DOI: 10.17805/ggz.2019.6.8
О конференции «Современники Шекспира:
*
выйти из тени Барда?»
В. С. Макаров
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва
В статье представлен обзор работы Всероссийской научной конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?», которая прошла 15 ноября 2019 г. в Московском гуманитарном университете и была посвящена проблемам изучения наследия поэтов, драматургов, памфлетистов, художников и других деятелей культуры, творивших начиная с середины 50-х годов XVI в. вплоть до закрытия театров в Англии в 1642 г.
Ключевые слова: У. Шекспир; современники Шекспира, К. Марло; Шекспир в европейской культуре; Шекспир в русской культуре; шекспироведение; шекспировские конференции
Conference "Shakespeare's Contemporaries: Stepping Out of the Bard's Shade?"
V. S. Makarov St. Tikhon's Orthodox University, Moscow
The article provides an overview of the All-Russian conference "Shakespeare S Contemporaries: Stepping Out of the Bard's Shade?" which took place on November 15, 2019 at Moscow University for the Humanities. The forum focused on the issues of studying the heritage of poets, dramatists, pamphleteers, artists and other cultural figures who were perpetuating their talents from the mid-1550s till the closure of the theatres in England in 1642.
Keywords: W. Shakespeare; Shakespeare's contemporaries; C. Marlowe; Shakespeare in European culture; Shakespeare in Russian culture; Shakespeare studies; Shakespeare conferences
Объявляя о начале приема заявок на участие в конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?», мы, ее организаторы в Шекспировской комиссии РАН, задавались вопросом: «Стоим ли мы на пороге новой волны, когда творчество Шекспира будут рассматривать в диалоге с совре-
* Обзор подготовлен в рамках проекта «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 18-012-00679).
The overview was prepared within the framework of the project "Christopher Marlowe and His Literary Heritage in Russian and World Culture: An Interdisciplinary Look" with financial support from the Russian Foundation for Fundamental Research (grant no. 18-012-00679).
менниками, а "забытые" авторы получат в России новую жизнь, как Дж. Уэбстер и Дж. Донн в англоязычном мире после критических статей Т. С. Элиота?» После конференции мы обещали дать ответ, «насколько быстро может наступить такой переход». Пришла пора выполнить обещанное.
Уже не раз говорилось, что в «бардовский» период интенсивная мифологизация Шекспира не только обеспечила ему уникальное положение в культурном пантеоне, но и сделала его «локомотивом», который «тянул» за собой интерес ко всему шекспировскому — в том числе и к людям, которым посчастливилось быть его современниками. При этом все они становились как будто «лицеистами» в параллельном шекспировскому культу Пушкина — были молоды и веселы вместе с Шекспиром в эпоху «ренессансного культа радости», а потом становились грустны. Этот «хор поэтов» синхронизировал их голоса в рамках заимствованной у искусствознания теории, где за радостным «Возрождением» следуют «маньеризм» и «барокко», но в итоге выродился в сборище служителей культа Барда у современных российских анти-стратфордианцев.
Российская наука рано сделала заявку на интерес не только к Шекспиру, но и к его эпохе. Н. И. Стороженко писал о «предшественниках Шекспира» (Стороженко, 1872), И. А. Аксенов — о «елизаветинцах» (Аксенов, 1916, 1938; Елизаветинцы ... , 2019), и обе книги были важным шагом к тому, чтобы научиться ценить современников Шекспира как самостоятельных творческих субъектов. Удавалось это не всегда, но свои периоды славы в России были у многих авторов. К сожалению, опыт осмысления Шекспира постоянно подсказывал путь биографической мифологизации: К. Марло превращался в рано погибшего бунтаря, Б. Джонсон — почти что в предшественника марксизма или в Б. Брехта XVII в., при этом часть авторов (прежде всего Дж. Уэбстер и Дж. Донн, как представители «упадка») оставались малоизученными. Нужна была сила репутации Дж. Милтона, чтобы оказаться первым «не-современником» Шекспира.
Положение стало изменяться только в последние два десятилетия XX в. и на рубеже веков, когда работы А. Н. Горбунова, И. О. Шайтанова и их учеников о Донне и «метафизиках» задали, как это ни удивительно, новую парадигму и для исследования драмы — хотя бы тем, что сделали возможным исследование школы или автора без фигуры Шекспира за их спиной. И к самому Шекспиру начали обращаться так же: теперь его путь не зависел ни от биографического нарратива, ни от тяжеловесной поступи искусствоведческих периодов. (Показательно, кстати, что на русском до сих пор почти нет работ, где бы исследовались текстуальные параллели между Шекспиром и его современниками). Постепенно стало можно быть «просто Шекспиром», и вот почти сорок лет спустя мы задаем тот вопрос, с которого я начал этот обзор.
