Научная статья на тему 'О КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОЯЗЫЧНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

О КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОЯЗЫЧНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социолингвистика
ВАК
Ключевые слова
языки России / языковая политика / социолингвистическое прогнозирование / метод сценария / развитие языка / этнокультурная языковая ассимиляция / languages of Russia / language policy / sociolinguistic forecasting / language development / ethnocultural language assimilation

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Айса Н. Биткеева

В статье рассматриваются вопросы концепции, методологии и методов социолингвистического прогнозирования в полиэтническом государстве, разрабатываются сценарии развития языковой политики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. В качестве эмпирического материала в статье использованы данные социолингвистического обследования проведенного в 2021–2022 гг. в Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Калмыкия и Приморском крае, в 2022 г. в Республике Чечня, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан и Республике Карелия. Социолингвистическое прогнозирование языковых процессов включает три основных момента: анализ сложившейся ситуации, прогноз относительно ее развития, опережающее отражение масштаба проблемы и разработка инструментов, которые влияют на развитие, например с целью предотвращения и решения языковых конфликтов. В основе метода сценариев развития языковой политики лежит создание многофакторной модели прогнозирования, которая представляет модель будущего развития языков Российской Федерации и включает в себя типологические аспекты языковой политики и языковой ситуации на национальном/федеральном уровне, на локальном уровне и на собственно лингвистическом уровне. Модель отображает корреляции между разными признаками и отражает динамику развития языковой ситуации. Апробировалась применимость разрабатываемых моделей и методов на языковой ситуации в ходе полевых исследований, проведенных в Республике Татарстан, Республике Тыва, Республике Калмыкия, Республике Дагестан и Приморском крае, Республике Чечня, Республике Карелия, Республике Саха (Якутия). Регионы были отобраны по принципу «ключевых акторов» (активистские движения, дебаты) и «ключевых моделей» языковой ситуации в РФ. Особое внимание в статье уделено методам социолингвистического прогнозирования для последующей экспертной оценки современной языковой ситуации в РФ, ее трендов, идеологий и акторов. Так, разработан метод сценария развития языковой политики, метод языковой биографии, метод исследования языковых идеологий в рамках прогнозирования, метод измерения конфликтогенного потенциала, метод анализа больших данных в изучении языковой политики, метод Гис-технологий. Анализ данных обследования в указанных регионах в рамках многокомпонентной модели прогнозирования позволяет выделить следующие коррелирующие факторы, влияющие на языковую жизнь: статус языка, исторический фактор, географический фактор, политический/идеологический факторы, экономический фактор, культурный фактор, ИКТ фактор, лингвистический фактор и др. Моделирование этих факторов и анализ корреляций между ними выявляет результирующие события: языковой конфликтогенный потенциал в языковой общности, языковой активизм, языковой сдвиг, ассимиляцию, языковую смерть и др., что дает возможность моделировать различные сценарии языкового развития. Исходя из анализа коррелирующих факторов, влияющих на 10 витальность языка и их функциональное развитие, в рамках проекта анализируются эффективные сценарии языковой политики, стимулирующие гармоничное развитие языкового многообразия в России. Разработка прогностических методов с учетом последних исследований важна для языковой политики и языкового планирования, что может способствовать эффективному регулированию межэтнических отношений в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, METHODOLOGY AND PROSPECTS OF SOCIOLINGUISTIC PROGNOSIS (MULTILINGUAL RUSSIA AS AN EXAMPLE)

The article considers concept, methodology and methods of sociolinguistic prognosis in a multi-ethnic state, and develops scenarios for the development of language policy in the Russian Federation at the federal and regional levels. The analytical part of the article is based on the empirical material collected in the sociolinguistic surveys conducted in 2021-2022 in the Republic of Tyva, the Republic of Dagestan, the Republic of Kalmykia, the Primorsky Territory, the Republic of Chechnya, the Republic of Sakha (Yakutia), the Republic of Tatarstan and the Republic of Karelia. Sociolinguistic prognosis of language processes includes three main points: analysis of the current situation, a prognosis of its development, the estimation of the problem scale and development of the tools that can help to prevent and to solve the language conflicts. The scenarios method used to develop the language policy is based on the creation of the multifactor prognostic model, which represents future development of languages of the Russian Federation and includes typological aspects of language policy and language situation at the national/ federal level, at the local level and at the linguistic level. The model displays correlations between different aspects and reflects the dynamics of the language situation development. The prognostic model and methods were probated during field studies conducted in the Republic of Tatarstan, the Republic of Tyva, the Republic of Kalmykia, the Republic of Dagestan and the Primorsky Territory, the Republic of Chechnya, the Republic of Karelia, and the Republic of Sakha (Yakutia). The regions were selected based on the principle of “key actors” (activist movements, debates) and “key models” of the language situation in the Russian Federation. Special attention in the article is paid to the methods of sociolinguistic prognosis for subsequent expert assessment of the modern language situation in the Russian Federation, its trends, ideologies and actors. There have been developed scenario method for the development of language policy, language biography method, method of studying language ideologies within the framework of prognosis, method of measuring conflict potential, method of big data analyzing in the study of language policy, a method of GIS technologies. Analysis of survey data in the considered regions allows us to identify the following correlating factors influencing language life: language status, historical factor, geographical factor, political/ideological factors, economic factor, cultural factor, linguistic factor, etc. Modeling of these factors and analysis of correlations between them reveals the language conflict potential in a linguistic community, language activism, language shift, assimilation, language death, etc., which makes it possible to simulate possible scenarios of language development. Based on the analysis of correlating factors influencing the vitality of a language and their functional development, the project analyzes effective language policy scenarios that stimulate the harmonious development of linguistic diversity in Russia. The development of predictive methods taking into account the latest research is important for language policy and 11 language planning, which can contribute to the effective regulation of interethnic relations in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОЯЗЫЧНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ

THEORETICAL ASPECTS OF SOCIOLINGUISTICS

УДК 81 272

DOI:10.37892/2713-2951-4-16-9-34

О КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МНОГОЯЗЫЧНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

В статье рассматриваются вопросы концепции, методологии и методов социолингвистического прогнозирования в полиэтническом государстве, разрабатываются сценарии развития языковой политики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. В качестве эмпирического материала в статье использованы данные социолингвистического обследования проведенного в 2021-2022 гг. в Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Калмыкия и Приморском крае, в 2022 г. в Республике Чечня, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан и Республике Карелия. Социолингвистическое прогнозирование языковых процессов включает три основных момента: анализ сложившейся ситуации, прогноз относительно ее развития, опережающее отражение масштаба проблемы и разработка инструментов, которые влияют на развитие, например с целью предотвращения и решения языковых конфликтов. В основе метода сценариев развития языковой политики лежит создание многофакторной модели прогнозирования, которая представляет модель будущего развития языков Российской Федерации и включает в себя типологические аспекты языковой политики и языковой ситуации на национальном/федеральном уровне, на локальном уровне и на собственно лингвистическом уровне. Модель отображает корреляции между разными признаками и отражает динамику развития языковой ситуации. Апробировалась применимость разрабатываемых моделей и методов на языковой ситуации в ходе полевых исследований, проведенных в Республике Татарстан, Республике Тыва, Республике Калмыкия, Республике Дагестан и Приморском крае, Республике Чечня, Республике Карелия, Республике Саха (Якутия). Регионы были отобраны по принципу «ключевых акторов» (активистские движения, дебаты) и «ключевых моделей» языковой ситуации в РФ. Особое внимание в статье уделено методам социолингвистического прогнозирования для последующей экспертной оценки современной языковой ситуации в РФ, ее трендов, идеологий и акторов. Так, разработан метод сценария развития языковой политики, метод языковой биографии, метод исследования языковых идеологий в рамках прогнозирования, метод измерения конфликтогенного потенциала, метод анализа больших данных в изучении языковой политики, метод Гис-технологий. Анализ данных обследования в указанных регионах в рамках многокомпонентной модели прогнозирования позволяет выделить следующие коррелирующие факторы, влияющие на языковую жизнь: статус языка, исторический фактор, географический фактор, политический/идеологический факторы, экономический фактор, культурный фактор, ИКТ фактор, лингвистический фактор и др. Моделирование этих факторов и анализ корреляций между ними выявляет результирующие события: языковой конфликтогенный потенциал в языковой общности, языковой активизм, языковой сдвиг, ассимиляцию, языковую смерть и др., что дает возможность моделировать различные сценарии языкового развития. Исходя из анализа коррелирующих факторов, влияющих на

