Научная статья на тему 'VI Всероссийская научная экологическая школа'

VI Всероссийская научная экологическая школа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI Всероссийская научная экологическая школа»

Научная жизнь

VI ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

26-29 ноября 2007 г. в Кирове на базе Вятского государственного гуманитарного университета состоялась 6-я Всероссийская научная школа, программа, которой включала проведение:

- 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы региональной экологии в условиях устойчивого развития»;

- научно-методического семинара «Повышение экологической компетентности учителей естественнонаучного цикла базовых образовательных учреждений по экологии» с участием учителей экологии школ Кировской области;

- научно-методического семинара «Физическое и нравственное здоровье как основа личностного развития ребенка» с участием учителей экологии города Кирова и Кирово-Чепецка;

- научно-методологического семинара «Современные технологии мониторинга окружающей природной среды в районе ОУХО» с участием специалистов региональных центров государственного экологического контроля и мониторинга из г. Ижевска (Удмуртия), Курской, Пензенской, Брянской, Саратовской, Кировской областей;

- семинара «Проблемы хранения и уничтожения химического оружия: состояние и мониторинг», в котором приняли участие учителя экологии Оричевского и Котельничского районов;

- круглый стол «Экологические проблемы региона: состояние, пути развития».

В конференции приняли участие 315 человек из 32 регионов России, в том числе из республик Мордовия, Марий-Эл, Коми, Башкортостан, из Болгарии, представители государственных, научных и общественных организаций, природоохранных служб, средств массовой информации, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, преподаватели вузов, методисты, учителя, аспиранты и студенты.

Конференция проходила в аудиториях Вятского государственного гуманитарного университета.

Пленарное заседание открыла сопредседатель организационного комитета Всероссийской научной школы, профессор ВятГГУ Т. Я. Ашихми-на. С приветствием к участникам конференции обратились ректор ВятГГУ В. С. Данюшенков, глава департамента образования Правительства Кировской области, заслуженный учитель школы РФ А. М. Чурин, зам. руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору по Кировской области Ю. А. Семено-

вых, начальник Управления Конвенциальных проблем администрации Правительства Кировской области М. Г. Манин, зам. руководителя Управления Росприроднадзора В. Л. Изместьев.

С докладами на пленарном заседании выступили д. б. н. А. И. Видякин (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН), д. б. н. А. А. Широких (НИИСХ Северо-Востока), д. б. н. М. М. Долгин (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН), д. т. н. Т. Я. Ашихмина (ВятГГУ).

На конференцию поступило 293 доклада, в соответствии с этим материалы были сформированы по девяти направлениям и секциям:

Секция 1. Экологический мониторинг природных сред и объектов.

Секция 2. Оценка и прогноз антропогенного воздействия на компоненты природной среды.

Секция 3. Экологическая безопасность региона.

Секция 4. Промышленная экология.

Секция 5. Растительный мир и механизмы его адаптации к средам обитания.

Секция 6. Экология микроорганизмов и их адаптация к средам обитания.

Секция 7. Животный мир и механизмы его адаптации к средам обитания.

Секция 8. Здоровье и окружающая среда.

Секция 9. Экологическое образование.

На двух последних секциях вопросам экологического образования было уделено особое внимание. Участниками конференции было отмечено, что экологическое образование, оставаясь востребованным, обеспечивает не только естественнонаучный фундамент понимания экологических проблем и ключевых идей устойчивого развития, но и сохраняет приоритет в становлении экологической культуры в обществе.

Ключевыми вопросами на конференции стали:

- новые технологии в организации государственного экологического контроля и мониторинга;

- показатели эффективности систем экологической безопасности;

- решение экологических проблем регионального и локального уровней;

- оценка и прогноз антропогенного воздействия на компоненты природной среды;

- сохранение биоразнообразия;

- механизмы адаптации растительного и животного мира к средам обитания;

- экология микроорганизмов и их адаптация к средам обитания;

- новое качество образования в условиях модернизации образовательной системы в России;

- эффективные методы воспитания экологической культуры, особенности организации школьного экологического мониторинга, экспедиционной и эколого-краеведческой работы;

- физическое и нравственное здоровье как основа личностного развития ребенка.

