РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА DOI 10.54220/finis.1991-0525.2023.78.1.004 Иванова Е.А.,
д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики региона, отраслей и предприятий РГЭУ (РИНХ), директор Института магистратуры РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: s888pe@yandex.ru ORCID 0000-0002-7951-1422 Левина Ю.В.,
к.э.н., доцент кафедры гражданского процесса РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: kochurau@gmail.com ORCID 0000-0003-0972-2392
О КРИТЕРИЯХ ОТНЕСЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ К ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИМ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
JEL classification: G28, R28, R50
Аннотация
Актуальность работы определена тем, что в государственных документах стратегического планирования однозначно не закреплены критерии отнесения тех или иных территорий и регионов к геостратегическим. Именно поэтому исследование проведено с целью оценки критериев отнесения территорий к геостратегическим, что позволило сформировать авторский системный подход к данной проблеме.
Цель статьи состоит в обосновании необходимости уточнения и развития научных взглядов на специфические признаки геостратегических территорий путем конкретизации критериев отнесения территории к данному типу и оценки их значимости.
Структура работы определена целью исследования и включает: анализ действующих нормативно-правовых актов и имеющихся научных подходов к определению геостратегических территорий; оценку критериев признания территории геостратегической и обоснование необходимости их совершенствования; анализ финансовых и экономических показателей
функционирования территории в общей региональной системе с целью определения их удельного веса в региональном валовом продукте; определение веса и значимости каждого критерия в обеспечении национальной безопасности страны; авторские наработки по отнесению определенных территорий к геостратегическим, а в необходимых случаях - и по изменению условий отнесения таких территорий к приоритетным.
Методологической основой работы являются классические принципы региональной экономики, контент-анализ правовой базы, научных работ отечественных исследователей в русле выбранной проблематики. В статье используется комплекс количественных и качественных методов для систематизации и концептуально-теоретического обобщения принципов регионального развития и стратегического планирования с учетом специфики российских регионов.
В результате определено, что в целом установленные в Стратегии пространственного развития России на период до 2025 года критерии отражают потребности государства и общества в обеспечении национальной и экономической безопасности Российской Федерации. Авторами предложен комплексный системный подход к данной проблеме, основанный на количественной оценке целесообразности включения отдельных территорий в число приоритетных с учетом полученных значений показателей экономической и социальной эффективности их деятельности по реализации целей и задач, установленных в Стратегии пространственного развития России, действующей до 2025 года.
Вывод. Сделан вывод, что использование гибких критериев признания территории геостратегической предоставляет возможность для эффективного осуществления государственной политики пространственного развития и соответствует закрепленному в стратегии индивидуально-дифференцированному подходу к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий и регионов.
Научная значимость заключается в теоретическом объединении подходов к
определению критериев отнесения территорий к геостратегическим, формировании авторского подхода, включающего четкие формулировки таких критериев и оценку их значимости. Выводы и обобщения, полученные в исследовании, могут быть использованы органами государственного (муниципального) управления и планирования в целях эффективного осуществления государственной политики территориального развития для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов, для разработки стратегий территориального и пространственного развития территорий, выделения приоритетных направлений роста, способствующих устранению диспропорций регионального развития и достижению целей национальной безопасности.
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия пространственного развития, геостратегическая территория, национальная безопасность, экс-клавное положение, автономный округ, социально-экономическая деятельность, регион.
E.A. Ivanova, Yu.V. Levina
SCIENTIFIC AND PRACTICAL ASPECTS OF ASSIGNING TERRITORIES TO GEOSTRATEGIC
Annotation
The relevance of the work is determined by the fact that at present, the criteria for classifying certain territories and regions as geostrategic are not clearly fixed in state strategic planning documents. That is why the study was conducted in order to assess the criteria for classifying territories and regions as geostrategic, which allowed the author to form a systematic approach to this problem.
