Научная статья на тему 'О. Г. Кирьянова. Пещерные храмы и монастыри России: историко-культурный потенциал'

О. Г. Кирьянова. Пещерные храмы и монастыри России: историко-культурный потенциал Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О. Г. Кирьянова. Пещерные храмы и монастыри России: историко-культурный потенциал»

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

О.Г. Кирьянова

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ РОССИИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ*

O.G. Kirianova Cave temples and monasteries in Russia: Historical and cultural potential

Пещеры естественного и искусственного происхождения - место проведения сакральных церемоний и обрядов во многих мировых религиях. В истории христианства два ключевых события произошли именно в пещерах, которые сегодня являются центральной частью исторических храмовых комплексов, местом совершения богослужений и паломничества представителей Поместных православных церквей, Римско-католической церкви, а также Восточных православных (дохалкидонских) церквей. Речь идет о пещерном храме в честь Рождества Христова в Вифлееме, а также храме Воскресения Христова в Иерусалиме. На территории Европы древнейшими подземными сооружениями, использовавшимися христианами с богослужебными целями, были катакомбы Рима. Во II-IV вв. здесь проходили общественные богослужения. Катакомбы также служили местом погребения членов христианской общины, в том числе мучеников, останки которых становились священными реликвиями, употреблявшимися в подземных храмах с литургическими целями.

*Кирьянова О.Г. Пещерные храмы и монастыри России: Историко-культурный потенциал. - Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/432.html&j_id=34

С IV в. на Востоке зарождается и набирает силу монашество. Его родоначальником считается святой Антоний Великий, который вел жизнь аскета-отшельника в пещере в египетской пустыне. Как гласит житие, в пустыне он встретил другого отшельника - Павла, начавшего свой подвиг несколькими годами ранее и также жившего в пещере. По их примеру в пещерах начали селиться другие христиане, стремившиеся к уединенной молитвенной жизни. Они занимали скальные ниши, а в местах, где позволял состав почв, выкапывали себе кельи, расширяя естественные углубления в рельефе. Со временем кельи соединялись внутренними переходами, образуя целые комплексы. Наиболее обширное помещение в нем отводилось для совместной молитвы.

Подобные подземные сооружения, время появления которых относится к раннему Средневековью, сохранились на территории Государства Израиль, в Иордании, Сирии и Эфиопии, в исторической области Каппадокия на территории современной Турции; в течение первого тысячелетия это был один из крупнейших духовных центров не только Малой Азии, но и всего христианского Востока.

Появление христианских пещерных культовых сооружений на территории современной России также связано с аскетической традицией монашества. Древнейшие из них находятся на Крымском полуострове. Это Успенский монастырь в Бахчисарае, монастырь Христа Спасителя «Шулдан» в Севастополе, монастырь святителя Климента, папы Римского, в Инкермане, и некоторые другие. Исследователи, в основном, сходятся на том, что эти религиозные объекты, относящиеся к раннему Средневековью, были устроены греческими монахами, бежавшими от иконоборцев, а затем использовались русскими иноками.

Основание первого собственно русского пещерного храма -Успенской церкви в Киеве - связано с именами святых Антония и Феодосия. Именно они в XI в. в Киеве положили начало мужскому монастырю в честь Успения Пресвятой Богородицы (впоследствии -Успенская Киево-Печерская лавра). Как гласит житие преподобного Антония, он принял постриг в одном из монастырей на Афоне, около которого затем проводил уединенную жизнь в пещере. Получив благословение вернуться на Русь, он в 1051 г. поселился в пещере на днепровском берегу.

«Патерик Печерский» - летописное сказание о начальном периоде существования монастыря - сообщает, что эта пещера была вы-

копана ранее пресвитером Иларионом, автором знаменитого памятника древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати».

С пещеры, самостоятельно выкопанной или обнаруженной и обжитой подвижником, к которому затем присоединялись другие люди, ищущие молитвенного уединения, зарождались многие русские монастыри. В естественных условиях пещеры образовывались в результате либо биологического и механического выветривания пород, либо карстовых процессов.

Подземные монастыри от прочих культовых пещер отличаются наличием в их комплексе помещений различного назначения: храмов, некрополей, жилых (в том числе хозяйственных).

Подземные храмы обычно имели архитектурное убранство определенного функционального назначения: ниши для икон и светильников, места для мощей и иных христианских реликвий, полки, уступы, колонны, аналои и т.п. Входы в помещения могли оборудоваться дверями, а храмы иметь иконостасы. Со временем под землей возникали целые многоуровневые пещерные комплексы, состоявшие из нескольких соединенных подземными галереями отдельных пространств. Порой после кончины основателей такие монастыри угасали, а пещеры использовались только как некрополи, но затем возрождались снова.

