ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ: ИСКУССТВО ИЛИ ЖИЗНЬ? POST-INDUSTRIAL: ART OR LIFE?
Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 48—68. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 3. P. 48—68.
Научная статья УДК 711:18
DOI: 10.54347/Lab.2022.3.5
О ГОРОДЕ ЖЕНЩИН ЗАМОЛВИМ МЫ СЛОВО (Ивановские Индустриальные Велоночи 2021—2022 гг.)
Сергей Александрович Никитин-Римский11, Марина Юрьевна Авдонинаь, Дарья Градолиевна Серебрякова0
a Институт общественных наук РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected]
b Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, [email protected]
c Школа самоопределения № 734 им. А. Н. Тубельского, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Анализируются составляющие проекта Индустриальная Велоночь, двух мероприятий, которые прошли в Иванове в 2021 и в 2022 гг., а именно формы воспитательной и просветительской работы со взрослыми образованными горожанами (в том числе во-лонтерство) по формированию интереса к городской среде, индустриальной эстетике. Обсуждается выбор объектов городского пространства, имеющих значение для улучшения среды индустриального города и восстановления культурных кодов с помощью перформан-сов и инсталляций, музыки и поэзии. История познается в сопереживании героям Велоночи, в данном случае — героиням: женщинам-лидерам города Иваново разных эпох. Команда Велоночи предлагает присвоить безымянным площадям имена людей, в разные эпохи сыгравших значительную роль в жизни города: Двор инженера Шухова у водонапорной башни; Площадь Элизабет Дитте близ Интердома; Площадь Регины Гринберг — Театр; Площадь Марии Гарелиной — перед входом в Парк Степанова; Площадь Анны Куликовой — часть улицы Батурина у входа в БИМ.
Ключевые слова: урбанистика, проектная методика, формат Велоночь, велопрогулка, роль женщин, Иваново, Иваново-Вознесенск, актуализация исторических объектов
Для цитирования: Никитин-Римский С. А., Авдонина М. Ю., Серебрякова Д. Г. О городе женщин замолвим мы слово (Ивановские Индустриальные Велоночи 2021— 2022 гг.) // Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 48—68.
© Никитин-Римский С. А., Авдонина М. Ю., Серебрякова Д. Г., 2022
Original article
GETTING THE WORD OUT FOR THE CITY OF WOMEN (Ivanovo Industrial Bike Nights 2021—2022)
Sergei A. Nikitin-Rimskya, Marina Yu. Avdoninab, Daria G. Serebryakova0
a Institute of Social Sciences RANEPA, Moscow, Russian Federation, [email protected]
b Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, [email protected]
c School of Self-Determination No. 734 named after A. N. Tubelsky, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The components of the Velonoch project, two events that took place in Ivanovo in 2021 and 2022, are analyzed, namely, forms of cultural activity education and personality development in order to generate interest in the urban environment, in particular, industrial aesthetics. The choice of objects of the urban environment that are important for improving the environment of an industrial city. Identifying cultural heritage and preserving cultural codes of Ivanovo is the key point of the events. The urbanizing component of the Velonoch international project is highlighted on the example of studying the fate of Ivanovo women, related to the history and architecture of the city, and the industrial heritage of the city. The first Industrial Bike Night in August 2021 updated and valorized three important popular images at once: smart potholders for cooking, the collection of the Museum of cotton chintz and the Ivanovets truck crane. The second Industrial Bike Night in August 2022 in the city of Ivanovo was a night ride through the northern districts of Ivanovo dedicated to the architecture of industrial facilities (in particular, the Krasnaya Talka factory, Interdom, the water tower of constructivist engineer Vladimir Shu-khov), as well as the role of women in organizing the life of the city, such as director Anna Kuli-kova, industrialists Praskovya Vitova and Maria Garelina, cook Elisabeth Ditte, theatre director Regina Grinberg. The 15 km route and multimedia installations and performances were developed by the historian Sergey Nikitin-Rimsky with the Velonotte creative team together with the Center for the Development of Tourism and Hospitality of the Ivanovo Region. Velonoch's team proposed that the nameless squares of the city of Ivanovo be named after people who played a significant role in the life of the city in different eras, strong, bright personalities: The courtyard of engineer Shukhov near the water tower; Elisabeth Ditte Square near the Interdome in the North; Regina Grinberg Square — Theatre; Maria Garelina Square, in front of the entrance to Stepanov Park; Anna Kulikova Square, part of Baturin Street at the entrance to BIM.
Keywords: urban studies, project methodology, Velonoch format, adult education, bike ride, the role of women, Ivanovo, Ivanovo-Voznesensk, updating of historical objects
For citation: Nikitin-Rimsky, S. A., Avdonina, M. Yu., Serebryakova, D. G. (2022) O gorode zhenshchin zamolvim my slovo (Ivanovskie Industrial'nye Velonochi 2021—2022 gg.) [Getting the word out for the city of women (Ivanovo Industrial Bike Nights 2021—2022)], Labyrinth: Teorii ipraktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 3, pp. 48—68.
Исследование посвящено анализу двух художественно-музыкальных мероприятий, проведенных в 2021 и в 2022 гг. в рамках нового молодежного формата «Велоночь». В августе 2022 г. более двух тысяч человек, включая губернатора Ивановской области С. С. Воскресенского, стали участниками второй индустриальной «Велоночи».
Цель исследования — выявить воспитательную и социокультурную составляющие проекта Велоночь, в частности, те возможности и формы воспитательной
работы со взрослыми, которые способствуют привлечению жителей города Иваново к участию в решении проблем актуализации истории и культуры региона.
Главное содержание Велоночи как культурно-просветительского проекта для аудитории 18—50 лет — пропаганда истории и архитектуры России, здорового образа жизни. За годы существования проект «Велоночь» посвящал мероприятия различным темам и проблематике: в 2012 г. Московская Велоночь была посвящена памяти событий 1812 года; во время Лондонской Велоночи 2012 г. речь шла об отведенных под Олимпийские объекты частях города (в частности, о гнездовании птиц под крышами новостроек); в 2013 г. в Стамбуле («The Magic shores Velonotte») многие спикеры отвечали на вопросы о Босфоре; в 2014 г. в Риме мы говорили о растениях в истории и современной жизни города [Nikitin, 2015]; Лондонская Аль-бертианская Велоночь актуализировала тему промышленной революции первой половины XIX в.; Московская Пушкинская Велоночь 2015 г. была посвящена поэзии, Московская Южная Велоночь 2014 г. — спальным районам и фабрикам советской Москвы. Все события сопровождались рассказами о литературе (в частности, о творчестве В. Маяковского, В. Шаламова, И. Бабеля и др.) [Авдонина, Никитин, 2016; Никитин, Авдонина 2016; Никитин и др., 2017].
