Научная статья на тему 'О ХРОНОЛОГИИ РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"'

О ХРОНОЛОГИИ РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. Пушкин / «Евгений Онегин» / хронология / Р.В. Иванов-Разумник / Н.Л. Бродский / Ю.М. Лотман / В.В. Набоков / герой онегинского типа / преддекабристская эпоха / интерпретации / A.S. Pushkin / ‘Evgeny Onegin’ / chronology / R.V. Ivanov-Razumnik / N.L. Brodsky / Yu.M. Lotman / V.V. Nabokov / hero of the Onegin type / the pre-Decembrist epoch / interpretation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомичев С.А.

Внутренняя хронология «Евгения Онегина» была представлена в комментариях Н.Л. Бродского, который вслед за Р.В. Ивановым-Разумником опирался на пушкинские примечания к первой главе и относил время действия романа к 1820 - весне 1825 г. Эта хронология с некоторыми оговорками была принята Ю.М. Лотманом и В.В. Набоковым. Однако ряд современных авторов, заметив некоторые противоречивые детали и анахронизмы в последних главах произведения, предложили датировать фабульное время концом 1820-х гг. Но отрывки из не включенной в окончательный текст романа главы «Странствие» (события 1824 - весны 1825 г.), которые были помещены в изданиях 1833 и 1837 гг., недвусмысленно подтверждают изначальную хронологию, что оказывается принципиально важным в интерпретации образа главного героя как трагического в финале произведения, действие которого разворачивается в преддекабристскую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal chronology of the novel in verse ‘Evgeny Onegin’ was presented in the commentaries by N.L. Brodsky who followed R.V. Ivanov-Razumnik and based on Pushkin’s notes to the first Chapter and attributed the time of the novel actions to 1820 – spring 1825. This chronology with some remarks was adopted by Yu. Lotman and Vladimir Nabokov. However, a number of contemporary authors, who noted some controversial details and anachronisms in the last chapters of the work, proposed to date the storytime by the end of the 1820s. And some fragments from the Chapter ‘Journey’ which wasn’t included in the final variant of the text of the novel (the events of 1824 – spring 1825) but had been published in the editions in 1833 and 1837 clearly confirmed the primary chronology. It is fundamentally important in the interpretation of the image of the protagonist as a tragic person in the final of the work where the events take place in the preDecembrist epoch.

Текст научной работы на тему «О ХРОНОЛОГИИ РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"»

лец изображался «сосуд, вроде античного светильника, с высокой ручкой, изображающей не то змею, не то длинную птичью шею с головой».52 В. Ф. Раевский, принадлежавший, как и Пушкин, к масонской ложе «Овидий», носил «в знак политического союза» и «дружеской связи» с близкими ему по духу офицерами железное кольцо.53

Таким образом, в пушкинской «Вакхической песне» «вакхическая» традиция XIX в. сближается со своим античным истоком, но при этом поэт не прибегает к прямой стилизации античных образцов. В рамках стихотворного текста органично соединились черты современной и архаичной поэтической культуры.

А. С. Лобанова

52 Лернер Н. О. Заметки о Пушкине. II. Кольцо Зеленой Лампы // Русская старина. 1909. № 4. С. 197.

53 См.: Базанов В. Г. В. Ф. Раевский: Новые материалы. М.; Л., 1949. С. 141.

О ХРОНОЛОГИИ РОМАНА «ЕВГЕНИИ ОНЕГИН»

Вся событийная канва романа Пушкина полностью сохранена в либретто оперы Чайковского. Но это составляет едва ли половину пушкинского текста. Что же остается за пределами действия оперы? Рассуждения по поводу? Действительно, Пушкин сообщал Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя» (XIII, 75).

На самом деле фабульные события в романе «Евгений Онегин» погружены в лирическую стихию. «Специфика лирики в том, — отмечает Л. Я. Гинзбург, — что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. При этом разговор от имени лирического "я" нимало не обязателен. Авторский монолог — это лишь предельная лирическая форма. Лирика знает разные степени удаления от монологического мира, разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания — от масок лирического героя до всевозможных "объективных" сюжетов, персонажей, вещей, зашифровывающих лирическую личность именно с тем, чтобы

© С. А. Фомичев, 2016

139

она через них просвечивала <...>. Лирическая поэзия — далеко не всегда разговор поэта о своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается, — это слово с проявленной ценностью».1

Прежде всего, на лирическом уровне предполагался контакт между автором и читателем: «И чье-нибудь он <звук> сердце тронет, / И, сохраненная судьбой, / Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной...» (VI, 49). В «Евгении Онегине» все изображенное тотчас обсуждается с читателем: «За что ж виновнее Татьяна?..» (VI, 62); «Вы согласитесь, мой читатель, / Что очень мило поступил / С печальной Таней наш приятель...» (VI, 80); «Друзья мои, вам жаль поэта?» (VI, 132) и т. п.

