УДК 378
Синенко Василий Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель РФ, ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования,[email protected], Новосибирск
о ключевых факторах успешности системы повышения квалификации работников образования
Аннотация. Время неумолимо. Уже почти год нет Петра Вольдемаровича Лепина. Наверное, неверно говорить «нет». Он всё равно присутствует в нашем сознании, в наших воспоминаниях. Часто по роду своей деятельности мы с ним общались, обсуждая проблемы образования. Особенно важными для нас с ним были темы педагогического студенчества и учителей-практиков. Как они взаимосвязаны, чем отличаются? Как это учитывать при обучении как студентов, так и учителей, повышающих квалификацию? Являясь крупным учёным в системе образования, Пётр Вольдемарович был на высоком уровне толерантности руководителем, что делало беседы с ним свободными и содержательными. Одна из обсуждаемых нами тем публикуется ниже.
Ключевые слова: повышение квалификации, система, дополнительное профессиональное педагогическое образование
Sinenko Vasily Yakovlevich
Doctor ofpedagogical sciences, professor, corresponding member of the Russian academy of education, deserved teacher of the Russian Federation, rector of the Novosibirsk institute ofprofessional development and retraining of educators, [email protected], Novosibirsk
about key factors of success of system of professional development of educators
Abstract. Time is relentless. Nearly a year there is no Peter Voldemarovich Lepin. Probably, it is incorrect to speak "no". He all the same is present at our consciousness, at our memoirs. Often by the nature of the activity we communicated with him, discussing education problems. For us with him especially important were subjects of pedagogical students and experts - teachers How they are interconnected, and differ. How to consider it when training students and teachers increasing their qualification? Being the outstanding scientist in an education system, Peter Voldemarovich was the head of high level of tolerance and that made our conversations with him free and substantial. One of the most discussed theme by us is published below.
Keywords: professional development, system, additional professional pedagogical education.
Тот факт, что повышающего на курсах свою квалификацию учителя нежелательно ставить в условия «студент-преподаватель» известно всем, кто работает в системе дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО). Тем не менее, очень часто учитель, как и в бытность студентом, сдаёт зачёты и экзамены, выслушивает в такой же форме, как и для студента, критические замечания и т. д. Другими словами, принципы андрагогики не соблюдаются, да и тем, кто проводит занятие с учителями, эти принципы зачастую неведомы. А ведь именно их соблюдение, подчинение
системы повышения квалификации этим принципам позволяет обеспечить оптимальное, более комфортное с психологических позиций и более эффективное с позиций содержательно-технологических проживание учителя в системе роста своего профессионализма.
Важно хорошо представлять основные причины недостаточной эффективности роста профессионализма учителей-практиков.
Во-первых, слабое (даже бессистемное) управление совершенствованием профессионализма учителя в условиях образовательной организации (школы, колледжа).
Исследования показали, что в подавляющем большинстве случаев повышение квалификации учителя интересует только самого учителя.
Во-вторых, отсутствие чётких, современных государственных ориентиров по содержанию и уровням квалификации учителя. Сейчас обсуждаются проекты профессионального стандарта педагога, но пока он не принят в качестве национальной рамки квалификации.
В третьих, учителя весьма слабо представляют себе основное содержание, структуру, этапы системы самообразования. По существу, работники образования не владеют технологией проектной деятельности, а именно она лежит в основе работы учителя над своим профессионализмом.
Наконец, в-четвёртых, наблюдаются серьёзные проблемы с психолого-педагогической составляющей профессионализма учителя.
Очень часто психолого-педагогические представления игнорируются как учителем, так и руководством образовательной организации, да и, к сожалению, более высоким уровнем управления образованием. По-существу ключевые составляющие профессии учителя сведены к нулю. В связи с указанными причинами проблем в росте квалификации обозначаются ведущие принципы развития профессионализма учителя:
- положительная мотивация к росту профессионализма;
- опора на государственную рамку профессионального стандарта педагога;
- оптимальное сочетание личных профессиональных интересов в содержании роста профессионализма с интересами образовательной организации;
- педагогизация содержания роста профессионализма учителя;
- доминирование активности и самостоятельности учителя в работе над ростом своего профессионализма (к примеру, обеспечение проектной деятельности при совершенствовании профессионализма);
- непрерывность в работе над совершенствованием профессионализма;
- цикличность процесса работы учителя над ростом своего профессионализма.
