Научная статья на тему 'О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СЛУЖАЩИХ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ШУМА'

О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СЛУЖАЩИХ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ШУМА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX ASSESSMENT OF THE BODY FUNCTIONING OF PERSONS WORKING UNDER CONDITIONS OF NOISE

The paper presents data on the mutual effect of the feature of work and that of the industrial noxious factors, mainly that of the noise on the body of persons working in a designing institute. The dynamics of the body functioning of workers testifies to dependence of the extent and rate of physiological shifts on the kind of work done and the prevailing industrial factors. On the basis of investigation results obtained the standards of the permissible levels of noise are recommended for the premises of administrative and public buildings.

Текст научной работы на тему «О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СЛУЖАЩИХ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ШУМА»

телен к изучаемому препарату в любой из изученных периодов ее. В опыте с введением гербицида в течение всей беременности выявлено, что он обладает эмбриотоксическим действием, которое проявляется в антенатальном и постнатальном периодах. В меньшей из испытанных доз (0,1 мг/кг) действие гербицида проявляется только в постнатальный период и заключается в изменении весового коэффициента печени самцов и самок и содержания в ней аскорбиновой кислоты. Это позволило установить порог эмбриотоксического эффекта на уровне 0,1 мг/кг. Порог эмбриотоксического действия гербицида 2,4-ДМ ниже (в 34 раза) порога его общетоксического действия на беременный организм, что дает возможность выявленный эффект рассматривать как избирательный. Гербицид 2,4-ДМ в условиях опыта не оказал действия на гонады самцов и самок крыс.

Выводы

1. Пороговая доза гербицида 2,4-ДМ по влиянию на беременный организм установлена по общетоксическому признаку — увеличению содержания аскорбиновой кислоты в мозге — на уровне 3,4 мг/кг.

2. Гербицид 2,4-ДМ обладает избирательным эмбриотоксическим действием. Пороговая доза его по этому показателю равна 0,1 мг/кг.

3. Гербицид 2,4-ДМ в дозах 0,1 и 1 мг/кг не влияет на функцию гонад белых крыс — самцов и самок.

4. Использование гербицида 2,4-ДМ в сельском хозяйстве возможно лишь при строгом соблюдении гигиенических регламентов.

5. Приведенные данные использованы при нормировании гербицида 2,4-ДМ в водоеме.

ЛИТЕРАТУРА. Белова Р. С., Соколова Л. А. — «Гиг. и сан.», 1971. № 11, с. 36—39. — Константинова Т. К —В кн.: Сборник материалов 4-й Научной конференции Саратовского науч.-нсслед. ин-та сельской гигиены. Саратов, 1969, с. 165— 167. — Марцонь Л. В. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравления. Вып. 9. Киев, 1971, с. 258—261.

Поступила 26/V 1975 г.

STUDY OF THE EFFECT OF THE HERBICIDE 2,4-DM ON THE PREGNANT BODY. THE DEVELOPMENT OF AN EMBRYO AND THE FUNCTIONS OF ALBINO RATS'

GONADS

L. A. Sokolova

An experiment carried out on albino rats showed the herbicide 2.4-DM to have a selective embryotoxic action. The threshold value of the general toxic action of the compound on a pregnant body was found to be at a level of 3.4 mg/kg, the threshold value of the embryotoxic effect was at a level of 0.1 mg/kg. Besides, the herbicide 2.4-DM in doses of 1 and 0.1 mg/kg was found to have no effect on the function of the gonads of males and females and that on their capacity of reproduction of offsprings.

УДК 613.644+612.014.45

Кандидаты мед. наук И. Л. Карагодина и В. А. Токарев о комплексной оценке функционального состояния организма

служащих, работающих в условиях шума

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. ф. ф. Эрисмана, Казахский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, Караганда

Мы ставили своей целью изучить динамику функционального состояния организма служащих в зависимости от характера их труда и воздействия шума. Уровни шума в административно-общественных зданиях определяются планировочным решением, назначением помещений,

набором и размещением источников шума. Результаты измерений шумового режима служебных помещений позволили разделить их в зависимости от характеристики источников шума на 3 группы. В 1-й группе, где источниками шума служили пишущие и машиносчетные машины, эквивалентный уровень звука Ь экв. составлял 70 дБА, во 2-й группе помещений, обращенных окнами на магистральные улицы, проникающий транспортный шум достигал Ь экв. 60 дБА, в 3-й группе уровни шума создавались трудовой деятельностью служащих и колебались в пределах Ь экв. 45—59 дБА. Помимо шумового режима, изучены показатели микроклимата и освещенности, которые мало изменялись в процессе рабочего дня и соответствовали гигиеническим требованиям. Специфическими особенностями работы в проектном институте являются постоянный контакт служащего с многочисленными образцами проектного материала, прием и переработка значительного объема информации, разработка новых вариантов, усовершенствование и дублирование проектов. Отдельные группы работников (сметчики и др.) проводят большое число подсчетов. Значительная нагрузка у служащих машиносчетного и машинописного отделов приходится на зрительный и слуховой анализаторы.