Контакт с дружественным читателем у Пушкина закончился в конце 1820-х гг. Именно поэтому на рубеже 1830-х гг. роман должен был оборваться.

Решение кончить роман на девятой главе фиксируется автором 26 сентября 1830 г., когда Пушкин записывает общий план (оглавление) (см.: ПД 167). Роман делился на три части, в каждой из которых содержалось по три «Песни».

Но онегинский замысел продолжал волновать Пушкина. В черновиках «Метели» 19 октября появится помета «сожж.<ена> Х песнь» (ПД 997, л. 28). Начало ее до нас дошло в основном в зашифрованной пушкинской записи (ПД 170), так как она была посвящена истории заговора, приведшего к восстанию 14 декабря 1825 года. Трудно предположить, что за три недели (с 26 сентября по 19 октября) была создана целая глава романа, если учесть, что в эти дни написано около двух десятков стихотворений, поэма «Домик в Коломне», основная часть полемических заметок, озаглавленных позже «<Опровержение на критики>», а также повести «Выстрел» и «Метель». Скорее всего, накануне он восстановил по памяти ранее (до поездки в Болдино) созданные строфы о «Владыке слабом и лукавом», а заново дописал лишь три строфы исторической хроники, известные в болдинских черновиках.

28 ноября 1830 г. датируется предисловие к последним главам:

Вот еще две гл<авы> Евгения Онегина — последние, по крайней <мере>, для печати <...> Те, которые стали бы искать в них занимательности происшествий, могут быть уверены, что в них еще менее действия, чем во всех предшествовавших. Осьмую главу

1 Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974. С. 7—8.

я хотел было вовсе уничтожить и заменить одной римской цифрою, но побоялся критики. К тому же многие отрывки из оной были уже напечатаны... (VI, 541)

Годом позже глава «Странствие» будет все же исключена из окончательного текста романа, и девятая глава (став теперь восьмой, последней) еще раз переработана.

С самого начала Пушкин предполагал в романе двигаться в жизни синхронно с героями, сравнивая постоянно судьбы их со своей судьбой.

В Болдине произошла существенная переакцентировка в лирической стихии романа. Теперь поэт следит за героями из иной исторической эпохи, подчас вводя в повествование некоторые бытовые реалии конца 1820-х гг., но не исправляя невольно допущенные анохронизмы.

Внутренняя хронология романа была вычислена в комментарии Н. Л. Бродского. Вслед за Р. В. Ивановым-Разумником2 он отталкивался от замечания автора в предисловии к первой главе романа: «Она в себе заключает сатирическое описание пет<ербург-ской> жизни молодого русского, в конце 1819 года» (VI, 527).

В романе, — писал Н. Л. Бродский, — разбросаны хронологические указания, которые дают возможность точно определить главные моменты в жизни Евгения. Онегин родился около 1796 г., лет шестнадцати «окончил курс своих наук» — это было в 1812 г., через 8 лет он бросил свет и летом 1820 г. поселился в деревне. С 1820 г. по весну 1825 г. тянется действие романа.3

Эта хронология, с некоторыми оговорками, была принята в комментариях и В. В. Набоковым, и Ю. М. Лотманом. Однако ряд современных авторов, заметив некоторые противоречивые на этот счет детали текста, действие последних глав романа перенесли в конец 1820-х гг.,4 забыв предупреждение Пушкина, высказанное еще в конце первой главы:

2 См.: Иванов-Разумник Р. В. Соч. Пг., 1916. Т. 5. С. 57.

3 Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина. 5-е изд.

М., 1964. С. 38.

4 См.: Баевский В. С. Время в «Евгении Онегине» // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1983. Т. 11. С. 115—430; Кожевников В. А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь...». М., 1993. С. 89—103; Кошелев В. А. «"Онегина" воздушная громада...». 2-е изд. Большое Болдино; Арзамас, 2009. С. 160—183. Старк В. Внутренняя хронология романа «Евгений Онегин» // Пушкин А. С. Евгений Онегин. СПб., 2013. С. 343-344.

Пересмотрел все это строго; Противоречий очень много, Но их исправить не хочу...

(VI, 30)

В главе «Странствие» изначально намеченная автором хронология романных событий была недвусмысленно подтверждена: «Я жил тогда в Одессе пыльной...» — в то время когда Онегин начал свое путешествие,5 — а следовательно, «он возвратился и попал, / Как Чацкий, с корабля на бал» (VI, 171) в 1824 г., и «зимовал он как сурок» (VI, 185) до весны 1825 г.

«Письмо Онегина», написанное в 1831 г., подчеркнуло зеркальную композицию романа, что до некоторой степени скрадывало неравномерность двух его частей, а главное — позволяло оценить пристрастную несправедливость заключительных обвинений героини и несвойственные прежнему Онегину безрассудство, отчаянность его поведения: он способен теперь довериться живому чувству, преступить прежде незыблемые для него нормы света. Переосмысление онегинского типа (его трагедийная интерпретация) было связано с историческим опытом автора романа. Духовно Онегин, как это стало понятно лишь теперь, принадлежал к лучшим людям поколения 1820-х годов.

