Научная статья на тему 'О ГОНАДОТРОПНОМ ДЕЙСТВИИ СУЛЬФАТА ОЛОВА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ В ОРГАНИЗМ'

О ГОНАДОТРОПНОМ ДЕЙСТВИИ СУЛЬФАТА ОЛОВА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ В ОРГАНИЗМ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Н.В. Гринь, И.Н. Говорунова, Е.М. Кимбаровская, Л.В. Павлович, А.Н. Бессмертный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ГОНАДОТРОПНОМ ДЕЙСТВИИ СУЛЬФАТА ОЛОВА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ В ОРГАНИЗМ»

района многих элементов, особенно жизненно необходимых, таких как селен, хром, марганец, железо, кобальт, медь, крайне низко (табл. 2). У отдельных лиц содержание фтора в волосах составляет 1000—1300 мкг/г, что соответствует содержанию его в волосах рабочих заводов по получению фтора [7]. Это свидетельствует о неблагополучных условиях проживания людей, нарушении обменных процессов, что сказывается и на состоянии здоровья.

(Ой

Литература

1. Курматов А., Корсовский В. Н. // Здравоохр. Казахстана,— 1976.—№ 10,— С. 46—48.

2. Baku S. В., Parr R. M. // J. radioanalyt. Chem.— 1982,— Vol. 69,— P. 171 — 180.

3. Franko J. //. Fluorides.— 1979.— Vol. 12, N 4,— P. 195—208.

4. Jyengar G. V., Kolmer W. P., Bowen H. J. M. The Elemental Composition of Human Tissues and Body Fluids.— Weinheim, 1978.

5. Jeotia S. P. S., Jeotia M. // International Congress of Nutrition, 13-th.—Kyoto, 1981—P. 35.

6. Kist A. A., Zhuk L. I. II Japan—USSR Symposium of Analytical Chemistry, 3-rd.—Nagoya, 1986.—P. 127— 135.

7. Neiese S„ Wiesener W. 11 Health-Related Monitoring of Trace Element Pollutants Using Nuclear Techniques.—Vienna, 1982,— P. 95—108.

8. Puff E. J. U Caries Ree.—1981,-Vol. 15, N 5,— P. 406—408.

9. Ryabukhin Yu. S. 11 J. radioanalyt. Chem.— 1980.— Vol. 60, N 1.— P. 7—31.

10. Zhuk L. /., Kist A. A., Mikholskaya /. H. et al. // J. Radioanalyt. Nucl. Chem. Articl.—1988.—Vol. 120, N 2,— P. 369—377.

Поступило 04.12.90

Summary. Data of the chemical elements content in blood, placenta, breast milk, hairs of Sariasy region in Surhan-darya area habitants are given. This region is situated under aluminium work discharge. High content of fluorine and very low levels of selenium, chromium, manganese, iron, cobalt, copper in hairs were noted.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991

УДК 613.632:546.81 1/.8141-07:616.69-008.81-092

Н. В. Гринь, И. Н. Говорунова, Е. М. Кимбаровская, Л. В. Павлович, А. И. Бессмертный, Л. С. Дудалева

О ГОНАДОТРОПНОМ ДЕЙСТВИИ СУЛЬФАТА ОЛОВА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ В ОРГАНИЗМ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Установлено, что ряд токсических веществ, загрязняющих атмосферный воздух населенных мест, обладает способностью воздействовать на специфические функции мужского организма. В этой связи нами в процессе гигиенического нормирования сульфата олова были проведены исследования по установлению возможного влияния изучаемого соединения на генеративную функцию самцов белых крыс, подвергавшихся в течение 3 мес хроническому круглосуточному ингаляционному воздействию аэрозоля сульфата олова в концентрациях 0.35±0,02 мг/м3 (1-я группа), 0,09±0,007 мг/м3 (2-я группа) и 0,04± ±0,005 мг/м3 (3-я группа).

Контроль за содержанием изучаемого ксенобиотика в воздухе затравочных камер осуществляли с помощью спектрофотометрического метода, основанного на переводе двухвалентного олова в четырехвалентное, образовании окрашенного комплекса с пирокатехиновым фиолетовым. Диапазон измеряемых концентраций соединения — 0,02—3,00 мг/м3. Относительное значение суммарной погрешности измерений — ±14% (в пересчете на олово).

Состояние репродуктивной функции самцов белых крыс оценивали по количеству сперматозоидов в суспензии, полученной при продольном разрезе хвостовой части придатка семенника и перемешивании ее содержимого в 2 мл физиологиче-

ского раствора. Учитывали процентное количество патологических форм сперматозоидов в суспензии, определяли их кислотную и осмотическую резистентность. Кроме того, изучали относительную массу семенников и простаты, относительную плотность и размеры последних, морфологические показатели сперматогенеза (индекс сперматогенеза, среднее количество аномальных спер-матогоний и среднее количество канальцев со слущенным эпителием), исследовали микроскопическую картину клеток простаты и семенников.

