Раздел II. Социально-психологические аспекты управления
6. Обработка ошибочных ситуаций
При использовании демонстрационных возможностей программы могут возникать два типа ошибок при записи демо-ролика и два типа ошибок при его выполнении. Для них в модуле РОШЕИЛРР определены следующие константы:
dhmOpenDemoError = 1; dhmCreateDemoError = 2; dhmReadDemoError = 3; dhmWriteDemoError = 4;
{ошибка открытия файла демо-ролика] {ошибка создания файла демо-ролика] {ошибка чтения файла демо-ролика} {ошибка записи файла демо-ролика}
При возникновении ошибочной ситуации приложение автоматически вызывает виртуальный метод DemoHaltMsg, указав в качестве его параметра одну из приведенных констант, после чего аварийно завершает программу. При этом возвращается нулевой код ошибки, чтобы не было путаницы с кодами ошибки, используемыми вами.
Метод DemoHaltMsg определен для типа TPowerApplication следующим образом:
procedure DemoHaltMsg Error Integer); virtual;
Этот метод по умолчанию в зависимости от кода ошибки выдает пользователю соответствующее сообщение и при необходимости может быть перекрыт программистом.
УДК 574:378.1
Н.А. Лызь
О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Человеческое общество на современном этапе своего развития столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые по своей значимости для судеб человеческой цивилизации вышли на первое место. Темпы деградации природного окружения дают более чем достаточные основания для тревоги за будущее человечества и всей планеты. Требованием современности стало всеобщее экологическое образование во всех формах воздействия на сознание и поведение людей. Здоровая жизненная среда должна быть заботой всех.
Необходимо отметить, что в системе высшего образования в России отсутствует концептуально и содержательно выстроенная система экологического образования, отвечающая современным требованиям. Существуют лишь отдельные дисциплины в учебных планах высших учебных заведений (как правило, естественно-научного цикла), в которых излагается проблематика охраны окружающей человека среды. Учитывая комплексность экологических проблем, которые одновременно могут затрагивать области биологии, географии, физики, химии, медицины, политики, экономики, техники, философии, связывая воедино знания естественных, общественных и технических наук, представляется целесообразным рассматривать экологическое образование как особый срез, "сквозную" от-
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
расль образования, начинающуюся еще в дошкольном возрасте, проходящую через среднюю общеобразовательную (базовую) школу и профессиональные учебные заведения, находя свое дальнейшее развитие в процессе перманентного образования. В связи с этим в рамках обучения достижение целенаправленности экологического образования возможно на основе междисциплинарного подхода с единым аксиоматическим базисом.
Возникла необходимость определить концептуальную основу экологического образования, его содержание в отдельных фазах и видах. В качестве основных теоретических положений, составляющих базис содержания экологического образования, предлагается принять следующие.
1. Мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий, изменения его компонентов взаимно обусловлены. Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем мире применимы только в простых, предельных случаях, необратимость и случайность рассматриваются не как исключение, а как общее правило. Полностью познать природу, то есть в классическом понимании представить все ее многообразие в виде конечного числа инвариантных соотношений, чтобы предсказать следующее состояние биосферы, невозможно. Критерии "улучшения" природы недостаточно ясны и антропоцентричны.
2. Человек представляет собой органическое единство анатомо-фи-зиологической, энергетической и информационной структур и в энергоинформационной части может рассматриваться как пространственно-временной континуум. Человек в анатомо-физиологической части может существовать только в среде, параметры которой соответствуют тому эволюционному типу биосферы, в котором сформировался вид homo sapiens. Интерпретация человека как объекта воздействия не только природных, земных, но и космических процессов дает возможность увидеть и понять его в целостной связи со всем миром.
3. Общество и природа составляют неделимое и противоречивое целое, развивающееся параллельно, воздействуя друг на друга. Для обозначения этого процесса используется термин "коэволюция". Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, идущего медленно, и социально-экономического развития человечества, происходящего намного быстрее, ведет при неуправляемой форме их взаимодействия к деградации природы, поскольку антропогенный фактор оказывается слишком мощным. Управлять нужно прежде всего общественно-экономическими процессами. Экономическая система, охваченная потребительством и манией роста, принципиально противостоит принципам охраны окружающей среды.
УДК 681.3.06
В.А. Непомнящий
НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ГЕНЕРАЦИИ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
В данной работе рассмотрим основные требования, которым в идеале должна удовлетворять система технических средств для погружения испытуемого в искусственно генерируемую виртуальную среду (далее