Айса Н. Биткеева

Институт языкознания Российской академии наук, Российская Федерация

витальность языка и их функциональное развитие, в рамках проекта анализируются эффективные сценарии языковой политики, стимулирующие гармоничное развитие языкового многообразия в России. Разработка прогностических методов с учетом последних исследований важна для языковой политики и языкового планирования, что может способствовать эффективному регулированию межэтнических отношений в Российской Федерации.

Ключевые слова: языки России, языковая политика, социолингвистическое прогнозирование, метод сценария, развитие языка, этнокультурная языковая ассимиляция

CONCEPT, METHODOLOGY AND PROSPECTS OF SOCIOLINGUISTIC PROGNOSIS

(MULTILINGUAL RUSSIA AS AN EXAMPLE)

Aysa N. Bitkeeva

Institute of Linguistics of Russian Academy of Sciences, Russian Federation

The article considers concept, methodology and methods of sociolinguistic prognosis in a multi-ethnic state, and develops scenarios for the development of language policy in the Russian Federation at the federal and regional levels. The analytical part of the article is based on the empirical material collected in the sociolinguistic surveys conducted in 2021-2022 in the Republic of Tyva, the Republic of Dagestan, the Republic of Kalmykia, the Primorsky Territory, the Republic of Chechnya, the Republic of Sakha (Yakutia), the Republic of Tatarstan and the Republic of Karelia. Sociolinguistic prognosis of language processes includes three main points: analysis of the current situation, a prognosis of its development, the estimation of the problem scale and development of the tools that can help to prevent and to solve the language conflicts. The scenarios method used to develop the language policy is based on the creation of the multifactor prognostic model, which represents future development of languages of the Russian Federation and includes typological aspects of language policy and language situation at the national/ federal level, at the local level and at the linguistic level. The model displays correlations between different aspects and reflects the dynamics of the language situation development. The prognostic model and methods were probated during field studies conducted in the Republic of Tatarstan, the Republic of Tyva, the Republic of Kalmykia, the Republic of Dagestan and the Primorsky Territory, the Republic of Chechnya, the Republic of Karelia, and the Republic of Sakha (Yakutia). The regions were selected based on the principle of "key actors " (activist movements, debates) and "key models" of the language situation in the Russian Federation. Specical attention in the article is paid to the methods of sociolinguistic prognosis for subsequent expert assessment of the modern language situation in the Russian Federation, its trends, ideologies and actors. There have been developed scenario method for the development of language policy, language biography method, method of studying language ideologies within the framework of prognosis, method of measuring conflict potential, method of big data analyzing in the study of language policy, a method of GIS technologies. Analysis of survey data in the considered regions allows us to identify the following correlating factors influencing language life: language status, historical factor, geographical factor, political/ideological factors, economic factor, cultural factor, linguistic factor, etc. Modeling of these factors and analysis of correlations between them reveals the language conflict potential in a linguistic community, language activism, language shift, assimilation, language death, etc., which makes it possible to simulate possible scenarios of language development. Based on the analysis of correlating factors influencing the vitality of a language and their functional development, the project analyzes effective language policy scenarios that stimulate the harmonious development of linguistic diversity in Russia. The development of predictive methods taking into account the latest research is important for language policy and

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

language planning, which can contribute to the effective regulation of interethnic relations in the Russian Federation.

Keywords: languages of Russia, language policy, sociolinguistic forecasting, language development, ethnocultural language assimilation

В статье предлагаются к рассмотрению вопросы концепции, методологии и методов социолингвистического прогнозирования в полиэтническом государстве. Тема прогнозирования экономического, социального, финансового развития страны является одной из актуальных в отечественном научном дискурсе в последние годы. Работы, разрабатывающие концепции и методологические инструменты в отношении прогностических моделей, часто связаны с социальными науками и в первую очередь с областью международных отношений [Davydchuk et al., 2018; Ramirez et al., 2015]. Эти работы связаны с изучением будущего, с футуристическими концепциями, такими как сценарии будущего. Как отмечают A. Риалланд и K.E. Уолд [2009], концепция сценария используется государственными политиками и футуристическими институтами в различных областях, таких как антикризисное управление, наука, бизнес, образование [Rialland, Wold, 2009: 13]. Понятие сценария используется и применяется по-разному [Ramirez et al., 2015].

Социолингвистическое прогнозирование языковых процессов включает три основных момента: анализ сложившейся ситуации, прогноз относительно ее развития, опережающее отражение масштаба проблемы и разработка инструментов, которые влияют на развитие, например с целью предотвращения и решения языковых конфликтов.

Стратегическое применение междисциплинарного подхода при разработке прогностических моделей в языковой политике повышает продуктивность мер языковой политики, прогнозирует и предотвращает конфликты, способствует поиску механизмов решения языковых проблем. Тема социолингвистического прогнозирования относительно новая, одними из последних работ на эту тему являются следующие статьи: [Биткеева, 2018; Биткеева и др., 2019; Биткеева, 2022].

Целью данной статьи является разработка концептуальной и методологической основы социолингвистического прогнозирования в полиэтническом государстве в теории и на практике, анализ наиболее эффективного сценария развития языковой политики в Российской Федерации.

Данный научный подход применен к анализу языковой ситуации в рамках социолингвистических обследований, проведенных в рамках проекта РФФИ-DFG «Методы прогнозирования и будущие сценарии развития языковой политики (на примере многоязычной

1. Введение

Российской Федерации)» (рук. А.Н. Биткеева). В качестве эмпирического материала в статье использованы данные социолингвистических обследований, проведенных в 2021-2022 гг. в следующих республиках РФ. В Республике Тыва нами (А.Н. Биткеевой, Ч.С. Цыбеновой и М.Я. Каплуновой) в 2021 г. проводилось социолингвистическое обследование, включавшее анкетирование, интервьюирование людей власти, экспертов, языковых активистов носителей тувинского языка. В опросе в Республике Тыва приняли участие около 450 респондентов городских и сельских жителей. В 2021 г. проведено социолингвистическое исследование актуальной языковой ситуации, языковой политики в Республике Дагестан. В проведенном совместно с Б.М. Атаевым, С.В. Кириленко обследовании приняли участие около 500 респондентов (жители городской и сельской местности), носителей аварского, даргинского, агульского, лезгинского, табасаранского, кумыкского, бежтинского, лакского, рутульского и чамалинского языков. Апробировалась также методика измерения конфликтогенного потенциала. В 2020-2022 гг. совместно с Ц.Д. Манжиевой проведено социолингвистическое исследование (анкетирование, интервьюирование) в Республике Калмыкия, в котором приняли участие около 500 респондентов - городских и сельских жителей. В 2021 г. нами вместе с М.Я. Каплуновой было предпринято исследование этнической группы тазов, проживающей в Приморском крае, которые входят в число коренных малочисленных народов РФ. В 2022 г. проведено полевое исследование в Республике Саха (Якутия), опрос велся в рамках метода языковой биографии, методики измерения конфликтогенного потенциала, всего было охвачено 1600 инофрмантов. В 2022 г. в Республике Карелия и Республике Татарстан С.В. Кириленко и Э.В. Хилхановой проведено социолингвистическое исследование по методике оценки конфликтогенного потенциала и языковой биографии, всего опросом в Карелии охвачено около 500 чел, в Республике Татарстан около 800 чел.

