Научная статья на тему 'О качествах и свойствах воды в "Каноне врачебной науки" Абуали ибн Сино'

О качествах и свойствах воды в "Каноне врачебной науки" Абуали ибн Сино Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУАЛИ ИБН СИНО / "КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ" / ВОДА / WATER / ABU ALI IBN SINA / AVICENNA / CANON OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Файзуллоев Н. Ф., Ходжаева Н. М.

В статье, приуроченной ко дню рождения гениального ученого-энциклопедиста Абуали ибн Сино, представлен научный анализ его сочинений о воде, изложенных в «Каноне врачебной науки». Подчеркнуто, что, несмотря на весьма ограниченные возможности проведения лабораторных методов исследования, многие положения, высказанные им по санитарно-гигиеническим, лечебно-оздоровительным характеристикам воды и ныне выглядят актуальными. Многие предположения ученого в последующем были подтверждены современными научными исследованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT QUALITIES AND PROPERTIES OF WATER IN THE "THE CANON OF MEDICINE " OF ABU ALI IBN SINA (AVICENNA)

In the article, dedicated to the birthday of the brilliant scholar and lexicographer Abu Ali ibn Sina (Avicenna), presented scientific analyses of his essays about water, stated in the «The Canon of Medicine». It was emphasized, that despite very limited opportunities of conducting laboratory methods of research, many of the theses, that he expressed on the sanitary and hygienic, medicinal and health improving characteristics of water are still relevant today. Subsequently, many statements of the scientist were confirmed by modern scientific research.

Текст научной работы на тему «О качествах и свойствах воды в "Каноне врачебной науки" Абуали ибн Сино»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Ко Дню рождения Абуали ибн Сино

УДК 616.36.-002.14

1ФАЙЗУЛЛОЕВ Н.Ф., 2ХОДЖАЕВА Н.М.

О КАЧЕСТВАХ И СВОЙСТВАХ ВОДЫ В «КАНОНЕ ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ» АБУАЛИ ИБН СИНО

1Академия медицинских наук МЗиСЗН РТ 2Таджикский госмедуниверситет имени Абуали ибн Сино

В статье, приуроченной ко дню рождения гениального ученого-энциклопедиста Абуали ибн Сино, представлен научный анализ его сочинений о воде, изложенных в «Каноне врачебной науки». Подчеркнуто, что, несмотря на весьма ограниченные возможности проведения лабораторных методов исследования, многие положения, высказанные им по санитарно-гигиеническим, лечебно-оздоровительным характеристикам воды и ныне выглядят актуальными. Многие предположения ученого в последующем были подтверждены современными научными исследованиями.

Ключевые слова: Абуали ибн Сино, «Канон врачебной науки», вода.

1FAYZULOEV N.F., 2KHODJAEVА N.M.

ABOUT QUALITIES AND PROPERTIES OF WATER IN THE «THE CANON OF MEDICINE « OF ABU ALI IBN SINA

(AVICENNA)

Academy of Medical Sciences of Ministry of Health and Social Protection of Population of Republic of Tajikistan

2Tajik State Medical University named after Abu Ali ibn Sina

In the article, dedicated to the birthday of the brilliant scholar and lexicographer Abu Ali ibn Sina (Avicenna), presented scientific analyses of his essays about water, stated in the «The Canon of Medicine». It was emphasized, that despite very limited opportunities of conducting laboratory methods of research, many of the theses, that he expressed on the sanitary and hygienic, medicinal and health improving characteristics of water are still relevant today.

Subsequently, many statements of the scientist were confirmed by modern scientific research.

Key words: Abu Ali ibn Sina, Avicenna, The Canon of Medicine, water.

Ежегодно весь Таджикистан, в первую очередь медицинская общественность, 18 августа отмечает день рождения гениального ученого Абуали ибн Сино и приуроченный к этой дате профессиональный праздник работников здравоохранения.