К таким культовым объектам относится, например, Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в городе Печоры Псковской области. Монастырская летопись свидетельствует, что в конце XIV в. местный крестьянин Иван Дементьев, рубивший лес на склоне горы, обнаружил под корнями упавших деревьев вход в пещеру, над которым была надпись: «Богом зданныя пещеры». По местному преданию было известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы, спасаясь от набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны за исключением «начального инока», преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца иноком Ионой. Сохранившаяся к настоящему времени подземная часть монастыря состоит из шести пещер длиной от 4,5 до 200 м. До сегодняшнего дня пещеры используются как некрополь, где уже погребено примерно 10 тыс. человек.

С пещерных келий и храма в XIII в. начал свою историю монастырь апостола Иоанна Богослова в селе Пощупово под Рязанью. В уче-

ническом журнале Рязанской гимназии 1906 г. есть упоминание о посещении детьми с экскурсией пещеры «затворника, основавшаго монастырь и ушедшаго, по свидетельству братш, на Афонъ. Эта пещера громадна; она выкопана под дубовой рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посередине пещеры земляной престол съ крестами, вырезанными изъ земли. Против престола находится сделанное изъ земли, но плохо сохранившееся изображеше Божьей Матери съ Младенцем на рукахъ».

С некогда бывшими в нем пещерами связано название Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде. В XIV в. его основатель - бывший монах Киево-Печерской лавры Дионисий. Также с рытья пещеры началась история Желтоводского Макариево-Унженского мужского монастыря на Волге, основанного преподобным Макарием Унженским - младшим современником и учеником преподобного Дионисия.

В XVIII-XIX вв. в России часто люди, желающие молитвенного подвига, уходили жить в пещеры. Возможно, это стало народным ответом на закрытие властями небольших монастырей. По примеру первых христианских подвижников многие простые люди, как православные, так и сектанты, самостоятельно копали пещеры. Наибольшее распространение эта практика получила в Среднем Подонье, особенно на территории современных Липецкой и Воронежской областей, а также Белгородчины.

Первые письменные упоминания о пещерных монастырях в этом регионе появляются с XVII в. Пещерные монастыри и храмы Юга России сосредоточены по склонам речных долин, где имеются выходы коренной породы: мела, песчаника, глины. Христианские пещерные храмы донской лесостепи - уникальные памятники природно-культурного ландшафта.

Развитие пещерничества в Нижнем Подонье и Поволжье оказалось связано прежде всего с церковным расколом. Монахи и священники, придерживавшиеся старого обряда, бежали на Дон от преследования церковных и светских властей и создавали здесь тайные монастыри.

К числу наиболее известных относится храм во имя святого Александра Невского Воскресенского Белогорского монастыря в Воронежской области. По историческим материалам, общая длина подземных ходов здесь была свыше 2 км. Сегодня посетителям доступно около 900 м.

Пещерный комплекс Спасского Костомаровского монастыря в Воронежской области состоит из восьми пещер длиной от 2 до 220 м. Первые пещеры здесь могли появиться в ХП-Х^ вв., в дальнейшем комплекс был расширен пещерокопателями. На месте пещер монастырь был основан только в XX в. Сейчас возрожден.

Пещерный комплекс Успенского Дивногорского монастыря в Воронежской области состоит из шести отдельных пещер длиной от 2 до 284 м, суммарная длина пещер около 604 м. Первые письменные упоминания о нем относятся к XVII в. Наиболее поздние подземные сооружения комплекса - XIX в. Монастырь находится в местности Дивногорье с характерными меловыми столбами-останцами «Дивами», в которых вырублены входы в пещеры. На территории Дивного-рья обнаружено несколько пещерных храмов, наиболее известные - в честь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах, известный с 1653 г., и в честь Сицилийской иконы Божией Матери в Больших Дивах. Пещерный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца в скиту при Успенском Валуйском монастыре XVII в. в Белгородской области был официально открыт и освящен уже в 1914 г. Общая длина коридоров подземного комплекса составила 640 м., высота проходов до 3 м. и шириной до метра, храм 8 на 9 м и 5,5 м в высоту. Храм был разорен, возобновлен в 2007 г.

С XIX в. известен пещерный монастырь при Свято-Троицком Скановом монастыре в Пензенской области с подземным храмом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Имеет архитектурные аналогии с пещерными монастырями Киева, что подтверждает монастырское предание об основании обители выходцами из Киево-Печерской лавры. Общая длина открытых ходов около 722,5 м, а всего их было 2,5 км. Старожилы рассказывают, что в начале XIX в. сканов-ские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. Сейчас монастырь возобновлен, храм действует.

По подобию Киево-Печерских в конце XIX в. создавались пещеры Никольского монастыря Оренбургской области. Их основание связано с именем казака Нижнеозерной станицы Захария Карцева, которого, по его словам, благословил на подвижничество святой Иоанн Кронштадский. Общая длина обнаруженных подземных ходов около 350 м. Мужской монастырь здесь открыт в 1909 г. В настоящее время

монашеская жизнь возобновлена, действует подземный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Известны пещеры Успенского мужского монастыря в Сарове Нижегородской области. Основатель монастыря иеросхимонах Иоанн описывает начало строительства пещер в своей рукописи «Сказание о первом жительстве монахов». Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником в 1692 г. Во сне ему было видение: митрополит Иларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих святых Киево-Печерских. Общая длина обнаруженных ходов около 380 м. В XIX в. пещерный комплекс был расширен и изменен, сейчас храм обнаружен, расчищен и возобновлен.

