АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.
УДК 343.851.5:343.34
А. Б. Абазов, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук (г. Нальчик)
А. В. Abazov, Assistant Professor of the Chair of Internal Affairs in Special Conditions of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Nalchik)
Т. А. Файрушин, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
T. A. Fayrushin, Senior Instructor of the Chair of Fire and Tactical and Special Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
О КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
ON THE COMPETENCE OF LOCAL AUTHORITIES IN COUNTERING YOUTH EXTREMISM
Аннотация. В настоящее время федеральное законодательство обязывает органы местного самоуправления принимать участие в мероприятиях, направленных на противодействие молодежному экстремизму. С учетом того, что большинство полномочий в сфере противодействия экстремистским проявлениям принадлежит и реализуется федеральными органами исполнительной власти, а основная часть нагрузки в процессе противодействия указанному феномену ложится на правоохранительные структуры и Вооруженные Силы Российской Федерации, обусловливается, на первый взгляд, относительно незначительная роль муниципалитетов в решении данных вопросов. Это, по мнению авторов статьи, не совсем верно, ввиду того что именно органы местного самоуправления представляют уровень публичной власти наиболее близким к населению и потому представляют собой первичное звено в профилактике экстремистских проявлений среди молодежи. Вместе с тем непосредственно на плечи органов местного самоуправления ложится бремя по предоставлению населению услуг по охране и защите их законных интересов на территории муниципального образования.
Ключевые слова и словосочетания: органы местного самоуправления, противодействие экстремизму, профилактика, полномочия, компетенции.
Abstract. Currently, federal legislation obliges local governments to take part in activities aimed at countering youth extremism. Taking into account the fact that most of the powers in the field of countering extremist manifestations belong to and are exercised by federal executive bodies, and the bulk of the burden in the pro-
cess of countering this phenomenon falls on law enforcement agencies and the Armed Forces of the Russian Federation, the relatively insignificant role of municipalities in resolving these issues is determined at first glance. According to the authors, this is not entirely true, in view of the fact that it is local governments that represent the level of public authority closest to the population and, therefore, represent the primary link in the prevention of extremist manifestations among young people. At the same time, the burden ofproviding the population with services to protect and defend their legitimate interests in the territory of the municipality falls directly on the local self-government bodies.
Key words and phrases: local authorities, countering extremism, prevention, powers, competencies.
Происходящая в последние два десятка лет глобализация современного мира охватила все важные сферы жизнедеятельности человека, затронула социально-политические и экономические процессы и привела к тому, что усугубилась и без того сложная ситуация, обусловившая значительный рост радикально настроенной публики, большую часть которой составляет именно молодежная аудитория, которая наиболее уязвима перед всякой идеологией.
Поначалу представлялось, что процесс глобализации будет способствовать развитию гармоничного и справедливого мироустройства, в котором люди будут жить в достатке и благополучии. В реальности же произошло то, что в большем выигрыше от глобализации, в очередной раз, стали сильные мира сего - крупные и развитые государства еще больше обогатились, а бедные еще больше обеднели. Кризис в экономике, политике, в умах людей стал неизбежен. И именно эти умонастроения и послужили фактором проникновения в молодежную среду экстремистских идеологий. Сказанное привело к тому, что одной из главных задач обеспечения национальной безопасности государства стало противодействие молодежному экстремизму.
Особого внимания заслуживает и тот факт, что молодежь, выступая в роли особой социально-демографической группой, очень легко подвергается любым деструктивным манипуляциям из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости и преувеличенно эмоциональной оценке событий и реакции на них. Все сказанное находит выражение в экстремистских проявлениях среди молодого поколения.
Сказанное обусловливает актуальность проблемы противодействия молодежному экстремизму на общегосударственном уровне, и прежде чем подвергнуть анализу рассматриваемую тему, разберемся с приметаемой терминологией.
Ученые, эксперты и практики, предпринимая попытки определить и универсализировать понятия «экстремизм», едины во мнении о том, что «данный феномен представляет собой идеологию и практику, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии; установление культа лидера; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем» [1, с. 163; 2, с. 312].
В числе существенных признаков экстремизма следует отметить его чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессию и злонамеренность. Формируется экстремистское поведение внутри личности и выражается в агрессивном поведении, в нетерпимости к мнению оппонента, в склонности к принятию немиролюбивых методов разрешения конфликтов, отрицание компромисса в качестве ценностной ориентации в каждодневной деятельности, а также нежелание считаться с правами и свободами личности [3, с. 24].
Одной из негативных сторон в проявлении экстремизма является вовлечение в эту среду молодежи, для которой типична демонстрация импульсивного, конфликтного, нетерпимого и деструктивного поведения.
Отсюда молодежный экстремизм продуцируется в «возрастающую организованность, сплоченность группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур, усиление мер конспирации, применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий» [4, с. 271; 5, с. 35].
