Научная статья на тему 'О концепции разработки мощного рудного тела на всю его мощность сверхглубоким карьером при крутых бортах c применением подземных выработок'

О концепции разработки мощного рудного тела на всю его мощность сверхглубоким карьером при крутых бортах c применением подземных выработок Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУБОКИЙ КАРЬЕР / БОРТА / ЗАОТКОСКА БОРТОВ / ВСКРЫТИЕ ГОРИЗОНТОВ / РУДОСПУСКИ / НАКЛОННЫЙ КОНВЕЙЕРНЫЙ СТВОЛ / УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ / ПРОХОДКА ВЫРАБОТОК / ОБЪЕМЫ ПРОХОДКИ / КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / DEEP OPEN-PIT / WALLS / PRE-SPLITTING / OPENING OF HORIZONS / OREPASSES / INCLINED CONVEYER SHAFT / STRENGTHENING OF SLOPES / DRIVING / DRIVING VOLUMES / CAPITAL EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ерёмин Георгий Михайлович

Приведены некоторые особенности ведения горных работ при строительстве суперглубокого Ковдорского карьера комплексных железных руд, вскрытие его глубоких рудных горизонтов карьерными рудоспусками и наклонными стволами как по руде (восточный борт), так и со стороны рабочего борта по вскрыше. Обосновано, что при наличии слабых слоев пород в восточном борту в местах развития конвейерных трасс он должен быть заоткошен под устойчивыми углами, а участки со слабыми породами закреплены. Выполнена оценка объемов проходки основных вскрывающих выработок и необходимых капзатрат при реализации вариантов разработки месторождения открытым способом до отм. дна минус 760 м и минус 1200 м. Показано, что при этих глубинах разработки открытый способ более экономичен, чем подземный как по объемам проходки выработок и капзатратам, так и потерям руды при добыче.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ерёмин Георгий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON A CONCEPT OF FULL-THICKNESS DEVELOPMENT OF THICK ORE BODY BY SUPER-DEEP STEEP WALL OPEN-PIT WITH USING UNDERGROUND EXCAVATIONS

The paper gives some particularities in mining operations during constructing the Kovdorskiy super-deep complex iron open-pit. Development of its deep ore horizons is examined through open-pit orepasses and inclined shafts along ore (the eastern pit wall) and from a working pit wall along overburden. It has been verified that if the eastern pit wall contains weak rock layers in the places of development of conveyer routes, it must be inclined under stable angles, and the parts with weak rocks must be strengthened. The estimation has been made of volumes of driving of main opening excavations and required capital expenditures during realizing alternatives in open mining of the deposit up to the bottom -760 m and -1200 m. It has been shown that open mining is more efficient for these depths in comparison with underground mining in terms of excavations driving volumes and capital expenditures and ore production losses.

Текст научной работы на тему «О концепции разработки мощного рудного тела на всю его мощность сверхглубоким карьером при крутых бортах c применением подземных выработок»

Г.М. Ерёмин

О КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ МОЩНОГО РУДНОГО ТЕЛА НА ВСЮ ЕГО МОЩНОСТЬ СВЕРХГЛУБОКИМ КАРЬЕРОМ ПРИ КРУТЫХ БОРТАХ C ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК

Приведены некоторые особенности ведения горных работ при строительстве суперглубокого Ковдорского карьера комплексных железных руд, вскрытие его глубоких рудных горизонтов карьерными рудоспусками и наклонными стволами как по руде (восточный борт), так и со стороны рабочего борта по вскрыше. Обосновано, что при наличии слабых слоев пород в восточном борту в местах развития конвейерных трасс он должен быть заоткошен под устойчивыми углами, а участки со слабыми породами закреплены. Выполнена оценка объемов проходки основных вскрывающих выработок и необходимых капзатрат при реализации вариантов разработки месторождения открытым способом до отм. дна минус 760 м и минус 1200 м. Показано, что при этих глубинах разработки открытый способ более экономичен, чем подземный как по объемам проходки выработок и капзатратам, так и потерям руды при добыче.

