ФИЛОЛОГИЯ
Ж.А. Зубова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Орловского государственного университета.
О ГЛАЗАХ И ДУШЕ КАК КОМПОНЕНТАХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ОРЛОВСКИХ ГОВОРАХ
В составе фразеологизмов, функционирующих в орловских говорах, самыми частотными именными компонентами являются глаз и душа. Следовательно, самым важным при фразеообразовании является то, через что мир познается, воспринимается (глаза), и то, с помощью чего он принимается или отвергается (душа).
В статье проанализированы семантические группы фразеологизмов, их функции и образная основа.
Ключевые слова: фразеологизмы, орловские говоры, именной компонент, фразеообразование.
Языковая картина мира состоит из множества элементов, взаимодействующих друг с другом.
Фразеологические единицы (ФЕ) в значительной своей части образуют тот ее фрагмент, который связан с характеристикой предметов и явлений, действий, признаков, ситуаций и т.п. Это обусловлено самой природой большинства ФЕ, чья семантика базируется на двуедином основании - номинирующем и характеризующем. Фразеологизм и возникает, и функционирует прежде всего для того, чтобы выразить отношение говорящего к другому человеку (пень с глазами - 'пренебр. Глупый, бестолковый, часто медлительный человек'), процессу (трундулет выделывать - 'неодобр. 1.
Идти, шатаясь (о пьяном человеке). 2. Танцуя, выписывать ногами замысловатые фигуры'), состоянию (бить голову - 'испытывать сильное беспокойство, волнение, возбуждение'), времени (при царю Агею - 'очень давно, в незапамятные времена'), степени (на всю подселенную - '1. Очень громко, изо всех сил кричать. 2. Очень сильный крик') и т.д.
Известно, что основная масса фразеологических единиц возникает на базе свободных сочетаний слов. В основе цементирования словесного комплекса лежат разные причины - и перенос (метафо-
© Ж.А. Зубова, 2008
рический или метонимический), и типичность, повторяемость ситуаций, и популярность художественного произведения или его героев и т.д.
При фразеологизации разные лексемы проявляют разную активность. Одни встречаются во многих фразеологизмах, употребление других единично. Другими словами, для образного переосмысления некоторые лексемы в сочетаниях с другими предпочтительнее для носителей языка.
Мы проанализировали частотность именных компонентов ФЕ, внесенных в картотеку создаваемого в настоящее время Словаря фразеологизмов и устойчивых сочетаний орловских говоров, и выяснили, что чаще всего в состав ФЕ входит компонент глаз (зафиксировано более 90 единиц, а с учетом производных - глазки, глазоньки, глазуш-ки, а также синонимов - гляделки, зенки / зеники / зеньки, буркалы / букалы, бельмы / бельма, лупы-рики, лупешки, лупездры, вылупни, хлопалки -свыше 120 единиц).
Нужно сказать, что мы предполагали, что ком-поненты-соматизмы должны играть существенную роль при фразеообразовании, поскольку ан-тропоцентричность модели окружающего мира и антропоморфизм при выборе объектов номинации - сущностные принципы языковой деятельно-
сти человека. И действительно, в первую десятку самых частотных имен в составе ФЕ, зафиксированных в орловских говорах, входят также нога, рука, голова и язык. Заметим, что компоненты-сома-тизмы - один из наиболее популярных объектов исследования во фразеологии на базе разных языков (см., например, работы Абрамовой А.Г., Архипки-ной Л.В., Белогрудовой Ю.В., Бердниковой Т.А., Васильевой Т.Н., Головановой Е.Ю., Скнарева Д.С., Федуленковой Т.Н. и др.), и это позволяет нам не останавливаться подробно на этом вопросе.
Однако вот что интересно: второе место по частотности вхождения в ФЕ, функционирующих в орловских говорах, занимает субстантив душа: мы зафиксировали свыше 50 единиц с этим компонентом. Получается, что самым важным при фразеообразовании является то, через что мир познается, воспринимается (глаза), и то, с помощью чего он принимается или отвергается (душа).