Велоночи — это развивающая культурно-воспитательная среда. Бережное отношение к культурному наследию сопрягается с ориентацией на овладение знаниями этических и правовых норм, на повышение уровня культуры безопасного поведения на массовом ночном велосипедном мероприятии, на развитие эмоционального интеллекта.
Мероприятие создает у каждого участника свое собственное пространство вхождения в историю и культуру и в то же время образует центр притяжения неравнодушных людей, формирует ценностные ориентации и социальный опыт.
Методы
Коллектив, готовящий велособытие данного формата, — это ученые, дизайнеры, специалисты PR, которые выявляют специфику времени, находят и отбирают юбилейные исторические события (2021 г. — 150-летие основания города Иваново) и новые городские ориентиры (в 2022 г. — водонапорная башня Шухова).
Используются дифференцированные формы работы с органами правопорядка, средствами массовой информации и других институций, семантический анализ топонимов города; мониторинг и социолингвистический анализ отзывов участников ве-лопрогулки, присылаемых на сайт [www.velonotte.com], а также метод интервью.
Одним из важнейших методов работы по восстановлению и формированию культурного кода стало создание арт-объектов.
Методом мозгового штурма обсуждается выбор объектов городской среды, имеющих значение для реализации замысла, затем определяются форматы и исполнители художественных интервенций. Отдельно обсуждается аспект подсветки сложных фрагментов пути и исторических памятников: эффектная подсветка помогает подчеркнуть эстетические качества объекта, стимулировать его фотографирование и транслирование в социальные сети участников.
Авторы статьи являются одновременно и авторами концепции данного формата, и разработчиками каждого конкретного мероприятия, и исполнителями каждого проекта.
Описываемый формат мероприятия имеет основой методику проектов — форму работы, при которой участник самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс. Это актуальный вид работы в области культурно-массовых просветительских мероприятий (см. [Fried-Booth, 1986]; [Phillips at al, 1999] и др.).
Проект в классическом понимании включает следующие этапы деятельности группы разработчиков:
• Этап замысла и мотивации, выбор темы;
• Организационно-подготовительный этап: определение проблематики нар-ратива, выдвижения гипотез решения по маршруту, обсуждение конкретных задач по организации в малых группах, разработка художественно-просветительских элементов маршрута;
• Поисково-исследовательский этап, сбор информации; работа с образами остановок и арт-объектов; создание проморолика;
• Этап получения всех видов согласований, разрешений, распоряжений, и пр.; создание фирменного стиля, написание саундтрека, создание буклета с описанием маршрута, бэйджа участников и пр.;
• Проведение Велоночи.
Авторский коллектив Велоночи считает очень важным добавление еще двух этапов, который мы образно назвали:
• «Предвкушение» — ожидание нового проекта [Никитин, Авдонина, 2014].
• «Послевкусие» — самооценка и внешняя оценка проекта и переживание успеха / неуспеха как авторами, так и участниками проекта;
За счет объединения усилий, освоения новых форм поиска, обработки и анализа информации, коммуникативных навыков, выработке умений принимать и генерировать новые решения и умения работать в команде достигается синергетиче-ский эффект совместной творческой деятельности.
Восприятие горожанами собственного города идет сейчас по пути упрощения. Забвение культурного кода города связано, среди прочего, и с тем, что часто какие-то детали намеренно замалчиваются или вычеркиваются из массового сознания. Это не связано с размером города, но сформировано под воздействием социально-экономических аспектов бытования горожан. В нашей практической работе мы опирались на исследования краеведов и историков, архитекторов и литературоведов, таких как А. Л. Агеев, Ю. А. Иванов, А. В. Снитко, Л. Н. Таганов, М. Ю. Тимофеев, А. М. Тихомиров, а также проводили собственные исследования отобранного материала, используя работу с архивами.
В ходе подготовки и проведения мероприятия разработчики слышали фразу: «Мы не знали, что это есть в нашем городе». Многие жители не знают названия улиц, соседних с той, на которой они живут. Наши полевые исследования показали, что если попросить молодого человека объяснить, как пройти в ту или иную точку его города, скорее всего, в качестве ориентиров он назовет магазины или точки быстрого питания, гораздо реже называются отдельные архитектурные и скульптурные объекты, и реже всего в языке используются названия улиц [Никитин, 2020].
Имена улиц — это самая близкая и понятная связь городского жителя с историей его города, его страны и мира. Проанализировав карту и список улиц Иванова, мы выяснили, что, как и в других городах России [Никитин, 2019], в «городе невест» женщинам посвящено незначительное количество улиц (несколько десятков из тысячи), при этом большая часть из них — героини революционного периода (1905—1917) и советского времени, по большей части не актуализированные в сознании горожан.
Поэтому в процессе подготовки и проведения второй Ивановской Велоночи в Иванове команда Велоночи выступила с инициативой присвоения безымянным площадям и дворам города Иваново имен знаковых исторических личностей, чье влияние на становление и развитие города, по мнению команды Велоночи и ее экспертов, заслуживает внимания и увековечивания.
Результаты
В массовом сознании город Иваново в первую очередь ассоциируется с женщинами и текстильной промышленностью. Это определило название и тематику события — Индустриальная Велоночь 2021 года. Ее спикерами стали: культуролог, поэт, профессор ИГПУ Феликс Каган (Иваново), куратор культурного центра TEXTIL Юлия Кривцова (Ярославль), историк, руководитель научно-образовательного центра «Городские и региональные исследования» ИвГУ, член Экспертного совета по промышленному наследию АУИПИК Михаил Тимофеев (Иваново), архитектор, исследователь архитектуры русского авангарда, куратор Центра Авангарда и Музея Москвы Александра Селиванова (Москва), координатор проекта «МосПромАрт», член Экспертного совета по промышленному наследию АУИ-ПИК Инна Крылова (Москва), известный ивановский краевед Александр Тихомиров (Иваново).
Текстовый нарратив Первой Индустриальной Велоночи был усилен двумя инсталляциями. Близ устья Талки на Уводи был создан арт-объект, отражающий зарождение первых ивановских мануфактур, которые создали два «капиталистых» крестьянина Бутримов и Грачев. Впоследствии именно текстильная индустрия объединила оба берега Уводи — объединила их в один город Иваново-Вознесенск в 1871 году. Этот факт и запечатлела инсталляция «Иглы и нити Иванова». Судя по обилию фотографий в социальных сетях, инсталляция, размещенная в окраинной части города, понравилась, и в итоге ее оставили до начала зимних морозов. Огромные нити пряжи, светящиеся красным светом, продетые в «иголки», установленные в реке, символически сшивали два берега реки.
