Научная статья на тему 'О ходе и результатах административной реформы в Республике Дагестан'

О ходе и результатах административной реформы в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ADMINISTRATIVE REFORM / THE MODERNIZATION OF GOVERNMENT / STANDARDIZATION AND REGULATION / PERFORMANCE MANAGEMENT / ANTI-CORRUPTION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич

Проведен анализ и дана оценка состояния реализации административной реформы на примере Республики Дагестан. Раскрыты основные причины невыполнения программы проведения административной реформы. Определены методологические подходы и практические меры по продолжению административной реформы, модернизации и повышению эффективности деятельности государственных органов власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROGRESS AND RESULTS OF ADMINISTRATIVE REFORM IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The analysis and assessed the status of implementation of administrative reform in the case of the Republic of Dagestan. Revealed the main causes of failure of the program of administrative reform. The methodological approaches and practical measures for the continuation of the administrative reform, modernize and improve the efficiency of state agencies and local authorities.

Текст научной работы на тему «О ходе и результатах административной реформы в Республике Дагестан»

АХМЕДУЕВ А.Ш.

О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В

РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Проведен анализ и дана оценка состояния реализации административной реформы на примере Республики Дагестан. Раскрыты основные причины невыполнения программы проведения административной реформы. Определены методологические подходы и практические меры по продолжению административной реформы, модернизации и повышению эффективности деятельности государственных органов власти и местного самоуправления.

AHMEDmVA.SK

ON THE PROGRESS AND RESULTS OF ADMINISTRATIVE REFORM

IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The analysis and assessed the status of implementation of administrative reform in the case of the Republic of Dagestan. Revealed the main causes of failure of the program of administrative reform. The methodological approaches and practical measures for the continuation of the administrative reform, modernize and improve the efficiency of state agencies and local authorities.

Ключевые слова: административная реформа, модернизация органов власти, стандартизация и регламентация, управление по результатам, антикоррупционная политика.

Keywords: administrative reform, the modernization of government, standardization and regulation, performance management, anti-corruption policy.

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов, ускорения интеграции России и ее регионов в мировую экономику возрастает роль государственного регулирования долгосрочного устойчивого социально-экономического развития как страны в целом, так и каждого субъекта федерации. Функции и ответственность за состояние экономики и экономическую безопасность существенно усиливаются в связи с вступлением России в ВТО, новыми вызовами и возможными угрозами усиления международной конкуренции, пермоментных кризисных явлений в мировой экономике.

В создавшихся условиях модернизация и повышение эффективности всей системы государственной власти и местного самоуправления становится неотложной задачей и важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Учитывая острую необходимость совершенствования системы государственного управления и повышения эффективности деятельности органов власти, в Российской Федерации была начата административная реформа. В результате проведения административной реформы предусматривалось осуществить кардинальную модернизацию государственного управления в стра-

не и во всех субъектах Российской Федерации. Указом Президента РФ от 23 июля 2003г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» были определены приоритетные направления реформы. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005г. №1789-р были одобрены и в последующем распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008г. №157-р и Постановлением ПравительстваРФ от 28.03.2008г. №221 уточнены Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 годах (далее Концепция) и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (далее План мероприятий).

В Республике Дагестан постановлением Правительства РД от 16 апреля 2008г. №115 была принята обширная республиканская целевая программа «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2010 годах». Согласно этой программе до конца 2010г. должна была быть оптимизирована структура органов власти, все органы власти обязаны были функционировать по регламентам, оказывать услуги по стандартам, перейти от управления ресурсами к управлению результатами, соответственно иметь показатели оценки и стимулирования результатов, осуществлять меры по реализации антикоррупционной политики и т.д. Срок реализации Программы постановлением Правительства РД продлен на 2011 г.

Постановлением Правительства РД от 30 июня 2011г. №212 реализация Программы «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах» приостановлена и принята новая республиканская целевая программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2013 годах» (далее новая Программа). Цели новой Программы:

❖ оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан;

❖ снижение административных барьеров, совершенствование контрольно-надзорной деятельности.

