Научная статья на тему 'О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ'

О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические работники / учреждения образования / кадровый потенциал / гарантии и компенсации / остепененность кадров / закрепление специалистов / teaching staff / educational institutions / human resources / guarantees and compensation / staff settling down / securing specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсевич Инна Николаевна

Педагогические работники, трудовая деятельность которых ориентирована на реализацию образовательных программ высшего образования, а также дополнительного образования взрослых, научно-ориентированного образования, относятся к профессорско-преподавательскому составу. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в новой редакции внесены корректировки по должностям профессорско-преподавательского состава. Так, добавлено условие о наличии степени магистра и (или) научной квалификации «Исследователь» в квалификационные характеристики. В этой связи в статье рассмотрено обеспечение образовательного процесса квалифицированными педагогическими работниками. Проведен анализ научных работников, которые проводили научные исследования в 2018–2022 гг. Изучены и представлены статистические данные в части защиты научных работ (диссертаций) и присуждения соответствующих ученых степеней (званий). Обобщены сведения о почетных членах НАН Беларуси, а также иностранных членах НАН Беларуси за внесение значительного вклада в развитие науки, в том числе обобщены сведения об академиках и членах-корреспондентах. Проанализированы дополнительные гарантии и компенсации, предоставляемые педагогическим работникам. В статье приводятся рассуждения автора о причинах снижения остепененности работников из числа ППС. Разработаны авторские рекомендации в части увеличения в учреждениях образования степени закрепления педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STAFFING OF THE EDUCATIONAL PROCESS BY QUALIFIED PEDAGOGICAL WORKERS

Teaching staff whose work activity is focused on the implementation of educational programs of higher education, as well as additional adult education, science-oriented education belongs to the teaching staff. In accordance with the new edition of the Code of the Republic of Belarus on Education, adjustments have been made to the duties of the teaching staff. So the condition of having a master’s degree and (or) a scientific qualification “Researcher” has been added to the qualification characteristics. In this regard, the article considers the provision of the educational process by qualified teaching staff. The analysis of researchers who conducted scientific research in 2018–2022 was carried out. Statistical data regarding the defense of scientific papers (dissertations) and the awarding of appropriate academic degrees (titles) have been studied and presented. Information about honorary members of the National Academy of Sciences of Belarus, as well as foreign members of the National Academy of Sciences of Belarus for making a significant contribution to the development of science is summarized, including information about academicians and corresponding members. Additional guarantees and compensations provided to teaching staff are analyzed. The article presents the author's reasoning about the reasons for the decline in the settling down of employees from among the teaching staff. The author’s recommendations have been developed in terms of increasing the degree of consolidation of teaching staff from among the teaching staff in educational institutions.

Текст научной работы на тему «О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ»

ОРГАНИЗА0ИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СЕКТОРАХ НА0ИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN SECTORS OF NATIONAL ECONOMY

УДК 331.1

И. Н. Фурсевич

Филиал Белорусского национального технического университета «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики»

О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

Педагогические работники, трудовая деятельность которых ориентирована на реализацию образовательных программ высшего образования, а также дополнительного образования взрослых, научно-ориентированного образования, относятся к профессорско-преподавательскому составу. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в новой редакции внесены корректировки по должностям профессорско-преподавательского состава. Так, добавлено условие о наличии степени магистра и (или) научной квалификации «Исследователь» в квалификационные характеристики. В этой связи в статье рассмотрено обеспечение образовательного процесса квалифицированными педагогическими работниками. Проведен анализ научных работников, которые проводили научные исследования в 2018-2022 гг. Изучены и представлены статистические данные в части защиты научных работ (диссертаций) и присуждения соответствующих ученых степеней (званий). Обобщены сведения о почетных членах НАН Беларуси, а также иностранных членах НАН Беларуси за внесение значительного вклада в развитие науки, в том числе обобщены сведения об академиках и членах-корреспондентах. Проанализированы дополнительные гарантии и компенсации, предоставляемые педагогическим работникам. В статье приводятся рассуждения автора о причинах снижения остепененности работников из числа III 1С. Разработаны авторские рекомендации в части увеличения в учреждениях образования степени закрепления педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: педагогические работники, учреждения образования, кадровый потенциал, гарантии и компенсации, остепененность кадров, закрепление специалистов.

