ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2392: 684-691
О гнездовании сороки Pica pica в Санкт-Петербурге
П.Н.Амосов, К.С.Семёнова
Павел Николаевич Амосов, Ксения Станиславовна Семёнова. Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: pavel-amosov@yandex.ru; ksenya.semenova.2020@mail.ru
Поступила в редакцию 24 января 2024
Часть видов врановых врановых Corvidae обнаруживает относительную толерантность к городской среде, в том числе сорока Pica pica. Однако несмотря на свою относительную синантропность, данный вид испытывает некоторые трудности при освоении урбанизированной среды крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В этих населённых пунктах сорока не сформировала полноценных городских популяций, гнездясь на периферии в малонарушенных местообитаниях (Лыков 2017). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сороки в основном сохраняют природную осторожность по отношению к человеку. Впервые сорока начала гнездиться в Ленинграде во второй половине ХХ века (Мальчевский, Пукинский 1983).
В многих публикациях отмечается, что в населённых пунктах сороки часто используют для постройки гнезда антропогенный материал: алюминиевую проволоку, леску, верёвку и др. (Козлов 1988; Лыков 2002; Заболотный 2003; Константинов и др. 2004; Харченко 2008; Березовиков и др. 2000, 2013; Пасхальный 2013; Константинов 2015; Василькина, Лысенков 2016; и др.).
В литературе также имеются данные о характере размещения гнёзд сороки. Иногда они образуют поселения из 5-20 расположенных рядом гнёзд. В Нижнем Новгороде сороки каждый год поселяются на тех же гнездовых участках и строят новые гнезда рядом со старыми (Ушаков, Ушакова 2002). Иногда они строят дополнительное гнездо наряду с основным. При этом на Северо-Западе России около трети пар сорок используют старые гнёзда повторно, лишь ремонтируя их (см.: Константинов и др. 2004).
Поселения сорок обычно связаны с зарослями кустарников, при этом приречные и приозёрные урёмы являются наиболее привлекательным биотопом для этих птиц. На Северо-Западе России сороки выбирают для гнездования места вблизи автомобильных и железных дорог, что связано с наличием вдоль дорог густых зарослей ив и других кустарников. Во многих населённых пунктах сороки расширяют свои предпочтения в выборе гнездовых субстратов, используя для размещения гнёзд опоры
ЛЭП, крыши домов, башенные краны и др. (Мальчевский, Пукинский 1983; Константинов и др. 2004).
В Санкт-Петербурге сорок гнездится значительно меньше, чем серых ворон Corvus cornix и грачей Corvus frugilegus (Пигина, Стрюкова 2022). Данные о гнездовании сороки на территории этого города имеются в работах А.С.Мальчевского и Ю.Б.Пукинского (1983), В.М.Храброго (1991, 2016), И.Н.Попова (2010), В.А.Фёдорова (2016).
Целью данной работы является изучение особенностей гнездования сороки в Санкт-Петербурге и попытка выявления дальнейших тенденций освоения эти видом городской среды.
Поиск сорочьих гнёзд проводился зимой 2022/23 и весной 2023 года. Все обнаруженные гнёзда картировались. Координаты гнёзд переносились в конструктор карт Яндекса для дальнейшего анализа. Описание гнезда проводилось по следующему плану: вид гнездового субстрата, высота расположения гнезда, занятость в гнездовой период, расстояние по прямой до соседних гнёзд сороки и серой вороны. Для измерения расстояния использовался инструмент «линейка» в приложении Яндекс карты, фактор беспокойства (оценивался исходя из наличия вблизи гнёзд пешеходных дорожек, их посещаемости, а также доступности гнезда, что сопряжено с высотой его расположения. Гнездовой материал оценивался визуально, особенно обращали внимание на наличие антропогенных материалов. По возможности отмечали даты оставления гнёзд птенцами, другие сезонные явления, а также особенности поведения сорок. Два гнезда сняты в послегнездовой период для более подробного изучения. Материал гнёзд разобран на однородные фракции и взвешен на лабораторных весах для установления их соотношения (Асоскова 1991).
Нами обследованы часть территории Муринского парка между Гражданским проспектом и улицей Руставели, где сороки встречаются регулярно, а также сопряжённый с ней сквер Расула Гамзатова как подходящие для гнездования данного вида биотопы. Одно гнездо обнаружено на Канонерском острове, где также есть подходящие местообитания.
