ционного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки ее под существующие условия. А поскольку условия реализации деятельности -управляемые, переменные, их целенаправленное изменение позволяет управлять и формированием способности к творчеству
Проанализировав немногочисленные экспериментальные исследования по вопросу воздействия образовательной среды на развитие творческих способностей, можно выделить следующие основные положения.
1. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от той культуры, в которой воспитывается ребенок.
2. Для проявления креативности необходима соответствующая образовательная (творческая) среда.
3. С позиций теории учебной деятельности, формирование творческой способности предполагает выделение тех психических процессов и операций, из которых складывается эта способность; подбор соответствующего содержания; соотнесение формируемого плана деятельности с содержанием обучения и разработка или выявление соответствующих средств.
Библиографический список
1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 1970. - 654 с.
2. Вачков И. Смена приоритетов // Школьный психолог. - 2000. - N° 44. - С. 13.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 244-268.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
6. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - СПб: Алетейя, 2000. - 463 с.
7. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. - 104 с.
8. Панов В.И. Образовательная среда как предмет психологии развития // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 336 с.
9. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - 415 с.
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
УДК 37.01
Стариков Сергей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В настоящее время в России обозначился значительный рост информационных технологий и их последующее внедрение в различные сферы производства, науки, образования и социальных услуг населению страны. В образовании на повестке дня стоит вопрос об овладении ИКТ сегодняшними педагогами, важности и необходимости использования информационных технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова. Учитель, информационное общество, место и роль учителя в информационном обществе, социальная информатика, развитие социальной информатики.
Особенность педагогического образова ния состоит в реализации повышенных социальных требований к профессиональной деятельности и личности учителя, педагога профессионального обучения, которые отвечают за качество учебно-воспитательного процесса, уровень обучения и воспитания обучающихся.
Развитие педагогического, как и профессионально-педагогического образования имеет свою историю. В содержании статьи остановимся более подробно на становлении профессионально-педагогического образования и подготовке профессионально-педагогических кадров в России. Первые образовательные учреждения начального профессионального образования на Урале - горнозаводские
школы - были созданы в 1721 г. В.Н. Татищевым в Екатеринбурге, где в 1978 г. был открыт Свердловский инженерно-педагогический институт (ныне Российский государственный профессионально-педагогический университет).
Бытует мнение, что понятия «профессиональное педагогическое» и «профессионально-педагогическое образование» являются тождественными по смыслу понятиями. Попытаемся разобраться с сущностью обозначенных понятий. С нашей позиции, их следует различать. Профессиональное педагогическое образование осуществляется в педагогических учебных заведениях (колледжах, институтах, университетах), деятельность которых направлена на предметную подготовку учителя начальной
© Стариков С.А., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
19
и средней школы. Подготовка педагога профессионального обучения предполагает помимо общеобразовательной (предметной) подготовки его отраслевую (экономическую, юридическую и др.) подготовку в соответствующей области знаний. Такой педагог может работать в профессиональном учебном заведении. «Профессионально-педагогическое образование - формирование личности, способной к эффективной самореализации в сфере начального профессионального образования, осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций» [6, с. 379].
Одной из главных задач сегодняшнего этапа развития общества и образования является формирование «нового облика педагога новой школы (бакалавра, специалиста, магистра)» [1, с. 8]. Второй, не менее важной задачей, становится переход общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития, о чём свидетельствует увеличение доли населения, занятого в сфере услуг. Если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, то считается, что наступила постиндустриальная фаза его развития. Общество приобретает статус информационного, если более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг [7].
Если говорить о России, то с каждым днём число людей, занятых в сфере услуг, возрастает. Взяв за основу данный критерий, США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 г. (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 г.), а информационным обществом США стали в 1974 г.
В настоящее время Россия является страной переходного периода, обозначившего резкий рост информационных технологий и их последующего внедрения в различные сферы производства, науки, образования и социальных услуг населению страны.
Появление информационного общества обусловило такое сочетание слов как «социальная информатика», которая представляет новое междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества. На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.
Возникла потребность «защитить» специальным названием предметное поле исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества. Аналогичные причины вызвали, например, появление нового названия в структуре кибернетики как научного знания - «социальная кибернетика».
Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации об-
щества, их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение человека в социуме, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.
Изменяется характер приобретения знаний, технология овладения ими и использования. Прослеживается жесткая связь образования и экономики знаний, как и информатики и экономики. Основой информационной экономики выступают знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами, подчиненными законам сохранения. Нарушение законов сохранения приводит к необратимым процессам, в том числе в обществе. Законы сохранения в обществе, как и в природе, обладают необратимым характером.
Информатизация - «системно-деятельностный процесс», направленный на овладение информацией как ресурсом управления и развития с целью создания информационного общества и, как следствие, дальнейший прогресс цивилизации. Развитие цивилизации представляет собой некую восходящую спираль, каждый виток которой расположен от предыдущего на большем расстоянии и его шаг характеризуется большим размером. Появляются новые возможности, о чем свидетельствует дальнейшее внедрение информационных процессов в жизнь современного человека.
Попытаемся разобраться с вопросом о том, каковы качественно новые возможности использования информационных технологий?
Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей существенные изменения претерпевает информация. Прежде всего информация ставится доступной практически всем слоям населения, имеющим умения и навыки обращения с информационными технологиями, т.е. информация становится доступной и своевременной.
Во-вторых, невиданная в доинформационном обществе мобильность и изменчивость содержания и оформления текста подталкивают читателя к продолжению диалога.
В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость, поддерживаемая глобальной сетью баз данных, знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую написанную для индивидуального использования книгу, сделав доступ к ней отрытым (возможным) для многих тысяч читателей.