В окрестностях Москвы также имеются подземные церковные сооружения. К их числу относится, например, пещерный комплекс Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры (Московская обл.), общая длина ходов в котором около 260 м. В середине XIX в. рядом с Гефсиманским скитом юродивый Филиппушка соорудил пещерные кельи, которые в несколько этапов были расширены в сложный подземный комплекс после основания скита.

Из подмосковных обителей, имеющих подземные храмы, выделяется Спасо-Вифанский скит Троице-Сергиевой лавры, устроенный московским митрополитом Платоном (Левшиным). Название Ви-фания отсылает к новозаветному событию воскрешения Христом из мертвых Лазаря, три дня пролежавшего в погребальной пещере. На средства митрополита по проекту архитектора Н.М. Одоевского был выстроен уникальный двухпрестольный храм с нижней пещерной церковью, в 1785 г. освященной в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, и верхней - в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, а у основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную церковь.

По мере продвижения за Урал православных миссионеров там также начали появляться пещерные храмы и монастыри, хотя в гораздо меньших количествах, чем в Центральной России. Несколько таких

комплексов имеется, например, в Алтайском крае вблизи сел Средне-Красилово и Жуланиха. Они были открыты в конце 70-х годов XX в. Как показали архивно-исторические изыскания, вблизи Жуланихи до 1918 г. находился Александро-Невский скит Алтайской духовной миссии. Здесь были деревянный Казанский храм, келейные и хозяйственные корпуса. Сюда постоянно стекались многочисленные паломники. Видимо, желая более ревностного исполнения монашеских обетов, подвижники из числа насельников скита стали рыть подземные кельи. В 1918 г. те из них, что оставались жить в скиту, были расстреляны местной бандой Рогова. Над братской могилой новомучеников установлен поклонный крест, по ним служатся панихиды.

О ските в окрестностях села Средне-Красилова известно гораздо меньше. Официальных документов о его существовании в архивах не обнаружено. Народное предание говорит о некоем монахе Данииле, который появился в этих местах в начале XX в. и своими руками выкопал целый комплекс с подземными переходами, кельями и небольшим храмом. Предположительно, Даниил ранее был насельником Киево-Печерской лавры, внутреннее устройство ископанных им пещер очень напоминает лаврское. В работе ему помогал добровольный помощник Иван из числа местных жителей. Жили они за счет своих трудов: глину, извлеченную из раскопов, пускали на кирпич, который охотно разбирали местные жители для фундаментов домов и строительства печей.

Судьба монаха Даниила оказалась трагична: по воспоминаниям старожилов, примерно в 1926 г. он был застрелен двумя братьями из числа местных жителей, желавших украсть мнимые монастырские ценности. Послушник Иван, по одним данным, смог сбежать от грабителей, по другим - был ими пощажен как односельчанин.

В советский период большая часть пещерных монастырей была разорена. Сейчас они понемногу восстанавливаются, но часть пещер так и остается заброшенной.

Подземные храмы появляются и сегодня, хотя крайне редко. Так, в 2009 г. в подмосковных Талицах на подворье Стефано-Махрищского женского монастыря обустроен маленький пещерный храм во имя святого Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия Донского. Его основой послужила пещерная келья, выкопанная в 1818 г. для молитвенного уединения иноками Стефано-Махрищского монастыря (до революции бывшего мужским) Антонием и Симеоном. Уже в XIX в. Талицкие пещеры стали местом

паломничества: их посещали богомольцы, шедшие в Лавру по старой Ярославской дороге и останавливавшиеся на подворье монастыря для отдыха. Писатель И.С. Шмелёв в книге «Богомолье» описывает Та-лицкие пещеры. Освящение храма было совершено 21 января 2010 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископом Сер-гиево-Посадским Феогностом. Каждую субботу в пещерном храме совершается литургия и панихида об упокоении душ иноков, потрудившихся в создании пещер, а также всех усопших православных христиан.

Из светских инициатив: в 2005 г. освящена Никольская часовня, устроенная в Левобережной пещере комплексного памятника природы «Саблинский» в каньоне реки Тосны в Лениградской области, в память погибших путешественников - географов, геологов, полярников, спелеологов, альпинистов, отдавших свои жизни во имя служения Родине. Часовня находится под попечением Санкт-Петербургской митрополии.

Пещерные часовни и храмы, а тем более монастырские комплексы - редкое явление. Возникновение на территории России подземных православных культовых объектов - значимая страница истории не только Русской православной церкви, но и российского государства.

С. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.