Научная статья на тему 'О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И КАЧЕСТВЕННОМ СОСТАВЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛМЫКИИ И ЧЕЧНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ'

О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И КАЧЕСТВЕННОМ СОСТАВЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛМЫКИИ И ЧЕЧНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / КАЛМЫКИЯ / ЧЕЧНЯ / SOVIET STATE / KOMSOMOL / YOUTH / CULTURAL REVOLUTION / STATISTICAL SURVEY / KALMYKIA / CHECHNYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оконов Баатр Андреевич

Целью данной статьи является обобщение итогов статистических обследований комсомольских организаций национальных автономных областей юга России - Калмыкии и Чечни. Эти статистические обследования областных комсомольских организаций были проведены в конце 1920-х гг., при переходе к новому территориально-административному делению Советской России. Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы этих статистических обследований, которые проводились по решению Центрального Комитета ВЛКСМ. Материалы статистических обследований показали, что комсомольские организации Калмыцкой автономной области и Чеченской автономной области способствовали успешному решению задач культурного строительства в своих областях. В то же время активная работа областных комсомольских организаций по увеличению количества членов комсомольских организаций часто выливалась в приписки, появление «мертвых душ» и «переростков». Отчеты о результатах работы обкомов ВЛКСМ по улучшению качественных показателей состава комсомольских организаций также далеко не всегда соответствовали действительности. Несмотря на проделанную работу по ликвидации неграмотности населения и направлению молодежи на учебу в различные учебные заведения, большинство молодежи этих двух автономных областей все еще оставалось малограмотными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUANTITATIVE AND QUALITATIVE COMPOSITION OF KOMSOMOL ORGANIZATIONS IN KALMYKIA AND CHECHNYA IN THE SECOND HALF OF THE 1920S

The article aims to summarize the results of the statistical surveys of Komsomol organizations in national autonomous regions in southern Russia, Kalmykia and Chechnya. These statistical surveys were conducted in the late 1920s, as Soviet Russia started its transition to a new territory-administrative division. The article is based on unpublished documents about these statistical surveys which were conducted following the decision of the Central Committee of VLKSM (All-Russian Leninist Communist Youth Union). The statistical data indicate that Komsomol organizations in Kalmyk and Chechen autonomous regions helped to successfully solve problems of cultural construction in their regions. At the same time the active work of the regional Komsomol organizations striving to increase the Komsomol membership resulted in false inflated figures, “dead souls” and “overgrowns”. The reports on the performance results of regional VLKSM committees concerning the improvement of the qualitative composition of Komsomol organizations did not always reflect the reality either. Despite the work being done to do away with the illiteracy of the population and sending the youth to various educational institutions, the majority of youth in the two regions still remained illiterate.

Текст научной работы на тему «О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И КАЧЕСТВЕННОМ СОСТАВЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛМЫКИИ И ЧЕЧНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ»

Б.А. Оконов

О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И КАЧЕСТВЕННОМ СОСТАВЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЛМЫКИИ И ЧЕЧНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ

B.A. Okonov

On the Quantitative and Qualitative Composition of Komsomol Organizations in Kalmykia and Chechnya in the Second Half of the 1920s

Возникновение и создание организаций Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) в национальных автономиях юга России проходило в тяжелых условиях Гражданской войны, послевоенной хозяйственной разрухи и голода1. Несмотря на это, как и повсюду на территории Советской России, шел процесс становления комсомольских организациях в автономных областях юга России.

Партия большевиков активно формировала свой «боевой резерв», который должен был воспитывать молодежь в коммунистическом духе и решать проблемы молодежной среды: бороться неграмотностью молодежи, заниматься ее политическим просвещением, организовывать досуг молодежи, заниматься профилактикой преступности в молодежной среде. Областные, городские и районные организации Комсомола активно привлекали молодежь в ряды союза, создавали комсомольские ячейки и направляли их деятельность. В 1920-е гг. были выработаны формы и методы партийного руководства комсомольскими организациями всех уровней, усовершенствована организационная структура комсомольских организаций. В частности, создание и укрепление комсомольских организаций национальных автономных областей должно было способствовать решению многообразных задач, оставленных перед Комсомолом, на их территории.

