Научная статья на тему 'О классификациях педагогических отрядов на современном этапе'

О классификациях педагогических отрядов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ / КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытина Ольга Игоревна

В данной статье рассматриваются подходы к пониманию понятия «педагогический отряд» и к его расширению, классификации педотрядов, представляемые на основе анализа различных источников и литературы по данной проблематике, а также с учетом опыта деятельности педотрядов, функционирующих на территории Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the ways to understanding the notion pedagogical group, its broadening and classifications of different pedagogical groups. They are regarded on the basis of different sources and literature on the given issue, taking into consideration the experience of pedagogical groups functioning over the territory of the Kurgan region.

Текст научной работы на тему «О классификациях педагогических отрядов на современном этапе»

О. И. Копытина

О КЛАССИФИКАЦИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работа представлена кафедрой организация работы с молодежью Курганского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. С. Гиль

В данной статье рассматриваются подходы к пониманию понятия «педагогический отряд» и к его расширению, классификации педотрядов, представляемые на основе анализа различных источников и литературы по данной проблематике, а также с учетом опыта деятельности педотрядов, функционирующих на территории Курганской области.

Ключевые слова: педагогический отряд, классификация педотрядов.

O. Kopytina

CLASSIFICATIONS OF PEDAGOGICAL GROUPS AT THE PRESENT STAGE

The article covers the ways to understanding the notion "pedagogical group", its broadening and classifications of different pedagogical groups. They are re-

garded on the basis of different sources and literature on the given issue, taking into consideration the experience of pedagogical groups functioning over the territory of the Kurgan region.

Key words: pedagogical groups, classifications of pedagogical groups.

В разных областях знания термин «педагогический отряд» понимается неодинаково. В педагогике некоторые ученые раскрывают сущность педотряда как составляющую системы образования и воспитания; в социологии существуют подходы, в которых педотряд рассматривается как субъект молодежной политики. В социальной педагогике данное формирование нередко рассматривается как возможность молодого человека получить дополнительные знания, умения и навыки.

Ученые, занимающиеся разработкой данной проблематики, в том числе и на стыке наук, также рассматривают педагогический отряд с разных сторон. Так, Л. Н.Фарафонова [5], Е. М. Харланова [6] представляют педагогический отряд как фактор воспитания социальной активности личности. Е. Е. Пашо-хонова [2] доказывает, что педотряд - это элемент развития творческих качеств личности. Как один из факторов самореализации личности рассматривает деятельность педагогического отряда Е. М. Могалюк [1]. Н. А. Соловьева [4] высказывает мнение, что деятельность педотрядов - это дополнительная возможность формирования досугово-разви-вающих умений у студентов педагогических вузов. А. Ю. Ховрин [7] определяет студенческие (в том числе педагогические) отряды как субъекты реализации государственной молодежной политики. Но, несмотря на разность подходов к рассмотрению и анализу сущности деятельности педагогического отряда, чаще всего педотряд рассматривается учеными как общественное объединение. При этом большинство ученых, занимающихся данной проблематикой, апеллируют к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» [8]. В соответствии с данным нормативным документом «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по

инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (ст. 5). При этом исследователи разделяют точку зрения, что общественное объединение - группа людей, объединившихся добровольно на основе общих интересов и совместной деятельности, направленной на удовлетворение социально-ценных потребностей, на развитие творческих способностей, самореализацию личности, защиту своих прав и свобод. В статье 7 ФЗ «Об общественных объединениях» рассматриваются организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественный фонд, общественное движение и др.

При этом исследователи отмечают, что педотряд может выступать в форме организации в случае наличия членства; движения, если является массовым, органом общественной самодеятельности, если решает определенные социальные проблемы, связанные с работой с детьми и молодежью.

На основе анализа работ ученых, занимающихся рассмотрением сущности и функций педотрядов, можно сделать вывод, что педагогический отряд - это добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование молодых людей, объединившихся на основе интереса к педагогической деятельности, чтобы осуществить социально-педагогические инициативы среди детей и подростков.

Данное определение педотряда, выдвинутое в теоретических подходах к осмыслению его сущности и деятельности, ограничивает многообразие видов педагогических отрядов, выявленных в ходе практической деятельности.

Понимание педагогического отряда как общественного формирования необходимо расширить, поскольку многообразие видов педотрядов (существующих в практической

деятельности) было сужено в теоретических подходах для более легкого трактования деятельности и сущности педагогических отрядов в научных публикациях и исследованиях. Практическая деятельность диктует свои условия расширения понимания сути и основ деятельности педотрядов. На основании собственного практического опыта работы в педагогических отрядах, анализа развития движения педагогических отрядов на территории Курганской области и рассмотрения суженного понимания сущности педагогического отряда в теории мы попытались разработать классификацию педотрядов, которая, с одной стороны, не противоречит теоретическим подходам к пониманию педотряда, с другой стороны, отвечает практической составляющей деятельности педотрядов, действующих на территории Курганской области.