2. Концепция и методология языкового прогнозирования

Социальные конструктивисты под будущим понимают зону ближайшего развития. Будущее формируется не как отдаленная перспектива, а как сегодняшнее действие над преобразованием своего окружения, контроля над своими действиями. Конструирование общества будущего - это не рисование в воображении идеального будущего, это кропотливая работа ума в настоящий момент, и это не обязательно положительный образ будущей ситуации.

Социолингвистическое прогнозирование должно ответить на следующий исследовательский вопрос: каково будущее многоязычия в многонациональной России? Многие исследователи признают, что де-юре и де-факто языковая политика находится в зоне

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

интенсивной напряженности в России. Это не только исторический факт, но и актуальная социальная проблема сегодня в стране.

Социолингвистическое прогнозирование языковых процессов включает три основных момента: анализ сложившейся ситуации, прогноз относительно ее развития, опережающее отражение масштаба проблемы, разработка инструментов, которые влияют на развитие, например, с целью предотвращения и решения языковых конфликтов.

В данном контексте актуальна задача прогнозирования общих и частных сценариев развития языковой политики, приоритетом которых должно быть сохранение двух тенденций: соблюдение сохранения языкового единства страны и поддержка и развитие языкового разнообразия многонациональной России. Стратегическое применение междисциплинарного подхода при разработке прогностических моделей в языковой политике повышает продуктивность мер языковой политики, прогнозирует и предотвращает конфликты, способствует поиску механизмов решения языковых проблем.

В российском и зарубежном научном дискурсе тему социолингвистического прогнозирования следует считать новой, направленной на исследование и формирование будущего языков России. Разработка методов социолингвистического прогнозирования и использование его для планирования языковой политики, разработка моделей языковой политики представляет собой фундаментальную научную проблему сегодня.

В основе анализа, представленного в статье, - результаты исследования, проводимого в рамках проекта РФФИ «Методы прогнозирования и будущие сценарии развития языковой политики (на примере многоязычной Российской Федерации)». Исследование позволяет системно исследовать основы прогностических методов в отдельных областях языковой политики и проверить их применимость на основе языковой ситуации Российской Федерации. Это позволило раскрыть общую картину современного состояния и развития русского и миноритарных языков в России. В качестве эмпирического материала выбраны актуальные тенденции в языковой политике и языковой ситуации республик РФ: Республика Тыва, Республика Дагестан, Приморский край, Республика Чечня, Республика Калмыкия, Республика Татарстан.

Многоязычная Российская Федерация характеризуется сложной языковой ситуацией. Предыдущие исследования языковой политики и языкового планирования не смогли дать исчерпывающего описания и измерения языкового разнообразия России во всех его аспектах. Наша рабочая гипотеза предполагает, что разработанные в рамках проекта новые прогностические методы на основе методологии сценария позволят представить более полную картину развития языковых ситуаций в Российской Федерации. На основе интенсивной

полевой работы в различных регионах мы обнаруживаем гораздо больше факторов, имеющих значение для прогностических моделей в языковой политике.

Мы понимаем прогностические модели не как простые прогнозы, а интерпретируем их в соответствии с концепцией сценариев будущего, придерживаемся следующего понимания сценариев: «Сценарии - это структурно разные истории о том, как может развиваться будущее, которые оказывают влияние на определенную область. Они представлены таким образом, что дают толчок воображению и отражению, создавая тем самым видение будущего. Сценарии бросают вызов основополагающим предположениям и установленным истинам, они могут применяться для целей стратегического и инновационного развития и планирования в определенном контексте или на уровне страны или индустрии» [Rialland, Wold, 2009: 8]. В работах по международным отношениям определены три важные особенности сценариев, они должны быть: 1) правдоподобными, основанными на эмпирическом анализе; 2) инновационными и наводящими на размышления и 3) краткими и содержащими легко коммуницируемые идеи (см.: [Davydchuk et al., 2018: 36]). Считаем, что основа для метода сценариев в социолингвистике заключается в создании факторной модели, которая включает в себя типологические аспекты языковой политики. Важно установить факторы, которые имеют значение для развития языковой политики.

3. Методы социолингвистического прогнозирования

Разработка методов социолингвистического прогнозирования и использование его для планирования языковой политики, определение моделей языковой политики представляет собой фундаментальную научную проблему в силу следующих причин: новизны постановки проблемы и недостаточного осознания теоретической и практической значимости прогнозирования как инструмента и основы языковой политики и планирования; отсутствия фундаментальных научных работ по проблематике прогнозирования ввиду ее принципиально междисциплинарного характера, неразработанности концепции сценария будущего языкового развития; несформулированности целей, неопределенности терминологии, отсутствия доктринального документа в области планирования языковой политики Российской Федерации. Очевидно, что на сегодня отсутствуют адекватные прогностические методы и модели языковой политики, о чем свидетельствуют активные общественные дебаты о мерах языковой политики в последние годы.

Что касается специфических методов социолингвистического прогнозирования, то их разработка представляет собой сложную задачу для исследователей, по-видимому, в силу неоднородности целей и множественности прогностических направлений, требующих

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

применения комплекса различных методов. Необходимо разграничевать различные области/сферы языковой политики и комбинировать различные методы. Только такой смешанный методический подход способен справиться с многочисленными и сложными задачами социолингвистического прогнозирования и его применения к такому динамичному объекту, как языковое разнообразие и развитие многоязычных языковых ситуаций. Что касается прогностических методов в зарубежной социолингвистике, то они в первую очередь связаны с исследованием языкового планирования, поскольку планирование направлено на развитие языка в будущем. Данное исследование фокусируется прежде всего на поддержании языка, языковом сдвиге или результатах ревитализации языка (обсуждаемых, например, в труде К. Паульстон [Paulston, 1994], см. также «классические» работы Дж. Фишмана, напр.: [Fishman, 2013]), исследующие многоязычие в США и основные тенденции его развития. Другой акцент делается на оценке языковой политики (см.: [Gazzola et al.,2017; De Korne,

Разработка методов прогнозирования и моделирование языковой политики РФ с учетом новейших исследований в этой области и практического опыта других стран важна для планирования государственной политики и эффективного регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации. Комплексный подход к данной проблематике возможен лишь на основе синтеза современных междисциплинарных исследований.

В ходе исследования особое внимание уделено разработке методов социолингвистического прогнозирования для последующей экспертной оценки современной языковой ситуации в РФ, ее трендов, идеологий и акторов, что должно впоследствии лечь в основу планирования взвешенной языковой политики в РФ. Хотя прогнозная аналитика стала очень востребованной в различных областях: медицине, маркетинге, рекламе, PR, политике, спорте, экологии, к миноритарным языкам России она еще не применялась.

В условиях быстро меняющейся ситуации и нестабильности в международных отношениях становится чрезвычайно востребован мониторинг, анализ и прогнозирование языкового и этнокультурного развития, а также анализ реальных и расчет потенциальных языковых конфликтов для выработки стратегий регулирования языковой ситуации, контроля проблемных зон. Далее речь пойдет о новых методах прогнозирования языкового развития, которые разрабатывались и применялись в исследовании в 2021 г.

Метод сценария развития языковой политики

При ближайшем рассмотрении существующих исследований языкового разнообразия становится ясно, что особое внимание, как правило, уделяется инструментам анализа

2012]).