Мы исследовали следующие вопросы: в какие семантические группы входят ФЕ с компонентами глаз и душа, фиксируются ли случаи взаимодействия фразеологизмов с этими субстантивами, в каких фразеосемантических полях фразеологические единицы функционируют?
О глазах.
Если проанализировать значения ФЕ, можно сделать следующие наблюдения.
1. Значительная часть единиц с компонентом глаз и его синонимами содержит информацию о действии "смотреть" и связана с типичными ситуациями, поведением и реакциями человека.
Прежде всего, глаз - орган зрения, обеспечивающий способность видеть, и именно это значение доминирует при образовании ФЕ, осложняясь различными коннотациями и маркируясь дополнительными смысловыми оттенками.
У целого ряда ФЕ можно выделить инвариантное значение 'пристально смотреть на кого- что-либо': во все глаза <смотреть> (Ну, лупастай, глаза, мол, вылупил, во, ва все глаза смотрить! Ва все глаза смотрить - пристальна. Знаменский р-н), глаза пялить (Што ты, мол, глаза пялиш? Биз тибе тут абайдуцца. Лезиш што-нибуть пасматреть. -Што ты глаза пялиш? Знаменский р-н), осложненное семами:
- 'с вызовом и/или удивлением': вылупить / вылупливать / вылупать глаза / глазья (Што ты вылупил глаза? Шаблыкинский р-н. Ну што ты на ми-ня сваи глаза вылупливаиш. Хотынецкий р-н. Глаза вылупаить на мине. Урицкий р-н. Как вылупила ана на мене сваи глазья, и ни знаю я куцы бечь, ку-ды харанитца. Орловский р-н), бельмы выпучить (Што выпучила бельма, ни узнала што ли? Ливен-ский р-н) и др.;
- 'со злобой, ненавистью': воткнуть глаза (Вот ана в ниво так глаза и ваткнула. Краснозоренский р-н), выточить глаза (Што ты вытачил глаза-та
сваи на мине? Дмитровский р-н); повытрищать бельмы (Давича видала, бапки ругались, так друх на друга бельмы павытрищили. Новосильский р-н), сверкать / сверкануть глазами / глазьями (Дет мой как свирканёть глазами. Мценский р-н. Вый-дит на улицу и свиркаит глазами. Кромской р-н. Што ты глазьями свиркаиш, прям испужались мы тибя. Троснянский р-н) и др.;
- 'бессмысленно': глаза выбить (А то вотки на-лопаютца, глаза выбьють и ходють как палаумныя. Ливенский р-н), вылупить глаза (Ну, бягить, вылупила глаза и быжыть ни знаю куда, иной рас на скатину тах-та гаварили. Знаменский р-н), вылупить / выпучить бельмы (От пьиньчуга-та, вылупит сваи бельмы, совисти нету. Орловский р-н. Што ты на мине уставилси, бельмы вылупил, ни видал давно што ль, так пагляди, а то уставилси. Колпнянский р-н), зенки поставить (Вот бисталко-вай-та, вот паставить сваи зенки и глядить. Бол-ховский р-н) и др.;
- 'оценивая': зенки пялить (Он долга на мине зенки-та пялил, пакамист ни сашлися. Знаменский р-н), сто глаз бросились глядеть (Сто глас бросились глидеть. Эта на харошыва, на красива-ва, или што харашо изделана, смотрицца. Знаменский р-н).
Сема 'не видеть' выявляется в ФЕ в глаза / в глазах не видать / увидать (Ни паивились, вот их и ни видать в глазах. Када придуть, тада в глазах увидим их. Што ты гавариш, я иё и у глаза ни видала. Знаменский р-н. Ну што ш ты брешыш? Я тибе ни видала в глазах. Ливенский р-н) и глаза в карман ссыпать (Так што жы мне глаза в карман ссыпать, если ани праходят мима. Кромской р-н).
2. При фразеологизации сочетаний с компонентом глаз используется в большинстве случаев метафорический перенос. Образной основой служат мимические или жестовые реакции человека, а также его действия (глаза не замыкать / замкнуть
- 'не спать', глаза не глядят / не гляди - 'кто-либо или что-либо, вызывающее неприятие, отвращение', закрыть / зажмурить глаза - 'умереть' и др.).