В основе работы любого педотряда лежит педагогический аспект деятельности. Можно сделать вывод, что одним из основных источников формирования педагогического отряда является желание молодых людей осуществлять педагогические инициативы в обществе, в частности в детско-моло-дежной среде.

При этом необходимо понимать, что виды педотрядов, в которых эти инициативы осуществляются, различны. Одним из основных критериев рассмотрения педагогического отряда является организационный признак формирования и деятельности педотряда. На наш взгляд, данное основание является смыс-лообразующим, поскольку именно оно дает возможность наиболее полно показать многообразие видов педотрядов, их отличительные характеристики и особенности функционирования. Нам представляется целесообразным, выделить 5 основных видов педагогических отрядов с точки зрения организационного критерия:

1. Педагогический отряд как общественное объединение или как структурное подразделение общественного объединения. Именно данный вид педотряда рассматривается исследователями как основной, раскрывающий сущность педагогического отряда.

Отличительной особенностью данного вида педагогического отряда является круглогодичная работа с детьми и молодежью. Зачастую, в летний период - в условиях загородных лагерей (с временным детским коллективом), в течение остального времени - работа с детьми и молодежью по месту жительства, организация и проведение массовых мероприятий в сфере социальной, в частности, молодежной политики и т. д. (с временным и постоянным детско-молодежным коллективом). Также данный вид педотряда предполагает круглогодичную систему обучения вожатскому мастерству. К организационным особенностям формирования и функционирования данного вида педотряда относятся принципы добровольности и самоуправляемости, а также некоммерческий характер целей деятельности, что регламентировано ФЗ «Об общественных объединениях» [8].

2. Педагогический отряд, работающий в условиях круглогодично действующего лагеря. Данный вид педотряда позволяет выделить следующие характерные особенности: работа с детьми и молодежью ведется круглый год постоянным педагогическим коллективом, происходит непрерывная трудовая занятость участников педотряда и их профессиональная самореализация, т. е. организационной основой формирования данного вида педотряда является работа на базе, чаще всего одного лагеря в одном педагогическом коллективе достаточно длительное время, а также постоянная трудовая занятость в условиях лагеря.

3. Педагогический отряд, формируемый в лагере на летний период («летний» педот-ряд). В условиях конкретного летнего лагеря чаще всего работает в течение нескольких летних смен один педагогический отряд. Его участники работают с детьми и молодежью в течение летнего периода, деятельность педагогического отряда осуществляется сплоченным, сработанным педагогическим коллективом. Состав команды практически не меняется на протяжении одного или нескольких летних сезонов. Как правило, отсутствует

постоянная, круглогодичная система обучения. Организационным источником создания и деятельности данного вида педотряда являются условия конкретного лагеря, в котором в течение летних сезонов работает сложившийся педколлектив. При этом участники педотряда занимают практически все ставки педагогических работников, согласно штатному расписанию лагеря.

4. Педагогические отряды, формируемые в ходе прохождения педагогической практики студентами средних и высших учебных заведений. Спецификой данного вида педотряда является временный характер деятельности (одну или несколько смен), выполнение участниками педотряда учебного плана, формирование и развитие у них профессиональной педагогической компетентности. Данный вид педагогического отряда тесно связан с «летним» видом педотряда, поскольку работа с детско-молодежным коллективом на базе лагеря ведется чаще всего в летний период. Но отличительными особенностями данного вида педагогического отряда являются, во-первых, возможность прохождения практики участниками педотряда на базе одного или нескольких лагерей параллельно, во-вторых, работа в лагере предполагает выполнение учебного плана и реализацию учебного процесса. Данный вид пе-дотряда, вероятно, в ближайшие годы будет развиваться, поскольку 19 декабря 2007 г. перед министром Министерства образования РФ А. А. Фурсенко для рассмотрения был поставлен вопрос «об обязательной педагогической практике студентов педагогических вузов Российской Федерации на базе загородных оздоровительных лагерей» [3]. Основным организационным моментом деятельности данного вида педагогического отряда является выполнение учебного плана и учебного процесса в ходе педагогической практики.

5. Студенческий педагогический отряд учебного заведения. Данный вид педотрядов входит в движение студенческих отрядов, наряду со строительными, путинными отрядами, отрядами проводников и т. д. Отличи-

тельной чертой является то, что участниками данного вида педотряда являются учащиеся конкретного учебного заведения среднего или высшего образования. Данный вид пе-дотряда предполагает добровольность участия в его деятельности. Работа с детьми и молодежью осуществляется чаще всего в летний период, при этом ведется круглогодичная система обучения участников педотряда вожатскому мастерству. Организационной основой формирования и деятельности данного вида педотряда являются: условие обучения в конкретном учебном заведении и добровольность участия в работе педагогического отряда.

