Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)
УДК 930.85(51)
Н.Н. Карпицкий, К.Н. Филькин, О.В. Хазанов О КОНФЕРЕНЦИИ «БХАГАВАД-ГИТА В ИСТОРИИ И В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Дается обзор работы научной конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе» и круглого стола «Социальное и правовое значение суда о признании «Бахагавад-гиты как она есть» экстремистским материалом» в Томске 24-25 февраля 2012 г.
Ключевые слова: Бхагавад-гита, конференция, индология.
24-25 февраля 2012 г. в ТГУ прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе». Организаторами конференции выступили Томский государственный университет и Департамент по культуре Томской области. На конференцию поступило более 50 статей, в том числе несколько зарубежных.
Бхагавад-гита - сокровище мировой культуры и философии. К этому древнеиндийскому тексту на протяжении всей истории обращались писатели, поэты, учёные, философы, моралисты, религиоведы. Без преувеличения можно сказать, что Гита является источником бесценных религиозных, философских и этических знаний. Значимость этого текста давно переросла рамки индийской традиции.
В России первая рукопись Гиты появилась во времена Ивана Грозного, получившего ее в дар от Великих Моголов. Первый перевод на русский язык появился при Екатерине II в XVIII в., то есть в эпоху Просвещения, когда данный текст стал предметом активного изучения в среде европейских ученых и философов. За последующие века были опубликованы многочисленные переводы и комментарии. Особенно богатым в этом отношении оказался XX в. В последнее время дискуссии вокруг Бхагавад-гиты и комментариев к ней вышли за пределы узкого круга специалистов и привлекли внимание широкой общественности.
Организаторы конференции убеждены в том, что объективно оценить значение этой книги и связанной с ней комментаторской литературы можно только в рамках междисциплинарного научного подхода. Именно поэтому поучаствовать в конференции были приглашены представители разных специальностей: историки, культурологи, востоковеды, философы, религиоведы, филологи, психологи, лингвисты, социологи, правоведы и политологи.
В современном российском обществе активные дискуссии по поводу существующих коммен-
тариев к классическому тексту Бхагавад-гиты перерастают порой в судебные разбирательства.
Необходимо отметить, что конференция состоялась во время проходивших в Томске судебных процессов по признанию книги «Бхагавад-гита как она есть», одного из переводов Гиты с санскрита и комментирования его в традиции гау-дия-вайшнавизма, выполненных А.Ч. Бхактиве-дантой Свами Прабхупадой, экстремистским материалом. Данное событие беспрецедентно как для Томска, так и для России, более того, оно могло иметь негативное влияние на российское общество и российско-индийские отношения, поэтому многие участники конференции в своих выступлениях затрагивали именно эту острую тему.
Формально конференция был разделена на две части. 24 февраля 2012 г. в актовом зале ТГУ выступили участники конференции со своими докладами, а 25 февраля в стенах Томского экономикоюридического института прошел круглый стол «Социальное и правовое значение суда о признании «Бахагавад-гиты как она есть» экстремистским материалом».
В первый день работу конференции открыл начальник департамента по культуре Томской области А.А. Кузичкин. Подчеркнув, что «стабильность - это наш инвестиционный капитал», он отметил, что проведение данной конференции «очень значимо и в морально-политическом плане, и в плане экономическом, и стратегическом», поскольку конференция служит цели «гармонизировать межнациональные, межконфессиональные отношения». По поводу развития разносторонних культурных отношений он добавил: «Взаимодействие культур, по сути дела, и формирует совершенно особую креативную среду, без которой никакое развитие невозможно».
Также с приветственным словом выступили докт. биол. наук, проректор по международным связям ТГУ С.Н. Кирпотин, канд. ист. наук, уполномоченный по правам человека Томской области Н.С. Кречетова и докт. ист. наук, декан историче-
О конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе»
ского факультета ТГУ В.П. Зиновьев. По словам декана ИФ, конференция должна была показать, что научная общественность Томска имеет научное представление о традиционных религиозных текстах. Далее с докладами выступили ученые из Москвы, Владимира, Тюмени, Н.-Новгорода, Челябинска, Барнаула, Новосибирска и Томска.
На состоявшийся во второй день конференции «круглый стол» был вынесен ряд вопросов: применимость понятия «экстремизм» к различным культурным феноменам (священным текстам, комментариям религиозных авторитетов, культовым практикам); проблема квалифицированности экспертных оценок; опасность судебных ошибок при оценке религиозных текстов на соответствие законодательству о борьбе с экстремизмом; прецедент томского суда над «Бхагавад-гитой».
На встречу были специально приглашены представители прокуратуры, Минюста и ФСБ для более разностороннего обсуждения проблемы. К сожалению, ни одно из этих ведомств участия в конференции не приняло.
В начале встречи канд. ист. наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории ТГУ А.В. Бочаров представил результаты интент-анализа общественного мнения о судебном процессе в Томске над книгой «Бхагавад-гита как она есть». Проведенное им исследование показало, что суд спровоцировал в мире небывалый интерес к Томску, не отмечавшийся ни разу за последние десять лет. При этом «атеистическая антирелигиозная критика в рассмотренных комментариях почти всегда направлена против злоупотреблений Русской православной церкви в социальных, культурных и экономических сферах», а ущерб от процесса нанесён всем задействованным в данном процессе сторонам.