Несколько единиц объединены значением 'в состоянии сильной усталости'. Это ФЕ глаза в пучок (Вчера пришла с работы, глаза в пучок. Орловский р-н), глаза на лоб вылупаются / лезут (На гору бывала взлезиш - глаза на лоп вылупаюцца. Ливенский р-н. Ну вот, нисла ана што-нибуть тижало, вот и гаварить, нисла, мол, аш глаза на лоп лезуть, эта гаварять. Знаменский р-н), глаза попрут пупом (Бывала работаишь, пока глаза пупам ни пап-рут. Новосильский р-н), в глазах сербит (Ат тяжо-лай работы у миня в глазах сирбить начало. Бол-ховский р-н) и др.
Еще одна группа единиц имеет общую сему 'надоедать': лезть в глаза (Адной жыть трудна. За каждай биздялушкай нада людям у глаза лесть: то гарот распахать, то сена привесть. Верховский р-н), маньячить / менжеваться перед глазами (Вот
надаел-та, целый день маньячить перид глазами. Болховский р-н. Бывала крикну йиму: Ни минжуй-ся пиред глазами, галава кругам. - Уйдёть куда в угал и плачить там адин. Кромской р-н), проткать глаза кому (Да ты мине уже все глаза праткал. Мценский р-н) и др.
Инвариантное значение 'стыдиться' объединяет ФЕ глаза зажигаются (Как начили мне пра ниё расказывать, у мине прям глаза зажыгаюца, правалица п скрось землю. Покровский р-н), глазами сверкать (Придёца пирид народам глазами свиркать. Свердловский р-н), посупить глаза (Ана пасупила глаза. Колпнянский р-н). Близки к ним фразеологизмы с общей семой 'стыдить': по глазам стебать (Глядитя девки за сабой, а то будить патом мужык па глазам стибать усю жысть. Хоты-нецкий р-н), настрамить глаза (Я ей завтрива на-страмлю глаза, ни будить на маю девку што зря пиреть. Дмитровский р-н).
3. В образной основе ряда единиц лежат парадоксальные, нереальные или бессмысленные с точки зрения орловского сельского жителя действия или реалии (глаза растерять - 'быть не в состоянии выбрать из большого количества чего-либо', выдрать глаза кому - 'поступить грубо, агрессивно по отношению к кому-либо', пень / чурка с глазами - 'глуповатый, умственно ограниченный человек' и др.).
Здесь можно выделить объединение со значением 'бездельничать': глаза наводить (Хто-нить што-нить делаить, а он придёть, стаить глаза наводить. Ды што я туда пайду, глаза навадить? Глаза навадить - эта ничиво ни делать. Знаменский р-н), глаза продавать (Плахая баба, биздамовная, целыми днями шатаитца где придётца, глаза пра-даёть. Орловский р-н), лягушкам глаза колоть (Ри-бята летам ничиво ни памагають, цэлыми днями лягушкам глаза колют. Болховский р-н).
Другую группу образуют ФЕ с семой 'обманывать': в глаза влезть (Вот, мол, бисстыжыя, хоть каму у глаза влезить, кругом тибе абуить, аденить и сухая дамой пайдеть. Хитришшая, каму хочиш у глаза влезить, ета льстить. Знаменский р-н), вставить спички в глаз (Ну и ловка мы йиму уставили спички у глас. Верховский р-н), глаза затуманивать (Ни затуманивай мне глаза. Орловский р-н), пускать туман в глаза (Эта умеить в глаза туман пускать, даделистая. Знаменский р-н).
4. До некоторой степени обособленно ведут себя единицы, объединенные общими семами 'сглаз - сглазить'. ФЕ этой группы связаны с древними представлениями о возможностях некоторых людей силой взгляда навредить, уничтожить человека. В орловских говорах зафиксированы устойчивые сочетания лихостный глаз, недобрый / плохой глаз, съедомные глаза/глазищи с общим значением 'взгляд недоброжелательного человека, приносящий несчастье, болезнь'. Интересно, что только в последней единице фиксируется грамматическая форма множественного числа у
именного компонента.
