Космическая сфера является одной из передовых сфер деятельности общества. Развитие космических программ определяет экономическую, научно-техническую и защитную силу государста. Космическая сфера также является одной из передовых сфер народного хозяйства в нашей Республике. Данная область оснащает международное сообщество
по использованию и развитию космического пространства, создание космических материалов и космической техники (разработка, подготовка и испытание), использование (эксплуатация), и предоставление других услуг, имеюих отношение к космической сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Строжев В.В., Феоктистов Н.А. Системотехника и мехатроника технологических машин и оборудования// Дашков и К. 2015.
2. Афонин В.Л. Обрабатывающее оборудование с элементами искусственного интелекта // Приводная техника. 2003. №4
3. Балакшин Б.С. основные технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1969.
4. Востриков А.С. Боченков Б.М. Опыт разработки мехатронных систем в НГТУ // Мехатроника. 2000.
№5.
5. Демидов С.В., Зомба Г.А., Конюша В.П. Мехатронные обрабатывающие центры на базе мехатронных модулей вращения // приводная техника. 2003. №4
6. Аршанский М.М. Мехатронные технологии обработки материалов резанием // Мехатроника. 2000. №1
7. Бекетов Г.Ш., Ергалиев Д.С. Графо -аналитические выводы кинематического и кинетостатического анализа манипулятора для строительно-дорожных машин. Труды международного симпозиума Надежность и качество:- 2 0 07.-С.301-303
8. Бекетов Б.Ш., Бекетов Г.Ш., Ергалиев Д.С. Кинематический анализ схемы исполнительного механизма манипулятора. Труды международного симпозиума Надежность и качество: - 2008. том 1- С.288-289
УДК 3.378.14.015.62 Знаменская Т.Д.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Мытищинский филиал, Московская обл., Мытищи-5, Россия
О КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
В статье с точки зрения технологии обучения будущих инженерных кадров анализируются современные проблемы высшей школы. Оценивается и сопоставляется качество поступающего на обучение контингента, делаются выводы о необходимости разделения ведомств, отвечающих за школьное и вузовское образование и мерах для расширения поля выбора абитуриентов для технических вузов. Описываются некоторые проблемы, возникшие в сфере подготовки производственных кадров высшей квалификации в связи с развитием Интернета — «виртуализация умений» и «виртуализация знаний». Предлагается определение информационной ценности знаний, получаемых студентами из Интернета. На примерах из опыта преподавательской работы предлагаются пути решения этих проблем. Обосновывается объективная необходимость скорейшего объединения усилий преподавателей, педагогов, методистов, психологов, интернет-дизайнеров для создания «светлой сети» Интернета, содержащей чистые и достоверные знания, как основу для качественной подготовки квалифицированных специалистов
Ключевые слова:
подготовка кадров, технический вуз, завод-втуз, производственная практика, интернет
Лозунг «Кадры решают всё» был выдвинут в 1935 году - он пришёл на смену лозунгу «Техника решает всё». Первая мировая и Гражданская война нанесли России огромный ущерб - и спасти страну можно было только жёсткими мерами сильной централизованной власти. В первый период «техника решала всё» - приходилось вести жесточайшую экономию на всём, на школах, на питании, на мануфактуре, накапливая средства для закупки техники, станков, машин и заводов за рубежом. И когда стратегический парк техники был создан, на первый план вышла задача подготовки кадров, способных овладеть этой техникой, заставить её работать на благо страны.
Этот же исторический сюжет повторился уже в наше время, на наших глазах. «Перестройка» и «реформы» нанесли стране огромный ущерб - экономические и гуманитарные потери превысили потери от нападения гитлеровской Германии [1]. Были разрушены целые отрасли - авиастроение, автомобилестроение, электроника, станкостроение и многое другое. И для спасения страны применялись те же меры - шла жёсткая экономия на всём, накапливались средства для закупки за рубежом утерянных технологий, станков и заводов - снова «техника решала всё». Сейчас технический потенциал в какой-то мере накоплен, и по мере его накопления всё яснее выдвигается на первый план лозунг «кадры решают всё».