Конечно, этот процесс нельзя вырвать из контекста мирового шекспироведения, где как раз в это время приходит новый интерес к шекспировскому соавторству (его кульминацией недавно стал Новое оксфордское собрание сочинений Шекспира (The New Oxford Shakespeare) под ред. Г. Тейлора и
др.). Научившись разделять Шекспира и его современников, у каждого из которых — особая поэтика, теперь можно по-новому поставить вопрос об их коллаборациях: как мог Марло повлиять на Шекспира и в чем могла состоять их совместная работа над «Генрихом VI»? На такие вопросы нельзя ответить, если мы не предложим некую интерпретацию рамки, в которой сотрудничество происходит — истории театра, интеллектуальной истории, спора о поэзии (как в «Войне театров» рубежа XVI и XVII вв.), а скорее, всего этого и многого другого сразу.
В свете этого я хотел бы разделить прозвучавшие на конференции доклады и представленные заявки, по разным причинам не услышанные в формате доклада, на несколько групп, не совпадающих с формальными секциями.
Начать можно с работ, где взаимодействие Шекспира с его современниками предлагает нам увидеть «постбардовского» Шекспира, нацеленного на сотрудничество, а не доминирование.
Дмитрий Анатольевич Иванов (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова) в докладе «Психология мести в "Испанской трагедии" Т. Кида и трагедии "Тит Андроник" У Шекспира» показывает, как на мир трагедии и ее моральная схема определяют открытость (у Кида) и закрытость (у Шекспира) «источника психологического импульса», т. е. потусторонней сущности насилия. Версия Шекспира делает мотивировки более сложными, но и тут, возможно, объяснение — в подборе источников, а не в индивидуальных интерпретациях (Иванов, 2019; Гуаиоу, 2019).
Наталья Эдуардовна Микеладзе (МГУ им. М. В. Ломоносова) в докладе «Кому "свой меч вручает Бог"? (Шекспир и епископ Билсон)» предложила в чем-то схожую схему, но уже не морального, а политически-богословского диалога между Шекспиром в «Мере за меру» и епископом Винчестерским Томасом Билсоном в его коронационной проповеди — и косвенно с самим королем Иаковом и его «Королевским даром» (Микеладзе, 2019; Mikeladze, 2019).
К этой же шекспировской пьесе обратился и я (Владимир Сергеевич Макаров, Православный Свято-Тихоновский университет, г. Москва), попытавшись реконструировать в «Мере за меру» попытку Шекспира действовать на поле его младших современников — Дж. Марстона и Т. Мидлтона с их гротескными трагикомедиями (Макаров, 2019; Makarov, 2019).
Инна Ивановна Лисович (Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Московский гуманитарный университет) в докладе «"Мудрый правитель" в пьесах К. Марло и У Шекспира» намечает позиции обоих авторов в полемике о макиавеллизме (Лисович, 2019; Lisovich, 2019).
Вторая группа докладов сосредоточена на «новых» для российского литературоведения именах или на именах уже хорошо известных, но не всегда осмысленных в сопоставлении с Шекспиром.
Виктор Александрович Ковалев (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов) пролагает разделительную линию между Лукреци-
ями Шекспира и Хейвуда там, где психологическое переходит в политическое: Хейвуд, по мнению докладчика, в подборе источников и трактовке темы ближе к т. н. «неоримскому дискурсу» (Ковалев, 2019; Kovalev, 2019). Александр Николаевич Баранов (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, г. Москва) предложил перевод малоизвестной пьесы Дж. Лили «Матушка Бомби».
Заявки Елены Владимировны Халтрин-Халтуриной (Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, г. Москва) и Людмилы Владимировны Егоровой (Вологодский государственный университет) были посвящены соответственно Э. Спенсеру (Халтрин-Халтурина, 2019; Haltrin-Khalturina, 2019) и Р. Саутвеллу (Егорова, 2019; Egorova, 2019), в том числе аспектам их поэтики и биографии, в которых их пути пересекались или могли пересечься с шекспировским.
Иван Иванович Чекалов (независимый исследователь, г. Санкт-Петербург) в своей заявке возвращается к рубежу ХУ1-ХУП вв. — периоду, когда в театр приходит новое поколение авторов со своей «авангардной эстетикой», в которой важную роль играет пародия. Примером такого взаимодействия он считает трагикомедию Дж. Марстона «Антонио и Меллида» — ответ Мар-стона на «Ромео и Джульетту» Шекспира (Чекалов, 2019; ОДека1о% 2019).
