Научная статья на тему 'О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии'

О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
957
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / МИР ПОГРАНИЧНОГО / ПОГРАНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОГРАНОЛОГИЯ / CONCEPTUALIZATION / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / SCIENTIFIC SCHOOL / THE WORLD OF THE BOUNDARY / BORDER ACTIVITY / BORDER SECURITY / POGRANOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитриев Владимир Александрович, Тынянова Ольга Николаевна

Основой разработки стратегии является концепция, появление которой невозможно без концептуализации соответствующей деятельности. Нуждается в концептуализации и сама человеческая деятельность, поскольку человек не может осуществлять ее, не изменяя и не уточняя каждый раз соответствующую систему понятий — то есть не формируя научное знание о предмете своей деятельности (и о самой деятельности как о предмете исследования). Важнейшим этапом в этом процессе становится институализация знания в форме научных школ. Данная статья представляет собой краткий обзор истории формирования когнитивной и институциональной сфер погранологии как науки о безопасности мира пограничного. Авторами изложено также их видение развития погранологических исследований и дальнейшего укрепления школы погранологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Conceptualization of the Border Activity and the Scientific School of ‘Pogranology’ (Border Science)

The basis of the strategy is the concept, the appearance of which is impossible without the conceptualization the activity in question. However, human activity is itself in need of conceptualization, because person cannot implement it without changing or updating every time a corresponding system of concepts, i.e. without generating of scientific knowledge about the subject matter of his work (and about the activity itself as the subject of study). Most important stage of this process is the institutionalization of knowledge in the research schools form. This article provides a brief overview of the history of the formation and development of cognitive and institutional spheres of ‘pogranology’ (a kind of Border Science) as the science about security of the ‘world of boundary’, namely, as a scientific discipline (science) that studies the nature, the laws and regularities of such socio-political phenomenon, as a border activities in its own and over a wide sense as a set of actions, interactions and relationships to safeguard and protect the interests of individuals, society and the state in border spaces. In such understanding the term ‘pogranology’ entered the scientific turn in 1993 by the 1 st interdepartmental conference on safety and of protecting of the State border of the Russian Federation in the new environment. We may assume that from this time intensive attempts to combine relatively disparate departmental investigation into a single synthetic social science were started. Today we can already speak about the prevailing research school of frontier security science, which is formed by several generations of scholars and practitioners, as well as about the expansion of the scope of the science research. Now it is wide interdisciplinary researches in all areas of knowledge, that ever have contributed, and (or) could contribute to the development of knowledge about the border space. The authors present their views on the development of frontier research and the further strengthening of the scientific school of pogranology (Border Science), and invite the scientific community to discuss theme of the border space.

Текст научной работы на тему «О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ

От редакторов From Editors / redaktioneller Beitrag

В.А. Дмитриев О.Н. Тынянова

О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии

*Дмитриев Владимир Александрович, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Отделения погранологии Международной академии информатизации, действительный член МАИ и Академии геополитических проблем, контр-адмирал в отставке

E-mail: [email protected]

**Тынянова Ольга Николаевна, кандидат политических наук, ведущий инженер Института физики Земли РАН, научный сотрудник бюро военно-научной информации Военного университета Министерства обороны РФ, вице-президент Отделения погранологии Международной академии информатизации

E-mail: [email protected], [email protected]

Основой разработки стратегии является концепция, появление которой невозможно без концептуализации соответствующей деятельности. Нуждается в концептуализации и сама человеческая деятельность, поскольку человек не может осуществлять ее, не изменяя и не уточняя каждый раз соответствующую систему понятий — то есть не формируя научное знание о предмете своей деятельности (и о самой деятельности как о предмете исследования). Важнейшим этапом в этом процессе становится институализация знания в форме научных школ.

Данная статья представляет собой краткий обзор истории формирования когнитивной и институциональной сфер по-гранологии как науки о безопасности мира пограничного. Авторами изложено также их видение развития погранологи-ческих исследований и дальнейшего укрепления школы погранологии.

Ключевые слова: концептуализация, научное знание, научная школа, мир пограничного, пограничная деятельность, пограничная безопасность, погранология.

