Научная статья на тему 'О критериях качества государственных геопространственных данных Российской Федерации'

О критериях качества государственных геопространственных данных Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геодезия / топография / картография / государственные геопространственные данные / критерии качества / geodesy / topography / cartography / state geospatial data / quality criteria
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Побединский Геннадий Германович, Прусаков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О критериях качества государственных геопространственных данных Российской Федерации»

Побединский Г.Г.,

Прусаков А.Н.1

О КРИТЕРИЯХ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2

Ключевые слова: геодезия, топография, картография, государственные геопространственные данные, критерии качества.

Keywords: geodesy, topography, cartography, state geospatial data, quality criteria.

Введение

Создание и использование геопространственных (пространственных) данных3 является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации, в частности созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте и повышению производительности труда.

В состав геопространственных данных принято включать результаты деятельности по дистанционному зондированию Земли, топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение [1], совокупность данных о местности и объектах, расположенных на поверхности Земли, в подповерхностном слое Земли, приповерхностном слое атмосферы Земли и околоземном пространстве, необходимых для использования в различных областях деятельности [2], данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, включая сведения о пунктах геодезической, нивелирной и гравиметрической сети [4].

В результатах инвентаризации материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (в настоящее время Федеральный фонд пространственных данных) в 2013-2016 гг. [5] был установлен следующий состав геопространственных данных федерального уровня:

Вид геопространственных данных Кол., млн. ед. Доля в фонде, %

Государственные топографические карты и планы 36,6 42,4

Государственные навигационные карты и планы 0,4 0,4

Каталоги координат, высот и отчетные материалы геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей 0,6 0,7

Первичные и производственные материалы и данные дистанционного зондирования Земли 42,0 48,4

Другие материалы и данные 7,1 8,1

Анализ текущего состояния, тенденций развития, мирового опыта стран с большой территорией в сфере топо-графо-геодезического и картографического обеспечения позволил определить основные потребности в современных, достоверных и точных геопространственных данных, в условиях интенсивного внедрения информационных технологий, обеспечения технологической независимости [5, 6, 7, 8, 9].

Надежность и эффективность работы современных информационных систем органов государственного и муниципального управления, информационных систем в экономике, обороне и безопасности во многом зависит от точности, современности, полноты и достоверности используемых геопространственных данных. Одним из основных вопросов функционирования любой автоматизированной системы, в том числе территориально распределенных геоинформационных систем (ГИС), является оценка качества используемой в ней информации.

Широкое внедрение информационных технологий вызвало у многих иллюзорное представление о быстрой пре-одолимости сложностей, связанных с информационным взрывом и, соответственно, с информационными перегрузка-

1 Побединский Геннадий Германович - к.т.н., зав. лабораторией ГИС-технологий и биоинформатики ННИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной, г. Нижний Новгород. E-mail: pobedinskij-gg@yandex.ru

Прусаков Александр Николаевич - к.э.н., начальник Управления технического регулирования и средств измерений, Центр геодезии, картографии и ИПД, г. Москва. E-mail: prusakov_an@nsdi.rosreestr.ru

2 Доклад, представленный на Межведомственный семинар по проблемам научно-технологического развития России

3 Термины являются равнозначными. В Указе Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.09.2018) [1] применяется термин «геопространственные сведения», в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 326 (ред. от 27.11.2014) [2], а также в наименовании и документах Комитета экспертов ООН по управлению глобальной геопространственной информацией [3] применяется термин «геопространственная информация», в Федеральном законе от 30.12.2015 № 431-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [4] и подзаконных актах используется термин «пространственные данные».

ми. Серьезное беспокойство вызывает энтропия информационного пространства, приводящая к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества (захламленность, загрязненность «информационным мусором», «информационными отходами»). В информатике существует не совсем популярный принцип GIGO (Garbage In, Garbage Out) - «Мусор на входе - мусор на выходе», означающий, что при неверных входных данных будут получены неверные результаты, даже если сам по себе алгоритм правилен.

