УДК 061.6
О КРИТЕРИЯХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
л
В.А.Калашников1
Иркутский государственный технический университет, 664074г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты социологических исследований по оценке кадрового потенциала высшей школы. Исследование проводилось в вузах г. Иркутска совместно с кафедрами социально-гуманитарного направления. Выявлено, что качество подготовки специалистов зависит от качества преподавания, на которое оказывают воздействие множество факторов: активная научная деятельность преподавателей; доступ к современной научной информации, литературе; периодическое повышение квалификации; научное, научно-методическое общение между преподавателями; стажировка в научных центрах; постоянные связи с производством. Также выявлены главные механизмы воздействия на повышение качества деятельности профессорско-преподавательского персонала вузов.
Табл. 4. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: потенциал системы высшего образования; критериальные признаки кадрового потенциала высшей школы; оценки развития кадрового потенциала высшей школы.
ON CRITERIA AND INDICATORS OF HIGHER SCHOOL HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT V.A. Kalashnikov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The paper provides the results of sociological studies to estimate the higher school human resource potential. Conducting the study in Irkutsk universities in collaboration with social and humanitarian departments it was revealed that the quality of specialist training depends on the quality of teaching, which is influenced by a number of factors: active scientific activities of lectures, access to modern scientific information and literature, periodic advanced training, scientific and scientific-methodological dialogue between lectures, study courses in research centers and regular contacts with industry. The main mechanisms affecting the improvement of university staff teaching quality are identified. 4 tables. 5 sources.
Key words: potential of higher education system; criteria symptoms of higher school human resources; development estimates of higher school human resources.
Сегодня ситуация в высшей школе такова, что проблема активной кадровой политики в этой сфере становится приоритетной задачей управления системой высшего образования.
Анализ роли высшей школы в современном российском обществе, которое стремится к принципиально новому социально-технологическому укладу своей жизнедеятельности, оценка тенденций развития базовых факторов системы высшего образования, сложившихся в течение последних двадцати лет, свидетельствуют о необходимости новой парадигмы управления высшей школой, которая выходит за пределы как централизованной, так и децентрализованной модели управления в традиционном их понимании. Речь идет как о процессе управления воспроизводством материального, так и о процессе управления воспроизводством идеального.
Воспроизводство материального и воспроизводство идеального отличаются по своим существенным признакам. В табл. 1 предпринята попытка выделить отличительные признаки производства материального
и производства идеального. При составлении табл. 1 мы опирались на теоретические положения, содержащиеся в работах [1], [2], [3], [4] и др.
Особенности высшего образования как деятельности по воспроизводству идеального переносят смысловую задачу управления этой сферой в область управления развитием потенциала базовых ресурсов этой сферы.
Базовыми ресурсами системы высшего образования являются:
• желание студентов получить научные знания и профессиональные умения, достичь конкурентоспособного уровня профессиональной квалификации;
• уровень знаний, научная компетентность и профессиональный опыт преподавателей, осуществляющих образовательный процесс;
• качество учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения.
1 Калашников Валентин Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89647319953, e-mail: pedagogoka@istu.irk.ru, Kalachnikov-v-A@mail.ru
Kalashnikov Valentin, Candidate of Pedagogics Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89647319953, e-mail: pedagogoka@istu.irk.ru, Kalachnikov-vA@mail.ru
Таблица 1
Сопоставление воспроизводства в материальной и идеальной сферах
Признаки Производство материального Производство идеального
Базовые ценности Экономический рост Развитие Гармония Совершенство
Сущность труда Исполнительская Творческая
Предмет организации Люди и вещи Образовательная деятельность и знания
Перспектива времени Адаптация к потребностям настоящего времени Направленность в будущее
Основная производственная единица Предприятие Завод Фабрика Исследовательский институт Сервисный офис
Форма материализации результатов труда Вещи Информация
Критерий обмена результатами производства Цена Согласованность доходов и расходов
Базовый экономический закон Обмен эквивалентов Распределение издержек между пользователями
Организационный механизм Рыночные отношения Риск и вознаграждение Конкуренция Стихийный процесс самоорганизации Общественные интересы Гарантии безопасности Сотрудничество Социальные технологии как синтез деятельностных, информационных и менеджерских технологий
Этимологически термин «потенциал» означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Категория «потенциал» связана с обобщенной, собирательной характеристикой ресурсов управляемой системы, привязанной к месту и времени, поэтому «потенциал системы высшего образования» можно определить как способность комплекса ее человеческих и вещественных ресурсов обеспечить достижение общественно значимых образовательных целей. Чем в большем соответствии находятся структурные и функциональные элементы ресурсов системы высшего образования, тем выше потенциал и эффективность ее функционирования.