Особая угроза для национальной безопасности заключается в том, что молодежный экстремизм проявляется в совершении различного рода массовых акций и распространении идеологии и тактики террора в качестве орудия политической борьбы.
Противодействие экстремистской деятельности в Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
- принятие профилактических мер для предупреждения экстремистской деятельности;
- выявление и устранение причин и условий, рецидивирующих экстремистскую деятельность;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремисткой деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [6, с. 129].
Следует отметить, что ведущую роль в противодействии молодежному экстремизму играет деятельность, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел регламентируемая Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, международными договорами, федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит принятие мер по пресечению экстремистских угроз до прибытия специализированных служб. Однако для противодействия распространению экстремизма необходима слаженная и эффективная работа, как правоохранительных органов, так и органов государственного, регионального и муниципального управления всеми доступными способами.
Действующую на сегодняшний день российскую правовую систему можно охарактеризовать как сформировавшуюся в полной мере. Анализ современного законодательства показывает, что в содержательном аспекте нормативно-правовая база содержит все компоненты противодействия такому негативному явлению, как экстремизм.
В концептуальном аспекте положительной оценке подлежит деятельность федеральных органов государственной власти по обеспечению безопасности Российской Федерации, которая строится на основе концепции обеспечения безопасности [7, с. 119]. Вместе с тем, если в сфере реализации безопасности федеральными органами проблем во всех отношениях не наблюдается, то с решением вопросов участия органов местного самоуправления в указанной сфере дела обстоят намного сложнее. И это несмотря на то, что по своей сути органы местного самоуправления, хотя и являются публично-властными структурами, не входят в систему органов государственной власти.
Регламентация вопросов участия органов местного самоуправления в противодействии экстремистской деятельности обусловливается положениями федерального законодательства. Однако, что примечательно, один из важнейших аспектов реализации мер противодействия молодежному экстремизму в аспекте финансирования указанного участия в нормативно-правовых актах не отражается, также умалчивается и аспект практического участия муниципалитетов в антитеррористической деятельности. Отсюда можно заключить отсутствие у органов местного самоуправления права на самостоятельное определение сферы своих полномочий и на установление компетенций. И становится очевидным, что алгоритм действий органов местного самоуправления, не имея законодательного подкрепления, не предусматривает компенсации финансовой стороны данного вопроса, так как указанные расходы не предусмотрены государственным бюджетом.
Таким образом, раскрывая круг полномочий органов государственной власти в сфере противодействия экстремистской деятельности, следует отметить их принадлежность по большей части к правоохранительной системе и Вооруженным силам. Сказанное, на первый взгляд, наталкивает на мысль о том, что компетенция органов местного самоуправления в указанных вопросах достаточно скромна.
Принимая во внимание большую социальную опасность, которую представляют собой экстремистские проявления и объективную сложность органам местного самоуправления противостоять ему, следует отметить актуальность противодействия указанному феномену.
Согласно положениям норм федерального законодательства на органы местного самоуправления накладывается обязанность принимать самое активное участие в реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремистской деятельности. Так, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит позицию о том, что «органы местного самоуправления обеспечивают законность и охрану общественного порядка на территории муниципального образования, а также участвуют в мероприятиях по предупреждению и профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального образования» [8]. При этом, отметим, что профилактика состоит в осуществлении органами местного самоуправления деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений экстремистской и террористической направленности.
Однако, как мы уже выше указывали, органы местного самоуправления не обладают полномочиями и компетенциями по выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений и иных организаций и физических лиц. У муниципалитетов также от-
сутствуют средства выявления, пресечения, раскрытия и расследования экстремистских преступлений, выражающихся в террористических актах.
Вместе с тем в Российской Федерации органы местного самоуправления являются структурой, наиболее тесно осуществляющей взаимодействие с гражданским населением. А, как нам диктует теория социального обслуживания, «органы местного самоуправления в пределах территорий муниципального образования предоставляют населению различные услуги, в том числе и услуги по охране и защите прав и законных интересов граждан, решая многочисленные вопросы местного значения» [4, с. 272].
Главным негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на политику противодействия экстремистской деятельности, выступает относительная отдаленность органов местного самоуправления от федерального центра и социальный состав населения, характеризующийся в регионах влиянием исторических эволюций и экономическим развитием.
В свете сказанного при определении значимости роли муниципалитетов в противодействии экстремистским проявлениям, следует принимать во внимание положения Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», в которых полномочия органов местного самоуправления в области противодействия экстремистским проявлениям состоят в исполнении обязанности оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с указанным явлением [9; 10].
Вопросы противодействия молодежному экстремизму являются общегосударственными задачами, для решения которых требуется мобилизация всех ресурсов. И на государственном уровне определяется роль органов местного самоуправления в реализации политики противодействия экстремистским проявлениям среди молодежи. Таким образом, органы местного самоуправления наделяются соответствующими компетен-
циями в сфере профилактики экстремизма и терроризма и минимизации и (или) ликвидации их последствий в границах муниципального образования. Приоритетными направлениями антиэкстремистской политики органов местного самоуправления следует назвать противодействие данному явлению по трем позициям:
1) идейно мотивированному насилию -от расистского до антиправительственного.
