Научная статья на тему 'О кормовом поведении чаек (Larus cachinnans, L. сanus, L. ridibundus) на побережье мраморного моря'

О кормовом поведении чаек (Larus cachinnans, L. сanus, L. ridibundus) на побережье мраморного моря Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О кормовом поведении чаек (Larus cachinnans, L. сanus, L. ridibundus) на побережье мраморного моря»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 89: 18-21

О кормовом поведении чаек (Larus cachinnans, L. earns, L. ridibundus) на побережье Мраморного моря

А.Г.Резанов

Кафедра зоологии и экологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 5, Москва, 129278, Россия

Поступила в редакцию 27 декабря 1999

Материалом для настоящего сообщения послужили данные, собранные автором в конце мая-начале июня 1996-1999 на северном побережье Мраморного моря и в проливе Босфор в Стамбуле и его окрестностях (Турция). Общая продолжительность наблюдений составила более 30 дней. Хохотуньи Larus cachinnans и сизые чайки L. earns встречались постоянно. Озёрные чайки L. ridibundus наблюдались только 10 июня 1999 (4 взрослые птицы). Для L. ridibundus известны отдельные гнездовья в центральных и восточных частях Турции (Cramp, Simmons 1983).

Приводимые ниже сведения дополняют имеющуюся в литературе информацию о кормовом поведении указанных видов чаек (Бородулина 1960; Бойко и др. 1970; Vernon 1972; Cramp, Simmons 1983; Самородов 1985; Бузун, Мерау-скас 1989; Трубка 1989; Резанов 1990, 1991, 1994, 1996 и др.).

Наземная охота

Выжидание корма на урезе воды. Этот метод обычен для самых разных чаек. Птицы ждут появления кормовых объектов (обычно пищевых отбросов, а также беспозвоночных), прибиваемых на мелководье или выбрасываемых волной на берег. При этом чайки стоят либо в зоне запле-ска, либо на мелководье, периодически делая клевки (6-12 раз/мин) и выхватывая объекты из воды, иногда с погружением головы. Активного преследования чайками рыбы на мелководье не отмечено. В небольших бухточках нередко собиралось до 50-70 хохотуний и сизых чаек (первые преобладали). Рассматриваемый кормовой метод широко распространён и среди других прибрежных птиц. На берегу моря так кормятся серые вороны Corvus comix, галки С. monedula и даже сизые голуби Columba livia, которые не только ходили по самому урезу воды, но и заходили в воду по самое брюшко, что достаточно необычно для такого “сухопутного” вида. Характерной для чаек “пешей охоты” я не наблюдал. По-видимому, при обилии пищевых отходов (рядом находилась впадающая в море сточная канава и целый ряд летних гостиниц и ресторанов), длительное патрулирование пешком нецелесообразно.

Охота на плаву

Методы охоты на плаву подразумевают разыскивание и добывание корма из положения на плаву. В районе наблюдений такое поведение наиболее характерно для хохотуний. Обычно одиночные особи или груп-

пы из 5-7 птиц плавали в лагуне в 10-15 м от берега и кормились, погружая в воду голову, шею. Порой они даже “перевёртывались” (up-ending) как речные утки. В солнечные дни чайки добывали таким образом мелких крабов Rhithropanapeus hatrissii, плавая в тени низкого пирса. При схватывании относительно крупного (карапакс диаметром более 3 м) краба чайка летела на бетонированный берег, где расклёвывала добычу. Наблюдались наземные клептопаразитические атаки со стороны конспеци-фичных особей. Мелкую добычу чайки проглатывали на плаву.

Разыскивание корма на поверхности и верхних слоях воды с воздуха

К этой группе, по-видимому, относится большинство кормовых методов, используемых чайками.