Современный миропорядок, уже получивший название «глокального», можно считать наглядной иллюстрацией старой французской поговорки: «Чем больше меняется, тем больше остается прежним». Ни идея, ни процесс политической глобализации, вопреки отдельным ожиданиям, не оказались тождественными ликвидации института государственных границ и не вызвали их самоликвидации, зато стали импульсом для переосмысления ключевых представлений о национальном суверенитете, национальной безопасности, стратегическом государственном управлении территориями, а также о государственных границах, пограничной безопасности, пограничной политике государства и ее реализации — ибо без такового переосмысления невозможна выработка соответствующих стратегий.

Свидетельством «возвращения» в политические лексикон, практику и теорию категорий «безопасность», «государство» и «государственные границы», а также введение в научный и практический оборот представлений о трансграничных коммуникациях, пограничном и трансграничном сотрудничестве стала разработка Федеральных целевых программ «Государственная граница Российской Федерации (2003—2010 годы)» и «Государственная граница Российской Федерации (2012—2020 годы)».

Однако для того, чтобы реализация этих и будущих программ носила системный характер, не просто настоятельно требуется выработка новых концепций и соответствующих концептов (смыслов). Сегодня оказывается необходим более высокий уровень концептуализации как собственно пограничной деятельности, так и любой иной деятельности, в той или иной мере обусловленной фактором государственной границы: «В том случае, если система понятий, выбранных для реализации какой-то цели, может оказаться неадекватной сформулированным задачам, возникает необходимость в

Дмитриев В.А., Тынянова О.Н. О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии

рациональной критике существующей системы понятий вне зависимости от области ее функционирования... Меняя понятийную сетку, мы меняем образ мира, в котором мы живем, уточняем или изменяем сферу нашей деятельности. Любая деятельность, не поддержанная системой понятий, оказывается провальной, невозможной. ... Человек постоянно уточняет и изменяет те системы понятий, в рамках которых осуществляется его деятельность. Однако общая идея необходимости, с одной стороны, концептуализации любой сферы деятельности, с другой стороны, — уточнения уже проведенной концептуализации не просто присутствует всегда и в любой области, созданной в результате деятельности человека, но и "работает" подобным образом в любой из форм его деятельности» [Сорина 2009, с. 97—98].

я я W U V/ V/

Иными словами, в новой геополитической реальности — реальности, в которой действуют и взаимодействуют как

прежние, так и принципиально новые субъекты, эволюционируют старые и формируются новые институты — востребованными оказались не просто знания о пограничном, но и соответствующая наука.

Любая наука формируется и развивается сообществом ученых на протяжении длительного периода и представляет собой не только отношение исследователей к познаваемой ими объективной действительности, но и определенную систему интеллектуальных взаимосвязей между учеными, которая и превращает их всех в членов некоего единого научного сообщества. В этом сообществе существуют и свой специфический образ взаимоотношений, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм и правил, своя система целеполагания и ценностей. Такое сообщество принято называть научной школой.

Образование научных школ — хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурноисторического развития нашего Отечества. В то же время в современной науке просматривается сверхспециализация как самих отраслей знания, так и соответствующих научных школ, причём это касается не только смежных наук, но и непосредственно того научного направления, в котором работает исследователь. Это в значительной мере негативная тенденция, противоречащая основополагающему принципу субстанционального единства мира, и поскольку сущность любого явления постигается при его рассмотрении во взаимосвязи с другими, без интеграции науки сегодня не возможно сколько-нибудь крупное научное исследование.

Сверхспециализация не могла не затронуть и науку о пограничном, и сегодня в России ее представляют:

1) лимология, развивающаяся в рамках школы В.А. Колосова (МГУ) [Колосов, Мироненко 2001; Колосов 2012] — отрасль политической географии, позиционируемая, однако, как «исследовательское поле, на котором пересекаются интересы ... географии, политологии, истории, социологии, науки о международных отношениях. Лимология изучает приграничные территории, пограничные институты, функции, процессы и т.п.» [Дмитриева 2008, с. 5],

2) границеведение — еще не оформившаяся как научная школа новая норвежско-российская университетская (магистерская) программа по политической философии, культуре и трансграничному сотрудничеству, основанная на идеях Болонской декларации и реализующаяся на базе Мурманского государственного гуманитарного университета и Университета Нурланда (г. Будё, Норвегия) [Рабочее совещание в Киркенесе 2010; Степень магистра границеведения 2012],

3) погранология — научная дисциплина (наука), изучающая характер, законы и закономерности такого социальнополитического феномена, как пограничная деятельность в собственном и в широком смысле — как совокупность действий, взаимодействий и отношений по обеспечению и защите интересов личности, общества и государства в пограничных пространствах государств.

