Полемика
Discussions
О хронологии русских митрополитов XI в. (по поводу новой гипотезы А. П. Толочко)*
On the Chronology of the 11th-century Russian Metropolitans. An Answer to A. P. Tolochko
Андрей Юрьевич Виноградов Andrey Yu. Vinogradov
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Москва, Россия
National Research University Higher School of Economics Moscow, Russia
Резюме
В статье разбираются поправки А. П. Толочко к традиционной хронологии киевских митрополитов XI в., сформулированной А. Поппэ, и показываются слабые стороны обеих хронологий. На основании новейших эпиграфических находок предлагается новая хронология митрополитов до последней четверти XI в: Феофилакт был переведен на Русь с Севастийской митрополичьей кафедры до 1015 г.; Феопемпт стал митрополитом не позднее 1039 г.; Иоанн I взошел на престол после 1039 г. и правил до 1051 г.; Иларион сделался митрополитом в 1051 г. (вероятно, после 24 июля) и перестал быть им в
* В данной научной работе использованы результаты проекта «Модели
представления прошлого в Средние века и раннее Новое время», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г.
Цитирование: Виноградов А. Ю. О хронологии русских митрополитов XI в. (по поводу новой
гипотезы А. П. Толочко) // Slovene. 2019. Vol. 8, № 1. C. 477-485. Citation: Vinogradov A. Yu. (2019) On the Chronology of the 11th-century Russian Metropolitans. An
Answer to A. P. Tolochko. Slovene, Vol. 8, № 1, p. 477-485. DOI: 10.31168/2305-6754.2019.8.1.18
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0 International
1052 г. (до 4 ноября); Ефрем получил митрополичество в 1052 г. (до 4 ноября) и закончил его не ранее 1055 г.; Георгий, упоминаемый под 1072 г., стал митрополитом не ранее 1055 г.
Ключевые слова
Русская митрополия, XI в., хронология, митрополит Иларион
Abstract
The article deals with the amendments made by A. P. Tolochko to the traditional chronology of the Russian metropolitans of the 11th cent., compiled by A. Poppe, and shows the weaknesses of both chronologies. Based on the latest epigraphic finds, a new chronology of the Metropolitans until the last quarter of the 11th cent. is proposed: Theophylact was transferred to Russia from the Metropolitan see of Sebasteia sometime before 1015; Theopempt became the Metropolitan no later than 1039; John ascended the throne after 1039 and reigned until 1051; Hilarion became the Metropolitan in 1051 (probably after July 24) and ceased to be in 1052 (before November 4); Ephraim received the Metropolitan see in 1052 (until November 4) and retained it at least until 1055; George, mentioned under 1072, could have become the Metropolitan as early as 1055.
Keywords
Metropolitans of Rus', 11th century, chronology, Hilarion of Kiev
В одной из недавних работ А. П. Толочко [Толочко 2018] подверг критике общепризнанную хронологию русских митрополитов 2-й трети XI в., окончательно сформулированную А. Поппэ [Поппэ 1989; Поппэ 1996] (принята в [Назаренко, Флоря 2013; Древняя 2014]):
Иоанн I (до 1018 — не позднее 1035);
Феопемпт (после 1030 — после 1039);
Иларион (1051-1054/5)
Ефрем (1054/5 — ок. 1065);
Георгий (ок. 1065 — ок. 1076).
Киевский исследователь исключил из этого списка Ефрема и переставил Иоанна на более позднее время:
Феопемпт (упом. 1039);
Иларион (пост. 1050);
Иоанн I (пост. 1052);
Георгий (упом. 1072).
В гипотезе Толочко вызывают возражения сразу несколько моментов.