Муринский парк была частично благоустроен в 2019 году, в результате чего была потеряна часть естественного ландшафта. Часть парка в настоящее время оборудована заасфальтированными велодорожками, некоторые естественные древесно-кустарниковые заросли заменены культурными насаждениями. Остатки естественного ландшафта представляют собой пойму Муринского ручья со стоячими временными и постоянными водоёмами, оврагами, с зарослями тростника и рогоза, прибрежными зарослями кустарников и мелколиственным лесом. Из деревьев на природной части данной территории обычны Betula pendula, Populus tremula, встречаются Padus avium, Malus sp. и др. Из кустарников наиболее обычны Salix sp., Swida alba, в небольшом количестве встречаются Prunus sp., Rubus idaeus, Sambucus racemosa, а также единичные экземпляры Hippophae rhamnoides и др. Сквер Рамсула Гамзатова имеет в целом сходный ландшафт, его территория на востоке ограничена железной дорогой. На Канонерском острове (территория Канонерского парка) также встречаются биотопы, сходные с Муринским
парком. Канонерский парк окружён Финским заливом. Из деревьев на острове также нередко встречается Alnus incana и Populus alba. Также на нём есть промышленные и жилые здания 1960-1980-х годов.
В результате поисков обнаружены 22 гнезда сороки. Из гнёзд других врановых на территории указанных зелёных зон обнаружено 8 гнёзд серой вороны. Карта размещения найденных гнёзд представлена на рисунке 1. Гнёзда сороки пронумерованы в соответствии с порядком их обнаружения (гнездо № 1 на Канонерском острове на карте отсутствует. Гнёзда № 13 и № 17 были жилыми в гнездовой период 2023 года, гнездо № 16 брошено, остальные — пустые. Для серой вороны гнезда A, B и D были жилыми в гнездовой период 2023 года, остальные — пустые.
Рис. 1. Распределение гнёзд сороки Pica pica и серой вороны Corvus cornix в восточной части Муринского парка и сквере Расула Гамзатова. Санкт-Петербург
Осмотр гнёзд проводился в гнездовой период. Большинство гнёзд сороки расположены в труднодоступных для человека местах — в густых зарослях кустарника на непосещаемом людьми берегу Муринского ручья, окружённом крутыми склонами. Кроме того, эта часть парка постепенно зарастает борщевиком Сосновского Heracleum sosnowskyi, что затрудняет посещение участка людьми и снижает беспокойство для птиц. В 2023 году занятыми были 2 гнезда (9.1%), 1 гнездо брошено (4.5%), 16 гнёзд (72.7%) были пустыми, занятость 3 гнёзд (13.6%) не определена.
72.7% сорочьих гнёзд располагались на иве козьей Salix caprea, 18.2% - на сливе Prunus sp., 4.5% - на иве ломкой Salix fragilis, 4.5% -на берёзе повислой Betula pendula. При этом 36% гнёзд расположены на гнездовых субстратах, значительно подтопляемых весной, 2 из них -
на кустарниках, подтопляемых во время летних паводков. Такое расположение гнёзд характерно для сороки (Мальчевский, Пукинский 1983).
Средняя высота расположения гнёзд сороки составила 4.4±1.4 м от земли (рис. 2). Серые вороны, гнездящиеся рядом с сороками на исследуемой территории, используют верхний ярус древесно-кустарниковой растительности. Среднее расстояние между соседними гнёздами сорок составило 53.4±23.9 м (п = 21), а расстояние между соседними жилыми гнёздами — 342 м.
Рис. 2. Высота размещения (м) гнёзд сороки Pica pica в Муринском парке
Рис. 3. Расстояния (м) между соседними гнёздами сороки Pica pica и между гнёздами сороки и серой вороны Corvus cornix в Муринском парке
Среднее расстояние между соседними гнёздами сороки и серой вороны было несколько больше, чем расстояние между соседними гнёздами сороки и составило 93.2±16.3 м (n = 21) (рис. 3). Наименьшее расстояние между первым жилым гнездом сороки и жилым гнездом серой вороны — 127 м, между вторым жилым гнездом сороки и жилым гнездом серой вороны — 50 м.
50% гнёзд сороки расположено в местах с низким фактором беспокойства, 40.9% — с умеренным, 9.1% — с высоким.
В городских условиях в каркасах гнёзд сороки в 36% случаев использован антропогенный материал: различная проволока, провода, полимерные материалы. Также в каркасе одного из гнёзд в Муринском парке обнаружен стальной шампур для мангала. Таким образом, 36% гнёзд относятся к городскому типу в связи с присутствием антропогенного материала в каркасе, а 64% - к лесному типу согласно классификации В.М.Константинова с соавторами (2004).