В статье некоторые аспекты количественного и качественного роста областных комсомольских организаций рассматриваются на примере двух разных автономных областей - Калмыкии и Чечни.

Документы о деятельности Калмыцкой областной комсомольской организации хранятся в Национальном архиве Республики Калмыкия. Среди них сохранилась справка «Состояние Калмыцкой областной организации ВЛКСМ и задачи обследования (по материалам информационного отдела ЦК ВЛКСМ)» и доклад «Об итогах обследования организации ВЛКСМ Калмыцкой области». Документы о деятельности Чеченской областной комсомольской организации хранятся в Центре документации новейшей истории Ростовской об-

ласти. Среди них сохранилась докладная записка «об обследовании Чеченской областной комсомольской организации».

В этих документах подробным образом отражены результаты обследования количественного и качественного состава этих двух областных комсомольских организаций в 1928-1929 гг. Именно эти документы послужили основным источником для написания настоящей статьи.

* * *

С самого начала формирования комсомольских организаций одним из важнейших показателей их успешной работы, с точки зрения партии большевиков, являлось увеличение количества членов РКСМ.

Еще в 1921 г. для вовлечения молодежи в свои ряды РКСМ провел в Калмыкии «Зимнюю кампанию» и «Неделю красной молодежи». Центральный Комитет РКСМ учитывал, что в весенне-летний период вся молодежь находилась на сельскохозяйственных работах на полях и в степи и только зимой возвращалась в аулы и хотоны. Сведения о количестве членов союза были обязательным условием оценки эффективности работы областных комитетов РКСМ. При обкомах были созданы Информационно-статистические отделы, которые регулярно фиксировали количество членов и отправляли данные в ЦК РКСМ. Работа областных комсомольских организаций по принятию рабочей и крестьянской молодежи в Комсомол, как правило, проходила в обстановке жесткой требовательности со стороны ЦК РКСМ. В результате в 1920-е гг. происходил неуклонный рост членов РКСМ (РЛКСМ). На момент образования организации в ней было 22 100 членов организации, а в 1923 г. - 284 5442.

В Калмыцкой автономной области в 1925 г. было 87 ячеек ВЛКСМ, в которой находилось 2 638 человек (2 551 член и 87 кандидатов)3. По материалам Информационного отдела ЦК РЛКСМ на 1 января 1926 г., Калмыцкая областная организация насчитывала 3 093 члена и 79 кандидатов, объединенных в 97 ячеек, а на 1 апреля 1928 г. - 4 308 членов и 60 кандидатов, объединенных в 137 ячеек4.

В составе Чеченской областной организации РЛКСМ в 1925 г. было 54 ячейки, и в них состояло 1 738 человек (1 720 членов и 18 кандидатов)5. К 1 января 1928 г. в ней было уже восемь окружных комитетов, 120 ячеек, в которых состояло 4 723 человека6.

Таким образом, количественный рост членов калмыцкой и чеченской организаций шел быстро, и работа обоих обкомов РЛКСМ по этому направлению в статистических отчетах выглядела успешной.

Однако ЦК РЛКСМ стремился контролировать не только количественный, но и качественный рост состава комсомольских организаций в областях, требуя обращать главное внимание на рост процента

батрацкой и рабочей прослойки.

Такие национальные автономии, как степная Калмыкия и горская Чечня, имели свою специфику в экономическом и социальном отношениях, поэтому для определения и правильной классификации социального происхождения потребовалось разрабатывать специальные инструкции. Например, ЦК РЛКСМ рекомендовал во время обследования Калмыцкой областной организации использовать схему по определению социального состава членов Комсомола, разработанную по материалам обкома ВКП(б).

Согласно этой схеме, на территории Калмыкии были выделены три природно-хозяйственные зоны: земледельческая, скотоводческая и районы рыбных промыслов. И для каждой зоны были определены свои параметры.