Очень важно, что герои всех докладов — не просто «собеседники Шекспира», а авторы со своей творческой стратегией и своей поэтикой. Нет опасения, что Шекспир во время беседы их поглотит, как своих незадачливых псевдоавторов в шуточной эпиграмме Григория Михайловича Кружкова:
Шекспир на пир позвал Бэкона —
И схрумкал противозаконно.
Вот так и родилась легенда,
Что, мол, Шекспир сгубил Рэтленда.
Особый «кейс» — это случай К. Марло, единственного современника Шекспира, у которого сохранился свой особый миф, и потому он нуждается в двойной демифологизации — и как «бунтарь», и как «антигерой, противопоставленный Шекспиру». В 2018 г. в Москве состоялась Всероссийская научная конференция «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (Кристофер Марло .... , 2018). На этот раз ему также были посвящены несколько докладов, поддержанных грантом РФФИ.
Николай Владимирович Захаров (Московский гуманитарный университет) в докладе «К. Марло и развлекательно-познавательная туриндустрия» показал, как в «марлосфере» происходит эксплуатация марловского мифа, возникает индустрия, пытающая подражать стратфордской (Захаров, 2019; /акМгоу, 2019)1. При этом часто на первый план выходят наименее биографически подтвержденные аспекты — складывается «мифобиография».
1 См. также: Захаров., Гайдин, 2009; Захаров, 2018.
159
Борис Николаевич Гайдин (Московский гуманитарный университет) в докладе «Источники сюжета кинокартины "Урок Фауста" Я. Шванкмайера: народная легенда, К. Марло, И. В. Гёте» раскрывает слои культурного взаимодействия внутри «фаустовской легенды» и рассматривает различные ее вариации, использованные в работе чешского режиссера (Гайдин, 2019; Gaydin, 2019).
Заявка Наталии Витальевны Шипиловой (Православный Свято-Тихоновский университет, г. Москва) предлагает новый взгляд на сконструированную Марло биографию Тамерлана: Марло одновременно и создает своего героя-ниспровергателя, и очень внимательно рассматривает доступные ему (и, разумеется, сильно мифологизированные) факты его жизни (Шипило-ва, 20Ш; Shipilova, 2019)2.
Наконец, в ряде докладов и заявок было проанализировано театральное пространство как особая среда коллаборации Шекспира и его современников. Владимир Анатольевич Рогатин (Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина) обратил внимание на малоизвестный и очень короткий набросок Б. Джонсона в докладе «Попытка хроники в творчестве Бена Джонсона: сочетание психологической драмы и классицизма» (Рогатин, 2019; Rogatin, 2019). Жанрово причисляя «Падение Мортимера» к хроникам, докладчик реконструирует, в сущности, не дошедшее до нас или ненаписанное произведение, как возможный ответ Джонсона на шекспировские хроники.
У Елены Николаевны Грининой (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина) некоторые черты коллаборации принимает апроприация Шекспира в экспериментальных работах петербургских интеллектуалов, находящих у Шекспира то, что стимулирует новые формы иммерсивности (Гринина, 2019; Grinina, 2019). Наконец, Анна Владимировна Лампасова (Российский институт театрального искусства — ГИТИС, г. Москва) в докладе «"Маска о черноте" Бена Джонсона и Иниго Джонса — первый театр иллюзии при английском дворе» предлагает понимать сотрудничество великого драматурга и не менее великого художника и архитектора как совместную работу над новым типом театра — театром иллюзий (Лампасова, 2019; Lampasova, 2019).
Виктория Андреевна Шипулина (Колесник) в докладе «Натан Филд и театральная полемика раннестюартовской Англии» рассматривает письмо актера и драматурга с критикой проповеди саутворского священника Томаса Саттона — но не с позиции принципиально неразрешимого спора о театре, а как полемический ответ пастырю, неуместно порицающему честную театральную профессию (Колесник, 2019; Kolesnik, 2019) .
Анна Геннадьевна Волкова (Калужская духовная семинария) продолжает исследование поэтики Дж. Герберта, рассматривая сборник «Храм» как нечто встроенное одновременно и в церковную практику, и в богословские
2 Расширенная версия доклада публикуется в виде статьи в этом же номере журнала «Горизонты гуманитарного знания»: Шипилова, 201 9Ь.
3
См. расширенную версию доклада: Шипулина, Макаров, 2019.
традиции англиканства и католицизма, и в схему развития жанров религиозной поэзии (Волкова, 2019; Volkova, 2019).