В процессе эксперимента установлено, что ингаляционное поступление сульфата олова в концентрации 0,35 мг/м3 вызывало значительные изменения исследованных показателей. Так, количество сперматозоидов в суспензии, полученной из хвостовой части придатка семенника самцов белых крыс 1-й группы, было в 1,97 раза меньше, чем у интактных животных. Осмотическая и кислотная резистентность сперматозоидов были ниже контроля соответственно на 19,2 и 35,8 %. Среднее количество аномальных сперматогоний у самцов белых крыс 1-й группы превышало контрольное в 3 раза, количество канальцев со слущенным эпителием статистически достоверно повышалось (5,33±1,30 % против 1,33±0,66 % в контроле), индекс сперматогенеза увеличивался на 11,3%.

Морфологические изменения в семенниках белых крыс 1-й группы характеризовались отечностью интерстициальной соединительной ткани. При этом коллагеновые волокна были набухшими, резко раздвинутыми отечной жидкостью. В некоторых участках семенника интерстиций пропитан экссудативной жидкостью, что придавало соединительной ткани однородный гомогенный вид. Количество гландулоцитов по сравнению с контролем не изменено. Кровеносные сосуды белочной оболочки и интерстиция расширены, заполнены форменными элементами крови. Явления стаза характерны для всех видов кровеносных сосудов. В сосудах крупного калибра отмечено набухание, а в единичных случаях — вакуолизация эндотелиоцитов. Гидропические изменения распространялись и на гладкие мышечные клетки. Соединительная ткань адвентиция отечна. В спер-матогониях в основном ядра были светлые, хромосомы не образовывали плотного клубка. В единичных случаях выявлялись гиперхромия, пик-ноз ядер.

Снижение концентрации изучаемого аэрозоля до 0,09 мг/м3 приводило к уменьшению выраженности токсического действия сульфата олова на процессы репродукции самцов белых крыс. При этом, однако, количество сперматозоидов было в 1,7 раза ниже, чем в контроле. Изучение мор-фометрических показателей сперматогенеза позволило выявить снижение его индекса на 11 % и рост количества аномальных сперматогоний (в 2,18 раз по сравнению с контролем).

Патоморфологическими исследованиями установлено, что изменения в изучаемых клетках и тканях носят тот же характер, что и у животных 1-й группы, но выраженность нарушений сущест-

венно ниже. При микроскопическом исследовании семенников самцов белых крыс состояние их интерстиция на большом протяжении было близко к контрольному, однако местами интерстициальная соединительная ткань была отечна. Явления набухания распространены на отдельные гландулоци-ты. В тканевых структурах стенок сосудов (эн-дотелиоцитах, гладких миоцитах, соединительной ткани) наблюдались гидропические изменения, укладывающиеся в морфологическую картину функционально обратимых изменений.

При затравке животных сульфатом олова в концентрации 0,04 мг/м3 исследованные показатели не отличались от контрольных.

Следовательно, концентрация сернокислого олова 0,35 мг/м3 является действующей, 0,09 мг/м3 — пороговой, а 0,04 мг/м3 — недействующей по го-надотропному эффекту.

В ранее проведенных нами исследованиях [1,2] определены пороговые и недействующие концентрации по общетоксическому (0,09 и 0,04 мг/м3) и эмбриотоксическому (0,14 и 0,045 мг/м3) действию сульфата олова, которые существенно не отличались от гигиенически значимых уровней, установленных в настоящей работе.

Таким образом, сульфат олова не обладает избирательным гонадотропным свойством.

Литература

1. Бессмертный А. Н., Гринь Н. В., Говорунова Н. Н. // Гиг. и сан,— 1988,— № 9.— С. 62—64.

2. Гринь Н. В., Бессмертный А. Н., Говорунова Н. Н. и др. //

Гигиена населенных .мест.— Киев. 1989.— Вып. 28.— С. 80—83.

Поступила 06.02.90

© И. П. КОЗЯРИН, О. П. ГУЛЬЧИП. 1991 УДК 614.7:620.9

И. П. Козярин, О. П. Гульчий СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОБЗОР)

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Современная энергетика — крупная высокоразвитая отрасль промышленности, которая связана со всеми отраслями народного хозяйства. Выработка энергии удваивается приблизительно через каждые 10 лет.

При нынешней технологии использования органического топлива на тепловых электростанциях в окружающую среду выделяются как побочный продукт вредные для здоровья вещества, в том числе канцерогены. Кроме того, концентрация мощностей на электростанциях, транспортировка громадного количества топлива по железной дороге и трубопроводам, его хранение таят опасность возникновения пожаров.

Воздействие энергетики на окружающую среду чрезвычайно разнообразно и определяется в основном типом энергоустановок (см. схему).

В настоящее время в Советском Союзе удельный вес тепловых электростанций (ТЭС) в энергетическом балансе страны не менее 80 %. В обозримом будущем основная доля электроэнергии в СССР и в большинстве стран мира будет также производиться на ТЭС. По существующим оценкам, ТЭС потребляют более трети добываемого в мире топлива (каменный уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, мазут). Средний КПД ТЭС едва достигает 30 %, у самых лучших он составляет 40 % [11, 17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.