Таблица 1. Состав строительного материала гнёзд сороки Pica pica № 5 и № 10
Состав
Доля в гнезде, %
Гнездо № 5 Гнездо № 10
Каркас гнезда
Толстые ивовые ветки
Провода в зелёной оплётке
Провода в белой оплётке
Стальная проволока
Алюминиевая проволока
Железные конструкции (арматура)
Провода в чёрной оплётке
Твёрдый полимерный материал белого цвета
Медная проволока
Провода в синей оплётке
47.5
Лоток гнезда
Тонкие ветки + глина
Выстилка лотка Тонкие концевые веточки берёз Трава Листья
Тонкие корешки Синтетические нити
44.4
4.3 0.05
2.3
1.4 0,05%
24
9.2 4.5 2.5
2.3
2.3
1.4 0.4 0.2 0.1
48.9
2 1.2 0.7 0.2
Для подробного изучения гнездового материала были сняты гнездо № 5 (отнесено к лесному типу, из антропогенных материалов в нём присутствуют только синтетические нитки в лотке в небольшом количестве) и гнездо № 10 (отнесено к городскому типу, рис. 4). Данные представлены в таблице. Цвет оплётки электропровода, по-видимому, особого значения не имеет, птиц привлекает прочность и пластичность материала, хотя в гнезде преобладают электропровода в зелёной оплётке.
Рис. 4. А — гнездо сороки Pica pica № 10, общий вид; Б — фракция антропогенного материала
из каркаса гнезда № 10
Гнездо № 13 9 июня 2023 покинули 2 слётка, которые впоследствии благополучно поднялись на крыло. В гнезде № 17 14 июня был обнаружен один готовый к вылету птенец. Его дальнейшая судьба неизвестна, так как сороки на этом гнездовом участке больше не появлялись. Таким образом, успешность гнездования сороки на исследуемой территории низкая, что, видимо, связано с высокой степенью беспокойства.
Стоит отметить, что сороки на обследованных территориях ведут себя очень осторожно. Находящаяся на земле сорока всегда старалась улететь, как только человек оказывался в её поле зрения, подпуская к себе в среднем на 30 м. Сидящая на дереве или в кустарнике птица может подпустить к себе человека ближе, на 15-20 м.
В городе нередки случаи агрессивного поведения серых ворон по отношению к сорокам. Мы наблюдали, как потревоженная сорока вылетала из кустарников на открытое пространство и подвергалась нападению серой вороны. Всего зарегистрировано 3 случая нападений ворон на сорок в гнездовой период. В первом случае сорока быстро скрылась в кустарниках. В другом случае сорока, подвергшись нападению серой вороны, дала отпор и когда серая ворона полетела прочь ударила её когтями в спину, затем ворона села на опору ЛЭП, а сорока укрылась в густом кустарнике. В третьем случае пара серых ворон предприняла попытку нападения на пару сорок на гнездовом участке последних, но сороки успешно отогнали ворон ударами лап в полёте.
Конкуренция между сороками и серыми воронами за гнездовые субстраты отсутствует, также эти виды используют разную кормовую базу. Серые вороны активно используют в пищу корма антропогенного происхождения, в то время как сороки предпочитают естественные корма.
Коме того, сорока чаще использует неокультуренные участки естественных кустарниковых зарослей, которые в Санкт-Петербурге встречаются только в парках и вне зон жилой застройки или на их окраинах.
Подводя итог, можно сказать, что в условиях нашего мегаполиса сорока предпочитает гнездиться в более естественных для данного вида местообитаниях; сохраняет природную осторожность по отношению к человеку, чаще гнездится в малопосещаемых и труднодоступных местах. По сравнению с серой вороной сорока использует антропогенный материал для гнёзд. Сорока испытывает определённый пресс со стороны серой вороны, но вынуждена гнездиться с ней рядом.
Таким образом, предпосылок для увеличения численности сорок в типичной городской среде Санкт-Петербурга нет, процесс синурбаниза-ции у неё идёт крайне медленно по сравнению с серой вороной. Вероятно, одна из основных причин этого — незначительное число пригодных для гнездования сороки мест. Для озеленения в городе редко используются подходящие для сороки кустарники, а если и используются, то они обычно не образуют плотных зарослей.
Литератур а
Асоскова Н.И. 1981. Биология размножения птиц. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Архангельск: 1-35. Березовиков Н.Н., Хроков В.В., Карпов Ф.Ф., Коваленко А.В. 2000. Птицы Утва-Илекского междуречья. VII. Passeriformes: вторая часть // Рус. орнитол. журн. 9 (127): 3-22. EDN: JPJDTT
Березовиков Н.Н., Хроков В.В., Карпов Ф.Ф., Коваленко А.В. 2013. Аномальное гнездование сороки Pica pica в Уральской области // Рус. орнитол. журн. 22 (894): 1792-1793. EDN: QILBCV
Василькина Т.Н., Лысенков Е.В. 2016. Фабрические связи сороки Pica pica в Мордовии //
Рус. орнитол. журн. 25 (1372): 4670-4672 [2002]. EDN: XAEMCD Заболотный Н.Л. 2003. Сороки Pica pica строят гнёзда из алюминиевой проволоки // Рус.