Значения 'оказаться под воздействием сглаза, порчи' и 'сглазить' заложено во фразеологизмах на глаз попасть (Ета да, плахая минута на глаз напасть: ну, если устретитца чилавек такой глаз-ливай, на глаз жосткая, вот ты и на глаз папала. Знаменский р-н), глазами съесть (Глазами съели -сглазили. Дажы рибёнку хто парадавалси, значить, сглазавал. Сразу закричитца. Йиму сразу свитой вады дають. Стол, с угалочкав стала спускають вадичку ис калотца. Новосильский р-н), в глаза влезть (В глаза влесть. Так а калдунах гава-рять. Мценский р-н).
О душе.
Фразеологические единицы с компонентом душа в большинстве своем заполняют пространство трех фразеосемантических полей.
1. "Характеристика человека".
ФЕ характеризуют физически слабого, немощного человека: душа на (одной) нитке / ниточке (Душа у няво уш на адной нитащки асталась, щуть жыв. Новосильский р-н. Он памирать уже са-бралси, у ниво душа на нитки. Хотынецкий р-н), душа да тело (Вон пашол: душа да тела. Верховский р-н. Штош ты такая худая, прям душа да тела. Глазуновский р-н), души / духу на три копейки (Да многа ли яму нада, у ниво души на три капейки. Орловский р-н).
О бедном, неимущем человеке говорят: нет и полушка за душой и ни копья за душой (Дык у них-та никада не была и палушка за душой, вся симья их галамызая. Верховский р-н. Што он брешыть, ни капья за душой у яво нету, аткуль машыни-та узятца. Мценский р-н).
Общительный, приятный, великодушный человек характеризуется с помощью ФЕ душа человек (Сасетка мая - душа чилавек. Краснозорен-ский р-н).
Фразеологизмы каменяка за душой у кого (Глыдинь-та гаткай чилавек, у ниво как каминяка за душой. Малоархангельский р-н) и душа поморщилась у кого (А щас гляниш на нашу житуху - душа у людей паморщилась, зимля пагибла. Кромской р-н), напротив, информируют о неискренних, злобных, завистливых людях.
Нельзя не сказать и о том, что носители говоров убеждены в том, что человек без души перестает существовать, умирает. Эта уверенность закреплена в ряде единиц, относящихся к разным фразеосемантическим полям. Так, например, значение 'умереть' закреплено в ФЕ душу отпустить (Фёдар у пятницу душу атпустил. Хотынецкий р-н). Часть похоронного обряда, когда по возвращении с похорон производят обход жилых и хозяйственных помещений, называют провожание души / душу проводить / провожать (Праважание души - абрят такой. Как чилавек умир, пахарани-ли, патом вышли ва двор душу правадить. Трос-нянский р-н). Кроме того, последняя единица свя-
зана и с поминовением усопшего на сороковой день после смерти (Сорак дён на акошка вода и хлеп, патом выливали пат святой угал, брызгали дом и праважали души. Урицкий р-н). Еще одна единица показательна: без души < спать> имеет значение 'находиться в летаргическом сне' (А он-та аказываитца спал биз душы. Глазуновский р-н), т.е. не так, как спит обычный, нормальный человек.
2. "Состояние человека".
В основном, фразеологизмы с компонентом душа относятся к сфере психического состояния человека.
Переживания, тревогу, волнение передают ФЕ хрёст на душу повис (Хрёст на душу павис за тваи дила. Дмитровский р-н), душечка выболела (вся) (Ох, детачка, как паднялси варган, а рибят нету: у мине уся душачка выбалила, паки их нашла. Верховский р-н), души нет (Вот уижжаю [в город], а у самой души нет - у Таньки апеть приступ был. Орловский р-н), мытарно на душе (Бываить так мытарно на душе, хучь плачь, и ни знаиш ат чи-во, так бы и заривела, закричала аш мочи нет. Орловский р-н), грёбостно на душе (Што-та гребаст-на на душе. г. Малоархангельск).