Принятие новой Программы с такими целями было бы оправдано и вполне обосновано, если бы в полной мере была реализована Программа модернизации системы государственного управления на 2008-2011 гг. Поскольку предыдущая программа по существу не реализована и качественная модернизация государственных органов и местного самоуправления не завершена, принятие новой Программы, на наш взгляд, преждевременно. Более того, ее реализация не имеет смысла, так как оптимизация и повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг невозможно достичь без реструктуризации и полной модернизации органов власти, т.е. без решения задач, поставленных в Программе на 2008-2011 гг. Было бы логично решить проблемы, поставленные в новой Программе, последовательно и в полной мере осуществляя меры по модернизации органов власти по Программе на 2008-2011 гг.

Республиканская целевая программа «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах» предусматривает проведение мероприятий по следующим направлениям:

❖ создание оптимальной структуры органов исполнительной власти;

❖ стандартизация и регламентация;

❖ управление по результатам;

❖ модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной и муниципальной власти;

❖ повышение эффективности государственной гражданской службы;

❖ осуществление мер по реализации антикоррупционной политики.

Программой на 2008-2011 гг. были определены направления и конкретные меры по модернизации системы государственного управления и многочисленные ответственные исполнители по каждому мероприятию. Однако не было головного исполнителя и единого органа управления реализацией целевой программы, как это предусмотрено при использовании программно - целевого метода управления. Указом Президента РД от 29 июня 2006г. №51 была образована Комиссия по проведению административной реформы в Республике Дагестан, но она практически не функционировала. Общую координацию деятельности по реализации Программы практически осуществляло Контрольно-финансовое управление Президента РД, но его полномочий и управленческого ресурса оказалось явно недостаточно для успешного осуществления столь масштабных преобразований в органах власти.

Состояние и результаты реализации Программы по основным направлениям вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

1. 1. Создание оптимальной структуры органов исполнительной власти

В Республике, как и в России, остро стоит вопрос о совершенствовании самой структуры органов власти, укреплении вертикали власти, усилении их роли во всех сферах общественной жизни, особенно в экономической. Здесь много назревших проблем. Это и разрастание аппарата государственных органов управления, это и дублирование функций и полномочий, это и распыление функций по многим министерствам и ведомствам при слабой координации их деятельности, это бюрократизм и коррупция и т.д. Однако в структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан за время с 2006 по 2011 гг. каких-либо существенных изменений не произошло. Численность работников, занятых в органах государственной власти республики и местного самоуправления (без МВД и других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности), за 14 лет (1996 по 2009 гг.) возросла на 45,8%, а за 9 лет (с 2001г. по 2009г.) увеличилась на 31,1%. Численность федеральных органов исполнительной власти в Республике Дагестан за это же время (с 2001 по 2009г.) выросла на 50,2%.

Вместе с тем сохранилась отраслевая схема организации и ведомственный принцип функционирования управленческой вертикали. Произведено определенное перераспределение функций между министерствами, а также комитетами и агентствами. Так, в настоящее время, как и в 2006г., функцио-

нирует 14 республиканских министерств. Наряду с ними вместо ранее существовавших 3-х действует 7 комитетов и 7 иных республиканских органов (агентств и др.) вместо 5 в 2006г. Таким образом, в настоящее время в республике функционируют 28 управленческих структур (без учета функциональных структур аппарата Президента и Правительства РД). В 2006г. их было 22. Только за 4 года (с 2007 по 2010 гг.) численность работников органов республиканской власти и местного самоуправления увеличилась на 976 человек.

Закон РД «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан» от 9 июля 2010г., №44 предусматривает, что министерства осуществляют функции по выработке государственной политики, нормативно - правовому регулированию, управлению и контролю в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан. Оказание государственных услуг гражданам и организациям по данному закону не входит в компетенцию министерств, является функцией комитетов и агентств. Однако комитеты и агентства охватывают лишь малую часть государственных услуг специального характера, такие, например, как связанные с развитием виноградарства и регулированием алкогольного рынка, народных художественных промыслов, малого и среднего предпринимательства, инвестиций и внешнеэкономических связей, транспорта, туризма, лесного хозяйства ит.д.