1. Иоанн. Вызывает сомнение попытка отнести к более позднему времени правление митрополита Иоанна, который упоминается в анонимном «Сказании о свв. мучениках Борисе и Глебе» и в несторовом «Чтении о свв. Борисе и Глебе» [Абрамовичъ 1916: 18-19, 53-55] в связи с постройкой Ярославом Владимировичем сначала «клети» над могилой святых в Вышгороде, а затем и полноценного храма: он мог быть митрополитом при Ярославе только до 1051 г., поскольку в 1051-1052 гг. митрополичью кафедру в Киеве занимал Иларион, а с 1052 г. — Ефрем (см. ниже). Два вышеописанных борисоглебских торжества состоялись в два следующих друг за другом года, и очень вероятно, что незадолго до 1051 г., в пользу чего свидетельствуют два факта. Во-первых, между вторым торжеством и смертью Ярослава в «Чтении...» Нестора упомянуто только одно чудо (а в «Сказании... » — ни одного). Во-вторых, согласно «Сказанию...», через 20 лет после освящения ярославовой церкви его сын Изяслав задумал поставить новую, которая и была освящена в 1072 г. Поскольку же на 1052 г. приходится митрополичество Илариона и Ефрема (см. ниже), а 20 лет «Сказание...» отсчитывает не от даты освящения нового храма, но от его задумки Изяславом («и минувъшемъ лЬтомъ 20, и цьрькви уже обетъшавъши, и умысли Изяславъ возгради-ти цьрьковь нову»), то постройка Ярославом храма и конец правления Иоанна должны относиться ко времени около 1051 г. В таком случае создание Ярославом борисоглебской традиции вписывается в его программу «русификации» Киевской митрополии, завершившуюся по-ставлением Илариона; более того, если освящение церкви состоялось 24 июля 1051 г., то Иларион стал митрополитом не ранее этой даты.
2. Иларион. Дата поставления Илариона — 6558 г. от сотворения мира, — которая зафиксирована и всеми древними летописями [ПСРЛ, 1: 155; Ibid., 2: 144; Ibid., 3: 181], и ставленнической записью самого Илариона (Син591, л. 203)2, произвольно сдвигается Толочко с 1051 на 1050 г. Как мы увидим ниже, 4 ноября 1052 г. митрополитом Киевским был уже Ефрем, так что все правление Илариона оказывается очень коротким:
2 Важным свидетельством в пользу аутентичности этой записи считается именование в ней Ярослава Владимировича архаичным титулом «каганъ». Следует отметить, что титул «каганъ/коганъ» не применяется к русским князьям начиная со второй половины XI в. (исключение — его упоминание в «Слове о полку Игореве», не поддающееся однозначной интерпретации (44) [Каган 1995]). В древнерусских текстах этот титул отмечен только в середине XI в.: помимо ставленнической записи митрополита Илариона, это его же «Слово о законе и благодати», где данный титул приложен к Владимиру Святославичу и Ярославу Владимировичу. Это слово может быть таким же «маркером» языка митрополита Илариона, как и «настолование/настоловати» [Виноградов, Желтов 2019]. Соответственно, к этому же времени следует, вероятно, отнести и граффито № 13 из Св. Софии Киевской (вопреки [Высоцкий 1966: 49-52]).