Степень изученности проблемы зависит во многом от того, в какой мере известны данные, характеризующие ее с самых разных сторон. Чтобы найти оптимальный подход к ее решению, очевидно, необходимо следовать этому принципу, разумеется, с учетом «качественной стороны» (объективности, своевременности и т.д.). Прежде чем принимать решения, люди стараются найти любую информацию. Однако нарушение меры порой приводит к тому, что увеличение количества полученной информации не дает ожидаемых результатов, а скорее напротив - вызывает обратный эффект [10].

Критерии качества государственных геопространственных данных Российской Федерации

Поскольку в общем объеме государственных геопространственных данных федерального уровня 90,8% составляют государственные топографические карты и планы, а также данные дистанционного зондирования Земли, целесообразно более подробно рассмотреть критерии качества топографических карт, планов, единой электронной картографической основы (ЕЭКО), а также данных дистанционного зондирования Земли, используемых для обновления карт.

Учитывая мировые тенденции в области управления геопространственной информацией в 2010-2012 гг., изложенные в Докладах Генерального секретаря ООН по вопросам управления глобальной геопространственной информацией [11, 12], результаты анализа состояния топографического картографирования в мире в 2012-2014 гг., изложенные в докладах руководителя Рабочей группы ISPRS IV/21 [13, 14], результаты анализа потребностей субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в государственных геопространственных данных для обеспечения своей деятельности в 2014-2015 гг. [5, 8, 9], определим количественные и качественные критерии государственных геопространственных данных следующим образом.

Обобщая требования нормативных документов и публикаций по картографии и геоинформатике наиболее важными критериями качества государственных геопространственных данных в части карт, планов и ЕЭКО, являются следующие:

- точность - степень соответствия местоположения объектов в базе геопространственных данных их местоположению в действительности;

- современность - степень соответствия информации в базе геопространственных данных современному состоянию объекта;

- достоверность - степень соответствия информации в базе геопространственных данных состоянию объекта на определенную дату.

В последнее время часто объединяют свойства «достоверность» и «современность» под общим термином «актуальность», но такое объединение представляется не совсем корректным, так как в ряде случаев востребованными являются достоверные на определенную дату геопространственные данные для решения спорных вопросов.

Свойства «точность», «достоверность» и «современность» — это объективные свойства геопространственных данных, однозначно трактуемые в системах «машина - машина» (полностью автоматизированные технологии выполнения расчетных задач) и в системах «человек - машина» (технологии поддержки принятия управленческих решений).

Поскольку наиболее важными представляются критерии «современность» и «достоверность», рассмотрим их более подробно.

Система правового и технического регулирования в сфере государственных

геопространственных данных

Анализ состояния и изменений системы правового и технического регулирования в сфере геодезии и картографии, проведенный в 2016-2018 гг. [16, 17, 18, 19, 20, 21] позволил сделать следующие выводы.

Основы правового регулирования геодезической и картографической деятельности заложены в Конституции Российской Федерации, согласно которой геодезия и картография, а также наименования географических объектов в соответствии со статьей 71 (пункт «р») отнесены к ведению Российской Федерации.

Нормы правового регулирования геодезической и картографической деятельности применены в некоторых Федеральных конституционных законах, так, например, Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [22] дано определение Государственной границы Российской Федерации в районе границы Республики Крым на суше, сопряженной с территорией Украины.

Правовое и техническое регулирование в сфере геодезии и картографии в Российской Федерации до недавнего времени осуществлялось в правовом поле Федерального закона «О геодезии и картографии» [23], а также федераль-

1 Рабочая группа КРЯБ 1У/2 - «Общее состояние картографирования и обновления баз геоданных» образована по инициативе Международного общества фотограмметрии и дистанционного зондирования (¡БРЯБ) и отдела статистики Секретариата экспертной комиссии ООН по управлению глобальными геопространственными данными (ЦМООГМ).

ных законов «О наименованиях географических объектов» [24], «О техническом регулировании» [25], «Об обеспечении единства измерений» [26], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [27], «О навигационной деятельности» [28], «О космической деятельности» [29].

Указанные законы регулируют отношения в сфере установления требований и норм к продукции, проверки соответствия продукции установленным требованиям, обеспечения единства измерений, а также отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации.