Здесь следует пояснить принцип положительной мотивации учителя к росту его профессионализма. К положительной мо-
тивации мы относим увлечённость учительской профессией, любовь к детям, желание иметь высокий уровень результатов педагогической деятельности, высокий уровень трудовой дисциплины учителя (на основе самоконтроля). А вот повышение своей квалификации как ответ, как реакцию на авторитарный стиль руководства нельзя отнести к положительной мотивации. Так же, как единственный мотив - желание учителя заработать больше денег. Неплохо, что появилась возможность дифференцировать заработную плату учителя в зависимости от качества его работы, но это не должно быть самоцелью, основным мотивом его деятельности.
Указанные выше принципы требуют целый комплекс мероприятий для их реализации. Укажем на некоторые из них.
1. Переориентировать традиционное понимание системы повышения квалификации учителей:
а) курсы повышения квалификации -опорные точки, которые обеспечивают приобщение учителей к проектной интерактивной деятельности в работе над совершенствованием своей квалификации;
б) управленческая система образовательной организации уделяет достойное постоянное внимание профессиональному росту каждого учителя, придерживаясь циклической системы всей деятельности по повышению квалификации.
2. Каждая образовательная организация имеет программу профессионального роста учителя.
3. Среди всех направлений развития образования на уровне региона, муниципалитета, образовательной организации профессиональный рост учителей (да и всех работников образования) должен занимать приоритетное направление.
В наших ранее опубликованных работах [См., напр. 5] рассматривалась цикличность в системе повышения квалификации как трёхэтапный цикл. Здесь важно отметить, что отсутствие предкурсового (первого) этапа, в ходе которого учитель планирует свою работу (как проект) по росту профессионализма и внедренческого (третьего), в ходе которого идёт активное внедрение того, чему обучился учитель в ходе проектного повышения квалификации (на втором
36
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2013
этапе), обезличивает саму систему работы учителя над своим профессионализмом.
Важно отметить обеспечение комфортности учителя в ходе собственно курсовой подготовки в условиях ДППО. Речь, в первую очередь, идёт о психологической комфортности. Все условия, обеспечивающие психологическую комфортность учителя в процессе повышения квалификации, можно разделить на четыре блока: мотивацион-но-содержательные; личностно-професси-ональные и профессионально-групповые; технологические; системно-проектные.
К мотивационно-содержательным относятся следующие условия:
удовлетворение собственных профессиональных потребностей учителя;
обеспечение убеждённости учителя в необходимости овладения предлагаемым ему содержанием;
оптимальное сочетание собственных профессиональных потребностей с предлагаемым содержанием.
Личностно-профессиональные и профессионально-групповые условия включают в себя:
актуализацию профессионального опыта учителя в ходе повышения его квалификации;
проявление внешнего интереса к опыту учителя в процессе повышения квалификации;
проявление интереса учителя к опыту коллег, повышающих вместе с ним свою квалификацию.
Технологические условия представлены такими составляющими:
отсутствие пассивно-авторитарных форм повышения квалификации, преобладание интерактивных форм обучения;
доминирование самостоятельности учителя в решении задач своего профессионального роста;
способность учителя объективно осуществлять самооценку своего профессионализма и самоконтроль хода повышения квалификации.
И, наконец, системно-проектные условия обеспечены такими элементами, как:
проектный характер планирования и реализации повышения квалификации;
отсутствие авторитарного типа зачётной и экзаменационной систем при заключительной оценке;
обеспечение творческих отчётов учителей (защита проектов) при заключительной оценке результатов.
Как видим, все эти условия тесно коррелируют с принципами андрагогики. Особенно в этом плане актуальны такие принципы как приоритетность самостоятельности обучения в ходе курсовых занятий, совместная деятельность обучающихся с одногруппни-ками и преподавателем, использование имеющегося положительного опыта в качестве базы обучения, индивидуальное обучение на основе личностных потребностей, электив-ность обучения, актуализация результатов обучения и т.д.
Указанные выше факторы повышения качества системы роста квалификации работников образования убедительно показывают, что эффективно работать с учителем в условиях ДППО могут только специалисты в этой области, знающие тонкости ан-драгогики и современные факторы успешности повышения квалификации.
Библиографический список
1. Синенко В. Я. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области // Сибирский учитель. - 2011. - № 4. -С. 22-28.
2. Синенко В. Я. О роли и месте учреждений ДППО в инновационном развитии системы образования Сибирского федерального округа // Методист. - 2009. - № 2. - С. 5-8.
3. Синенко В. Я. Профессионализм и качество образования // Народное образование. - 1999. -№ 7 - 8. - С. 64-66.
4. Синенко В. Я. Профессионализм учителя // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 45-48.
5. Синенко В. Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. - 2010. - № 2. - С. 7-14.