Иглы и нити Иванова. 2021 (Инсталляция: Даша Градолиевна и группа «Проспект Славы». Фото Никитин-Римский)
Привет из Иванова. 2021 (Эскиз инсталляции: Даша Градолиевна)
Общий вид инсталляции «Привет из Иванова»
Инсталляция помогла напомнить, что именно здесь начиналось текстильное производство в городе. Благодаря визуализации участники запомнили исторические факты и привязали их к конкретному историческому месту, которое в современном виде не привлекает внимания людей, даже живущих по соседству.
Вторая инсталляция — «Привет из Иванова» — актуализировала и валоризиро-вала сразу три важных популярных образа: нарядные прихватки для кухни, коллекцию Музея ситца и автокран «Ивановец». На трехметровые пластиковые листы в форме рукавичек-прихваток были нанесены орнаменты из коллекции Музея Ивановского ситца и фабрики «Красная Талка», отобранные авторами данной статьи.
Прихватки были закреплены на большой высоте на кранах «Ивановец» — мемо-ризируя важный промышленный бренд города — Ивановский машиностроительный завод «Автокран», который производит автомобильные краны под маркой «Ивановец». С 1954 г. заводом произведено более 156 тысяч автокранов, славящихся не только в России,
но и в других странах мира. Локацией для перфоманса была выбрано пересечение улиц Кузнецова и Мархлевского — до революции тут кипела Ярмарочная площадь, и по соседствунаходится еще один образец ивановского бренда — архитектурный памятник эпохи конструктивизма, дом коллектива (Илья Голосов, 1929), один из объектов показа I Индустриальной Велоночи.
В массовом сознании идея города — «Иваново — город невест» — в действительности не имеет фактологического подтверждения.
Мало конкретных имен женщин и в топонимии города. Как показал проведенный С. А. Никитиным семантический анализ официального списка названий улиц [Справочник (перечень) действующих названий существующих улиц, поименованных территорий и объектов города Иванова], в Иванове очень мало посвящений женщинам. Из более чем тысячи улиц лишь несколько десятков именованы в честь них. Учитывая исторический контекст, это выглядит как минимум несправедливым.
Вторая Индустриальная Велоночь, которая прошла с 20 на 21 августа 2022 года, была посвящена в первую очередь женщинам, которые закладывали основания для развития этого города, однако в массовом сознании их жизнь и деятельность, их роль в культурной жизни отражена незначительно или вовсе неизвестна.
Среди героинь велопрогулки — первая женщина-директор в стране, основательница первого роддома в Иванове и создательница первого в стране музыкально-поэтического театра.
В основе Велоночи — тематический маршрут, в котором спикерами были ведущие исследователи и архитекторы. На Индустриальной Велоночи 2022 года в Иванове выступали: Инна Крылова (историк промышленного наследия, куратор проекта «Моспромарт»), Айрат Багаутдинов (историк инженерной мысли, руководитель проекта «Москва глазами инженера»), Александр Тихомиров (историк, краевед, автор путеводителя «Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена») и Сергей Никитин-Римский.
Для актуализации исторического наследия Велоночь использует художественные средства. В 2022 году было создано две масштабных просветительских свето-музыкальных инсталляции и один театральный перфоманс.
МАРШРУТ
0. Точка сбора на площади у Красной Талки
Доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации ФЗО МГЛУ М. Ю. Авдонина выступила на открытии Велоночи на территории бывшей фабрики «Красная Талка» (у корпуса, который ныне занимает «ТекстильПрофи») и рассказала о творчестве уроженки Иванова, французской писательницы Натали Сар-рот (Натальи Ильиничны Черняк в девичестве), в частности, о ее романе «Тропизмы». Речь шла также о результатах архивных поисков: участии промышленников Иваново-Вознесенска во Всемирной выставке в Париже 1900 г.: «За сто двадцать лет произошло переосмысление вклада Всемирной выставки 1900 г. в Париже. Общественное мнение вновь задумалось об итогах XIX в. в области ценностей, культурного кода общества, вкусов, воззрений» [Авдонина, Жабо, 2022]. В нашем проекте «Тульская русскошь» (сентябрь 2021 г.) медаль этой выставки стала элементом историодрамы: сцена «Приезд Белолипецкой домой в Тулу с медалью». Русские экспоненты выставляли свои товары и технологии во многих павильонах и получили 1 589 наград. Были обнаружены имена иваново-вознесенских промышленников, получивших медали в Группе XIII «Пряжа, ткани
Фрагмент инсталляции «Привет из Иванова»
и одежда», Класс 80 «Пряжа и ткани из хлопка»: золотую медаль получил Кува-евская мануфактура, серебрянные — фирмы Никона Гарелина, Захара Кокушкина и Константина Маракушева. То же предприятие Куваева было награждено и серебряной медалью в Классе 106 «Гигиена, общественное призрение» [Liste des récompenses: Exposition universelle de 1900, à Paris].
Всемирная выставки 1900 г. в Париже. Список награждений. Класс 80. Нити и ткани из хлопка: в жюри Иван Баранов (Baranow Jean). С. 897. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9765409t/f45.item
Ile de 1900, à Paris / République française, Ministère du commerce, de l'industrie, de...
" I>< ciiH (J.). MmiK el CT,
ä Thtfjr (Rhone)..... Krane*'.
kltiush sew in« cottos • ompixy, I im i (<*< I (Exposition collective Ho V): l'articipant* : Alexander ( H.-K und J.i,and C* lirait-d: Ardern (Lawrence) . I trailed; Ark wrigh 1 [ (Sir Richard) and CMi-mUi'il; Sshwnitll (Ed.) and sons, limited ; Baffle* and Wright, limited ; » l.«p|M i-ion (Win.)and C*. limited; Crawford brothers, limited; Dewhnnst l lohn Wind sons, limited: Ermen.mil Roby,limited: Manlove (S.) and mods. lixpiled; Marsland son ¿•nd C\ limited: Ra worth ' J.-T,), limited: HicLird-: (C.-A,), limited; Stroit I i W. U. and J.), limited : Waller (Wm.). and C", -limited; Waters (J. aiul y. i a nd C*, U in i ted. Wigtey ( Geo.) aod C*, limited, k V|an«*h*ster..... r,iaiifl.' Hi.'l;«;;iir,
ks vault-pri-tk RIK . BAR-rkt-massin et C4*, ä Paris............ France.
