Научная статья на тему 'О формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов медицинских вузов'

О формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / MEDICAL STUDENTS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH STATUS / ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ / NUTRITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапонова Евгения Дмитриевна, Адарченкова А.В., Пазова А.А., Абаева А.А.

Рассматривается проблема практического внедрения компетентностного подхода в учебный процесс медицинских образовательных организаций. Особое значение для формирования медико-профилактических компетенций у врачей всех специальностей приобретает курс гигиены, поскольку затрагивает значительное количество вопросов, касающихся сохранения и укрепления не только общественного, но и личного здоровья. Цель работы анализ научно-исследовательской деятельности студентов медицинских вузов с позиций формирования у них здоровьесберегающих компетенций. Проведено анкетирование 677 студентов медицинских вузов Москвы по различным аспектам их образа жизни с использованием Google Формы для онлайн-опроса. Работа по принципу «равный -равному», когда студенты проводят такие исследования среди своих коллег по учебе, психологически более комфортна для молодежи. Самостоятельное проведение студентами полного цикла научного исследования один из способов формирования компетенций, необходимых будущему врачу. Согласованность результатов, полученных в студенческих исследовательских работах, с данными других авторов дает основание к пересмотру ряда учебных программ высшего медицинского образования с целью наполнения их практическим содержанием, способствующим формированию медико-профилактических компетенций у врачей всех специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапонова Евгения Дмитриевна, Адарченкова А.В., Пазова А.А., Абаева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCES OF MEDICAL STUDENTS

The article deals with the practical implementation of competence approach in the educational process of medical educational institutions. The course of hygiene is of particular importance for the formation of medical and preventive competences of physicians of all specialties, as it affects a significant number of issues relating to the conservation and strengthening of public and personal health. The aim of this work is to analyze the research activities of medical students from the standpoint of forming of their health saving competence. Survey of 677 medical students of Moscow on various aspects of their lifestyle was conducted with the use of Google online survey forms. Work on the principle «equal to equal», when students conduct such research among their colleagues, is psychologically more comfortable for young people. Independent carrying out by students of a full cycle of scientific research is one of the ways to form the competences necessary for a future doctor. The consistency of the results obtained in a student research papers with those of other authors gives grounds for revising the number of training programs of higher medical education in order to fill them with practical content, contributing to the formation of medical and preventive competences of physicians of all specialties.

Текст научной работы на тему «О формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов медицинских вузов»

22

ЗНивО

май № (302)

© Лапонова Е.Д., Адарченкова А.В., Пазова А.А., Абаева А.А., 2018 УДК 613.956

О ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Е.Д. Лапонова1, А.В. Адарченкова1, А.А. Пазова1, А.А. Абаева2

1ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, ул. Островитянова, 1, г. Москва, 117997, Россия

2ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, ул. Делегатская, 20, стр. 1, г. Москва, 127473, Россия

Рассматривается проблема практического внедрения компетентностного подхода в учебный процесс медицинских образовательных организаций. Особое значение для формирования медико-профилактических компетенций у врачей всех специальностей приобретает курс гигиены, поскольку затрагивает значительное количество вопросов, касающихся сохранения и укрепления не только общественного, но и личного здоровья.

Цель работы - анализ научно-исследовательской деятельности студентов медицинских вузов с позиций формирования у них здоровьесберегающих компетенций.

Проведено анкетирование 677 студентов медицинских вузов Москвы по различным аспектам их образа жизни с использованием Google Формы для онлайн-опроса. Работа по принципу «равный -равному», когда студенты проводят такие исследования среди своих коллег по учебе, психологически более комфортна для молодежи. Самостоятельное проведение студентами полного цикла научного исследования - один из способов формирования компетенций, необходимых будущему врачу.

Согласованность результатов, полученных в студенческих исследовательских работах, с данными других авторов дает основание к пересмотру ряда учебных программ высшего медицинского образования с целью наполнения их практическим содержанием, способствующим формированию медико-профилактических компетенций у врачей всех специальностей. Ключевые слова: студенты медицинских вузов; компетентностный подход; состояние здоровья; организация питания.

E.D. Laponova, A.V. Adarchenkova, A.A. Pazova, A.A. Abaeva □ ON THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCES OF MEDICAL STUDENTS □ Pirogov Russian National Research Medical University, 1, Ostrovityanova str., Moscow, 117997, Russia; Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov, 20, bld. 1, Delegatskaya str., Moscow, 127473, Russia.

