Научная статья на тему 'О КОМИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

О КОМИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сраубаев Ермек Ныгметович

Статья посвящена основным принципам работы Комитета Республики Казахстан по защите прав потребителей, его задачам, функциям для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сраубаев Ермек Ныгметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON KAZAKHSTAN REPUBLIC COMMITTEE ON CONSUMERS RIGHTS PROTECTION IN INDUSTRIAL HYGIENE AND OCCUPATIONAL DISEASES

The article covers major principles of activities performed by Kazakhstan Republic Committee on Consumers Rights Protection, its objectives, functions to achieve sanitary and epidemiologic well-being of the population.

Текст научной работы на тему «О КОМИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 3

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2015

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 65.012.51-052-054.5-056.22

Е.Н. Сраубаев

О КОМИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Карагандинский государственный медицинский университет, д. 40, ул. Гоголя, Караганда 100008, Казахстан

Статья посвящена основным принципам работы Комитета Республики Казахстан по защите прав потребителей, его задачам, функциям для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ключевые слова: права потребителей, благополучие населения, здоровье граждан.

Sraubayev E.N. On Kazakhstan Republic Committee on Consumers Rights Protection in industrial hygiene and occupational diseases

Karaganda State Medical University,40, Gogol str.,Karaganda 100008, Kazakhstan

The article covers major principles of activities performed by Kazakhstan Republic Committee on Consumers Rights Protection, its objectives, functions to achieve sanitary and epidemiologic well-being of the population. Key words: consumers rights, well-being of population, public health.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 г. № 1538 произошло упразднение Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан с передачей имущества Агентству Республики Казахстан по защите прав потребителей (далее — Агентство) [1].

В августе 2014 г. Агентство переименовано в Комитет Республики Казахстан по защите прав потребителей в составе Министерства экономики РК и является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и регулирование в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль и надзор за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации (далее — регулируемая сфера), а также межотраслевую координацию, стратегические, регулятивные, контрольно-надзорные, реализационные и разрешительные функции.

Постановлением Правительства РК Алиакпар Ма-тишев назначен председателем Комитета РК по защите

прав потребителей; Главным Государственым санитарным врачом и заместитем преседателя комитета назначен Жандарбек Бекшин.[2,3]

Миссия, основные задачи, функции, права и обязанности Комитета Республики Казахстан по защите прав потребителей: обеспечение защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Задачи:

1) обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) осуществление иных задач, возложенных на Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей, в пределах своей компетенции.

Москва

© Медицина труда и промышленная экология, 2015

Функции:

1) внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) формирование государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) взаимодействие с государственными органами, с физическими и юридическими лицами, неправительственными организациями, общественными объединениями потребителей по вопросам в регулируемой сфере;

4) введение ограничительных мер, в том числе карантина, с особыми условиями хозяйственной и (или) иной деятельности и жизни населения;

5) выдача на основании результатов проверки (иных форм контроля и санитарно-эпидемиологической экспертизы) санитарно-эпидемиологических заключений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) запрещение ввоза, производства, применения и реализации на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, в предпринимательской и (или) иной деятельности в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;

7) запрещение производства, применения и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария, в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;

8) запрещение реализации не йодированной соли, за исключением случаев, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан;

9) приостановление деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

10) обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в пределах своей компетенции;

11) обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

12) обеспечение реализации государственных и иных программ и проектов, стратегических планов в регулируемой сфере;

13) обеспечение национальной безопасности в пределах своей компетенции;

14) обеспечение безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации;

15) организация и проведение в пределах своей компетенции санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при пищевых от-

равлениях, инфекционных, паразитарных и других заболеваниях;

16) организация и проведение мероприятий по санитарной охране территории республики от заноса и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний;

17) организация и проведение повышения квалификации и переподготовки кадров в регулируемой сфере;

18) проведение исследований и испытаний в пределах своей компетенции;

19) организация и проведение санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей Таможенного союза, за исключением автомобильных пунктов пропуска, санитарно-карантин-ного контроля за пассажирами, экипажами, поездными бригадами, транспортными средствами, грузами, представляющими опасность для здоровья населения, в целях недопущения завоза и распространения на соответствующей территории инфекционных, паразитарных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья человека веществ и продукции;

20) проведение проверок транспортных средств, применяемых для перевозки пассажиров, пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды, радиоактивных, опасных, химических и токсических веществ, условий перевозки пассажиров и грузов;

21) проведение мониторинга и анализа деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей и внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по совершенствованию деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей;

22) проведение межотраслевой координации государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

23) осуществление в пределах своей компетенции деятельности, связанной с выдачей лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию, и обеспечение государственного контроля за соблюдением лицензиатами законодательства Республики Казахстан;

24) осуществление государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции на территории государства в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

25) осуществление государственной регистрации, перерегистрации и отзыва решения о государственной регистрации продуктов детского питания, пищевых и биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, красителей, средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, материалов и изделий, контактирующих с водой и продуктами питания, химических веществ, отдельных видов продукции

