Научная статья на тему 'О границах и возможностях жанра детектива в детской литературе'

О границах и возможностях жанра детектива в детской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1233
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ / КРИМИНАЛЬНЫЙ ЖАНР / ДОЗНАНИЕ / ТАЙНА / СЫЩИК / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРИКЛЮЧЕНИЕ / САСПЕНС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихонова Ольга Владимировна

В статье рассматривается детектив как одна из современных форм детской литературы, его соотношение с «взрослыми» формами. Анализируются способы и особенности реализации жанровых схем в детской модели, подходы к построению материала, взаимодействие с традициями, влияние стереотипов. Методы исследования: историко-литературный, аналитический, сравнительный, культурологический. Делаются выводы о задачах и возможностях данной литературы, а также перспективах её существования. Выделяются наиболее важные модификации и разновидности жанра, затрагивается проблема читательского восприятия и коммерческого успеха на книжном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BOUNDARIES AND POSSIBILITIES OF THE DETECTIVE GENRE IN CHILDREN’S LITERATURE

The article considers the detective as one of the modern forms of children’s literature, its relationship with the “adult” forms. The methods and features of the implementation of genre schemes in achildren’s model, approaches to building material, interaction with traditions, and the influence of stereotypes are analyzed. Research methods: historical and literary, analytical, comparative, cultural. Conclusions are drawn about the tasks and possibilities of this literature, as well as the prospects for its existence. The most important modifications and varieties of the genre are highlighted, the problem of reader perception and commercial success in the book market is raised.

Текст научной работы на тему «О границах и возможностях жанра детектива в детской литературе»

УДК 82-312.4-93.

О ГРАНИЦАХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ЖАНРА ДЕТЕКТИВА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тихонова Ольга Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной литературы Воронежского госуниверситета,

(Воронеж, РФ), e-mail olnem@yandex.ru

В статье рассматривается детектив как одна из современных форм детской литературы, его соотношение с «взрослыми» формами. Анализируются способы и особенности реализации жанровых схем в детской модели, подходы к построению материала, взаимодействие с традициями, влияние стереотипов. Методы исследования: историко-литературный, аналитический, сравнительный, культурологический. Делаются выводы о задачах и возможностях данной литературы, а также перспективах её существования. Выделяются наиболее важные модификации и разновидности жанра, затрагивается проблема читательского восприятия и коммерческого успеха на книжном рынке.

Ключевые слова: детский детектив, криминальный жанр, дознание, тайна, сыщик, преступление, приключение, саспенс.

Востребованность жанра детектива/криминального романа у читателя с момента его формирования довольно долго сочета-

© О. В. Тихонова, 2019

лась со скептическим отношением «серьёзного» литературоведения. Но в последние десятилетия переживающий очередной подъем жанр и множество его модификаций подвергаются всестороннему анализу, особенно в контексте проблемы интеграции искусств, где ведущее место по понятным причинам принадлежит вопросам соотношения литературной традиции и кино [см., напр.: 1; 2; 3;4; 8; 14].

Но проблема детской модели жанра до сих пор остаётся на периферии внимания литературоведов, как и многие примеры детской литературы вообще. Оговоримся, что в данном исследовании, носящем обзорный характер, мы рассматриваем понятие «детская литература» широко: «Само понятие «детская литература», которое до сих пор дискутируется на разных уровнях, мы считаем возможным уложить в довольно свободную формулу «литература для детей и о детях». Она подразумевает несомненное для нас обращение в рамках произведений к детскому мироощущению и мировоззрению, детскому способу чувствования и типу мышления как специфическому и самостоятельному и самоценному, к проблемам процесса познания детьми мира и себя и -обязательно - обращение к механизмам и проблемам построения и восприятия отношений со взрослыми» [15, с. 254-255]. А понятие «детский детектив» в данном исследовании мы связываем с жанровой моделью универсального качества, без жесткого формального учёта различных возрастных ориентиров в её классификации.

На наш взгляд, исследование детского детектива как литературного, издательского и читательского феномена может осуществляться в четырёх основных аспектах: 1) Определение специфики жанровых схем и моделей (и соотношение их с взрослыми примерами); 2) Анализ характерологии и типологии героев детского детектива; взаимодействие с традициями; 3) Попытка классификации его форм и модификаций; 4) Определение путей и перспектив развития жанра, анализ востребованности разных его форм и актуализация проблемы читательского восприятия.

