Научная статья на тему 'О функциях и модулях системы управленческого учета в вузах'

О функциях и модулях системы управленческого учета в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ / ВНУТРЕННЯЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И ФИНАНСОВЫМ ВЛОЖЕНИЯМ / RATIONING / KALKULIROVANIYE / BUDGETING / PRICING / SYSTEM ACCOUNTING OF THE INCOME AND EXPENSES / INTERNAL REPORTING / SYSTEM OF THE BALANCED INDICATORS / INFORMATION SUPPORT OF ADMINISTRATIVE DECISIONS ON INVESTMENTS AND FINANCIAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ольга Васильевна

В статье на основе исследования теории и практики управленческого учета обоснован перечень функций системы управленческого учета (счетоводства) вуза. Реализация этих функций осуществляется через внедрение в экономику высших учебных заведений восьми модулей, направленных на обеспечение управленцев достоверной и своевременной информаций для принятия эффективных решений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article on the basis of research of the theory and practice of management accounting the list of functions of system of management accounting (bookkeeping) of higher education institution is reasonable. Realization of these functions is carried out through introduction in economy of higher educational institutions of eight modules directed on providing managers of authentic and timely information for adoption of effective decisions.

Текст научной работы на тему «О функциях и модулях системы управленческого учета в вузах»

О.В.Ковалева

О ФУНКЦИЯХ И МОДУЛЯХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

В ВУЗАХ

Аннотация

В статье на основе исследования теории и практики управленческого учета обоснован перечень функций системы управленческого учета (счетоводства) вуза. Реализация этих функций осуществляется через внедрение в экономику высших учебных заведений восьми модулей, направленных на обеспечение управленцев достоверной и своевременной информаций для принятия эффективных решений.

Annotation

In article on the basis of research of the theory and practice of management accounting the list of functions of system of management accounting (bookkeeping) of higher education institution is reasonable. Realization of these functions is carried out through introduction in economy of higher educational institutions of eight modules directed on providing managers of authentic and timely information for adoption of effective decisions.

Ключевые слова

Нормирование, калькулирование, бюджетирование, ценообразование, системный учет доходов и расходов, внутренняя отчетность, система сбалансированных показателей, информационное обеспечение управленческих решений по инвестициям и финансовым вложениям.

Keywords

Rationing, kalkulirovaniye, budgeting, pricing, system accounting of the income and expenses, internal reporting, system of the balanced indicators, information support of administrative decisions on investments and financial investments.

Современный этап развития высшей школы России характеризуется рядом особенностей. Большинство государственных вузов стали некоммерческими организациями. Выполнение государственного задания осуществляется за счет субсидий на эти цели. Подготовка специалистов, магистров, бакалавров сверх государственного задания рассматривается как деятельность, приносящая доход. Расширены полномочия вузов по использованию денежных средств, получаемых в виде субсидий на выполнение государственного задания и платы за обучение. В то же время повышена ответственность за их эффективное использование. Это приводит к необходимости совершенствования механизма экономики вузов.

Учебные заведения высшего профессионального образования можно рассматривать как крупные некоммерческие организации, осуществляющие различные виды деятельности. Как правило, основным видом является оказание образовательных услуг в рамках и сверх государственного задания. При этом осуществляется подготовка специалистов, магистрантов и бакалавров путем очной, заочной и очно-заочной формы обучения. Внедряется дистанционная форма обучения. Практика показывает, что в вузах кроме программ высшего профессионального образования реализуются программы послевузовского и дополнительного образования. Вузы имеют широкую сеть филиалов. Число обучаемых, то есть заказчиков, достигает нескольких десятков ты-

сяч. Кроме того, университеты являются крупными научными центрами, осуществляющими фундаментальные и прикладные исследования. Для коммерческой реализации результатов научных исследований с участием вузов создаются инновационные общества с ограниченной ответственностью. В целях обеспечения условий оказания образовательных услуг в университетах функционируют издательства и типографии, комбинаты общественного питания, базы практики в форме производственных или строительных цехов, участков, общежития, базы отдыха, санатории-профилактории.

Специалисты в области бухгалтерского учета обоснованно считают, что внедрение системы управленческого учета в деятельность вузов обеспечит их эффективное функционирование. Так, Е.В. Басалаева, анализируя подходы к управлению эффективностью образования, обоснованно утверждает,

что многие проблемы современного образования можно решить, если применить к ним методологию управленческого учета [7, с.72]. Кроме того, А.Н. Торхова, исследуя современные подходы развития образования, делает вывод, что в вузах необходимо внедрение системы управленческого учета, основанной на формировании единой информационно-аналитической базы, построенной как совокупность интегрированных подсистем бухгалтерского и управленческого учета [12, с.28].