В таком понимании понятие «погранология» было введено в научный и практический оборот в 1993 г. на Первой межведомственной конференции по проблемам охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации в новых условиях, Можно считать, что с этого времени начались интенсивные попытки объединить относительно разрозненные ведомственные направления исследований в единую синтетическую социальную науку — погранологию.

Следует отметить, что сам этот термин незадолго до упомянутой конференции впервые использовал покойный профессор Высших пограничных командных курсов КГБ СССР Сальников В.А., выдвинув идею о формировании специальной интегральной комплексной пограничной науки (см.: [Сальников 1990, c. 290]), призванной преодолеть ту сверхспециализацию, которая наблюдалась в научном обеспечении собственно пограничной деятельности, когда достаточно автономно развивались теории строительства пограничных войск, теория охраны границы, оперативное искусство, теории видов обеспечения и т.д. Такое дробление всё более усиливало противоречие между широтой возникающих проблем в сфере пограничной безопасности и узковедомственной реакцией на них специалистов. Но идея системности, к тому моменту уже ставшая доминирующей в данной отрасли научного знания, остро потребовала междисциплинарного подхода: продвижение вперед в познании сложных явлений мира пограничного оказалось возможным только при комплексном использовании методов и арсеналов нескольких научных дисциплин.

В этом смысле о погранологии следует говорить как о развитии системной парадигмы (см.: [Корнаи 2002]) в обществоведении, поскольку данная отрасль научного знания выявляет обеспечивающие пограничную безопасность (как части национальной безопасности) концепты и структуры (институты), анализирует и прогнозирует их как детерминанты пограничной деятельности и тем самым служит теоретико-методологической основой разработки государственной пограничной политики, что и составляет задачу институционального анализа. Поскольку же пограничные структуры входят в институциональную матрицу России, сформировавшись как необходимые в силу сочетания материальных и исто-

Дмитриев В.А., Тынянова О.Н. О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии

рических предпосылок, постольку, в свою очередь, погранологические исследования способствуют сохранению и развитию этой матрицы и, шире, цивилизационной матрицы России как государства-цивилизации.

Таким образом, сформировавшийся общественный заказ на осмысление и решение комплексных научнопрактических междисциплинарных проблем мира пограничного обусловил процесс концептуализации того спектра обеспечивающих безопасность это мира видов деятельности, которую и осуществляет научная школа погранологии.

Первым существенным импульсом в ее развитии явилось создание по инициативе группы ученых-пограничников (докторов наук А.Н. Брижика, М.Л. Гришина, В.А. Дмитриева, Ю.Г. Кисловского, Г.П. Попова) в 1995 г. при Академии пограничных войск Отделения погранологии — общественного объединения ученых и специалистов, заинтересованных в научном обеспечении пограничной безопасности России. Отделение объединило в своих рядах более 50 известных ученых и специалистов самых различных отраслей знаний и ведомств, значительная часть которых была связана с Пограничной службой. Важно так же то, что формирование Отделения и его последующая деятельность опирались на постоянную поддержку и понимание со стороны командования Пограничной академии, многих начальников кафедр и членов диссертационного совета.

Не будет ошибкой именно с этого момента начинать отсчет становления и развития академической научной школы — школы погранологии , что особо хотелось бы подчеркнуть в год, когда Пограничная академия ФСБ России отмечает свое 90-летие. Девяносто лет знания передавались от учителя к ученику как социальная эстафета, но лишь научная школа позволяет сделать эту эстафету непрерывной.