Поскольку министерства не обязаны оказывать государственные услуги и нет соответствующих комитетов и агентств, то практически отсутствуют правовые основы обеспечения государственных услуг по основным сферам жизнедеятельности населения республики. Например, по данному Закону в функции органов исполнительной власти республики не входит оказание государственных услуг гражданам и юридическим лицам в сфере финансов, экономики, здравоохранения, образования, социального развития, промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д., так как в этих сферах не функционируют государственные комитеты и агенства, а министерства не наделены такими полномочиями.

Ключевая проблема, которую должна была решить административная реформа - это оптимизация структуры органов власти. Согласно Концепции административной реформы в РФ одним из приоритетных направлений административной реформы является организационное разделение функций:

❖ регулирования экономической деятельности;

❖ надзора и контроля;

❖ управления государственным имуществом;

❖ предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

Такое организационное разделение функций предполагает полную модернизацию структуры власти и, на наш взгляд, является важнейшим условием повышения эффективности деятельности государственных органов. Без такого разделения невозможно осуществить все остальные меры админист-

ративной реформы - оптимизацию структуры органов власти, ликвидацию избыточных и дублирующих функций, внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов, использование принципов и процедур управления по результатам, определение показателей оценки и стимулирования эффективности деятельности как органов власти, так и должностных лиц.

К сожалению, основополагающее положение Концепции административной реформы в РФ об организационном разделении функций органов исполнительной власти не нашло отражение даже в самой целевой программе «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах». В Республике Дагестан сохраняется громоздкая и не приспособленная к современным условиям структура органов исполнительной власти, где в 14-ти отраслевых министерствах сосредоточены практически все функции регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом.

Так, Указом Президента РД от 25 ноября 2010г. №283 многие министерства наделены функциями контроля и надзора. Практически все министерства имеют в своем ведении государственные унитарные предприятия и/или иную собственность.

2. Стандартизация и регламентация

По данным Министерства юстиции Республики Дагестан по состоянию на 1 сентября 2011г. прошли госрегистрацию 179 административных регламентов, из них 75 - по исполнению государственных функций и 104 - по предоставлению государственных услуг. Но заранее известно, что эти регламенты мало что изменят в деятельности органов власти, так как основаны на изжившей себя системе управления, разработаны по условиям отсутствия четких разграничений управленческих функций, целей, задач и обязательств органов власти и должностных лиц. Отдельные специалисты справедливо подчеркивают, что исходя из существующих условий функциональной неопределенности деятельности органов власти, нет смысла разрабатывать и утверждать административные регламенты [1. С.21].

Все еще на стадии становления и апробации находится также система оказания электронных государственных услуг. С 2011 года в республике начали действовать 3 Многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям (МФЦ) в городах Каспийске, Махачкале и Кизилюрте. В 2011-2013 гг. планируется создание еще 22 МФЦ в городах и районах республики. Создана также региональная информационная система «Портал государственных услуг Республики Дагестан», рассчитанная на предоставление через систему «Одно окно» 26 видов государственных и муниципальных услуг. На этом важном направлении в республике развернута активная работа, но, во-первых, и здесь наблюдается серьезное отставание от заданий Программы и, во-вторых, предоставление государственных услуг в электронной форме не обеспечивает прорыва в содержании и качестве самих услуг, повышении эффективности деятельности государственных и муниципальных органов управления.

3. Управление по результатам

Закон РД от 8.04.2008г. №18 «О государственных должностях Республики Дагестан» устанавливает перечень, правовой статус лиц, замещающих государственные должности, определяет виды и объем предоставляемых им государственных гарантий, регулирует иные вопросы обеспечения их деятельности. Ст.8 Закона определяет, что лицо, занимающее государственную должность, обязано обеспечивать эффективную работу государственного органа. За эффективное исполнение полномочий предусмотрено материальное и моральное поощрение, а за нарушения законов и за ненадлежащее исполнение обязанностей - ответственность должностных лиц.

Однако в реальной действительности пока не определены ни объем полномочий, ни краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, ни показатели и конечные результаты, ни порядок оценки эффективности деятельности должностных лиц. При этом предусмотренная система поощрения не может быть задействована, так как не определяется эффективность деятельности лиц, замещающих государственные должности.