При этом в экономической литературе различными специалистами неодинаково определяется понятие управленческого учета и его функции. Автором в разделе «Методологические аспекты управленческого учета как науки и учетной системы» коллективной монографии «Управленческий учет и внутренний контроль в коммерческих организациях: состояние и перспективы развития» под редакцией профессора

Н.Т. Лабынцева обосновано определе-

ние управленческого учета как подсистемы бухгалтерского учета, обеспечивающей формирование и отражение во внутренней отчетности организации данных о состоянии и динамике ресурсов и результатов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности путем обобщения плановой, фактической и аналитической информации как в целом по организации, так и по сегментам деятельности для принятия эффективных решений на различных уровнях управления [13, с.17]. В рамках операционной деятельности вузов объединяются следующие направления: образовательная, научно-

исследовательская, общественное питание, спортивно-оздоровительные услуги, редакционно-издательская. Другие отражены в уставе вуза. По лицензируемым видам оформляются лицензии. В организационной структуре существуют подразделения, реализующие указанные направления деятельности. Действующее законодательство [1] ограничивает виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями, и исключает их право на размещение денежных средств на депозитах в кредитных учреждениях, а также совершать сделки с ценными бумагами. Они имеют право выступать в качестве заказчика и осуществлять строительство необходимых объектов основных средств. Таким образом, бюджетные учреждения осуществляют операционную и инвестиционную деятельность в части капитальных вложений. Возможности автономных учреждений расширены. Они могут, наряду с указанными видами деятельности, осуществлять финансовую деятельность (краткосрочные финансовые вложения, операции с ценными бумагами) и инвестиционную в части долгосрочных финансовых вложений и операций с ценными бумагами.

В экономической литературе рассматриваются различные функции управленческого учета. Я.В. Соколов

сформулировал основную функцию управленческого учета как совокупность двух функций: обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и ситуационного управления бизнесом; формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия [14 с.22-23].

В.Б.Ивашкевич обосновывает, что эволюция управленческого учета приводит к расширению его функций. Наряду с традиционными функциями возникают новые: представление данных о затратах в виде информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, для использования ее управленческим персоналом для принятия решений; бюджетирование расходов основной деятельности, их контроль и управление стоимостью для принятия решений. Современный управленческий учет, по мнению В. Б. Ивашкевича, включает функции прогнозирования, нормирования, планирования, оперативного учета и контроля [10, с.34-35]. Аткинсон Э.А., Банкер Р.Д., Каплан Р.С., Янг М.С. рассматривают функции управленческого учета как функции информации управленческого учета. В их состав включаются следующие: операционный контроль, то есть обеспечений обратной связи (информации) об эффективности и качестве исполнения поставленных задач; калькулирование себестоимости продукта (услуги) и расчет затрат по клиентам, то есть измерение затрат ресурсов, использованных для производства продукции, ее продажи и доставки потребителям; управленческий контроль, то есть представление информации о результатах деятельности менеджеров и структурных единиц; стратегический контроль, то есть представление информации о финансовых результатах деятельности и достигнутой долгосрочной конкурентоспособности всего предприятия, рыночных условиях, предпочтениях клиентов и технологиче-

ских инновациях [6, с.36-37]. Вахруши-на О. Б. выделяет основные и специальные функции. В состав основных функций следует включить: оценку и учет затрат по носителям продукции, представление информации менеджменту организации, анализ, контроль, планирование деятельности структурных подразделений. В качестве специальных функций управленческого учета могут работать: прогнозирование, стимулирование и мотивация, регулирование, координация, организационная работа [8, с.368].