Ключевые слова: глубокий карьер, борта, заоткоска бортов, вскрытие горизонтов, рудоспуски, наклонный конвейерный ствол, укрепление откосов, проходка выработок, объемы проходки, капитальные затраты.

При отработке Ковдорского карьера до глубины с отметкой дна минус 760—850 м расстояние транспортирования руды составит около 20 км, а с учетом горизонтальной составляющей 22—24 км, при отметке дна -1200 м расстояние транспортирования составит 25—27 км.

В связи с этим целесообразно рассмотреть несколько альтернативных вариантов для транспортирования руды и вскрыши с глубоких горизонтов по сравнению с применением только автомобильного транспорта.

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 11. С. 192-207. © 2016. Г.М. Ерёмин.

УДК 622.271.3.06

Среди них перспективными могут быть применение конвейерных комплексов в системе циклично-поточной технологии (ЦПТ), рудоспусков и наклонных стволов, вскрывающих глубокие горизонты, а также наклонного автомобильного или скипового подъемника и скиповых стволов для породы с грузоподъемностью скипа 80—100 т, отстраиваемых в юго-западной зоне или в северной части карьера, имеющего форму, близкую к овальной [1, 2].

Варианты автоподъемников были разработаны в 90-х годах прошлого века для карьеров АО «Апатит» и карьеров алмазных трубок, но пока ни на одном из них не принято решения о применении таких комплексов.

Ниже приведены результаты сравнения применения, в основном, вариантов ЦПТ с отстраиванием конвейерных комплексов Ковдорского карьера с поверхности удлинением существующих линий ЦПТ в глубокие зоны и проведением наклонных конвейерных стволов и рудоспусков, вскрывающих глубокие рудные горизонты до отметки горизонта -760 м (возможный вариант) и перспективный вариант суперглубокого карьера с отм. дна -1200 м.

На рис. 1, 2, 3 приведены планы и разрезы на участке борта карьера по варианту института Гипроруда с отметкой дна -660 м и -680 м, а также с отм. дна -760 м и -1200 м. При этом рассмот-

Рис. 1. План карьера (а) и разрез (б) на конец отработки с дном -680 м (проект)

Рис. 2. Поперечный разрез по Y -614 со схемой отстраивания участков борта на различных горизонтах

Рис. 3. План и разрез по рудному телу (карьер с дном -1200 м): 1 — контур карьера с дном -350 м; 2 — рудное тело; 3, 4 — соответственно контур и разрез по карьеру с дном -1200 м

рена возможность разработки рудного тела по всей мощности рудного тела для минимизации потерь ценных комплексных железных руд в бортах карьера.

Углубочные работы в карьере выполняются в рудной зоне с постепенным смещением к висячему боку залежи для отстройки восточного борта под углами 42—46° в верхней зоне для обеспечения его устойчивости 50—70 лет и более. В связи с сужением рудной зоны в северной части карьера и выявленных рудопроявлений в юго-западной части карьера целесообразно доработку рудных зон вначале завершить в северной части карьера до отметки -760 м с меньшими коэффициентами вскрыши, а в средней части по рудному телу, исключая углубку по центральной породной толще с постепенным смещением углубки вблизи западного борта в юго-западную зону с отработкой дополнительных запасов руды юго-западного рудного тела в количестве 30—40 млн т до отметки -760 м.

По укрупненным оценкам количество руды, включаемую в разработку по рассматриваемому варианту с дном карьера -760 м по основному рудному телу составляет 503 млн т при выемке около 238 млн м вскрышных пород.

Разработка этих запасов с минимальными затратами на транспортирование горной массы до конечных пунктов (фабрика, отвал) может быть достигнута правильным обоснованием плеча откатки руды и пород и близостью транспортных коммуникаций к центру тяжести рудного тела.

Поэтому по первому варианту строительство комплекса ЦПТ целесообразно развивать примыканием к действующим конвейерным линиям на отметке горизонта -10^-20 м или +142 м.