Это означает, что государственная система на уровне высших должностных лиц не построена по принципу управления по результатам и, естественно, не ориентирует органы власти, включая нижестоящие звенья, на достижение стратегических целей социально-экономического развития.

Самым слабым местом всей системы нынешней власти, по нашему мнению, является отсутствие ответственности за принимаемые решения, результаты и последствия деятельности ее органов, их аппарата, руководителей и государственных служащих. Это вовсе не означает, что все служащие органов власти безответственные люди. Отнюдь нет. Речь идет о том, что система государственного и муниципального управления не имеет важнейшего элемента - механизма оценки результата деятельности и ответственности за этот результат - административной, экономической, материальной, моральной, уголовной.

Поскольку нет объективной оценки результатов, не действует ключевое звено системы управления - мотивация и стимулирование эффективности управленческой деятельности. Именно с этим, как нам представляется, связаны все остальные беды нынешней власти. Без преодоления безответственности и усиления стимулов поднять роль власти в экономике и во всей общественной жизни невозможно.

В Послании Президента РД М.М. Магомедова Народному Собранию Республики Дагестан особо была подчеркнута необходимость усиления персональной ответственности руководителей за работу министерств и ведомств. Правительству РД было поручено определить показатели и критерии оценки деятельности органов власти, их подразделений, каждого служащего. Но такая система пока еще не задействована.

4. Меры по реализации антикоррупционной политики

Приняты следующие законодательные и нормативно - правовые акты:

❖ Указ Президента РД от 11 сентября 2008г. №190 «О мерах по противодействию коррупции в Республике Дагестан»;

❖ распоряжение Президента РД от 19 сентября 2008г. №53-рн «План противодействия коррупции в государственных органах в Республике Дагестан»;

❖ постановление Правительства РД от 1 апреля 2009г. №90 «О республиканской целевой программе «О противодействии коррупции в Республике Дагестан на 2009-2011 годы»;

❖ Закон Республики Дагестан от 7 апреля 2009г. №21 «О противодействии коррупции в Республике Дагестан».

❖ Указ Президента РД от 21 июля 2010г. об утверждении «Плана противодействия коррупции в государственных органах Дагестана на 2010-2011 годы».

Однако исполнение этих республиканских законодательных актов и реализация программы и плана противодействия коррупции, как и многочисленных федеральных законов и программ, не организованы и пока желаемых результатов не дают. На выездном оперативном совещании Совета безопасности, проходившем 9 июня 2009г. в г. Махачкала, Президент РФ Д. Медведев как одну из причин терроризма в Дагестане назвал чудовищные масштабы коррупции. В своем Послании Народному Собранию 7 июля 2011г. Президент РД М.М. Магомедов коррупцию назвал серьезным припятствием развитию нашего общества и подчеркнул, что принимаемые меры по борьбе с ней не дают желаемого эффекта. Коррупция вопреки усилиям государства входит в число основных угроз национальной безопасности современной России, является одним из ведущих факторов риска всех базовых национальных проектов и ее экономики в целом, сохранения и развития выраженного социального неравенства.[2. с.14].

Указом Президента РД утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Дагестан. По сведениям специалистов Минюста РД антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых документов в республике, как и по всей стране, пока осуществляется в порядке эксперимента. По состоянию на ноябрь 2011г. Минюстом РД проведена проверка примерно 500 проектов нормативно-правовых актов на предмет наличия в них коррупционогенных положений. Выявлены положения, представляющие потенциальную угрозу коррупционогенности. Предстоит большая работа по отработке механизма и расширению практики антикоррупционной экспертизы государственных нормативно-правовых актов с привлечением к участию в этой работе общественных организаций.

Вышесказанное подводит к выводу, что целевая программа «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах» до конца не реализована и поставленные в ней цели не достигнуты. Основные причины мы усматриваем в слабой организации и координации работы, в отсутствии специального ответственного органа управления реализацией программы. В ряде случаев тормозило проведение мероприятий недофинансирование (например, в 2010г. из республиканского бюджета на финансирование Программы предусмотрено 32,0 млн.руб., фактически выделено - 21,0 млн. руб.).