При решении вопроса о функциях управленческого учета следует исходить из разделения бухгалтерского учета на счетоведение и счетоводство и особенностей стоящих перед ними задач. Профессор Я.В.Соколов обосновал существование бухгалтерского учета (счетоведение) как науки и бухгалтерского учета (счетоводство) как процесса наблюдения, регистрации, группировки, сводки, анализа и передачи данных о фактах хозяйственной жизни. Задача науки состоит в раскрытии содержания хозяйственных процессов и связи между юридическими и экономическими категориями. Задача системы счетоводства состоит в представлении информации для принятия управленческих решений [11, с. 14-15]. Отсюда можно сделать вывод, что функции присущи системе управленческого учета, являющейся подсистемой системы бухгалтерского учета (счетоводства). Если исходить из указанного тезиса, а также организационной структуры и особенностей системы управления современных высших учебных заведений, можно сформулировать следующие функции управленческого учета в механизме экономики вуза:

- нормирование всех видов используемых ресурсов и планирование показателей эффективной деятельности университета в целом и его структурных подразделений;

- формирование достоверной информации для формирования обоснованных цен на оказываемые образовательные услуги и производимую продукцию;

- бюджетирование доходов и расходов по всем направлениям деятельности университета, их контроль и мотивация сотрудников на повышение эффективности деятельности вуза;

- учет расходов по местам возникновения, выявление отклонений фактических расходов от плановых и калькулирование себестоимости образовательных услуг (продукции), а также определение финансовых результатов от их реализации;

- представление достоверных данных для принятия управленческих решений и организация контроля за работой управленцев различного уровня в рамках инвестиционной и финансовой деятельности с учетом требований действующего законодательства;

- обобщение информации для оценки эффективности текущего и стратегического управления вузом в целом и отдельными структурными подразделениями, а также мониторинг достигнутого уровня долгосрочной конкурентоспособности университета.

Эти функции системы управленческого учета вуза реализуются через функционирование элементов или модулей такой системы. Элемент или модуль можно определить как совокупность процедур, выполнение которых позволяет осуществитьту или иную функцию системы управленческого учета. В учебнике «Управленческий учет» под редакцией профессора Я.В. Соколова дается характеристика основных модулей классического управленческого учета:

- бюджетирование и мониторинг исполнения бюджетов - процедуры по формированию и корректировке бюджетов, составлению внутрипроизводственной отчетности по исполнению

бюджетных заданий и последующему сопоставлению фактических показателей с запланированными;

- калькулирование себестоимости продукции и процессов - спектр процедур, обеспечивающих текущее управление затратами и калькулирование себестоимости продукции;

- информационная поддержка нестандартных управленческих решений -процедуры подготовки информации для нестандартных управленческих решений в оперативном и стратегическом управлении [14, с. 24-27].

Рассматривая системы и функции управленческого учета, Ивашкевич В.Б. обосновывает, что элементами системы управленческого учета служат его объекты и взаимосвязь между ними. В основном они те же самые, что и в бухгалтерском учете, но рассматриваются не с позиций констатации и анализа факта наличия и движения средств, источников их формирования, изменений под влиянием хозяйственных операций, а с позиций использования потребления ресурсов, соотношения затрат и полученных результатов [10, с.42]. Вахрушева О.Б. рассматривает систему управленческого учета как открытую и целостную систему, состоящую из взаимозависимых и взаимосвязанных блоков и подсистем. Основными подсистемами, по ее мнению, могут быть: учет затрат и результатов, планирование, анализ, контроль, мониторинг. Набор этих подсистем зависит от следующих факторов: особенностей бизнес-процессов и учетной политики, их отражающей, организационной структуры организации, целей и задач развития бизнеса [8, с.370].

Система управленческого учета как система счетоводства объединяет совокупность модулей, функционирование которых позволит реализовать ее функции в экономике вузов. Анализ особенностей образовательных процессов, организационных структур вузов и

8l

задач, стоящих перед современными образовательными учреждениями, позволил выделить ряд модулей, форми-

рующих систему управленческого учета вуза (рис 1.).

Выделение модуля «Нормирование» обосновывается тем, что нормирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в вузах является основой планирования, бюджетирования, организации образовательного процесса и повышения эффективности деятель-

ности. В своей деятельности вузы используют нормативы, которые закрепляют соотношение контингента обучаемых и количества преподавателей, нормативные затраты на оказание государственной услуги по обучению одного бакалавра, магистранта, аспиранта. Эти

нормативы разрабатываются учредителем и применяются всеми вузами. В то же время действуют нормативы расходования материальных ресурсов, нормы потребления электроэнергии, водопо-требления, которые разрабатываются в вузах. Для установления норм используются процедуры суммарного (опытно-статистического) и аналитического методов. На их основе определяются реальные потребности в производимых закупках и расходах.