Литературный детектив в целом - однажды устоявшаяся, довольно «жёсткая», при этом малоподвижная форма. Жанровый схе-

матизм создаёт видимые трудности для автора, вынужденного выстраивать попытки разнообразить ходы внутри чётких границ (сюжета, интриги, системы персонажей, приёмов и мотивов). Поэтому вопрос оригинальности жанра упирается часто в мастерство варьирования известного, однотипного.

Основой жанровой модели и сюжетной схемы детектива являются два элемента - тайна (в начальных примерах не криминальная) и её раскрытие. От этого «ядра» расходятся основные линии, выстраивающие архитектонику жанра. Расследование, дознание ведётся по классической схеме «от обратного» (от свершившегося), через выявление и накопление фактов-деталей («улик»).

Специфика тайны и " особенно " процесса расследования и формирует в большей степени отличия жанровых модификаций. Но традиционно на первое место в классической модели детектива выдвигался аналитический (логический) аспект, так ярко представленный в англо-саксонской версии жанра. Баланс аналитики и собственно действия («экшена»), максимальной обыденности и экзотики, «саспенса» и бытовизма всегда способствовал выстраиванию конструкции жанра и двигал её в ту или иную сторону. Носителями детективного действия в криминальной модели становятся три главных персонажа - преступник (скрывает тайну или трансформирует её), сыщик (раскрывает её), жертва (носитель тайны). Персонажи второго ряда - «помощники», соучастники, свидетели, представители закона " выступают по мере развития действия в разных ролях, помогают «двигать» расследование. Они могут быть носителями частей тайны " той «мозаики», которую складывает следователь. Или они призваны замещать функции сыщика на отдельных этапах следствия.

Детский вариант жанра смещает акценты детективной модели.

1) Детский детектив естественно реже связан с криминальной загадкой. Тайна часто вписана в приоритеты «детского мира» («Приключения Калле Блумквиста» А. Линдгрен [7]), или вторгается из «взрослого» мира, сталкивая их или даже противопоставляя («Эмиль и сыщики» Э. Кестнера [5]; «Бронзовая птица» А. Рыбакова [12]);

2) Детская модель сдвинута в сторону «приключения», что отсылает нас к приоритетам детской литературы в целом. Один из

основных жанровых признаков детектива - элемент игры - занимает здесь ведущее место. С одной стороны, дети или подростки «играют в сыщиков», но игра может сталкивать воображаемую реальность с объективной (К. Кин [6]). С другой стороны, игра может стать самостоятельной величиной, раздвигающей границы жанра и выстраивающей новый. Одна из самых популярных форм современной детской литературы - книжка с «детективно»-логи-ческими задачами, играми, упражнениями (разновидность Wimmelbuch) - порождена массовой популярностью и растиражи-рованностью жанра, но и выполняет образовательные, развивающие задачи [11].

3) В системе персонажей модель тоже сдвинута в сторону возрастных приоритетов. Герои — дети (подростки). Они выступают самостоятельно (Кале, Эмиль, Павлик и Яночка Храбровичи) или являются помощниками взрослых сыщиков (Нэнси Дру, Лисе и Булле).

4) В детском детективе более очевидно выражена характерная детективная составляющая " линия борьбы добра и зла. Неслучайно один из самых ярких зарубежных исследователей Т. Ке-стхейи использовал в отношении детектива определение «городская сказка», имея в виду не только его контрастно-двоякую картину мира и урбанистический характер, но и наличие в классическом варианте поучительного момента. «Мораль», вытекающая из событий, в которых дети принимают участие, зачастую ассоциируется с познанием ребёнком взрослого мира и даже разрушением гармонии их собственного, сопоставляется с мотивом взросления.

5) Важнейшая тенденция существования данного детского жанра связана с процессами функционирования массовой литературы и беллетристики. Обыгрывание «большой» литературной традиции (Артур Конан Дойл, Агата Кристи) приводит авторов на известное поле тривиализации известных сюжетов или игры с приоритетами, схемами жанровых разновидностей массовой литературы (триллер, мелодрама, фэнтези, научная фантастика).

Особенно продуктивна форма иронического детектива, восходящего к книгам И. Хмелевской. Знаменитая серия детских

детективов польской писательницы о брате и сестре Павлике и Яночке Хабровичах и их собаке Хабре [18; 19], полная головокружительных приключений, неожиданных и комичных ситуаций, вызвала к жизни множество подражаний и, в конечном итоге, сформировала целую линию в популярной детской литературе (у нас её представляет, например, Екатерина Вильмонт - автор в первую очередь «дамских романов»).