2) агитации к противоправным действиям идейно мотивированного характера.
3) организациям и группировкам, ориентированным на пп. 1-2 и практикующим масштабное насилие или являющимися группировками единомышленников.
Практика показывает, что антиэкстремистская политика по большей части направлена на антиконституционную деятельность любого масштаба - от самого незначительного до чрезвычайно опасного.
Целью противодействия экстремизму органов местного самоуправления выступает снижение уровня радикализации различных групп населения и препятствование их вовлечению в террористическую деятельность, особенно молодежи [3, с. 24].
Анализ деятельности территориальных органов внутренних дел Российской Федерации свидетельствует об их взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим аспектам: планирование и реализация антиэкстремистских мероприятий; разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства; реализация совместных полномочий в установленном порядке [7, с. 118].
Обобщая компетенцию органов местного самоуправления в осуществлении противодействия молодежному экстремизму, отметим, что они ограничиваются исключительно принятием и осуществлением профилактических мероприятий. Вместе с тем подчеркнем, что органы местного самоуправления, осуществляя противодействие экстремистским проявлениям, подвержены бюрократизации в меньшей степени. А при-
нимая во внимание высокую степень доверия граждан к муниципальным структурам по сравнению с федеральным центром, следует отметить положительное влияние на повышение эффективности антитеррористической политики.
Раскрывая задачи органов местного самоуправления в осуществлении противодействия молодежному экстремизму, следует отметить:
- интегрированное взаимодействие должностных лиц и правоохранительных структур по вопросам профилактики и предупреждения экстремистских проявлений;
- организацию мероприятий, направленных на выявление, обнаружение и оценку степени распространения экстремистской идеологий среди обучающихся в образовательных организациях;
- правовое регулирование деятельности общественных и религиозных объединений в целях осуществления гражданского контроля [1, с. 165].
Решению указанных задач способствуют:
- разработка для сотрудников правоохранительных органов и органов местного самоуправления обучающих программ культуре межэтнических, межконфессиональных взаимоотношений и нейтрализации радикализации молодежи;
- разработка методических рекомендаций и программ воспитания по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения для профилактики экстремистского поведения [5, с. 36].
Главными принципами, на основании которых осуществляется противодействие молодежному экстремизму, исследователи называют: «законность, которая обеспечивается строгим соблюдением основных положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и подзаконных нормативных актов; комплексность, гарантом которой выступает объединение усилий основных субъектов, осуществляющих противодействие экстремизму; оптимальность, позволяющая достигнуть максимально положительных результатов при наименьших издержках, как материального, так и финан-
сового характера; оперативность, которая состоит в осуществлении предупредительных мер, адекватных складывающейся оперативной обстановке» [6, с. 131].
В заключении еще раз подчеркнем, что вопросы противодействия проявлению экстремизма среди молодежи силами и средствами муниципалитетов являются проблемой как научного, так и практического характера, которая не теряет своей актуальности и требует пристального изучения и решения. При этом, анализируя признаки экстремизма, в числе которых были названы чрезвычайность, неожиданность, насилие, агрессия и злонамеренность, можно обоб-
щить, что все это приводит к нежеланию считаться с правами и свободами других людей. Вместе с тем нами определено, что проблема противодействия молодежному экстремизму является задачей общегосударственного масштаба, для решения которой требуется мобилизация всех ресурсов. Однако, раскрывая роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации антиэкстремистской политики, следует отметить их принадлежность по большей части к правоохранительной системе и Вооруженным силам, что, ни в коей мере не уменьшает значимости муниципалитетов в решении указанной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тарчоков Б. А., Машекуашева M. X., Кочесокова 3. X. Актуальные вопросы профилактики экстремистских настроений среди населения // Фундаментальные проблемы науки : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2-х ч. 2016. С. 129 - 131.
2. Файрушин Т. А. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы развития // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 311 - 313.
3. Шхагапсоев 3. Л. Радикализм и экстремизм как реальная угроза безопасности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 23 - 26.
4. Абазов А. Б. Общественная опасность экстремизма в Российской Федерации // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 4. С. 270 - 272.
5. Абазов А. Б. Предупреждение и пресечение правонарушений экстремистской направленности территориальными органами внутренних дел МВД России // Государственная служба и кадры. 2018. № 1. С. 34-36.
6. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ [Электронный ресурс] //URL: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 26.02.2021 г.)
7. Настуев Э. Б. Совокупность мер противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 117 - 120.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 16.02.2021)
9. Гедгафов M. М. О некоторых аспектах профилактики преступлений экстремистской направленности органами внутренних дел в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 163 - 165.
10. О противодействии терроризму : федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/(дата обращения 17.02.2021)
О Абазов А. Б.
О Файрушин Т. А.