вероятно, после 24 июля 1051 г.3 — до 4 ноября 1052 г., т. е. около 1 года, а то и менее. Причиной столь краткого митрополичества Илариона Русина, как теперь стало очевидно, была оценка Константинополем его выбора и поставления как неканоничного, что привело не только к соглашению с Ярославом о замене его на Ефрема, но и к переосвящению Св. Софии Киевской (см. ниже). За отказ от Илариона Ярослав получил, по всей видимости, возможность заключить не позднее 1053 г. брак своего сына Всеволода с «царицей-грекиней» [Приселков 1913: 110-111], а также иммунитет для русских епископов — сторонников Илариона (так, новгородский епископ Лука Жидята был наказан митрополитом Ефремом только после смерти Ярослава, в 1055 г.; см. ниже). Однако в свое очень краткое правление — возможно, осознавая шаткость своего положения — Иларион развил бурную церковно-политическую деятельность, направленную на создание «русской» Церкви. В этом смысле «краткая» хронология митрополичества Илариона позволяет точно датировать ряд его деяний. Во-первых, митрополит и князь вместе ввели написанный на древнерусском языке «Церковный устав Ярослава» (см. его преамбулу [Щапов 1976: 76]), призванный заменить собой греческий Номоканон. Во-вторых, согласно проложному сказанию под 26 ноября, Иларион освятил в Киеве церковь св. Георгия [Жуковская 1987; Лосева 2009: 154-1634], посвященную небесному патрону князя, ввел в месяцеслов память этого события и, возможно, даже сам составил проложное сказание о данном освящении, которое произошло, соответственно, 26 ноября 1051 г., так как 4 ноября следующего года в Киеве митрополитом был уже Ефрем (см. ниже). В-третьих, согласно тому же сказанию, Ярослав «створи въ неи настолование новоставимымъ епископомъ», т. е. вместе с Иларионом провел в киевском храме св. Георгия интронизацию нескольких новых епископов для Руси [Кабанець 2003] — возможно, ради увеличения численности епископата в целях дальнейших масштабных преобразований в Русской Церкви. Соответственно, создание епископий во Владимире-Волынском, Переславле Русском, Ростове, Турове и Юрьеве, которое А. В. Назаренко приписал Ярославу и отнес к 1040-м гг. [Назаренко 2009: 172-206], может быть точнее локализовано в 1051 г.
3 Попытка В. В. Корниенко прочесть граффито № 1168 из Св. Софии Киевской как «М(^)с(ац)а феврард [въ] В1 д^нь Ш.[ро]сла[въ] поставиша м[ит]ропо[ли]томъ [Л]ариона» [Коршенко 2010: 19-20, табл. XXIV] — несостоятельна, так как хорошо читаемый плюралис поставиша никак не мог быть приложен в древнерусском языке к единственному числу Шрославъ.
4 Мы не согласны с ее рассуждениями об этапах формирования проложной статьи, как основанных на личных догадках. Более ранние даты, упоминающиеся в поздних источниках (1045 или 1049 г. [см.: Кабанець 2003]), исключаются из-за поставления Илариона только в 1051 г.
Ап^еу Уи. Vinogradov
| 481
3. Ефрем. Митрополита Ефрема Толочко считает персонажем, сконструированным в «сочинении новгородских летописцев начала XV в. [. . .] в русле общего стремления к изобретению новгородской государственной и церковной истории» [Толочко 2018: 78]. В рамках общей позиции киевской школы летописеведения касательно позднего происхождения НПЛ (Новгородской первой летописи), неоднократно подвергавшейся критике [см.: Гиппиус 2012], автор приводит два аргумента против подлинности рассказа НПЛ под 1055 г. о суде Ефрема над новгородским епископом Лукой Жидятой, оклеветанным своим холопом Ду-дикой [ПСРЛ, 3: 182-183]. Во-первых, это ссылка на Т. Л. Вилкул [Вил-кул 2003], которая «пришла к выводу о поздней и инвентивной природе всего рассказа» [Толочко 2018: 77], хотя единственным аргументом самой Вилкул оказывается присутствие сюжета «вреда от холопов» в поздних летописях [Вилкул 2003: 22-23]. Такой довод вряд ли можно считать весомым. Во-вторых, это сомнение в том, что новгородец середины XI в. мог «убежать в немцы» [Толочко 2018: 78], однако автор не принимает во внимание работу Назаренко, показавшего, что этот новгородец Дудика сам был нижненемецкого происхождения [Назарен-ко 2015]. Главным же камнем преткновения для Толочко становится перечтение А. А. Гиппиусом граффито № 1541 из Св. Софии Киевской [Гиппиус 2016], совпадающего с записью в месяцеслове Мстиславова Евангелия (где нет только указания года):
