Научная статья на тему 'О компетентностном подходе в профессиональной подготовке математиковпрограммистов'

О компетентностном подходе в профессиональной подготовке математиковпрограммистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / COMPETENCE ABILITY / PROFESSIONAL AND KEY COMPETENCES / RESULT AND CONTENT OF EDUCATION / TECHNOLOGY OF TEACHING / CRITERION OF EVALUATION OF EDUCATIONAL RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадмаева Э. С.

В статье рассмотрены особенности образовательного процесса, организованного на основе компетентност-ного подхода, в профессиональной подготовке математиков-программистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On competence approach to professional training of mathematicians-programmers

In the article the peculiarities of educational process, based on the competence approach, in the professional training of mathematicians-programmers have been considered.

Текст научной работы на тему «О компетентностном подходе в профессиональной подготовке математиковпрограммистов»

11. Кинематический метод моделирования поверхностей.

12. Первая квадратичная форма поверхности. Площадь поверхности.

Приложение А. Краткая сводка основных синтаксических конструкций языка Лого локализованной среды программирования FMSLogo.

Приложение В. Указатель программ на языке Лого.

Литература

1. Баглаев И.И. Моделирование кривых в среде FMSLogo// Бизнес-образование в экономике знаний: науч.-практ. конф. Байкальской между-нар. бизнес'-школы ИГУ. 1 марта - 24 апреля 2009. Иркутск, 2009. - С. 108-110.

2. Бобенко А.И., Сурис Ю.Б. Дискретная дифференциальная геометрия. Интегрируемая структура. - М.-Ижевск: НИЦ «РХД», 2010. - 488 с.

3. Баглаев И.И. О переводе и адаптации среды программирования FMSLogo на русский язык// XIX Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2009») (г. Москва 5-7 ноября 2009 г.).

URL: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=8159

4. Обсуждение статьи А.Д. Александрова «Об основах дифференциальной геометрии и их изложении» на кафедре дифференциальной геометрии МГУ» // УМН, 1950, 5:6(40), 169-179.

5. Blaschke W., Muller H.R. Ebene Kinematik. -Munchen, 1956. - Р.269.

6. URL: http ://sourceforge.net/proj ects/fmslo go

Баглаев Игорь Ильич, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757.

Baglaev Igor Ilich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, ph. 219757.

УДК 378.°16 © Э.С. Бадмаева

О компетентностном подходе в профессиональной подготовке математиков-программистов

В статье рассмотрены особенности образовательного процесса, организованного на основе компетентност-ного подхода, в профессиональной подготовке математиков-программистов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональные и ключевые компетенции, результат и содержание образования, технология обучения, критерий оценки результата образования.

E.S. Badmaeva

On competence approach to professional training of mathematicians-programmers

In the article the peculiarities of educational process, based on the competence approach, in the professional training of mathematicians-programmers have been considered.

Keywords: competence, competence ability, professional and key competences, result and content of education, technology of teaching, criterion of evaluation of educational result.

Каждый вид профессиональной деятельности предъявляет будущему специалисту определенный набор требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам, уровень сфор-мированности которых обусловливает качественное выполнение задач этой деятельности.

В современных условиях перехода к информационному обществу, динамичного развития экономики приоритетной задачей профессионального образования становится подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту; при этом особую роль приобретают факторы коммуникабельности, толерантности. Компетентност-ный подход в обучении отражает конкретный

механизм модернизации образования в свете тех требований, которые предъявляются к современному специалисту. Введение понятия компетентности в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решить типичную для профессиональной школы проблему: будущие специалисты могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время нет общепринятого определения понятия компетентности. Ю.Г. Татур определяет компетентность специалиста с высшим образованием как «проявленные им на практике стремление и способность (готовность)

реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [2].

Следует различать понятие «компетентность» и родственное ему понятие «компетенция». Компетенция - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетентность - это то, чего достиг специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать задачи, предписанные должностными обязанностями (на предприятии, в организации).

Компетентностный подход в образовании является целевой ориентацией учебного процесса на овладение компетенциями разрешения учебных и внеучебных проблемных ситуаций на протяжении непрерывного пожизненного образования, являющегося необходимым условием успешной жизнедеятельности. Результаты образования формируются в виде профессиональных и ключевых компетенций.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Само название компетенций подчеркивает, что они являются ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырех основных ключевых компетенций:

>информационная компетенция - готовность к работе с информацией;

> коммуникативная компетенция - готовность

к общению с другими людьми;

> кооперативная компетенция - готовность к

сотрудничеству с другими людьми; ^проблемная компетенция - готовность к решению проблем.

Профессиональные компетенции не столь универсальны, как ключевые. Их проявление ограничивается той или иной профессиональной деятельностью человека. Профессиональная компетентность - это овладение определенным набором знаний, умений, навыков в профессиональной области и способность применять их в различных проблемных ситуациях, а так же способность мобильно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессии. Спецификой профессиональной компетентности современно-

го специалиста является его обращенность в будущее, способность к самоорганизации и дальнейшему самостоятельному совершенствованию своего профессионализма.