I* U4(ítn-UiiiÍTU, à Bol-
bec (Seine-Inférieure). Franc«. 'iiiiciH-MisstRD. Lia«» et C'V à Paris......... France.
К iil.oi Do» f ( Allais), i'i
Moscou. ... ....... . Itussi«;.
к в lot doff i a. et if.)
frères, à Moscou .... Russie.
KoECHLlX (Le« succc6mí ii in
de Fritz ), à Paris ... France.
koivAiKFT. à Iv anovo -
■ iiHiOSst'ilsk........ Russie.
К roi гик et Км ми, à Pa-
biantn............ Russie.
f.i.M \ hi н i4Djeune.à Mon« и
(Seine-Inférieure)... Franco.
Махсш (Ernest) el frères, à Rouen t Seine-Inférieure). ........ France.
M INK 1 OlIDKIu, à Bbitu-
loue.....................Espagne.
M inufactcrk dk fil a goudrk de Nkwskï, à Sainl-Pétersbotir^ .. . Russie.
Maroc (S. M. le sultan
du) .. ............ Maroc.
M 4TKR ( V.) et lits, à Guii-
Iramvlorfl" à Vienne. Kiilricho
M lui* (Charles) et C1*, à
Luxeuil (Haute-Saône). France.
Mo rite el \ à Ourscanip
(Oise)............ France.
rieïïrë).
Schritt (F.), à Holmi-Aicha............ ,
S m fi a y В i. ht к am», à Barcelone ............
France. 4utncli«a. Bepague. Ве1|гц||Ц'.
Société imimmk la Co-
ri indrr , à Garni.....
SoCIKTfc anonyme des filatures dl: coton de tl ii-niaii et de Marionlhaf.
à Vienne........... Autriche.
Société avuxtmk m: la
filature d'( M S Kl. (Soillo-
Inférietire)......... Fiance.
s ou kt к anonyme dk гид-turk kt dk tissai.к rk-caniql'k la satana, à
Pondichéry [Inde fran-
fÄJ...........'■•
Société a non так dk> filatures kt tissaaks Pouter-(Jukrtikr , à Ronen ( Seine - Inf * -rie и re)............ France,
Société anonymk Floride
à lïand.. , . ....... . Belgique
Société anonyme ci-devant Jou. Jag. Riktkr et
h Wmterthur..,. $цкм.
France
УВЕЛИЧИТЬ
m и
Страница 899
Всемирная выставки 1900 г. в Париже. Список награждений. Класс 80. Нити и ткани из хлопка. Серебрянные медали. С. 899. В среднем столбике — Куваев (Kouvaieff, а Iwanovo-Vosnessensk)
1. Первая остановка маршрута была посвящена инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову (1853—1939)
В районе Сортировка во дворах 6-й улицы Чайковского участники Велоночи увидели ярко подсвеченную ажурную конструкцию водонапорной башни, построенной по проекту В. Шухова. Эта водонапорная башня с 1924 г. снабжает водой Сортировку и железнодорожный узел.
Коллектив Велоночи предлагает присвоить этому уникальному двору название «Двор инженера Шухова».
Как оказалось, мало кто из участников велопрогулки, даже из числа жителей ближайших районов города, знает о существовании этой башни. Чудо техники заросло тополями и скрыто пятиэтажками. В ходе мероприятия ее оформили искусственным туманом и динамической подсветкой.
На остановке ансамбль «Синички» под руководством Александра Гренкова исполнял свою авторскую музыку, микшируя звуки железнодорожного транспорта разных эпох с мелодией, сыгранной на Терменвоксе — феноменальном музыкальном инструменте, изобретенном Львом Терменом.
Самая известная сетчатая конструкция Шухова в форме гиперболоида вращения — радиоантенная башня на Шаболовке в Москве высотой 160 метров, позже ставшая первой столичной телебашней. Башню строили всего два года (1920— 1922 гг.), несмотря на нехватку материалов и сложные обстоятельства жизни самого инженера. Во время сборки четвертой из шести секций произошла авария. Шухова судили и приговорили к условному расстрелу. Его выгнали из собственного дома, ему пришлось жить в конструкторском бюро. Если бы работы не завершили вовремя, условный приговор превратился бы в настоящий. В 1930-х годах он чуть не попал в тюрьму: завистники мастера пытались обвинить его в том, что он плохо построил нефтезавод «Советский крекинг» в Баку.
Весь мир знает Густава Эйфеля, автора Эйфелевой башни в Париже, а Шухов известен лишь профессионалам. О Шухове мало рассказывали, фильмов о нем пока не снимали.
Участники Велоночи у водонапорной башни, построенной по проекту В. Шухова
Подсветка по маршруту Велоночи
Возвратимся к главной мысли: для формирующего, образовательного проекта, каковым и является наша Велоночь, художественные произведения и в целом эстетический аспект всех элементов мероприятия, являются обязательной компонентой. И здесь команда Велоночи получила поддержку местных коммунальных служб, работники которых сумели убрать территорию, скосить траву, сделать остановку чистой и красивой. Коллективное переживание, удивление, что у города есть такой интересный объект, — вот реакции, которые мы видели в соцсетях по поводу башни.
«Я когда смотрю на нее, думаю, что этот двор с башней на улице Чайковского — самое неожиданное и самое красивое место всей Сортировки», — говорит Сергей Никитин-Римский в аудиоподкасте Велоночи. Добавим, что изначально мы планировали также создание муралов, посвященных творчеству Шухова, эволюции его инженерных идей, но от них пришлось отказаться. Авторы проекта выражают надежду, что Велоночь смогла актуализировать образ башни у горожан, пробудила у креативных сообществ Сортировки интерес к инженерному наследию.
Маршрут далее шел через плотину на Талке — живописное место, известное в основном жителям Сортировки. После этого участок Парка 1905 года с мостом, который при помощи подсветки мы превратили в красный. Для этого участка Никитин-Римский написал музыкальную композицию «Волшебный лес».
2. Остановка Интердом
Фрагменты инсталляции «Интердом» и участники события
Интердом (ныне Международный центр образования «Интердом» имени Е. Д. Стасовой»), интернациональный детский дом — уникальная институция. Он был открыт в голодный 1933 год под эгидой МОПР — Международного общества помощи борцам революции — органа, который популяризировал Советский Союз. Миссия инициативы заключалась в том, чтобы дать кров детям революционеров, родители которых оказались в заключении либо погибли.