Представление о потенциале системы высшего образования как о совокупной возможности ее ресурсов в их взаимосвязи требует знания качественных и количественных характеристик не только отдельных ресурсов, но и показателей, описывающих систему высшего образования в целом, а также имеющихся у нее, но еще не используемых резервов.
Понятие «потенциал системы высшего образования (вуза)», выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений в ней [5]. Во-первых, понятием «потенциал» отражается про-
шлое, т.е. оценивается совокупность свойств, накопленных субъектами образовательной деятельности, обуславливающих их способность к функционированию и развитию. Во-вторых, понятием «потенциал» характеризуется настоящее (высшей школы, вуза, личности) с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. Рассматривая потенциал коллектива вуза с этих позиций, следует иметь в виду, что наряду с реализованными возможностями могут оставаться и нереализованные, что зачастую ведет к снижению эффективности его функционирования. В-третьих, потенциал ориентирован на развитие (на будущее). В процессе деятельности ее участники не только реализуют свои наличные способности, но и приобретают новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития (высшей школы, вуза, человека).
Ядром потенциала каждого вуза и высшей школы в целом является их кадровый потенциал, который представляет собой комплексную характеристику образовательных возможностей профессорско-преподавательского персонала. При этом кадровый потенциал отражает не только подготовленность преподавательского корпуса к выполнению своих функций в настоящий момент, но и его возможности в долгосрочной перспективе - с учетом возраста, научной и педагогической квалификации, практического опыта, деловой активности, качества деятельности (в том числе результативности), профессиональной мобиль-
ности и инновативности, уровня мотивации.
Усиление значимости высшего образования как фактора социального и экономического развития страны и ее конкурентоспособности, увеличение доли национального богатства, сосредоточенного в высшей школе, масштабов потребляемых ею финансовых ресурсов, необходимость обеспечения общедоступности высшего образования для различных социальных слоев населения - все это предопределяет ведущую роль государства в организации высшего образования. Любое общество считает своё правительство ответственным за это. Важным механизмом влияния государства на потенциал системы высшего образования является соответствующая кадровая политика.
Под государственной кадровой политикой в любой сфере общественной практики понимается выражающая волю государства стратегия формирования, развития и рационального использования человеческих ресурсов, обеспечивающая оптимальный баланс интересов субъектов деятельности с интересами общества, основанный на учете целей развития общества, закономерностей развития соответствующей сферы деятельности и состояния экономики страны.
Концепция государственной кадровой политики -это система исходных, опорных позиций и ведущих идей, раскрывающих основные подходы государства к решению кадровых проблем в современных условиях и на перспективу, цели, задачи и приоритетные направления формирования, развития и рационального использования кадрового потенциала. Она определяет критерии отбора, оценки и ротации кадров, пути совершенствования подготовки и повышения квалификации персонала, формы и методы стимулирования работников к эффективной деятельности. Концепция кадровой политики - это своего рода философия кадровой политики.
На основе результатов обсуждения на ряде конференций и научных семинаров сложной и неоднозначной кадровой ситуации в сфере высшего образования мы пришли к убеждению, что в настоящее время основными принципами формирования кадровой политики в сфере высшего образования являются:
• Стержнем кадровой политики должна быть «стратегия развития», а не «стратегия выживания».
• Искоренение вульгарного подхода к профессорско-преподавательскому составу как «кадровому обеспечению» системы высшего образования и культивирование позиции, что преподаватели и студенты -главный субъект образовательной деятельности, представляющий собой единое академическое сообщество. Кадровая политика должна быть сфокусирована на поддержке основных профессиональных ценностей преподавательской деятельности, которыми являются склонность к творческому самовыражению через свою профессию, стремление к постоянному совершенствованию процесса преподавания, чувство профессиональной ответственности за качество преподавания.
• Системное использование параметрического и обликового описания объектов кадровой политики.
Сложившаяся в нашем управлении образованием практика имеет сильный перекос в сторону количественных оценок и излишней веры в силу оптимизационных механизмов при принятии управленческих решений.
• Применение методологии многокритериальной постановки и решения кадровых проблем в различных их срезах, признание поливариантности решения кадровых проблем на уровне образовательных учреждений.