Активно шло обсуждение на круглом столе темы «Экологические проблемы региона: состояние, пути развития». На обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся хранения и утилизации отходов промышленности, в том числе и радиоактивных отходов, хранящихся на территории Кирово-Чепецкого химкомбината. Большую дискуссию на круглом столе вызвали такие вопросы, как здоровье детского и взрослого населения, качество питьевой воды кировчан, проблемы лесовосстановления и лесосохранения, безопасного уничтожения химического оружия на работающем уже более года объекте «Мара-дыковский» в Оричевском районе Кировской области. В работе круглого стола приняли участие журналисты кировских газет, телевидения и радио.

По материалам работы Всероссийской научной школы издан 6-й выпуск сборника «Проблемы региональной экологии в условиях устойчивого развития».

Соучредителями конференции выступили Управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, Вятский государственный гуманитарный университет, Международный и Российский Зеленый Крест.

Подобные конференции - это уникальная возможность собрать и объединить специалистов, ученых российских вузов, НИИ для конструктивного научного диалога, установления научных контактов, партнерских отношений, организации совместных научных исследований и экологических экспедиций.

Актуальность и востребованность темы настоящей конференции обусловлены потребностями общества в сохранении принятого педагогическим сообществом курса на создание в стране системы образования в интересах устойчивого развития (в соответствии с Экологической Доктриной РФ, 2002 г.), используя лучшую практику экологического образования. Участники отметили необходимость разработки новых научных технологий по созданию систем обеспечения экологической безопасности, внедрения современных экспресс-методов экологического мониторинга, проведения комплексных исследований по изучению экологического состояния своей местности - Дома, в котором мы живем.

Т. Я. Ашихмина, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой химии и методики преподавания химии ВятГГУ, зав. лабораторией биомониторинга ВятГГУ и Института биологии Коми НЦ УрО РАН

О КОНФЕРЕНЦИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

1-2 ноября в университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Психология эмпатии: современные подходы к проблеме и перспективы развития». Организовала конференцию кафедра психологии (зав. кафедрой В. П. Кузьмина) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Эта поддержка выглядит вполне правомерной. Современное общество, поставленное в рамки прагматизма, нуждается в решении актуальной проблемы подлинно человеческих отношений, невозможных без взаимопонимания и взаимоуважения, глубокого сопереживания и сочувствия Другому, бережного вхождения в его внутренний мир и принятия его без осуждения и оценки.

Широкие возможности, открываемые исследованиями эмпатии, порождают и трудности в работе над проблемой. Понятие эмпатии имеет многочисленные определения, которые зачастую несовместимы. Будучи одним из интегральных понятий психологии, оно рассматривается и в философии, и в педагогике. Отсюда немалые трудности в понимании этого явления, разночтения в теоретических подходах к проблеме и определении ее перспектив.

Тем более своевременной представляется конференция, собравшая ученых и практиков, готовых обсуждать столь сложный феномен. Среди участников конференции - философы, психологи и педагоги: доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, старшие научные сотрудники и аспиранты, учителя и практические психологи, воспитатели детских садов и дефектологи-лого-педы. Материалы для публикации, помимо ки-ровчан, предоставили ученые из Санкт-Петербурга, Н.-Новгорода, Перми, Сыктывкара, Уфы, Ярославля, практические работники из Кировской области - Свечи, Юрьи.

Пленарное заседание, собравшее полный зал слушателей, было посвящено рассмотрению общих вопросов в обсуждаемой проблеме: эмпатии как познанию Другого (д. филос. н., профессор В. Ф. Юлов), теоретико-методическим аспектам исследования эмпатии (к. психол. н. В. П. Кузьмина); психологическому содержанию педагогической толерантности (д. психол. н., профессор Ю. П. Поваренков), влиянию искусства на развитие эмпатии (д. психол. н. Л. А. Мосунова), эмпатии как основе взаимодействия педагога и студента (к. психол. н. Л. И. Белозерова), защитным механизмам как процессам эмпатии (к. пси-хол. н. Е. В. Сараева). Кроме того, фундаментальные основы анализируемой проблемы представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.