Научная статья на тему 'О конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе»'

О конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БХАГАВАД-ГИТА / КОНФЕРЕНЦИЯ / ИНДОЛОГИЯ / BHAGAVAD-GITA / CONFERENCE / INDOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпицкий Николай Николаевич, Филькин Константин Николаевич, Хазанов Олег Владимирович

Дается обзор работы научной конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе» и круглого стола «Социальное и правовое значение суда о признании «Бахагавад-гиты как она есть» экстремистским материалом» в Томске 24-25 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карпицкий Николай Николаевич, Филькин Константин Николаевич, Хазанов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of the conference «The Bhagavad-Gita in history and in modern society»12

The article describes the existential, ontological and anthropological foundations of soteriology of the Bha-gavad-Gita. The author reveals the existential localization of the life's sense of the ancient Aria in the epical period. Also he reveals the character of psychical processes and explains the choice of the salvation in the Bhagavad-Gita. The localization of the sense of life forms perception of the world. According to the ancient Indian tradition the emotional experience of the present time dissolves in the infinity. So the importance of current events loses its sense. It may lead to the full loss of the meaning of life. Therefore the ancient Aryan race needed to find a new ontological basis in the reality, which was not connected with time. Such a reality was the Atman. According to the Vedic tradition the mental effort has the creative power. The source of this force is the absolute inner spiritual reality the Atman. The empirical reality is transsubjective. The human subject is understood as a manifestation of the absolute transcendental subject, which exists in every human mind. According to the Vedic tradition the psychical efforts open the ontological force of the absolute beginning in the ontogenesis. A person realizes his internal self-determination through the actions. Therefore no memory but freedom of action, which accord to the internal self-determination, forms the personality. The Bhagavad-Gita is unique because it gives the complete revelation not about one, but about three ways of salvation. The higher spiritual source opens in different ways in every such way of salvation. The way of the salvation of suffering was much more important than the understanding of the divine for the ancient Aryan. So alternative religious views could be together in the case, if the spiritual practice helped to get salvation from suffering. The Bhagavad-Gita allows us to understand the individuality of the insight of the highest beginning depending on the inner nature of man and his psychological character. According to the Indian tradition this inner nature of man is determined by the actions in past lives. However in the context of modern European culture it can be interpreted quite differently, not as a karmic determination, but as a result of the transcendental self-determination of the free will of a man. Therefore modern people can understand the Bhagavad-Gita as Revelation, which is not given to everyone equally, but opens uniquely. According to such understanding the opening depends on the man's choice of the way in the result of his inner self-determination to God, to the world and to himself. This allows to modern European people communicate with representatives of the Vedic tradition.

Текст научной работы на тему «О конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе»»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК 930.85(51)

Н.Н. Карпицкий, К.Н. Филькин, О.В. Хазанов О КОНФЕРЕНЦИИ «БХАГАВАД-ГИТА В ИСТОРИИ И В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Дается обзор работы научной конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе» и круглого стола «Социальное и правовое значение суда о признании «Бахагавад-гиты как она есть» экстремистским материалом» в Томске 24-25 февраля 2012 г.

Ключевые слова: Бхагавад-гита, конференция, индология.

24-25 февраля 2012 г. в ТГУ прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе». Организаторами конференции выступили Томский государственный университет и Департамент по культуре Томской области. На конференцию поступило более 50 статей, в том числе несколько зарубежных.

Бхагавад-гита - сокровище мировой культуры и философии. К этому древнеиндийскому тексту на протяжении всей истории обращались писатели, поэты, учёные, философы, моралисты, религиоведы. Без преувеличения можно сказать, что Гита является источником бесценных религиозных, философских и этических знаний. Значимость этого текста давно переросла рамки индийской традиции.

В России первая рукопись Гиты появилась во времена Ивана Грозного, получившего ее в дар от Великих Моголов. Первый перевод на русский язык появился при Екатерине II в XVIII в., то есть в эпоху Просвещения, когда данный текст стал предметом активного изучения в среде европейских ученых и философов. За последующие века были опубликованы многочисленные переводы и комментарии. Особенно богатым в этом отношении оказался XX в. В последнее время дискуссии вокруг Бхагавад-гиты и комментариев к ней вышли за пределы узкого круга специалистов и привлекли внимание широкой общественности.

Организаторы конференции убеждены в том, что объективно оценить значение этой книги и связанной с ней комментаторской литературы можно только в рамках междисциплинарного научного подхода. Именно поэтому поучаствовать в конференции были приглашены представители разных специальностей: историки, культурологи, востоковеды, философы, религиоведы, филологи, психологи, лингвисты, социологи, правоведы и политологи.