• Диалогическое взаимодействие преподавательского корпуса и руководства Министерства при разработке кадровой политики, прозрачность целей и средств кадровой политики. Администрация вузов и руководство системой высшего образования далеко не всегда стараются сделать доступными соображения, связанные с разного рода инновациями, и интегрировать их в систему ценностей академического сообщества. Академическое сообщество должно иметь возможность оказывать влияние и контролировать ход реализации кадровой политики.
Формирование государственной кадровой политики в любой сфере общественной практики, тем более в сфере образования - сложный, противоречивый, многогранный процесс. Он включает в себя последовательное осуществление научно-исследовательских, организационно-управленческих и законодательных действий.
К числу важнейших действий по формированию кадровой политики в любой сфере деятельности относятся:
• обоснование критериев и показателей качественных и количественных изменений в кадровом потенциале;
• системный анализ и прогнозирование кадровой ситуации;
• определение целей и механизмов развития кадрового потенциала;
• овладение современными технологиями организации кадровой работы.
Смысловое значение категории «кадровый потенциал», которое было раскрыто выше, свидетельствует о том, что его оценка должна строиться на основе не одного критерия, а системы критериев.
Принимая во внимание современные идеи теории экономики труда, теории организации высшего образования, социокультурные и социально-экономические особенности профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, основными критериальными признаками кадрового потенциала высшей школы целесообразно считать:
• уровень профессиональной компетентности;
• инновативность (способность к порождению и реализации нового знания);
• профессионально-ценностную ориентацию и социально-статусное положение преподавателей вузов;
• устойчивость кадрового потенциала;
• культуру взаимодействия преподавательского корпуса высшей школы с администрацией;
• качество деятельности профессорско-
преподавательского персонала.
При этом системообразующим критерием оценки кадрового потенциала является факт его развития
При оценке развития кадрового потенциала высшей школы большое значение имеет информация, получаемая в ходе специально организуемых социологических опросов преподавателей и студентов.
В 2010 году нами был проведен опрос студентов и преподавателей вузов различного профиля и форм собственности с целью уточнения условий формирования и развития кадрового потенциала высшей школы, на фоне которых разворачивается очередной этап модернизации системы высшего образования. Приведем некоторые фрагменты результатов этого опроса.
Особое внимание заслуживают оценки студентов качества своего обучения. Более 80% студентов-дипломников высказали мнение, что они готовы к работе по специальности, среди студентов 4-го курса всего 36,2% студентов выразили такую уверенность.
Мы попросили студентов выразить также свое мнение относительно таких суждений, как: «преподаватели читают лекции на современном уровне», «нас готовят быть интеллектуальными лидерами», «в учеб-
ном плане недостаточно гуманитарных курсов», «слишком много дают теории, недостаточно практических знаний» и т.п. В табл. 2 представлены обобщенные результаты по данному вопросу.
35,6% студентов согласны с утверждением, что преподаватели читают лекции на современном уровне, 25,3% - затруднились ответить на поставленный вопрос и 39,1% не согласны с утверждением, что преподаватели читают лекции на современном уровне. При этом 62,6% студентов считает, что преподаватели дают слишком много теории и недостаточно практических знаний, и только половина студентов считает, что если бы они могли начать сначала, то выбрали именно этот вуз и кафедру для своего образования; у 21% опрошенных точка зрения прямо противоположная.
На качество обучения влияет наличие и состояние различных образовательных ресурсов вуза - во-первых, преподавательский состав, методики обучения, а во-вторых, материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса. Студентам было предложено дать оценку различным ресурсам вуза по пятибалльной системе (табл. 3).