Сам термин «научная школа» многозначен. В данном случае к научной школе погранологии применимы все три категории понятия «научная школа»:

— формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (в данном случае - общественная научно-образовательная организация);

— исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению Академии (хотя значительная часть членов Отделения - сотрудники Пограничной академии и других пограничных подразделений);

— направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Подчеркнём ещё раз: научная школа — это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность учёных разных статусов, разрабатывающих под руководством возглавляющего научную школу учёного (или нескольких учёных) исследовательскую программу или научное направление. Только научная школа как непрерывная череда единомышленников может активно способствовать утверждению нового, необходимого для практики научного направления, содействовать упрочению и развитию самостоятельной науки о пограничной деятельности, заполнить существующую нишу. Но формирование научной школы не одномоментный акт, для ее становления необходимо как минимум два, а то и три поколения ученых, что и имеет место в возрастном составе Отделения (от 30 до 80 лет).

Критерием научной школы является защита докторских и кандидатских диссертаций последователями по направлениям и тематике, заложенной основателями научной школы. Под руководством представителей научной школы погранологии за прошедшие 20 лет подготовлено более десятка докторов и около сотни кандидатов наук. Что же касается самого Отделения, то среди его членов сегодня: пять Засуженных деятелей науки РФ; пять Заслуженных работников высшего образования; два Заслуженных юриста РФ; один Заслуженный военный специалист; два члена Союза писателей РФ; три члена Союза журналистов РФ; двадцать один доктор наук; шестнадцать профессоров (из них трое — Ю.Г. Кисловский, В.П. Медведев и А.А. Романов — участники Великой Отечественной войны); четырнадцать кандидатов наук; десять доцентов и старших научных сотрудников.

Дальнейшее развитие и укрепление научной школы погранологии подразумевало:

— убежденность и руководства, и преподавателей и слушателей образовательных учреждений ФСБ России, практиков пограничной деятельности в наличии и развитии комплексной пограничной науки;

— представление всех учебных дисциплин и предметов как элементов единой системы знаний — погранологии;

— единство взглядов (в концептуальном плане и в пределах сегодняшнего уровня познания) на процессы и явления пограничной сферы, единство терминологии и понятийного аппарата;

— комплексный характер (междисциплинарный и межпредметный) всего образовательного процесса с четко выраженной преемственностью военный институт — академия — адъюнктура — докторантура;

— востребованность результатов исследовательской деятельности научной школы практическими подразделениями;

— наличие печатного органа, утвержденного ВАК, отражающего новые знания в сфере погранологии, конституа-лизация нового научного направления в системе наук о безопасности.

Работая в областях исследований, определенных приоритетными направлениями обеспечения пограничной безопасности, заложенными еще в «Основах пограничной политики РФ» [Основы пограничной политики... 1996], не только не

Дмитриев В.А., Тынянова О.Н. О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии

утратившими свою значимость сегодня, но и становящимися все более актуальными, ученые и практики научной школы погранологии сформировали теоретико-методологические основы данного научного направления с позиций разных дисциплин как единого древа. Их научные наработки опубликованы в девятитомной серии коллективных монографий: Технико-экономические и кадровые вопросы погранологии (1999); Погранология: проблемы пограничной политики, 2000; Погранология: правовые проблем (2000); Погранология: методологические вопросы (2001); Погранология: информационные основы (2002); Погранология: исторические основы (2002); Погранология: охрана морских пограничных пространств (2004); Погранология: методология и методика научных исследований (2008); Погранология: экологическая безопасность пограничных пространств (2009).

Кроме того, в развитие прикладных аспектов погранологии членами научной школы и их единомышленниками в 1990-е гг. была выполнена серия научно-исследовательских работ по заказу Совета Безопасности Российской Федерации: «Основы методологии пограничной политики РФ», «Основы региональной стратегии пограничной политики РФ», «Угрозы безопасности РФ в ее пограничных пространствах», изданы капитальные монографии «Проблемы пограничной политики государства и пути их решения» (2001), «Пограничный надзор на море» [Боярский и др. 2006], «Пограничный словарь» (2002), подготовлены проекты законодательных и нормативных актов и других документов. Для участия в этих работах было привлечено более 60 ученых и специалистов различных ведомств и научных направлений, которые стремились преодолеть избыточную автономность отдельных отраслей научного знания.