Для цитирования: Фурсевич И. Н. О кадровом обеспечении образовательного процесса квалифицированными педагогическими работниками // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2023. № 2 (274). С. 78-83. DOI: 10.52065/2520-6877-2023-274-2-11.

I. N. Fursevich

Branch of the Belarusian National Technical University "Institute of Advanced Training and Retraining of Personnel in New Areas of Development of Engineering, Technology and Economics"

ABOUT STAFFING OF THE EDUCATIONAL PROCESS BY QUALIFIED PEDAGOGICAL WORKERS

Teaching staff whose work activity is focused on the implementation of educational programs of higher education, as well as additional adult education, science-oriented education belongs to the teaching staff. In accordance with the new edition of the Code of the Republic of Belarus on Education, adjustments have been made to the duties of the teaching staff. So the condition of having a master's degree and (or) a scientific qualification "Researcher" has been added to the qualification characteristics. In this

regard, the article considers the provision of the educational process by qualified teaching staff. The analysis of researchers who conducted scientific research in 2018-2022 was carried out. Statistical data regarding the defense of scientific papers (dissertations) and the awarding of appropriate academic degrees (titles) have been studied and presented. Information about honorary members of the National Academy of Sciences of Belarus, as well as foreign members of the National Academy of Sciences of Belarus for making a significant contribution to the development of science is summarized, including information about academicians and corresponding members. Additional guarantees and compensations provided to teaching staff are analyzed. The article presents the author's reasoning about the reasons for the decline in the settling down of employees from among the teaching staff. The author's recommendations have been developed in terms of increasing the degree of consolidation of teaching staff from among the teaching staff in educational institutions.

Keywords: teaching staff, educational institutions, human resources, guarantees and compensation, staff settling down, securing specialists.

For citation: Fursevich I. N. About staffing of the educational process by qualified pedagogical workers. Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2023, no. 2 (274), pp. 78-83. DOI: 10.52065/2520-6877-2023-274-2-11 (In Russian).

Введение. Управление персоналом, или ИЯ-менеджмент, требует использования инструментов поведенческой экономики [1]. В период цифровой трансформации, внедрения современных научных технологий необходимы педагогические работники с междисциплинарными знаниями, специалисты широкого профиля, работающие как самостоятельно, так и в команде [2, с. 5-6].

Педагогическими являются работники, трудовые функции которых связаны непосредственно с образовательными и воспитательными программами. В процессе своей деятельности они обеспечивают научно-методическую часть образовательного процесса и (или) управляют структурными подразделениями образовательной деятельности учреждений образования [3].

Педагогические работники, трудовая деятельность которых ориентирована на реализацию образовательных программ высшего образования, а также дополнительного образования взрослых, относятся к профессорско-преподавательскому составу (III 1С ). Это старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты, доценты, профессоры, начальники (заведующие) кафедр и их заместители [3].

Для осуществления педагогической деятельности и с целью отбора наиболее подготовленных и компетентных работников проводится конкурс на замещение должностей педагогических работников, решение о проведении которого принимает руководитель учреждения образования. По результатам данного конкурса подготавливается соответствующий протокол, который доводится до руководителя для принятия им решения о дальнейшем заключении контракта [4].

В соответствии с выпуском 28 ЕКСД, Кодексом Республики Беларусь об образовании в новой редакции внесены корректировки по должностям работников, которые относятся к профессорско-

преподавательскому составу. Так, добавлено условие о наличии степени магистра и (или) научной квалификации «Исследователь» в квалификационные характеристики [5, 6].

Напомним, что предпосылками перехода на двухуровневую систему высшего образования было решение о присоединении к Болонскому процессу. 19 июня 1999 г. министры из 29 стран Европы, курирующие высшее образование, подписали Болонскую декларацию. В результате этого были сформулированы общие цели в части организации единого Европейского пространства высшего образования.

На Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» 19 сентября 2003 г. министрами из 33 стран Европы, в том числе Республики Беларусь, была подписана Болонская декларация. Одним из основных явилось условие, чтобы по результатам обучения выдаваемые научные степени были легко сопоставимыми. Это способствовало введению в учреждениях высшего образования кредитно-модульной системы обучения с выдачей специального приложения к диплому.

На развитие личности аспиранта, соискателя, на формирование у них специальных компетенций, реализацию творческого потенциала, осуществление профессиональной деятельности направлено научно-ориентированное образование [1], по результатам которого присваивается квалификация исследователя [7, 8].