Планирование показателей текущего, тактического и стратегического управления предполагает разработку стратегии вуза и установление конкретных целей развития, а также установление методов достижения этих целей на основе предпланового анализа. Кроме того, исследуются альтернативные варианты необходимых работ для достижения поставленных целей, определяются ресурсные и временные характеристики этих работ, и в итоге осуществляется выбор оптимального варианта на основе заданного критерия. В соответствии с действующим законодательством [4] вузы разрабатывают планы финансово-хозяйственной деятельности,

которые отражают плановые показатели по поступлениям в разрезе субсидий на выполнение государственного задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, поступления от приносящей доход деятельности, поступлений от реализации ценных бумаг (для автономных учреждений), публичных обязательств перед физическими лицами. Плановые показатели по выплатам отражаются в разрезе следующих направлений расходов: оплаты труда и начислений на оплату труда, услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, арендной платы за пользование имуществом, услуг по содержанию имущества, прочих услуги, приобретения основных

средств, приобретения нематериальных активов, приобретения материальных запасов, приобретения ценных бумаг

(для автономных учреждений), прочих выплат. Рекомендуемый план отражает показатели по движению денежных средств в вузе. При этом не указываются планируемые доходы по методу начисления и соответственно планируемые расходы материальных запасов, начисления амортизации, то есть планируемая прибыль. Этот документ не нацеливает вузы на результат и на эффективное расходование средств. Эти задачи решаются с помощью бюджетирования.

По мнению А.Апчерч, квантифицированным планом, ориентированным на достижение целей организации, выступает бюджет. Этот документ нацелен на будущее. Результаты прошлых периодов используются в бюджетировании лишь в тех пределах, в которых они могут служить основой для прогнозов. Бюджеты разрабатываются, чтобы достичь поставленных целей, а затем оценить, насколько соотносятся фактические результаты и цели. Типичная система бюджетирования определяет сферу ответственности менеджеров и соотносит ее с определенными элементами бюджета. Выработка целей имеет и дополнительный эффект, касающийся мотивации сотрудников организации. Если цель деятельности точно установлена и задана количественно, то в большинстве случаев к ее достижению прилагается гораздо больше усилий, чем при выполнении работы, не имеющей цели [5, с. 541-545]. Внедрение модуля « Бюджетирования» в учетную практику вузов, безусловно, будет способствовать повышению эффективности их деятельности.

Действующее законодательство [2] определяет, что выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции учредителя.

Отраслевые методики калькулирования себестоимости образовательных услуг учредителем не установлены. Поэтому важно внедрить модуль, позволяющий калькулировать себестоимость образовательных услуг. Поскольку в учреждениях высшего профессионального образования образовательные услуги оказываются по единым государственным стандартам, то показатели фактической себестоимости услуг в рамках государственного задания и сверх государственного задания являются базовыми, позволяющими в конечном итоге сравнить эффективность использования ресурсов и оказывающими прямое воздействие на формирование финансового результата.

Современные вузы сталкиваются с проблемой снижения количества выпускников школ, то есть потенциальных потребителей образовательных услуг. Это ведет к расширению программ среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. Возрастает конкуренция между вузами в этом сегменте образовательных услуг. Поэтому очень важно определиться со стратегией ценообразования в вузах. При этом необходимо учесть рост тарифов на коммунальные услуги, необходимость повышения заработной платы ППС, сохранения высокого качества образовательных услуг. Наиболее применяемым методом ценообразования на образовательные услуги, научнотехническую продукцию и НИР является метод затратного ценообразования. Необходимо исследовать возможности ценообразования в вузах на основе экономической ценности и применения параметрических методов в рамках модуля «Ценообразование».

Системный учет доходов и расходов в вузах направлен на обеспечение управленцев достоверными данными на основе показателей, формируемых в рамках действующего плана счетов с использованием возможностей совре-

менных информационных систем по установлению требуемого уровня аналитичности показателей. Действующее законодательство в области организации бухгалтерского учета [2,3] предоставляет вузам широкие полномочия по установлению порядка формирования доходов от образовательных и других видов услуг (работ), классификации расходов и распределению комплексных статей расходов. Анализ действующей учетной практики свидетельствует, что вузы применяют либо равномерное начисление доходов в течение всего периода обучения, либо доходы формируются в конце учебного года на основании переводных распоряжений или приказов на отчисление по любым причинам в рамках учебного года. Если принят первый вариант начисления доходов, то соответственно и расходы списываются ежемесячно. Если установлен второй вариант, то прямые расходы распределятся между оказанными и неоказанными услугами, а накладные расходы списываются в том периоде, когда они произведены.

