НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
О КОНГРЕССЕ «СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ»
Формирование творческой, активной, интеллигентной личности, которая востребована обществом и может реализоваться в любой сфере социальной деятельности, всегда рассматривалось как одна из основных задач воспитания. Инициаторы и организаторы проведения на базе ВятГГУ международного конгресса «Становление интеллигентности: проблемы, опыт и возможности социальных институтов» ставили перед собой первоочередную задачу - акцентировать внимание представителей различных социальных институтов на решении актуальных проблем становления интеллигентности как интегративного качества человека в процессе непрерывного образования и профессиональной деятельности, а также на выявлении потенциала социальных институтов в развитии этого качества
В работе конгресса участвовали руководящие работники государственных структур, руководители высших учебных заведений (проректоры, деканы, руководители кафедр и других структурных подразделений), преподаватели университетов, аспиранты и соискатели, а также представители учреждений культуры, образования, здравоохранения, спорта, средств массовой коммуникации, церкви.
Участие в обсуждении проблемы воспитания интеллигентности молодежи приняли представители 7 стран: Германии, Нидерландов, США, Казахстана, Эстонии, Тайваня, России - и 15 городов России: Арзамаса, Астрахани, Глазова, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Сызрани, Сыктывкара и др.
Приоритетные направления работы конгресса:
- интеллигентность как социальное и духовное явление;
- феномен интеллигенции в контексте исторического пути России;
- концептуальные подходы к формированию интеллигентности современной молодежи;
- роль гуманитарного образования в формировании интеллигентности: отечественный и зарубежный опыт;
- духовные и технологические вопросы формирования интеллигентности.
На пленарном заседании были обозначены ключевые вопросы воспитания интеллигентности будущих специалистов, а именно: использование интегративного подхода в воспитании интеллигентности; изучение возможностей воспитания интеллигентности личности в образовательном процессе, построенном на основе различных методологических подходов - герменевтического, компетент-ностного, культурологического; определение направлений деятельности образовательных учреждений по воспитанию интеллигентности молодежи.
Магистр философии и экономики Фритц Адам (Германия) в своем выступлении раскрыл специфику понимания сущности интеллигентности немецкими учеными и представителями социальных институтов: интеллигентность включает два обязательных компонента - образованность и духовность; интеллигентность является приобретаемым качеством личности, поэтому представители разных социальных слоёв общества имеют равные шансы стать интеллигентными, в том числе и молодые люди из социально неблагополучных семей.
Доцент факультета архитектуры, директор художественного центра Хвей-Аан Чанг (Тайвань) обозначила особенности организации учебно-вос-питательного процесса в университете Као Йан: сотрудничество университета с различными общественными организациями (ботанический сад, социальные центры и др.); широкие возможности для развития творческого и научного потенциала студентов и преподавателей (центры для профессионального усовершенствования и проведения научных исследований, лаборатории); функционирование органов студенческого самоуправления (студенческие клубы, система выборов, волонтерская деятельность).
Результаты научных исследований по проблеме воспитания интеллигентности молодежи обсуждались в процессе работы телемоста, дискуссионных трибун, круглых столов, творческой мастерской.
14 апреля состоялся телемост с тремя городами России: Москвой (к. пед. н. Ю. А. Рязанова), Ярославлем (д. пед. н., профессор М. И. Рожков), Новосибирском (представители научно-методичес-кого центра НГТУ), - в ходе которого обсуждались вопросы определения структуры интеллигентности как интегративного качества, необходимости воспитания интеллигентности личности, путей решения этой проблемы.
Научная жизнь
1 апреля 2008 г. на сайте отдела дистанционного образования ВятГГУ был открыт Форум конгресса по проблемам становления интеллигентности. Принять участие в дискуссии в режиме off-line (с 1 по 13 апреля) и on-line (14-15 апреля) могли все посетители сайта: преподаватели, студенты, учителя, представители различных социальных институтов. За время работы форума было получено 107 сообщений. По данным статистики, наибольший интерес у посетителей сайта вызвали вопросы: Нужны ли обществу интеллигентные люди? Можно ли назвать образованного человека интеллигентом? Интеллигентность - это врожденное качество или приобретенное? Должен ли специалист обладать интеллигентностью? Как управлять людьми, оставаясь интеллигентным человеком? Участникам конгресса был представлен аналитический обзор материалов Интернет-форума.
15 апреля были проведены круглые столы, в работе которых приняло участие 118 человек. В процессе работы творческой лаборатории участники конгресса изучили возможности театрального искусства в воспитании интеллигентности.
В день окончания конгресса была принята резолюция следующего содрежания:
1. Рекомендовать учреждениям образования усилить воспитательные аспекты мировоззренческого, ценностно-смыслового и культурологического содержания в выборе дисциплин национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования.
2. Признать необходимым создание комплексной программы взаимодействия социальных институтов по воспитанию интеллигентной личности.
3. Рекомендовать средствам массовой информации освещать проблемы воспитания интеллигентности личности.
4. Оценивать социальный статус интеллигента как человека, востребованного современным обществом.
5. Рекомендовать использовать в учебно-вос-питательном процессе культурологический, информационный, эмоционально-ценностный, герменевтический, деятельностный и тендерный подходы к формированию интеллигентности.
Проблема воспитания интеллигентного человека, востребованного современным обществом, по мнению участников конгресса, является весьма значимой для всех социальных институтов и требует дальнейшего осмысления и реализации в их практической деятельности.
Е. Л. Сырцова, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре педагогики ВятГГУ
III МОЛОДЕЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
24-25 апреля в г. Кирове лабораторией биомониторинга Института биологии Коми НЦ УрО РАН проведена III научно-практическая конференция молодежи «Экология родного края: проблемы и пути их решения». Соучредителями конференции выступили Управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, Институт биологии Коми НУ УрО РАН, Вятский государственный гуманитарный университет.
В состав организационного комитета конференции вошли представители ведущих вузов области: Вятского государственного гуманитарного университета, Кировской государственной медицинской академии, Вятской государственной сельскохозяйственной академии, а также представители Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, Всероссийского общества охраны природы, НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Н. В. Рудницкого, лаборатории биомониторинга Института биологии Коми НЦ УрО РАН, Эколого-биоло-гического центра Кировской области, Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Лицея естественных наук г. Кирова.
Пленарное заседание открыла сопредседатель организационного комитета молодежной конференции зав. лабораторией биомониторинга, д. т.н., профессор Т. Я. Ашихмина. С приветственным словом к участникам обратились проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, д. и. н., профессор В. Т. Юнгблюд, главный специалист Областного природоохранного центра И. М. Зарубина, заместитель начальника Управления по делам молодежи Кировской области С. А. Косолапов. Далее вниманию участников пленарного заседания были представлены 4 доклада разнообразной тематики, посвященные экологическим проблемам региона. С пленарными докладами выступили: аспирант Института биологии Коми НЦ УрО РАН А. И. Фокина, аспирант кафедры экологии ВятГГУ А. В. Ко-лупаев, аспирант кафедры микробиологии ВГУ Н. С. Мокрушина, к. т. н., доцент, зав. кафедрой товароведения КГМА Л. Н. Зонова.
На конференцию поступило 132 доклада, в соответствии с этим материалы были сформированы по шести направлениям и секциям:
Секция 1. Экологические проблемы Кировской области.
Секция 2. Сохранение биоресурсов и биоразнообразия.
Секция 3. Экология и здоровье населения.