Так, по инструкции, разработанной на основе этой схемы, к батракам относился человек, если в земледельческой зоне у него не имелось собственного посева, в скотоводческой зоне имелось до двух голов скота (в переводе на крупный рогатый скот) и отдающий свой труд на сторону, в районе рыбных промыслов имелось до двух голов скота, или уходящие на работу на рыбный промысел, или на пай к ловцу без сеток, или работа на морской лов.

К беднякам относили человека, у которого в земледельческой зоне был посев до шести десятин, либо до трех голов скота (в пересчете на крупный рогатый скот). В скотоводческой зоне бедняком считали человека, у которого было от 2 до 20 голов скота (в пересчете на крупный рогатый скот). В районе рыбных промыслов к беднякам относили хозяйства, имеющие на паях или самостоятельно речную или морскую бударку и свои сети (плавных 4 конца или ставных 20 концов) или участвующие на паях со своими сетями и морской бударкой и во всех случаях имеющие не более четырех голов скота. В середняки записывали человека, у которого в земледельческой зоне был посев от 6 до 18 десятин, либо до девяти голов скота (в пересчете на крупный рогатый скот). В скотоводческой зоне бедняком считали человека, у которого было от 20 до 40 голов скота (в пересчете на крупный рогатый) скот и который имел земли в перерасчете на 5 десятин одну голову крупного рогатого скота. В районе рыбных промыслов в виду сложности отделения друг от друга середняков с кулаками характеристики приведены не были.

Самой зажиточной группой в это время были кулаки. В земледельческой зоне человека, имеющего посев свыше 18 десятин и больше 9 голов скота (в пересчете на крупный рогатый скот) относили к кулакам. В скотоводческой зоне кулаком считался человек, имеющий свыше 40 голов скота и использующий, как правило, наемную силу. В районе рыбных промыслов для кулаков характеристики не были приведены7.

По данным Информационного отдела ЦК РЛКСМ (ВЛКСМ), в качественном составе Калмыцкой областной организации в 1926-

1928 гг. произошли следующие изменения. К 1 января 1926 г. в ее составе было 3 093 (из них рабочих - 1 317, крестьян - 1 565, ремесленников - 15, прочих - 196). К 1 января 1927 г. количество членов выросло до 3 338 (из них рабочих - 1 237, крестьян - 1 680, ремесленников - 11, прочих - 410). К 1 января 1928 г. количество членов выросло до 3 909 (из них рабочих - 1 462, крестьян - 2 028, ремесленников - 8, прочих - 411)8.

В Чеченской областной организации ВЛКСМ к 1 января 1928 г., как уже говорилось, состояло 4 723 человека. В ее состав областной входило 4 094 крестьянина (из них 3 233 бедняка и 861 середняк), 331 рабочий, 178 батраков, 119 ремесленников и 1 101 прочих 9.

С середины 1920-х гг. в СССР начались реформы административно-территориального деления. При проведении этих реформ на территории Советской России Чеченская автономная область в 1924 г. была включена в состав Северокавказского края, а четыре года спустя, в 1928 г., Калмыцкая автономная область была включена в состав Нижневолжского края.

После проведения в жизнь изменений в административно-территориальном делении юга России ЦК ВЛКСМ провел статистические обследования областных комсомольских организаций. В 1928 г. инструктор Северокавказского краевого комитета (крайкома) ВЛКСМ Сахаров провел обследование Чеченской областной организации ВЛКСМ10. В 1929 г. инструктор ЦК ВЛКСМ Кочурко провел обследование Калмыцкой областной организации ВЛКСМ11.

Схема обследования организации инструктором Северокавказского крайкома ВЛКСМ Сахарова включала в себя следующие пункты: 1) участие организации в проводимых кампаниях; 2) участие в кампаниях батрацко-бедняцкой и середняцкой молодежи; 3) общесоюзная работа; 4) работа по кооперированию, коллективизации сельского хозяйства; 5) работа в различных общественных и советских организациях.