Таким образом, целью работы является исследование обеспечения учреждений высшего образования квалифицированными педагогическими работниками и разработка рекомендаций по увеличению закрепления высококвалифицированных специалистов в учреждениях образования.

Основная часть. Отметим, что в 2022 г. среди 448 организаций 25 тыс. чел. проводили научные разработки и другие научные исследования,

т. е. на 411 научных работников меньше было задействовано, чем в предыдущем году (минус 1,61%). Если рассматривать специалистов, которые были привлечены к научной работе за пять последних лет (2018-2022), то ситуация следующая: из числа докторов наук - 95,1% относительно 2021 г. (за пять лет с 2018-2022 гг. - минус 16,6%), из числа кандидатов наук - 97,9% относительно 2021 г. (за пять лет с 2018-2022 гг. -минус 9,12%), из числа исследователей - 100,6% относительно 2021 г. (за пять лет с 2018-2022 гг. -минус 7,7%) [9]. Численность научных работников, градированных по категориальному признаку (доктор наук, кандидат наук, исследователь), которые были привлечены к научным разработкам и другим научным исследованиям в 20182022 гг., представлена на рисунке.

В частности, численность аспирантов, осваивающих научно-ориентированное образование, в

2022 г. составила свыше 4,4 тыс. чел. При этом закончили данный вид обучения 796 чел., присуждена ученая степень кандидата наук -308 чел. В структуре научных работников исследователи занимают большую часть - 65,1%. Более того, преобладают специалисты технических и естественных наук.

Следует отметить, что молодые исследователи в возрастном диапазоне до 29 лет составили в 2022 г. 21,8% в среднем в общей численности исследователей [7]. Всего по состоянию на апрель

2023 г. в республике 91 академик, 107 членов-корреспондентов, 4 почетных члена НАН Беларуси и 21 иностранный член НАН Беларуси [10].

Вместе с тем в учреждениях высшего образования не все педагогические работники получили степень магистра и (или) научную квалификацию «Исследователь». В большинстве своем это работники, имеющие достаточный опыт работы в

педагогической деятельности или молодые специалисты без опыта педагогической работы. Следует отметить, что значительная часть работников с большим стажем работы обучаются в аспирантуре, однако по ранее действующей нормативной правовой документации (до 2012 г.) диплом исследователя после окончания образовательной программы аспирантуры не выдавали. А подготовка по программе магистратуры началась, как было сказано ранее, после 2012 г.

Характеризуя кадровый потенциал с учетом требований действующих нормативных правовых актов, следует отметить, что на сегодняшний день кадровая проблематика заключается в большей степени не в снижении численности научных работников, а в «старении» научного персонала. Средний возраст работников со степенью доктора наук достигает 70 лет и более, кандидата наук - 58 лет. Согласно статистическим данным после окончания научно-ориентированного образования (аспирантуры) успешно проходят этап защиты диссертации 9% научных работ в период до 1 года после окончания обучения; 30% - спустя 1-2 года; 16% - через 2-3 года; 17% - через 3-5 лет и 28% защит - в более поздние сроки [11].

Вместе с тем у руководителей учреждений образования всегда остается право выбора применения квалификационных характеристик должностей служащих в соответствии с выпуском 28 ЕКСД или профстандарта (планируется внедрение до 2025 г.). В профстандарте в части квалификационных характеристик к педагогическим работникам указано наличие высшего образования, которое будет соответствовать либо педагогической деятельности, либо читаемой дисциплине, а также обучение по программе переподготовки по педагогическим профилям.

17 804 17 863

2018 2019 2020 2021 2022

□ Доктора наук □ Кандидаты наук "Исследователи

Списочная численность работников по категориальному признаку, выполнявших научные исследования и разработки в 2018-2022 гг., чел.

Основные дополнительные гарантии и компенсации педагогическим работникам и служащим в образовании

Категория работников Размер надбавки

Надбавка в сфере образования за специфику работы

Мастера производственного обучения 25-80% от оклада в зависимости от наличия квалификационной категории

Учителя, преподаватели (кроме ППС), педагоги дополнительного образования 30-80% от оклада в зависимости от наличия квалификационной категории

Специалисты из числа педагогических работников (кроме ППС) учреждений высшего образования, институтов переподготовки и повышения квалификации 5-20% от оклада в зависимости от наличия квалификационной категории

Концертмейстеры высшего образования по определенным специальностям 25-60% от оклада в зависимости от наличия категории

