Научная статья на тему 'О концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности'

О концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности»

Обсуждаем проблему

33

Психологическим механизмом развития профессионализма преподавателя является активность личности, направленная на саморазвитие. Поэтому в модели структуры профессионально-педагогической деятельности преподавателя представлен четвёртый (скрытый) блок - «Деятельность по саморазвитию личности» (рис. 1).

Итак, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза - это целенаправленная деятельность по подготовке специалиста высшей квалификации, развитию научного психолого-педагогическо-го знания в области закономерностей и условий реализации образовательного процесса, разработке методологических и общепедагогических проблем, а также по личностно-профессиональному саморазвитию с

учётом возникающих изменений в профессиональном пространстве и образовании.

Именно в таком контексте преподаватель вуза предстаёт как субъект модернизации образования в стране, способный к самоизменению, самодостраиванию, к эффективной подготовке конкурентоспособного специалиста высшей квалификации.

Литература

1. Иллюстрированный энциклопедический

словарь. - М., 1995.

2. Климов Е.А. Психология профессионала.

- М., 1996.

3. Белухин Д. А. Становление профессиона-

ла и рождение профессионализма: Учеб. пособие. - М., 2006.

В. ГРИШАГИН, доцент В. ФАРБЕРОВ, доцент Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета

О концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности

Сложившаяся в стране негативная ситуация в сфере безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека, обитающего в техносфере, требует повышения уровня знаний населения о разного рода рисках, о средствах и методах защиты от них. Это достижимо лишь на основе разработки и внедрения в образовательную систему научно обоснованной концепции непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности [1]. Изучение основополагающих научных знаний в данной области начато в 1990 г. по решению коллегии ГособразованияСССР. За истекший период в стране сформирована и реализуется система образования и подготовки кадров, отличительной особенностью которой является всесторонний характер изучения опасностей и мер защиты от них. В средней школе введен курс «Основы безо-

пасности жизнедеятельности »; в вузах - общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности »; в номенклатуре ВАК - группа специальностей «Безопасность жизнедеятельности человека». В вузах с 1994 г. ведется подготовка инженеров по БЖД. Актуальность данной проблемы непрерывно нарастает, о чем свидетельствует появление новых видов опасностей, а также рост уровня негативного воздействия и размеров опасных зон.

Цель образования в области безопасности жизнедеятельности - формирование у человека мировоззрения и культуры безопасности жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых ему для достижения комфортной жизни и приемлемого качества среды обитания. Такая трактовка круга рассматриваемых вопросов, составляющих ядро образовательной

34

Высшее образование в России • № 12, 2007

программы БЖД, позволяет сформировать логически и методологически стройную содержательную часть, обладающую единой теоретической и понятийной базой, тем более что научные основы, аксиоматика и методы защиты уже сформированы в целом ряде научных работ, учебников и учебных пособий [2-3].

Концепция устанавливает, что образование в области БЖД должно быть опережающим и непрерывным, поскольку человек сталкивается с опасностью на протяжении всей жизни, а круг опасностей в зависимости от возраста постоянно расширяется и изменяется. Непрерывность образования - это постепенное введение его во все ступени и уровни воспитания и обучения. Концепция предусматривает шесть ступеней образования и подготовки кадров.

Дошкольное образование (первая ступень ). Воспитание культуры безопасности детей реализуют в семье и дошкольных учреждениях. Семейное воспитание в этом возрасте играет определяющую роль, а его эффективность определяется степенью владения культурой безопасности самими родителями. Методика обучения на этой ступени должна основываться на народной педагогике. Основой обучения и формирования устойчивых навыков является подражание и наставления типа «этого нельзя делать». Цель - овладение детьми навыками безопасного поведения в быту, в дошкольных учреждениях, при общении со сверстниками и взрослыми. В дошкольных учреждениях Кемеровской области широко практикуются игровые занятия с детьми представителей милиции, ГИБДД, противопожарной службы, фонда экологического развития и др.

Школьное образование (вторая ступень ) - это период формирования мировоззрения человека. На этой ступени ведется изучение видов опасностей и сфер их проявления в пространстве, методов практического применения знаний для формирования у школьников умений и навыков защитной деятельности, знакомство с опас-

ностями будущих профессий и сфер деятельности.

Первый уровень (7-10 лет). Для этого возраста во многом основой обучения являются наставления и рекомендации по выявлению опасностей и применению мер защиты от них. Изучаются главным образом опасности быта, городской и природной среды, школьного процесса, общения со сверстниками и взрослыми людьми. Школьное образование ставит своей целью выработку у школьников устойчивых навыков безопасного личного взаимодействия с окружающей средой, воспитание мотивации безопасного поведения в обществе.

Второй уровень (10-15 лет). Для подросткового возраста характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. Наставления, инструкции в этом возрасте не являются действенными и могут отторгаться. Процессу обучения здесь следует постепенно придавать проблемный характер, заставлять ученика мыслить и принимать правильные решения самостоятельно. Для активной познавательной деятельности следует использовать межпредметные связи, объяснять физическую, химическую и биологическую приро-дуопасностей, рассматривать причины тех или иных методов действий в условиях опасностей, учить самостоятельно прогнозировать возможные. Следует вводить в программу обучения простейшие демонстрационные и лабораторные работы. Это способствует развитию самостоятельного мышления и лучшему запоминанию изучаемого материала.

Учащиеся существенно расширяют знания об опасностях техносферы и природной среды, овладевают приемами идентификации опасностей, характерных для условий быта, школы и селитебных зон, приобретают навыки по защите от опасностей, получают представление об опасностях современных отраслей экономики.