Задачи обследования Калмыцкой областной организации ВЛКСМ были поставлены, исходя из результатов анализа статистических материалов Политотдела ЦК ВЛКСМ, проведенного информатором ЦК Гусевым12. В соответствии с ними инструктор ЦК Кочурко изучал следующие вопросы: 1) работа на хозяйственном и идеологическом фронте; 2) рост организации и классовое оформление; 3) работа по советскому строительству; 4) работа среди батрачества и бедноты; 5) работа на рыбных промыслах; 6) культурно-бытовая работа комсомола; 7) участие в хозяйственном строительстве и образование крестьянской молодежи; 8) партийное ядро и руководство.

Обследовав Чеченскую областную организацию ВЛКСМ, инструктор Северокавказского крайкома ВЛКСМ Сахаров отметил, что имеющиеся в обкоме цифры не соответствуют реальному состоянию дел. По его приблизительному подсчету, в организации числилось от 31 % до 45 % «мертвых душ» и от 35 до 40 % «пере-

ростков»13.

Характеризуя на момент обследования положение Калмыкии, инструктор Кочурко подчеркнул, что «автономная область представляет собой страну с патриархально-бытовым укладом хозяйства, не видевшую современной техники, с неграмотным, некультурным населением». Далее он пишет: «В области имеется совершенно недостаточное количество национальных культурных сил, особенно из пролетарской среды, в среде имеющихся кадров насчитывается значительное количество людей с темным прошлым (служба у белых, эмиграция и прочее). Так что в связи с тем, что территория области продолжительное время была у белых, имевших сильную поддержку зайсангов-кулаков, и до последнего времени продолжали оперировать остатки уголовных банд, чем в известной мере обуславливается слабость работы советского и других аппаратов. Кулаки, зайсанги, помещики, пользуясь своей грамотностью, влиянием на население, в частности из-за родовых отношений, пролезли в указанные аппараты и через них проводят идеологически чуждое влияние на население и, частью, на комсомол. Плюс к перечисленным условиям - отсутствие кадров промышленного пролетариата, сравнительная слабость организации ВЛКСМ, недостаточная обеспеченность кадрами подготовленных руководителей создают для комсомола значительные трудности в работе и несомненно влияют на ход развития всей системы комсомольского движения»14.

Количественный рост организации признавался удовлетворительным, но вместе с тем Кочурко отметил, что к цифрам областной комсомольской статистики необходимо относиться критически, так как выборочное обследование социального состава ряда ячеек по разным уездам в области показало довольно значительное количество случаев неправильного определения социального положения вступающих в Комсомол. Так, по данным Информационного отдела ЦК ВЛКСМ, в Элисте среди комсомольцев числилось рабочих 5-7,6 %, батраков 16-24,3 %, бедняков 33-51 %, служащих 12-18,1 %, середняков - 0. Однако данные проверки, показали что, рабочих в действительности было 4-5,3 %, батраков 7-9,3 %, бедняков 28-36,5 %, служащих 34-45,1 %, середняков 2-3,8 %15.

Всего, по данным Информационного отдела ЦК ВЛКСМ, в улусах числилось 111 членов ВЛКСМ, из них батраков - 21, бедняков - 76, середняков - 9, служащих - 5. По данным же проверки общее количество составило 90 членов, из них батраков - 14, бедняков -43, середняков - 26, служащих - 7, рабочих - 016.

Таким образом, выборочное статистическое исследование показало, что количество рабочих и батраков в Калмыцкой областной организации ВЛКСМ заметно преувеличивалось областным комитетом в его отчетах, а количество служащих среди комсомольцев было приуменьшено в два-три раза. В некоторых промысловых ячейках вообще не было учета социального состава комсомольцев,

а в других ячейках рабочими числились середняки или бедняки, которые сезонно шли подработать на промыслах только одну-две путины. По мнению инструктора Кочурко, цифры, показывающие прослойку (около 19 %) промысловой рабочей молодежи, не соответствовали действительному положению дел: такой молодежи в областной комсомольской организации было значительно меньше. Все это дало инструктору Кочурко основание утверждать, что социальный состав организации не соответствует официальной статистике, а в случае всеобщей проверки состава всей организации произойдет ухудшение рабочей и батрацкой прослойки на 30 и более процентов. Помимо этого в областной организации присутствовало большое количество так называемых «чуждых элементов» (кулаков, зайсангов и т.п.), а «проведенную аппаратным путем чистку» состава рганизации, в результате который было исключено 22 человека, Кочурко посчитал «частичной»17.