В современном российском обществе активные дискуссии по поводу существующих коммен-

тариев к классическому тексту Бхагавад-гиты перерастают порой в судебные разбирательства.

Необходимо отметить, что конференция состоялась во время проходивших в Томске судебных процессов по признанию книги «Бхагавад-гита как она есть», одного из переводов Гиты с санскрита и комментирования его в традиции гау-дия-вайшнавизма, выполненных А.Ч. Бхактиве-дантой Свами Прабхупадой, экстремистским материалом. Данное событие беспрецедентно как для Томска, так и для России, более того, оно могло иметь негативное влияние на российское общество и российско-индийские отношения, поэтому многие участники конференции в своих выступлениях затрагивали именно эту острую тему.

Формально конференция был разделена на две части. 24 февраля 2012 г. в актовом зале ТГУ выступили участники конференции со своими докладами, а 25 февраля в стенах Томского экономикоюридического института прошел круглый стол «Социальное и правовое значение суда о признании «Бахагавад-гиты как она есть» экстремистским материалом».

В первый день работу конференции открыл начальник департамента по культуре Томской области А.А. Кузичкин. Подчеркнув, что «стабильность - это наш инвестиционный капитал», он отметил, что проведение данной конференции «очень значимо и в морально-политическом плане, и в плане экономическом, и стратегическом», поскольку конференция служит цели «гармонизировать межнациональные, межконфессиональные отношения». По поводу развития разносторонних культурных отношений он добавил: «Взаимодействие культур, по сути дела, и формирует совершенно особую креативную среду, без которой никакое развитие невозможно».

Также с приветственным словом выступили докт. биол. наук, проректор по международным связям ТГУ С.Н. Кирпотин, канд. ист. наук, уполномоченный по правам человека Томской области Н.С. Кречетова и докт. ист. наук, декан историче-

О конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе»

ского факультета ТГУ В.П. Зиновьев. По словам декана ИФ, конференция должна была показать, что научная общественность Томска имеет научное представление о традиционных религиозных текстах. Далее с докладами выступили ученые из Москвы, Владимира, Тюмени, Н.-Новгорода, Челябинска, Барнаула, Новосибирска и Томска.

На состоявшийся во второй день конференции «круглый стол» был вынесен ряд вопросов: применимость понятия «экстремизм» к различным культурным феноменам (священным текстам, комментариям религиозных авторитетов, культовым практикам); проблема квалифицированности экспертных оценок; опасность судебных ошибок при оценке религиозных текстов на соответствие законодательству о борьбе с экстремизмом; прецедент томского суда над «Бхагавад-гитой».

На встречу были специально приглашены представители прокуратуры, Минюста и ФСБ для более разностороннего обсуждения проблемы. К сожалению, ни одно из этих ведомств участия в конференции не приняло.

В начале встречи канд. ист. наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории ТГУ А.В. Бочаров представил результаты интент-анализа общественного мнения о судебном процессе в Томске над книгой «Бхагавад-гита как она есть». Проведенное им исследование показало, что суд спровоцировал в мире небывалый интерес к Томску, не отмечавшийся ни разу за последние десять лет. При этом «атеистическая антирелигиозная критика в рассмотренных комментариях почти всегда направлена против злоупотреблений Русской православной церкви в социальных, культурных и экономических сферах», а ущерб от процесса нанесён всем задействованным в данном процессе сторонам.

С.В. Вольфсон, канд. ист. наук, руководитель отделения международных отношений исторического факультета ТГУ, с самого начала суда старался показать его абсурдность и даже опасность для отношений с Индией. По его словам, он обращался и в суд, и в прокуратуру, объясняя негативную сторону происходящего, но в ответ встретил лишь непонимание, выраженное в предупреждении: «Напоминаем Вам об уголовном преследовании за давление на суд». Еще одна из отмеченных им проблем - это отсутствие научного интереса к изучению Индии среди ученых всего сибирского региона. «Следует сделать все возможное, чтобы мы лучше знали Индию, страну, где происходят сейчас глубочайшие, интереснейшие изменения. И нам уже во многом надо учиться у этой страны, как и многому у прочих других».

М.В. Осипов, преподаватель санскритской школы в Говардхана-видьяпитхам в Индии, рассказал, как он «оказался в эпицентре назревавшего в Индии шторма возмущения по поводу этого судебного процесса», поскольку основой прочности Индии «является духовная целостность, духовная прочность и духовные корни, которые очень глубоко держат это культурное дерево в почве».