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

предпосылок, истории и актуальной ситуации языкового многообразия. Однако удивляет тот факт, что этих работ нет статей, посвященных методам исследования перспектив, т.е. развития языкового многообразия - лингвистического прогнозирования. Можно констатировать отсутствие в российском научном дискурсе осознания теоретической и практической значимости прогнозирования как инструмента и основы языковой политики и планирования, есть неразработанность концепции, методологии и методов прогнозирования, сценария будущего языкового развития, неопределенности терминологического аппарата этого научного направления. Одними из последних научных работ на эту тему являются следующие публикации автора статьи: [Биткеева и др., 2019; Биткеева, Вингендер, 2020].

В современных же условиях актуализируется потребность в прогнозировании в целях повышения продуктивности мер языковой политики, прогнозирования и предотвращения этнолингвистических конфликтов. Применение метода сценария для экспертной оценки современной языковой ситуации в РФ, ее трендов, идеологий и акторов рассматривается нами как наиболее эффективное и должно впоследствии лечь в основу планирования языковой политики в РФ.

Говоря о будущем лингвистического разнообразия, исследователи подчеркивают: «Трудно точно и конкретно предсказать будущее языков, поскольку это зависит от большого числа факторов: экономических, социальных, политических, психологических, технических и т. д. С другой стороны, можно более четко выделить пути и средства, которые могут быть созданы для управления языками и их распространением» [Chaudenson, 2009: 185]. Поэтому комплексный анализ взаимодействия этих факторов может помочь в разработке будущих сценариев языковой политики. Таким образом, сценарии - это структурно разные истории о том, как может развиваться будущее, и которые оказывают влияние на определенную область. Они представлены таким образом, что дают толчок воображению и отражению, создавая тем самым видение будущего. Сценарии бросают вызов основополагающим предположениям и установленным истинам, они могут применяться для целей стратегического и инновационного развития и планирования в определенном контексте или на уровне страны или индустрии» [Rialland, Wold, 2009: 8]. Сценарии могут применяться для целей стратегического и инновационного языкового развития в стране в целом, отдельных этнических групп в частности, для языкового планирования на федеральном и региональном уровнях. В работах по международным отношениям определены три важные особенности сценариев, они должны быть:

1) правдоподобными, основанными на эмпирическом анализе;

2) инновационными и наводящими на размышления;

3) краткими и содержащими легко коммуницируемые идеи [Davydchuk et al., 2018: 36].

Исследователи в области международных отношений часто используют модель с несколькими сценариями, которые должны дать толчок воображению и отражению реальной языковой ситуации, создавая тем самым видение будущего. Сценарий лучшего развития событий предлагает реально возможные пути к желаемому будущему, сценарий худшего развития событий предостерегает нас от опасного результата.

Сценарий будущего необходимо выводить, с одной стороны, из объективной оценки состояния языковой ситуации, языковой политики и планирования как объективных условий развития, а с другой стороны, с точки зрения субъективного мнения разных групп населения, представляющих как власть, реализующую языковую политику, так и разные группы народа-носителя. Такими могут быть пять групп: 1) люди, обладающие властью; 2) люди, обладающие знаниями; 3) люди, обладающие влиянием; 4) языковые активисты; 5) члены языковых общностей (включая молодежь).

Мы рассматриваем эти сценарии в целях анализа возможных преимуществ и недостатков последствий реализации того или иного типа языковой политики. Такой анализ проясняет вероятность того или иного сценария, некоторые сценарии могут не исключать друг друга.

Метод языковой биографии

Последние несколько лет активно развивается научное направление исследования языковой биографии. Термин «языковая биография» сначала использовался довольно узко на индивидуальном уровне в лингводидактическом аспекте, как правило, анализировался автобиографический нарратив жителей территорий многоязычной или диглоссной языковой ситуации, центральной темой были языки, их усвоение и функционал. Сегодня понятие «языковая биография» мыслится шире и развивается особенно активно в контексте междисциплинарных исследований, поскольку исследование языковых биографий затрагивает вопросы миграционной лингвистики, языковых контактов, многоязычия и т.д.

Представляется, что вполне продуктивно экстраполировать опыт исследования языковой биографии с индивидуального уровня на всю этническую группу, проанализировать, как происходит конструирование языковой биографии этнической группы в рамках государственного строя, идеологии и как эти моменты влияют на взаимоотношения большинства и меньшинства, включая различные взгляды широкого спектра участников этого процесса. Языковая биография конструируется в мультивекторном пространстве, состоящем из глобального и локального дискурсивного поля, которые способны генерировать новые дискурсивные поля и новые этапы языковой биографии этнической группы. Глобальное

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

дискурсивное поле, например языковая политика государства, универсально для всех этнических групп одной территории, локальное дискурсивное поле, например репрессии в отношении некоторых народов России в 1930-1940 гг., очевидно, специфично в отношении той или иной этнической группы. Языковая биография этнической группы включает универсальные параметры: исторический контекст (история и условия формирования этнической группы, история сложения языка, история территории, на которой проживает группа); демографическая мощность языка (распространение языка, город/село, тип расселения); коммуникативная мощность языка (языковая компетенция носителей языка, сферы функционирования, миграционный аспект, урбанизация, степень стандартизации языка); символическая мощность языка (отношение к языку носителей, самоидентификация носителей, взаимоотношения большинства к меньшинству (внутригрупповые параметры идентичности и внешние параметры)); политический блок (права и признание прав носителями языка, уровень и степень официального признания языка, идеологический контекст/условия, спецстатус территории/автономизация); география (географическая информация о распространении языка, территориальные особенности проживания группы); религия (тип и сила связи между религией и языком, важность религии на данной территории); образование (вовлеченность группы в сферу образования, тип поддержки языка в школе, законодательное регулирование сферы образования на территории проживания группы); экономический фактор (экономическое состояние группы носителей языка, связь между языком и экономической мобильностью группы, экономическое состояние региона); технологический фактор (представленность группы и языка в СМИ, информированность широкой общественности о данной группе). Комплексный анализ этих параметров делает возможным предположить перспективы языкового развития этнической группы.

Глобальный и локальный уровни взаимосвязаны, локальный всегда зависит от общего, глобального, но у разных групп эта зависимость реализуется по-разному, например языковая ситуация внутри группы зависит от общей языковой политики, внешней ситуации. Кроме того, указанные факторы не в одинаковой степени оказывают влияние на развитие языковой ситуации, в одном случае основной причиной сдвига является экономический фактор, в другом случае - демографическая мощность и т.д. Определение специфики зависимостей в развитии отдельных этнических групп - основная исследовательская задача.

Основным методом получения знаний о языковой биографии являются нарративные интервью, развернутые автобиографические повествования, центральной темой которых являются язык/языки, овладение ими и их использование, дополненное результатами наблюдений за речевым поведением индивидуума. Метод языковой биографии в отношении,

например, бесписьменных языков продуктивен тем, что не имея письменных источников более ранних периодов истории, не имея свидетельств отношения самих народов к тем или иным событиям, например XIX в. - 1917 г., узнаем из рассказов, сохранившихся в памяти народа, через нарративы памяти, нарративы истории, биографические нарративы. Кроме того, возможно из первых рук фиксировать изменения в языковом дискурсе, например в отношении родного языка и т.д.

Метод измерения конфликтогенного потенциала

Разрабатывался метод измерения вероятности возникновения языкового конфликта. Научная новизна заключается в выделении триггеров языкового конфликта, которые были разделены на следующие подтипы:

- внутренние противоречия в языковом сообществе: стремительные изменения устройства сообщества, затрагивающие языковые интересы; события, непосредственно влияющие на появление конфликта, которыми может стать отказ части говорящих от использования родного языка даже в семейно-бытовой сфере, сопровождающийся переходом на другой язык, что ведет к негативному отношению со стороны консервативной части языкового сообщества; это обычно сопровождается растущим негативизмом говорящих по отношению к родному языку и исчезновением языковой лояльности;

- внешние угрозы благополучию языка; одним из триггеров могут стать следующие события: резкие изменения в языковой политике вследствие давления «извне», эскалация языковой дискриминации со стороны говорящих на доминирующем языке, введение ограничений на использование языка или изучение/обучение языку сторонним языковым сообществом.