Суждение Оценка суждения
Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить
Преподаватели читают лекции на современном уровне 35,6 39,1 25,3
Нас готовят быть интеллектуальными лидерами 33,1 33,8 33,1
В учебном плане недостаточно гуманитарных курсов 20,6 64,7 14,7
Слишком много дают теории, недостаточно практических знаний 62,6 27,1 10,3
Преподаватели уделяют нам достаточно времени не только во время аудиторных занятий, но и во внеаудиторное время 38,1 44,1 17,8
Знания, которые мы получили в вузе, дадут нам возможность получить хорошо оплачиваемую работу 39,6 23,3 37,1
Если бы я мог начать сначала, я выбрал бы именно этот вуз и эту кафедру 50,4 21,0 28,6
Таблица3
Образовательные ресурсы вузов глазами студентов (в % от числа ответивших на вопрос)
Наименование ресурса Балл Ср. балл
«5» «4» «3» «2» «1»
Преподавательский состав 37,8 50,0 11,8 0,4 4,3
Методики обучения 23,3 49,4 23,3 3,5 0,5 3,9
Аудиторный учебный фонд 13,9 32,2 35,5 13,1 5,3 3,4
Лаборатории и оборудование для исследовательской работы 9,7 30,6 34,9 16,1 8,7 3,2
Компьютерное оборудование 23,3 30,3 25,3 11,3 10,0 3,5
Технические средства обучения 15,0 32,1 27,8 16,8 8,3 3,3
Библиотечные фонды 19,8 42,1 27,8 8,0 2,3 3,7
Таблица 2
Мнение студентов по различным аспектам качества обучения в вузе (в % от ответивших
на вопрос)
Как видно из приведенных данных, несмотря на то, что всего треть опрошенных студентов согласилась с утверждением, что «преподаватели читают лекции на современном уровне», «преподавательский состав» вузов и «методики обучения» были оценены ими достаточно высоко.
Состояние остальных ресурсов вузов было оценено студентами как удовлетворительное.
Для полноты картины приведем мнение студентов о качествах, необходимых для преподавателя. Наиболее часто назывались три следующих качества: «высокий профессионализм» - 89,4%, «простота и доступность изложения материала» - 88,7% и «объективность при оценке знаний» - 79,9%. Далее следуют «доброжелательность к студентам» - 78,4% и «чувство юмора» - 78,4%, «широкий научный кругозор» -73,9%, «применение активных методов обучения» -64,3%, «высокие нравственные качества» - 50,5% и «регулярное применение на занятиях технических средств обучения» - 48,7%. То есть, определяющим, по мнению студентов, является профессионализм преподавателя в области читаемых им дисциплин и его умение быть Учителем.
Качество преподавания зависит от множества факторов. Мы попросили преподавателей проранжи-ровать по значимости факторы, которые положительно влияют на качество преподавания. Вот какой результат мы получили:
1. Активная научная деятельность.
2. Доступ к современной научной информации, литературе.
3. Периодическое повышение квалификации.
4. Научное, научно-методическое общение между преподавателями.
5. Стажировки в научных центрах.
6. Постоянные связи с производством.
Как видим из этих усредненных данных, сегодня преподаватели вузов, хотя при обсуждении вопросов о приоритетных целях высшей школы присвоили весьма высокий ранг подготовке студентов к практической деятельности, но влияние связи преподавателей с производством на качество их преподавательской работы поставили на последнее место. Приоритет отдается активной научной деятельности. Более половины опрошенных преподавателей (57,4%) считают, что активная научная деятельность преподавателя обогащает содержание проводимых им учебных занятий; 22,2% считают, что она способствует вовле-
чению студентов в науку (отметим, что 71,3% наших респондентов привлекают студентов к своей научной деятельности); 16,7% респондентов поддержали утверждение, что активная научная деятельность преподавателей расширяет методологический базис учебной дисциплины, и только 3,7% ответивших считают, что научная деятельность отвлекает их от подготовки к учебным занятиям.
Но как оценивают преподаватели качество научной деятельности кафедры, на которой они работают? То, что оно характеризуется как «отличное», сказали лишь 3,8% . Вместе с тем, как «хорошее» отметили 51,4%. Качество научной деятельности своей кафедры как «среднее» оценили 37,1% респондентов. И 7,6% оценили его как «плохое». То есть в целом качество научной деятельности своей кафедры преподаватели оценили как вполне удовлетворительное. Проблема в том, что мы ничего не можем сказать о тех стандартах, которые были приняты преподавателями для оценки хорошего и плохого качества научной деятельности своей кафедры. Отметим, что чем преподаватели старше, тем сильнее тенденция к выставлению более высоких оценок. Наиболее молодые преподаватели также склонны более высоко оценивать деятельность своих коллег (табл. 4).
Что негативно влияет на продуктивность научных исследований преподавателей? Во многом эти причины известны. Это большая учебная нагрузка и вневу-зовские подработки преподавателей. Именно вневу-зовскую деятельность 31,2% наших респондентов поставили на первое место среди факторов, которые негативно сказываются на продуктивности научной работы; 21,1% преподавателей на первое место среди негативных факторов ставят большое число курсов, которые нужно им прочитать, и 14,8% ответивших на нашу анкету в качестве главного фактора, влияющего на продуктивность научной работы, назвали большую аудиторную нагрузку. Респонденты, занятые на административной работе, естественно, считают, что продуктивности их научной работы мешают их административные функции.