Отсутствие интереса, доверия, склонности к кому- или чему-либо зафиксировано в значениях единиц душа не налегает (У мине сиводня душа ни налягаит на пакос ити, заутри пайду. Орловский р-н), душа не оборачивается (Дети-та и щас знают-ца, а вот как-та душа ни абарачиваитца к ним -мать-та их абижала нас. Новосильский р-н), сладкий мёд на душу не идёт (Слаткий мёд на душу ни идёть. Орловский р-н).
Физическое состояние представлено ФЕ душа горит (Кагда ижжога была, гаварили душа га-рить. Верховский р-н) и душу жечь (Апять душу на-чинаить жечь, вой, ни магу, што ш так душу жгёть, ай ат масла, у салати была. Покровский р-н), если речь идёт об изжоге, и ФЕ с души (И пряма всё з душы. Покровский р-н) и с душой <ирвёт>, если речь идет о рвоте.
3. "Характеристика меры / степени, количества".
Степень интенсивности действия проявляется в значениях единиц в душу <ругать, бранить и т.п.> (Он миня ругать у душу, я йиво, так и билися. Свердловский р-н), в одну душу <просить, требовать и т.п.> (Ванькя в адну душу просить яблак.
Орловский р-н), за милу душу (Унучкам щас ала-душкав напяку с кисялём-та за милу душу наесца. Орловский р-н), изо всей души (Нас власть кормить иза всей души. Хотынецкий р-н), душа вон (За сладкае у них душа вон. Орловский р-н).
О глазах и душе.
В нашей картотеке не зафиксировано фразеологических единиц, в составе которых были бы одновременно оба компонента - и глаз, и душа. Однако о синонимии ФЕ с анализируемыми компонентами можно говорить.
Так, синонимический ряд со значением 'надоедать' образуют единицы лезть в глаза, маньячить перед глазами, менжеваться перед глазами, проткать глаза кому и всю душу вымотать. Но нетрудно заметить, что, в группе с компонентом глаз речь идет о чрезмерном физическом присутствии кого-либо, нет указания на то, что это присутствие регулярно повторяется, скорее, напротив, сами отношения между адресантом и адресатом ситуативно ограничены. А вот ФЕ всю душу вымотать (Вот канитель, атстань, усю душу выматал. Орловский р-н. Мужык у мине пряма аспит какой-та, усю душу выматал. Новосильский р-н) имеет две ядерные семы - 'надоесть' и 'измучить', и речь идет о длительных, постоянных, затрагивающих психическое состояние человека отношениях.
Оба рассматриваемых компонента достаточно активны при образовании пословиц, поговорок, речевых формул. Приведем несколько примеров. Свой глаз - алмаз, чужой - стекло. Чего глаза не видели, то и до сердца не дойдёт. Ранняя птичка носок прочищает, а плохая - глаза продирает. У лихой свекрови и сзади глаза. Муж голова, жена - душа. Зароди, Господи, на все души грешные (пожелание сеющим хлеб). Не пригож лицом, да хорош душой.
Таким образом, каждый из наиболее частотных субстантивов - и глаз, и душа - входят в состав фразеологических единиц различных семантических полей. Первый прежде всего включается в состав тех единиц, которые характеризуют физическое существование человека, и, главным образом, его действия. Второй же в большинстве случаев является компонентом тех ФЕ, которые связывают человека со сферой чувств, эмоций, переживаний, то есть всем тем, что составляет духовную жизнь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Словарь орловских говоров / под ред. Т.В. Бахваловой. - Вып.1-4. Ярославль, 1989-1991. - Вып. 5-14. - Орел, 1989-2006.
2. Словарь русских народных говоров / гл.ред. Ф.П.Сороколетов. - Вып.1-40. - СПб.: Наука, 19652007.
3. Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти т. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 19481965.
ZH.A.Zubova
ABOUT EYES AND SOUL AS THE COMPONENTS OF THE PHRASEOLOGICAL UNITS IN THE DIALECTS OF OREL REGION.
The most frequent components in the structure of set-phrases, functioning in the dialects of Orel region, are the words an eye and a soul. Consequently the two most important things in the process of set-phrase productions are the one through which the world is cognized, percepted (eyes) and the one with the help of which it's accepted or rejected (the soul)/
The given article analyses semantic groups of set-phrases, their functions and their image base.