The purpose of the article is to substantiate the need to clarify and develop scientific views on the specific features of geostrategic territories by clarifying the criteria for classifying a territory as a given type and evaluating their significance.
The structure of the article is determined by the purpose of studying and includes: analysis of existing legal acts and existing scientific approaches to the definition
of geostrategic territories; assessment of the criteria for recognizing the territory as geostrategic and substantiating the need for their improvement; analysis of financial and economic parameters of the functioning of the territory in the general regional system in order to determine their specific weight in the regional gross product; determining the weight and significance of each criterion in ensuring the national safety of the country; author's developments on classifying certain territories as geostrategic, and, if necessary, on changing the conditions for classifying such territories as priority ones.
The methodological basis of the article is the classical concepts of the regional economy, content analysis of the legal framework, scientific works of domestic researchers in line with the chosen issue. The article uses a set of quantitative and qualitative methods to systematize and conceptually and theoretically generalize the principles of regional development and strategic planning, take account the specifics of Russian regions.
As a result, it is determined that, in general, the criteria established in the Spatial Russia's development strategy until 2025 year reflect the needs of the state and society to ensure the national and economic safety of Russia. The authors of this article propose a comprehensive systematic approach to this problem, based on a quantitative analysis of the feasibility of including individual territories in the number of priority areas, taking into account the obtained values of indicators of their socio-economic activities for the implementation of the goals and objectives of the Strategy for Spatial Russia's development strategy until 2025 year.
Conclusion. It is concluded that the application of flexible criteria for the recognition of a geostrategic territory provides an opportunity for the effective implementation of the state policy for the development of territories and regions and corresponds to the principle of using a differentiated approach to the directions and methods of state support for the social and economic development of territories is fixed in the Strategy.
The scientific significance lies in the theoretical unification of approaches to research the criteria for classifying territories and regions as geostrategic, the formation of the author's approach, which includes clear
formulations of such criteria and an assessment of their significance. The conclusions and generalizations of the study can be applied by public administration and planning authorities in order to effectively implement the state policy of territorial development in order to ensure a balanced social and economic development of the regions, to adopt strategies for the territorial and spatial development of territories and regions, to identify priority areas for growth that help eliminate imbalances in regional development and achieving national security goals.
Keywords: strategic planning, territorial development strategy, geostrategic territory, national security, exclave position, autonomous region, socio-economic activity, region.
Введение
Содержание определения «геостратегическая территория» раскрывается в Стратегии пространственного развития Российской Федерации, разработанной Правительством Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия). Вместе с тем критерии отнесения тех или иных территорий и регионов к геостратегическим в государственных документах стратегического планирования однозначно не закреплены [5, 7, 8, 11-13].
В частности, в перечень геостратегических территорий России включены приоритетные и приграничные территории. В качестве приоритетных Правительство РФ рассматривает экславы (Республика Крым, Калининградская область, г. Севастополь) и территории арктической зоны, Северный Кавказ и Дальний Восток. К приграничным отнесены территории, граничащие с другими странами (в том числе входящими в Европейский союз и в Евразийский экономический союз).
Следовательно, государством большинство субъектов Российской Федерации рассматривается в качестве геостратегических территорий. При этом актуальной и востребованной является оценка критериев отнесения территорий к геостратегическим.
Материалы и методы
Необходимо отметить, что в научной литературе на сегодняшний момент вре-
мени не сформировался единый подход к установлению тех или иных признаков приоритетности геостратегических территорий по сравнению с иными территориями страны [1-3, 9].
В работе О.Б. Иванова и Е.М. Бух-вальда отмечено, что «в результате наложения двух господствующих подходов к определению приоритетов государственной политики пространственного регулирования в Стратегии сложилась некая «шахматка» из 4 категорий субъектов Российской Федерации: геостратегические и отстающие в социально-экономическом развитии территории, геостратегические регионы, имеющие средний и более высокий уровень развития, негеостратегические регионы с низким уровнем развития и негеостратегические регионы с более высоким уровнем развития» [2, с. 11].