В ходе последнего Всероссийского совещания заведующих кафедрами и деканов социально-гуманитарных факультетов вузов мы провели экспресс-анкетирование его участников с целью уточнения актуального проблемного поля кадровой ситуации в сфере высшего образования.
Таблица4
Мнение различных возрастных групп преподавателей о качестве научной деятельности кафедр, _(в % от числа ответивших на вопрос)_
Возрастная группа
До 30 30-39 40-49 50-59 60-65 Свыше 65
Отличное 15,0 5,9
Хорошее 75,0 66,7 40,0 45,4 63,0 52,9
Среднее 25,0 33,3 45,0 36,4 29,6 41,2
Плохое 18,2 7,4
Чрезвычайно полезными для оценки современных условий деятельности в сфере высшего образования представляются ответы преподавателей на вопрос о главных механизмах воздействия на повышение качества деятельности профессорско-преподавательского персонала вузов. Наряду с такими очевидными механизмами, как существенное повышение заработной платы преподавателей, снижение аудиторной нагрузки, улучшение технического оснащения учебного процесса и научной деятельности, совершенствование системы повышения квалификации ППС, введение дифференциации заработной платы по результатам аттестации, усиление контроля за качеством преподавания, в результате опроса мы получили широкую палитру мнений о том, что является главным в решении кадровых проблем. И ни одним из этих высказываний, как показывает даже поверхностный их анализ, нельзя пренебречь. Среди них были названы: ясная государственная политика в сфере высшего образования; стимулирование и побуждение преподавателей к научной деятельности, повышение статуса ученой степени и ученого звания; повышение статуса преподавателей, имеющих ученую степень и звание, четкие нормативы обязанностей и прав преподавателей различных уровней квалификации, конкурсный отбор преподавательских кадров (но именно конкурсный); наличие в вузе и поддержка «мощных» научных направлений; переход вузов в режим творчества; наличие на кафедре творческого руководителя; внут-рикафедральная аттестация преподавателей; персональная работа заведующих кафедрами; ведение методологических семинаров, обсуждение рабочих учебных программ и преподавательской практики; проведение открытых занятий и их обсуждение; организация постоянно действующих совещаний, семинаров по научным проблемам; участие в разработке учебно-методических документов всех членов кафедры; увеличение финансирования на методическую работу; налаженная обратная связь преподавателя со
студентами; повышение заинтересованности преподавателей в повышении качества преподавания; предоставление больших возможностей индивидуальной работы со студентами; расширение доступа к новой научной информации; возможность издания учебной литературы; обеспечение преподавателей методической литературой, переподготовка преподавателей (ИППК); привлечение в науку талантливой молодежи; обеспечение молодым преподавателям возможности реального роста, (карьеры); стажировка преподавателей; командировки в центр; расширение материальных возможностей для осуществления научных связей и контактов, в том числе международных; социальная защита преподавателей; жилье; формирование интереса; адекватная система материального и морального стимулирования; моральное поощрение; награды (дипломы, грамоты Министерства и др.); условия труда преподавателей (в широком смысле); материальное вознаграждение за разработки и публикации; нравственный климат в коллективе; по материальному обеспечению преподавателей государственных вузов необходимо приравнять с госслужащими.
Ряд из перечисленных механизмов нашли уже отражение в документах по модернизации российского образования (концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и др.). Однако это не умаляет целесообразности принятия на государственном уровне специальной программы «Развитие кадрового потенциала высшей школы», так как известно, что образ любой школы связан, прежде всего, с образом ее преподавателей. Именно преподаватель, сочетающий талант ученого с искусством педагога, глубокую научную культуру с высоким сознанием человеческих ценностей, способен обучить и воспитать высокообразованного человека и тем самым воздействовать на профессиональное и гражданское становление молодежи.
Библиографический список
1. Тоффлер Э. Третья волна. M.: ООО «Фирма» Изд-во ACT, 1999. 84 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
3. Асп Э. Введение в социологию. СПб. : Изд-во «Алетейя», 245 с.
4. Хотинская Г.И. Управление изменениями в сфере услуг // автореф. дисс.... д-ра экон. наук. М., 2000.
5. Бакалавр экономики. Хрестоматия в 3 т. / РЭА им. Г.Н. Плеханова, Центр кадрового развития. М.: Информационно-издательская фирма «Триада», 1999. Т.2. 1056 с.