Научная статья на тему 'О гнездовании чибиса vanellus vanellus в районе интенсивного земледелия во Владимирской области'

О гнездовании чибиса vanellus vanellus в районе интенсивного земледелия во Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Рубинштейн Н.А.

Второе издание. Первая публикация: Рубинштейн Н.А. 1968. О гнездовании чибиса в районе интенсивного земледелия // Орнитология 9: 235-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гнездовании чибиса vanellus vanellus в районе интенсивного земледелия во Владимирской области»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1552: 82-85

О гнездовании чибиса Vanellus vanellus в районе интенсивного земледелия во Владимирской области

Н.А.Рубинштейн

Второе издание. Первая публикация в 1968*

Антропогенные влияния вызывают среди птиц, гнездящихся в условиях культурного ландшафта, двоякую реакцию - сокращение численности и приспособление к постоянно меняющейся обстановке.

Интересный пример второго типа реакции нам пришлось наблюдать на популяции чибисов Vanellus vanellus летом 1964 и 1965 годов в Петушинском районе Владимирской области (окрестности деревни Жары).

Открытый участок вокруг деревни площадью в 4.2 км2, где держатся чибисы, представляет собой комплекс пахотных полей (3.3 км2), разделённых узкими луговинами (0.9 км2) в сырых долах. Непосредственно к полям и луговинам примыкает елово-берёзовый лес. Пахотные земли используются почти исключительно под зерновые и бобовые культуры (озимая рожь, вико-овсяная смесь, бобы), скашиваемые на силос. Специфической особенностью ведения земледелия на исследуемом участке являются непрерывные сельскохозяйственные работы (вспашка, боронование, сев, косьба, снова пахота и т.д.), начинающиеся в середине мая и проводимые в течение всего лета. Перерыв между ведением работ на каждом поле составляет обычно от 10-12 до 25-30 дней. Особенно это было характерно для 1964 года. Затяжная сырая весна 1965 года вызвала замедление темпа сельскохозяйственных работ: поля очень медленно просыхали и до середины июня никакой обработки их не проводили.

Столь интенсивное использование земель, безусловно, наложило отпечаток на обитающую здесь популяцию чибисов. В 1964 году на этой территории загнездилось 35-40 пар чибисов, в 1965 — 33-44 пары, т.е. плотность популяции практически не изменилась. В наших условиях чибисы гнездились не на сырых лугах и окраинах болот, что являлось до последнего времени их обычным биотопом (Гладков 1951), а в основном на полях. В 1964 году плотность популяции на полях была 10-12 пар на 1 км2, на лугу — 1 пара на 1 км2. В 1965 году все чибисы держались только на полях (плотность 10-13 пар на 1 км2). Интересно отметить, что и вокруг соседних деревень чибисы также гнездились

* Рубинштейн Н.А. 1968. О гнездовании чибиса в районе интенсивного земледелия // Орнитология 9: 235-237.

только на полях, правда в гораздо меньшем количестве; средняя плотность населения здесь 4 пары на 1 км2 (1.8-6 пар/км2). Вдали от деревень, даже на больших по площади открытых пространствах (выгонах), чибисы нами ни разу не отмечались. Такая же приуроченность вида к пахотным землям характерна для Англии (Lister 1964) и Нидерландов (Klomp 1954).

Предпочтение чибисами открытых пространств травянистым массивам, возможно, связано с лучшим обзором местности с полей. Кломп (1954) предполагает, что избирательная способность при заселении различных биотопов у чибисов связана с характером растительности, т.е. по его мнению, птицы по цвету молодых всходов заранее определяют высоту посевов. Причина более высокой численности чибисов вокруг Жаров по сравнению с другими деревнями, на наш взгляд, может крыться в мозаичности открытого пространства вокруг этой деревни. Как указывалось выше, поля, где гнездятся чибисы, чередуются с влажными луговыми участками, где они часто кормятся, что и создаёт оптимальные условия для обитающей здесь популяции. Кроме того, немаловажную роль играют рельеф, подпочвенные слои, уровень подземных вод, дренаж, а в связи с этим — количество почвенных насекомых и дождевых червей (Lister 1964; Klomp 1954). Объяснение Кломпа об «угадывании» птицами будущей высоты посевов в данном случае явно не подходит, так как высота растительности на полях вокруг всех деревень приблизительно одинакова.

Адаптация к существованию в крайне изменчивых условиях достигалась двумя основными путями: значительной растянутостью сроков размножения и непрерывным перераспределением чибисов на гнездовье. Особенно это было характерно для 1964 года.

