Научная статья на тему 'О государстве и законах в учении Цицерона'

О государстве и законах в учении Цицерона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1927
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CICERO / STATE / LAW / FORM OF GOVERNMENT / GENERAL LAW AND ORDER / IDEAL CITIZEN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еремина Мария Алексеевна, Лезина Елена Петровна

В данной статье анализируется совокупность взглядов Марка Туллия Цицерона относительно возникновения и развития таких институтов, как государство и право. Подчеркивается, что творческое наследие мыслителя, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало значительное влияние на всю последующую человеческую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государстве и законах в учении Цицерона»

УДК 340.12

Еремина Мария Алексеевна, магистрант юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Россия, г. Саранск. ([email protected]) Лезина Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.

Огарёва», Россия, г. Саранск. ([email protected])

О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАКОНАХ В УЧЕНИИ ЦИЦЕРОНА

Аннотация. В данной статье анализируется совокупность взглядов Марка Туллия Цицерона относительно возникновения и развития таких институтов, как государство и право. Подчеркивается, что творческое наследие мыслителя, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало значительное влияние на всю последующую человеческую культуру.

Ключевые слова: Цицерон, государство, право, форма правления, общий правопорядок, идеальный гражданин.

Eremina Maria Alekseevna,, master student of the Faculty of Law, National Research Ogarev Mordovia State University, Russia, Saransk.

Lezina Elena Petrovna, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, National Research Ogarev Mordovia State University, Russia, Saransk.

ABOUT THE STATE AND LAWS IN THE DOCTRINE CICERO

Abstract. This article analyzes the set of views of Mark Tullius Cicero on the emergence and development of institutions such as the state and law. It is emphasized

that the creative heritage of the thinker, including his teaching about the state and law, had a significant impact on the entire subsequent human culture.

Keywords: Cicero, state, law, form of government, general law and order, ideal citizen.

В истории мировой политико-правовой мысли есть имена, без преувеличения известные всем, среди которых и имя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - блестящего древнеримского оратора, юриста, государственного деятеля и мыслителя. В обширном творчестве Цицерона большое внимание уделено государственно-правовой проблематике. Специально данные вопросы рассмотрены им в таких произведениях, как «О государстве» и «О законах». Отдельные аспекты указанных проблем затрагиваются и в других его работах (к примеру, в трактате «Об обязанностях» и др.), а также в многочисленных судебных и политических речах. Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, философии, политике, и свыше 800 писем [5, c. 23].

В литературе отмечают, что значительное воздействие на теоретические взгляды Цицерона относительно таких институтов, как государство и право, оказали древнегреческие мыслители, прежде всего, учения Аристотеля, Платона, Полибия и стоиков. Марк Туллий Цицерон, будучи патриотом Рима и практикующим политическим деятелем, данное воздействие пытался объединить и согласовать с собственными традициями Рима в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с характерной для Рима государственно-правовой историей, с действительным положением и актуальными задачами общественной и политической реальности того периода. Можно подчеркнуть, что в целом творческое использование воззрений предшественников сочетается в учениях Цицерона с развитием ряда оригинальных и новых положений в учениях о государстве и праве [6, c. 95-96].

В своей работе «О государстве» великий мыслитель впервые вводит его

определение как «Res publica est populi» - «Государство есть достояние

2

народа». Причем народ в понимании Цицерона «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [8, с. 21]. При этом он имеет в виду единый, неразделенный народ, сплоченный своим юридическим статусом.

Тем самым сущность государства в истолковании Цицерона заключается не только в выражении общего интереса всех его свободных людей, что было присуще и политико-правовым идеям древнегреческих мыслителей, но наряду с этим также и в согласовании их правового общения. Государство предстает как определенное правовое отношение, «общий правопорядок». В учениях Цицерона зарождается идея правового государства, то есть государства, в основе которого лежит справедливость, а не сила. Основную причину возникновения государства он усматривал не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе воззрения Аристотеля, Цицерон отрицал широко распространенные в его время представления о договорном происхождении государства [3, а 96].

В качестве одной из важнейших задач государства Марк Туллий Цицерон указывал охрану собственности. Посягательства на неприкосновенность собственности он характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права [9].

По своей природе и сущности такие институты, как государство и право, согласно учениям Цицерона, носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

Нужно отметить, что Марк Туллий Цицерон в своих учениях уделял значительное внимание анализу различных форм государственного устройства, образованию одних форм из других, «круговороту» этих форм, поиску «наилучшей» формы и т.д.

В основу разграничения форм государственного устройства Цицероном были положены «характер и воля» осуществляющих правление государством.

Он различал три простые формы правления - царскую власть, власть оптиматов

3

(аристократию) и народную власть (демократию). Благоволение своим, - писал Цицерон, - нас привлекает к себе царская власть, мудростью - правление оптиматов, свободой - правление народа. Видя в каждой из них свои достоинства, Цицерон выступал за смешанную форму государства как наиболее совершенную, соединяющую в себе преимущества всех выделяемых им простых форм. Цицерон был приверженцем того, «чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа» [8, с. 35]. Именно благодаря этому достигается «великое равенство» и «прочность» государства. В пример тому мыслитель приводил Римскую республику - плод многовековой эволюции государственных форм правления [8, с. 35].