Оригинальность результатов исследования заключается в том, что определение уровня конфликтогенного потенциала среди говорящих проводилось посредством применения методологии «интегрированной теории угроз», т.е. путем измерения уровня напряженности среди членов языковой общности. Было проведено выявление компонентов, способных угрожать благополучию языка в рамках трех компонентов оценивания уровня возможной напряженности языкового сообщества: реалистичные угрозы, символические угрозы и межгрупповая тревога.

Так, на основе ответов респондентов в Республике Дагестан в рамках «символических угроз» конфликтогенных параметров выявлено не было. Языковой престиж высок, говорящие высоко мотивированы к изучению языка. В рамках «реалистичных угроз», напротив, существует определенная напряженность в рассматриваемом языковом сообществе. Отмечены

отрицательные реакции и проявления дискриминации к разговаривающим на незнакомом языке, некоторые говорящие ощущают дискомфорт, когда слышат речь на незнакомом языке. Часть опрошенных отмечает отдельные случаи возникновения межъязыковых конфликтов. Доминирующее положение русского языка вызывает обеспокоенность у определенной части говорящих на языках Дагестана.

Или, например, на основе ответов респондентов в Республике Татарстан в рамках «реалистичных угроз» выяснилось, что, хотя около 30 % респондентов иногда сталкиваются с языковыми конфликтами, респонденты не считают, что существует угроза целостности существующего языкового сообщества. Межгрупповая тревога находится на среднем уровне: показатели эмоционального, когнитивного и физиологического компонентов не достигают критических уровней. В рамках «символических угроз» также отсутствуют показатели, свидетельствующие о высокой напряженности в языковом сообществе [Биткеева, Кириленко, 2023].

Метод анализа больших данных в изучении языковой политики

полиэтнических стран

В период повсеместной цифровизации наблюдается активное вовлечение больших данных в процесс принятия политических решений на всех этапах политико-управленческого цикла. В данном контексте языковая политика многонациональных стран не является исключением, в результате чего применение методов анализа больших данных, будь то оценка общественного мнения относительно сложившейся языковой ситуации в регионе за счет анализа социальных медиа, осуществление мониторинга посредством обработки регулярных статистических данных или применение алгоритмов для оценки причинно-следственной связи тех или иных политических решений в отношении функционального статуса языков - все это открывает новые перспективы для реализации языкового строительства и языкового планирования.

Большие данные (от англ. big data) представляют собой структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема, требующие автоматической обработки с целью проведения статистического анализа и дальнейшего прогнозирования перспектив в соответствующей сфере деятельности. Источником больших данных стали так называемый «Интернет вещей», под которым подразумевается сеть передачи данных между физическими объектами с помощью соответствующих устройств, а также социальные медиа - комплекс компьютерных технологий, обеспечивающих создание и объем информации между участниками виртуальных сообществ посредством социальных сетей, интернет-приложений и др.

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

Выделяют четыре основных метода анализа больших данных: описательный, диагностический, прогнозный и предписательный. Описательный метод применяется на начальном этапе анализа данных, на котором в результате извлечения информации из массивов данных происходит обобщение и классификация данных. Следующий за ним диагностический метод позволяет с применением алгоритмов машинного обучения проанализировать полученные на предыдущем этапе данные с точки зрения причины произошедших событий и выявить их связь с теми или иными действиями. При этом первые два этапа ограничены причинно-следственным подходом, в результате чего ограничиваются их прогнозные и предписательные возможности. На этапе применения прогнозного метода использование алгоритмов машинного обучения происходит совместно с методами статистического анализа. Предписательный метод подразумевает применение алгоритма оптимизации и моделирования с целью выявления наиболее благоприятного исхода при максимальном снижении рисков. Таким образом, для обработки данных применяются различные технологии, включающие применение специального программного обеспечения для их анализа и визуализации, а также нейросетей для построения моделей на основе этих данных.

Процесс принятия политических решений, отличающийся повышенным вниманием к социальным медиа и социальным процессам, а также возможностям современного программного обеспечения и таким образом отвечающий современным требованиям учета возможностей информационных технологий, в западной литературе принято обозначать термином "policymaking 2.0".

В результате подобных трансформаций в процессе принятия политических решений сам цикл, с формальной точки зрения, остается неизменным, тогда как все его этапы подвергаются качественным изменениям.

Использование подобных циклов с учетом больших данных представляется весьма перспективным с точки зрения принятия решений относительно вопросов языковой политики полиэтнических стран. Начиная с определения повестки дня, предполагается извлечение больших данных их социальных медиа, которые позволят выявить наиболее острые вопросы в контексте языковой ситуации страны, решение которых является необходимым условием взвешенной языковой политики государства. С применением таких методов, как автоматическая обработка текстов на естественном языке (natural language processing), позволяющей выявить тональность текстов СМИ, социальных сетей и др., представляется возможным осуществление мониторинга языковой ситуации в стране и выявление конфликтогенного потенциала среди граждан на почве языковой нетерпимости или ущемления прав представителей того или иного этноса. Анализ такой важной составляющей языковой

жизни страны, как витальность языка, также предполагает применение алгоритма моделирования на основе таких ключевых факторов, как число носителей данного языка, его статус, наличие/отсутствие письменности, межпоколенной передачи и др.

Таким образом, большие данные открывают новые возможности для анализа текущей ситуации и перспектив применения того или иного политического курса в стране. В итоге языковая политика, как неотъемлемая часть общегосударственной политики, неизбежно претерпевает изменения в эпоху больших данных, в результате чего в настоящее время можно говорить о феномене «языковая политика 2.0» (см.: [Каплунова, 2023]).

4. Метод исследования языковых идеологий в рамках прогнозирования

Для будущего языков России важно изучение языковой культуры и языковых идеологий среди представителей как миноритарных сообществ, так и русского большинства. В современных условиях идентичности языковых и этнических сообществ, а также интернет и социальные сети играют все большую роль для сохранения или исчезновения языков. Проанализированы теоретические наработки в области изучения языковых идеологий и тесно связанного с ними понятия языковой культуры, роль интернета в сохранении миноритарных языков, степень изученности данной проблемы и, наконец, представлены сведения о материалах и методах изучения языковых идеологий и языковой культуры российского общества в контексте прогнозирования. Предлагаемый методический инструментарий включает в себя: 1) контент-анализ на материале корпусов релевантных текстов с применением одного из инструментов корпусных исследований - программы АпСопс (http://www.antlab.sci.waseda.ac.jp/software.html); 2) дискурсный анализ текстового корпуса, составленного из материалов СМИ и социальных сетей (новости, тексты и посты на темы языковой политики и языковой ситуации в России, комментарии к ним).

Рассмотренные социолингвистические методы исследования должны стимулировать научные дискуссии, что пойдет на пользу развития целей, задач и методов социолингвистического прогнозирования.

ГИС-технологии являются эффективным инструментом геолингвистических исследований. Географические факторы исключительно важны для объяснения многих языковых явлений, генетических связей между языками и/или диалектами, выявления характера и скорости языковых изменений.

ГИС и база данных социолингвистического прогнозирования включают следующие аспекты: социально-географические и этнографические характеристики; социолингвистические

характеристики; языковая среда; количественные результаты (результаты обработки анкет); растровые изображения (ментальные карты).