В ежегодных сборниках Отделения опубликовано около 200 (более 140 авторов) статей по проблемам погранологии. При активном участии членов Отделения разработаны Основы пограничной политики, Региональная стратегия пограничной политики России, ряд статей Пограничной энциклопедии, серия учебников и учебных пособий для Пограничной академии ФСБ России. Проводимые Отделением ежегодные конкурсы на лучшую научную работу среди слушателей-членов военно-научного общества слушателей (ВНОС) Пограничной академии с вручением дипломов, памятных знаков и премий им. вице-адмирала Г.П. Попова способствуют развитию творческих возможностей обучаемых, поиску талантов, обогащению теории.

С 2008 г. Пограничной академией ФСБ России в целях развития и пропаганды погранологии как науки о безопасности мира пограничного проводится постоянно действующий межведомственный, а по сути — всероссийский и даже международный научный семинар по погранологии, в котором принимают активное участие представители всех силовых ведомств, военных академий и ряда университетов как России, так и стран СНГ.

На прошедших семинарах обсуждались актуальные и наукоемкие темы: «Пограничная политика в условиях глобализации», «Пограничная безопасность в условиях информационной войны», «Арктика и безопасность России», «Приграничное сотрудничество», «Экономика — ведущий внутренний фактор пограничной безопасности», «Современные проблемы управления кадровыми ресурсами», «Международное пограничное сотрудничество», «Научно-техническая политика в пограничной сфере». По итогам семинаров издано восемь сборников, где опубликованы выступления более 150 авторов. С этого периода стало возможным говорить о выходе погранологических исследований за рамки концептуализации пограничной деятельности в узком смысле и о превращении погранологии в широко междисциплинарную отрасль научного знания, объединяющую исследования мира пограничного как объекта и гуманитарных, и естественнонаучных и точных научных дисциплин [Тынянова 2010].

Последние два года в русле погранологии зародилось и развивается новое научное направление — погранометрика, изучающее процессы обеспечения пограничной безопасности государства с помощью математических методов и моделей. Это направление активно разрабатывают представители научной школы погранологии С.А. Беляков, В.И. Борисов, В.В. Шумов. Последним были подготовлены монографии «Введение в погранометрику» и «Модели пограничного сдерживания» [Шумов 2011, 2012] — труды, вызвавшие большой интерес Совета командующих пограничными войсками стран Содружества.

С 2010 г. под эгидой Отделения погранологии (совместно с Российским философским обществом и при поддержке Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Проблемной комиссии «Хронобиология и хрономедицина» РАМН и Российской академии естественных наук) издается междисциплинарный научноаналитический и образовательный журнал «Пространство и Время», в 2012 г. вошедший в перечень изданий, рекомендованных ВАК.

Таким образом, за прошедшие десятилетия научной школой погранологии предложена, приведена в единую целостную, логически обоснованную, многогранную самостоятельную систему знаний актуальнейшая, по нашему мнению, наука современности — наука о защите интересов личности, общества и государства в пограничных пространствах, — погранология. Она органично вписывается во всю систему социального знания, систему наук о безопасности, заимствуя необходимую информацию и многие идеи, методы, подходы у других родственных наук (лимология, геополитика, военные науки, политология и др.), в свою очередь, обогащая их своими представлениями и подходами, теоретическим багажом и практическими рекомендациями.

Деятельность научной школы погранологии, таким образом, направлено на получение системными междисциплинарными исследованиями поддержки научной общественности образовательных учреждений — прежде всего пограничного

Дмитриев В.А., Тынянова О.Н. О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии

профиля (в виде особых разделов в издаваемых журналах и сборниках, многопрофильных семинаров и конференций, перспективной тематики научных исследований). Должно выкристаллизоваться общественное понимание важности подобных работ для развития пограничной науки и образовательного процесса. Выпускник Пограничной академии должен получать академическое образование — в смысле умения самостоятельно систематизировать и дополнять свою базу данных, находить новые решения и осознавать новые, доселе неизвестные задачи. А это возможно при целостном восприятии мира пограничного как социально-политического и социокультурного феномена, охватывающего пограничную сферу соприкасающихся народов и их государств, — феномена, стержнем которого является государственная граница.