Круг научных поисков ученого настолько разнообразен и широк, что великие мыслители его эпохи и последующих столетий считают его энциклопедический талант феноменальным яв-

лением, уникальным событием, «божьим даром». Возможно, с этим связано то обстоятельство, что до сих пор идут споры об его этническом происхождении, хотя в своих комментариях известный ученый академик Мусо Диноршоев довольно обстоятельно излагает доводы о таджикском (персидском) происхождении Абуали ибн Сино. При этом справедливо подчеркивает, что Авиценна является достоянием всех цивилизованных народов мира [2].

На Востоке его назвали Шейх-ур-Раис. Почетное звание «Раис» характеризует его как государственно-политического деятеля. Звание «Шейх» свидетельствует о его глубоких познаниях в религии и философии.

Еще при жизни Абуали ибн Сино был удостоен следующих высоких титулов: Худжатун Хакк (Доказательство или авторитет истины), Шейхур-Раис (Глава мудрецов, старейшин, великий мыслитель), Пизишки, Хакими бузург (Великий целитель) и Шараф-ул-Мулк-Слава (гордость страны) [5].

Неоспорим тот факт, что ученый внес существенный вклад в области физики, математики, астрономии, музыки и других наук, мировую славу ему принесли его труды в области медицины и философии.

Медицина его привлекала ещё с юношеского возраста: « ... потом я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней. Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науки врачевания. Вместе с тем, я продолжил изучать фикх и участвовать в диспутах по нему. В это время я был юношей шестнадцати лет» [2].

Из 60 и более работ, посвященных медицине, главным и поистине гениальным его сочинением является «Канон врачебной науки» -медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, а также результаты собственных наблюдений автора. «Канон» в XII столетии переведен на латинский язык Герардом Кремонским, известным в свое время под именем «отца переводчиков», и в течение пяти столетий был настольной книгой врачей Средних веков. Он издавался около 30 раз на латинском языке и был переведен на многие языки мира.

В «Каноне» наряду с подробным научным описанием клинических проявлений, диагностики, лечения и профилактики заболеваний большое внимание уделено пропаганде здорового образа жизни и фармацевтике. Детально изложены многие разделы гигиены (коммунальная, питания, окружающей среды, водной санитарии и др.).

Как справедливо отмечает В.А. Покровский в своем учебнике по гигиене: «чрезвычайно большое значение имела деятельность великого ученого Средней Азии Абу Али Ибн Сины (Авиценны). Великий сын таджикского народа обессмертил свое имя многими замечательными сочинениями и, прежде всего, «Каноном медицины», в котором большое внимание уделялось вопросам гигиены. Необходимо особо отметить, что Авиценной была высказана гениальная догадка о возможности распространения некоторых болезней при помощи воды и воздуха. На этом основании он

рекомендует проветривать жилища, кипятить или фильтровать воду» [4].

В канун дня рождения Абуали ибн Сино решено провести научный анализ материалов по водной санитарии, изложенных в «Каноне врачебной науки». Вопросы, касающиеся водной проблематики, настолько актуальны, что только за последние 15 лет по инициативе Президента Республики Таджикистан ООН приняла ряд программ по данной проблеме: Международный год «Чистой воды», 2003; Международное десятилетие «Вода для жизни, 2005-2010» и Международное десятилетие «Вода для устойчивого развития 2018-2028».

В «Каноне» качеству воды посвящена отдельная глава, в которой, в частности, говорится: «Вода - есть один из элементов и отличается среди совокупности элементов тем, что она входит во все, что мы принимаем (внутрь) - не потому, что она питает, а ради того, что она проводит питательное вещество, способствующее течению питательных веществ и их размягчению и сопутствует им, когда они проходят к сосудам и устремляются к проходам. Без такого рода помощи нельзя обойтись во всем процессе питания (1.208). Не имея современных технологий и оборудования, Абуали ибн Сино с характерной ему прозорливостью и особым интуитивным даром четко изложил значение воды не только в процессе всасывания пищевых продуктов, но и их транспортировку по организму.