6) Особую и наиболее сложно определимую категорию, на наш взгляд, представляет подростковый вариант детского детектива, который в большей степени близок к «серьёзному» варианту жанра. Примером могут служить отечественные серии повестей о Кроше (Сергее Крашенинникове) или о Мише Полякове Анатолия Рыбакова, признанного советского законодателя приключенческого жанра [13]. Модель сочетает все названные качества " серьёзность и увлекательность, качественную интригу, социальный фактор, тщательно выписанные характеры-типы. При этом образ героя даётся у Рыбакова в развитии. От повести к повести он не только формально взрослеет, но развивается его характер, формируется позиция, он усваивает уроки жизни и отношений с людьми.

7) Существовавшая ранее тенденция обращения к детскому детективу «больших», «взрослых» писателей (Марк Твен «Том Сойер-сыщик») и маститых «детективщиков» (П. Буало-Т. Нарсежак) существует и в наши дни, что часто инспирируется уже коммерческими причинами, вопросами книжного маркетинга и желанием авторов пробовать себя если не в разных, «чужих», жанрах, то хотя бы как-то разнообразить свой собственный.

Характерный пример - успешная детская серия о Докторе Прокторе одного из самых востребованных сегодняшних авторов - норвежца Ю. Несбё [9; 10]. Эпатажный норвежец в очередной раз поразил всех неожиданным поворотом карьеры " на это раз в сторону детской приключенческой и познавательной литературы. В результате ему удалось выйти за границы своего известного жёсткого стиля, ассоциирующегося с традицией

«скандинавского нуара», с подчёркнуто «кровавой» и жесткой формой современного криминального романа [см.: 16].

В романах, предназначенных формально для среднего школьного возраста, на самом деле ведётся игра и с другими группами читательской аудитории. Литературовед увидит здесь множество аллюзий разного рода, осознанную игру с читателем, умение манипулировать интересами и восприятием адресата, средний читатель " мастерски закрученную интригу, фантастические конструкции, увлекательное изложение разного рода данных (от исторических до научных), небанальное представление известных персон и фактов культуры. Центральный герой - «безумный» авантюрист и мечтатель профессор Проктор, его увлечённые помощники - замкнутая девочка Лисе и дерзкий рыжий хулиган Булле " вместе представляют разные возрастные, гендерные, психологические типы. Все трое явно вписаны не только в современную реальность, но и в литературную традицию (в европейскую " в обрисовке типа учёного), а герои-дети " прежде всего в скандинавскую (А. Линдгрен).

В нашей стране популярность детского детектива была «подхвачена» издательскими стратегиями 1990-х гг., когда наблюдалась очередная волна притока информации извне. Именно тогда вышла первая серия, продолжающаяся и по сей день " «Детский детектив». Проект ставшего тогда популярным издательства «Совершенно секретно» включил в подборку по традиции не только детективы, но и приключения, взяв за основу переводы из знаменитой американской серии «Альфред Хичкок и три сыщика». В этой подборке были представлены (и переиздаются сегодня) уже известные произведения не только авторов США, но и западноевропейских стран " Энид Блайтон, Кэролайн Кин, Жоржа Байяра и др. Вторую попытку создать обширную серию по теме предприняло уже изд-во «Эксмо» (с начала 2000-ых гг.), предложив то же название («Детский детектив»), но эта серия уже однозначно оказалась ориентирована на коммерческие интересы и массовый вкус.

И, наконец, отдельной отраслью исследования детской детективной литературы в современном её состоянии должна быть, на наш взгляд, комплексно понятая проблема читательского восприя-

тия данной формы. На новые или трансформированные «старые» конструкции жанра безусловно влияет взаимопересечение в рамках жанра интермедиальных приёмов и техник (на «стыке» с кино, телеискусством, видео и компьютерными формами), соприкосновение его с социальной, рекламной сферами. Детский детектив существует в этом общем контексте, но в создании новых моделей здесь задействованы и специфические ориентиры/мотиваторы, связанные с целевой аудиторией - возраст, область интересов, интерактивные технологии. Новый аспект, достойный отдельного исследования - это вопрос о возможностях использования данного жанра в процессе обучения.

В целом жанр детского детектива со всем спектром его модификаций находится, на наш взгляд, в том же положении, что и практически все устоявшиеся формы массовой /популярной литературы и искусства вообще. На его функционирование влияют не в последнюю очередь политика издательств и запросы книжного рынка (продуцирующего поток среднего или массового «чтива»), что приводит к упрощению жанровой модели и реализуется в тиражировании известных схем, перестановке укрепившихся фигур-типажей, клишировании ситуаций. Последнее отражает общие проблемы современной книжной (литературной и издательской) ситуации, стремящейся балансировать между спросом и попытками регулировать предложение, между маркетинговыми приоритетами и литературными традициями.