Полагаем, что не имеется достаточных оснований для выделения из числа территорий, определенных в Стратегии в качестве геостратегических, отдельных негеостратегических территорий, поскольку негеостратегические территории не включены в Стратегию развития.
Использование географо-политичес-ких и географических признаков в качестве критерия отнесения субъекта Федерации к геостратегическим территориям в целом понятно. Вопросы возникают в случаях, когда регион одновременно может быть отнесен как к приграничным, так и к приоритетным геостратегическим территориям. Становится непонятно, какой критерий должен быть использован. Так, геостратегический статус Мурманской области и Чукотского автономного округа определяется их отнесением к Арктике, а не наличием границы с другими странами (Норвегия, Финляндия и США) [9, с. 277].
На данный момент нам представляется спорным мнение ряда исследователей, в частности Блануца В.И., что необходимо выполнить комплексное обоснование целесообразности выделения геостратегических территорий [1, с. 34].
На наш взгляд, оценивать целесообразность включения отдельных территорий в число приоритетных следует с учетом полученных результатов их социально-экономической деятельности по реализации цели и задач Стратегии, поскольку
их перечень уже сформирован Правительством Российской Федерации, а критерии отнесения территорий и отдельных регионов к числу имеющих особую важность для развития и безопасности страны в Стратегии развития однозначно не определены.
Проведенный нами анализ различных позиций отечественных ученных по рассматриваемому вопросу показывает, что в целом необходимость установления особенностей приоритетного развития отдельных территорий и регионов страны не ставится под сомнение, равно как и включение в число приоритетных конкретных территорий и регионов. Различные подходы к оценке типизации территорий и регионов в основном сводятся к необходимости уточнения критериев отнесения территории к геостратегической и их значимости.
Во многом это объясняется и использованием в Стратегии таких оценочных конструкций, как «существенное значение территории» или «специфические условия жизни и хозяйственной деятельности», что предполагает возможность различного толкования. Раскрытие таких оценочных конструкций встречается крайне редко. Например, к особенностям арктических территорий в государственной программе «Мировой океан» отнесены такие факторы, как «экстремальные для человека природные и климатические условия, низкая плотность населения и очаговый характер его расселения, полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения от поставок топлива, продовольствия и других товаров по сложным транспортным схемам» [6].
Но наличие специфических условий жизни и хозяйственной деятельности имеют место не во всех субъектах Федерации, что и обусловливает возможность использования различных подходов при решении вопросов о включении их в число геостратегических.
Не учитывается, что использование таких оценочных категорий позволяет государству проводить более гибкую политику при определении геостратегических территорий Российской Федерации и обеспечении их пространственного развития.
Поэтому трудно согласиться с тем, что в Стратегии развития территорий, а также в ранее принятых документах стратегического планирования «недостаточно учтены разнообразие типов и специфика отдельных регионов России» [4, с. 72].
Мы можем констатировать, что общие подходы к установлению геостратегического преимущества отдельных территорий осуществлены с учетом специфики и уникальности российских регионов, а также стратегических приоритетов пространственного развития России.
Результаты
В Стратегии наделение статусом «геостратегическая территория» производится по одному из следующих установленных равнозначных критериев: экономическая типизация, экономико-географическая или географическая, что представляется достаточным для определения территории как геостратегической.
Применительно к данному подходу может объясняться и включение в состав приоритетных геостратегических территорий, входящих в арктическую зону, Мурманской области с незамерзающим глубоководным портом и круглогодичным выходом в мировой океан, а не в качестве приграничного региона (сухопутная граница с Норвегией и Финляндией).
Отсюда следует, что при наличии нескольких критериев отнесения территории к геостратегической государство фактически исходит только из одного критерия, признаваемого в данном случае наиболее значимым с точки зрения пространственного развития Российской Федерации.
Использование любого из установленных в Стратегии критериев (экономических или геоэкономических), в свою очередь, непосредственно связано с обеспечением национальной безопасности.