The article deals with the practical implementation of competence approach in the educational process of medical educational institutions. The course of hygiene is of particular importance for the formation of medical and preventive competences of physicians of all specialties, as it affects a significant number of issues relating to the conservation and strengthening of public and personal health. The aim of this work is to analyze the research activities of medical students from the standpoint of forming of their health saving competence.

Survey of 677 medical students of Moscow on various aspects of their lifestyle was conducted with the use ofGoogle online survey forms. Work on the principle «equal to equal», when students conduct such research among their colleagues, is psychologically more comfortable for young people. Independent carrying out by students of a full cycle of scientific research is one of the ways to form the competences necessary for a future doctor. The consistency of the results obtained in a student research papers with those of other authors gives grounds for revising the number of training programs of higher medical education in order to fill them with practical content, contributing to the formation of medical and preventive competences of physicians of all specialties.

Key words: medical students; competence approach; health status; nutrition.

Результатом подписания Россией Болон-ской декларации [4] стало активное внедрение компетентностного подхода на всех ступенях образования, в том числе и в высшей школе. Это обусловлено необходимостью интеграции студентов в международное образовательное пространство, существенным увеличением темпов обновления научных знаний, потребностью развития навыка их эффективного, в том числе и самостоятельного мотивированного освоения.

Интегрируя материалы, приведенные разными авторами [1, 2, 14-16], можно сделать вывод, что компетентность - это сложное понятие, включающее в себя достаточный объем знаний, умений и навыков, в совокупности с личностным отношением к предмету деятель-

ности позволяющее специалисту принимать решения и нести за них ответственность в своей профессиональной области. Необходимо отметить, что в настоящее время организации высшего образования получили заказ на формирование по итогам обучения зрелого специалиста как в профессиональном, так и в личностном плане.

Однако существует ряд проблем в практическом внедрении компетентностного подхода в высшей школе, связанных, прежде всего, с необходимостью определения наиболее значимых компетенций в рамках изучения того или иного курса, изменения методов работы преподавательского состава, а также способов оценки полученных результатов.

МАЙ HOC (302)

ЗНиСО

23

^р В деятельности медицинских образователь-сэ ных организаций особое значение приобретает формирование медико-профилактических ком-сэ петенций у врачей всех специальностей. По ^^ мнению ряда авторов, «культура здоровья сту-рз дентов - это сложное, многомерное социальное явление, характеризующее степень развития системы формирования позитивных ценностей |—Н у молодежи» [3, 6-8, 13]. Овладение же профессией врача предполагает ответственное от-_ ношение к собственному здоровью, физиче-=1 скую и психологическую устойчивость к стрес-^г согенным факторам, а также неукоснительное следование принципу «начни с себя», глубокое 1— понимание здоровья как высшей ценности. Именно эти аспекты будут служить мерой профессиональной и личностной компетенции в вопросах здоровьесбережения.

Анализ опубликованных работ по данному вопросу позволяет разделить их на три основных направления: формирование здоровьесбере-гающих компетенций и здоровьесберегающего пространства в вузе [1, 5, 15], состояние здоровья студентов и оценка качества их жизни [6, 8, 9, 11, 12], а также субъективная оценка студентами состояния своего здоровья [7, 13, 17]. Однако вопросам здоровьесберегающей направленности непосредственно содержания и организации учебной деятельности в вузе не уделено достаточного внимания. Настораживает тот факт, что основным источником информации о здоровом образе жизни для студентов являются средства массовой информации: газеты, теле- и радиорепортажи (46 %). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, материалов лекций и семинаров вуза

(14 %) [8].

На наш взгляд, одним из наиболее перспективных курсов для формирования у студентов медицинских вузов ценностного отношения к собственному здоровью является курс гигиены. В рамках изучения модулей гигиены питания, труда, детей и подростков, коммунальной гигиены затрагивается значительное количество вопросов, касающихся сохранения и укрепления не только общественного, но и личного здоровья. Зачастую возникающий диссонанс между тем, как должно быть (согласно нормативным документам), и тем, как в реальных условиях решаются многие вопросы гигиенической направленности, побуждает студентов проводить собственные научно-исследовательские работы, анализировать причины сложившейся ситуации. Особенно важной является поддержка такой инициативы преподавателями, имеющими опыт не только педагогической, но и научно-исследовательской деятельности.