Помимо сложного комплекса трудовых процессов, определенное влияние оказывают вынужденное положение тела с выраженным статическим напряжением и факторы производственной среды (шум, температура, освещение). Следовательно, для служащих проектного института характерен напряженный умственный труд, нередко связанный с большим числом однотипных операций, приводящих при прочих равных условиях работы к изменению функционального состояния центральной нервной системы.

Для изучения функциональных сдвигов в течение рабочего дня у 359 служащих института «Карагандасельпроект» определено состояние центральной нервной системы (скрытое время рефлекторных реакций на свет и звук), изменение работоспособности и внимания (тест с использованием колец Ландольта), состояние сердечно-сосудистой системы (механокардиография), состояние слуховой функции (аудиометрия), а также изменение температурных реакций и потоотделения на различных участках тела (лоб, грудь, тыл кисти).

Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили установить определенную зависимость величины сдвигов от уровня шума, воздействующего на организм служащего в процессе его трудовой деятельности. Наибольшие изменения функционального состояния исследуемых систем отмечались при действии шума с уровнем Ь экв. 70 дБА. Так, под воздействием этого уровня шума латентный период условнодвигательной реакции на световой раздражитель в 73% наблюдений достоверно удлинялся после работы на 24 мсек (Я^0,01), в 27% случаев зарегистрировано его укорочение на 8 мсек; снижение скорости реакции на звуковой раздражитель на 21 мсек установлено в 70,7% (Яг£Г0,01), увеличение на 6 мсек — в 22,4%, в 6,9% наблюдений латентный период не изменился. Удлинение скрытого периода рефлекса (более 10 мсек) считается прогностически неблагоприятным. Поэтому можно считать, что прогрессирующее удлинение латентного периода в сочетании с неблагоприятными производственными факторами свидетельствует о развитии тормозного процесса и появлении утомления. Это согласуется с выводами Н. К. Витте, Л. А. Кузнецовой и др.

Такая же закономерность обнаружена при анализе показателей работоспособности и внимания. Наиболее выраженное снижение этих функций к концу рабочего дня по сравнению с исходными наблюдалось достоверно по корректурной пробе «тест с использованием колец Ландольта» (Я^0,01). У 95% служащих выявлено удлинение времени выполнения задания на 41 сек, у 83,3%—увеличение процента ошибок

до 20,5. Эти изменения функционального состояния высшей нервной деятельности, видимо, можно объяснить влиянием на служащих напряженной и длительной работы на фоне акустических нагрузок (Keiqhely и Langdon; Rothauser и соавт., и др.).

Наиболее адекватную реакцию на воздействие шума представляет собой утомление слухового органа, проявляющееся в значительном падении слуховой чувствительности (более 15 дБ) и медленном ее восстановлении (более 3 мин). Изменения порогов слуха в пределах 10— 15 дБ рассматривают как адаптационные (Г. Л. Навяжский; Е. Ц. Анд-реева-Галанина и А. Ф. Лебедева). Степень понижения слуха зависит от интенсивности и частотного состава шумового раздражителя (А. В. Ро-щин и В. К. Добросердов), длительности воздействия и наличия сопутствующих производственных факторов (Kubik и Vladar).

Предварительно проведенный осмотр ЛОРспециалистом 200 служащих позволил выбрать 2 группы наблюдаемых с нормальным слухом, без патологических отклонений органа слуха: 1-ю группу составили работающие в условиях относительно невысокого уровня шума (45— 50 дБА), 2-ю — работающие в условиях интенсивного шума (70 дБА), т. е. работники машиносчетного и машинописного бюро. Пороги слуха определяли в динамике рабочего дня. За «нулевой» порог слышимости принимали исходный, полученный на соответствующей частоте до начала работы.