Наконец, Константин Евгеньевич Крылов (Национальный исследовательский университет ИТМО, г. Санкт-Петербург) и Елизавета Евгеньевна Крылова (независимый исследователь, г. Санкт-Петербург) в докладе «В тени Шекспира или в его фарватере» намечают пути дальнейшей популяризации английской драмы шекспировской и послешекспировской эпохи как единого театрального пространства, в котором Шекспир — важная, но совсем не единственная фигура (Крылов, Крылова, 2019; Krylov, Krylova, 2019).
Хотя он и мало затрагивает тему театра, доклад Людмилы Сергеевны Артемьевой (Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина) «Что такое быть Шекспиром: изображение современников Шекспира в массовой литературе» решает в чем-то похожую задачу, но не столь оптимистично: мифобиографический Шекспир, особенно в сочетании с конспирологическими антистратфордианскими теориями, мифологизирует пространство вокруг себя, и в нарративах о нем появляются псевдоавторы, псевдосвидетели, псевдоконкуренты, которые, к сожалению, обычно носят имена реальных людей (Артемьева, 2019; Artemjeva, 2019).
Ярослава Юрьевна Муратова (Литературный институт им. А. М. Горького, г. Москва) предложила на примере романа А. С. Байетт «Дева в саду» рассмотреть точки схождения двух «елизаветинским эпох» — «золотого века» Елизаветы I и годы правления Елизаветы II. Исследовательница анализирует использованные в художественной ткани произведения мифы о Елизавете I, неофрейдисткий миф о Женщине, который был разработан Д. Винникот-том, а также ряд других отсылок к эпохе правления королевы-девы (Муратова, 2019; Muratova, 2019).
Заявка Анны Владимировны Гик (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, г. Москва) посвящен рецепции творчества Шекспира и его эпохи в наследии поэта и переводчика М. А. Кузмина, для которого британский драматург стал важным собеседником и «мерилом многих явлений культуры» (Гик, 2019; Gik, 2019).
Открывая конференцию, Алексей Вадимович Бартошевич (Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Государственный институт искусствознания, г. Москва) говорил о взлетах и падениях театрального интереса к современникам Шекспира — например, о странном, но логичном всплеске внимания к Дж. Уэбстеру после «театра жестокости» А. Арто. Постановки пьес современников Шекспира, как в сцене с зеркалом в «Досточтимой истории монаха Бэкона и монаха Бангея» ("The Honorable Historie of Frier Bacon and Frier Bongay") Р. Грина, создают контрапункт, без которого невозможно и более глубокое понимание самого Шекспира — но нужна смелость и внимание к детали, чтобы эти «контрапунктные» пьесы одновременно были бы ценны для нас и без постоянных отсылок к Шекспиру.
Был издан и загружен в РИНЦ сборник аннотаций докладов (Современники Шекспира ... , 2019). Видеозаписи докладов, прочитанных на конференции, доступны на канале «Русский Шекспир» на платформе YouTube.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенов, И. А. (1916) Елисаветинцы : [Сб. переводов: Джон Форд, «Как жаль ее развратницей назвать»; Джон Вебстер, «Белый дьявол»; Карель Тернер, «Трагедия атеиста»; Envoi: «Новелла Россэ»]. Вып. 1. М. : Центрифуга. 299, [9] с.
Аксенов, И. А. (1938) Елизаветинцы : статьи и переводы. М. : Художественная литература. 718, [1] с.
Артемьева, Л. С. (2019) Что такое быть Шекспиром: изображение современников Шекспира в массовой литературе // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 7.
Волкова, А. Г. (2019) «Храм» Джорджа Герберта: проблема жанра и композиции // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 8-9.
Гайдин, Б. Н. (2019) Источники сюжета кинокартины «Урок Фауста» Я. Шванкмайера: народная легенда, К. Марло, И. В. Гёте // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 10.
Гик, А. В. (2019) Шекспир в критических текстах, поэтических произведениях и переводах М. Кузмина // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 11-12.
Гринина, Е. Н. (2019) Пьесы У Шекспира в жанре квест. Эксперименты петербургских художников драматического театра // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 13-14.
Егорова, Л. В. (2019) Роберт Саутвелл. Возвращение // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 15-16.
Елизаветинцы. Статьи и переводы (2019) / И. А. Аксёнов, Т. Хейвуд, Т. Деккер, Дж. Флетчер. М. : Юрайт. 608 с. (Антология мысли).
Захаров, Н. В. (2018) Виртуальная шекспиросфера и портретные изображения Шекспира // Вестник Международной академии наук. Русская секция. № 1. С. 122-126.