Одним из важнейших направлений комсомольских организаций явилось обеспечение участия молодежи в сельскохозяйственных кампаниях.

В Чечне хлебозаготовительная кампания была проведена в плоскостных округах. На работы был мобилизован весь окружной и областной актив. Во всех ячейках был обсужден вопрос о хлебозаготовках и выявлении скрытых излишков. В большинстве случаев помогали отдельные комсомольцы. Так, секретарь ячейки Нижний Наур сообщил, что у его родственников имеются излишки зерна. В Надтеречном округе комсомольцы для оказания помощи Комитетам крестьянской общественной взаимопомощи засеяли нутом 23 десятины. Однако этот почин не был распространен на другие округа18.

Перед Калмыкией были поставлены следующие задачи в сельском хозяйстве: развитие скотоводства, главным образом племенного скота, кооперирование скотоводческих хозяйств и создание артелей; развитие молочных хозяйств («в настоящее время до 4 миллионов ведер молока уходит на создание молочной водки - арьки»); увеличение кормовой площади; засев песчаного овса, задерживающего распространение песка; улучшение техники землепользования; «обоседление» той части населения, которая еще продолжала кочевать. Однако, как отметил в своем докладе инструктор Кочурко, эти задачи конкретного практического отражения в работе комсомольской организации так и не нашли. Хотя и были отдельные инициативы комсомольских ячеек по коллективизации, сенозаготовкам и кооперации, но широкого распространения они не получили19.

Другим важнейшим направлением работы Комсомола в национальных областях юга России была ликвидация безграмотности в молодежной среде и получение молодыми людьми начального, среднего и высшего образования. В ходе статистических обследований показатели работы областных комсомольских организаций изучались проверяющими в первую очередь.

Инструктор Сахаров в своем отчете отметил, что молодежь Чеченской областной организации ВЛКСМ в большинстве своем является малограмотной, и рекомендовал чаще привлекать комсомольцев в школы. Вместе с тем оказалась слабой подготовленность и актива ячеек, работа с которым не проводилась вовсе.

По оценке инструктора, среди актива комсомольских ячеек наблюдался ряд негативных моментов. В них процветали склоки, складывались группировки, преимущественно на почве тейповой принадлежности и противоречий между тейпами. Так, в ауле Элистанжи в составе сельского Совета из четырех комсомольцев трое принадлежали к крупнейшим тейпам аула. Усилиями этих трех комсомольцев, на почве тейповой вражды, четвертый комсомолец постепенно был отстранен от работы в сельсовете и позднее исключен из Комсомола. В ауле Гардали секретарь ячейки, пользуясь служебным положением, в комсомольскую ячейку принимал юношей только из своего тейпа. Кроме того, являясь председателем сельского Совета, он делал родственникам поблажки и устанавливал для них различные льготы20.

Избы-читальни в большинстве случаев были укомплектованы избачами-комсомольцами, но их работа была слабой, так как ячейки за редким исключением помощь им не оказывали21.

Схожие черты были отмечены и в результате обследования, проведенного в Калмыкии. Инструктор Кочурко, характеризуя положение области на момент обследования, писал, что неграмотность среди мужчин-калмыков достигает 90,41 %, а среди женщин-калмычек - 97,13 %. В связи с сохранением традиционного уклада хозяйства и культуры в среде населения родовые отношения, по его оценке, во многом превалировали над классовыми отношениями, продолжал существовать такой пережиток, как «улусизм». Кочурко определял термин «улусизм» как родовую вражду («родовизм»), проявляющуюся в защите интересов своего улуса22.

Неграмотность и малограмотность молодежи крайне затрудняла деятельность партии большевиков и Комсомола по внедрению в жизнь степных и горских народов нового образа жизни и нового быта. И на это проверяющие обратили особое внимание.

