Научная статья на тему 'О гарантиях информационных прав граждан'

О гарантиях информационных прав граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1153
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА / ГАРАНТИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова С. А.

В статье исследуются основы конституционного закрепления права граждан Российской Федерации на информацию и обзор конституционно-правовых гарантий свободы распространения информации в России. Рассматриваются элементы юридических гарантий права на информацию и меры ответственности за нарушение этих прав в информационном законодательстве. На основе анализа действующего законодательстве предлагается разработка и принятие единого нормативного акта, обеспечивающего порядок доступа к информации и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению информации и ответственности за нарушения этих прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гарантиях информационных прав граждан»

О ГАРАНТИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

© Родионова С.А.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

В статье исследуются основы конституционного закрепления права граждан Российской Федерации на информацию и обзор конституционно-правовых гарантий свободы распространения информации в России. Рассматриваются элементы юридических гарантий права на информацию и меры ответственности за нарушение этих прав в информационном законодательстве. На основе анализа действующего законодательстве предлагается разработка и принятие единого нормативного акта, обеспечивающего порядок доступа к информации и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению информации и ответственности за нарушения этих прав.

Ключевые слова информационные права, гарантии, юридические гарантии, ответственность, нарушение информационных прав.

Современное российское общество является информационным. Количество, качество и степень использования информации становятся факторами, определяющими уровень развития государства, и существенно влияют на его статус в мировом сообществе. Становление и развитие информационных основ социума предполагает наличие совокупности и предпосылок, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Базовым условием такого процесса предстает юридически оформленная защита информационных прав и свобод человека и гражданина.

Информационные права граждан представляют собой совокупность прав граждан в области поиска, получения и распространения любой информации, не противоречащей Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ, и не ущемляющей прав других граждан.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права и свободы: свобода массовой информации - ч. 5 ст. 29; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч. 4 ст. 29; право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33 [1].

* Старший преподаватель кафедры Государственного и административного права.

Конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством [6, с. 181]. Положения Конституции, закрепляющие основные информационные права и свободы, развиваются и детализируются в информационном законодательстве.

Под юридическими гарантиями права на информацию необходимо понимать систему закрепленных государством в законодательстве средств, способов, обеспечивающих возможность реализации субъектом информационных отношений своих прав и свобод в информационной сфере [5].

В порядке обеспечения гарантий осуществления права каждого на поиск и получение информации возникают следующие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления:

- обеспечение гарантий свободы средств массовой информации;

- производство и распространение официальных документов в соответствии с Конституцией РФ и актами действующего законодательства;

- установление общего порядка разработки и распространения документированной информации органами государственной власти, формирования и использования государственных информационных ресурсов;

- установление порядка предоставления обязательной документированной информации и порядка формирования и использования государственных информационных ресурсов, содержащих такую информацию;

- обеспечение гарантий прав интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы;

- обеспечение гарантий прав на производство информационных систем и средств их обеспечения, прав интеллектуальной собственности и собственности на информационные технологии и средства их обеспечения;

- организация и обеспечение создания государственных информационных систем, информационной инфраструктуры российского фрагмента Интернет;

- обеспечение гарантий по защите личности, общества и государства от воздействия ложной, вредной информации и дезинформации;

- обеспечение гарантий по защите информации, информационных ресурсов, информационных систем от несанкционированного доступа;

- обеспечение гарантий по защите личных прав и свобод в информационной сфере;

- установление и организация осуществления уголовной, гражданско-правовой и административно-правовой ответственности в информационной сфере.

Это примерный перечень обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления в информационной сфере, который может развиваться и дополняться в процессе формирования и развития источников информационного права.

Одним из элементов юридических гарантий права на информацию выступают меры ответственности за нарушение этих прав.

Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за целый ряд правонарушений, которые можно отнести к информационным: нарушение права гражданина на ознакомление со списками избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5); отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющую кредитную историю (ст. 5.53). Ст. 5.39 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2003 (ред. от 23.12.2003) устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. На должностных лиц, признанных виновными в совершении указанных противоправных деяний, возлагается ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда [4].

Статья 140 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет [2].

Статья 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет: «Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства ин-

дивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке» [3].

В результате анализа нормативно-правовых документов, относящихся к информационному праву, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития российского законодательства в информационной сфере многие аспекты права граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и общественных объединений на информацию еще не нашли своего отражения в законодательстве. Анализ российского законодательства показывает, что система нормативного обеспечения права на информацию у нас до сих пор не разработана. Из-за отсутствия специального закона, регламентирующего универсальный порядок доступа к информации и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по его обеспечению, отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных актах, ведомственных инструкциях. При этом большинство указанных положений либо декларативны, либо носят отсылочный характер, а самое главное - не содержат конкретного механизма реализации и ответственности.

Для решения данных проблем необходимо разработать концепцию системы нормативно-правового регулирования права граждан на информацию и обеспечения информационной открытости власти.

Принятие федерального закона, регулирующего условия и порядок реализации права на информацию, позволило бы сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования. Кроме того, принятие федерального закона, закрепляющего информационные права граждан, будет способствовать интеграции России в международно-правовое пространство, поскольку членство в Совете Европы влечет за собой выполнение Российской Федерацией обязательств по реализации норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

2. ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.

3. ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18 декабря 2006 N 230-Ф3 // Российская газета. - 22.12.2006. -№ 289.

4. ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года // Российская газета. - 31.12.2001. -№ 256.

5. Информационное право: учеб. для бакалавров / Под ред. И.М. Рассо-лова. - М.: Проспект, 2013. - 441 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. -М.: Проспект, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.