Захаров, Н. В. (2019) К. Марло и развлекательно-познавательная турин-дустрия // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 18.
Захаров, Н. В., Гайдин, Б. Н. (2009) Шекспировская индустрия // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 246-250.
Иванов, Д. А. (2019) Психология мести в «Испанской трагедии» Т. Кида и трагедии «Тит Андроник» У Шекспира // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 18-19.
Ковалев, В. А. (2019) Республика на сцене, монархия в зале. Формирование неоримского дискурса и «Поругание Лукреции» Томаса Хейвуда // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Все-рос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 21.
Колесник, В. А. (2019) Натан Филд и театральная полемика раннестю-артовской Англии // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 23.
Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд (2018) : сб. аннотаций докладов / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 28 с.
Крылов, К. Е., Крылова, Е. Е. (2019) В тени Шекспира или в его фарватере: как Шекспир помогает популяризации елизаветинской и яковитской драмы // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 25.
Лампасова, А. В. (2019) «Маска о черноте» Бена Джонсона и Иниго Джонса — первый театр иллюзии при английском дворе // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 26-27.
Лисович, И. И. (2019) «Мудрый правитель» в пьесах К. Марло и У Шекспира // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост.
Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 28-29.
Макаров, В. С. (2019) «Мера за меру»: Шекспир в диалоге с младшими современниками // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 30.
Микеладзе, Н. Э. (2019) Кому «свой меч вручает Бог»? (Шекспир и епископ Билсон) // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 31.
Муратова, Я. Ю. (2019) Рецепция мифа о Елизавете и «елизаветинского века» в елизаветинской Англии XX века в романе А. С. Байетт «Дева в саду» // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 32.
Рогатин, В. А. (2019) Попытка хроники в творчестве Бена Джонсона: сочетание психологической драмы и классицизма // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 33-34.
Современники Шекспира: выйти из тени Барда? (2019) : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с.
Стороженко, Н. И. (1872) Предшественники Шекспира: эпизод из истории английской драмы в эпоху Елисаветы / Соч. Николая Стороженка. Т. 1: Лилли и Марло. СПб. : Тип. В. Демакова. [6], II, 294, 73 с.
Халтрин-Халтурина, Е. В. (2019) О репутации Спенсера и Шекспира: англоязычный и русскоязычный ареалы // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 35-36.
Чекалов, И. И. (2019) Перцептивная аберрация у шекспировского Ромео и марстоновского Антонио // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 37.
Шипилова, Н. В. (2019a) К вопросу о внешности Тамерлана: биографические источники и их интерпретация в пьесах К. Марло // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч.
конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 37-38.
Шипилова, Н. В. (2019b) К вопросу о внешности Тамерлана: биографические источники и их интерпретация в пьесах К. Марло [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 6. С. 60-74. URL: http://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/1089 (дата обращения: 10.12.2019). DOI: 10.17805/ ggz.2019.6.4
Шипулина, В. А., Макаров, В. С. (2019) Письмо Натана Филда к Томасу Саттону в контексте театральной полемики раннестюартовской Англии [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 6. С. 99-115. URL: http ://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1139 (дата обращения: 10.12. 2019). DOI: 10.17805/ggz.2019.6.6
Artemjeva, L. S. (2019) What does it mean to be Shakespeare: Shakespeare's contemporaries in pulp fiction // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 7-8.
Chekalov, I. I. (2019) The perceptive aberration of Shakespearean Romeo and Marstonian Antonio // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 37.
Egorova, L. V. (2019) Robert Southwell: To step out of the shadows // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 16-17.
Gaydin, B. N. (2019) Sources of J. Svankmajer's film "A Faust Lesson": Folk legend, C. Marlowe, J. W. von Goethe // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 10-11.
Gik, A. V. (2019) Shakespeare in critical texts, poetic works and translations by M. Kuzmin // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 12-13.
Grinina, E. N. (2019) Shakespeare's plays performed as quests. Experiments of St. Petersburg stage designers // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 14-15.
Haltrin-Khalturina, E. V. (2019) On the reputation of Spenser and Shakespeare in English- and in Russian-language studies // Современники Шекспира:
выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 36-37.
Ivanov, D. A. (2019) Psychology of revenge in Thomas Kyd's "The Spanish Tragedy" and William Shakespeare's "Titus Andronicus" // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 19-20.
Kolesnik, V. A. (2019) Nathan Field and theatrical debates in early Stuart England // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 23.
Kovalev, V. A. (2019) Republic on stage, monarchy in the house: Construction of the neo-Roman discourse and Thomas Heywood's "The Rape of Lucrece" // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров,
B. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 22.