Технология подготовки кадров.
По своей сути подготовка высококачественного инженера сходна с изготовлением любого высококачественного изделия. Надо отобрать самое лучшее сырьё, обработать его по самой лучшей технологии, и затем в течение всего срока службы обеспечивать своевременный уход и модернизацию.
Вполне ясно просматриваются три этапа: дошкольное и школьное образование, профессиональное вузовское образование и послевузовское образование, причём каждый этап имеет свою специфику и принципиально отличается от других.
Дошкольное и школьное (плюс внешкольное) образование должно дать всем общие знания и выявить интересы, способности и направления развития личности. Именно после этого этапа, давшего общие научные, культурные и мировоззренческие ценности, расходятся дороги нового поколения. Профессиональное вузовское образование должно отобрать лучших и наиболее способных и дать им фундаментальные и профессиональные знания в выбранных отраслях. Послевузовское образование имеет целью обеспечить модернизацию знаний и профессиональный рост в соответствии с конкретным местом работы и требованиями конкретного производства.
И теория организации [2, 3], и логика, и здравый смысл подсказывают, что для эффективного решения задач на каждом из этих этапов должны быть свои органы управления, например, министерство просвещения, министерство среднего и высшего профессионального образования и департаменты министерства науки, обеспечивающие непрерывный цикл послевузовского образования. Нынешняя система, при которой «конь и трепетная лань» запряжены в одну телегу Минобрнауки явно не справляется со своими столь разнообразными функциями. Как результат - в рейтинге ЮНЕСКО по индексу уровня образования Россия скатилась с третьего места в мире в 1990 году на тридцать второе сейчас [4, 5].
Не будем касаться проблем дошкольного и школьного образования, просто оценим изменения в качестве абитуриентов, из которых предстоит сформировать «кадры, которые будут решать всё».
Отмена вступительных экзаменов в вузы, замена их на систему ЕГЭ стала эквивалентом отмены системы входного контроля на предприятии. Специалисты по проблемам надёжности и качества понимают, что это значит и к каким последствиям приводит.
Разрушение или перевод на коммерческие рельсы системы внешкольного образования - научных и технических кружков, секций, мастерских, катастрофическое снижение тиражей научно-технических журналов для детей и юношества «Квант», «Юный техник», «Моделист-конструктор» сделало невозможным ранее выявление способностей и талантов. Ученик строительного ПТУ Серёжа Королёв никогда не стал бы Генеральным Конструктором, если бы страна не дала ему возможность заниматься в авиакружке, и студент литейного отделения техникума Юра Гагарин не стал бы Космонавтом №1, если бы страна не предоставила ему аэроклуб и самолёт.
Безусловно отрицательную роль играет также проводимая телевидением пропаганда «успеха», когда на первый план выводятся не учёные, инженеры, специалисты и умельцы, а разного рода плясуны, певцы, акробаты, фокусники и т.п. Исчезли с экранов научно-технические передачи типа «Это Вы Можете» или «Очевидное - невероятное», фильмы об учёных и инженерах, тонкий юмор класса «Физики шутят» заменился скабрёзными анекдотцами. Под маркой «Умники и умницы» в популярной телепередаче рекламируются юноши и девушки, обладающие знаниями необременительными и далеко не самыми необходимыми для развития страны, но нет передач о настоящих юных интеллектуалах, физиках, химиках, математиках, компьютерщиках, программистах - о соли земли, о тех, кто обеспечивает место и значение России в нынешнем высокотехнологичном мире.