Однако на новом этапе вопрос оказывается поставленным шире. Погранология сегодня — это междисциплинарные исследования во всех областях знаний, которые когда-либо внесли и (или) могут внести свой вклад в развитие знаний о пограничном пространстве, — и потому необходимо объединение усилий представителей самого широкого круга дисциплин, теоретиков и практиков, для выработки новой парадигмы пограничной деятельности и пограничной безопасности как основы адекватной современным реалиям пограничной политики и стратегии. Не менее велика потребность и в новых формах и площадках для такого объединения, для обсуждения наиболее острых теоретических и практических вопросов научной общественностью — и для введения в широкий научный и общественный оборот полученных научных результатов.

Как мы полагаем, сетевое СМИ «Электронное научное издание Альманах Пространство и Время» может и должно стать такой площадкой — и для научных дискуссий, и для представления результатов научных исследований в пограничной сфере. Ежегодный специальный выпуск «Пространство и время границ» способен, на наш взгляд, стать средством привлечения российских и зарубежных ученых — маститых и начинающих, — слушателей и студентов, специалистов различных отраслей знаний к концептуализации деятельности в мире пограничного — в пространстве и времени границ.

ЛИТЕРАТУРА I REFERENCES

1. Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.) // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html

2. Боярский В.И., Дмитриев В.А., Кудинов Н.Н. Пограничный надзор на море. М.: Граница, 2006.

3. Дмитриева С.И. Лимология: учебное пособие / С.И. Дмитриева; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008.

4. Колосов В.А. Теоретическая лимология: новые подходы // Международные процессы. 2012. Т. 10. № 2(29). Май — август. С. 44—59.

5. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Корнаи Я. Системная парадигма в экономике // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 17—23.

7. Пограничный словарь. М.: Пограничная академия ФПС Росси, 2002.

8. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. Монография. М.: БДЦ-пресс, 2001.

9. Рабочее совещание в Киркенесе // Официальный сайт Мурманского государственного гуманитарного университета. 08.04.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mshu.ed и. ги/^ех.р1п p?option=com_content&tas k=view&id=2039&Itemid=421

10. Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. М.: ВИПКОС, 1990.

11. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: Монография. 2-е изд. М: Канон +, Реабилитация, 2009.

12. Степень магистра границеведения // NORGE.RU: Вся Норвегия на русском. 01.12.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.norge.ru/news/2012/12/01/20527.html

13. Тынянова О.Н. К вопросу о теоретических основах пограничной безопасности // Погранология. Материалы постоянно действующего межведомственного научного семинара. № 2. М.: ПА ФСБ РФ. 2010.

1. Osnovy pogranichnoi politiki Rossiiskoi Federatsii (utverzhdeny Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 5 oktyabrya 1996 g.). On: Ofitsial'nyi sait Soveta Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html

2. Boyarskii V.I., Dmitriev V.A., Kudinov N.N. (2006). Pogranichnyi nadzor na more. Granitsa, Moskva.

3. Dmitrieva S.I. (2008). Limologiya: uchebnoe posobie. S.I.

Dmitrieva; Voronezhskii gosudarstvennyi universitet. Izdatel'sko-poligraficheskii tsentr Voronezhskogo

gosudarstvennogo universiteta, Voronezh.

4. Kolosov V.A.(2012). Teoreticheskaya limologiya: novye pod-khody. Mezhdunarodnye protsessy. T. 10. N 2(29). Mai — avgust. Pp. 44—59.

5. Kolosov V.A., Mironenko N.S. (2001). Geopolitika i politich-eskaya geografiya. Aspekt Press, Moskva.

6. Kornai Ya. (2002). Sistemnaya paradigma v ekonomike. Voprosy ekonomiki. 2002. N 4. Pp. 17—23.

7. Pogranichnyi slovar'. Pogranichnaya akademiya FPS Rossi, Moskva. 2002.

8. Problemy pogranichnoi politiki gosudarstva i puti ikh resheniya. Monografiya. BDTs-press, Moskva. 2001.

9. Rabochee soveshchanie v Kirkenese. On: Ofitsial'nyi sait Mur-

manskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 08.04.2010. URL: http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=

com_content&task=view&id=2039&Itemid=421

10. Sal'nikov V.A. (1990). Gosudarstvennye granitsy: istoriya i sov-remennost'. Sotsial'no-politicheskii analiz. VIPKOS, Moskva.