Krylov, K. E., Krylova, E. E. (2019) In Shakespeare's shadow or right next to him: How Shakespeare supports interest in English Renaissance theatre // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Все-рос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с.
C. 25-26.
Lampasova, A. V. (2019) "The Masque of Blackness" by Ben Jonson and Inigo Jones as the first theater of illusion at the English court // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 27-28.
Lisovich, I. I. (2019) "Wise sovereign" in the plays of C. Marlowe and W. Shakespeare // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 29-30.
Makarov, V. S. (2019) "Measure for Measure": Shakespeare in dialogue with his younger contemporaries // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 31.
Mikeladze, N. E. (2019) "He who the sword of heaven will bear"? (Shakespeare and Bishop Bilson) // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-
сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 31.
Muratova, Ya. Yu. (2019) Reception of the Elizabethan myth and "Golden era" in the Elizabethan England of the 20th century in "The Virgin in the Garden" by A. S. Byatt // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 32-33.
Rogatin, V. A. (2019) Ben Jonson's fragment "Mortimer His Fall": Psychology and early classicism in drama // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 34-35.
Shipilova, N. V. (2019) Tamburlaine's appearance revisited: Christopher Marlowe's interpretation of biographical sources // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин,
B. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 38.
Volkova, A. G. (2019) "The Temple" by George Herbert: The problem of genre and structure // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всерос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с. С. 9-10.
Zakharov, N. V. (2019) C. Marlowe and edutainment tourist industry // Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Все-рос. науч. конф. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 48 с.
C. 18.
Дата поступления: 15.12.2019 г.
REFERENCES
Aksenov, I. A. (1916) Elisavetintsy [Elizabethans] : [A collection of translations: John Ford, "'Tis Pity She's a Whore"; John Webster, "The White Devil"; Cyril Tourneur, "The Atheist's Tragedy"; Envoi: "Rosset's Novella"]. Issue 1. Moscow : Tsentrifuga Publ. 299, [9] p. (In Russ.).
Aksenov, I. A. (1938) Elizavetintsy [Elizabethans] : Articles and translations. Moscow : Khudozhestvennaia literatura Publ. 718, [1] p. (In Russ.).
Artemjeva, L. S. (2019) Chto takoe byt' Shekspirom: izobrazhenie sov-remennikov Shekspira v massovoi literature [What does it mean to be Shakespeare: Shakespeare's contemporaries in pulp fiction]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed.
and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 7. (In Russ.).
Volkova, A. G. (2019) «Khram» Dzhordzha Gerberta: problema zhanra i kompozitsii ["The Temple" by George Herbert: The problem of genre and structure]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 8-9. (In Russ.).
Gaydin, B. N. (2019) Istochniki siuzheta kinokartiny «Urok Fausta» Ia. Shvankmaiera: narodnaia legenda, K. Marlo, I. V. Gete [Sources of J. Svankmajer's film "A Faust Lesson": Folk legend, C. Marlowe, J. W. von Goethe]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 10. (In Russ.).
Gik, A. V. (2019) Shekspir v kriticheskikh tekstakh, poeticheskikh pro-izvedeniiakh i perevodakh M. Kuzmina [Shakespeare in critical texts, poetic works and translations by M. Kuzmin]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 11-12. (In Russ.).
Grinina, E. N. (2019) P'esy U. Shekspira v zhanre kvest. Eksperimenty pe-terburgskikh khudozhnikov dramaticheskogo teatra [Shakespeare's plays performed as quests. Experiments of St. Petersburg stage designers]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 13-14. (In Russ.).
Egorova, L. V. (2019) Robert Sautvell. Vozvrashchenie [Robert Southwell: To step out of the shadows]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 15-16. (In Russ.).
Elizavetintsy. Stat'i i perevody [Elizabethans. Articles and translations] (2019) / I. A. Aksenov, T. Heywood, T. Dekker and J. Fletcher. Moscow : Iurait Publ. 608 p. (Antologiia mysli / Anthology of thought). (In Russ.).
Zakharov, N. V. (2018) Virtual'naia shekspirosfera i portretnye izobrazheniia Shekspira [The virtual Shakespearean sphere and portraits of Shakespeare]. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia, no. 1, pp. 122-126. (In Russ.).
Zakharov, N. V. (2019) K. Marlo i razvlekatel'no-poznavatel'naia turindustri-ia [C. Marlowe and edutainment tourist industry]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 18. (In Russ.).
Zakharov, N. V. and Gaydin, B. N. (2009) Shekspirovskaia industriia [Shakespeare industry]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 246-250. (In Russ.).