Эти слова о реакции индийской общественности подтвердила И.П. Глушкова, докт. ист. наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН. Информация о суде в Индии «вызвала волну негодования среди более чем миллиардного населения страны и сплотила ряды политических соперников - Бхара-тийя джаната парти, Индийского национального конгресса, обеих Коммунистических партий, Социалистической и т.д. и членов разных конфессий - индусов, мусульман, христиан, джайнов, буддистов, парсов, иудеев и сикхов». Находясь во время суда в Индии, она постоянно сталкивалась с вопросом: «Что же такое происходит у вас в России?»

М.И. Одинцов, докт. ист. наук, профессор, начальник отдела защиты свободы совести аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, констатировал, что «сегодняшний судебный процесс и данная ситуация - это свидетельство того, что в нашей образовательной системе произошли реальные сдвиги в худшую сторону». Аппарат Уполномоченного по правам человека намерен до конца защищать права людей, которые пострадают от признания книги экстремистской: «Если надо, мы дойдем и до Верховного суда, если надо, мы все вместе пойдем и в Европейский суд. Но защищаться и защищать истину так, как мы ее понимаем, мы обязаны».

О.В. Орлова, канд. филол. наук, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ТГПУ, рассказала о том, как представители УФСБ по Томской области предлагали ей составить на эту книгу экспертизу с обвинительным уклоном, от чего она отказалась. В связи с этой ситуацией она подняла вопрос о необходимости создания «экспертного сообщества, которое будет заниматься сложными и спорными случаями, требующими объединения усилий специалистов различных областей знания».

Правозащитник, защищавший в суде книгу «Бхагавад-гита как она есть», А.А. Шахов рассказал о юридических аспектах «изучения» книги в суде, в том числе и о последствиях ее возможного запрета.

По итогам круглого стола была принята резолюция.

Н.Н. Карпицкий, К.Н. Филькин, О.В. Хазанов

Все участники «круглого стола» поддержали идею о необходимости создания экспертного сообщества, чтобы противодействовать появлению неквалифицированных и необоснованных экспертиз.

Руководство университета получило благодарственные письма о проведении конференции от директора Института философии Российской академии наук А.А. Гусейнова, директора Института востоковедения РАН В.В. Наумкина, директора Института стран Азии и Африки М.С. Мейера.

Высокую оценку конференции дал ректор ТГУ Г.В. Майер на пресс-конференции «Общественной палаты», прошедшей в июне 2012 г. в медиацентре РИА «Новости». Отвечая на вопрос о суде, он сказал: «Я думаю, что над книгами судебные процессы должны делать люди, читающие эти книги. В данном случае были попытки различных политических сил, которые, не читая книги, хотят решить какие-то проблемы. Я думаю, что правильный ответ дала научная конференция, которая была организована по указанному инциденту. Мне кажется, когда ученые собрались, они достаточно быстро [все] определили, зерна от плевел отделили» [1].

Положительную роль в освещении конференции, равно как и в объективном отражении всего хода судебного процесса, сыграла местная телекомпания «ТВ-2». Ее журналисты присутствовали на заседаниях суда, брали оперативные интервью у участников процесса, приглашали в студию экспертов, проводили анализ причин происходящего

[2]. Они же сыграли значительную роль в привлечении внимания общественности к проведенному в стенах Томского госуниверситета научному форуму [3]. Таким образом, мы на практике могли убедиться в той значимости, какую порой приобретают научно-исторические и религиоведческие проблемы, имеющие прямое отношение к злободневным проблемам современного общества.

По итогам конференции выпущен сборник материалов, содержащий пленарные доклады, статьи участников, стенограммы выступлений на «круглом столе» и некоторые дополнительные документы, имеющие отношение к Бхагавад-гите [4].

Выступления некоторых участников конференции публикуются в сборнике «Вестник ТГУ. История».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ректор ТГУ о суде над «Бхагавад-гитой»: Судебные процессы должны вести вдумчивые читатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tv2.tomsk.ru/news/rektor-tgu-o-sude-nad-bkhagavad-gitoi-lsudebnye-protsessy-dolzhny-vesti-vdumchivye-chitatelil (дата обращения 01.10.2012).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tv2.tomsk.ru/video-chas-pick/sud-nad-knigoi, свободный (дата обращения 01.10.2012).

3. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http:// www.tv2. tomsk.ru/video-chas-pick/bkhagavat-gita-za-i-protiv, свободный (дата обращения 01.10.2012).

4. Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием / ред. Н.Н. Карпицкий. Томск, 2012. 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.