Список использованных источников

1. Анцыферова, О. Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система / О. Ю. Анцыферова // Национальная специфика произведений зарубежной литературы Х1Х-ХХ веков. -Иваново, 1994. - С. 21-36.

2. Булычева, В. П. Структурно-композиционные особенности детективного жанра / В. П. Булычева // Актуальные вопросы филологических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. - С. 32-38.

3. Вольский, Н. Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления / Н. Н. Вольский. - Новосибирск, 1996. - 216 с.

4. Георгинова, Н. Ю. Детективный жанр. Причины популярности / Н. Ю. Георгинова // Научный диалог. - 2013. - № 5 (17). -С. 173-186.

5. Кестнер, Э. Эмиль и сыщики / Э. Кестнер. - М.: Изд-во «Детская литература», 1971. - 224 с.

6. Кин, К . Тайна фермы «Алые ворота» / К. Кин. - М.: Совершенно секретно, 1993. - 320 с.

7. Линдгрен, А Приключения Калле Блюмквиста Повести / А. Лин-дгрен. - М.: Махаон, 2016. - 384 с.

8. Моисеев, П. А. Поэтика детектива / П. А. Моисеев. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. - 240 с.

9. Несбё, Ю. Доктор Проктор и великое ограбление: роман / Ю. Несбё; пер. с норв. Б. Жарова. - СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2014. - 240 с.

10. Несбё, Ю. Доктор Проктор и его машина времени: роман / Ю. Несбё; пер. с норв. Б. Жарова. - СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013. - 304 с.

11. Пресс, Г. Ю. По горячим следам. 50 детективных загадок / Г. Ю. Пресс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 128 с.

12. Рыбаков, А. Кортик. Бронзовая птица / А. Рыбаков. - М.: Изд-во «Детская литература», 1958. - 496 с.

13. Рыбаков, А. Приключения Кроша. Каникулы Кроша / А. Рыбаков. - СПб.: Амфора, 2012. - 288 с.

14. Тихонова, О. В. Визуализация детективного жанра и тип скан-ди-полицейского: сериал «Мост» в литературном контексте / О. В. Тихонова // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций (Симферополь, КФУ им. В.И. Вернадского). - 2016. - N° 2 (14). - С. 121-133.

15. Тихонова, О. В. Детские литература / книга / чтение сегодня / О. В. Тихонова // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема: материалы международной научной конференции, 25-27 февраля 2014 г. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. - С. 254-258.

16. Тихонова, О. В. Жанровые константы и трансформации в криминальных «снежных» романах Ю Несбё / О. В. Тихонова // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. - 2016. - N° 2. - С. 74-77.

_№ 4, 2019, вопросы русской литературы

17. Тихонова, О. В. Скандинавский детектив / О. В. Тихонова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2014. - №° 2(3). - С. 156-160.

18. Хмелевская, И. Дом с привидением. Особые заслуги / И. Хме-левская. Екатеринбург: У"фактория, 1997. - 560 с.

19. Хмелевская, И. Сокровища / И. Хмелевская. - Екатеринбург: У"фактория, 2001. - 368 с.

ON THE BOUNDARIES AND POSSIBILITIES OF THE DETECTIVE GENRE IN CHILDREN'S LITERATURE

Tikhonova Olga Vladimirovna,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Foreign Literature, Voronezh State University, (Voronezh, Russian Federation), e-mail olnem@yandex.ru

The article considers the detective as one of the modern forms of children's literature, its relationship with the "adult" forms. The methods and features of the implementation of genre schemes in a children's model, approaches to building material, interaction with traditions, and the influence of stereotypes are analyzed. Research methods: historical and literary, analytical, comparative, cultural. Conclusions are drawn about the tasks and possibilities of this literature, as well as the prospects for its existence. The most important modifications and varieties of the genre are highlighted, the problem of reader perception and commercial success in the book market is raised.

Keywords: children's detective, criminal genre, inquiry, secret, detective, crime, adventure, suspense.

References

1. Antsyferova, O. Yu. Detektivnyy zhanr i romanticheskaya khudozhestvennaya Sistema [Detective genre and romantic art system] / O. Yu. Antsyferova // Natsional'naya spetsifika proizvedeniy zarubezhnoy literatury XIX-XX vekov. - Ivanovo, 1994. - P. 21-36.