Говоря о качестве воды, ученый отмечает «Далее вода различается не в отношении водянистого вещества, а смотря по тому, что к ней примешано, но и по преобладающим в ней качествам. Лучшая вода - это вода родников, но не всех родников, а (протекающих по чистой земле), в почве, в которой не преобладают никакие посторонние свойства и качества, или по земле каменистой, которая лучше (сохраняется) от загнивания земной гнилью. Но земля, состоящая из чистой глины, лучше, чем каменистая» (I. 208).

Отдавая предпочтение родниковой воде, ученый тем самым предполагает возможную опасность использования воды из других источников (рек, озер) из-за риска возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний. Безопасной, по его справедливому заключению, является родниковая вода, текущая по открытому для солнца и ветра, по каменистому руслу, но более полезным является вода, протекающая по чистой земле. Далее, развивая эту мысль, Абуали ибн Сино показывает блестящую эрудицию по вопросам водной санитарии. Его высказывания по этой проблеме актуальны и ныне. Создается впечатление, что он жил и творил не в Средневековье, а в XX веке. «Знай, что воды с глинистым руслом лучше, чем те, что текут по камням. Ведь

глина очищает воду, отнимает у нее посторонние примеси и делает ее прозрачной, а камни не делают (всего) этого. Но глина в русле должна быть чистой, без (примеси) ила, соли или чего-либо другого, ибо случится, что если воды много и она течет с силой, примеси, вследствие своего обилия, переходят в её естество» (I. 208).

При отсутствии лабораторных возможностей обнаружения присутствия посторонних элементов (прежде всего солей тяжелых металлов и других примесей), ученый предлагает простой, доступной метод определения качества питьевой воды - взвешивание. «Знай, что взвешивание -один из удачных способов узнать качество воды: более легкая (вода) в большинстве случаев лучше. Вес иногда определяется при помощи мерки, иногда узнается (следующим образом): две тряпки или два куска хлопка одинакового веса смачивают водой различного качества, потом высушивают насухо, и взвешивают. Вода считается лучшей, если хлопок, смоченный водой, стал легче» (I. 209). Данный метод вполне пригоден и сегодня, когда по какой-либо причине под рукой не окажутся современные технологии определения качества воды.

В данной главе ученый особое внимание уделяет методам обезвреживания воды, делая акцент на важность кипячения, дискутируя с оппонентами по этому вопросу. «Возгонка и перегонка -один из (путей) исправления плохой воды, а если это невозможно, то кипячение. Кипяченая вода, как свидетельствуют ученые, меньше раздувает (живот) и быстро спускается (во внутренности). Невежественные врачи думают, что в кипяченой воде легкие части поднимаются (и испаряются), а тяжелые остаются, поэтому от кипячения (будто бы) нет пользы, так как оно делает воду более плотной». Однако тебе нужно знать, что (все) частицы воды, пока она остается водой, сходны между собой в отношении легкости и плотности, ибо вода - тело простое, не сложное. Но вода становится плотной либо вследствие усиления действия на нее качества холода, либо вследствие значительной примеси землистых частиц, не такого размера, чтобы быть в состоянии разорвать сцепление (частиц) воды и образовать в ней осадок. Кипячение сначала уничтожает плотность, возможно от холода, потом подвергает частицы воды сильному разрежению, так что они становятся жиже по консистенции, и делается возможным отделение от воды тяжелых землистых частиц, заключенных в ней, когда она была плотной. ... То, что отделилось благодаря испарению, является однородным с оставшейся водой, недалеким он неё (по составу), ибо, когда вода освобождается от примеси, ее частицы становятся сходными в отношении тонкости, и поднявшиеся (при испарении) частицы не имеют большого