Открытие Интердома стало последним всплеском той недолгой, но яркой эпохи, когда Иваново-Вознесенск видели как одну из столиц революционного движения. Изначальный ансамбль Интердома в стиле конструктивизма не сохранился. Нынешнее краснокирпичное здание на опушке леса — благородная бруталистская архитектура 1980-х годов без каких-либо украшательств, чем-то напоминает Московский театр на Таганке.
Нам хотелось рассказать о первом десятилетии работы институции. Для этой цели были в качестве источника взяты фотографии воспитанников Интердома из Государственного архива Ивановской области. Мы остановились на фото участников оркестра народных инструментов Интердома. Фото затем были обработаны в двух нейросетях, чтобы добиться большей выразительности. В некоторых случаях потребовалась ручная роспись.
В видеоинсталляции «Улыбки Интердома» мы хотели показать лица и имена воспитанников со всех уголков света — Или, Минька, Абраша...
Фото воспитанников интернационального детского дома
Для инсталляции Александр Гренков написал музыкальную композицию «Корридор», сыграв на балалайке, пиле и других народных инструментах.
Коллектив Интердома — это подвижники, которые себя без остатка отдали работе, некоторые из его сотрудников в 1930-х прошли через сталинские репрессии.
При подготовке материала мы говорили с несколькими сотрудниками, в итоге остановились на одной биографии. Как утверждает директор музея Интердома Софья Кузнецова, многие поколения детдомовцев вспоминали булочки Элизабет Дитте. Дитте происходила из семьи поволжских немцев, в голодные годы первой пятилетки ее семья оказалась в Иванове, в 20 лет она устроилась на работу в столовую Интердома. В столовой она встретила своего мужа, который был директором. Их дочь Светлана Рассулина также проработала здесь воспитательницей 40 лет. В ходе интервью Светлана сообщила, что секрет булочек мама так и не передала — домой приходила она поздно, все силы отдавала работе. Предлагаем назвать одну из площадей близ Интердома в честь Элизабет Дитте в память о ее беззаветной любви к делу.
3. Смольная улица. Форум Милосердия
Фотография события
Эскиз тантамарески с историческим фасадом Роддома Гарелиной (Даша Градолиевна)
Парк Степанова до революции был дачей вознесенских фабрикантов Гарели-ных. В Иванове есть улица в честь представителя другой ветви этого клана — Якова Петровича — и памятник этому выдающемуся меценату, коллекционеру, ученому, автору книги о городе — «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад». Смольная улица до революции звалась Гарелин-ской и была частью нового поселка для мастеров и служащих их мануфактуры на окраине города (теперь фабрика известна как ЗИМА).
В 1890-х годах на тяжелые условия жизни рабочих обратила внимание Мария Александровна Гарелина (1861—1921), дочь купца и члена Московской думы Александра Крестовникова, текстильного магната, а также хозяина Стеаринового завода в Казани. Она оплатила и курировала постройку комплекса лечебно -благотворительных учреждений: детский приют на 25 человек (Смольная, 3), училище с библиотекой (Смольная, 2), первый в городе родильный дом на 29 кроватей (Смольная, 4).
Мария Гарелина — романтический персонаж, один из символов милосердия в стране. Приведем часть интервью Александра Тихомирова, автора книги «Иваново. Иваново-Вознесенск», переизданной в 2022 г.: «Конец семьи меценатов был трагичен: вскоре после серебряной свадьбы Гарелин застрелился, считается, из-за конфликта с сыном. Мария Гарелина в годы гражданской войны уехала в Москву к младшей дочери. Умерла великая благотворительница в 1921 в нищете, ограбленная своими слугами».
К сожалению, сегодня здание роддома, входящее в Свод памятников архитектуры Ивановской области, обшито сайдингом, все элементы его затейливой архитектуры скрыты от глаз. Для актуализации его изначального образа мы сделали тантамареску с изображением дома 100 лет назад, которую и поставили у здания первого ивановского роддома.
Предлагаем безымянную площадь перед входом в Парк им. Степанова (бывшую виллу Гарелиных) назвать площадью Марии Гарелиной в память о создательнице важных институций здравоохранения в городе.
4. Фабричный проезд и «Станция Регина»
В 1958 году здесь, в маленьком ДК огромной прядильно-ткацкой фабрики имени Балашова, молодая преподавательница Техникума общественного питания Регина Гринберг (Киев, 1927 — Иваново, 2005) собрала группу молодежи, влюбленной в театр. Ремир Лопаткин, руководитель комсомольской организации Иванова и главный редактор «Ленинца» в ту короткую, но яркую эпоху Оттепели, поддержал сценическое начинание. Так появился первый в СССР музыкально-поэтический театр, авангардная форма и абсолютный феномен: культурный центр в эпоху жесткого прессинга цензуры.
Гринберг работала как с классическими, так и новыми текстами, рассуждая об актуальных проблемах, не боясь конфликтных ситуаций с властями. Один из первых ее спектаклей «Баня» по пьесе Маяковского недвусмысленно намекал на недобросоветность местных чиновников.
Публика ответила доверием, и театр стал местом встреч для нескольких поколений интеллигенции, прославил Иваново на всю страну, выезжал на гастроли в столицы, с успехом выступал и перед руководством страны во Дворце съездов в Кремле. С ним сотрудничали лучшие поэты того времени: Александр Галич, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Григорий Поженян, Александр Володин, Елена Камбурова. Эскизы к ее спектаклям создавал художник Эрнст Неизвестный.
Приезжал популярный поэт Евгений Евтушенко и написал выразительную поэму об истории Иванова-Вознесенска «Ивановские ситцы» — яркий публицистический текст о судьбе России. Советская цензура запретила ее ставить в театре, но Евтушенко ее не забросил, продолжал работать над ней до конца 1990 -х годов. После той поездки им было опубликовано стихотворение «Москва — Иваново» (1975) о неустроенной жизни россиян в эпоху повсеместного дефицита брежневского застоя:
Самого себя я спрашивал под гудки и провода: «Мы узнали столько страшного — может, хватит навсегда?» И ещё мной было спрошено: «Мы за столько горьких лет заслужили жизнь хорошую? Заслужили или нет?»
Свежесть, яркость, актуальность театра Гринберг мы захотели передать языком театрального перфоманса. Но одна из проблем включения традиционных сценических форм в Велоночь — большое количество участников. Несколько лет до этого, работая в Риме над II Ботанической Велоночью с режиссером Марианной Галлони, родилась идея разместить актеров на крыше и в окнах окружающих зданий площади Кампо Дей Фьори, сделать стену сценой. Проект не состоялся, в итоге мы опробовали этот метод в Иванове.