5. Принципы коррелятивной многофакторной модели социолингвистического прогнозирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основа для метода сценариев в социолингвистике заключается в создании многофакторной модели сценария, которая включает в себя типологические аспекты языковой политики. Модель должна отображать корреляции между признаками и отражать динамику развития языковой политики.

Основные вопросы при создании модели: каковы основные стимулы и ограничения в развитии языков РФ? Каково будущее многоязычия в многонациональной стране?

Многофакторная модель прогнозирования

нацнона-

контексты. .

политический " ' 1 ' 1

исторический федера

географический льный

культурный компонент конфессиональный экономический ИКТ контекст

результирующие факторы

локальный

компонент

МОЩНОСТИ' демографическая коммуникативная символическая языковой активизм региональная ЯП языконая компетенция

степень

стандартизации, нормированное™ языка, письменность, разработанность корпуса: языковые контакты

лингвистический компонент

конфликтогенный потен языковой сдвиг ассимиляция языковая смерть языковой активизм

Рис. 1. Многофакторная модель прогнозирования Коррелятивная многофакторная модель включает в себя совокупности положительных и отрицательных факторов функционального развития языков, при которых возникает неравномерная дистрибуция языков в многоязычной ситуации на национальном/федеральном уровне (исторические травмы, политический, иделогический контексты, географический, экономический, миграционный аспекты, языковое доминирование одного языка относительно другого, сознательная интеграция), на локальном уровне (демографическая, коммуникативная

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

символическая мощности, региональная языковая политика, языковой активизм, языковая компетенция), на лингвистическом уровне (степень стандартизации, нормированности языка, оппозиция язык-диалект, наличие письменности, разработанность корпуса и т.д.).

Моделирование этих факторов и их зависимостей, анализ корреляций между ними выявляет результирующие события - языковой конфликтогенный потенциал в языковой общности, языковой активизм, языковой сдвиг, ассимиляцию, языковую смерть и др., что дает возможность моделировать возможные сценарии языкового развития.

Исходя из анализа коррелирующих факторов, влияющих на витальность языка, его функционального развития, возможно проанализировать наиболее эффективные сценарии языковой политики, стимулирующие гармоничное развитие языкового многообразия в России и соответственно моделировать определенные прогностические модели.

Ученые определяют факторы, влияющие на витальность языков, в том числе экономические переменные, урбанизацию, демографию, иммиграцию, дифференцированный уровень рождаемости и использование новых технологий [Chaudenson, 2009: 94]. Чоденсон подчеркивает как проблемы, так и преимущества лингвистической футурологии: «Трудно точно и конкретно предсказать будущее языков, поскольку это зависит от большого числа факторов: экономических, социальных, политических, психологических, технических и так далее. С другой стороны, можно более четко выделить пути и средства, которые могут быть созданы для управления языками и их распространением» [Chaudenson, 2009: 185]. Поэтому комплексный анализ взаимодействия этих факторов может помочь в разработке будущих сценариев языковой политики.

Нами исследовались ключевые факторы прогностических моделей развития языков РФ в ходе полевых исследований в регионах РФ. Так, проведены масштабные социолингвистические обследования в Республике Саха (Якутия), Чеченской Республике, Республике Карелия, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Республике Татарстан, Республике Тыва, Республике Дагестан, Приморском крае. Анализ данных обследования в данных регионах в рамках многокомпонентной модели прогнозирования позволяет выделить следующие коррелирующие факторы, влияющие на языковую жизнь.

Статус языка. Наличие государственной и институциональной поддержки - наделение официальным статусом языка, проведение мероприятий в рамках различных программ, расширяют функциональный аспект языка, формируют положительный образ языка, повышают его престиж, способствуют его популяризации. Поэтому прогноз для языков, имеющих статус государственных в своих территориях, более благоприятен. Государственный статус способствует их сохранению и развитию, создает основу для принятия лингвоохранных мер.

Следует учесть, что в сферах организованного общения фактически многие функции сегодня выполняет русский язык. Юридический статус языков частично не соответствует сложившемуся реальному распределению функций между языками в республиках, даже в республиках с наиболее высокой витальностью титульного языка. Например, тувинский язык, являясь языком тувинцев, доминирующих в численном отношении в регионе, уже не функционирует как язык межнационального общения и в сферах организованного общения является дополнительным языком. Тем не менее статус государственного языка, определяемый и закрепленный законодательно, «обязывает» региональные власти принимать меры по его сохранению и развитию.

Рис. 2. Статус языка

Исторический фактор. Исторические травмы, негативные идеологический и политический контексты в языковой биографии народа негативно влияют на витальность языка, на демографическую, коммуникативную мощности этнической группы. Например, ассимиляторская политика в отношении тазов в начале XX в., репрессии в отношении калмыков в 1943-1956 гг. привели к потере языка и культуры. Или наоборот, исторический контекст позитивно отразился на языковой ситуации у тувинцев. Относительно тувинского

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

языка следует выделить два момента, повлиявших на его развитие в период новой истории Тувы. Во-первых, тувинцы имели свою государственность - Тувинскую Народную Республику с 1921 по 1944 гг. Во-вторых, Тува вошла в состав СССР намного позже других национальных республик - лишь в 1944 г. Эти два события сыграли огромную роль для сохранения позиций тувинского языка и его развития.

Политический и идеологический факторы. Латентная языковая политика моноязычия повышает конфликтогенный потенциал, что негативно сказывается на межнациональных отношениях в регионе, наблюдается усиление движений самосохранения этнических групп, в современной форме это языковые активисты. Наиболее гармонична идеология сохранения языкового и культурного многообразия, способствующая сбалансированной языковой ситуации и функциональному развитию языков.

Географический фактор. Географическое расселение этнической группы влияет на витальность языка. Компактность проживания этнической группы способствует гомогенности языка, формированию единых норм языка, не способствует диалектной раздробленности. В плане языковой политики компактный тип расселения языковой общности способствует институциональной и административной поддержке в рамках региональной языковой политики. Следовательно, языковая компетенция на этническом языке в языковой общности выше.

Кроме того, географический горный ландшафт, как правило, предполагает языковое многообразие, что представляет собой, например, Дагестан, являясь «горой языков». Горный рельеф, труднодоступность горных поселений предполагает компактность расселения этнических групп, соответственно более высокую витальность языков. Однако языковая ситуация складывается не совсем однозначная в Дагестане, а именно полиэтничность и многоязычие Дагестана и на этом фоне бесперспективность национальных языков (см.: [Атаев, Ибрагимова, 2021; 2022 и др.]).

Противоположная картина складывается в Туве. Географическое положение Тувы изначально не способствовало массовому проникновению русскоязычного населения. Это во многом обусловило преобладание титульной нации в республике, способствовало компактности проживания тувинцев, а следовательно, сохранению и развитию тувинского языка [Биткеева, Цыбенова, 2022].

Рис. 3. Географический фактор и язык

Демографический фактор. Стабильная или увеличивающаяся демографическая мощность этнической группы предполагает витальность языка, увеличение его коммуникативной и символической мощности. Постепенное сокращение численности этнической группы уменьшает возможности его гармоничного функционального развития, что может означать переход языковой общности на доминирующий язык, следовательно, на постепенную ассимиляцию.

Экономический фактор. Функциональное развитие языка напрямую зависит от экономической ситуации в регионе. Благоприятный экономический климат в регионе положительно влияет на витальность языка, этнической группе нет необходимости мигрировать, есть условия для поддержания языковой компетенции на языке.