И, конечно же, огромный вред качеству подготовки кадров нанесла коммерциализация высшего образования. Прежде всего - отношениям преподавателей и студентов, обучающих и обучающихся. Разлагающее влияние «платы за мудрость» известно с античных времён, когда наёмные философы-софисты брались за плату «доказать всё, что угодно, и всё, что угодно опровергнуть». Аморальна ситуация, когда преподаватель, чтобы не остаться без работы, вынужден «вытягивать» платящего деньги бездарного лентяя, когда работящий и талантливый человек остаётся за воротами вуза. А кроме того - отбор в вузы начинает идти не по знаниям и способностям, а по толщине папашиного или мамашиного кошелька - что само по себе снижает качество поступающего на профессиональную подготовку «сырья».
Итак, оценим проблему отбора. В любом обществе, среди появившихся за год множества N младенцев будет подмножество п, наиболее способных к научно-технической деятельности (понятно, что это множество нечёткое, статистическое, его нижняя граница будет размыта). Распределение способностей и талантов, как утверждает генетика, никак не связано с социальным статусом или материальным благосостоянием родителей, оно равномерно.
И с общечеловеческой, и с экономической точки зрения общество заинтересовано в том, чтобы выявить это подмножество п как можно раньше и затрачивать ресурсы на профессиональное образование и воспитание именно их, а не иных (для иных
- иные направления образования и воспитания). И это выявление - одна из главных задач дошкольного, школьного и внешкольного образования.
А когда придёт время и выявится, что для оптимального развития общества потребуется к инженеров и учёных, важно, чтобы на эти к мест в вузах набирались абитуриенты из подмножества п
- элиты, наиболее способной части поколения.
Принципиально важно, чтобы это к не «брались с потолка». Например, Московский Лесотехнический институт был создан в 1919 году под конкретные
проблемы - лесное хозяйство требовало 900 инженеров и 2000 техников, под это рассчитывались и учебные мощности, и набор студентов.
Но, к сожалению, в нынешних условиях это подмножество n ещё до отбора в вузы значительно сокращается. Его сокращают:
- отсутствие единой, целенаправленно функционирующей структуры дошкольного, школьного и внешкольного образования (министерства просвещения);
- разрушение институтов раннего выявления способностей и профориентации - общедоступных кружков, секций, аэроклубов, мастерских, выездных приёмных комиссий, школ-интернатов для одарённых детей и т.п.;
- социальное неравенство, когда в бедных семьях талантливые дети не могут развивать свои таланты, а в богатых - серость и посредственность «натаскивают» нанятые учителя;
- плата за обучение, оставляющая за порогом вуза будущих Ломоносовых, Королёвых и Курчатовых.
Кроме того, и студенты, и преподаватели понимают, что число набираемых студентов к, сегодня никак не связано с реальными потребностями общества и не гарантирует трудоустройства после окончания вуза - это также сокращает число желающий поступить в вуз. Таким образом, вместо естественной, природой созданной элиты n мы получаем в качестве исходного материала подмножество n' от подмножества n.
На рис. 1 заштрихованная фигура показывает естественное распределение технических способностей будущих абитуриентов в подмножестве n, от лидера до нулевого уровня. Часть, отсекаемая от неё прямой к иллюстрирует размер поля выбора для вуза. Меньшая фигура с серой заливкой показывает сокращение числа будущих абитуриентов до подмножества n' и, соответственно, сокращение площади поля выбора для вуза.
Таким образом, мы отобрали для обучения в высшей школе возможный максимум из числа способных к научно-технической деятельности (по крайней мере, так должно быть).
Не будем сейчас касаться общеизвестных проблем высшей школы, порождённых сменой социального строя. Здесь и снижение образовательного уровня абитуриентов, и появление частных «суперакадемий с дистанционным обучением из самой Америки», меняющих пачку долларов на «диплом установленного образца», и уничтожение престижа научно-технических специальностей, и уничтожение престижа преподавательской работы [6], и спонтанные, бессистемные попытки очередных «реформ и преобразований». Каждый преподаватель видит и понимает эти проблемы - как понимает и своё бессилие что-либо изменить, ибо решаются эти проблемы только на государственном уровне.