Перфоманс «Станция Регина» был создан режиссером Ксений Садовски при участии историка театра и актера Андрея Афанасьева, автора книги «Театр молодости нашей». Актёры Ивановских театров сидели и стояли в окнах и обращались к людям с поэтическими текстами 1960-х годов — поэзией, которая остается актуальной. Музыкальный ритм задавал московский барабанщик Никита Чернат (группа «Хадн Дадн»).
После Велоночи Ксения Садовски в интервью рассказала о поиске: «Логика, чувства и посвящение театру. Изначально у меня стояла задача сделать своего рода оммаж Регине Гринберг и привлечь Андрея Афанасьева, актёра, который с 1968 года работал с Региной Гринберг и очень хорошо ее знал. Я поняла, что начать надо с Евгения Евтушенко, автора, которого цензура не разрешила ставить в театре. Я взяла стихотворение «Москва — Иваново», заканчивающееся вопросом «Мы за столько горьких лет / заслужили жизнь хорошую? Заслужили или нет?». Это стало
обращением ко всем нам. Задав в начале перформанса такой вопрос, я подумала, что нужно дать людям и ответ. Моим ответом стала любовь. Я соединила произведения Риммы Казаковой, Майи Борисовой, Вероники Тушновой, Григория Поже-няна. Мне хотелось, чтобы это превратилось в мантру. И в какой-то момент я ощутила, что все сработало. Мы говорили: Люблю, люби, люблю, люби».
Второй элемент перформанса — «Передайте свет другим». Приведем слова К. Садовски: «Меня пронзила запись спектакля "Мозаика", поставленного по произведению поэта Андрея Вознесенского. В самом конце актеры передавали в зал свечи. Я осознала, что хочу что-то похожее. Я подумала о банках со свечой, ты передаёшь в них Свет, который не гаснет. Мы говорили друг другу слова любви, передавали свет, делились тёплом».
Предлагаем назвать это место у бывшего Театра Регины Гринберг «Площадь Регины Гринберг — Театр».
Эксиз стены-сцены (Даша Градолиевна)
5. Остановка БИМ, Большая ивановская мануфактура
Здесь в эпоху НЭПа, вероятно впервые в стране, директором крупной фабрики стала женщина — Анна Куликова (1890?-?). О Куликовой тогда написал «Огонек», популярнейший иллюстрированный журнал. Из беллетризированного очерка Николая Погодина, опубликованного в мартовском журнале за 1927 год, мы узнаем детали ее биографии. Из деревушки Гавриловой, «что затеряна в костромских черных лесах», в 14 лет отец привел ее на фабрику, работала, потом в годы революции сторожила — «с винтовкой караулила фабрику», а в конце 1920-х, после прохождения административно-технических курсов, «партия послала на фабрику управлять, возглавила БИМ, сделав мануфактуру лидером в Союзе».
Ее стиль работы характеризует то, что за доброту и отзывчивость сотрудницы звали ее Аннушкой, а в стенгазете БИВМ (так называлась мануфактура до переименования Иванова-Вознесенска в Иваново) не боялись критиковать ее поступки и решения: например, устроила сына на фабрику. Приведем фрагмент из очерка
Погодина, который на первый план выводит такие свойства директора, как человечность, внимание, открытость, готовность прийти на помощь: «К директору в кабинет ходят работницы по всем своим делам, часто никакого отношения к фабрике не имеющим. Ей выплакивают горести свои молодые девушки, ей рассказывают свои боли жены-ткачихи, ей поверяют бабьи тайны и рассказывают о своих болезнях они. Она должна разрешить прогул, потому что муж на другом заводе как бы не пропил получку, должна перевести ткачиху в другое место на фабрике, потому что у женщины какая-то болезнь.
И при мне к ней приходили женщины, шептались и повторяли:
— Ты, Анна Васильевна, пойми, милушка, ты сама, чай, баба. Она улыбалась, кивала головой.
— То-то!
Она понимает своих ткачих и много делает для них, чего бы и не стали они просить у директора-мужчины. Ей бывает часто очень трудно, понимая просьбу ткачихи, до конца удовлетворить эту просьбу. И она изворачивается между своими обязанностями директора и друга фабричных женщин».
Что случилось с Аннушкой дальше — неизвестно: по материалам изученных нами газет ее перевели на пост заместителя директора, а потом упоминания о ней пропадают из прессы. Вероятно, ее человечный подход оказался несовместим с первой Пятилеткой с ее завышенными требованиями к предприятиям в условиях голода. Необходимо продолжение архивного исследования, которое, мы надеемся, завершится документальным фильмом о директоре.
Предлагаем часть улицы Батурина у входа в БИМ посвятить доброму директору Анне Куликовой, назвать это место «Площадь Анны Куликовой».
Анна Куликова, фото из журнала «Огонек»
Заключение
Велоночь — международный проект, объединяющий энергию культуры, знания и активный образ жизни. Это социо-урбанистический проект, имеющий одной из своих целей формирование культурного кода города, участие горожан в культурной эволюции города, ревалоризации его ценности.
Авторы проекта стремятся раскрыть возможности включения жителей города в новые виды культурного досуга.
Велопрогулка это особый вид общения в движении. Выбранное время суток — вечернее и ночное, адреналин и романтика — открывает новое ощущение города, создает условия для общения незнакомых застенчивых людей, создает возможности установления крепких и глубоких отношений дружбы, образования городского сообщества неравнодушных людей.
Восприятию архитектуры помогает музыкальное сопровождение, в данном случае — музыкальные произведения, созданные Александром Гренковым и Сергеем Никитиным-Римским.
Театральные и литературные фрагменты запоминаются как яркое событие в жизни участников. История познается в сопереживании героям Велоночи, в данном случае, героиням: женщинам-лидерам города Иваново разных эпох.
В процессе подготовки и проведения Второй Ивановской Велоночи команда Велоночи предложила присвоить безымянным площадям города Иваново имена людей, в разные эпохи сыгравших значительную роль в жизни города, сильных, ярких личностей: Двор инженера Шухова у водонапорной башни; Площадь Элизабет Дитте близ Интердома в Северном; Площадь Регины Гринберг — Театр; Площадь Марии Гарелиной — перед входом в Парк Степанова; Площадь Анны Куликовой — часть улицы Батурина у входа в БИМ.