Такое разветвление комплекса ЦПТ предусмотрено на Сар-байском железорудном карьере [3]. Расположение нитки конвейерной линии с высотой подъема 120—140 м и конвейерах с углом подъема 15—16° позволит уменьшить угол наклона восточного борта до 43—45° и тем самым обезопасить его от возможной деформации при больших углах наклона. Следующая нитка конвейерной линии может быть отстроена в северном направлении в месте сужения северного и южного частей рудного тела с применением трубчатого конвейера с высотой подъема 200—210 м. Имеющееся предложение по применению такого конвейера с расположением его на северном борту достаточно опасно, поскольку он на большом протяжении находится под каскадом вертикальных уступов с общим наклоном 54-55°.

Предлагаемое размещение трубчатого конвейера на длительный период обеспечит минимальное расстояние транспортирования породы до дробильно-перегрузочного пункта, расположенном на горизонте +202 м. Последний горизонт, на котором может быть расположен ДПУ по вскрыше является минус 250-350 м.

При отработке более глубоких горизонтов могут быть использованы крутонаклонные конвейеры, часто размещаемые на средних и верхних горизонтах карьера для снижения плеча откатки руды на 3-4 км [3, 4].

Ранее была выполнена оценка экономической эффективности применения дробильно-конвейерного комплекса фирмы «Крупп» на Полтавском ГОКе, сравнивались два варианта: применение дробильно-конвейерного комплекса (ЦПТ) и транспортирование руды автосамосвалами, высота подъема Н = 160 м, производительность Q = 2500 т/ч.

Расчеты показали, что почти при одинаковом уровне капиталовложений по сравниваемым вариантам наблюдается равенство издержек на оплату банковского кредита, процентов, страхования, налогам, амортизации, но затраты на энергоносители, запчасти, шины, заработную плату значительно ниже в варианте с ЦПТ.

Эксплуатационные затраты на 1 т транспортируемого материала составили соответственно при ЦПТ-0,66ДМ, а при автомобильном транспорте — 1,26ДМ или на 61% выше.

Окупаемость дробильно-конвейерного комплекса составляет 4 года, причем отмечается, что с углублением горных работ в карьере эффективность применения ЦПТ в карьере будет повышаться.

В связи с этим применительно к глубокому Ковдорскому карьеру с отм. дна -760 м проанализированы два варианта вскрытия и разработки глубоких горизонтов - удлинением конвейерных линий с поверхности с примыканием к действующим ЦПТ по руде и вскрыше, и проведением наклонных стволов и рудоспусков, обеспечивающих грузотранспортную связь с поверхностью (отвал, фабрика), рис. 4, а. Для оценки затрат по рассмотренным способам учтены затраты на проходку выработок и на строительство конвейерных линий по руде и вскрыше с углом подъема 15° и окупаемостью капвложений 5—7 лет.

Общие затраты на проходку выработок и оборудование по варианту с удлинением действующих конвейерных линий по руде до отм. -340 м и породе -240 м составили 59—70 млн долл. США (табл. 1).

а) б)

Рис. 4. Выхода рудных тел в карьерное пространство и схемы расположения конвейерных трасс и наклонных отвалов при вскрытии глубоких горизонтов в карьере

Таблица 1

Затраты на сооружение конвейерной линии по борту карьера, млн долл. США

Технологическая схема Затраты на ГКР, монтаж, оборудование

Рудная

I этап отм. -20 м до отм. -140 м 12-15

II этап отм. -140 м до отм. -340 м (трубчатый конвейер) 10-12

Итого: 22-27

Породная

I этап отм. +202 м до отм. +80 м 12-15

II этап отм. +80 м до отм. -40 м 10-11

III этап отм. -40 м до отм. -240 м (трубчатый конвейер) 15-17

Итого: 37-43

ВСЕГО: 59-70

По варианту с применением ЦПТ на базе комплекса рудоспуски — наклонные конвейерные стволы по руде и вскрыше с учетом ранее выполненных работ рассмотрено проведение наклонного конвейерного ствола на гор. -350 м с выходящими на него двумя рудоспусками диаметром 3—5 м (рис. 4 б, 5). По сравнению с ранее рассмотренным вариантом (доставка руды непосредственно на обогатительную фабрику) предлагается отстроить нитку наклонного ствола с примыканием вдоль восточ-

Рис. 5. План и разрез по рудному телу и карьеру (дно -660м) с подземными выработками: 1 — откосы бортов при дне -125 м; 2, 3 — основное рудное тело и крутонаклонные пропластки пород; 4, 5, 6 — соответственно рудоспуски, наклонный и скиповые стволы; 7 — откос борта по проекту; 8,81 — рекомендуемые откосы бортов

ного борта к действующим перегрузочным пунктам на отметку -20 м или +142 м. Длина ствола при этом будет изменяться от -1200 м до 1800 м.