Формируемые в вузах регистры бухгалтерского учета отражают практически все осуществляемые операции. Но они неинформативны для специалистов в области управления, которые принимают текущие и стратегические решения. Поэтому возникает необходимость подготовки внутренней (управленческой) отчетности, которая объединяла бы планируемые и фактические показатели, данные о внутренней и внешней среде вузов в форме, удобной для управленцев. При этом внутренняя отчетность должна быть своевременной и достаточной, целесообразной и адресной, а также объективной. Процедуры формирования внутренней отчетности выделяются в отдельный модуль «Внутренняя отчетность», поскольку они являются специфическими. В то же время указанный модуль выступает в качестве основного, поскольку в рамках

всех названных модулей должна формироваться специфическая внутренняя отчетность.

Оценка деятельности вуза в целом и его структурных подразделений должна осуществляться исходя из того, насколько его текущая деятельность направлена на достижение стратегических целей, в какой степени эффективна деятельность каждого подразделения в отдельности и высшего учебного заведения в целом. Такая оценка может осуществляться на основе финансовых и нефинансовых показателей. Зарубежный опыт организации управленческого учета свидетельствует, что внедрение системы сбалансированных показателей позволяет перейти от целей и стратегии организации к совокупности согласованных показателей, которые указывают направления реализации стратегии. Система сбалансированных оценочных показателей ориентирована на достижение не только финансовых, но и нефинансовых показателей, которые оказывают существенное влияние на финансовые показатели. Система сбалансированных оценочных показателей позволяет оценить деятельность организации главным образом по четырем аспектам: финансовому; работе с клиентами; внутренним бизнес-процессам; возможностям развития и роста [15, с. 551]. Разработка и внедрение такого модуля в системе управленческого учета вуза позволят учесть в оценке их деятельности произошедшие изменения в юридическом статусе и обеспечить эффективное развитие образовательных учреждений.

В отдельный модуль «Информационное обеспечение управленческих решений по инвестициям и финансовым вложениям» объединяются процедуры, позволяющие обеспечить информацией для принятия управленческих решений по инвестициям и финансовым вложениям, поскольку в вузах активно развивается инвестиционная и финансовая (в

автономных учреждениях) деятельность. Университеты расширяются путем строительства дополнительных учебных корпусов и лабораторий, улучшаются условия проживания студентов путем строительства комфортабельных общежитий, реконструируются и перепрофилируются неиспользуемые помещения. Указанные операции финансируются за счет инвестиционных субсидий и прибыли вузов. При этом очень важно, чтобы средства, выделяемые учредителем или университетом, расходовались эффективно, инвестиционные проекты реализовывались своевременно, строительно-монтажные работы осуществлялись качественно. Поэтому необходимо обеспечить процесс принятия инвестиционных решений своевременной и достоверной информацией о качестве инвестиционных проектов, о ходе их реализации и о достижении конечного результата, предусмотренного инвестиционным проектом, в запланированные сроки. В состав методов и процедур данного модуля могут включаться следующие: капитальное бюджетирование, дисконтирование денежных потоков, анализ чувствительности, расчет периода окупаемости и учетной нормы прибыли.

Автономные учреждения аккумулируют на своих расчетных счетах значительные средства, поскольку студенты или лица, оплачивающие их обучение, вносят оплату авансом за год или за семестр. Расходование этих средств осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и, как правило, равномерно. Поэтому значительные финансовые ресурсы могут быть использованы для краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов. Это позволит получить дополнительные средства для развития и улучшения качества образовательного процесса. В этих условиях для управленцев очень важно обладать достоверной и своевременной информацией о

возможных рисках, возникающих в процессе финансовой деятельности, о ее эффективности.

Таким образом, в ходе данного исследования выработаны методические подходы к формированию системы управленческого учета в вузах на модульной основе, которые могут быть использованы в учетной практике современных вузов. Количество и содержание внедряемых модулей определяются внешними и внутренними условиями функционирования вузов, а также задачами, которые стоят перед ними.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 7-ФЗ от

12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (с изменениями на 16.11.2011 г.) (редакция, действующая с 01.01.2012 г.). [Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант

Плюс».

2. Приказ Министерства Финансов РФ

от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов

управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 № 19452). [Электронный ресурс]. - Электронноправовая система «Консультант Плюс».

3. Приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 № 19669). [Электронный ресурс]. - Электронноправовая система «Консультант Плюс»

4. Приказ Минфина России от 28.07. 2010 г. № 81 «О требованиях к плану финансово-хозяйственной дея-

тельности государственного (муниципального) учреждения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 23.09.2010 № 18530).[Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант Плюс»

5. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 952 с.