Таким образом, сделав отбор талантливой молодёжи, способной к научно-технической деятельности преподаватель должен дать им фундаментальные и профессиональные знания, делать всё, что в его силах - «age quod agis», как говорили древние. И в этом ему помогает Интернет.
Возникновение Интернета, виртуального мира, изменило жизнь всего человечества и сказалось очень во многих сферах человеческой деятельности. Но России пришлось особенно сложно - бурный рост и становление интернет-технологий совпал со смутным временем, изменением общественного строя.
Что же хорошего принёс виртуальный мир в систему подготовки кадров в технических вузах и какие проблемы он породил?
Первая проблема - «виртуализация умений».
В России с начала становления высшего технического образования огромное значение придавалось практическим навыкам и умениям будущих инженеров. Граф Витте, будущий министр путей сообщения и председатель Совета министров, начинал с должности билетного кассира, и освоил несколько специальностей, пока дошёл до чина по-
мощника начальника станции. Королёв своими руками строил планеры и ракеты, а в интерьере каждого технического вуза привычно было видеть
станки и машины - студенты должны работать на них и ремонтировать их.
были уметь
Рисунок 1 - Графическое представление системы отбора в технические вузы
С появлением Интернета редкая некогда возможность просмотра учебных фильмов об устройстве машин и технологических процессах стала доступна каждому и в любой момент. Но просмотреть десять фильмов, чертежей и анимаций о сварке, например, вовсе не значит, что человек научился работать и понял, как на самом деле идёт этот процесс. Знания - если даже предположить, что студент хорошо и надолго запомнил этот материал - всё равно остаются мёртвыми без практики.
В нынешних условиях практика, практика на предприятиях, выпускающих реальную продукцию, чрезвычайно важна в системе подготовки кадров
[7].
В начале ХХ века для быстрой и эффективной подготовки кадров была использована идея завода-втуза (высшего технического учебного заведения)
[8]. Эта система появилась в Англии, получила широкое развитие в Европе, в частности в Германии, и была создана в 1930 году в СССР под историческим названием «Завод-ВТУЗ». Первые заводы-втузы были созданы при Московском инструментальном, Ленинградском котлотурбинном и Харьковском электромеханическом заводах. Именно эти инженерные кадры, подготовленные в реальных условиях производства, вынесли на своих плечах и фронтовое производство, и эвакуацию, и непрерывное совершенствование продукции. В 60-е годы сеть заводов-втузов расширилась, они появились при Московском автомобильном, Ленинградском металлическом, Днепродзержинском металлургическом и Пензенском заводе счетно-аналитических машин.
Сейчас такая система применяется, например, в Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета [9], с базовым предприятием «Юргинский машиностроительный завод» и в Санкт-Петербургском институте машиностроения с базовым предприятием «Ленинградский металлический завод».
Конечно, не в силах преподавателей возродить и расширить систему заводов-втузов, но каждый на своём месте может добиваться расширения практических занятий студентов на производстве и повышения качества производственной практики.
Опыт работы в Московском государственном университете леса подтверждает правильность данного направления. Близость вуза к мощным предприятиям городов Московской области - Королева, Мытищ, Фрязино и Москвы позволяет студентам Факультета электроники и системотехники не только видеть продукцию - приборы, системы, вычислительные комплексы, но и трудятся на рабочих местах, участвуя в реальных производственных процессах и разработках.
Вторая проблема - «виртуализация знаний».
Во времена бумажных носителей информации появление каждого нового учебника было событием. Его создание доверялось самым опытным профессионалам, над ним, кроме автора, работал целый коллектив - педагоги, психологи, методисты, специалисты по лингвистике, по дидактике, по графическому оформлению. Подготовка проходила через много стадий контроля, проверки, обсуждений и утверждений, критических замечаний (та самая цензура, обеспечивающая высокий уровень). Словом
- была громоздкая, но исключительно эффективная технология изготовления качественного продукта. Именно поэтому школьные учебники не менялись годами и служили не одному поколению. Конечно, институтские учебники по прикладным техническим предметам менялись чаще и служили не так долго
- технический прогресс делал их устаревшими - но технология их создания была также очень качественной.