Самостоятельный поиск корма. Пища разыскивается во время низкого патрулирующего полёта. При поиске пищевых отбросов, снулой рыбы — когда не требуется ныряния, чтобы достать корм — высота полёта обычно не превышает 1-3 (до 5) м от поверхности воды. Объекты берутся с поверхности во время непродолжительных посадок на воду (до 3-4 раз/мин), иногда с лёту с касанием воды лапками (до 3-4 раз/мин), порой после резкого снижения и зависания над водой (hovering) или после пологого скольжения в воздухе (gliding). На воду чайки садятся, как правило, если объекты достаточно крупные и слёту взять их трудно. Описанное поведение отмечено хохотуньи, сизой, а также озёрной чайки, встречающейся на севере Турции в гнездовое время, по-видимому, весьма редко. При добывании крабов одиночные хохотуньи кружат над водой на высоте 5-6 м, совершая круги диаметром до 15 м. Перед пикированием птица обычно взмывает ещё на 1-2 м и, сложив крылья, стремительно падает головой вниз, полностью уходя под воду на 1.0-1.5 с.

Кормовая ассоциация с дельфинами. В 1996 в створе пролива Босфор со стороны мраморного моря 20-30 хохотуний и сизых чаек кормились в ассоциации с белобочками Delphinis delphis pontica. Чайки с воздуха ныряли в воду рядом с выныривающими дельфинами, вероятно, охотясь за выпугиваемыми ими рыбами (Резанов 1996).

Сопровождение судов и другие виды активности, связанные с водным транспортом. Во время экскурсий по Босфору я неоднократно наблюдал сизых чаек и хохотуний, сопровождающих суда. Чаще всего чайки следовали за судами около берега (особенно у причалов, где шла интенсивная торговля рыбой и в воду часто падали объедки и отбросы), создающие локальный пищевой апвелинг. Всплывающие отбросы чайки подбирали обычными способами, с посадкой и без посадки на воду. Если пищи поднималось много, чайки иногда продолжительно кормились на плаву.

В море в районе Атакёя хохотуньи и отдельные сизые чайки кормились возле рыбацких лодок не только днём, но и ночью во время лова хамсы Engraulis encrasicholus на свет. Около некоторых лодок держалось до 20-30 птиц. Обычно рыбацкие лодки базировались в 300-600 м от берега. Во время выборки сетей чайки пикировали в воду с лёту и с приса-ды (с кормы лодки; я видел это только раз), делая до 2-3 бросков в мину-

ту. После поднятия сетей и завершения выборки рыбы рыбаки гасили мощную лампу. Это служило для чаек своеобразным сигналом отбоя. Они сразу улетали на берег, хотя другая группа птиц могла продолжать охотиться возле другой лодки, где ещё продолжали вытаскивать сети и горела лампа. По-видимому, рыбацкие судёнышки были поделены между группами чаек как своеобразные охотничьи территории.

Разыскивание корма на суше с воздуха. Лишь в нескольких случаях хохотуньи патрулировали берег с воздуха. Это были одиночные чайки, летящие на высоте 2-3 м. Обнаружив съестное, они опускались на землю, брали что-то в клюв и тут же взлетали.

Воздушная охота. В жаркие солнечные дни, утром и вечером, десятки взрослых сизых чаек подолгу парили на высоте 100-200 м над Стамбулом, добывая воздушный планктон. Особенно много чаек кружилось в восходящих потоках над историческим центром города, где много широких асфальтовых и мощёных площадей: над куполами и минаретами Айя-Софии и Мечети Султана Ахмета. Вместе с чайками кормились стрижи, чёрные Apus apus и белобрюхие A. melba. Только однажды, 12 июня 1999, вместе с сизыми чайками кружилось и несколько хохотуний. Массовым кормом служили летающие муравьи. В средней полосе Европы воздушная охота на насекомых характерна не только для сизой, но и озёрной чайки (Vernon 1972; Резанов 1990).