преимущества над тем, что осталось. Кипячение лишь утончает воду, устраняя уплотнение от холода и примеси, примешанные к воде, выпадают в осадок. Доказательством этого служит то, что если оставить густую воду (стоять) долгое время, из нее не выпадет сколько ни будь значительного осадка; если же её вскипятить, станет легкой на вес и чистой» (I. 210). Таким образом, Абуали ибн Сино на основании неоспоримых фактов доказывает важность обезвреживания воды путем кипячения и опровергает некоторые мнения своих коллег (невежественных врачей) о бесполезности кипячения или даже его вредности. Возможно, благодаря его аргументированной позиции о целесообразности такого метода обеззараживания воды, удалось предотвратить эпидемии многих инфекционных заболеваний. Кстати, такого рода «толкования» со стороны «псевдоученых», представителей нетрадиционной медицины, некоторыми служителями культа до сих пор возникают в тех или иных уголках земного шара в отношении научно-доказанных фактов, нередко поддерживаемых и пропагандируемых средствами массовой информации (в частности, через социальные сети). Следовательно, еще со времен великого ученого в научном сообществе и среди общественности идет борьба между истинной наукой и лженаукой. Эта проблема стала настолько актуальной в XXI веке, что Российская Академия наук создала Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификации научных исследований.

Абуали ибн Сино также высказывает свою позицию в отношении чистоты и полезности вод больших рек. «Некоторые люди допускают крайнее преувеличение, расхваливая воду Нила, и объединяют ее похвальные качества в четырех (свойствах): в отдельности - начала её течения, в её обилии, в том, что у нее хорошее русло, и в том, что она направлена на север с юга, придавая нежность текущим (в русле) водам» (I. 210). Необходимо подчеркнуть, что сторонники безопасности и «целебности» больших рек до сих пор существуют (прежде всего, среди некоторой части населения, проживающих у берегов этих рек (Нила, Ганга и др.), что нередко приводило к развитию эпидемий водозависимых заболеваний (холеры, брюшного тифа, гепатитов А и Е, дизентерии и др.). Поскольку воду из больших рек полностью очищать невозможно, то единственно правильным способом обезвреживания таких вод, по его мнению, является кипячение. «Если ежедневно очищать дурную воду, (переливая ее) из сосуда в сосуд, то из нее обязательно будет каждый день снова появляться осадок; при этом то, что должно осесть, станет оседать лишь постепенно, не быстро, и (воду) все же нельзя будет хорошо очистить. Причина этого в том, что землистые примеси легко выпадают из вещества

тонкого по субстанции не имеющего густоты, вязкости и маслянистости, и не так легко оседа-ются из плотного (вещества), а кипячение придает веществу тонкость» (I. 210).

Важно также отметить высказывания ученого в отношении дождевой воды, так как до сих пор часть населения земного шара используют ее для питья и хозяйственных нужд. «К хорошей воде относится и дождевая вода, особенно та, что (выпадает) летом из грозовых туч. Вода же, которая (выпадает) из облаков (пригнанных бурными ветрами - мутная от пара, из которого рождаются (облака), а также мутная и от облака, из которого она капает. Поэтому вещество такой воды имеет примесь и она не чиста. К тому же гнилостность спешит к дождевой воде, даже если эта вода наилучшая, бывает, так как (дождевая) вода очень жидка и на нее быстро действует разрушение (начало) земли и воздуха» (I. 210). Мнение ученого о санитарно-гигиенической характеристике дождевой воды выглядит вполне современно. Доказано, что дождевая вода лишена многих качеств вод других источников. Научные исследования подтверждают тот факт, что воды из родников, рек подвергаются биологическому очищению теми частицами, которые в них имеются, возможно, по этой причине они долго могут не терять своих вкусовых, органо-лептических свойств и срок их хранения более продолжителен; также они не теряют свои качества от внешних факторов. К тому же у дождевой воды высок риск загрязнения и воздействия факторов окружающей среды, возможно и радиации. Точка зрения ученого и достижения современной науки о характеристиках дождевой воды должны быть учтены и использованы при проведении санитарно-просветительских работ с населением, использующим дождевую воду в питьевых и хозяйственных нуждах.