2. Bulycheva, V. P. Strukturno-kompozitsionnyye osobennosti detektivnogo zhanra [Structural and compositional features of the detective genre] / V. P. Bulycheva // Aktual'nyye voprosy filologicheskikh nauk: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, iyul' 2013 g.). - Chita: Izdatel'stvo «Molodoy uchenyy», 2013. - P. 32-38.

3. Vol'skiy, N. N. Zagadochnaya logika. Detektiv kak model' dialekticheskogo myshleniya [Mysterious logic. Detective as a model of dialectical thinking] / N. N. Vol'skiy. - Novosibirsk, 1996. - 216 p.

4. Georginova, N. Yu. Detektivnyy zhanr. Prichiny populyarnosti [Detective genre. Reasons for popularity] / N. Yu. Georginova // Nauchnyy dialog. - 2013. - № 5 (17). - P. 173-186.

5. Kestner, E. Emil' i syshchiki [Emil and detectives] / E. Kestner. -M.: Izd-vo «Detskaya literatura», 1971. - 224 p.

6. Kin, K. Tayna fermy "Alyye vorota" [The mystery of the farm "Scarlet Gate"] / K. Kin. - M.: Sovershenno sekretno, 1993. - 320 p.

7. Lindgren, A. Priklyucheniya Kalle Blyumkvista. Povesti [The Adventures of Kalle Blumqvist. Stories] / A. Lindgren. - M.: Makhaon, 2016. - 384 p.

8. Moiseyev, P. A. Poetika detektiva [Poetics of the detective] / P. A. Moiseyev. - M.: Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017. - 240 p.

9. Nesbo, Yu. Doktor Proktor i velikoye ogrableniye: roman [Proctor and the Great Robbery: novel] / Yu. Nesbo; per. s norv. B. Zharova. -SPb.: Azbuka; Azbuka-Attikus, 2014. - 240 p.

10. Nesbo, Yu. Doktor Proktor i yego mashina vremeni: roman [Dr. Proctor and his time machine: novel] / Yu. Nesbo; per. s norv. B. Zharova. -SPb.: Azbuka; Azbuka-Attikus, 2013. - 304 p.

11. Press, G. Yu. Po goryachim sledam. 50 detektivnykh zagadok [Hot on the heels. 50 detective puzzles] / G. Yu. Press. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. - 128 p.

12. Rybakov, A. Kortik. Bronzovaya ptitsa [Cortik. Bronze bird] / A. Rybakov. - M.: Izd-vo «Detskaya literatura», 1958. - 496 p.

13. Rybakov, A. Priklyucheniya Krosha. Kanikuly Krosha [The Adventures of Krosh. Holidays Krosh] / A. Rybakov. - SPb.: Amfora, 2012. - 288 p.

14. Tikhonova, O. V. Vizualizatsiya detektivnogo zhanra i tip skandi-politseyskogo: serial «Most» v literaturnom kontekste [Visualization of

the detective genre and the type of scandi policeman: the series "Bridge" in the literary context] / O. V. Tikhonova // Mirovaya literatura na perekrest'ye kul'tur i tsivilizatsiy (Simferopol', KFU im. V.I. Vernadskogo). - 2016. - № 2 (14). - P. 121-133.

15. Tikhonova, O. V. Detskiye literatura / kniga / chteniye segodnya [Children's literature / book / reading today] / O. V. Tikhonova // Kniga v sovremennom mire: problemy chteniya i chteniye kak problema: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 25-27 fevralya 2014 g. -Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet, 2014. - P. 254258.

16. Tikhonova, O. V. Zhanrovyye konstanty i transformatsii v kriminal'nykh «snezhnykh» romanakh Yu. Nesbo [Genre constants and transformations in the criminal "snow" novels of Yu. Nesbш] / O. V. Tikhonova // Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. - 2016. -№ 2. - P. 74-77.

17. Tikhonova, O. V. Skandinavskiy detektiv [Scandinavian detective] / O. V. Tikhonova // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2014. - № 2(3). - P. 156-160.

18. Khmelevskaya, I. Dom s privideniyem. Osobyye zaslugi [Haunted House. Special merits] / I. Khmelevskaya. Yekaterinburg: U"faktoriya, 1997. - 560 p.

19. Khmelevskaya, I. Sokrovishcha [Treasures] / I. Khmelevskaya. -Yekaterinburg: U"faktoriya, 2001. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.