Перспектива иного завершения романа брезжила еще в конце 1820-х гг.: в походной палатке во время Арзрумской кампании поэт, по свидетельству очень точного в своих воспоминаниях М. И. Юзефовича, объяснил «довольно подробно все, что входило в первоначальный его замысел, по которому, между прочим, Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».6 Ю. М. Лотман полагал, что Пушкин «рассказывал на Кавказе в 1829 г. о своих уже оставленных замыслах (видимо, речь шла об оставленном варианте седьмой главы), переносить эти рассказы на десятую главу, о которой Пушкин в 1829 г. не мог думать, у нас нет достаточных оснований <...> предположение, что Пушкин в 1829 г. почти посторонним людям рассказал некоторый сюжет, а через полтора года стал его же "перелагать" в стихи, подразумевает полное непонимание психологии творчества Пушкина, который редко импровизировал в устной форме и из незаконченного делился лишь замыслами, уже оставленными бесповоротно. Как

5 Строфы из «Странствия» (а в их составе и отмеченная строка) были напечатаны в авторских «Примечаниях» в изданиях 1833 и 1837 гг. полного текста романа (VI, 201).

6 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 2. С. 107.

источник реконструкции не дошедшей до нас части сюжета десятой главы воспоминания следует решительно отвести».7 Суждение, на наш взгляд, слишком категоричное. Заметим, что в походной палатке присутствовал и Н. Н. Раевский, с которым поэт раньше делился замыслами своих драматических произведений. Да и о будущей судьбе Татьяны, после разлуки с Онегиным, Пушкин рассказывал заинтересованным читательницам.

Именно на лирическом уровне объяснен последний поступок героини, о котором много споров: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна» (VI, 188). Только ли о супружеской верности здесь идет речь? Если так, то, подобно Толстому, здесь можно было только удивляться.8 Или же издеваться, подобно Писареву.

В конце романа замечено: «А та, с которой образован / Татьяны милый Идеал... / О много, много Рок отъял» (VI, 190). Пушкин точно обозначил, что он имел в виду. В 1827 г. в журнале «Московский телеграф» было напечатано следующее рассуждение:

В эти два года много пролетело и исчезло тех резвых мечтаний, которые веселили нас в былое время. <...> Смотрю на круг друзей наших, прежде оживленный, веселый, и часто <...> с грустью повторяю слова Сади (или Пушкина, который нам передал слова Сади): Одних уж нет, другие странствуют далеко!9

Автор этого пассажа, П. А. Вяземский, немедленно получил выговор. Д. Н. Блудов, товарищ министра народного просвещения, патетически восклицал: «Я не могу поверить, что вы, приводя эту цитату, и говоря о друзьях умерших или отсутствующих, думали о людях, справедливо пораженных законом; но другие сочли именно так, и я представляю вам самому догадываться, какое действие способна произвести эта мысль».10

7 Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки. 1960— 1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995. С. 725.

8 Со слов дочери Карамзина Л. Н. Толстой передавал, что развязка романа была для самого поэта неожиданностью: «Моя Татьяна поразила меня, она отказала Онегину. Я этого совсем не ожидал» (У Толстого. 1904—1910: «Яснополянские записки» Д. П. Маковецкого // Литературное наследство. М., 1979. Т. 90, кн. 1. С. 143). Есть и иная версия, также записанная собеседником Льва Николаевича; она напоминает первую, но речь в ней идет о другом моменте онегинского сюжета — о замужестве Татьяны: «Представь, какую штуку удрала со мной моя Татьяна! Она — замуж вышла! Этого я никак не ожидал от нее» (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. [М.], 1960. Т. 1. С. 296).

9 Московский телеграф. 1827. Ч. 13, № 1. С. 9; об авторстве см.: Гиллель-сон М. И. П. А. Вяземский: Жизнь и творчество. Л., 1969. С. 159.

10 Цит. по: Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. С. 158.

Пушкин не мог не знать этой истории. Не мог он и не понимать, как упоминание об «иных» будет воспринято читателями. Автор «Евгения Онегина» именно на такое «действие» и рассчитывал. Потому что тема женской верности после декабрьской эпохи - это было нечто великое. Действие романа обрывалось на пороге событий 14 декабря.

Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован. А та, с которой образован Татьяны милый Идеал... О много, много Рок отъял! Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел Ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

(VI, 190)

Лирическая аура романа осталась там, в прежней эпохе, где был дружественный читатель, подобно недопитому бокалу вина, упомянутому в одной из предыдущих глав:

Но ты, Бордо, подобен другу, Который, в горе и в беде, Товарищ завсегда, везде, Готов нам оказать услугу, Иль тихий разделить досуг. Да здравствует Бордо, наш друг!

(VI, 92)

Дружественным ощущением пронизаны первые главы романа. Ныне же:

Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель.

(VI, 189)

С. А. Фомичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.