Свои представления о наилучшей форме государственного устройства, в отличие от учений Платона об идеальном государстве, Цицерон считал действительно осуществимыми, предполагая при этом опыт римской республиканской государственности в лучшие времена ее существования («при предках»).

Важным демократическим положением в учениях Цицерона является высказывание в пользу доказательства подобия - «сходства и равенства» всех людей между собой. Данная мысль сформулирована достаточно сильно: «Ни одна вещь в такой степени не подобна другой, так не равна ей, в какой все мы подобны и равны друг другу» [8, с. 142]. При этом Цицерон, вопреки обозначенным общим положениям, считал рабство естественным и справедливым, потому что определенным людям рабское состояние полезно и делается им на пользу, когда делается разумно. Например, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, а между тем, как они, не будучи угнетены, были в худшем положении [1, а 188].

Мыслителю принадлежит и учение о наилучшем государственном деятеле. Оно дошло до нас в неполном виде и, увы, осталось недооцененным потомками.

Мудрый государственный деятель, согласно представлениям Цицерона, должен «видеть пути и повороты в делах государства, дабы, зная, куда приведет то или иное из них, быть в состоянии задержать его ход или даже воспрепятствовать ему» [8, с. 66]. К примеру, ходу таких неблагоприятных событий, как смена форм правления в разрушительную сторону, отступление от общего блага и справедливости. Основа государственной мудрости состоит во всевозможном содействии прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».

В исключительных случаях, когда вопрос будет касаться самого благополучия государства как общего дела, достояния народа, с согласия последнего, истинный государственный деятель, согласно представлениям Цицерона, должен «как диктатор установить в государстве порядок» [8, с. 120].

По мнению Цицерона, идеальный гражданин обязан определять свою деятельность такими важнейшими добродетелями, как познание истины, справедливость, величие духа и умеренность. Доблестный гражданин не только не должен сам наносить вред другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливые поступки, но, кроме того, обязан проявлять помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для всеобщего блага. Как справедливо замечал С.Л. Утченко, Цицерон всегда требует от человека «активного содействия благу всего государства своей деятельностью и своим имуществом» [7, с. 170]. В качестве долга гражданина мыслитель также отмечал защиту отечества в качестве воина.

Образ идеального гражданина, созданный великим мыслителем, объединил в себе черты и качества человека, определяющие гражданское служение и верность своему отечеству.

Стоит отметить, что Марк Туллий Цицерон внес огромный вклад в

развитие доктрины стоиков о естественном праве.

Естественное право (истинный, высший закон), в учениях Цицерона, представляет собой воплощение истинного разума, пребывающего в согласии с природой. Оно распространяется на всех людей, оно вечное и неизменное. Отменить его недопустимо, упразднить его невозможно, изменить его грешно. В основе права лежит присущая природе справедливость.

Естественное право, по представлениям Цицерона, возникло раньше государства и раньше любого писаного закона.

Справедливость (или несправедливость) принимаемых в государстве законов определяется исходя из их соответствия (или несоответствия) естественному праву. Кроме того, данные законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков.

Право, согласно представлениям Цицерона, устанавливается самой природой. В своих трудам мыслитель отмечал, что «если бы право устанавливалось повелениями народов, решениями первенствующих людей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получить одобрение голосованием или решением толпы» [8, с. 147].

Обобщая вышеизложенное, нельзя не отметить, что творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало значительное влияние на всю последующую человеческую культуру. В истории политических и правовых учений Марк Туллий Цицерон был и остается образцом служения своему отечеству - как государству, так и гражданскому обществу. Безусловная заслуга мыслителя заключается в истолковании государства как дела, достояния народа (блага) в условиях общего согласия в вопросах права, законного порядка и справедливости, а также истолковании естественного права и закона, обязанностей государственного деятеля, гражданина и важности смешанной формы правления.

Библиографический список

1 Графский В.Г. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-е изд., доп. - М.: Норма, 2009. - 736 с.

2 Зотов В.Д. История политических учений: учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 672 с.

3 История политических и правовых учений: учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 800 с.

4 История политических и правовых учений: учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 656 с.

5 Крылов М.Э. История политических и правовых учений: Учеб. пособие / М.Э. Крылов. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2007. - 141 с.

6 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 704 с.

7 Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина / С.Л. Утченко // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.: Наука, 1975. - 245 с.

8 Цицерон М.Т. О государстве. О законах / Пер. с лат. В.О. Горенштейна; Прим. И.Н. Веселовского, В.О. Горенштейна; Послес. С.Л. Утченко. - М.: Академический проект, 2016. - 249 с.

9 Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях / пер. и комментарий В.О. Горенштейна. - М.: Наука, 1993 (репринг текста издания 1974 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001 (Дата обновления 17.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.