Определяя дальнейшую судьбу административной реформы, стратегию и тактику в этой сфере, надо исходить из объективных реалий, отмеченных в начале данной статьи, имея в виду, что без кардинальной модернизации всей системы власти и повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления невозможно решить ни одну из накопившихся в республике проблем. Именно поэтому, учитывая создавшуюся сложную ситуацию в республике, остроту проблемы совершенствования государственного управления, мы считаем необходимым продлить до 2013 года действие республиканской целевой программы «Проведение административной реформы» и полностью реализовать предусмотренные в ней мероприятия. Крайне важно прежде всего провести реструктуризацию и оптимизацию республиканских исполнительных органов власти с тем, чтобы существенно усилить действенность и поднять эффективность системы управления и особенно экономического регулирования.

Представляется необходимым в первую очередь осуществить организационное разделение функций органов власти, как это предусмотрено Концепцией административной реформы в Российской Федерации. На наш взгляд, прежде всего, функции государственного регулирования общественного развития следует четко разграничить на политические, социальные и экономические. Поскольку вся обширная деятельность по государственному регулированию общественного развития поддается такому разграничению, то вполне возможно и весьма целесообразно построить соответствующую организационную структуру республиканских органов власти, обеспечивающую исполнение этих функций.

На наш взгляд, крайне важно в создавшихся сложных условиях сосредоточить все полномочия и деятельность республиканской власти в трех центрах управления с четким разграничением функций и ответственности соответствующих органов и должностных лиц. Следует организационно разграничить функции Правительства РД на политические, социальные и экономические, соответственно сформировать для их исполнения в расширенном составе с привлечением представителей структур гражданского общетва Политический совет, Совет по социальному развитию и Совет по экономическому развитию. При этом будет достигнуто четкое разграничение функций, исключение излишних функций, организационное разделение министерств и ведомств в соответствии с их функциями, главное - общественное участие в государственном управлении.

Для привлечения общественных организаций к государственному управлению решающее значение имеет формирование и развитие в республике самоорганизующихся структур гражданского общества. Ясно, что качество государственного управления при этом сильно зависит от способности граждан к инициативной самоорганизации, от их заинтересованности в общественных делах и от того, насколько государственные органы открыты для подлинного сотрудничества с общественными структурами. [3.с. 108] Этому надо учиться и органам власти, и структурам гражданского общества, активно искать, находить и практиковать методы и формы такого сотрудничества.

Речь идет о кардинальном изменении самой природы управления, замене парадигмы вертикального социального контракта между государством и обществом на парадигму горизонтального социального договора о совместном государственно-гражданском управлении жизнедеятельностью общества.

Представляется уже всем очевидным, и это надо особо подчеркнуть, что республиканские и муниципальные органы власти смогут выполнять свои управленческие функции лишь при условии глубокого качественного преобразования всей системы власти, преодоления коррупции, безответственности и произвола в институтах власти, резкого повышения доверия к ним хозяйственников, предпринимателей и всего населения, существенного улучшения кадрового состава аппарата, его компетентности.

Для восстановления доверия к власти прежде всего нужна полная прозрачность ее деятельности, открытость политики, честность аппарата и должностных лиц, единство слова и дела. Нужна четкая система ответственности властных структур всех уровней и каждого государственного или муниципального служащего за выполнение своих функций, за результаты, экономические и социальные последствия своей служебной деятельности. Такая система, по нашему мнению, должна состоять из нескольких блоков:

❖ четкого определения и установления функций каждого органа власти и служебных обязанностей каждого его сотрудника, государственного служащего на основе стандартов государственных услуг и административных регламентов;

❖ определения вытекающих из этих функций конкретных целей и задач, количественно измеряемых и учитываемых для каждого органа власти и сотрудника на определенный период (год, несколько лет, на срок выборных полномочий, срок найма, контракта и т.д.);

❖ системы учета и оценки деятельности, ее реального результата;

❖ системы стимулирования и ответственности: административной, моральной, экономической, материальной, уголовной.