Ситуация начала резко меняться с отменой контроля в издательской деятельности и с бурным развитием сетевых технологий. За написание учебников стали браться не самые квалифицированные специалисты, а технология рождения учебника от рукописи до выпуска тиража упростилась до примитива. Учебник стал коммерческим товаром: вложи деньги в издание - получи прибыль от продажи тиража.
Ещё печальнее обстояло дело в сетях: богатейшие возможности, которые давал Интернет - доступность, иллюстративность, удобство чтения, видеоматериалы, анимация - зачастую служили не истине и науке, а коммерции, неудовлетворённым амбициям и распространению сомнительных сенсаций.
В информатике есть важное понятие - информационная ценность, P±. Среди множества её определений наиболее точно и чётко этот параметр описан В.В. Домаревым: «Свойство информации, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности человека». [10] По предложенной им шкале количественных оценок этот параметр может изменяться в диапазоне от +1 до -1:
P± = 1 (достоверная и своевременная ин-
формация)
Pi = 0 (бесполезная информация)
P± = -1 (дезинформация, вредная информа-
ция)
Но поскольку в самом определении информационной ценности заложен ещё и посыл к человеку, то вполне логично учесть и свойства самого человека, его квалификацию, профессионализм, способность оценивать и использовать информацию. Можно, например, ввести коэффициент m (от латинского mens - разум) и считать, что он меняется
от 0 - полное незнание, новичок, до 1 - профессионал. Тогда частная информационная ценность, ценность информации для данного человека Р'± может оцениваться сторонним наблюдателем как
Р'± = шР±
В определённом смысле эта формула позволяет и оценивать знания студента и оценивать возможности усвоения им новой информации.
По данным экспертов исследовательской компании 9а^пег до XIX века информация удваивалась каждые 150 лет. В конце ХХ века - каждые 25 лет, каждые пять лет в настоящее время и будет удваиваться каждые 72 дня к 2020 году. В исследовании учитывались печатные издания, текстовые и электронные сообщения, телефонные звонки, теле- и радиотрансляции, аудио- и видеозаписи web-стра-ницы и другие информационные источники [11, 12].
В теории компьютеров есть такой термин - «тирания альтернатив», когда при проектировании сложной системы возникает столько альтернативных вариантов, что их просчёт и оценка потребует больше времени, чем само проектирование. Нечто подобное возникает с нарастанием массы информации - выбрать лучший учебник из тысячи становится сложнее, чем воспользоваться первым попавшимся.
В общей массе информации часть составляют и учебники с информационной ценностью от +1 до -1. И студент-новичок, при его начальном коэффициенте т 0, естественно, не в состоянии отделить в этом массиве зёрна от плевел, истинное знание от ложного - и плюсовая, и минусовая информационная ценность, умноженная на ноль, даст Р'1 * 0.
Мне приходилось сталкиваться с казусами, когда студенты, получив такую эрзац-информацию, предлагают паять печатные платы в солевом расплаве (как металлоконструкции и инструмент), или измерять запрещённую зону в метрах (перепутав её с запретной).
В такой ситуации роль преподавателя, роль живого общения при работе со студентами приобретает особое значение. В российской традиции преподавание и воспитание - неразделимы. Само слово воспитание, подразумевает питание обучаемого пищей для ума. И эта пища должна быть самого высокого качества.
Что могут и должны сделать преподаватели в нынешних условиях для качественной подготовки кадров?
Проще всего, конечно, использовать запретительно-ограничительные меры, давать, например,
список литературы и Интернет-ресурсов - но это неэффективно, как и любой запрет. Да и информационный мусор, которым заполнен Интернет - не худшее из зол. Стремительное развитие и усложнение структуры и средств Интернета привело к возникновению «тёмных сетей», обслуживающих зачастую подполье и незаконную деятельность, типа торговли оружием и наркотиками и «глубокой паутины», спрятанной внутри Интернета и невидимой обычным пользователям.