В «Каноне» имеются рассуждения и о водах других источников (колодцев, подземных каналов, льда, снега, стоячих болот). «Что касается воды из колодцев и подземных каналов, то по сравнению с водой она дурная, ибо (состоит из) спертых вод, в течение долгого времени смешанных с частицами земли и не свободных от некоторой гнилостности. Она извлекается (из глубины) и приводится в движение понуждающей (внешней) силой, а не силой, заложенной в ней самой, склонной устремляться наружу; (извлечение из глубины) достигается искусственно, с помощью хитрости, тем, что воде облегчают возможность просочиться. Хуже всего вода, для которой проложен проход в свинцовых трубах; она заимствует силу (свинца) и часто вызывает язвы в кишках. Подпочвенная вода хуже колодезной, так как вода в колодце быстро натекает вследствие изъятия и постоянно находится в движении, не оставаясь

надолго запертой. Что касается подпочвенной воды, то она долго блуждает в порах гниющей земли и движение ее, когда она выбивается наружу, медленное, проистекающее не от силы собственного стремления, а от обилия массы (воды). К тому же (подпочвенная вода) находится только в испорченной, гниющей земле» (I. 211).

Мнение ученого вполне сопоставимо с нынешней оценкой санитарно-гигиенических характеристик этих источников. Действительно, по своему составу и качеству они уступают не только водам из родников, но и рек. Более того, эти воды могут быть загрязнены содержимым наружных туалетов, если они находятся на близком расстоянии. В таких случаях высок риск развития вспышек кишечных инфекций, тем более, что у населения существует ложное мнение о безопасности этих источников, поскольку они считают, что подземные воды не могут быть подвергнуты антропогенному воздействию и влиянию негативных факторов окружающей среды. Согласно существующим санитарно-гигиеническим нормативам, подземные воды могут быть безопасными, если они извлекаются из больших глубин - более ста метров. К сожалению, во многих населенных пунктах глубина доступа к подземным водам составляет несколько метров, что делает не безопасным их использование.

Его высказывания о тяжелых последствиях отравления свинцом, если подземные воды протекают по трубам, произведенным из этого металла, доказано современными исследованиями [3].

Абуали ибн Сино, говоря о качестве стоячей болотной воды, характеризует ее как дурную и тяжёлую. Употребление такой воды приводит к различным заболеваниям, как у взрослых, так и у младенцев. Эти последствия наиболее часто отмечаются в летнее время, когда болотная вода от действия солнца нагревается и подвергается активному гниению. Далее он излагает клиническую симптоматику состояний, которые могут иметь место у людей, пьющих эту воду. «Стоячая болотная вода, в особенности открытая дурная и тяжёлая. Из-за своей плотности и примеси землистых частиц, а также вследствие испарения жидкого (вещества), она порождает у пьющих её, заболевания селезенки, истончает брюшные стенки и запирает внутренности» (I. 211).

Ученый обращает внимание и на лечебные свойства воды, если в ней содержатся полезные минеральные вещества. «Вода, к которой примешивается минеральное вещество или нечто подобное, а также воды, в которых водятся пиявки всегда хуже, но у некоторых из них есть полезные свойства. Вода, в которой преобладает сила железа (соли железа) полезна тем, что укрепляет внутренности, препятствует расстройству желудка и поднимает все силы желания».