Нестабильная экономическая ситуация вынуждает население выезжать за пределы региона в поисках заработка, соответственно численность языковой общности постепенно уменьшается, что ведет к последовательному исчезновению данного сообщества, его культуры и языка. В регионах РФ с неблагоприятной экономической ситуацией наблюдается сильная

SOCIOLINGUISTICS http:// sociolinguistics.ru

миграция за пределы региона. В иноэтнической полиязычной городской среде постепенно появляется нарушение межпоколенной передачи родного языка детям, развивается асимметричный билингвизм, с постепенным переходом на доминирующий русский язык.

С другой стороны, социально-экономические факторы стимулируют появление новых сфер финансовых услуг, профессиональных услуг, услуг телекоммуникаций. В указанных интегрированных сферах, и таких как рынок услуг, наблюдается доминирование функционально сильного русского языка. Для большинства регионов характерна урбанизация, что ведет к переходу на русский язык. Так, в северных арктических городах наблюдается промышленная миграция, которая не способствует сохранности языка и культуры коренных малочисленных народов [Биткеева, Данилова, 2023 ].

Наблюдается и такая ситуация относительно экономического фактора и языков. Знание татарского, вепсского и карельского языков приносит как непосредственные, так и опосредованные дивиденды от установления деловых и личных контактов с тюркоязычным и финно-угорским миром до возможностей трудоустройства и подработок в сферах, где необходимо владение данными языками [Хилханова, 2022].

Рис. 4. Экономика и язык

Культурный фактор. Культурный контекст тесно взаимосвязан с будущим языка. Посредством культуры многие приобщаются к языку. Сегодня многие формы культуры в регионах страны привлекают внимание не только самих носителей этой культуры, но и представителей других культур, что способствует высокой языковой компетенции, расширяет его функциональную базу.

Отмечается и противоположное явление - в качестве реального и символического ресурса этничности у многих народов происходит замещение языка религией, и это не оказывает значительного влияния на витальность языка.

Религиозный фактор. Как показало исследование, в регионах РФ наблюдается замещение языка религией в качестве символического ресурса этничности у многих народов. При этом усиление значимости религиозного фактора, как правило, не оказывает значительного влияния на витальность языка. Это явление наблюдается, например, в Дагестане, в Татарстане - отмечается усиление религиозного фактора в регионах, но сильного влияния на витальность языка не наблюдается.

Рис. 5. Религия и язык

Фактор информационно-коммуникативных технологий. Фактор информационно-коммуникативных технологий играет существенную роль для модели прогнозирования. С одной стороны, по мнению носителей языка, это основная причина потери родного языка -происходит естественное освоение русского языка детьми в мононациональных сельских районах через гаджеты, детский канал «Карусель» на российском ТВ. С другой стороны, присутствие языков в интернете стимулирует интерес к его освоению, создает имидж современного языка.

6. Сценарии развития языковой политики в России

Подобный коррелятивный анализ языковых процессов дает хорошие стимулы для развития сценариев языковой политики в стране. На основе рассмотренных корреляций можно сделать следующий вывод относительно наиболее гармоничных и эффективных сценариев языковой политики в России.

Последние годы реализуется сценарий языковой политики «Единство в многообразии», при котором имеет место языковая политика централизации - создание моноязычного пространства в целях организации единого коммуникативного пространства, что ведет к языковой монополии, доминированию русского языка во всех сферах функционирования. В этой стратегии есть определенные угрозы стабильности сложившейся языковой ситуации в сообществе, поскольку выявляется определенная степень неудовлетворенности среди членов языкового сообщества. Сейчас в России наблюдается Resilience effect («эффект самосохранения»), который проявляется в усилении деятельности активистов, этнонациональных движений и т.д. Конфликтогенный потенциал высокий. Негативные эффекты актуальной языковой политики стимулируют активность защитников родного языка, представляющих движение «снизу», языковой активизм, преимущественно из числа национальной молодежи. Как показало наше обследование, есть определенная взаимосвязь между недовольством среди представителей этнических групп и вероятностью появления конфликтной ситуации. Это часто позиционируется, например, движением так называемых языковых активистов.

Видим, что язык может стать эффективным политическим средством давления на разные языковые общности, проживающие в том или ином регионе, о чем свидетельствует опыт использования языка в политических целях в ряде республик бывшего СССР. События последних лет свидетельствуют о возможности сценария политики языковой монополии, что может усугубить состояние миноритарных и малоиспользуемых языков. Конфликтогенный потенциал высокий. Возникает протест против дискриминации других языков.

SOCIOLINGUISTICS

http:// sociolinguistics.ru

Наиболее оптимальными положительными сценариями языковой политики для России представляются сценарий полилингвальной языковой политики и сценарий либеральной языковой политики. Суть полилингвальной языковой политики в том, что миноритарные и мажоритарные народы страны обучаются на родных языках, овладевая параллельно общегосударственным языком - русским, региональными языками и иностранными языками через сферу образования. Мажоритарный народ может изучать дополнительные языки, миноритарные народы - изучать государственные федеральный и региональные языки. Полилингвальное образование гарантирует активное гражданское участие в правительственных инициативах.

Элементы же либеральной модели языковой политики, которая также направлена на поддержание функционального многоязычия и гарантирует равные права для всех языковых общностей в некоторых регионах РФ, все больше находит поддержку и на местах реализуется. Так, в Республике Бурятия и Республике Татарстан полагают, что наиболее перспективна реализация языковой политики в первую очередь через муниципальный уровень. Но, поскольку либеральный подход языковой политики предполагает, что языковая общность сама определяет судьбу родного языка и его функциональную дистрибуцию, государство не вмешивается в процессы языкового урегулирования, это требует высокой степени самоорганизации общества. Однако учитывая финансовую и социальную зависимость муниципального уровня от государственного, этот сценарий в целом утопичен в реалиях страны.

Полагаем, что социолингвистическое прогнозирование должно проводиться в рамках общих и частных сценариев развития языков, языковой политики, приоритетом которых должно быть сохранение двух тенденций - соблюдение сохранения языкового единства страны и поддержка и развитие языкового разнообразия многонациональной России. Анализ сценариев языковой политики позволяет выявить вероятность реализации того или иного сценария, определить возможные преимущества и недостатки последствий реализации языковой политики. Очевидно, что рассмотренные сценарии не исключают друг друга и не ограничиваются только этими моделями.

Надеемся, что социолингвистическое прогнозирование, сценарная методика относительно языковой политики в РФ станут основными инструментами языковой политики. Эти подходы связаны с практической задачей сохранения языков России, с созданием толерантного общественного климата, что напрямую связано с предотвращением напряженности в сфере межнациональных отношений.

Литература

Биткеева А.Н. (2018) Развитие языков Российской Федерации: Динамика, проблемы, прогнозы // Вопросы филологии. № 1. С. 31-37.

Биткеева А.Н., Вингендер М., Михальченко В.Ю. (2019) Прогнозирование и языковое многообразие в Российской Федерации: Социолингвистический аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Языкознание. Т. 18, № 3. С. 623. DOI: 10.15688/jvolsu2.2019.3.1.

Биткеева А.Н. (2022) Модель социолингвистического прогнозирования и актуальные тенденции языковой политики в регионах России // Новые исследования Тувы. № 4. С. 39-52. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2022.4.3

Биткеева А. Н., Кириленко С. В. (2023) Измерение конфликтогенного потенциала языковой ситуации: поиск инструментария // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2023. Т. 22, № 4. С. 192-207. DOI: 10.15688/jvolsu2.2023.4.15

Биткеева А.Н., Цыбенова Ч.С. (2022) Хроника языкового сдвига в тувинском языке в Республике Тыва // Новые исследования Тувы. № 4. С. 6-27. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2022.4

Биткеева А.Н., Данилова Р.А. (2023) Языковая биография арктического города: (Материалы полевого исследования в городе Анадырь) // Социолингвистика. № 4 (16). C. 92-106. DOI: 10.37892/2713-2951 -4-16-92-106

Каплунова М.Я. (2023) Социолингвистические сценарии языкового развития как стимул для мониторинга языковой ситуации в Российской Федерации // Социолингвистика. № 4 (16). С. 53-69 DOI: 10.37892/2713-2951-4-16-53-69.