Профессиональные и ключевые компетенции в равной степени влияют на формирование хорошего работника. Это можно продемонстрировать следующей формулой, отражающей потребности работодателя:

<хороший специалист> + <человек команды> = <хороший сотрудник> т.е. сегодня востребованы не только профессионалы своего дела, но и люди, готовые ответственно принимать самостоятельные решения, коммуникабельные, инициативные, готовые к диалогу, уважающие чужое мнение.

Рассмотрим особенности компонентов образовательного процесса, организованного на основе компетентностного подхода, на конкретном примере. Стандарт высшего профессионального образования определяет «Математическое моделирование и администрирование информационных систем» («МОиАИС») как область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на:

^создание и применение средств математического обеспечения информационных систем, программного обеспечения и способов администрирования информационных систем и сетей, программного обеспечения средств вычислительной техники (ВТ) и автоматизированных систем (АС);

> использование средств ВТ;

^развитие новых областей и методов применения ВТ и АС в информационных системах (сетях).

Основным результатом образовательного процесса является овладение профессиональными и ключевыми компетенциями, которые позволят с готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Профессиональные компетенции математика-программиста охватывают обширную область знаний, умений и навыков фундаментальных и специальных дисциплин. Ключевые компетенции представлены общекультурными компетенциями, которые носят надпрофессиональный характер и необходимы специалисту как члену общества (гражданину), и как субъекту различных видов непрофессиональной деятельности.

Следующим компонентом образовательного процесса является его содержание. В основу содержания обучения закладываются не только традиционные знания и умения, но и задачи, в

процессе решения которых студенты овладевают опытом их решения. Для этого в рабочих программах каждой дисциплины должны быть определены конкретные проблемные задачи, соответствующие квалификации математика-программиста. Сюда входят как классические задачи фундаментальных дисциплин математики и программирования, так и специальные - на профессионально грамотное использование свойств архитектуры вычислительной системы, данной операционной системы или оболочки, задачи на программирование, связанные с базами данных и др.

Еще один элемент образовательного процесса - технология обучения, которая должна развивать не только предметную компетентность, но и ключевые компетенции. Исходя из целей и содержания образования, для этого необходимо закладывать практические действия обучающихся по решению соответствующих задач. Наиболее эффективными методами обучения здесь являются: эвристические групповые методы (метод «мозгового штурма», ситуационный метод, групповая дискуссия, игровые методы), методы проблемного обучения, метод моделирования и др. При этом студент не получает готовых знаний, а добывает их, знания становятся средством решения поставленных задач. В процессе совместной деятельности в группе развиваются такие качества, как коммуникабельность, умение слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, вести дискуссию, убеждать других, уважать чужое мнение. Отдельные студенты проявляют лидерские качества.

Что касается критерия оценки результата образовательного процесса, то теперь оценивается результат решения проблемной задачи или качество созданного «продукта». В зависимости от содержания и специфики учебной дисциплины продуктом деятельности студента могут выступать: компьютерная программа для решения конкретной задачи в определенной языковой среде, разработанная база данных, разработанный сайт и т.д. Очень важно, чтобы этот продукт создавался обучающимися самостоятельно в процессе индивидуальной или групповой деятельности.

Профессиональная компетентность математика-программиста рассматривается как теоретическая и практическая готовность к разрешению проблемных ситуаций в деятельности по математическому и программному обеспечению информационных систем. Проблемные ситуации создаются при разрешении проблемных заданий. При этом проблемные задания заранее разраба-

тываются с расчетом формирования той или иной компетенции.

В работе А. М. Матюшкина [1] приведены варианты моделей формирования проблемных ситуаций, которые используются при разработке проблемных заданий в дисциплинах подготовки специалистов по информационным системам. Например, в дисциплине «Программирование» при подборе задач используются следующие виды моделей проблемных ситуаций:

> поведенческая модель для создания проблемных заданий, в которых нет прямого пути к достижению цели, имеется некоторое препятствие; способ разрешения - преодоление этого препятствия или нахождение обходного пути к цели;

^ вероятностная модель для создания проблемных заданий, в которых имеются два альтернативных варианта действия для достижения цели; способ разрешения - выбор более подходящего (эффективного) варианта;

^ информационно-семантическая модель для создания проблемных заданий, в которых возникает несоответствие между наличными и требуемыми знаниями; способ разрешения - поиск новой информации, новых знаний и действий.

Таким образом, компетентность студента как будущего специалиста формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Обучение студентов ориентируется на разрешение различных проблемных ситуаций. Совместная деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных качеств, необходимых современному специалисту.

Литература

1. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. -М., 2009.

2. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов профессионального образования. - М., 2004.

3. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать ком-петентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - М., 2007.

4. Ахияров К.Ш., Хамитов Э.Ш. К вопросу о многомерности структуры компетентности современного специалиста и об особенностях его образования // Этнодидактика народов России: многомерные профессиональные компетенции: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. -Нижнекамск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.