Ivanov, D. A. (2019) Psikhologiia mesti v «Ispanskoi tragedii» T. Kida i tragedii «Tit Andronik» U. Shekspira [Psychology of revenge in Thomas Kyd's "The Spanish Tragedy" and William Shakespeare's "Titus Andronicus"]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 18-19. (In Russ.).
Kovalev, V. A. (2019) Respublika na stsene, monarkhiia v zale. Formiro-vanie neorimskogo diskursa i «Poruganie Lukretsii» Tomasa Kheivuda [Republic on stage, monarchy in the house: Construction of the neo-Roman discourse and Thomas Heywood's "The Rape of Lucrece"]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 21. (In Russ.).
Kolesnik, V. A. (2019) Natan Fild i teatral'naia polemika rannestiuartovskoi Anglii [Nathan Field and theatrical debates in early Stuart England]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 23. (In Russ.).
Kristofer Marlo i ego tvorchestvo v russkoi i mirovoi kul'ture: mezhdistsipli-narnyi vzgliad [Christopher Marlowe and his literary heritage in Russian and world culture: An interdisciplinary view] (2018) : Abstract papers / ed. by N. V. Zakharov, V. S. Makarov and B. N. Gaydin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 28 p. (In Russ.).
Krylov, K. E. and Krylova, E. E. (2019) V teni Shekspira ili v ego farvatere: kak Shekspir pomogaet populiarizatsii elizavetinskoi i iakovitskoi dramy [In Shakespeare's shadow or right next to him: How Shakespeare supports interest in English Renaissance theatre]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 25. (In Russ.).
Lampasova, A. V. (2019) «Maska o chernote» Bena Dzhonsona i Inigo Dzhonsa — pervyi teatr illiuzii pri angliiskom dvore ["The Masque of Blackness" by Ben Jonson and Inigo Jones as the first theater of illusion at the English court]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 26-27. (In Russ.).
Lisovich, I. I. (2019) «Mudryi pravitel'» v p'esakh K. Marlo i U. Shekspira ["Wise sovereign" in the plays of C. Marlowe and W. Shakespeare]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 28-29. (In Russ.).
Makarov, V. S. (2019) «Mera za meru»: Shekspir v dialoge s mladshimi sov-remennikami ["Measure for Measure": Shakespeare in dialogue with his younger contemporaries]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 30. (In Russ.).
Mikeladze, N. E. (2019) Komu «svoi mech vruchaet Bog»? (Shekspir i epis-kop Bilson) ["He who the sword of heaven will bear"? (Shakespeare and Bishop Bilson)]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 31. (In Russ.).
Muratova, Ya. Yu. (2019) Retseptsiia mifa o Elizavete i «elizavetinskogo ve-ka» v elizavetinskoi Anglii XX veka v romane A. S. Baiett «Deva v sadu» [Reception of the Elizabethan myth and "Golden era" in the Elizabethan England of the 20th century in "The Virgin in the Garden" by A. S. Byatt]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 32. (In Russ.).
Rogatin, V. A. (2019) Popytka khroniki v tvorchestve Bena Dzhonsona: so-chetanie psikhologicheskoi dramy i klassitsizma [Ben Jonson's fragment "Mortimer His Fall": Psychology and early classicism in drama]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin.
Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 33-34. (In Russ.).
Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] (2019) : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p.
Storozhenko, N. I. (1872) Predshestvenniki Shekspira: epizod iz istorii an-gliiskoi dramy v epokhu Elisavety [Shakespeare's predecessors: An episode from the history of English drama in the Elizabethan age] / work by Nikolay Storozhenko. Vol. 1: Lilli i Marlo [Lilly and Marlowe]. St. Petersburg : Tip. V. Demakova [V. Demakov's Printing House]. [6], II, 294, 73 p. (In Russ.).
Haltrin-Khalturina, E. V. (2019) O reputatsii Spensera i Shekspira: an-gloiazychnyi i russkoiazychnyi arealy [On the reputation of Spenser and Shakespeare in English- and in Russian-language studies]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 35-36. (In Russ.).
Chekalov, I. I. (2019) Pertseptivnaia aberratsiia u shekspirovskogo Romeo i marstonovskogo Antonio [The perceptive aberration of Shakespearean Romeo and Marstonian Antonio]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 37. (In Russ.).
Shipilova, N. V. (2019a) K voprosu o vneshnosti Tamerlana: biograficheskie istochniki i ikh interpretatsiia v p'esakh K. Marlo [Tamburlaine's appearance revisited: C. Marlowe's interpretation of biographical sources]. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 37-38. (In Russ.).