орнитол. журн. 12 (217): 355. EDN: IUKCJF Козлов Е.А. 1988. Птицы Новосибирска (пространственно-временная организация населения). Новосибирск: 1-158. Константинов В.М. 2015. Особенности синантропизации и урбанизации врановых птиц //
Рус. орнитол. журн. 24 (1177): 2892-2901. EDN: UCIUVX Константинов В.М., Родимцев А.С., Пономарёв В.А., Климов С.М., Марголин В.А., Лебедев И.Г. 2004. Сорока (Pica pica L.) в антропогенных ландшафтах Палеарктики (проблемы синантропизации и урбанизации). М.: 1-160. Лупинос М.Ю. 2015. Гнездовая биология сороки Pica pica (L., 1758) в условиях города Тюмени // Алтай. зоол. журн. 9: 47-50. Лыков Е.Л. 2002. Гнездовая биология сороки в условиях Калининграда // Беркут 11, 2: 181187.
Лыков Е.Л. 2017. О возникновении популяций сороки (Pica pica) на урбанизированных территориях Палеарктики // Экология врановых птиц в естественных и антропогенных ландшафтах Северной Евразии. Казань: 128-131. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных
территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504. Пасхальный С.П. 2013. Птицы города Лабытнанги // Рус. орнитол. журн. 22 (846): 353-380. EDN: PMIWBB
Пигина А., Стрюкова К. 2021. Гнездование серой вороны (Corvus cornix), грача (Corvus fru-gilegus) и обыкновенной сороки (Pica pica) на территории Санкт-Петербурга http:// lp.ddut.ra/2022/10/17/гнездование-серой-вороны-corvus-comix-грача-corvus- frugilegu/ Попов И.Н. 2010. Птицы Баболовского парка (г. Санкт-Петербург) // Байкал. зоол. журн. 2 (5): 56-68.
Ушаков В.А., Ушакова А.В. 2002. Некоторые особенности гнездования сороки в нижнем Новгороде // Экология врановых птиц в антропогенных ландшафтах. Саранск: 124-126. Фёдоров В.А. 2016. Птицы Юнтоловского заказника (Санкт-Петербург) // Рус. орнитол.
журн. 25 (1270): 1189-1249. EDN: VOXGOL Харченко В.А. 2008. Приспособление птиц к антропогенному воздействию на среду их обитания при гнездостроении и интересные моменты поведения птиц в отношении человека // Рус. орнитол. журн. 17 (397): 122-125. EDN: HGYAQN Храбрый В.М. 1991. Птицы Санкт-Петербурга: Фауна, размещение, охрана // Тр. Зоол. инта АН СССР 236: 1-275. Храбрый В.М. 2016. Многолетняя динамика гнездовой численности врановых Corvidae в Санкт-Петербурге // Рус. орнитол. журн. 25 (1381): 4963-4965. EDN: XCNZVP
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2392: 691-693
Встречи усатой синицы Panurus biarmicus в окрестностях Красноярска
Н.О.Яблоков, М.В.Демина, Н.В.Гончарова
Никита Олегович Яблоков. Красноярск, Россия. E-mail: noyablokov@mail.ru Мария Владимировна Демина. Красноярск, Россия. E-mail: demina-mv@yandex.ru Надежда Васильевна Гончарова. Национальный парк «Красноярские Столбы», Красноярск, Россия. E-mail: goa82@bk.ru
Поступила в редакцию 5 февраля 2024
Усатая синица Panurus biarmicus - транспалеарктический вид, населяющий степи, полупустыни и пустыни Евразии от Западной Европы до Манчжурии. В азиатской части ареала северная граница распространения усатой синицы проходит через Казахстан, Южную Сибирь, Туву и Забайкалье до бассейна Амура (Рябицев 2014). В Средней Сибири наиболее типична для южных районов Республики Тыва (Баранов 2012). Регулярно отмечается на водоёмах степной части Хакасии (в том числе на зимовке) (Юдин 1952; Гельд и др. 2014; Красная книга... 2014). Однако заметные концентрации образует только на водоёмах, имеющих обширные тростниковые заросли (преимущественно в Ширинском, Алтайском и Бейском районах). В Красноярском крае встречи усатых синиц известны на озёрах Интиколь (Новосёловский район) и Кутужеково (Минусинский район) (Красная книга ... 2022). Характер пребывания в регионе в настоящее время не установлен ввиду отсутствия специальных исследований. Вид внесён в Красную книгу Красноярского края в