Его рассуждения в отношении купания в банях и о банях в целом звучат в унисон современным представлениям, особенно в части показаний, противопоказаний, рекомендациям по использованию банных процедур. В частности, он говорит: «Необходимо сначала увлажнять воздух вокруг себя разбрызгиванием пресной воды, затем быстро умыться и выйти. Занимающийся физическими упражнениями не должен спешить в баню, пока совсем не отдохнет. После выхода из бани или же в самой бане нужно воздерживаться пить холодные напитки. Нужно также остерегаться слишком горячего. Следует остерегаться выходить из бани сразу, обнажать голову, остуживать тело, а следует выходить из бани в зимнее время закутавшись в одежду. Больной лихорадкой, должен остерегаться бани., а также имеющий непрерывности и опухоли. Вред (от бани) выражается в ослаблении сердца, если в ней (находиться), в наступлении обморока и тошноты ...» (I. 337).

И ныне полезны его рекомендации о купании в холодной воде. «(Купание в холодной воде) благоприятствует тому, у кого режим во всех отношениях является совершенным. Возраст, сила и наружные данные, а также сезон должны подходить для этого. (Человек) не должен страдать несварением (желудка), рвотой, поносом, бессонницей, катарами. Кроме того, он не должен быть ни ребенком, ни стариком; тело его должно быть бодрым и движения соразмерными. Иногда купаются (в холодной воде) после горячей воды, чтобы укрепить кожу и удержать (в теле) прирожденную теплоту. Если желают купаться в холодной воде для этой (цели), то необходимо, чтобы она была не слишком холодной, а умеренной» (I. 338).

Весьма полезны советы ученого в отношении продолжительности пребывания в холодной воде, температурном режиме, правилах, соблюдение, которых обязательны при таком виде закаливания организма. «(Купающийся), остается в воде пока ему приятно и сносно и у него не появляется, «гусиная кожа». Когда он выйдет (из воды), ему нужно сделать массаж, побольше накормить, поменьше напоить. Затем нужно заметить, через сколько времени возвращается (в первоначальное состояние) цвет его (кожи) и теплота. Если они возвратятся быстро, то это значит, что он пробыл в воде умеренно; если они будут (восстанавливаться) медленно, то это значит, что он пробыл в воде больше, чем нужно. Исходя из этого, устанавливают продолжительность (пребывание в воде) для следующего дня. Если кто-нибудь хочет (купаться в холодной воде), то он должен сделать это постепенно, первый раз в середине жаркого, летнего дня» (I. 338). Анализируя его изречения о лечебных свойствах воды, можно смело считать Абуали ибн Сино одним из основоположников бальнеологии.

Отдельный параграф в «Каноне» посвящен режиму питья воды и напитков. «Знай, что вредно пить (воду) натощак, после физических упражнений, и особенно после бани на пустой желудок. Пить воду следует не залпом, а глотками, в особенности при ложной жажде. Пить очень холодную воду нехорошо, если нет, другого выхода, то следует пить после достаточной пищи» (I. 350-351). Эти рекомендации ученого должны быть учтены в жаркое время года и при соблюдении мусульманами великого поста-уразы, когда возникает необходимость восстановления дефицита воды в организме.

Уникальны его суждения по поводу профилактики так называемой диареи путешественников (О том, как уберечься путешественнику от вреда различной воды). «Поистине, от разнообразия воды путешественник может заболеть разными болезнями, чаще, чем от разнообразной пищи. Поэтому необходимо на это обратить внимание и заняться мерами исправление воды. К числу таких мер относится хорошее фильтрование, основательное пропускание через пористую глиняную посуду и кипячение. Самый совершенный из всех этих (способов) - это перегонка ее путем выпаривания. Часто из шерсти изготовляют фитиль, один конец его опускают в наполненный водою сосуд, а другой конец - в другой пустой сосуд, в результате вода будет капать в пустой сосуд. Это является одним из лучших видов фильтрования воды, в особенности, если оно проделывается несколько раз. Для лиц, встречающихся с разной водой, хорошей мерой является брать с собой воду своего города и смешивать ее с водой соседнего (пункта); забирать остатки воды каждой стоянки до следующей стоянки и мешать ее с водой последней. Так нужно поступать, пока не доедешь до места назначения. Нужно брать с собой и глину своего города и смешивать ее со всякой водой, с которой встречаешься, взбалтывать ее и затем оставлять до процеживания. Так же хорошо носить с собой кислые сгущенные соки для перемешивания к различным водам» (I. 387-388).