Примером нормативного акта Президента Российской Федерации в части регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации является Указ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [1], определяющий отнесенные к государственной тайне геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, деятельности по дистанционному зондированию Земли, и государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению этими сведениями.

В рамках реализации вышеперечисленных нормативных актов правовое регулирование в сфере геодезии и картографии реализуется посредством подзаконных нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Примером нормативного акта Правительства Российской Федерации в части регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации является постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений» [30], определяющее перечень служб, входящих в эту систему и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся эти службы. В соответствии с этим постановлением в систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений входит служба контроля деформации земной поверхности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ранее Федеральной службы геодезии и картографии России).

Примером нормативно-технических актов, разработанных и утвержденных федеральными органами исполнительной власти в области геодезии и картографии и в области обороны являются Основные положения по созданию и обновлению топографических карт [31] и комплекс Руководств по картографическим и картоиздательским работам части 1-5, определяющих технические и технологические требования к процессам создания и обновления государственных топографических карт масштабов 1:25 000 - 1:1 000 000, а также обзорно-топографических карт масштабов 1:500 000 - 1:10 000 000, утвержденных руководителями Военно-топографического управления Генерального штаба (ВТУ ГШ) и Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР (ГУГК при СМ СССР) [32, 33, 34, 35, 36].

Созданная ранее на протяжении нескольких десятков лет база нормативно-технических документов системы ГКИНП (геодезические, картографические инструкции, нормы и правила) [37] составляет около 300 утверждённых документов [20, 21, 38].

В области стандартизации в сфере геодезии и картографии совместными приказами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России) и Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации (Роскартографии) на базе ЦНИИГАиК в 1996 году был создан технический комитет по стандартизации ТК 394 «Географическая информация/геоматика», а в 1998 году технический комитет по стандартизации ТК 404 «Геодезия и картография».

Примером разработанных в это время стандартов могут служить стандарты серии «Термины и определения»:

ГОСТ 28441-99 (Межгосударственный стандарт). Картография цифровая. Термины и определения;

ГОСТ Р 51833-2001. Фотограмметрия. Термины и определения;

ГОСТ Р 52369-2005 Фототопография. Термины и определения. Общие понятия;

ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения.

Структура нормативных документов системы правового и технического регулирования в области геодезии и картографии до 2018 г., показана на рис. 1.

В настоящее время правовое и технической регулирование в области геодезии и картографии претерпевает коренные изменения.

В соответствии с п. 5 статьи 32 действующего в настоящее время Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] положения принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2017 года) нормативных актов органов государственной власти СССР, РСФСР и Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере геодезии и картографии, действуют до 1 января 2018 года в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам.

Отмененными оказались не только 300 нормативно-технических документов системы ГКИНП, использовавшихся при выполнении работ по государственным контрактам, при осуществлении государственного надзора в области геодезии и картографии, при оценке качества геопространственных данных. Также отменены без эквивалентной замены такие важные нормативные акты, как Положение о службе контроля деформации земной поверхности, входящей в состав Федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений [30], Перечень материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд (порядок определения перечней пространственных данных и материалов, подлежащих включению в федеральный, ведомственные и региональные фонды пространственных данных Федеральным законом [4] не определен), а также ряд других не менее важных нормативных документов.

Нормативно-технические документы (НТД)

Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы

Международные договоры и соглашения

Общегосударственные НТД системы ГКИНП (ГНТА)

Ведомственные НТД (ОНТА)

Межгосударственные, государственные, национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р)

Акты Президента Российской Федерации

Отраслевые стандарты (ОСТ)

Стандарты организаций (СТО)

Федеральные законы

Акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты ФОИВ

Методики измерений (МИ)

Рисунок 1.

Структура нормативных документов системы правового и технического регулирования в области

геодезии и картографии до 2018 г.

Статья 5 Федерального закона [4], определяет, что, «Требования к геодезическим и картографическим работам и их результатам, за исключением указанных в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона геодезических и картографических работ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, а также по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции».

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, в настоящее время является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Перечнем проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федерального закона [39], была предусмотрена разработка и принятие всего 42 нормативных правовых актов.