Приложение
Несколько отзывов из соцсетей (2022):
@Tatyana_Pashkova:
Прослезилась, когда читали стихотворение ахахах
Перфоманс у Интердома был слегка жутковат, на мой взгляд, но очень атмосферно
За Шуховскую башню очень рада, было настоящим открытием узнать про такое место, отдельное спасибо диджеям за подходящую под атмосферу музыку
В "Волшебном лесе" попали словно в другую какую-то сказочную реальность, потом через красный мост-портал вернулись в свой мир хахаах, странно звучит, но это моё представление об этом
Ещё раз большое спасибо, я ждала это событие все лето. Моя сестра в прошлом году была в восторге, а мне в тот раз попасть на велоночь не удалось, наконец-то этот гештальт закрыт хахаха
Буду ждать следующего раза!:)
Ещё приятно удивили участники, вежливые, помогали друг другу, никто ни на кого не наезжал, не подрезал, правил не нарушал
Пользователь @Ьи^ШЫуа_о1уа
Разумеется, запомнился перфоманс в честь Регины Михайловны Гринберг.
Оригинально, душевно. Моя мама когда-то у нее в театре занималась.
Ещё очень впечатлила башня Шухова. С яркой подсветкой и диджейским сетом это прямо повеяло вайбом из сериала "Странные вещи"
Пользователь @Аппас1ео37
Велоночь 2022 Иваново — в первый раз участвовала, не ожидала, что прогулка 14км на велосипеде мне доставит столько удовольствия. Спасибо организаторам @velonotte и всем, кто принимал участие @flrstavantgarde @arteria.centr @hadn_dadn
Маршрут был от текстиль профи через сортировку, в парк 1905 года, Ин-тердом, минеевский мост, зубковский двор, парк Степанова и финиш на ним лоф-те, где каждую из 4 колонн встречали салютом. Очень понравился перфоманс с прочтением стихов из окон, все локации были с подсветкой, видеорядом, в наушниках была экскурсия, организованы туалеты на каждой остановке и водичка.
Люди были от мала до велика, 2000 счастливых человек, которым просто было не лень сесть на велосипеды и прокатиться.
Как редко проходят мероприятия, объединяющие так много разных людей, давайте встречаться чаще!
***
Все экскурсионные материалы II Индустриальной Велоночи можно послушать на сайте: visitivanovo.ru/velonoch
Благодарим Анастасию Грушецкую, команду VisitIvanovo, Артура Жванецко-го, Александра Неупокоева и всех наших волонтеров за помощь в создании и организации Индустриальных Велоночей в Иванове.
Список источников
Авдонина М. Ю., Жабо Н. И. Феномен матрешки, мост и пряники: русские предприниматели на парижской выставке 1900 года // Диалог культур и цивилизаций: сборник статей II Международной научно-практической конференции (14—16 апреля 2022) / отв. ред. Ч. Б. Далецкий, А. Ю. Платко. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2022. Авдонина М. Ю., Никитин С. А. Новые формы подачи литературного текста: творчество
B. Т. Шаламова в рамках формата «Велоночь» // Русистика и современность: сб. науч. ст. XIX Междунар. науч. конф. 2016. С. 227—232.
Агеев А. Город на "третьем пути" // «Знамя» № 9. 1999. иЯЬ:
https://znamlit.ru/puЫication.php?id=916. Иванов Ю. А. Религиозно-политическая жизнь российской провинции 1860—1910-х гг.:
Уездный уровень: дис. ... д-ра ист. наук. Иваново, 2001. Никитин С. А. Женские имена на карте родины-матери // IV Фирсовские чтения. Язык в современных дискурсивных практиках. Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2019. С. 161—164. Никитин С. А. Страна имен. Как мы называем улицы, деревни и города в России. М.: Новое
литературное обозрение, 2020 г. 320 с. Никитин С. А., Авдонина М. Ю. Велоночь как метод формирования культурного кода Большого города // XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 1—4 апреля 2014 г. М.: НИУ ВШЭ, 2014.
C. 387—396.
Никитин С. А., Авдонина М. Ю., Никитина М. А. Формирование экологического сознания и сохранение городской культуры Казани: трехлетний опыт международного проекта «Велоночь» // Хартия Земли — практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития. Казань, 2016. С. 473—478. Никитин С. А., Авдонина М. Ю. Поэтический текст в молодёжных проектах «Москульт-прог» и «Велоночь» // Русистика и современность. 18 Международная научная конференция: сборник научных статей. Балтийская международная академия, 2016. С. 372—379.
Никитин С. А., Авдонина М. Ю., Жабо Н. И., Никитина М. А. «Конармия» Исаака Бабеля в рамках формата «Велоночь». М., 2017. № 27. С. 156—163.
Снитко А. В. Архитектура Большой Ивановской мануфактуры. Иваново, 2018.
Справочник (перечень) действующих названий существующих улиц, поименованных территорий и объектов города Иванова. URL: https://ivgoradm.ru/ spravochnik/streets?All= 1
Таганов А. Н. Причудливые миры Натали Саррот // Саррот Н. Детство. «Золотые плоды». URL : https ://knigogid.ru/books/432154-enfance/toread/page-5.
Таганов Л. Н. «Ивановский миф» и литература. Иваново: ЛИСТОС, 2014. 388 с.
Таганов Л. Н. Прости мою ночную душу: Книга об Анне Барковой. Иваново: Талка, 1993.174 с.
Тимофеев М. Ю. Город красной зари. Иваново. НЕканонический путеводитель. Иваново, 2017. URL: https://ivgoradm.ru/files/putevoditel.pdf
Тихомиров А. М. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. Иваново: Референт, 2011. 328 с.
Fried-Booth D. L. Project Work. Oxford: OUP, 1986.
Liste des récompenses : Exposition universelle de 1900, à Paris. Paris: République française, Ministère du commerce, de l'industrie, des postes et des télégraphes. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9765409t/f45.item (дата обращения: 30.12.2021).
Nikitin S., Avdonina M., Bartoli F. Roma botanica // People. Science. Innovations in the New Millennium Люди. = Наука. Инновации в новом тысячелетии. Сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции. Москва, 23— 25 ноября 2015 г.: в 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2015. С. 512—521.
Phillips D., Burwood S., DunfordH. Projects with Young Learners. Oxford: OUP, 1999.
www.velonotte.com
References
Ageev, A. (1999) Gorod na "tret'yem puti" [City on the "third way"], Znamya magazine, no. 9, available from https://znamlit.ru/publication.php?id=916.
Avdonina, M. Yu., Zhabo, N. I. (2022) Fenomen matreshki, most i pryaniki: russkiye predprini-mateli na parizhskoy vystavke 1900 goda [Matryoshka Phenomenon, Bridge and Gingerbread: Russian Entrepreneurs at the Paris Exhibition of 1900], in: Daletsky Ch. B., Plat-ko A. Yu. (eds), Dialogue of Cultures and Civilizations: Collection of Articles of the II International Scientific and Practical Conference (April 14—16, 2022), Moscow: FGBOU VO MSLU.