В «Каноне» имеется упоминание о вредных свойствах некачественной воды (соленой и мутной). «Что же касается соленой воды, то она сначала истощает, подсушивает и вызывает понос. Мутная вода порождает камни и закупорку; после нее следует принимать мочегонные» (I. 213).

Подытоживая вышесказанное, следует подчеркнуть, что, несмотря на весьма скудные возможности проведения лабораторных методов исследования, многие положения, высказанные ученым о санитарно-гигиенической и лечебно-оздоровительной характеристике воды, удивляют своей современностью и уникальностью. Более того, проблемы водной санитарии и водополь-

зования в XXI веке стали более актуальными и глобальными.

Гениальность и прозорливость Абуали ибн Сино заключается еще в том, что многие его догадки и предположения, в частности, о передачи инфекций через воду, в последующем были подтверждены современными методами исследования.

О месте Абуали ибн Сино в истории человечества, его вкладе в мировую науку удачно высказался академик Мусо Диноршоев, посвятивший долгие годы своей творческой деятельности изучению его философского наследия: «Пройдут века, сменятся на земле сотни поколений людей, человечество вступит в совершенно новую социально-экономическую, научно-технологическую и культурно-цивилизационную эру. Но величие и слава Ибн Сино, зажигающего в X веке свет разума и посеявшего семена знания на планете, не померкнут никогда» [2].

Научное наследие Авиценны, как волшебный неиссякаемый родник будет служить источником

вдохновения нынешнего и будущих поколений. Непростая жизнь (скитания из-за преследования правителей и представителей духовенства, отсутствие семьи и пр.), целиком и полностью посвященная науке, является предметом гордости его соотечественников и последователей, примером бесконечной преданности любимому делу -врачеванию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абу Али ибн Сино. Канон врачебной науки.- Ташкент: издательство медицинской литературы им. Абу Али ибн Сино, 1996.- Т.1.

2. Абу Али ибн Сина. Сочинения. / ред. М. Диноршоев.

- Душанбе, Дониш, 2005.- Т.1.- 959 с.

3. Отравления в детском возрасте / под ред. И.В. Марковой и А.М. Абезгаудза.- Л.: Медицина, 1977.- 272 с.

4. Покровский В.А. Гигиена.- М.: Медицина, 1979.496 с.

5. Шайфет М.С. 100 великих врачей.- М.: Веге, 2004.

- 528 с.

^ФАЙЗУЛЛОЕВ Н.Ф., 2ХОЧ,АЕВА Н.М.

ОИД БА СИФАТ ВА ХОСИЯТ^ОИ ОБ ДАР «КОНУНИ ТИБ»-И АБУАЛИ ИБНИ СИНО

•Академиям илм^ои тибби Вазорати тандурусти ва чифзи ичтимоии ахолии Чумхурии Точикистон 2Донишгохи давлатии тиббии Точикистон ба номи АбуалИ ибни Сино

Калима^ои калидИ: Абуали ибни Сино, «Конунитиб», об.

Дар мацолаи мазкур, ки ба зодрузи олими бузург Абуали ибни Сино бахшида шудааст, та^лили илмии осори ба об бахшидаи у дар «Конуни тиб» дарц гардида дода шудааст.

Ба набудани шароити лозимии гузаронидани тадцицот^ои лаборатори ниго% накарда, ацида^ои олим оид ба хо-сият^ои санитарию гигиени ва табобатию солимгардонии об %оло %ам актуали буда, пешбинщои зиёди у айни замон тасдиц гардидаанд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.