6.Аткинсон Э.А., Банкер Р.Д., Каплан Р.С., Янг М.С. Управленческий учет, 3-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 880 с.

7.Басалаева Е.В. Методология управленческого учета в образовании как ключ к повышению эффективности образовательных услуг // Вестник Высшей школы, 2012, № 6, С.67-72

8.Вахрушева О.Б. Понятие и содержание системы управленческого учета// РИСК, 2012, № 2, С. 366-372

9.Гаррисон Р., Норин Э., Брюэр П. Управленческий учет. 12-изд./ Пер. с англ. под ред. М.А. Карлика. - СПб.: Питер, 2010. - 592 с.

10. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр, 2008. - 574 с.

11. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 496 с.

12.Торхова А.Н. Информационно-

аналитическая система управленческого учета в вузе// Международный бухгалтерский учет, 2012, № 6, С.27-33.

13. Управленческий учет и внутренний контроль в коммерческих организациях: состояние и перспективы развития: монография; под ред. Н.Т. Лабынцева. -М.: Финансы и статистика, 2011. - 304 с.

14. Управленческий учет: учебник/ под ред. проф. Я.В. Соколова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 720 с.

15.Хонгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 1008 с.

Bibliographic list

1. The federal law of No. 7-Federal Law from 12.01.1996. «About the noncommercial organizations» (with changes for

16.11.2011) (the edition operating since

01.01.2012). [Electronic resource]. - Electronic and legal system «Adviser Plus».

2. The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 01.12.2010 No. 157н «About the statement of the Unified plan of accounts of accounting for bodies of the government (state authorities), bodies of local self-government, governing bodies the state off-budget funds, the state academies of Sciences, the public (municipal) institutions and the Instruction on its application» (It is registered in Ministry of Justice of the Russian Federation of

30.12.2010 No. 19452). [Electronic resource]. - Electronic and legal system «Adviser Plus».

3. The order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 16.12.2010 No. 174н «About the statement of Book of accounts of accounting of the budgetary establishments and the Instruction on its application» (It is registered in Ministry of Justice of the Russian Federation of

02.02.2011 No. 19669). [Electronic resource]. - Electronic and legal system «Adviser Plus»

4. Order of the Ministry of Finance of Russia from 28.07. 2010 of No. 81 «About requirements to the plan of financial and economic activity of the public (municipal) institution» (No. 18530 is registered in Ministry of Justice of the Russian Federation from 23.09.2010). [Electronic resource]. - Electronic and legal system «Adviser Plus»

5. Apcherch A. Management accounting: principles and practice: The lane with English / Under the editorship of

Ya.V.Sokolova, I.A.Smirnova. - M: Finance and statistics, 2002. - 952 pages.

6. Atkinson E.A., Banker of River of, Kaplan R. S., Young M. S. Management accounting, 3rd edition.: The lane with English - M: Williams publishing house, 2007.

- 880 pages.

7. Basalayeva E.V. Methodology of management accounting in education as a key to increase of efficiency of educational services//the Messenger of the Higher school, 2012, No. 6, Page 67-72

8. Vakhrushev O. B. Concept and maintenance of system of management account-ing//RISK, 2012, No. 2, Page 366-372

9. Garrison R., Noreen E., Brewer P. Management accounting. 12-izd./the Lane with English under the editorship of M.A.Karlika. - SPb.: St. Petersburg, 2010.

- 592 pages.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ivashkevich V. B. Accounting management accounting: textbook. - 2nd prod., reslave. and additional - M: Master, 2008.

- 574 pages.

11. Sokolov Ya.V. Bases of the theory of accounting. - M: Finance and statistics, 2000. - 496 pages.

12. Torkhova A.N. Information and analytical system of management accounting in higher education institution//the International accounting, 2012, No. 6, Page 27-33.

13. Management accounting and internal control in the commercial organizations: condition and development prospects: monograph; under the editorship of N.T.Labyntsev. - M: Finance and statistics, 2011. - 304 pages.

14. Management accounting: the textbook / under the editorship of prof. Ya.V. Sokolova. - M: Master: INFRA-M, 2011. - 720 pages.

15. Hongren Ch., Foster Dzh., Tatars ffl. Management accounting, 10th prod. / The lane with English - SPb.: St. Petersburg, 2007. - 1008 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.