На основании выделенных видов педот-рядов классификацию можно продолжить, взяв за основу критерий временного периода деятельности. В данном контексте целесообразно выделить круглогодично действующий отряд и сезонный педотряд. К первому типу относятся: педотряд как общественное объединение (структурное подразделение общественного объединения); отряд, работающий в условиях круглогодично действующего лагеря и студенческий педагогический отряд. Данные виды педотрядов ведут круглогодичную деятельность, в которую включается работа с детьми и молодежью как таковая, обучение вожатскому мастерству, отработка полученных знаний, умений, навыков на практике. К сезонным отрядам можно отнести педотряды, формируемые для прохождения педагогической практики и «летние» пе-дотряды. Характер их деятельности - временный. Данные виды педагогических отрядов формируются на одну или несколько смен, чаще всего в летний период, а затем педотряды, в основном, распадаются. При этом у «летнего» педагогического отряда остается возможность «возрождения» в следующий летний сезон. Таким образом, временная основа деятельности педотрядов разделяет педагогические отряды на действующие постоянно и в течение летних сезонов.

Еще одним основанием для классификации педагогических отрядов может служить система добровольного обучения вожатскому

мастерству. Наличие данного критерия характерно для педотряда как общественного объединения и для студенческого педагогического объединения. Для трех остальных видов пе-дотрядов система добровольного обучения носит достаточно условный характер. Для вожатых круглогодично действующих лагерей система обучения проходит зачастую как необходимый этап в повышении квалификации, в котором заинтересована в большей степени администрации лагеря, а для работника дополнительное обучение не является серьезной мотивацией. Для прохождения педагогической практики зачастую студентам даются несколько установочных занятий, в большей степени связанных теоретическими подходами к функциональным обязанностям воспитателя, а не вожатого; к технике безопасности и организации режимных моментов. Творческая, вожатская составляющая работы в лагере обычно не рассматривается. Система обучения вожатых «летних» педотрядов, как правило, проходит за 3-5, реже 10 дней, на так называемых «школах вожатых», часто функционирующих перед началом лета во многих регионах России. Нередки случаи, когда и этой подготовки перед началом лета участники педотряда не проходят. Конечно, из любого правила есть исключения, но именно правила в большей степени регламентируют деятельность педагогического отряда.

Таким образом, система добровольного обучения является еще одним критерием для рассмотрения сущности педагогического отряда, поскольку добровольность в данном случае создает условия для внутренней мотивации участника педотряда для обучения вожатскому мастерству и дальнейшей работе в лагере. При этом система добровольного обучения вожатскому мастерству проявляется не всегда. Во-первых, сложно в 2-5 заня-

тиях выстроить систему обучения, соответственно вожатые должны заниматься достаточно продолжительное время (идеальный вариант - круглый год), повышая тем самым свой вожатский, педагогический уровень. Во-вторых, необходим принцип добровольности обучения, который в полной мере реализуется только у двух видов педотрядов.

Рассмотренные виды педагогических отрядов выделены на основании анализа литературы и практической деятельности. Данный анализ не ставил целью выявить положительные и отрицательные стороны каждого из видов педотрядов. Основной целью исследования стало раскрытие ограниченного понимания многообразия видов педагогических отрядов в литературе и выход за искусственно созданные теорией рамки этого понимания. Список критериев классификаций не ограничивается предложенными. Но именно эти основания являются смыслообра-зующими для понимания сущности педагогичного отряда как объединения группы людей для работы с детским (молодежным) коллективом. При этом необходимо вывести единое определение педагогического отряда, которому бы соответствовал каждый из представленных видов педагогических отрядов.

Педагогический отряд - это формирование молодых людей, старше 18 лет, объединившихся на основе интереса к педагогической деятельности для работы с детьми и молодежью.

Данное определение педагогического отряда расширяет понимание сущности пед-отряда по сравнению с общепризнанным понятием, принятым в среде ученых, исследующих данную проблематику, тем самым приближая в данном вопросе теорию к практике, которые должны выступать в диалектическом единстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Могалюк Е. М. Социально-культурная деятельность молодежных общественных объединений как фактор самореализации личности: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2001. 214 с.

2. Пашохонова Е. Е. Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2000. 217 с.

3. Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19 декабря 2007 г. № 4.

4. Соловьева Н. А. Формирование у студентов педвузов досугово-развивающих умений воспитательной работы со школьниками в процессе педагогической практики: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 208 с.

5. Фарафонова Л. Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике в 60-х - середине 70-х годов: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. 229 с.

6. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов педагогического вуза в деятельности студенческого педагогического отряда: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 2002, 180 с.

7. Ховрин А. Ю. Студенческие отряды как субъект реализации ГМП: социолого-управленческий анализ: Дис. на соис. учен. степ. канд. социол. наук. М., 2003. 217 с.

8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // «Российская газета». № 100. 25.05.1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.