С.В. Вольфсон, канд. ист. наук, руководитель отделения международных отношений исторического факультета ТГУ, с самого начала суда старался показать его абсурдность и даже опасность для отношений с Индией. По его словам, он обращался и в суд, и в прокуратуру, объясняя негативную сторону происходящего, но в ответ встретил лишь непонимание, выраженное в предупреждении: «Напоминаем Вам об уголовном преследовании за давление на суд». Еще одна из отмеченных им проблем - это отсутствие научного интереса к изучению Индии среди ученых всего сибирского региона. «Следует сделать все возможное, чтобы мы лучше знали Индию, страну, где происходят сейчас глубочайшие, интереснейшие изменения. И нам уже во многом надо учиться у этой страны, как и многому у прочих других».
М.В. Осипов, преподаватель санскритской школы в Говардхана-видьяпитхам в Индии, рассказал, как он «оказался в эпицентре назревавшего в Индии шторма возмущения по поводу этого судебного процесса», поскольку основой прочности Индии «является духовная целостность, духовная прочность и духовные корни, которые очень глубоко держат это культурное дерево в почве».
Эти слова о реакции индийской общественности подтвердила И.П. Глушкова, докт. ист. наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН. Информация о суде в Индии «вызвала волну негодования среди более чем миллиардного населения страны и сплотила ряды политических соперников - Бхара-тийя джаната парти, Индийского национального конгресса, обеих Коммунистических партий, Социалистической и т.д. и членов разных конфессий - индусов, мусульман, христиан, джайнов, буддистов, парсов, иудеев и сикхов». Находясь во время суда в Индии, она постоянно сталкивалась с вопросом: «Что же такое происходит у вас в России?»
М.И. Одинцов, докт. ист. наук, профессор, начальник отдела защиты свободы совести аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, констатировал, что «сегодняшний судебный процесс и данная ситуация - это свидетельство того, что в нашей образовательной системе произошли реальные сдвиги в худшую сторону». Аппарат Уполномоченного по правам человека намерен до конца защищать права людей, которые пострадают от признания книги экстремистской: «Если надо, мы дойдем и до Верховного суда, если надо, мы все вместе пойдем и в Европейский суд. Но защищаться и защищать истину так, как мы ее понимаем, мы обязаны».
О.В. Орлова, канд. филол. наук, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ТГПУ, рассказала о том, как представители УФСБ по Томской области предлагали ей составить на эту книгу экспертизу с обвинительным уклоном, от чего она отказалась. В связи с этой ситуацией она подняла вопрос о необходимости создания «экспертного сообщества, которое будет заниматься сложными и спорными случаями, требующими объединения усилий специалистов различных областей знания».
Правозащитник, защищавший в суде книгу «Бхагавад-гита как она есть», А.А. Шахов рассказал о юридических аспектах «изучения» книги в суде, в том числе и о последствиях ее возможного запрета.
По итогам круглого стола была принята резолюция.
Н.Н. Карпицкий, К.Н. Филькин, О.В. Хазанов
Все участники «круглого стола» поддержали идею о необходимости создания экспертного сообщества, чтобы противодействовать появлению неквалифицированных и необоснованных экспертиз.
Руководство университета получило благодарственные письма о проведении конференции от директора Института философии Российской академии наук А.А. Гусейнова, директора Института востоковедения РАН В.В. Наумкина, директора Института стран Азии и Африки М.С. Мейера.
Высокую оценку конференции дал ректор ТГУ Г.В. Майер на пресс-конференции «Общественной палаты», прошедшей в июне 2012 г. в медиацентре РИА «Новости». Отвечая на вопрос о суде, он сказал: «Я думаю, что над книгами судебные процессы должны делать люди, читающие эти книги. В данном случае были попытки различных политических сил, которые, не читая книги, хотят решить какие-то проблемы. Я думаю, что правильный ответ дала научная конференция, которая была организована по указанному инциденту. Мне кажется, когда ученые собрались, они достаточно быстро [все] определили, зерна от плевел отделили» [1].
Положительную роль в освещении конференции, равно как и в объективном отражении всего хода судебного процесса, сыграла местная телекомпания «ТВ-2». Ее журналисты присутствовали на заседаниях суда, брали оперативные интервью у участников процесса, приглашали в студию экспертов, проводили анализ причин происходящего
[2]. Они же сыграли значительную роль в привлечении внимания общественности к проведенному в стенах Томского госуниверситета научному форуму [3]. Таким образом, мы на практике могли убедиться в той значимости, какую порой приобретают научно-исторические и религиоведческие проблемы, имеющие прямое отношение к злободневным проблемам современного общества.
По итогам конференции выпущен сборник материалов, содержащий пленарные доклады, статьи участников, стенограммы выступлений на «круглом столе» и некоторые дополнительные документы, имеющие отношение к Бхагавад-гите [4].
Выступления некоторых участников конференции публикуются в сборнике «Вестник ТГУ. История».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ректор ТГУ о суде над «Бхагавад-гитой»: Судебные процессы должны вести вдумчивые читатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tv2.tomsk.ru/news/rektor-tgu-o-sude-nad-bkhagavad-gitoi-lsudebnye-protsessy-dolzhny-vesti-vdumchivye-chitatelil (дата обращения 01.10.2012).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tv2.tomsk.ru/video-chas-pick/sud-nad-knigoi, свободный (дата обращения 01.10.2012).
3. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http:// www.tv2. tomsk.ru/video-chas-pick/bkhagavat-gita-za-i-protiv, свободный (дата обращения 01.10.2012).
4. Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием / ред. Н.Н. Карпицкий. Томск, 2012. 414 с.