(Въ) л¥т) свя|ще(н)[а] стая С(о)[ф](и)я Е(фрем)омъ ми(т)р(опо)-
литьмъ---------[но](я)бря въ д
С одной стороны, киевский исследователь не оспаривает такого перечтения, но, с другой стороны, не принимает во внимание этот решающий аргумент в пользу подлинности Ефрема, ссылаясь лишь на сомнительность нового освящения недавно освященного храма. Здесь следует отметить, что Толочко игнорирует факт подтверждения традиционной даты освящения Св. Софии — 1037 г., находкой на фреске ее лестничной башни греческого граффито, датированного 6547 г. от сотворения мира (1 сентября 1038 г. — 31 августа 1039 г. по Р. Х.) [Евдокимова 2008: 493-494, № 51]. Но тогда нет и оснований сомневаться в том, что граффито № 1541, подлинность которого не вызывает вопросов, говорит не о первом освящении, а о переосвящении Св. Софии Киевской в 1052 г. митрополитом Ефремом, причина чего очевидна: служение в храме поставленного неканонично — с точки зрения Константинополя — митр. Илариона (см. выше). Поэтому нет оснований сомневаться и в том, что в 1055 г. Ефрем произвел суд над новгородским епископом Лукой Жидя-той и заточил его в Киеве, тем более что тот был, по всей видимости, в
числе поставивших Илариона русских епископов: задержка с расправой над Лукой была вызвана тем, что Сообщение летописи под 1058 г. об освобождении Луки Жидяты из Киева и его возвращении на престол после трехлетнего заключения [ПСРЛ, 3: 183] могло бы косвенно свидетельствовать в пользу окончания митрополичества Ефрема в этом году. Однако возможно, что Лука был освобожден в 1058 г. в согласии с византийскими каноническими нормами, которые предполагали трехлетнее запрещение и заточение в монастырь (Юстиниан, Новеллы 123, 10), т. е. вне зависимости от конца правления Ефрема.
С учетом этих фактов вся хронология Киевских митрополитов до последней четверти XI в. может быть реконструирована следующим образом: Феофилакт был переведен на Русь с Севастийской митрополичьей кафедры где-то до 1015 г. [Назаренко 2017: 174-175]; Феопемпт стал митрополитом не позднее 1039 г.; Иоанн I взошел на престол после 1039 г. и правил до 1051 г.; Иларион сделался митрополитом в 1051 г. (вероятно, после 24 июля) и перестал быть им в 1052 г. (до 4 ноября); Ефрем получил митрополичество в 1052 г. (до 4 ноября) и закончил его не ранее 1055 г.; Георгий, упоминаемый под 1072 г., стал митрополитом не ранее 1055 г.
Сокращенные названия библиотек и древлехранилищ
ГИМ — Государственный исторический музей
Библиография Источники Абрамовичъ 1916
Житгя святыхъ мучениковъ Бориса и Глтба и службы имъ, изд. Д. И. Абрамовичъ (= Памятники древнерусской литературы; 2), Петроград, 1916. ПСРЛ
Полное собрание русских летописей, Москва, С.-Петербург, 1841-. Син591
ГИМ, Синодальное собр., № 591, Сборник XVI в.
Литература Вилкул 2003
Вилкул Т. Л., Новгородская первая летопись и Начальный свод, Ра1аео$1ау1са, 11, 2003, 5-35.
Виноградов, Желтов 2019
Виноградов А. Ю, Желтов М. С., Порядок вступления иерархов на кафедру в домонгольской Руси и вопросы хронологии первых митрополитов Киевских, Богословские труды, 49, 2019, 155-169.
Высоцкий 1966
Высоцкий С. А., Древнерусские надписи Софии КиевскойХ1-Х1У вв. Выпуск 1, Киев, 1966.