Как писал Кочурко, «в связи с тем, что население Калмыцкой области чрезвычайно неграмотно, имеют довольно большое распространение социальные и эпидемические болезни». И далее он подробно освещает эти болезни: «Существующая сеть лечебных заведений при разбросанности населения далеко не достаточна, вследствие чего калмыки прибегают при заболевании к помощи знахарей, эмчеев [Врачей. - Б.О. ] и прочих, которые калечат, пользуясь темнотой, религиозностью, обдирают их. Общая некультурность населения вместе с полнейшим отсутствием какой-либо гигиены, освещения, хорошей пищи и алкоголизмом - способствуют распространению указанных болезней. Кроме того, при таком положении

кибитка в виду отсутствия водопровода, канализации, вентиляции является прямым очагом антисанитарии. Положение женщины еще по существу бесправно. Ношение камзола способствует большему вырождению женского населения, еще имеется в наличии взятие калыма при выходе замуж и прочее. При таком положении вещей борьба за грамотность населения, за новый быт, санитарию и гигиену - вообще за культуру является одной из основных задач комсомольской организации. До сего времени организация еще непосредственно практически не подошла к разрешению этой задачи, вопросы ликвидации неграмотности, особенно среди батрацкой молодежи и работающей на рыбных промыслах, совершенно недостаточно заострены (в этом деле слабо организовано общественное мнение, недостаточное привлечение средств, в частности через «Общество Долой неграмотность», которое почти не работает), в существующих ячейках ликбеза практической работы совершенно недостаточно, руководство школьной сетью 1-й и особенно 2-й ступени со стороны комсомола - неудовлетворительно. В области отсутствуют какие-либо курсы по подготовке батраков, бедняков в учебные заведения, в частности, в средние и высшие. На местах были заявления, куда выдвигать батрака, он неграмотный, некультурный, только будет подрывать авторитет комсомола. В высшие учебные заведения попали кулаки, зажиточные (в Ленинградский Институт востоковедения попал кулак Онкоров, в Новочеркасский политехникум кулак Шарманджиев и др.»23

Похожая ситуация наблюдалась и в Чечне. Инструктор Сахаров писал в своем отчете: «Бытовыми вопросами организация не занималась. Калым существует везде и, особенно, в горской части. Случаи дачи калыма комсомольцами часты. Организация этим вопросом не занималась. Даже более, "секретарь областкома весною женился, внес под видом подарка родителям невесты разных вещей на сумму до 300 рублей, мы об этом заявляли, результатов никаких нет" (заявление группы курсантов учебного городка). Практикующиеся по аулам комсомольские вечера ничем не отличаются от простых посиделок.

Несмотря на то, что число подъячеек девушек выросло за год с 6 до 11, никакой работы среди них нет, и большинство подъячеек существует на бумаге, и в течение 6-7 месяцев ничего не делалось.

Решение Областной конференции о том, что комсомольский актив вовлекал в организацию девушек-родственников, при существующих взглядах в организации на девушку нежизненно. Отношение к девушкам со стороны комсомольцев актива - безобразно: "на нас смеются, нас не привлекают ни к какой работе" (ячейка Бардой, Нижний Наур, Самашки). На отдельные случаи антиобщественного отношения к девушкам (инструктор Областкома Дудаев принуждает к сожительству комсомолку, угрожая в противном случав выжить из организации и из Чечни, и когда комсомолка подала заявление в пар-

торганизацию об этом, то члены окружкома ходили и уговаривали ее взять заявление обратно) Обком не реагировал и серьезно вопросами работы среди девушек не занимался.

Влияние мулл до сих пор непоколебимо. Случаи отправления комсомольцами религиозных обрядов еще часты. Во всех горных аулах, в большинстве плоскостных существуют арабские школы; за-кьят собирается повсеместно. Никакой антирелигиозной работы не

ведется»24.

Как и в мусульманской Чечне, так и в буддийской Калмыкии областные комсомольские организации старались наладить антирелигиозную агитацию, однако без заметного успеха.