Педагогические работники и служащие в образовании 10-100% от оклада в зависимости от учреждения образования и категории работников

Помощник воспитателя 50% от оклада

Надбавка прос )ессиональная

Воспитатели дошкольного образования, помощники воспитателя 10% от оклада

Руководители и специалисты, которые осуществляют занятия на иностранном языке 5% от базовой ставки (за 1 учебное занятие)

Надбавка за работу в отрасли

Дошкольного образования воспитатели 20% от оклада

В учреждениях дошкольного образования помощники воспитателя 10% от оклада

Учителя (кроме детских школ искусств), преподаватели (кроме ППС), мастера производственного обучения 6% от оклада

Руководители и специалисты из числа ППС 15% от оклада

Руководители структурных подразделений, которые проводят научно-методическое обеспечение образования, и методисты 20-30% от оклада в зависимости от учреждения образования

Примечание. Данные представлены с использованием [12].

Представим основные дополнительные гарантии и компенсации, которые могут быть применимы к категории педагогических работников бюджетных учреждений образования в соответствии с действующими нормативными правовыми актами для мотивирования инициативных, способных к творческому росту руководителей и специалистов (таблица).

Рекомендации по увеличению закрепления в учреждениях образования педагогических работников из числа ППС:

1) максимальное применение действующих стимулирующих и компенсирующих надбавок;

2) разработка локальных нормативных правовых актов в части дополнительного мотивирования высококвалифицированных и креативных педагогических работников;

3) внедрение в организациях расширенного социального пакета, например, оплата части услуг медицинского назначения, предоставление путевки в организации-партнеры признанным лучшим специалистам, туры (выездные мероприятия) выходного дня, кредитная поддержка строительства и многое другое.

Заключение. В результате проведенного исследования было выявлено следующее.

1. В учреждениях высшего образования не все педагогические работники из числа ППС имеют степень магистра и (или) научную квалификацию «Исследователь».

2. Существует проблема увеличения удельного веса среди профессорско-преподавательского состава педагогических работников с учеными степенями и званиями пенсионного возраста.

3. Требуется усилить работу руководителей структурных подразделений, управления по работе с персоналом по увеличению уровня остепененности педагогических работников из числа ППС.

4. У руководителей всегда остается право выбора применения квалификационных характеристик должностей служащих в соответствии с выпуском 28 ЕКСД или профстандарта.

Предложенные авторские рекомендации будут способствовать увеличению степени закрепления в учреждениях образования высококвалифицированных и инициативных педагогических работников из числа ППС.

Список литературы

1. Фурсевич И. Н. Теоретико-методическое обеспечение ротации руководителей и специалистов (на примере предприятий машиностроения Республики Беларусь): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Минск, 2022. 28 с.

2. Фурсевич И. Н. Оценка эффективности ротации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях. Минск: БНТУ, 2023. 247 с.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании 14 янв. 2022 г., № 154-З: принят Палатой представителей 21 дек. 2021 г.: одобр. Советом Республики 22 дек. 2021 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0 (дата обращения: 23.05.2023).

4. Положение о порядке проведения конкурса на замещение отдельных должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 9 авг. 2022 г., № 518 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22200518&p1=1 (дата обращения: 23.05.2023).

5. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»: утв. постановлением М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, 29 июл. 2020 г., № 69 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22136368p (дата обращения: 23.05.2023).

6. Самосейко В. Э. Изменения в Кодексе об образовании: на что обратить внимание кадровику // Ilex-новости: сайт. URL: https://ilex.by/news/izmeneniya-v-kodekse-ob-obrazovanii-na-chto-obratit-vnimanie-kadroviku/ (дата обращения: 23.05.2023).

7. Положение о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 1 дек. 2011 г., № 561 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31100561 (дата обращения: 29.05.2023).

8. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 17 нояб. 2004 г., № 560 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30400560 (дата обращения: 29.05.2023).

9. Кадры науки в 2022 году // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov .by/of^tsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/godovye-dannye/kadry-nauki/ (дата обращения: 29.05.2023).

10. Почетные и иностранные члены // Сайт Национальной академии наук Беларуси. URL: https://nasb.gov.by/rus/members/pochetnye-i-inostrannye-chleny (дата обращения: 29.05.2023).

11. Система планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь / И. В. Войтов [и др.] // Сайт ГУ «БелИСА». URL: http://belisa.org.by/ru/print/?brief=art3_4_2006 (дата обращения: 29.05.2023).