Интересен следующий эпизод. 9 июня 1999 в 2 1 20-2 1 35, уже в полной темноте, группа сизых чаек (сначала 20, затем до 45 взрослых птиц) охотились, кружась на высоте 50-80 м в свете прожекторов над куполом и минаретами мечети Сулеймане на берегу бухты Золотой Рог. Следя в бинокль за отдельными особями, удалось определить, что птицы делали до 2-3 бросков в минуту. Бросок выглядит как резкий выпад клювом, обычно вперёд и вверх. Очевидно, таким образом чайки добывали ночных бабочек, привлекаемых мощным освещением. В известной мне литературе о ночной охоте чаек при искусственном освещении не сообщается.

Литература

Бойко Н.С., Коханов В.Д., Татаринкова И.П. 1970. О способах добывания корма большой морской и серебристой чайками на Мурмане и в Кандалакшском заливе// Тр. Кандалакшского заповедника 8: 120-148.

Бородулина Т.Л. 1960. Биология и хозяйственное значение чайковых птиц южных водоемов СССР// Тр. Ин-ma морфол. животн. им. А.Н.Северцова 32: 3-130. Бузун В.А., Мераускас П.П. 1989. Развитие трофических стратегий и эволюция кормодобывательного поведения у серебристой чайки // Acta omithol. lituanica 1: 3-66.

Резанов А.Г. 1990. Способы добывания корма у озёрной чайки // Орнитологические исследования в Среднем Поволжье. Куйбышев: 52-65.

Резанов А.Г. 1991. Ночная охота озерной чайки на о. Белова (Псковское озеро)// Животный мир Европейской части России, его изучение, использование и охрана. М.: 132-135.

Резанов А.Г. 1994. Кормовое поведение озерной чайки на Теряевских прудах // Современная орнитология 1992. М.: 149-155.

Резанов А.Г. 1996. Кормовая ассоциация серебристых Larus argentatus и сизых L. cams чаек с дельфинами Delphinus delphis pontica в Мраморном море // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 1: 6-8.

Самородов Ю.А. 1985. Экология чайковых птиц Северного Казахстана. Воронеж: 1-196.

Трубка А.Г. 1987. Поведение чайки-хохотуньи (Larus argentatus cachinnans) на свалках//Групповое поведение животных. Куйбышев: 86-96.

Cramp S., Simmons K.E.L. (eds.) 1983. The Birds of the Western Palearctic. Oxford Univ. Press, 3: 1-913.

Vernon J.D.R. 1972. Feeding habitats and food of the black-headed and common gulls. Part 2. Food//Bird Study 19, 4: 173-186.

Ю OS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 89: 21-23

Розовый скворец Pastor roseus на севере Нижнего Поволжья

Е.В.Завьялов1^ В.Г.Табачишин2), Н.Н.Якушев^

Биологический факультет, Саратовский государственный университет, ул. Астраханская, д. 83, Саратов, 41006, Россия 2) Саратовский филиал Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, ул. Рабочая, д. 24, Саратов, 410028, Россия

Поступила в редакцию 9 декабря 1999

Распространение, характер пребывания и экология розового скворца Pastor roseus на севере Нижнего Поволжья изучены слабо. Отчасти это объясняется пульсацией границ репродуктивной части ареала и широкими трофическими кочёвками этих птиц.

В конце XIX-начале XX вв. розовый скворец заселял практически всю степь, а в годы вспышек численности крылатой саранчи эпизодически гнездился даже в лесостепи к северу до Полтавы, Харькова, Боброва и Новохопёрска, а также Базарного Карабулака Саратовской обл. (Сомов 1897; Резцов 1910; Огнев, Воробьев 1924; Шарлемань 1926; Спангенберг 1954; Барабош-Никифоров, Семаго 1963). После сокращения численности стадных саранчовых в результате борьбы с ними с применением пестицидов, начатой в 1920-х, в Нижнем Поволжье резко уменьшились как область распространения розового скворца, так и его численность, хотя в Астраханской обл. он ещё оставался обычным видом (Самородов 1982).

В середине XX в. розовый скворец как редкий и спорадично распространённый указывался только для южной части Нижнего Поволжья (Варшавский 1965). В годы низкой трофности основных репродуктивных районов скворцы кочевали по степи в стаях из нескольких десятков особей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.