Исследованиями установлено, что у служащих обеих групп после работы наступает утомление слухового анализатора. Значительные сдвиги слуховой чувствительности обнаружены у отдельных лиц 2-й группы: на частоте 1000 Гц — на 18,8 дБ, на частоте 2000 Гц—на 12,1 дБ, на частоте 4000 Гц — на 11,7 дБ; на частотах 500, 250 и 125 Гц величины снижения колебались от 7,8 до 10,7 дБ. Столь заметное снижение слуха у лиц 2-й группы мы объясняем тем, что они продолжительное время в течение рабочего дня подвержены воздействию более интенсивного шума, чем остальные служащие. У лиц 1-й группы, труд которых не связан с большой нагрузкой на слуховой анализатор, также возникают изменения в состоянии органа слуха, выражающиеся в нарастании величин тональных порогов от 0,5 до

5 дБ на всем диапазоне исследуемых частот (63—4000 Гц). Отличительной особенностью этих изменений является относительная равномерность их распределения по исследуемой тон-шкале; достоверность изменений повышается к концу рабочего дня после напряженного умственного труда (Я^0,91).

Значительный интерес представляет изучение влияния характера трудовой деятельности и факторов производственной среды на сердечно-сосудистую систему. По мнению ряда ученых, гипертонической болезнью страдают преимущественно работники умственного труда (С. О. Руттенберг и соавт., и др.). В связи с этим весьма важно с теоретической и практической точки зрения комплексное изучение функционального состояния системы кровообращения у служащих, занятых умственным трудом и подвергающихся воздействию шума. Состояние гемодинамики изучалось нами методом механокардиографии по H. Н. Савицкому. У 158 служащих в динамике рабочего дня определяли пульс, минимальное, среднее динамическое, боковое систолическое и максимальное давление.

В 55,7% наблюдений выявлено достоверное учащение пульса на

6 в минуту и в 28,5% — урежение на 4,3 в минуту; в 15,8% случаев изменений не было.

Из всех гемодинамических показателей в большей степени (Я<0,01) увеличивалось (на 7,8 мм рт. ст.) минимальное давление (66,5% наблюдений); среднее динамическое давление изменялось в меньшей степени, хотя также выявлялась отчетливая тенденция к уве-

личению (на 3,2 мм рт. ст.). Анализом соотношении между боковым и конечным систолическим давлением установлено, что первое из них мало изменялось по сравнению со вторым. Так, в 63,3% наблюдений максимальное давление в среднем увеличивалось на 4 мм рт. ст., тогда как боковое давление только на 1 мм (Р^0,05). Это подтверждают данные В. И. Кузнецова, В. П. Никитина (цит. по Н. Н. Савицкому), которые отмечали, особенно у молодых людей, значительное увеличение конечного максимального давления при нормальном боковом систолическом. Полученные нами сведения дают основание считать, что умственный труд в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой системы у служащих.

Температура кожных покровов, особенно дистальных отделов конечностей, обычно значительно ниже и весьма изменчива в зависимости от внешних условий (М. С. Горомосов; В. А. Лихтенштейн, 1967). В силу этих соображений мы изучали температурные реакции и потоотделение на различных участках тела в связи с состоянием микроклимата на протяжении рабочего дня.

Термометрические исследования показали (см. таблицу), что только температура кожи лба в 65,6% наблюдений и электрическое сопротивление поверхности кожи в 67,2% случаев имеют тенденцию к умеренному повышению (Р^0,01).

Выраженной зависимости между повышением температуры воздуха помещений и температурой кожи тыла кисти и груди не обнаружено (Я^0,05). Так, в служебных помещениях при температуре воздуха 19—22° к концу рабочего дня у 27 служащих температура кисти увеличилась на 0,3—3,6°, у 35 уменьшилась на 0,1—3,8°, а у 2 не изменилась. Однако повышение температуры кожи тыла кисти на 1,9° при средней арифметической из разностей до и после работы (Л), лба — 1,6°, груди— 0,7° и потоотделения на 2,3 г/м2/ч обнаружилось и в условиях комфортной температуры помещения (18°). По-видимому, повышение температуры кожи тела и потоотделения зависит не только от микроклимата, но и от зрительного, умственного и некоторого физического напряжения, с которым связана работа служащих.