Гиппиус 2012
Гиппиус А. А., До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции, Русь в IX-X веках: археологическая панорама, Макаров Н. А., ред., Москва, Вологда, 2012, 37-63. -2016
Гиппиус А. А., К прочтению надписи № 1541 Софии Киевской, Восточная Европа в древности и средневековье. XXVIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Москва, 20-22 апреля 2016, Москва, 2016, 79-81. Древняя 2014
Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия, Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин, ред., Москва, 2014. Евдокимова 2008
Евдокимова А. А., Корпус греческих граффити Софии Киевской на фресках первого этажа, Древнейшие государства Восточной Европы. 2005год, Москва, 2008, 465-518. Жуковская 1987
Жуковская Л. П., Двести списков XIV-XVII вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым), Исторические традиции духовной культуры, народов СССР и современность, Киев, 1987, 33-62. Кабанець 2003
Кабанець 6. П., До ¡сторй «Проложного сказання про освячення церкви святого Георпя в КиевЬ>, Новг дослгдження давнгх пам'яток Киева: Матергали науковоi конференцп Нацюнального заповгдника «Софгя Кшвська» (Кшв, 22-23листопада 2001р.), Кшв, 2003, 110-121. Каган 1995
Каган М. Д., Каган, Энциклопедия «Слова о полку Игореве», 3, СПб., 1995, 3-4. Коршенко 2010
Коршенко В. В., Корпус графт Софи Кшвськоi (Xi — початок XVIII ст.). Частина ii: ПридЫ свв. аnостолiв Петра i Павла, Кшв, 2010. Лосева 2009
Лосева О. В., Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой третиXVвеков, Москва, 2009. Назаренко 2009
Назаренко А. В., Древняя Русь и славяне, Москва, 2009. -2015
Назаренко А. В., Дудика, Негваръ: два германских антропонима в новгородских памятниках, Slovene = Словтне. InternationalJournal of Slavic Studies, 4, 1, 2015, 323-333. -2017
Назаренко А. В., О времени учреждения Киевской митрополии (современное состояние проблемы), Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура (Материалы Международной научной конференции в память тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира и мученического подвига святых князей Бориса и Глеба. Москва, 14-16 октября 2015 г.), Н. А. Макаров, А. В. Назаренко, ред., Москва, Вологда, 2017, 130-175. Назаренко, Флоря 2013
Назаренко А. В., Флоря Б. Н., Киевская епархия. К[иевская] е[пархия] в кон. X — сер. XIII в., Православная энциклопедия, 33, Москва, 2013, 151-155. Поппэ 1989
Поппэ А., Митрополиты киевские и всея Руси (988-1305 гг.), Щапов Я. Н., Государство и церковь Древней Руси XI-XIII вв,, Москва, 1989, 191-206.
--1996
Поппэ А., Митрополиты киевские и всея Руси (988-1305 гг.), Подскальски Г., Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237гг.), 2-е изд., С.-Петербург, 1996, 446-471.
Приселковъ 1913
Приселковъ М. Д., Очерки по церковно-политической исторги Кгевской Руси Х-Х11 вв., С.-Петербургъ, 1913. Толочко 2018
Толочко А. П., Замечания о первых митрополитах киевских, Вертоград многоцветный. Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори, Москва, 2018, 73-90. Щапов 1976
Щапов Я. Н., Древнерусские княжеские уставы. Х1-ХУ вв., Москва, 1976.
References
Evdokimova A. A., Korpus grecheskikh graffiti Sofii Kievskoi na freskakh pervogo etazha, Drevnei-shie gosudarstva Vostochnoi Evropy. 2005 god, Moscow, 2008, 465-518.
Gippius A. A., Do i posle Nachal'nogo svoda: ranniaia letopisnaia istoriia Rusi kak ob 'ekt tekstolo-gicheskoi rekonstruktsii, Rus' v IX-X vekakh: arkheo-logicheskaiapanorama, Makarov N. A., ed., Moscow, Vologda, 2012, 37-63.
Gippius A. A., K prochteniiu nadpisi № 1541 Sofii Kievskoi, Vostochnaia Evropa v drevnosti i sredne-vekov'e. XXVIII Chteniia pamiati chlena-korrespon-denta AN SSSR Vladimira Terentevicha Pashuto. Moskva, 20-22 aprelia 2016, Moscow, 2016, 79-81.
Kabanets E. P., Do istoriii «Prolozhnogo ska-zannia pro osviachennia tserkvy sviatogo Georgiia v Kyevi", Novi doslidzhennia davnikh pam'iatok Kieva: Materialy naukovoii konferentsiii Natsional nogo za-povidnyka "Sofiia Kyiivs'ka" (Kyiiv, 22-23 lystopada 2001 r.), Kyiv, 2003, 110-121.