Вскрышная схема включает проходку наклонного ствола по западному борту с участком квершлага на отметке -250 м — +250 м и выходящими на него двумя рудоспусками. Ствол выходит на поверхность на участке действующей конвейерной линии на северо-западе карьера для транспортирования породы на отвал № 3. От этого участка может быть отстроена новая конвейерная линия с наклоном 15—16° для выхода в начале на отметке +400 м, а затем осуществляется отсыпка отвала емкостью 150— 175 млн м до отметки +500 м. Остальная часть вскрыши (30— 50 млн м) может быть размещена внутри контура карьера в его северной части при доработке первоначально северного рудного тела.

Оценка затрат при реализации способа показывает, что этот способ более дорогостоящий по капзатратам, чем при отстройке конвейерных линий с поверхности с постепенным их понижением, капзатраты на проходку выработок и оборудование составляют 64—70 млн долл. США (табл. 2), но эксплуатационные затраты при применении рудоспусков с расстоянием транспортирования до 1—2 км меньше, чем в первом случае.

Кроме того, применение схемы с наклонными стволами позволяет решить другую важную проблему для глубокого карьера — его проветривание. Пока эта проблема не затрагивается в существующих схемах и предложениях по доработке карьера. Безусловно, необходимо проветривание глубоких застойных зон в карьере. При применении стволов можно было бы решить и эту проблему. При этом вентиляционные ставы (воздухопода-ющие) могли бы быть размещены в восточном выдачном стволе, а загрязненные струи воздуха могут собираться и выдаваться по выработкам на глубоких горизонтах, примыкающим к выдачному наклонному стволу по вскрыше. Доработка карьера может осуществляться удлинением воздухоподающих и возду-ховыдающих ставов, отстраиваемых по откосам борта.

Данная проблема могла бы просто решена при применении электромобилей на глубоких горизонтах, возможно через 20— 30 лет она может быть реализована в связи с прогрессом техники в этой области, но в ближайшие 10—15 лет на Ковдорском карьере эта проблема может быть одной из самых важных.

При рассмотрении варианта с суперглубоким карьером (отм. дна -1200 м) было учтено также проведение слепых скиповых

Таблица 2

Затраты на проходку рудоспусков и выработок в системе рудоспуск — наклонный конвейерный ствол (до отм. -20 м), млн долл. США

Технологическая схема Объем проходки, м3 Затраты на проходку, млн руб./ млн долл.* Затраты на монтажное оборудование, млн долл. США Всего

рудоспуски Ф = 3 м наклон. ствол квершлаги

Рудная схема

-350 м-20 м 3500 14 400 2520

-350 м +142 м 10 400 21 430

Итого: 139,296/ 4,643* 18-20 23-25

Вскрышная схема

-250 м +250 м 3500 16 680 5448 135,336/ 4,502* 18-20 23-25

+250 м +500 м 10 400 2-3 16-17 18-20

Итого: 64-70

* в числителе — млн руб., в знаменателе — млн долл. США

стволов для выдачи руды и вскрыши с глубоких горизонтов карьера (рис. 6). Для обеспечения максимальной производительности карьера, и соответственно, скипового подъема рассмотрен этапный его ввод с высотой подъема в начале 360—400 м как по руде, так и по вскрыше. При этом производительность скипового подъема составит при скипах с грузоподъемностью Ес = 80—100 т 3000—5000 т в 1 час или 18—20 млн т руды и вскрыши в год.