В 1926 г. в Калмыкии были созданы четыре кружка «Союза безбожников», которым ставилась задача совместно с комсомольскими и партийными органами организовывать доклады, проводить мероприятия, осуществлять сбор материалов о религиозности населения на местах. Несмотря на проводимую антирелигиозную работу, как заключил инструктор Кочурко, гелюнги имеют среди населения значительное влияние, в частности из-за родовых отношений. «В последнее время они всячески стараются усилить свое влияние путем устройством скачек, соревнований по народной борьбе с выдачей призов, пожертвования денег на строительство. Также духовенство активно выступают в качестве посредников или подрядчиков в строительстве, докторов тибетской медицины. Калмыцкая молодежь довольно охотно идет в манджики [Буддийские монахи. - Б.О.], активно осуществляет сбор денег на строительство хурулов. На религиозный праздник, где устраивались скачки, комсомольская ячейка Дальчинского аймака Харахусовского улуса уехала почти в полном составе, не проводя там никакой противоположной работы. В результате агитации гелюнга в Яндыках распался пионерский отряд. В ячейке Ленинского аймака, где помещается областной хурул и областная буддийская философская школа, за три года ни одного вопроса антирелигиозного характера не поднималось. Комсомольцы и живущие при храме манджики живут дружно, ходят друг к другу в гости. Общество "Безбожник" развито совершенно слабо, существующие ячейки почти не работают, нет комсомольского почина в развертывании вопросов естественно-научного характера»25.

Результаты обследования инструктора ЦК ВЛКСМ Кочурко были представлены в виде письменного доклада на IX Калмыцкой областной конференции ВЛКСМ, которая состоялась 25-26 августа 1928 г. в Элисте. Этот доклад вызвал оживленную дискуссию на съезде, по итогам которого было решено указанные недостатки ликвидировать26.

* * *

Таким образом, статистика по количественному и качественному

составу областных организаций национальных автономий юга России, регулярно отправляемая ими в краевые комитеты и ЦК ВЛКСМ, требует серьезной проверки и уточнения. Это диктуется тем обстоятельством, что активная работа по увеличению количества членов комсомольских организаций, проводимая по указаниям и под жестким давлением вышестоящих комитетов ВЛКСМ, а также областных комитетов партии большевиков, закономерно выливалась в приписки, появление «мертвых душ» и «переростков».

Отчеты о результатах работы обкомов ВЛКСМ по улучшению качественных показателей комсомольских организаций также далеко не всегда соответствовали действительности. Несмотря на проделанную работу по ликвидации неграмотности населения, большинство молодежи автономных областей все еще оставалось малограмотными.

Так в Комсомоле уже в первые годы его существования зарождалась бюрократическая практика приукрашенной отчетности.

Итоги работы Калмыцкого и Чеченского обкомов ВЛКСМ по результатам статистических обследований и проверок, проведенных ЦК ВЛКСМ, были признаны неудовлетворительными.

Примечания Notes

1 Очиров У.Б. Последствия Гражданской войны 1918 - 1920 гг. для экономики Калмыкии // Отечественная история. 2006. № 1. С.73-84; Оконов Б.А. Молодежные организации в России (1900 - 1920-е гг.) // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2009. Т. 1. № 1 (18). С. 135.

2 Бернстейн С. Воспитанные при Сталине: Комсомольцы и защита социализма. Москва, 2018.

3 Сборник статистических сведений о состоянии РЛКСМ и детдвиже-ния за период с 1 апреля 1924 г. по 1 октября 1925 г. Мосва, 1925. С. 5.

4 Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 2.

5 Сборник статистических сведений о состоянии РЛКСМ... С. 7.

6 Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИ РО). Ф. 171. Оп. 1. Д. 215. Л. 12.

7 НА РК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 5об.

8 Там же. Л. 2об.

9 ЦДНИ РО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 215. Л. 12.

10 Там же. Л. 1-13.

11 НА РК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 14. Л. 24-37.

12 НА РК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 2.

13 ЦДНИ РО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 215. Л. 2.

14 НА РК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 24.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 ЦДНИ РО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 215. Л. 8.

19 НАРК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 24.

20 ЦДНИ РО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 215. Л. 6.

21 Там же.

22 НА РК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 24.

23 Там же. Л. 36.

24 ЦДНИ РО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 215. Л. 10.