Третий уровень (15-17 лет). В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные

Обсуждаем проблему

35

интересы. Знание фактов, инструкций, примеров ценно для них лишь как материал для размышлений, теоретических обобщений. В этом возрасте преобладает стремление к сравнениям и пониманию сущности изучаемого материала, взаимосвязи между количественными и качественными параметрами и их изменениями.

В Кемеровской области формированию соответствующих компетенций у школьников способствует деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования типа эколого-биологического центра.

По завершении школьного образования у учащихся должна быть сформирована культура личной и коллективной безопасности. Молодой человек должен научиться рассматривать вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности в качестве приоритета.

Общее профессиональное образование (третья ступень). Обучение студентов всех вузов и ссузов - этап дальнейшего формирования культуры безопасности с ориентацией на профессиональную деятельность. Важно научить студента пониманию того, что, создавая новое, он может стать одновременно и творцом новых опасностей. Для профессионала характерен более широкий круг опасностей, их более высокий уровень и риск проявления, чем в иных условиях жизни. Поэтому он должен знать источники и комплекс опасностей современной среды деятельности, уметь их идентифицировать и быть знакомым с методами защиты.

Общепрофессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности - основа профессиональной культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Среднее общепрофессиональное образование (четвертый уровень). Здесь расширяется номенклатура изучаемыхопасностей, рассматриваются вопросы идентификации и нормирования опасностей, характерныхдля профессиональной деятельности, изучаются методы коллективной защиты от них, основы управления безопасностью жизнедея-

тельности в экономике. Методической особенностью образования четвертого уровня является его практическая направленность на профессиональную деятельность.

Высшее общепрофессиональное образование (пятыйуровень). Осуществляется на базе третьего уровня обучения при подготовке бакалавров и специалистов всех направлений. Здесь студент вуза должен овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях, навыками идентификации полного комплекса негативных воздействий техносферы, проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности, культурой принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий [4].

Шестой уровень образования предназначен для бакалавров и специалистов, профессиональная деятельность которых будет связана с повышенной опасностью, а также для профессионалов, последствия деятельности которых могут оказывать существенное негативное влияние на человека и/ или окружающую среду. Этот уровень образования необходимо реализовывать по программам дополнительных специальных дисциплин по безопасности труда.

Специальное профессиональное образование (четвертая ступень). В вузах ведется подготовка профессиональных кадров по образовательным программам в области тех-носферной безопасности. Компетенции выпускника определены государственными образовательными стандартами специальностей, образующих направление 280100 -«Безопасность жизнедеятельности» и 280200 - «Защитаокружающей среды» [5].

Открытие в Юргинском технологическом институте ( филиале) Томского политехнического университета на базе ка-

36

Высшее образование в России • № 12, 2007

федры безопасности жизнедеятельности, экологии и физического воспитания образовательных программ по подготовке специалистов по специальностям 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и 280202 «Инженерная защита окружающей среды» логично вписывается в концепцию образования в области БЖД.

Подготовка научных кадров (пятая ступень). Научные кадры готовятся в системе аспирантуры и докторантуры при подготовке диссертационных работ по научным проблемам в области безопасности жизнедеятельности. В соответствии с номенклатурой специальностей ВАК научных работников готовят по группе 05.26.00«Бе-зопасность жизнедеятельности человека».

Послевузовское образование (шестая ступень). Этот уровень образования реализуется в системе повышения квалификации. Программы образования формируются в зависимости от вида профессиональной деятельности слушателей с учетом произошедших изменений в области безопасности жизнедеятельности, в технике и технологиях [6].

Социальный заказ на научные знания в области БЖД окончательно сформирован лишь в конце XX столетия. Сегодня всем

П. ХРОМЕНКОВ, доцент Московский государственный областной университет

В современную эпоху, как известно, наиболее перспективны с точки зрения научно-исследовательских разработок проблемы, обнаруживаемые на стыке различных наук, в «пограничных» зонах. Процесс интеграции знаний становится важнейшим фактором продвижения вперед как самого научного знания, так и практической деятельности. Усложнение производства, тех-нологическихи социальных процессов ставит перед обществом острые вопросы, на-

очевидно, что позитивно решить задачу сохранения жизни на планете Земля можно лишь на научной основе.

Литература

1. Белов С.В., Девисилов В.С. Российская

концепция непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. - 2005. - №4.

2. Безопасность жизнедеятельности. Совре-

менный комплекс проблем безопасности / Под ред. В.В.Сапронова. - М., 2004.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб-

ник для вузов / С.В. Белов, В.С. Девисилов, А.В. Ильницкая и др. / Под общей ред. С.В. Белова. - М., 2005.

4. Белов С.В. Примерная программа дисцип-

лины «Безопасность жизнедеятельности» (четвертое поколение) // Безопасность жизнедеятельности. - 2004. - №12.

5. Направление подготовки дипломирован-

ного специалиста 656500 - Безопасность жизнедеятельности (Сб. учеб.-метод. материалов). - Ч. 1 / Под общ. ред. С.В.Бело-ва, В.С. Девисилова. - М., 2002.

6. Мастрюков Б.С. Программа повышения

квалификации преподавателей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность жизнедеятельности. - 2004. - №2.

пример экологические, которые невозможно решать, не опираясь на комплексный научный подход, интегрирующий естествознание и обществознание. Все это оказывает непосредственное воздействие на содержание образования [1]. В образовательном процессе межпредметный образ современного профессионального знания очевиден, и может показаться тривиальным утверждение, что сегодня получить высококвалифицированного специалиста нельзя, не за-

Межнаучная коммуникация в педагогическом образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.