и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека;

26) осуществление контроля за проведением профилактических прививок населению;

27) осуществление контроля над внедрением и применением в практике средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации и биологически активных добавок к пище;

28) осуществление контроля и надзора за выполнением требований законодательства Республики Казахстан о профилактике йододефицитных заболеваний;

29) проведение санитарно-эпидемиологического мониторинга за состоянием здоровья населения и окружающей среды с формированием соответствующего банка данных, ведение учета и статистики;

30) проведение эпидемиологического контроля за инфекционными заболеваниями;

31) осуществление функций органа государственного управления подведомственных предприятий в сфере своей деятельности;

32) осуществление контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации;

33) осуществление контроля за рекламой биологически активных добавок к пище;

34) принятие мер по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в регулируемой сфере;

35) разработка и согласование в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в регулируемой сфере;

36) разработка форм ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска и полугодовых планов проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре»;

37) рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении административных взысканий в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

38) рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

39) согласование импорта рентгеновского оборудования, приборов и оборудования с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

40) согласование импорта (экспорта) ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;

41) принятие актов об установленных нарушениях требований законодательства Республики Казахстан;

42) для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы запрос материалов, необходимых для изучения оценки влияния объекта экспертизы на окру-

жающую среду и здоровье населения, а также снятие проб и отбор образцов продукции в количествах, достаточных и не превышающих необходимых объемов для ее проведения, без компенсации стоимости этой продукции;

43) проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов;

44) внесение предложений по разработке концепций, стратегий, планов развития, государственных и иных программ в регулируемой сфере;

45) внесение предложений об отмене, изменении принятых государственными органами актов, нарушающих законодательство Республики Казахстан в регулируемой сфере, а также приведении их в соответствие с законодательством Республики Казахстан;

46) выдача предписаний об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

47) вызов в органы по защите прав потребителей физических, должностных, юридических лиц для рассмотрения фактов нарушения законодательства Республики Казахстан в пределах своей компетенции;

48) приостановление или запрещение применения продуктов детского питания, пищевых и биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, материалов и изделий, контактирующих с водой и продуктами питания, химических веществ, отдельных видов продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека;

49) направление лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными на медицинское обследование с отстранением их от работы до получения результатов лабораторного обследования;

50) направление по показаниям на госпитализацию лиц, являющихся источниками инфекционных и паразитарных заболеваний;

51) оказание государственных услуг в регулируемой сфере;

52) определение территории или ее части, свободной от заболеваний или с низким уровнем распространенности заболеваний;

53) определение приоритетных направлений деятельности и обязательных объемов работ (услуг) подведомственных Агентству Республики Казахстан по защите прав потребителей государственных предприятий, финансируемых из бюджета;

54) осуществление государственных закупок товаров, работ и услуг;

55) осуществление контроля в регулируемой сфере в форме проверки и иных формах контроля в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

56) осуществление радиационного контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Казахстан;

57) принятие постановлений о временном отстранении от работы лиц, относящихся к декретированным группам населения, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, а также своевременно не прошедших обязательные медицинские осмотры;

58) приостановление до устранения нарушений нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов отдельных видов работ, эксплуатации действующих, строящихся или реконструируемых объектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

59) проведение квалификационных экзаменов для специалистов санитарно-эпидемиологического профиля с присвоением квалификационных категорий;

60) проведение расследований нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

61) рассмотрение, согласование и утверждение планов развития подведомственных республиканских государственных предприятий и отчетов по их исполнению в случаях, предусмотренных законодательством;

62) требование проведения обязательной вакцинации населения, профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции и дератизации в помещениях и на транспортных средствах, территориях, в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний;

63) установление ограничительных мероприятий, в том числе карантина на отдельных объектах, в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;

64) установление и изменение размера санитарно-защитных зон;

65) участие в государственной экспертизе проектов в пределах своей компетенции;

66) участие в организации и проведении республиканских и региональных семинаров, научно-практических конференций по вопросам в регулируемой сфере, планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского учета и государственных закупок;

67) ведение регистра потенциально опасных химических, биологических веществ, запрещенных к применению в Республике Казахстан;

68) согласование в пределах компетенции проектов государственных и международных стандартов на продукцию, товары, процессы, услуги, нормы проектирования;

69) признание санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий других стран эквивалентными, если эти мероприятия обеспечивают надлежащий уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Казахстан.

Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем, среди которых большое значение имеет подготовка гигиенистов и эпидемиологов для органов Комитета.

К сожалению, в 2014 г. МОН РК было выделено на медико-профилактический факультет всего 67 грантов. В настоящее время назрела необходимость создания единого факультета на базе одного из вузов Казахстана, где имеется современная материально-техническая база и высококвалифицированный научно-педагогический потенциал.

Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний остался в структуре МЗ и СРРК, который является важнейшим подразделением Комитета по условиям труда и здоровья работающего населения РК для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В Послании Президента РК в комплексе государственных мер Правительства обозначено к 2020 г. понизить общую смертность населения на 30%. В структуре общей смертности важное место занимают показатели смертности, относящиеся к категории предотвратимых, в том числе и от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В настоящее время сохранение трудовых ресурсов и здоровья работающего населения Республики Казахстан должно рассматриваться как приоритет государственной социальной политики страны. В августе 2006 г. ВОЗ разработала проект «Глобального плана действия по здоровью работающих на 2008-2017 гг.», который рассмотрен Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2014 г. и рекомендован для разработки и создания национальных программ и систем медицины труда.

Заключение. Здоровье работающего населения Республики Казахстан — это стратегический потенциал, фактор национальной безопасности, стабильности и благополучия нашей страны. А это обусловливает целесообразность признания в качестве одного из приоритетов развития страны на предстоящие годы таких проектов, как «Здоровье работающих и безопасный труд», разработанных в рамках Таможенного Союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Республики Казахстан «О создании Агенства по защите прав потребителей в РК» от 31.12.2013 г.

2. Указ Президента Республики Казахстан «Об Агенстве РК по защите прав потребителей» от 13.11.2013 г.

3. Указ Президента Республики Казахстан «О Комитете по защите прав потребителей» от 14. 08.2014 г. за № 933

REFERENCES

1. Resolution of Kazakhstan Republic Government «On establishment of Agency on Consumers Rights protection in Kazakhstan Republic» on 31/12/2013

2. Decree of Kazakhstan Republic President «On Agency on Consumers Rights protection in Kazakhstan Republic» on 13/11/2013

3. Decree N 933 of Kazakhstan Republic President «On Committee on Consumers Rights protection» on 14/08/2014

Поступила 29.01.2015

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сраубаев Ермек Ныгметович;

зав. каф. гигиены труда, проф. заболеваний, гигиены детей и подростков, д-р мед. наук, проф. E-mail: sraubayev@ yandex.ru.

УДК 613.633:577.1

Ш.С. Койгельдинова1, С.А. Ибраев1, А.К. Касымова2

СОСТОЯНИЕ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ У РАБОЧИХ ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

'Карагандинский государственный медицинский университет, дом 40, ул. Гоголя, Караганда 100008, Казахстан 2Городская поликлиника №8, дом 4/1, ул. Сембинова, Астана 010005, Казахстан

С целью изучения влияния пыли хризотил-асбеста на организм рабочих асбестового производства в зависимости от стажа работы проведено биохимическое исследование перекисного окисления липидов крови у рабочих горнотранспортного предприятия и обогатительного комплекса. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у рабочих горнотранспортного предприятия и обогатительного комплекса с увеличением стажа работы наблюдается усиление активности перекисного окисления липидов, более выраженное у рабочих обогатительного комплекса.

Ключевые слова: хризотил-асбест, горнотранспортное предприятие, обогатительный комплекс, перекисное окисление липидов, стаж работы.

Sh.S. Koigel'dinova1, S.A. Ibraev1, A.K. Kasymova2. State of lipid peroxidation in workers engaged into chrysotile-asbestos production

1Karaganda State Medical University, 40, Gogol str., Karaganda 100008, Kazakhstan

2City clinic №8, 4/1, Sembinov str., Astana 010005, Kazakhstan

To study influence of chrysotile-asbestos dust on health of asbestos production workers, the authors conducted biochemical study of serum lipids peroxidation in workers of mining transport enterprise and ore-dressing complex, in accordance with length of service. According to comparative analysis of the resuts obtained, the workers of mining transport enterprise and ore-dressing complex demonstrate more active lipid peroxidation with longer length of service, more pronounced in ore-dressing complex workers.

Key words: chrysotile-asbestos, mining transport enterprise, ore-dressing complex, lipid peroxidation, length of service.

В структуре профессиональных заболеваний в Республике Казахстан ведущее место занимают заболевания от воздействия промышленных аэрозолей (36%) и заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных систем[1].

По данным Федеральной службы Роспотребнадзо-ра удельный вес заболеваний, вызванных воздействием промышленных аэрозолей, составляет четверть всей профессиональной патологии [13].

Не является исключением асбестовое производство. На одном из крупнейших предприятий Дже-тыгаринского месторождения хризотил-асбеста АО «Костанайские минералы» заболевания органов ды-

хания в 2003 г. составили 52,2%, в 2004 г. — 51% и в 2005 г. — 58,4% [6]. Таким образом, пылевая патология продолжает сохранять одно из лидирующих мест в структуре профессиональных заболеваний и наносить существенный экономический ущерб.

В настоящее время Хризотиловая ассоциация (объединившая предприятия и организации стран СНГ), вошедшая в состав Международной асбестовой ассоциации, ставит задачи разработать и реализовать национальные программы по дальнейшим исследованиям для более полного понимания молекулярных и клеточных механизмов воздействия пыли хризотил-асбеста в условиях производства [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.