25 НАРК. Ф. П-22. Оп. 1. Д. 13. Л. 24

26 Оконов Б.А. Итоги IX областной конференции ВЛКСМ (25 - 26 августа 1928 г.) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2019. № 1. С. 129-156.

Автор, аннотация, ключевые слова

Оконов Баатр Андреевич - научный сотрудник, Калмыцкий научный центр, Российская академия наук (Элиста)

vostok80@mail.ru

Целью данной статьи является обобщение итогов статистических обследований комсомольских организаций национальных автономных областей юга России - Калмыкии и Чечни. Эти статистические обследования областных комсомольских организаций были проведены в конце 1920-х гг., при переходе к новому территориально-административному делению Советской России. Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы этих статистических обследований, которые проводились по решению Центрального Комитета ВЛКСМ.

Материалы статистических обследований показали, что комсомольские организации Калмыцкой автономной области и Чеченской автономной области способствовали успешному решению задач культурного строительства в своих областях. В то же время активная работа областных комсомольских организаций по увеличению количества членов комсомольских организаций часто выливалась в приписки, появление «мертвых душ» и «переростков». Отчеты о результатах работы обкомов ВЛКСМ по улучшению качественных показателей состава комсомольских организаций также далеко не всегда соответствовали действительности. Несмотря на проделанную работу по ликвидации неграмотности населения и направлению молодежи на учебу в различные учебные заведения, большинство молодежи этих двух автономных областей все еще оставалось малограмотными.

Советское государство, Комсомол, молодежь, культурная революция, статистическое обследование, Калмыкия, Чечня.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Ochirov, U.B. Posledstviya Grazhdanskoy voyny 1918 - 1920 godov dlya ekonomiki Kalmykii [The Consequences of the Civil War of 1918 - 1920 for the Economy of Kalmykia.]. Otechestvennaya istoriya, 2006, no. 1, pp. 7384. (In Russian).

2. Okonov, B.A. Molodezhnyye organizatsii v Rossii (1900 - 1920-e gg.) [Youth Organizations in Russia (1900 - 1920s).]. Vestnik Instituta komplek-snykh issledovaniy aridnykh territoriy, 2009, vol. 1, no. 1 (18), pp. 132-135. (In Russian)

3. Okonov, B.A. Itogi IX oblastnoy konferentsii VLKSM (25 - 26 avgusta 1928 g.) [Results of the 9th Komsomol Regional Conference, August 25 - 26, 1928).]. Byulleten Kalmytskogo nauchnogo tsentra RAN, 2019, no. 1, pp. 129156. (In Russian).

(Monographs)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bernstein, S. Vospitannyye pri Staline: Komsomoltsy i zashchita sotsial-izma [Raised under Stalin: Young Communists and the Defense of Socialism.]. Moscow, 2018, 302 p. (In Russian). = Bernstein, S. Raised under Stalin: Young Communists and the Defense of Socialism. Ithaca (NY); London: Cornell University Press, 2017, 254 p.

Author, Abstract, Key words

Baatr A. Okonov - Researcher, Kalmyk Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Elista, Republic of Kalmykia, Russia)

vostok80@mail.ru

The article aims to summarize the results of the statistical surveys of Komsomol organizations in national autonomous regions in southern Russia, Kalmykia and Chechnya. These statistical surveys were conducted in the late 1920s, as Soviet Russia started its transition to a new territory-administrative division. The article is based on unpublished documents about these statistical surveys which were conducted following the decision of the Central Committee of VLKSM (All-Russian Leninist Communist Youth Union).

The statistical data indicate that Komsomol organizations in Kalmyk and Chechen autonomous regions helped to successfully solve problems of cultural construction in their regions. At the same time the active work of the regional Komsomol organizations striving to increase the Komsomol membership resulted in false inflated figures, "dead souls" and "overgrowns". The reports on the performance results of regional VLKSM committees concerning the improvement of the qualitative composition of Komsomol organizations did not always reflect the reality either. Despite the work being done to do away with the illiteracy of the population and sending the youth to various educational institutions, the majority of youth in the two regions still remained illiterate.

Soviet state, Komsomol, youth, cultural revolution, statistical survey, Kalmykia, Chechnya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.