Мы считаем, что геостратегические территории - это территории, в первую очередь играющие существенную роль в социально-экономическом развитии страны, обеспечении ее территориальной целостности, национальной безопасности и укреплении геополитического потенциала государства. Геополитический потенциал включает в себя совокупность ресурсов государства (пространственных, социаль-
но-экономических, финансовых, военных, информационных, социокультурных и др.) и его внешних отношений и связей, используемых для реализации геостратегии страны в целях усиления ее национальной безопасности [3, с. 125].
Достижение цели по обеспечению национальной безопасности России, в том числе посредством социально-экономического развития геостратегических территорий, обусловливает повышение роли и значения такой специальной целевой группы государственной региональной политики, как приграничные регионы [10, с. 13].
Обеспечение защиты национальной безопасности, особенно в приграничных российских территориях, с учетом нынешних реалий политической нестабильности выступает важнейшей формой практической деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Обсуждение
Особое значение для признания региона геостратегическим имеют факторы возможности возникновения конфликтов в непосредственной близости от российских границ.
Вступление в состав нашей страны Донецкой и Луганской народных республик (далее соответственно - ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей обусловило изменение государственной границы Российской Федерации. Крым воссоединился с Россией и утратил статус эксклава; Ростовская область утратила статус приграничной территории и теперь граничит с новыми субъектами Федерации. Вместе с тем именно статус эксклава Крыма и приграничное положение Ростовской области выступали факторами, в силу которых они, согласно Стратегии, были отнесены к числу приоритетных регионов.
Означает ли это утрату данными субъектами Федерации статуса геостратегической территории?
И Крым, и Ростовская область уже не имеют сухопутных границ с другими государствами. Но, как отмечалось ранее на примере Мурманской области и Чукотского автономного округа, не всегда непосредственное наличие государственной границы является определяющим факто-
ром для признания региона геостратегическим.
Геостратегическая территория имеет существенное значение для устойчивого развития, территориальной неприкосновенности и безопасности страны. Следует признать, что, несмотря на утрату факторов для включения в перечень приоритетных и приграничных геостратегических территорий, на данный момент за Крымом и Ростовской областью объективно сохраняется роль одних из основных регионов, значимых для обеспечения национальной безопасности России.
Воссоединение Крыма с Россией и изменение сухопутной границы Ростовской области на данный момент объективно обусловили только расширение их значения и роли в социально-экономическом развитии государства и обеспечении его безопасности.
Особенности Крыма и Ростовской области как геостратегических территорий, в том числе в сфере производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг, позволяют ускорить процессы интеграции новых регионов в состав России, облегчают решение важных задач в области национальной безопасности.
Обеспечение безопасности государства от внешних угроз, противодействие антироссийским санкциям, дальнейшее социально-экономическое развитие новых регионов нашей страны на данный момент невозможно без непосредственного участия, в частности, Ростовской области.
Благодаря особенностям геополитического, социально-экономического положения на юге Российской Федерации, развитой транспортной сети область не только сохранила, но и усилила свою значимость для обеспечения территориальной целостности и безопасности России, в том числе в связи с проведением специальной военной операции, мерами по восстановлению экономики и строительством социальных и коммунальных объектов в присоединенных к Российской Федерации четырех субъектах.
Во многом это достигается посредством развитой в Ростовской области транспортно-логистической системы, объединяющей центральную часть Российской Федерации с югом страны, включая
новые регионы, и обеспечивающей основные миграционные потоки с восточных, южных и западных границ Российской Федерации.
Достаточно отметить, что через Ростовскую область проходит единственный сухопутный маршрут вдоль северной береговой линии Азовского моря в Крым (через новые регионы России: Херсонскую, Запорожскую области и ДНР), а также осуществляется транзит пассажиров и грузов на территорию Донбасса.
Таким образом, снабжение новых территорий как продовольствием и промышленными товарами, так и продукцией военного назначения осуществляется посредством транспортной системы Ростовской области.