Начало гнездового сезона, т.е. разбивка на пары и проявление территориального поведения, наблюдалось нами 1-2 мая. Следовательно, к кладкам большинство пар приступило в первой-второй декадах мая. В последних числах мая — начале июня нами были отмечены 3 выводка с пуховичками, a 30 мая мы встретили выводок, где птенцы достигали 1/8-1/9 размеров взрослых птиц. В эти же числа нами были найдены две свежие кладки: одна закончена 30 мая, вторая - 27-28 мая. Совершенно очевидно, что это повторные кладки пар, первые гнёзда которым погибли, скорее всего, при распашке некоторых полей во второй декаде мая. Таким образом, налицо «растягивание» гнездового сезона чибисов почти на целый месяц. В Нидерландах (Klomp 1951), где размножение чибисов начинается в конце марта - начале апреля, у них может быть до 5 кладок, если гибель гнезда происходит вскоре после откладки последнего яйца. Отмечались даже случаи повторных кладок при гибели птенцов. Всё это, по мнению автора, приводит к минимальным потерям чибисов от сельскохозяйственных работ.

В наших условиях кладки возобновлялись только при гибели их на ранних стадиях насиживания. Так, пары, державшиеся на полях, распаханных в середине мая, вновь загнездились, а чибисы с полей, вспаханных 29-30 мая и в начале июня, новых кладок не сделали и, не будучи привязанными к определённым гнездовым территориям, свободно кочевали по всем полям. Наряду с растянутостью сроков гнездования, отмечалось также перераспределение чибисов по полям, что, на наш взгляд, также является ответом на активное антропогенное воздействие.

Учёты в начале мая показали, что чибисы более или менее равномерно заселили все окрестные поля, а после первых же дней пахоты (середина мая) началось их перераспределение. Как правило, плотность птиц значительно выше на крупных полях, что, на наш взгляд, объясняется целым рядом причин. Большие пространства полей дают возможность птицам легко перемещаться по всей их территории. Пахота отдельных участков таких полей, проводимая в середине мая, позволила гнездящимся здесь чибисам переселиться на соседние участки и загнездиться повторно. Пахота 28-29 мая и в начале июня также мало повлияла на численность чибисов на больших полях, так как у большинства пар уже были выводки, которые просто перешли на соседние нетронутые участки. Если же у каких-то пар и погибли кладки и пуховые птенцы в это время, то они, повторно не гнездясь, всё же остались на этих же полях. Распашка 28-29 мая и 1-5 июня нескольких мелких полей повлекла за собой полное исчезновение с них чибисов, которые, потеряв кладки (или выводки), переместились на соседние крупные поля, где они держались до середины июня.

Крупные поля дают более широкий обзор местности, что необходимо чибисам при гнездовании, это также делает их более удобными для большего количества пар.

И наконец, в условиях исследуемого района чибисы проявляют явную склонность к колониальному гнездованию, проявляющуюся при защите гнёзд от врагов, когда одновременно поднимаются 3-4 соседние пары. Обширные поля дают возможность загнездиться здесь большему количеству пар, но с сохранением достаточного гнездового участка.

Наиболее стабильна численность чибисов на озимых полях, где 5 июня было насчитано 8-9 пар, а 28 июня — 6-7 выводков. К концу июня большинство чибисов откочёвывает из исследуемого района; например, 28 июня было насчитано всего 12-13 выводков. Следовательно, гибель кладок и птенцов в 1964 году составила около 65-68%.

Подтверждением того, что «растягивание» сезона размножения и перераспределение чибисов по полям является «вынужденной мерой», может служить гнездование 1965 года. Как уже указывалось выше, затяжная весна сильно затормозила ход сельскохозяйственных работ.

Почти до середины июня поля просыхали, в связи с чем поселившиеся здесь чибисы практически не испытывали никакого воздействия со стороны человека. Вылупление птенцов в 1965 году шло крайне дружно: из 8 гнёзд, где гнездование закончилось успешно, в 6 вылупление длилось с 26 мая по 5 июня, в одном птенцы вывелись к 11 июня и лишь в одном — 27-28 июня (явно повторная кладка).

Учёт, проводимый на полях 11-13 и 27-30 мая, показал, что никакого заметного перераспределения по полям также не было. Изменение численности отмечено только на озимом поле: 5-6 пар 11-13 мая против 10-12 пар 27-30 мая (не исключено, что это связано с техникой учёта; в озимых насиживающие птицы хуже видны, чем на пашне).

Интересной адаптацией поведенческого характера является реакция птиц на разного рода раздражители. Как уже говорилось, 3-4 соседние пары активно защищают гнездо от ворон Corvus cornix, канюков Buteo buteo и человека; при появлении над полем тетеревятника Accipiter gentilis и даже перепелятника Accipiter nisus чибисы затаиваются, и в воздух не поднимается ни одна птица. В то же время чибисы совершенно не реагируют на работающие неподалёку от гнезда трактора. Указанная этологическая адаптация возникла у чибисов не больше, чем за 30-35 лет.

Таким образом, наши наблюдения свидетельствуют о значительной экологической пластичности чибисов, что позволяет им поддерживать весьма высокую численность в условиях культурного ландшафта.

Литература

Гладков H.A. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372.

Klomp H. 1951. Over de achteruitgang van de Kievit, Vanellus vanellus (L.), in Nederland // Ardea 39: 143-182.

Klomp H. 1954. De Terreinkeus van de Kievit Vanellus vanellus (L.) // Ardea 42: 1-140. Lister M.D. 1964. The Lapwing habitat enqury, 1960-61 // Bird Study ll, 2: 128-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.