих эффектов. Перегруженность анкеты приводит к формализму при ее заполнении, к появлению серий однотипных ответов, выборочному заполнению или отказу от дальнейшего заполнения, затягиванию времени заполнения анкеты. Полученный опыт показывает, что восемьдесят оценок не вызывают у студентов серьезных затруднений. При таком количестве оценок число анкет с выраженным проявлением негативных эффектов заполнения минимально.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для всех преподавателей факультета использовались единые критерии оценки. Однако результаты исследования показали необходимость учета типа проводимых педагогом занятий (лекции, семинары, практические занятия) при анализе полученной ин формации. По критерию возможности использования различных методов обучения преподаватели, ведущие только семинары или только лекции, не равны между собой. Для обеспечения сопоставимости результатов все педагоги были разделены на две группы: 1) «чистые» лекторы; 2) преподаватели, ведущие только семинарские занятия или семинарские занятия и лекции. Анализ результатов по указанному критерию целесообразно проводить с привязкой к выделенным группам. Интересен опыт других вузов, когда лекторы и педагоги, ведущие практические занятия, оцениваются как по общим, так и по нескольким различающимся критериям.

Отметим, что номенклатура используемых критериев не является незыблемой и может в той или иной степени изменяться. Критерии, актуальные для одного учебного заведения, могут оказаться непригодны для другого, изменения возможны и в рамках одного вуза, в зависимости от подразделения, направления и про филя подготовки. Использование критериев может иметь ситуационный характер, определяться значимостью для организаторов учебного процесса, субъектов, принимающих управленческие решения, тех или иных аспектов педагогической деятельности пре подавателей в определенный период, быть связано с изменениями в сфере образования. Наконец, на состав критериев может оказывать влияние приобретенный опыт оценки.

В то же время анализ результатов исследований, проведенных ИКИО МГУ как в государственном, так и в негосударственном вузе, позволяет утверждать, что некоторые критерии являются базовыми и постоянно актуализируются в студенческом сознании как самые важные. В их числе прежде всего оказываются качества, характеризующие педагогическое мастерство преподавателя: «умение наладить

контакт с аудиторией», «умение заинтересовать студентов учебным курсом», «ясное и последовательное изложение учебного материала».

Возможно, в рамках одного учебного заведения оптимально использование списка критериев модульного характера, предполагающего наличие двух частей - универсальной, общей для всех структурных подразделений, и вариативной, учитывающей особенности конкретных факультетов (направлений подготовки) и типа учебных занятий, проводимых конкретным преподавателем. Кроме этого, можно предусмотреть по отдельным критериям дифференциацию для преподавателей, ведущих фундаментальные учебные курсы и курсы, имеющие прикладную направленность. Так, напри мер, для образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» характерно значительно большее привлечение специалистов, обладающих реальным опытом работы в практических пиар-проектах, чем для таких направлений подготовки, как «Философия» или «Религиоведение».

Еще одно направление, о котором можно говорить, - дифференциация по курсам обучения студентов, с которыми работает преподаватель. Это может коснуться, например, критерия «привлекать студентов к научной работе». Этот критерий, очевидно, будет незначим при оценке преподавателя-практика, ориентированного на формирование прикладных навыков у студентов, или преподавателя, ведущего учебный предмет на, скажем, первом курсе обучения бакалавриата, где научная компонента в учебном процессе, согласно формальным требованиям, минимизирована.

Несомненно, не любое воздействие на процесс и результат функционирования образовательной системы может быть названо управлением, причем управлением, повышающим качество функционирования системы. Авторы, безусловно, представляют себе сложность и многоплановость проблемы качества образования. Сами попытки дать определение понятию «качество образование» в отечественной философии образования отражают отсутствие единого подхода. Качество образования определяется степенью соответствия результата - свойств человека, получившего образование, - ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства2. В контексте данной публикации качество образования рассматривается как результат достигнутой согласованности интересов разных субъектов, определяющих цели образования и участвующих в достижении этих целей в образовательном процессе. В таком контексте мнение студентов - непосредственных потребителей образовательных услуг должно обязательно учитываться. Представляется, что эффективным инструментом для этого выступают опросные методы социологических исследований, в

частности групповой анкетный раздаточный опрос.