С увеличением высоты подъема производительность комплекса будет снижаться до 5—6 млн т в год (высота подъема 800 м), но доставка руды на концентрационный горизонт -350 м может осуществляться по второму вскрышному скиповому стволу, в этот период размещение вскрыши может производиться внутри контура карьера.

При доработке карьера в глубоких зонах с прочными малотрещиноватыми породами заоткоска участков ботов, как это известно, по данным практики работ, может производиться под углами 70—75°, а верхние участки бортов особенно восточного с ЦПТ должны быть заоткошены под устойчивыми углами и при выявлении ослабленных зон надежно закреплены. Исходя из этого параметры карьера составили (Н = 1440 м — восточный

Рис. 6. План и разрез по рудному телу с дном карьера -1200 м и вскрывающими выработками: 1, 2, 3 — соответственно положение горных работ в карьере и рудное тело с пропластками пород; 4, 5, 6 — соответственно рудоспуски, наклонный и скиповой стволы; 7, 8 — соответственно проектный и рекомендуемые откосы бортов с дном -660 м; 9 — контур карьера с дном -660 м; 10, 11 — наклонные выработки; 12 — квершлаги, 13 — борт карьера с дном -1200 м (при частичном укреплении верхних зон), П1, П2 — рудоспуски по породе

борт); ширина дна — 200—300 м, длина дна — 800—1000 м, запасы руды по укрупненной оценке от дна — 300—350 м до отм. -1200 м составляют 1,1—1,2 млрд т, количество вскрыши 1,14— 1,43 млрд м при среднем коэффициенте вскрыши 1,02—1,28 м 1 т, что благоприятствует применению открытого способа разработки. При применении подземного способа разработки потери руды составили бы не менее 100—150 млн т (10—15% потерь). Размещение дополнительного количества вскрыши потребует увеличения высоты отвалов до отм. +500 — +600 м.

По укрупненной оценке объемы проходки при реализации рудного комплекса составят: общие за три этапа по рудному комплексу У1—Ш = 83 538,6 м, по породе (2 этапа) — VI—II = = 56 742,4 м. Капитальные затраты на проходку выработок составят: по руде — 83,6 млн долл. США, по породе — 56,7 млн долл. США, считая стоимость 1 м проходки и разделки бункеров — 1000 долл. США. С учетом 10% неучтенного общая величина капзатрат по осуществлению варианта может составить около 154 млн долл. США, что значительно дешевле при отработке запасов открытым способом с применением подземных выработок и рудоспусков, чем при объеме проходки выработок V = 333,3 тыс. м и затратах 9,86—11,44 млрд руб. (в ценах 2010— 2012 гг.) при отработке запасов подземным способом (рис. 7 а, б). Общий экономический эффект от сокращения затрат может составить около 65 млн долл. США.

Рис. 7. Изменение затрат на проходку выработок в зависимости от объема проходки (а) и глубины отработки рудного тела (б): а) 1, 2, 3, 4 — соответственно изменение затрат на проведение выработок по руде и вскрыше при вскрытии наклонным (1, 2) и скиповым стволами (3, 4) (в ценах 1987 г.) и затраты при подземном способе); б) 1, 3 — соответственно затраты при открытом и подземном способах, 2 — при подземном способе разработки ниже дна карьера -660 м

Рис. 8. Блок-схема осуществления мониторинга состояния уступов и борта карьера и своевременного принятия решения для обеспечения устойчивости карьерных откосов

При ведении горных работ в карьере чрезвычайно важно осуществлять мониторинг вскрываемых (обнажаемых) массивов пород. Результаты мониторинга позволят учитывать различное природное состояние массивов, а также их нарушен-ность выветриванием и водотоками в борту карьера. Управление техногенными процессами необходимо проводить с учетом глубины и, следовательно, дополнительного давления в призме сдвига. Важно правильно дифференцировать массивы пород по устойчивости и управлять их состоянием с использованием комплекса мер. Такими мерами могут быть, например, изменения угла наклона карьерных откосов, снижение техногенных нагрузок (от массовых взрывов), осушение и укрепление уступов (рис. 8, 9).

На рис. 8 представлена блок-схема осуществления контроля состояния уступов и борта карьера и своевременного принятия решения для обеспечения устойчивости карьерных откосов.