Цель исследования - анализ научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов с позиций формирования у них здоровь-есберегающих компетенций.

Материалы и методы. Проведено анкетирование 677 студентов (565 девушек и 112 юношей) медицинских вузов Москвы (РНИМУ, МГМУ, МГМСУ, РУДН) по различным аспектам их образа жизни. Для изучения вопросов организации питания студентами был разрабо-

тан специальный опросник. Технической базой исследования стало использование Google Формы для онлайн-анкетирования, в котором приняли участие 487 студентов 1-4-х курсов разных факультетов. Среди них были представители 4-го курса - 28,3 %, 3-го курса - 27,3 %, 2-го - 22,2 % и 1-го курса - 16,2 %, из которых подавляющее большинство являются студентами РНИМУ им. Н.И. Пирогова (81,4 %), лечебного (76,5 %) и педиатрического (17,6 %) факультетов. Средний возраст респондентов составил 21 год.

Кроме того, 190 студентов 3-го курса РНИМУ им. Н.И. Пирогова прошли дополнительное углубленное анкетирование, касающееся некоторых аспектов их образа жизни. Опрашиваемые были ознакомлены с правилами проведения анкетирования, дали согласие на участие в опросе, а также обработку полученных данных.

Первоочередной проблемой, наиболее остро волнующей современных студентов медицинских вузов, является проблема организации питания. В связи с этим первый блок вопросов был посвящен вопросам питания (режим питания, предпочтения в еде, критерии выбора продуктов).

Второй блок анкетирования включал вопросы, связанные с состоянием здоровья. Вопросы касались как оценки своего здоровья в целом, так и наличия жалоб на головную боль, боли в спине, животе, раздражительность, плохое настроение, ощущение беспокойства. Кроме того, были получены данные о продолжительности ночного сна в учебные и выходные дни и степени удовлетворенности жизнью.

Студентами была сформирована база данных и проанализированы полученные материалы.

Результаты исследования. Анализ организации питания показал, что количество приемов пищи у 33,3 ± 3,7 % опрошенных составляет не более 2 раз в день, 42,2 ± 3,4 % - 3 раза, 15,7 ± 4,2 % - более 3 раз. Только 1 раз в день принимают пищу 8,8 ± 4,3 % студентов. Среднее время между приемами пищи составило 6,5 часов, что не соответствует принципам рационального питания [10]. О серьезных нарушениях в режиме питания студентов сообщают и другие авторы [7, 9, 11]. Одной из весомых причин такой ситуации является расписание учебного дня студентов, составленное без учета времени, необходимого для приема пищи (табл. 1).

Таблица 1. Фрагмент расписания занятий студентов 3-го курса медицинского вуза

Table 1. Fragment of thie schedule of medical students of the 3rd year of study

Время Предмет

8.30-11.10 Патофизиология

ПЕРЕРЫВ - 10 минут

11.20-13.00 1 Топографическая анатомия и опх

ПЕРЕРЫВ - 10 минут

13.10-14.50 Основы функциональной диагностики

ПЕРЕРЫВ - 10 минут

15.00-16.40 Лекция (основы функциональной диагностики)

24

ЗНиСО

май Ht (302)

Представленный фрагмент расписания занятий студентов 3-го курса медицинского вуза наглядно демонстрирует тот факт, что времени на полноценный прием пищи в рамках учебного дня не предусмотрено. Таким образом, в сознании студентов формируется некое противоречие между тем, чему их учат (режим питания - одна из важнейших составляющих понятия рациональной организации питания), и теми условиями, в которых они пребывают. Сможет ли врач, не имеющий привычки питаться рационально, учить этому своих будущих пациентов? На наш взгляд, это принципиальный вопрос, касающийся формирования здоровьесберегаю-щих компетенций будущего специалиста.