Рассмотрим обоснованность и достаточность основного критерия качества государственных геопространственных данных Российской Федерации «современность» в рамках требований двух новых нормативных правовых актов.

Обоснованность действующих критериев качества государственных геопространственных данных

Российской Федерации

Правилами создания и обновления единой электронной картографической основы [40] определена необходимость мониторинга актуальности единой электронной картографической основы, по результатам которого определяются территории, в отношении которых необходимо осуществить обновление сведений картографической основы, но порядок и периодичность такого мониторинга не определены.

Требованиями к периодичности обновления государственных топографических карт [41] установлено, что обновление государственных топографических карт и государственных топографических планов осуществляется в следующих случаях:

- государственные топографические карты и государственные топографические планы не соответствуют требованиям, предъявляемым к государственным топографическим картам и государственным топографическим планам, в

том числе к точности государственных топографических карт и государственных топографических планов, утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона [4]:

- изменение (появление, исчезновение) объектов и элементов местности требуют обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов;

- степень изменения местности, отображенной на государственных топографических картах и государственных топографических планах, превышает 20 процентов площади государственной топографической карты и государственного топографического плана;

- обновление государственной топографической карты и государственного топографического плана не осуществлялось 10 лет.

Одновременно с этим Требованиями к периодичности обновления государственных топографических карт [41] установлено, что периодичность обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов определяется на основе оценки степени изменения местности по итогам анализа результатов аэросъемки, дистанционного зондирования Земли, информации, содержащейся в единой электронной картографической основе, Едином государственном реестре недвижимости и информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, а также информации, содержащейся в государственных фондах пространственных данных.

Наиболее неопределенным показателем является «степень изменения местности», так как методика ее определения в новом нормативном акте [41] отсутствует. Методика определения «степени современности листов карты», приведенная в отмененных Основных положениях по созданию и обновлению топографических карт [31], и способ определения «степени устарелости карты», приведенный в так же отмененном Руководстве по картографическим и картоиздательским работам [32], не могут применяться в качестве официальных.

ч

Президент Российской Федерации Правительство Российской Федерации

Федеральные законы, указы, постановления, распоряжения, в том числе утверждающие технические регламенты в области геодезии и картографии.

Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (Росстандарт)

Утверждение национальных стандартов в области геодезии и картографии, а также по поручению Президента Российской Федерации

или Правительства Российской Федерации утверждение технических регламентов.

Межгосударственный совет по геодезии, картографии, землеустройству и дистанционному зондированию Земли государств - членов СНГ

J

Утверждение межгосударственных стандартов в области геодезии и картографии государств - членов СНГ

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области геодезии и картографии (Минэкономразвития России)

Подзаконные нормативные правовые акты в виде приказов, утверждающих нормативно-технические документы в области геодезии и картографии, в том числе своды правил, в соответствии с установленными полномо-

Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии (Росреестр)

Подзаконные нормативные правовые акты в виде приказов, утверждающих нормативно-технические документы в области геодезии и картографии, в соответствии с установленными полномочиями.

V

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики,

нормативно-правовому регулированию в области обороны (Минобороны России)

Подзаконные нормативные правовые акты в виде приказов, утверждающих нормативно-технические документы в области геодезии и картографии, в соответствии с установленными полномочиями.

Л

Другие федеральные органы исполнительной власти

Подзаконные нормативные правовые акты в виде приказов, утверждающих ведомственные нормативно-технические документы в области геодезии и картографии, в соответствии с установленными полномочиями.

чиями.

Технические комитеты по стандартизации ТК 394 (Географическая информация/геоматика), ТК 404 (Геодезия и картография) и ПК7 ТК 363 (Радионавигация)

Разработка проектов Национальных стандартов (ГОСТ Р) в области геодезии и картографии

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных»

Разработка по поручению Минэкономразвития России и Росреестра проектов нормативно-технических документов в области геодезии и картографии.

Рисунок 2.

Схема разработки нормативных документов в области геодезии и картографии

Заключение

В рамках требований действующих федеральных законов «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], «О техническом регулировании» [25], «О стандартизации в Российской Федерации» [42] имеется настоятельная необходимость системного подхода к решению проблемы по переработке, разработке новых нормативно-технических документов и совершенствованию нормативной базы в области геодезии и картографии в целом.