Shipilova, N. V. (2019b) K voprosu o vneshnosti Tamerlana: biograficheskie istochniki i ikh interpretatsiia v p'esakh K. Marlo [Tamburlaine's appearance revisited: Christopher Marlowe's interpretation of biographical sources]. Gorizonty gumanitarnogo znaniia, no. 6, pp. 60-74. [online] Available at: http://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/1089 (accessed 10.12.2019). (In Russ.). DOI: 10.17805/ ggz.2019.6.4
Shipulina, V. A. and Makarov, V. S. (2019) Pis'mo Natana Filda k Tomasu Sattonu v kontekste teatral'noi polemiki rannestiuartovskoi Anglii [Nathan Field's letter to Thomas Sutton in the context of theatrical polemic in early Stuart England]. Gorizonty gumanitarnogo znaniia, no. 6, pp. 99-115. [online] Available at:
http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1139 (accessed 10.12.2019). (In Russ.). DOI: 10.17805/ggz.2019.6.6
Artemjeva, L. S. (2019) What does it mean to be Shakespeare: Shakespeare's contemporaries in pulp fiction. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 7-8.
Chekalov, I. I. (2019) The perceptive aberration of Shakespearean Romeo and Marstonian Antonio. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 37.
Egorova, L. V. (2019) Robert Southwell: To step out of the shadows. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 16-17.
Gaydin, B. N. (2019) Sources of J. Svankmajer's film "A Faust Lesson": Folk legend, C. Marlowe, J. W. von Goethe. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 10-11.
Gik, A. V. (2019) Shakespeare in critical texts, poetic works and translations by M. Kuzmin. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 12-13.
Grinina, E. N. (2019) Shakespeare's plays performed as quests. Experiments of St. Petersburg stage designers. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 14-15.
Haltrin-Khalturina, E. V. (2019) On the reputation of Spenser and Shakespeare in English- and in Russian-language studies . In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 36-37.
Ivanov, D. A. (2019) Psychology of revenge in Thomas Kyd's "The Spanish Tragedy" and William Shakespeare's "Titus Andronicus". In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 19-20.
Kolesnik, V. A. (2019) Nathan Field and theatrical debates in early Stuart England. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 23.
Kovalev, V. A. (2019) Republic on stage, monarchy in the house: Construction of the neo-Roman discourse and Thomas Heywood's "The Rape of Lucrece". In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 22.
Krylov, K. E. and Krylova, E. E. (2019) In Shakespeare's shadow or right next to him: How Shakespeare supports interest in English Renaissance theatre. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 25-26.
Lampasova, A. V. (2019) "The Masque of Blackness" by Ben Jonson and Inigo Jones as the first theater of illusion at the English court. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 27-28.
Lisovich, I. I. (2019) "Wise sovereign" in the plays of C. Marlowe and W. Shakespeare. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 29-30.
Makarov, V. S. (2019) "Measure for Measure": Shakespeare in dialogue with his younger contemporaries. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 31.
Mikeladze, N. E. (2019) "He who the sword of heaven will bear"? (Shakespeare and Bishop Bilson). In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 31.
Muratova, Ya. Yu. (2019) Reception of the Elizabethan myth and "Golden era" in the Elizabethan England of the 20th century in "The Virgin in the Garden" by A. S. Byatt. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 32-33.
Rogatin, V. A. (2019) Ben Jonson's fragment "Mortimer His Fall": Psychology and early classicism in drama. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 34-35.
Shipilova, N. V. (2019) Tamburlaine's appearance revisited: Christopher Marlowe's interpretation of biographical sources. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 38.
Volkova, A. G. (2019) "The Temple" by George Herbert: The problem of genre and structure. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. Pp. 9-10.
Zakharov, N. V. (2019) C. Marlowe and edutainment tourist industry. In: Sovremenniki Shekspira: vyiti iz teni Barda? [Shakespeare's contemporaries: Stepping out of the Bard's shade?] : Paper abstracts of the All-Russian conference. Moscow, November 15, 2019 / ed. and coll. by N. V. Zakharov, B. N. Gaydin and V. A. Rogatin. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 48 p. P. 18.
Submission date: 15.12.2019.
Макаров Владимир Сергеевич — кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Адрес: 109651, Россия, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, корп. 2. Тел.: +7 (495) 646-71-38. Эл. адрес: [email protected]
Makarov Vladimir Sergeevich, Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Germanic Philology, St. Tikhon's Orthodox University. Postal address: Bldg. 2, 9 Ilovaiskaya St., 109651 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 646-71-38. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Макаров В. С. О конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?» [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 6. С. 156-175. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1152 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2019.6.8