12. Об оплате труда работников в сфере образования: утв. постановлением Министерства образования Респ. Беларусь, 30 июн. 2019 г., № 71 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21934276&p1=1&p5=0 (дата обращения: 29.05.2023).

References

1. Fursevich I. N. Teoretiko-metodicheskoye obespecheniye rotatsii rukovoditeley i spetsialistov (napri-mere predpriyatiy mashinostroeniya Respubliki Belarus'). Avtoreferat dissertatsii kandidata ekonomiche-skikh nauk [Theoretical and methodological support for the rotation of managers and specialists (on the example of engineering enterprises of the Republic of Belarus). Abstract of thesis PhD (Economy)]. Minsk, 2022. 28 p. (In Russian).

2. Fursevich I. N. Otsenka effektivnosti rotatsii rukovoditeley i spetsialistov napromyshlennykhpredpri-yatiyakh [Evaluation of the effectiveness of the rotation of managers and specialists at industrial enterprises]. Minsk, BNTU Publ., 2023. 247 p. (In Russian).

3. Code of the Republic of Belarus on Education, 14.01.2022, no. 154-З: adopted by the House of Representatives on 21.12.2021; approved by Council of the Republic, 22.12.2021. Available at: https://pravo.by/doc-ument/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0 (accessed 23.05.2023) (In Russian).

4. Regulations on the procedure for holding a competition for filling individual positions of pedagogical workers related to the teaching staff: approved by Decree of the Council of Ministers of the Republic of

Belarus, 09.08.2022, no. 518. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22200518&p1=1 (accessed 23.05.2023) (In Russian).

5. Issue 28 of the Unified Qualification Directory of Employees' Positions "Positions of Employees Employed in Education": approved by Decree of the Ministry of Labor and Social Protection of Republic of Belarus, 29.07.2020, no. 69. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22136368p (accessed 23.05.2023) (In Russian).

6. Samoseyko V. E. Changes in the education code: what to pay attention to the personnel officer. Available at: https://ilex.by/news/izmeneniya-v-kodekse-ob-obrazovanii-na-chto-obratit-vnimanie-kadroviku/ (accessed 23.05.2023) (In Russian).

7. Regulations on the training of highly qualified scientists in the Republic of Belarus: approved by Decree of the President of the Republic of Belarus, 01.12.2011, no. 561. Available at: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=P31100561 (accessed 29.05.2023) (In Russian).

8. Regulations on the awarding of academic degrees and awarding academic titles in the Republic of Belarus: approved by Decree of the President of the Republic of Belarus, 17.11.2004, no. 560. Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30400560 (accessed 29.05.2023) (In Russian).

9. Science personnel in 2022. Available at: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sec-tor-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/godovye-dannye/kadry-nauki/ (accessed 29.05.2023) (In Russian).

10. Honorary and foreign members. Available at: https://nasb.gov.by/rus/members/pochetnye-i-in-ostrannye-chleny (accessed 29.05.2023) (In Russian).

11. Voitov I. V., Nikonovich S. V., Artyukhin M. I., Kratenok V. Ye., Khartonik I. A., Samusenko A. M. The system of planning, financing and control of the training of highly qualified scientific workers in the Republic of Belarus. Available at: http://belisa.org.by/ru/print/?brief=art3_4_2006 (accessed 29.05.2023) (In Russian).

12. On the remuneration of workers in the field of education: approved by the Ministry of Education of the Republic of Belarus, 30.06.2019, no. 71. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0= W21934276&p1=1&p5=0 (accessed 29.05.2023) (In Russian).

Информация об авторе

Фурсевич Инна Николаевна - ганди^т экономических тук, доцент гафедры «Экономии предприятия». Филиaл Белорусского нaционaльного технического университетa «Институт повышения квaлификaции и переподготовки кaдров по новым нaпрaвлениям рaзвития техники, технологии и экономики» (220109, г. Минск, пр. Пaртизaнский, 77, Республик Белaрусь). E-mail: fursina13@yandex.ru

Information about the author

Fursevich Inna Nikolaevna - PhD (Economic), Assistante Professor, the Department of Enterprise Economics. Branch of the Belarusian National Technical University "Institute for Advanced Training and Retraining of Personnel in New Areas of Development of Engineering, Technology and Economics" (77, Partizanskiy Ave., 220109, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: fursina13@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 07.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.