В качестве одного из путей решения данной задачи мог бы быть следующий порядок действий:

- переработка и разработка новых нормативно-технических документов;

- объединение переработанных и разработанных нормативных документов в Своды правил, Комплексы национальных стандартов и отдельных стандартов по направлениям деятельности (технологиям и т.п.);

- разработка и принятие на основе национальных стандартов технических регламентов.

Схема разработки нормативных документов в сфере геодезии и картографии показана на рис. 2.

Первоочередным нормативным документом, который подлежит переработке в свете требований федеральных

законов [4], [25], [42], на наш взгляд, является переработка ГКИНП (ГНТА)-119-94 «Инструкция о порядке разработки и утверждения нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации».

ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» в настоящее время приступило к разработкам стандартов в свете реализации вступивших в силу федеральных законов:

- разработан проект первоочередного национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) «Система стандартов в области геодезии, картографии и пространственных данных. Основные положения» в рамках ТК 404 «Геодезия и картография» и в соответствии Программой национальной стандартизации Российской Федерации;

- следующим предполагается поставить разработку национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) регулирующего вопросы порядка разработки и утверждения НТД на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.09.2018) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 326 (ред. от 27.11.2014) «О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2003 № 323 (ред. от 29.03.2018) «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН».

4. Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Бильдина Е. Е. Сводный отчет о результатах инвентаризации материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ) в 2013-2016 гг. / Е.Е. Бильдина, В.В. Давлятов, Г.Н. Егорчев, Ю.А. Звягина, А.А. Качалов, Р.В. Кипоть, Н.Ю. Кузьмина, Н.Ю. Литвинов, Г.Г. Побединский, И.А. Поздняков, И.В. Протопопова, Е.Г. Рюмин, И.В. Сидоров, А.И. Углев, Л.И. Яблонский. - М.: Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных, 2017. - 192 с. - https://elibrary.ru/item.asp?id=35675743

6. Васильев И. В. Стратегические направления топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации. / И.В. Васильев, А.В. Коробов, Г.Г. Побединский // Вестник СГУГиТ. 2015. - Вып. 2 (30). - С. 5-23. - http://cyberleninka. ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-razvitiya-topografo-geodezicheskogo-i-kartograficheskogo-obespecheniya-rossiyskoy-federatsii

7. https://elibrary.ru/item.asp?id=24216318

8. Забнев В.И. Современное состояние обеспечения территории России государственными топографическими картами и планами, проблемы старения геопространственных данных, методы обновления и мониторинга. / В.И. Забнев, С.В. Орлов, Г.Г. Побединский, Л.И. Яблонский // ГЛОНАСС и геодезия. - М.: Центр геодезии, картографии и ИПД, 2016. - С. 195-205. -https://elibrary.ru/item.asp?id=35095051

9. Побединский Г.Г. Государственные геопространственные данные Российской Федерации. Вопросы создания и использования. / Г.Г. Побединский, А.Н. Прусаков, И.В. Протопопова // Международный научно-технический и производственный журнал «Науки о Земле». 2017. - № 1. - С. 22-35. - http://geo-science.ru

10. https://elibrary .ru/item.asp?id=29760122

11. http://geo-science.ru/wp-content/uploads/GeoScience-1-2017-3.pdf

12. Побединский Г.Г. Объемные и структурные характеристики массивов и потоков информации при создании и обновлении государственных геопространственных данных Российской Федерации / Г.Г. Побединский // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. XIV Международный научный конгресс, 23-27 апреля 2018 г., Новосибирск. Пленарное заседание: Сборник материалов. - Новосибирск: СГУГиТ, 2018. - С. 12-31. - http://geosib.sgugit.ru/wp-content/uploads/kongress/Sborniki/2018/Пленарное_макет.pdf

13. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. - М., 2005. - № 5. - С. 114-121. - http://ecso cman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf

14. Управление глобальной геопространственной информацией / Доклад Генерального секретаря ООН на основной сессии Экономического и Социального Совета (The United Nations Economic and Social Council - ECOSOC). - Женева, 4-29 июля 2011 года (E/2011/89). - http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/335/34/PDF/N1133534.pdf7OpenElement

15. Будущие тенденции в области управления геопространственной информацией / Доклад Генерального секретаря ООН на второй сессии Комитета экспертов по вопросам управления глобальной геопространственной информацией. - Нью-Йорк, 13-15 августа 2012 года (E/C.20/2012/3). - http://ggim.un.org/2nd%20Session/E-C20-2012-3%20Future%20Trends_r.pdf

16. The International Society for Photogrammetry and Remote Sensing (ISPRS) Study on the Status of Mapping in the World / Gottfried Konecny // Global Geospatial Information. Resources: Proceedings of the International Workshop, 25 Apr. 2013 y. - Novosibirsk: SSGA, 2013. - P. 4-24.

17. The Status of Topographic Mapping in the World. A UNGGIM - ISPRS Project 2012 - 2014 / G. Konecny, U. Breitkopf, A. Radtke, K. Lee // Global Geospatial Information and High Resolution Global Land Cover/Land Use Mapping. Resources: Proceedings of ISPRS WG IV/2 workshop, 21 Apr. 2016 y. - Novosibirsk: SSUGT, 2016. - P. 4-44.

18. Журкин И.Г., Побединский Г.Г., Грузинов В.С. Развитие информационного обеспечения государственных фондов пространственных данных.

19. The Status and Prospect of Creation of the State Geospatial Data of the Russian Federation (9302). / Gennady Pobedinskiy and Alexander Prusakov (Russia). / FIG Congress 2018 Embracing our smart world where the continents connect: enhancing the geospatial maturity of societies Istanbul, Turkey, May 6-11, 2018. - http://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig2018/papers/ts08e/ TS08E_pobedinskiy_prusakov_9302.pdf

20. https://elibrary.ru/item.asp?id=35109702

21. The Legal and Technical Regulation of the Geodetic, Cartographic and Spatial Data in the Russian Federation (9120) / Gennady Po-bedinskiy and Alexander Prusakov (Russia). / FIG Working Week 2017 Surveying the world of tomorrow - From digitalisation to augmented reality Helsinki, Finland, May 29-June 2, 2017. - http://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig2017/ papers/ts08j/TS08J_pobedinskiy_prusakov_9120.pdf

22. https://elibrary.ru/item.asp?id=35456066

23. Побединский Г.Г., Прусаков А.Н., Яблонский Л.И. Основные направления совершенствования правового и технического регулирования в области геодезии и картографии. // Инженерные изыскания. 2017. - № 1. - С. 12-19. - http://www.geomark.ru/ includes/periodics/shelf_100/2017/0213/00008520/detail.shtml

24. https://elibrary.ru/item.asp?id=28408877

25. Непоклонов В.Б., Побединский Г.Г., Спиридонов А.И. Система нормативного регулирования для обеспечения эффективного применения ГЛОНАСС в топографо-геодезическом и картографическом обеспечении // ГЛОНАСС и геодезия. - М.: Центр геодезии, картографии и ИПД, 2016. - С. 224-245. - https://elibrary.ru/item.asp?id=35181849

26. Побединский Г. Г., Прусаков А. Н. Правовое и техническое регулирование геодезической и картографической деятельности // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки'2016». Труды научного конгресса. В 3 т. Т. 1. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - С. 336-355. - http://nngasu.ru/word/reki2016/velikie_reki_tom_1_2016.pdf

27. https://elibrary.ru/item.asp?id=27481825

28. https://elibrary.ru/download/elibrary_27481710_79000680.pdf

29. Побединский Г.Г., Прусаков А.Н. Вопросы правового и технического регулирования геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации. // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр., 18-22 апреля 2016 г., Новосибирск: Пленарное заседание: сб. материалов. - Новосибирск: СГУГиТ, 2016. - С. 32-53. - http://sgugit.ru/upload/interexpo-geo-siberia/collections/2016/Пленарное%20заседание.pdf