В 2023 году из Крыма к материковой части России начнут строительство новой автострады «Джанкой - Ростов-на-Дону», которая по качеству и эксплуатационным характеристикам не будет уступать трассе «Таврида» в Крыму.
Завершается строительство крупнейшего водовода, соединяющего Ростовскую область и Донецкую республику. Водовод из реки Дон в канал Северский Донец - Донбасс будет обеспечивать водой многие населенные пункты региона.
У Ростовской области с Донбассом давно установлены прочные связи в различных областях экономики, науки и в социальной сфере. Промышленное производство и кооперация не исключение, поскольку именно промышленность выступает ведущим сектором донской экономики. Индекс промышленного производства за 2022 год составил 107,8 %. В 2020 году доля валового регионального продукта Ростовской области (ВРП) в ВВП страны составил 1,6 %, показатель ВРП - 1 692,4 млрд рублей.
Примером сотрудничества промышленных предприятий Ростовской области и Донбасса является функционирование Донского химического кластера. В частности, Алчевский металлургический комбинат - филиал ЮГМК (ЛНР) - одно из крупнейших предприятий черной металлургии Донбасса, выпускающее сырой коксохимический бензол, оно поставляет свою продукцию Новошахтинскому заводу нефтепродуктов (Ростовская область), который реализует готовый продукт: бензол,
ксилол, толуол. Дальнейшая переработка указанного углеволокна ООО «Химические технологии» (Ростовская область) позволяет выпускать смолы ДЦПД, СИС, ИКС, поликонденсационные смолы, композитные пигменты, используемые для покрытия сварочных швов от коррозии. ГУП ЛНР «Луганские полиметаллы» производит ПЕК каменноугольный, который, в свою очередь, используется как сырье филиалом «ЭЛ-6 Новочеркасск» (Ростовская область) для выпуска графитированных электродов, имеющих стратегическое значение для обеспечения импортонезависи-мости промышленности страны.
Налажено взаимодействие университетов Ростовской области (Донской государственный технический университет, Южный федеральный университет, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) и др.) с учебными заведениями новых регионов России в целях обеспечения их соответствия образовательным стандартам государства.
В этой связи можно говорить о взаимодополняемости и кооперации экономик Ростовской области и Донбасса, наличии устойчивого и долговременного сотрудничества и перспектив его роста.
Выводы
Рассчитанная на период до 2025 года Стратегия пространственного развития Российской Федерации вносит свой вклад в систему обеспечения национальной безопасности и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий и регионов в условиях глобальных вызовов и непредсказуемости политических обстоятельств.
Имеющиеся в Стратегии развития общие подходы к установлению геостратегического статуса позволяют определять приоритеты пространственного развития территорий и способствуют исправлению существующих диспропорций в территориальном развитии нашей страны как федеративного государства, достижению целей национальной безопасности.
Использование гибких критериев признания территории геостратегической предоставляет возможность для эффективного осуществления государственной политики пространственного развития и соответствует закрепленному в Стратегии индивидуально-
дифференцированному подходу к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий и регионов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блануца В.И. Перспективы пространственного развития геостратегических территорий Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2020. - № 4. - С. 34. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspek tivy-prostranstvennogo-razvitiya-geostrategi cheskih-territoriy-rossiyskoy-federatsii.
2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. «Геостратегические территории» и «Точки роста» в стратегировании пространственного развития Российской Федерации // ЭТАП. -2019. - № 4. - С. 11. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/geostrategiche skie-territorii-i-tochki-rosta-v-strategirovanii-prostranstvennogo-razvitiya-rossiyskoy-fede ratsii.
3. Огнева В.В., Мельников А.В. Приоритетные геостратегические территории: идентификационные признаки и геополитическое значение в пространственном развитии Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2020. - № 15-2. - С. 125. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/prioritetnye-geostrategicheskie-territorii-identifikatsion nye-priznaki-i-geopoliticheskoe-znachenie-v-prostranstvennom-razvitii.