В-четвертых, представленная информация непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.
В-пятых, особо важным становится использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, которая описывается множеством трудно формализуемых параметров.
В-шестых, популярность данных технологий обеспечивается предоставляемыми ими возможностями реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей.
На наш взгляд, преимущества информационных технологий и возможностей их направлений использования перечисленным не ограничиваются. Дальнейшее их развитие может привести к невиданным ранее результатам в различных сферах деятельности человека.
Актуальной задачей становится, как обучить население нашей страны знаниям и сформировать владение информационными технологиями, их использование и внедрение в социум, как сделать так, чтобы любой человек ощущал их необходимость в понимании их возможности для повышения качества не только собственной жизни, но и в целом социума. Приоритетная роль в этом процессе отводится учителю, выполняющего миссию «нести знания». Встает задача подготовки учителя, способного выполнить данную миссию [4; 5].
Поиск научно-методологических подходов к профессиональной подготовке и переподготовке учителя общеобразовательной школы и педагога профессионального обучения к использованию информационных технологий относится к числу тех проблем, которые имеют важнейшее значение в современных социально-экономических условиях модернизации и дальнейшей переструктуризации образования.
В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), созданию научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения.
Проблема подготовки будущих педагогов относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение в условиях углубляющихся процессов интеграции, модернизации и информатизации образования. Руководящая роль в названном процессе принадлежит процессу информатизации, как наиболее перспективному направлению в повышении уровня образованности граждан России. К учителю сегодняшнего дня уже предъявляются требования, связанные не только с уровнем его подготовки в предметной области, но владением компьютером и компьютерной грамотностью.
Особую актуальность и практическую значимость эта проблема приобретает в связи с измене-
нием социального заказа в области образования -создание достаточно гибкой образовательной системы, учитывающей индивидуальные потребности человека, обеспечивающей равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи [4].
Одним из путей решения обозначенной проблемы нам видится в рассмотрении социальной информатики не только как науки, но и учебной дисциплины, введение в образовательные программы подготовки педагогов для системы общего и профессионального образования дисциплины «Социальная информатика».
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам» [4]. Наш президент Д.А. Медведев отметил, что «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [4].
Заявленный национальный проект «Наша новая школа» потребует достаточно больших сил в достижении намеченной цели. Предстоит обучить не только подрастающее поколение, но и педагогические кадры, работающие в системе образования и имеющие стаж работы. Задача непростая. Решить её мгновенно не представляет возможным, хотя намечены цели и пути достижения результата.
В условиях перехода образования к новой модели подготовки учителя важно остановиться на вопросе бакалавриата и магистратуры, в условиях которых будет осуществляться профессиональная подготовка учителя.
Одним из важных моментов становится внедрение в учебный процесс подготовки учителя в области информационных технологий новой дисциплины «Социальная информатика, целью освоения которой является формирование у студентов научного мировоззрения и развитие системного мышления; обучение принципам использования информационных моделей в реализации социальных задач, ознакомление с основами современных информационных технологий, применяемых в социальной сфере, обучение приемам практического использования информационных и коммуникационных технологий для решения социальных задач.
В результате освоения дисциплины «Социальная информатика» формируются следующие компетенции:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
21
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в социальной сфере на государственном языке;
- владеть методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы.
Укажем, что в процессе усвоения данной дисциплины идет процесс формирования следующих знаний:
- основных понятий социальной информатики;
- укрупненной структуры персонального компьютера и назначение ее компонентов, структуру файловой системы хранения информации;
- основных типов алгоритмов;
- этапов решения социальных задач с помощью компьютера.
В результате изучения дисциплины обучаемые должен уметь:
- взаимодействовать с компьютером на уровне необходимом для решения простейших социальных задач обработки информации;
- составлять информационную модель и алгоритм решения задачи, существующей в социуме, ориентироваться в файловой системе хранения информации;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами, уметь работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка ПС;
- работать в локальных и глобальных информационных сетях.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
- технологией создания документов пакета Microsoft Office;
- необходимыми умениями для работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- технологией поиска, отбора и форматирования информации;
- технологией решения возникающих социальных задач.
Нами указан не достаточно полный перечень знаний, компетенций и владений, которыми должен владеть будущий учитель информатики в области дисциплины «Социальная информатика».
Современной российской школе настоятельно необходим педагог нового типа - высококомпетентный специалист в своей предметной области, в сфере воспитания, детской психологии, образовательных технологий, обладающий способностью к инновационной педагогической деятельности [2; 3].
Подготовка такого специалиста требует новой, наукоемкой и практико-ориентированной многоуровневой модели подготовки работников образования, обладающих современными профессиональными компетенциями.
Библиографический список
1. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Теория и практика педагогического образования // Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования: Материалы междунар. конгресса, Челябинск, 5-6 окт. 2011 г. / под ред. З.М. Большаковой, Н.Н. Тулькибаевой. - Челябинск: Цицеро, 2012. -С. 8-10.
2. Бухарова Г.Д. К вопросу о новом законе «Об образовании» // Профессиональное образование в России и за рубежом: науч.-образ журнал. - Кемерово, 2011. - № 1 (3). - С. 104-107.
3. Беликов В.А. Совершенствование (сохранение) педагогического образования // Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования: Материалы междунар. конгресса, Челябинск, 5-6 окт. 2011 г. / под ред. З.М. Большаковой Н.Н. Тулькибаевой. - Челябинск: Цицеро, 2012. -С. 10-14.
4. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/ 6591.
5. Проект Федерального закона «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [email protected].
6. Профессионально-педагогические понятия: Словарь / сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Роман-цева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.
7. УрсулА.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ. - 1993. - С. 35-45.