11. Sorina G.V. (2009). Prinyatie reshenii kak intellektual'naya deyatel'nost': Monografiya. 2-e izd. Kanon +, Reabilitatsiya, Moskva.

12. Stepen' magistra granitsevedeniya. On: NORGE.RU: Vsya

Norvegiya na russkom. 01.12.2012. URL: http://www.norge.ru/ news/2012/12/01/20527.html

13. Tynyanova O.N. (2010). K voprosu o teoreticheskikh osnovakh pogranichnoi bezopasnosti. In: Pogranologiya. Materialy post-oyanno deistvuyushchego mezhvedomstvennogo nauchnogo seminara. N 2. PA FSB RF. Moskva.

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2G13 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Special Issue 'Space, Time, and Boundaries’

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Spezialausgabe 'Der Raum und die Zeit der Grenzen’

Дмитриев B.A., Тынянова О.Н. О концептуализации пограничной деятельности и научной школе погранологии

14. Шумов В.В. Введение в общую погранометрику: Моногра- 14. Shumov V.V. (2011). Vvedenie v obshchuyu pogranometriku:

фия. М.: Либроком, 2011. Monografiya. Librokom, Moskva.

15. Шумов В.В. Модели пограничного сдерживания: Моногра- 15. Shumov V.V. (2012). Modeli pogranichnogo sderzhivaniya:

фия. М.: Ленанд, 2012. Monografiya. Lenand, Moskva.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ON THE CONCEPTUALIZATION OF THE BORDER ACTIVITY

AND THE SCIENTIFIC SCHOOL OF 'POGRANOLOGY' (BORDER SCIENCE)

Vladimir A. Dmitriev, Doctor of Military Science, Professor, Honored Scientist of Russian Federation, President of Border Science Department at International Informatization Academy, Member of IIA, Member of Academy of Geopolitical Problems, Rear Admiral, retired

E-mail: [email protected]

Olga N. Tynyanova, PhD (Political Sciences), Chief Engineer at the RAS Institute of the Physic of the Earth, Researcher at Bureau of Military Scientific Information, Military University, Ministry of Defense of the Russian Federation, Vice-President of the Pogranology (Border Science) Branch at the International Informatization Academy

E-mail: [email protected]; [email protected]

The basis of the strategy is the concept, the appearance of which is impossible without the conceptualization the activity in question. However, human activity is itself in need of conceptualization, because person cannot implement it without changing or updating every time a corresponding system of concepts, ie without generating of scientific knowledge about the subject matter of his work (and about the activity itself as the subject of study). Most important stage of this process is the institutionalization of knowledge in the research schools form.

This article provides a brief overview of the history of the formation and development of cognitive and institutional spheres of 'pogranology' (a kind of Border Science) as the science about security of the 'world of boundary', namely, as a scientific discipline (science) that studies the nature, the laws and regularities of such socio-political phenomenon, as a border activities in its own and over a wide sense as a set of actions, interactions and relationships to safeguard and protect the interests of individuals, society and the state in border spaces. In such understanding the term 'pogranology' entered the scientific turn in 1993 by the 1st interdepartmental conference on safety and of protecting of the State border of the Russian Federation in the new environment. We may assume that from this time intensive attempts to combine relatively disparate departmental investigation into a single synthetic social science were started. Today we can already speak about the prevailing research school of frontier security science, which is formed by several generations of scholars and practitioners, as well as about the expansion of the scope of the science research. Now it is wide interdisciplinary researches in all areas of knowledge, that ever have contributed, and (or) could contribute to the development of knowledge about the border space.

The authors present their views on the development of frontier research and the further strengthening of the scientific school of pogranology (Border Science), and invite the scientific community to discuss theme of the border space.

Keywords: conceptualization, scientific knowledge, scientific school, the world of the boundary, border activity, border security, pogranology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.