4. Окрепилов В.В., Кузнецов С.В., Лачининский С.С. Приоритеты экономического развития регионов Северо-Запада в контексте Стратегии пространственного развития России // Проблемы прогнозирования. - 2020. - № 2 (179). - С. 72. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-eko nomicheskogo-razvitiya-regionov-severo-za pada-v-kontekste-strategii-prostranstvennogo-razvitiya-rossii.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1998
№ 919 «О Федеральной целевой программе "Мировой океан"» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р «О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Ткаченко А.А. Геостратегические территории Российской Федерации как понятие и реальность // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2022. - № 17-1. -С. 277. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/geostrategicheskie-territorii-rossiyskoy-fede ratsii-kak-ponyatie-i-realnost.
10. Толстогузов О.В. Типология периферийных регионов и особенности граничной периферии Северо-Запада России // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 47. - С. 13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-pe riferiynyh-regionov-i-osobennosti-granichnoy-periferii-severo-zapada-rossii.
11. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Blanutsa V.I. Prospects for the spatial development of geostrategic territories of the Russian Federation // Bulletin of the Perm University. Series: Political Science. - 2020. -№ 4. - P. 34. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-prostranstvennogo-ra
zvitiya-geostrategicheskih-territoriy-rossiys koy-federatsii.
2. Ivanov O.B., Bukhvald E.M. «Geo-strategic Territories» and «Points of Growth» in Strategizing the Spatial Development of the Russian Federation // STAGE. - 2019. - № 4. -P. 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/geostrategicheskie-territorii-i-tochki-rosta-v-strategirovanii-prostranstvennogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii.
3. Ogneva V.V., Melnikov A.V. Priority geostrategic territories: identification features and geopolitical significance in the spatial development of the Russian Federation // Russia: trends and development prospects. -2020. - № 15-2. - P. 125. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-geos trategicheskie-territorii-identifikatsionnye-prizna ki-i-geopoliticheskoe-znachenie-v-prostranst vennom-razvitii.
4. Okrepilov V.V., Kuznetsov S.V., Lachininsky S.S. Priorities for the economic development of the regions of the North-West in the context of the Strategy for Spatial Development of Russia // Problems of Forecasting. - 2020. - № 2 (179). - P. 72. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-eko nomicheskogo-razvitiya-regionov-severo-za pada-v-kontekste-strategii-prostranstvennogo-razvitiya-rossii.
5. Decree of the Government of the Russian Federation of August 20, 2015 № 870 «On the content, composition, procedure for developing and approving the strategy for the spatial development of the Russian Federation, as well as on the procedure for monitoring and controlling its implementation» // SPS «ConsultantPlus».
6. Decree of the Government of the Russian Federation of August 10, 1998 № 919 «On the Federal Target Program «World Ocean» // SPS «ConsultantPlus».
7. Decree of the Government of the Russian Federation № 207-r dated February 13, 2019 «On Approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025» // SPS «Consultant-Plus».
8. Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2009 № 2094-r «On the Strategy for the SocioEconomic Development of the Far East and the Baikal Region for the period up to 2025» // SPS «ConsultantPlus».
9. Tkachenko A.A. Geostrategic territories of the Russian Federation as a concept and reality // Russia: trends and development prospects. - 2022. - № 17-1. - P. 277. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geostra tegicheskie-territorii-rossiyskoy-federatsii-kak-ponyatie-i-realnost.
10. Tolstoguzov O.V. Typology of peripheral regions and features of the border periphery of the North-West of Russia // Regional Economics: Theory and Practice. -2010. - № 47. - P. 13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tipologiya-peri feriynyh-regionov-i-osobennosti-granichnoy-per iferii-severo-zapada-rossii.
11. Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017 № 13 «On Approval of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the period up to 2025» // SPS «ConsultantPlus».
12. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // SPS «ConsultantPlus».
13. Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 № 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».