Kagan M. D., Entsiklopediia «Slova o polku Igo-reve», 3, St. Petersburg, 1995, 3-4.
Kornienko V. V. Korpus grafiti Sofiii Kyiivs'koii (XI — pochatok XVIII st.). Chastyna II: Prydil svv. apostoliv Petra i Pavla, Kyiv, 2010.
Loseva O. V., Zhitiia russkikh sviatykh v sostave drevnerusskikh Prologov XII — pervoi treti XV vekov, Moscow, 2009.
Melnikova E. A., Petrukhin V. Ya., eds., Drev-niaia Rus v srednevekovom mire: entsiklopediia, Moscow, 2014.
Nazarenko A. V., Drevniaia Rus' i slaviane, Moscow, 2009.
Nazarenko A. V., Dudika, Negvar: Two German Anthroponyms in Texts from Novgorod, Slovene. Internationaljournal of Slavic Studies, 4, 1, 2015, 323-333.
Nazarenko A. V., O vremeni uchrezhdeniia Kiev-skoi mitropolii (sovremennoe sostoianie problemy),
Rus' epokhi Vladimira Velikogo: gosudarstvo, tserkov', kul'tura (Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi kon-ferentsii vpamiat tysiacheletiia konchiny sviatogo rav-noapostol'nogo kniazia Vladimira i muchenicheskogo podviga sviatykh kniazei Borisa i Gleba. Moskva, 1416 oktiabria 2015 g.), Makarov N. A., Nazarenko A. V., eds., Moscow, Vologda, 2017, 130-175.
Nazarenko A. V., Florya B. N., Kievskaia epar-khiia. K[ievskaia] e[parkhiia] v kon. X — ser. XIII v., Pravoslavnaia entsiklopediia, 33, Moscow, 2013, 151-155.
Poppe A., Mitropolity kievskie i vseia Rusi (9881305 gg.), Shchapov Ya. N., Gosudarstvo i tserkov' Drevnei Rusi XI-XIII vv., Moscow, 1989, 191-206.
Poppe A., Mitropolity kievskie i vseia Rusi (9881305 gg.), Podskal'ski G., Khristianstvo i bogoslov-skaia literatura v Kievskoi Rusi (988-1237gg.), 2nd ed., St. Petersburg, 1996, 446-471.
Shchapov Ya. N., Drevnerusskie kniazheskie usta-vy XI-XV vv., Moscow, 1976.
Tolochko A. P., Zamechaniia o pervykh mitro-politakh kievskikh, Vertograd mnogotsvetnyi. Sbornik k 80-letiiu Borisa Nikolaevicha Flori, Moscow, 2018, 73-90.
Vilkul T. V., Novgorodskaia pervaia letopis ' i Na-chal 'nyi svod, Palaeoslavica, 11, 2003, 5-35.
Vinogradov A. Yu, Zheltov M. S., Poriadok vstupleniia ierarhov na kafedru v domongol'skoj Rusi i voprosy hronologii pervykh mitropolitov Ki-evskikh, Bogoslovskie trudy, 49, 2019, 155-169.
Vysockij S. A., Drevnerusskie nadpisi Sofii Kievskoj XI-XIV vv. Vypusk 1, Kiev, 1966.
Zhukovskaya L. P., Dvesti spiskov XIV-XVII vv. nebol shoi stat i kak lingvisticheskii i istoricheskii istochnik (stat 'ia Prologa o postroenii tserkvi vo imia Georgiia Iaroslavom Mudrym), Istoricheskie traditsii dukhovnoi kul'tury narodov SSSR i sovremennost, Kyiv, 1987, 33-62.
Андрей Юрьевич Виноградов,
кандидат исторических наук,
доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук,
старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории
медиевистических исследований факультета гуманитарных наук
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»,
105066 Москва, Старая Басманная, 21/4
Россия / Russia
auvinogradov@hse.ru
Received January 25, 2019