Таким образом, результаты исследований показали, что шум в сочетании с другими производственными факторами вызывает определенные сдвиги функционального состояния у служащих; эти сдвиги выражаются в увеличении скрытого времени рефлекторных реакций, времени выполнения заданий и процента ошибок, изменении гемодинами-ческих показателей сердечно-сосудистой системы и снижении слуховой чувствительности. При оценке этих сдвигов следует исходить не только

Теплорегуляционные сдвиги у служащих по результатам изменения температуры кожи

до и после работы

Сдвиги

Точка измерения увеличение уменьшение V г

п % X Д п % X д я = ы 3 « =

Тыл кисти 27 43,7 31,1 0,3—3,6 35 54,7 31,1 0,1—3,8 2

Лоб 42 65,6 34,1 0,2—3,0 17 26,6 34,1 0.1-1,5 5

Грудь 39 62,5 35,3 0,1-1.4 19 28,1 35,3 0,1—2,1 6

Потоотделение

(в г/м2/ч) 43 67,2 4,79 0,14—4,55 15 23,4 4,79 0.1—1,75 6

Примечания: п — объем выборки, X — средняя арифметическая до работы, Д — среднее арифметическое из разностей до и после исследования.

из их направленности и величины, но и из комплексного характера изменений со стороны наиболее чувствительных и адекватных физиологических систем организма человека. Наличие хотя бы небольших функциональных сдвигов в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах и органе слуха позволяет говорить о неблагоприятном влиянии шума на организм и умственную производительность труда служащих. Для выяснения влияния на организм служащих только одного фактора — шума — были поставлены лабораторные исследования, показавшие прямую зависимость величины сдвигов физиологических показателей от характера и уровня шума. Следовательно, на основании физиологических данных, полученных в натурных и лабораторных условиях (В. А. Токарев), в качестве допустимого уровня шума как возникающего в помещениях административно-общественных зданий, так и проникающего в них, можно принять 45—50 дБА. При этом уровне заметных физиологических изменений функционального состояния организма служащих не отмечено.

Для создания благоприятных акустических условий административно-общественные здания следует размещать с отступом от проезжей части городских и районных магистралей, где наблюдается интенсивное движение транспорта. При строительстве вблизи мощных источников внешнего шума их нужно проектировать с повышенными звукоизолирующими свойствами ограждающих конструкций, с глухим остеклением, применением систем кондиционирования. Способствует снижению шума рациональная внутренняя планировка с группировкой и надежной изоляцией тихих и шумных помещений, с использованием звукопоглощающих материалов. Необходимо предъявлять требования к заводам-изго-товителям, касающиеся конструктивного снижения шума машиносчетной аппаратуры и инженерно-технического и технологического оборудования, вносить их шумовые характеристики в паспорта изделий.

ЛИТЕРАТУРА. Андреева-Га л анина Е. Ц„ Лебедева А. Ф.— В кн.: Материалы Научной сессии по проблеме «Современное состояние учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм и профилактика вредного действия». Л., 1968. с. 15—16.— Витте Н. К. —«Гиг. труда», 1968, № 3, с. 3—7,— Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963.— Кузнецова Л. А.— «Гиг. и сан.», 1969, № 6, с. 33—36. — Л и х т е н -штейн В. А. Температурная топография тела человека. Махачкала, 1967. — Навяж-скнй Г. Л.— «Вести, оторинолар.», 1953, № 5, с. 18—22. — Рощ и и А. В., Добро -сердов В. К.—«Гиг. труда», 1971, № 12, с. 3—7. — Руттенбург С. О., На следов а Н. И., Пайде Э. В. — В кн.: Физиология труда,. М., 1967, с. 262—263. — Савин к п й Н. Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. Л., 1963. — Токарев В. А. — В кн.: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний. Караганда, 1973, с. 329—332. — Keighely Е. С., Langdon F. J. — "Philos. Trans, roy. Soc. London", Ser. A., 1968, v. 263, p. 307—313. — К u b i k S.. U 1 a -dar M. —"Pracov. Lek", 1971, v. 23, p. 359—361. — R о t h a u s e г E. H., Urba-nek G. H., Pache W. P.— "IEEE Trans. Audio and Electroacoustic", 1968. v. 16. p. 520—522.

Поступила 4/III 1975 r.

COMPLEX ASSESSMENT OF THE BODY FUNCTIONING OF PERSONS WORKING

UNDER CONDITIONS OF NOISE

/. L. Karagodina, V. A. Tokareva

The paper presents data on the mutual effect of the feature of work and that of the industrial noxious iactors, mainly that of the noise on the body of persons working in a designing institute. The dynamics of the body functioning of workers testifies to dependence of the extent and rate of physiological shifts on the kind of work done and the prevailing industrial factors. On the basis of investigation results obtained the standards of the permissible levels of noise are recommended for the premises of administrative and public buildings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.