Avdonina, M. Yu., Nikitin, S. A. (2016) Novyye formy podachi literaturnogo teksta: tvorchestvo V. T. Shalamova v ramkakh formata "Velonoch'" [New Forms of Presenting a Literary Text: V. T. Shalamov's Creativity within the Velonoch Format], in: Russian Studies and Modernity, Collection of scientific articles of the XIX International Scientific Conference, pp. 227—232.
Fried-Booth, D. L. (1986) Project Work, Oxford: OUP.
Ivanov, Yu. A. (2001) Religiozno-politicheskaya zhizn' rossiyskoy provintsii 1860—1910-kh gg.: Uyezdnyy uroven': Dis. ... d-ra ist. nauk [Religious and political life of the Russian provinces in the 1860s—1910s: Uyezd level: Diss. (Dr. Sc.)], Ivanovo.
Liste des récompenses: Exposition universelle de 1900, à Paris. Paris: République française, Ministère du commerce, de l'industrie, des postes et des télégraphes, available from http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9765409t/f45.item (accessed 30.12.2021).
Nikitin, S., Avdonina, M., Bartoli, F. (2015) Roma botanica, in: People. Science. Innovations in the New Millennium, pp. 512—521.
Nikitin, S. A., Avdonina, M. Yu. (2016) Poeticheskiy tekst v molodozhnykh proyektakh "Moskul'tprog" i "Velonoch'" [Poetic text in the youth projects "Moskultprog" and "Velonoch"], in: Russian Studies and Modernity: 18th International Scientific Conference, pp. 372—379.
Nikitin, S. A. (2020) Strana imen. Kak my nazyvayem ulitsy, derevni i goroda v Rossii [Country of Placenames. What do we call streets, villages and cities in Russia], Moscow: New Literary Review, 320 p.
Nikitin, S. A., Avdonina, M. Yu. (2014) Velonoch' kak metod formirovaniya kul'turnogo koda Bol'shogo goroda [Velonoch as a method of forming the cultural code of the Big City], in: XVApril International Scientific Conference "Modernization of the Economy and Society", April 1—4, 2014, Moscow: NRU HSE, pp. 387—396.
Nikitin, S. A., Avdonina, M. Yu., Nikitina, M. A. (2016) Formirovaniye ekologicheskogo soz-naniya i sokhraneniye gorodskoy kul'tury Kazani: trekhletniy opyt mezhdunarodnogo proyekta "Velonoch'" [Formation of ecological consciousness and preservation of the urban culture of Kazan: three-year experience of the international project "Velonoch"], in: Earth Charter — a practical tool for solving fundamental problems of sustainable development, Kazan, pp. 473—478.
Nikitin, S. A., Avdonina, M. Yu., Zhabo, N. I., Nikitina, M. A. (2017) "Konarmiya" Isaaka Babelya v ramkakh formata "Velonoch'" [Red Cavalry by Isaac Babel within the Velonoch format], Mova, no. 27, pp. 156—163.
Phillips, D., Burwood, S. & Dunford, H. (1999) Projects with Young Learners, Oxford: OUP.
Snitko, A. V. Arkhitektura Bol'shoy Ivanovskoy manufaktury [Architecture of the Big Ivanovo Manufactory], Ivanovo, 2018.
Taganov, L. N. (1993) Prosti moyu nochnuyu dushu: Kniga ob Anne Barkovoy [Forgive my night soul: A book about Anna Barkova], Ivanovo: Talka, 174 p.
Taganov, A. N. Prichudlivyye miry Natali Sarrot [Bizarre worlds of Nathalie Sarraute], Sarraute, Nathalie, Childhood, "Golden Fruit", available from https://knigogid.ru/books/432154-enfance/toread/page-5.
Taganov, L. N. (2014) «Ivanovskiy mif» i literatura ["Ivanovo myth" and literature], Ivanovo: LISTOS, 388 p.
Tikhomirov, A. M. (2011) Ivanovo-Voznesensk: Putevoditel' skvoz' vremena [Ivanovo-Voznesensk: Guide through time], Ivanovo: Publishing house "Referent", 328 p.
Timofeev, M. Yu. (2017) Gorod krasnoy zari. Ivanovo. NEkanonicheskiy putevoditel' [City of the Red Dawn. Ivanovo. Non-canonical guide], Ivanovo, https://ivgoradm.ru/files/ putevoditel.pdf
www.velonotte.com
Экскурсионные материалы Велоночи. URL: visitivanovo.ru/velonoch
Индустриальная велоночь в Иванове. URL:_https://gorodzovet.ru/ivanovo/ii-industrialnaia-velonoch-v-ivanove-event9195719.
Вторая индустриальная велоночь. URL: https://ivanovo.bezformata.com/listnews/vtoraya-industrialnaya-velonoch/108609065/
https://velonoch.timepad.ru/event/20941
Статья поступила в редакцию 04.09.2022; одобрена после рецензирования 19.09.2022; принята к публикации 20.09.2022.
The article was submitted 04.09.2022; approved after reviewing 19.09.2022; accepted for publication 20.09.2022.
Информация об авторах / Information about the authors
Сергей Александрович Никитин-Римский — руководитель международного проекта Велоночь и художественно-просветительской объединения МосКультПрог, доцент ВАК, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Музея Москвы, доцент кафедры дизайна и медиакоммуникаций Отделения дизайна Института общественных наук РАНХиГС, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Sergei Nikitin-Rimsky — Candidate of Philology, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Museum of Moscow, Senior Research Fellow, Department of Design and Media Communications, Institute of Social Sciences RANEPA, Associate Professor, Moscow, Russian Federation.
Марина Юрьевна Авдонина — научный консультант художественно-просветительского объединения МосКультПрог, канд. психол. наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета заочного обучения, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Marina Avdonina — Candidate of Psychology, Associate Professor, Moscow State Linguistic University, Associate Professor of the Department of Linguistics and Intercultural Communication of the Faculty of Distance Learning and Part-time Education, Moscow, Russian Federation.
Дарья Градолиевна Серебрякова — главный художник художественно-просветительского объединения МосКультПрог, преподаватель, Школа самоопределения № 734 им. А. Н. Тубельского, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Daria Serebryakova — School of Self-Determination No. 734 named after A.N. Tubelsky, Moscow, teacher, Moscow, Russian Federation.