Хилханова Э.В. (2022) Экономика языка и многоязычие: Опыт исследования в Татарстане // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. № 2 (8). С. 52-56. DOI: 10.18413/2313-8912-2022-8-2-0-4

Chaudenson, R. (2009) On the futurology of linguistic development // Globalisation and language vitality: perspectives from Black Africa / Ed.by C.B. Vigouroux, S.M. Salikoko. Pp. 171-190.

Davydchuk, M., Mehlhausen, T., Priesmeyer-Tkocz, W. (2018) The price of success, the benefit of setbacks: Alternative futures of EU-Ukraine relations. Futures 97. Pp. 35-46.

Rialland, A., Wold, K.E. (2009). Future studies, foresight and scenarios as basis for better strategic decisions: Working paper. Trondheim.

Sanchez-Stockhammer, Ch. (Ed.) (2015) Can we predict linguistic change?: An introduction. Available at: http://www. helsinki.fi /varieng/series/volumes/16/introduction.html.

Fishman, J. (2013) Language maintenance, language shift, and reversing language shift // The Handbook of Bilingualism and Multilingualism. Second Edition / Ed. by T.K. Bhatia, W.C. Ritchie. Blackwell Publishing Ltd. Pp. 466-494.

Gazzola, Michele (2014) The Evaluation of Language Regimes // Theory and application to multilingual patent organisations. Amsterdam; Philadelphia.

Hult, F.M., Cassels Johnson, D. (Eds.) (2015) Research methods in language policy and planning: A practical guide. Chichester; West Sussex.

De Korne, Haley (2012) Improving language policy and planning through evaluation: Approaches to evaluating minority language policies. 27, (2). Retrieved from: https:// repository.upenn.edu /wpel/vol27/iss2/3.

Paulston, Christina B. (1994) Linguistic Minorities in Multilingual Settings. // Implications for language policies. Amsterdam.

Ramirez, R., Mukherjee, M., Vezzoli, S., Kramer, A.M. (2015) Scenarios as a scholarly methodology to produce "interesting research". Futures 71. Pp. 70-87.

Reference

Bitkeeva, A.N. (2018) Razvitie yazykov Rossijskoj Federacii: Dinamika, problemy, prognozy [Development of languages of the Russian Federation: Dynamics, problems, prognosis]. Voprosy filologii. No. 1. Pp. 31-37. (In Russ.) Bitkeeva, A.N. Wingender, M., Mikhalchenko, V.Yu. (2019) Prognozirovanie i yazykovoe mnogoobrazie v Rossijskoj Federac: Sociolingvisticheskij aspekt /Prognosis and linguistic diversity in the Russian Federation: Sociolinguistic aspect]. Bulletin of Volgograd State University. Series 2. Linguistics. Vol. 18, No. 3. Pp. 6-23DOI: 10.15688.jvolsu2.2019.3.1. . (In Russ.)

Bitkeeva, A.N. Model' sotsiolingvisticheskogo prognozirovaniia i aktual'nye tendentsii iazykovoi politiki v regionakh Rossii [Model of sociolinguistic prognosis and the current trends of language policy in the regions of Russia]. New Research of Tuva. No. 4. Pp. 38-52. (In Russ.). DOI: 10.25178.nit.2022.4.3 Bitkeeva, A.N., Tsybenova, Ch.S. (2022) Khronika iazykovogo sdviga v tuvinskom iazyke v Respublike Tyva [Chronicle of the Tuvan language shift in the Republic of Tuva]. New Research of Tuva. No. 4. Pp. 6-27. (In Russ.). DOI: https: doi.org.10.25178.nit.2022.4.1 Bitkeeva, A.N., Danilova, R.A. (2023) Language biography of the Arctic city: (On the material of the field research in Anadyr). Sociolinguistics. No. 4 (16). Pp. 92-106. (In Russ.). DOI: 10.37892/2713-2951-4-16-92-106 Kaplunova, M.Ya. (2023) Sociolinguistic Scenarios of Language Development as a Stimulus for Monitoring the Language Situation in the Russian Federation. Sociolinguistics. No. 4 (16). Pp. 53-69. (In Russ.). DOI: 10.37892/2713-2951-4-16-53-69 Chaudenson, R. (2009) On the futurology of linguistic development. Globalisation and language

vitality: Perspectives from Black Africa. Ed.by C.B. Vigouroux, S.M. Salikoko. Pp. 171-190. Davydchuk, M., Mehlhausen, T., Priesmeyer-Tkocz, W. (2018) The price of success, the benefit of setbacks: Alternative futures of EU-Ukraine relations. Futures 97. Pp. 35-46. Rialland, A., Wold, K.E. (2009). Future studies, foresight and scenarios as basis for better strategic

decisions: Working paper. Trondheim. Sanchez-Stockhammer, Ch. (Ed.) (2015) Can we predict linguistic change?: An introduction.

Available at: http:.www. helsinki.fi.varieng.series.volumes.16.introduction.html. Fishman, J. (2013) Language maintenance, language shift, and reversing language shift. The Handbook of Bilingualism and Multilingualism. Second Edition. Ed. by T.K. Bhatia, W.C. Ritchie. Blackwell Publishing Ltd. Pp. 466-494. Gazzola, M. (2014) The Evaluation of Language Regimes: Theory and application to multilingual

patent organisations. Amsterdam. Philadelphia. Hult, F.M., Cassels Johnson, D. (eds.) (2015) Research methods in language policy and planning: A

practical guide. Chichester; West Sussex. De Korne, Haley (2012) Improving language policy and planning through evaluation: approaches to evaluating minority language policies. 27 (2). Available at: https: repository.upenn.edu. wpel.vol27.iss2.3.

Paulston, Christina B. (1994) Linguistic Minorities in Multilingual Settings: Implications for

language policies. Amsterdam. Ramirez, R. Mukherjee, M., Vezzoli, S., Kramer, A.M. (2015) Scenarios as a scholarly methodology to produce "interesting research. Futures 71. Pp. 70-87.

Примечание

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ и Немецкого научно-исследовательского сообщества в рамках научного проекта № 21-512-12002 ННИО_а «Методы прогнозирования и будущие сценарии развития языковой политики (на примере многоязычной Российской Федерации)».

The reported study was funded by RFBR and DFG, project number № 21-512-12002 HHHO_a "Prognostic methods and future scenarios in language policy - multicultural Russia as an example".

Биткеева Айса Николаевна - доктор филологических наук, руководитель Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН.

Адрес: 125009, Россия, г. Москва, Б. Кисловский пер., 1/1. Эл. адрес: aisa bitkeeva@yahoo.com

Bitkeeva Aisa Nikolaevna - Doctor of Philological Sciences, Leading Researcher, Head of the Research Center on Ethnic and Language Relations of the Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences.

Address: 125009, Russia, Moscow, B. Kislovsky lane, 1/1. Email address: aisa bitkeeva@yahoo.com

Для цитирования: Биткеева А.Н. О концепции, методологии и перспективах социолингвистического прогнозирования: (На примере многоязычной Российской Федерации) // Социолингвистика. 2023. № 4 (16). Стр. 9-34. DOI: 10.37892/2713-2951-4-16-9-34

For citation: Bitkeeva, A.N. Concept, methodology and prospects of sociolinguistic prognosis: (Multilingual Russia as an example) // Sociolinguistics. 2023. No. 4 (16). Pp. 9-34 (In Russ.) DOI: 10.37892/2713-2951-4-16-9-34

The article was submitted 07.11. 2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 10.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.