Значит, нужен системный подход, нужно создание «светлых сетей», Интернета чистого знания. Нужно построить систему - именно систему, а не отдельные электронные учебники - чистого знания, где будет гарантированно достоверная информация, систематизированная, с лёгкой системой поиска по «дереву знаний», где каждый сайт и каждая страница будет создана, как создавались учебники, специалистами и по предмету, и по методике, и по дидактике, и по графике, анимации, интерактивному взаимодействию. Это огромная по объёму работа, но она необходима сегодня, и в ней, конечно же, должны участвовать преподаватели технических дисциплин в вузах - как первичное звено подготовки информации.
Хотелось бы напомнить об опыте коллективного творчества, коллективного создания учебников. В 1935 году группа молодых, талантливых и остроумных французских математиков объединилась в сообщество под коллективным псевдонимом «Николя Бурбаки» (фамилия бравого французского генерала, некий аналог нашего «Василь Иваныча» из анекдотов) и приступила к изданию серии очень серьёзных книг по математике. Основой работы была анонимность и беспощадная взаимная критика, в каждой статье обсуждались и доводились до совершенной точности не то, что определение или формула, но каждая буква и запятая.
Может быть, пришло время создавать подобные группы преподавателей технических дисциплин, инженеров, учёных, которые бы, отбросив личные амбиции и претензии, занялись совместным созданием совершенных электронных учебников, первичного звена будущей системы «чистого знания»? В наше время, когда Интернет и Скайп сократили расстояния, это куда легче, чем работа энциклопедистов XVII века.
А инициатором и координатором этой работы мог бы стать Пензенский Международный симпозиум «Надёжность и качество», а Пенза - аналогом того самого виртуального Нанкаго, где писал свои труды «великий математик Николя Бурбаки».
ЛИТЕРАТУРА
1. Чирков, Ю. «Горькая цена перестройки». Журнал «Национальная безопасность», 08.04.2013 г. http://www.psj.ru/saver national/detail.php?ID=74096.
2. Мясников, А.В. «Study Guide по изучению дисциплины «Теория организации»». Московская финансово-промышленная академия, Москва, 2007 г. http://www.e-biblio.ru/book/bib/0 6 management/teoria organizacii/book.html■
3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий : учеб. пособие. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
4. Рейтинг стран мира по уровню образования. «Гуманитарные технологии» - информационно-аналитический портал ISSN 2310-1792 http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info■
5. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий : учеб. пособие. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
6. Симоненко, Е.А. «Памятка начинающего преподавателя или почему не стоит работать преподавателем в вузе». (Учебный процесс в IT, 18.12.2015). https://habrahabr.ru/post/297412/.
7. Прохоров, В.Ю. Эффективность применения наносмазочных материалов в канатно-чокерном оборудовании ЛПК / В.Ю. Прохоров, В.П. Антонюк // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2012. - Т. 2. - С. 156-157.
8. Знаменская, Т.Д. «Современные проблемы преподавания в технических вузах. Повышение качества подготовки инженеров». - Саарбрюкен, Германия, «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2016 г., с.56.
9. Сайт Томского политехнического университета. «Юргинский технологический институт». http://uti.tpu.ru/.
10. Домарев, В.В. «Безопасность информационных технологий. Системный подход». - Киев, ООО ТИД «Диасофт», 2004.-992 с.
11. Стефаненко, П.В., Джура С.Г., Чурсинова А.А. «Педагогические особенности виртуальных технологий». (ДонНТУ г. Донецк, ДНР) http://pandia.ru/text/7 7/3 4 2/97 6 95.php.
12. Прохоров, В.Ю. Повышение износостойкости шарнирных сопряжений манипуляторов лесозаготовительных машин / Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2011. - Т. 2. - С. 198199.