На основе этой блок-схемы предложена корректировка угла откоса борта на участке профиля скважины 14 ИГ и 6 ИГ (рис. 9).

Рис. 9. Схема уступа с выходом пропластка ослабленных пород и корректировка угла откоса участка борта

При формировании борта карьера на конечном контуре с использованием высоких и крутых уступов важная роль должна отводиться изучению свойств массивов пород, отстраивание откосов необходимо выполнить с учетом трещиноватости породных массивов, углов падения ослаблений, величины действующих динамических импульсов при массовых взрывах в близлежащих зонах заоткоски уступов и участков борта; а также количества водопритоков в карьер в различных зонах и по глубине бортов. Создавая модели развивающихся процессов во времени и выполняя с их помощью прогноз устойчивости тех или иных участков массивов бортов, можно своевременно принять решение об их укреплении.

Для выявления механизма сдвижения прибортового массива пород необходимо изучить его состояние в динамике изменения его напряженного состояния созданием наблюдательной станции как на поверхности с выведением датчиков контроля устойчивости по высоте борта, так и в подземных условиях при доработке карьера и подготовке к переходу к разработке глубоких рудных горизонтов подземным способом. Для измерения величины смещения блоков, участков массивов пород применяют глубинные и кровельные реперы Их смещение контролируют с помощью дальномеров, использованием спутниковых

систем для принятия правильных и своевременных решений по обеспечению устойчивости бортов карьеров. При этом важно установить начало изменения физико-механических свойств пород. Для долговременных наблюдений за изменениями напряженного состояния устанавливают струнные реперы, а для определения полного напряженного состояния используют метод разгрузки.

Контроль за изменением прочностного состояния пород по высоте борта можно также осуществлять применением геофизических, сейсмических методов (токо-каротажа, гамма-каротажа, звукометрических методов и других). Это позволит своевременно выявить начинающиеся ослабления прочностных свойств пород при изменении упругих и ползучих свойств пород и своевременно принять решение для повышения устойчивости массива борта.

Таким образом, при обосновании и выборе эффективного способа разработки запасов открытым способом и формирования высоких и крутых бортов суперглубокого карьера необходимо:

• обеспечить устойчивость восточного борта карьера на длительную перспективу (50—100 лет и более), регулированием его наклона при отстраивании откосов бортов в верхней зоне коры выветривания до 43—45° и снижением техногенных нагрузок, в том числе его осушением и закреплением ослабленных участков;

• обосновать технологическую схему разработки запасов комплексных железных руд с минимальными эксплуатационными затратами и капвложениями на строительство комплексов ЦПТ по руде и вскрыше;

• при постепенном переходе с созданием в глубоких зонах участков бортов от крутонаклонных до вертикальных при доработке карьера целесообразно использовать технологии типа так называемых «щадящих», снижающих до минимума нарушение приоткосного массива пород, а также решение вопросов закрепления ослабленных участков бортов и берм, нарушенных взрывом;

• обеспечить решение проблемы с загазованностью глубоких зон в карьере и отводом воды, фильтрующейся из массива восточного борта;

• для повышения устойчивости откоса борта сверхглубокой карьерной выемки кроме размещения пород вскрыши в контуре карьера, как внутренний отвал, целесообразно переместить часть вскрышных пород из отвалов, расположенных в юго-за-

падной, западной и северо-западной зонах отвода с их одновременной переработкой (МЖР) через 20—30 лет, используя транспортную схему карьер-фабрика;

• важно проведение полного мониторинга вскрываемых участков массивов пород в карьере и в пределах потенциальных поверхностей скольжения, что позволит своевременно принять решение об устойчивости участков борта карьера и укрепления отдельных ослабленных его участков;

• приступить к решению проблемы утилизации некондиционного сырья, накопленного в складах и отвалах, содержащих фосфор, железо, бадделеит, а также известь, магнийсодер-жащего сырья и других полезных компонентов. Это в значительной мере повысит эффективность работы предприятия и сохранения ресурсов, для чего целесообразно своевременно вскрыть подземными выработками и применением ЦПТ рудные горизонты двух других месторождений;