В процессе разработки социологического инструментария, при выборе критериев для оценки педагогической деятельности преподавателя важно учитывать мнение всех субъектов образовательного процесса. Соответственно номенклатура используемых критериев не является универсальной и может меняться даже в рамках одного вуза.

Составленный по рассмотренной методике инструментарий был апробирован на философском факультете МГУ в 2011 г. в ходе проведения двух социологических опросов студентов. В результате организаторы учебного процесса получили возможность не только анализировать оценки педагогов по отобранным критериям, но и сопоставить студенческие приоритеты с иерархией критериев оценки работы, которыми руководствуются преподаватели в своей повседневной деятельности. На уровне количественного анализа данных удалось доказать, что все используемые в анкете критерии оценки в студенческом сознании действительно связаны с представлениями о «хорошем — плохом» педагоге. Последнее стало основанием для построения рейтинга преподавателей факультета на основе единого показателя - интегративного балла.

Авторы понимают, что опыт отдельного вуза, пусть даже одного из крупнейших вузов страны, не может репрезентировать ситуацию в системе высшего образования в целом, и в образовательных структурах, осуществляющих выпуск по направлению «Философия» или близким направлениям подготовки. Тем не менее, есть надежда, что рассмотренный опыт представляет определенный интерес для всех интересующихся рассматриваемой проблематикой.

Примечания

1 Исследование проводилось Институтом комплексных исследований образования МГУ имени М. В. Ломоносова в 2008 г. по заказу крупного негосударственного вуза. Объект исследования - студенты 1-5 курсов очного и очно-заочного отделений. Метод сбора первичной социологической инфор-

мации - групповой анкетный опрос. Всего опрошено 1096 человек.

2 В соответствии с формулировкой ЮНЕСКО образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций.

Библиографический список

1. Брызгалина Е.В. Качество высшего профессионального образования: роль и ограничения «внешнего» контроля // Ректор вуза. 2007. N° 4.

2. Васильева ЕЮ., Граничина ОА., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. СПб., 2007.

3. Горбатенко А.С. Анкета «Преподаватель глазами студентов» глазами социального психолога -преподавателя ВУЗа» // Вопросы психологии. 1990. №1.

4. Запесоцкий А.С., Санкин Л.А., Викторенко-ва С.В. Преподаватель глаза ми студента: Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. 2007. № 9.

5. Зеленцов Б. Студенты о преподавателе: методика опроса // Высшее образование в России 1999. № 6.

6. Левченко Е.В. О психологических проблемах, возникающих при про ведении опроса «Преподаватель глазами студента» // Вопросы психологии. 1990. № 6.

7. Постановление Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17 июня 1987 г. № 435/20- 11/Ст. 7/10а «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями». М., 1987.

8. Туманов СВ. Опыт социологических исследований качества образования в МГУ // Качество университетского образования: состояние, проблемы, перспективы: Научные труды Института комплексных исследований образования МГУ имени М.В. Ломоносова / Под ред. В.И. Кружалина. М., 2010.

Bryzgalina E.V., Prokhoda V.A.

ON CRITERIA FOR EVALUATION OF TEACHER'S ACTIVITY IN THE CONTEXT OF

MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY

The article is devoted to such aspect of management of education quality as management of human resource in the education sphere. The evaluation of teacher's activity should be comprehensive, including from the point ofview of the students. The paper analyzes the tradition of sociological surveys of students in Russia, their role in making managerial decisions in the education sphere. By the example of sociological survey of teachers and students of the Philosophy Faculty of Moscow University, it is discussed the problem offorming the assessment tools in the course of analysis of the teaching quality. Keywords: criteria for evaluation of teachers' activity, education quality, education management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.