Всю эту систему, на наш взгляд, следует построить по следующей схеме: законодательно утверждается долгосрочная стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан; разрабатываются и утверждаются стратегии социально-экономического развития базовых отраслей и муниципальных образований; принимаются вытекающие из стратегий программы социально-экономического развития; программы должны иметь отраслевой и территориальный разрез; в реализации этих программ определяется роль, место и функции каждого республиканского органа власти; в отраслевом и территориальном раскладе программы четко определяются задачи каждого республиканского и муниципального органа власти. Каждый орган власти должен не функционировать вообще, а обеспечить решение конкретной задачи в заданном объеме и в намеченный срок. Выборные и наемные должностные лица республиканских и муниципальных органов должны по контракту брать на себя конкретные количественные и качественные обязательства, обеспечить реализацию программных мероприятий, возлагаемых

на данный орган и соответственно на конкретное должностное лицо. Выполнение этого контракта и вытекающих из него обязательств должно быть основным критерием оценки, экономического и материального стимулирования деятельности как органа власти в целом, его руководителя, так и отдельного должностного лица. Постоянно должны осуществляться мониторинг и контроль за выполнением этих контрактных обязательств.

Если орган власти и/или должностное лицо не выполняет взятых на себя по контракту обязательств, то автоматически ставится вопрос о прекращении действия контракта с работником или об отзыве выборного должностного лица.

Наряду с этим необходимо осуществлять экономическую оценку результатов деятельности. При этом нанесенный обществу ущерб подлежит возмещению, а достигнутый дополнительный экономический результат - поощряется. Упрощенная схема такой организации государственного и муниципального управления приведена на рисунке 1.

Конечно, такая система, на первый взгляд, представляется сложной и громоздкой, потребует большой исследовательской, законодательной, нормативно-правовой и организаторской работы. Но такая работа уже в основном должна была быть осуществлена в результате реализации Программ и Концепции административной реформы.

Крайне важно коренным образом переломить ситуацию в борьбе с коррупцией. Реальным средством решения этой острейшей проблемы, на наш взгляд, является формирование гражданского общества и привлечение к борьбе с коррупцией широкой общественности. Другого реального пути здесь не существует. Необходимо создать четкий законодательно отработанный механизм общественного (гражданского) контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления Для этого следует из представителей структур гражданского общества республики создать независимую от всех органов власти систему общественного (народного) контроля. Такая система может состоять из республиканского Координационного центра и комиссий народного контроля в муниципальных образованиях, отраслях экономики и социальной сферы.

Координационный центр и комиссии народного контроля должны иметь неограниченные права и полномочия по оценке эффективности деятельности органа и любого должностного лица государственной власти и местного самоуправления, состояния и законности источников их доходов и расходов, представлению в соответствующие органы заключений и предложений (материалов) о дополнительном стимулировании или привлечении к ответственности органа власти и/или должностных лиц.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003г. была принята Конвенция о противодействии коррупции. Россия ратифицировала Конвенцию за исключением ст. 20 «Незаконное обогащение», которая предусматривает право гражданина потребовать от любого должностного лица органов власти предъявления доказательств источников доходов (недвижимости, иной собственности, капитала, ценных бумаг, банковских активов и т.д.)

и расходов. В механизме общественного контроля следовало бы законодательно закрепить такое право и вместе с тем инициировать полную ратификацию Россией Конвенции ООН о противодействии коррупции, включая ст. 20 «Незаконное обогащение».

Готовых рецептов решения проблем, накопленных в сфере власти, не существуют. По нашему мнению, надо активно продолжать поиск путей и средств модернизации всех звеньев власти и повышения эффективности их деятельности. Ясно одно: на данном этапе необходимо энергично, не откладывая и не перекладывая на другие программы, до конца осуществить все, что было задумано в Программе «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах».

_Литература_

1. Римский В.Л. Возможности противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления России. Коррупционное и квалификационное «поражение» государственного управления в России. Материалы научного семинара: Вып. 8 (38). - М.: Научный эксперт, 2011.

2. Сулакшин С.С., Максимов C.B., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т.2. - М.: Научный эксперт, 2009г.

3. Якобсон Л.И. Государственное управление и представительство интересов / Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Научный журнал. Выпуск 1, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.