• своевременно подготовить проведение основных и вспомогательных выработок для разработки месторождения подземным способом, используя действующие технологические схемы выдачи руды и вскрыши из карьера, например, проведением первоначально слепого ствола для выдачи руды на промежуточный горизонт (возможно на отм. -350 м). Это даст возможность на определенном этапе построить глубокий рудник с разработкой запасов до отметки -2000 м.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулешов А. А., Васильев К. А., Докукин В. П., Коптев В. Ю. Анализ вариантов транспортирования руды от карьера до обогатительной фабрики в условиях АК «АЛРОСА» // Горный журнал. — 2003. — № 6. -С. 13-16.

2. Усынин В. И., Решетняк С. П., Еремин Г. М. Вскрытие глубоких горизонтов карьеров Севера. Сборник научных трудов. — Апатиты: Изд-во Кольского филиала АН СССР, 1988. — С. 9—22.

3. Яковлев В. Л. Транспорт глубоких карьеров: Состояние, проблемы, перспективы развития. Сборник научных трудов. — Апатиты— СПб., 2012. — С. 67—80.

4. Санакулов К. С., Шелепов В. И. Глубокие вводы поточного звена ЦПТ в карьере «Мурунтау» // Рациональное освоение недр. — 2011. — № 4. — С. 52—57. ЕИЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Еремин Георгий Михайлович — кандидат технических наук, научный сотрудник, e-mail: [email protected], Горный институт Кольского научного центра РАН.

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 11, pp. 192-207. G.M. Eremin

ON A CONCEPT OF FULL-THICKNESS DEVELOPMENT OF THICK ORE BODY BY SUPER-DEEP STEEP WALL OPEN-PIT WITH USING UNDERGROUND EXCAVATIONS

The paper gives some particularities in mining operations during constructing the Kov-dorskiy super-deep complex iron open-pit. Development of its deep ore horizons is examined through open-pit orepasses and inclined shafts along ore (the eastern pit wall) and from a working pit wall along overburden. It has been verified that if the eastern pit wall contains weak rock layers in the places of development of conveyer routes, it must be inclined under stable angles, and the parts with weak rocks must be strengthened. The estimation has been made of volumes of driving of main opening excavations and required capital expenditures during realizing alternatives in open mining of the deposit up to the bottom -760 m and -1200 m. It has been shown that open mining is more efficient for these depths in comparison with underground mining in terms of excavations driving volumes and capital expenditures and ore production losses.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: deep open-pit, walls, pre-splitting, opening of horizons, orepasses, inclined conveyer shaft, strengthening of slopes, driving, driving volumes, capital expenditures.

AUTHOR

Eremin G.M., Candidate of Technical Sciences Researcher, e-mail: [email protected],

Mining Institute of Kola Scientific Centre of Russian Academy of Sciences, 184209, Apatity, Russia.

REFERENCES

1. Kuleshov A. A., Vasil'ev K. A., Dokukin V. P., Koptev V. Yu. Gornyy zhurnal. 2003, no 6, pp. 13—16.

2. Usynin V. I., Reshetnyak S. P., Eremin G. M. Vskrytie glubokikh gorizontov kar'erov Severa. Sbornik nauchnykh trudov (Development of the northern deep open-pit horizons. Collection of scientific papers), Apatity, Izd-vo Kol'skogo filiala AN SSSR, 1988, pp. 9-22.

3. Yakovlev V. L. Transport glubokikh kar'erov: Sostoyanie, problemy, perspektivy raz-vitiya. Sbornik nauchnykh trudov (Transportation of deep open pits: State, problems, prospects. Collection of scientific papers), Apatity-Saint-Petersburg, 2012, pp. 67-80.

4. Sanakulov K. S., Shelepov V. I. Ratsional'noe osvoenie nedr. 2011, no 4, pp. 52-57.

I МЫСЛИ О РОЛИ КНИГИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ

Написанные автором статьи и книги, так же как и устная речь, точно отражают уровень мышления, взгляды, образование и культуру человека.

UDC 622.271.3.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.