30. https://elibrary.ru/item.asp?id=26020654

31. https://elibrary.ru/download/elibrary_26020654_20208718.pdf

32. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. на 29.12.2015). - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;div=LAW;dst=100026,0;n=165876;req=doc; rnd=0.8157102924305946

33. Федеральный закон «О геодезии и картографии» от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ (в ред. на 06.04.2015). - http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_77904/

34. Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18.12.1997 г. № 152-ФЗ (в ред. на 30.12.2015). - http://base. garant.ru/12106462/

35. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (в ред. на 28.11.2015). - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/

36. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. №102-ФЗ (в ред. на 13.07.2015). - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904/

37. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в ред. на 30.12.2015). - http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=182692;req=doc

38. Федеральный закон «О навигационной деятельности» от 14.02.2009 г. № 22-ФЗ (в ред. на 13.07.2015). - http:// base.garant.ru/12165206/

39. Федеральный закон «О космической деятельности» от 20.08.1993 г. № 5663-1 (в ред. на 13.07.2015). -http://base.garant.ru/136323/

40. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.05.1993 г. № 444 «О федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений». - http://base.garant.ru/2108505/

41. ГКИНП-05-029-84. Основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10 000, 1:25 000. 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000, 1:1 000 000. - М.: РИО ВТС, 1984. - 51 с. Утверждены Начальником ВТУ ГШ и Начальником ГУГК при СМ СССР.

42. ГКИНП 05-050-77. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Ч. 1. Составление и подготовка к изданию топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000. (утв. Начальником ГУГК при СМ СССР 12.04.1977 и Начальником ВТУ ГШ 31.05.1977). - М.: РИО ВТС, 1978. - 131 с. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=ESU; frame=572;n=27734;req=doc

43. ГКИНП 05-053-79. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Ч. 2. Составление и подготовка к изданию топографических карт масштабов 1:200 000, 1:500 000. (утв. Начальником ВТУ ГШ 12.03.1980 и Начальником ГУГК при СМ СССР 12.03.1980). - М.: РИО ВТС, 1980. - 167 с. - http://snipov.net/database/c_4294955309_doc_4293849357.html

44. ГКИНП 05-052-85. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Ч. 3. Составление и подготовка к изданию топографической карты масштаба 1:1 000 000 (РКР-3). (утв. Начальником ВТУ ГШ и Начальником ГУГК при СМ СССР). М.: РИО, 1985. - 148 с. - http://standartgost.rug/%D0%93%D0%9A%D0%98%D0%9D%D0%9F_05-052-85

45. ГКИНП 05-051-77 Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Ч. 4. Составление и подготовка к изданию планов городов. (утв. Начальником ВТУ ГШ и Начальником ГУГК при СМ СССР). - М.: РИО ВТС, 1978. - 111 с. -http://snipov.net/database/c_4224567195_doc_4293849335.html

46. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Ч. 5. Составление и подготовка к изданию обзорно-географических карт масштабов 1:500 000—1:10 000 000 (утв. Начальником ВТУ ГШ). - М.: РИО ВТС, 1984. - 71 с.

47. ГКИНП (ГНТА)-119-94 Инструкция о порядке разработки и утверждения нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации, утверждена приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 04.03.1994 г. № 23п. - М.: ОНТи ЦНИИГАиК, 1994. -http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=35568901009797058558179272&cacheid=6D3F9FA4905AD8FC7B6610473 98302C2&mode=splus&base=EXP&n=388699&rnd=FB1577FBEF40961BA7B48544DAB3F0AE#00714976429998293

48. Перечень действующих нормативных актов и документов на производство топографо-геодезических и картографических работ. По состоянию на 1 января 2005 года. (Подготовлен в соответствии с распоряжением Руководителя Федерального агентства геодезии и картографии от 5 апреля 2005 года № 5-р. - http://docs.cntd.ru/document/901945769). - http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=463532#06392182918597415

49. Перечень проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федерального закона, утверждён заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозиным от 26.01.2016 г. № 429п-П9.

50. Правила создания и обновления единой электронной картографической основы. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 1131.

51. Требования к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1174.

52. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 г. №162-ФЗ. - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_77904/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.