Выявлено, что на завтрак наиболее предпочитаемыми блюдами являются каши (43,1 ± 3,4 %) и хлебобулочные изделия (42,2 ± 3,4 %); на обед - мясные блюда (48 ± 3,3 %), а также легкий перекус в связи с отсутствием времени на полноценный обед (42,2 ± 3,4 %), что нарушает условия рационального питания; на ужин - горячие блюда (74,5 ± 2,3 %). При оценке рациона питания студентов было отмечено сниженное потребление фруктов и овощей, что может способствовать развитию гиповитаминозов, снижению работоспособности и реактивности организма [9, 10]. Настораживает тот факт, что у подавляющего числа респондентов - будущих врачей приоритетную роль в выборе продуктов питания играют вкусовые качества. Так, при выборе еды лидирующими факторами стали вкусовые качества блюд (82,4 ± 1,9 %), стоимость продуктов (54,9 ± 3,0 %), на питательную ценность употребляемой пищи обращают внимание менее половины опрошенных (45,1 ± 3,4 %). Установлено, что при оценке своего питания 52,0 ± 3,1 % респондентов не расценивают его как здоровое, а 44,1 ± 3,4 % - оценили как здоровое с небольшими нарушениями.

Это дает основание обратить особое внимание на изучение данного вопроса не только в рамках курса гигиены, но и в рамках клинических дисциплин.

Хронические заболевания имеются у 32,0 ± 3,7 % опрошенных, среди которых ведущую позицию занял гастрит (62,8 ± 2,8 %), 6,0 ± 4,4 % студентов уже имеют повышенный уровень холестерина и 4,0 ± 4,5 % - повышенное артериальное давление. Следует отметить, что 14,7 ± 4,2 % респондентов страдают избыточной массой тела, но не считают нужным решать эту проблему.

Еженедельно плохое самочувствие отмечают 45,0 ± 5,5 % студентов, 40,0 ± 5,7 % - головные боли, 55,0 ± 4,9 % - раздражительность и плохое настроение, 44,0 ± 5,5 % - ощущение беспокойства. Около четверти опрошенных сообщают о болях в животе (22,0 ± 6,5 %), спине (20,0 ± 6,6 %), бессоннице (21,0 ± 6,5 %) и головокружениях (22,0 ± 6,4 %). При этом подавляющее большинство студентов находятся в состоянии дефицита сна в учебные дни - менее 8 часов спят 47,0 ± 5,4 % опрошенных, менее 5 часов - 42,0 ± 5,6 %. Вместе с тем большинство

респондентов оценивают свое здоровье как хорошее (55,0 ± 5,0 %) и удовлетворительное (37,0 ± 5,9 %) и в значительной степени довольны своей жизнью (47,0 ± 5,3 %), что наряду с большим количеством жалоб со стороны здоровья свидетельствует о несформированности у них здоровьесберегающих компетенций будущих врачей. Аналогичные проблемы выявлены и в исследованиях других авторов [7-9, 11, 13, 17].

Заключение. Проведение подобных опросов в разных формах, в том числе и привлекательной для молодежи онлайн-версии, важно с тех позиций, что, отвечая на поставленный вопрос, молодой человек обратит внимание на ту или иную проблему, касающуюся собственного здоровья.

Работа по принципу «равный - равному», когда студенты проводят такие исследования среди своих коллег по учебе, психологически более комфортна для молодежи и не вызывает отторжения навязанного мнения старших. Это крайне важно для формирования осознанного отношения к собственному здоровью. Врач, придерживающийся принципов здорового образа жизни, имеет все основания обучать им своих пациентов.

Самостоятельное проведение студентами полного цикла научного исследования (идея -инициатива - формирование опросника - разработка механизма анкетирования - выбор контингента - проведение анкетирования -сбор и обработка первичного материала - анализ результатов исследования) дает основание считать такую форму деятельности одним из способов формирования компетенций, необходимых будущему врачу.

Согласованность результатов, полученных в студенческих исследовательских работах, с данными других авторов свидетельствует о крайней актуальности обсуждаемой проблемы и дает основание к пересмотру ряда учебных программ высшего медицинского образования с целью наполнения их практическим содержанием, способствующим формированию медико-профилактических компетенций у врачей всех специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова Ю.Г. Критерии и уровни сформированно-сти здоровьесберегающей компетентности будущего педагога // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 9 (197). С. 3-7.

2. Андриенко Н.К. Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов в вузе // Перспективы науки. 2017. № 9 (96). С. 75-78.

3. Бартенева И.О. Формирование культуры здоровьес-бережения в условиях образовательного пространства учебного заведения медицинского профиля / Научн. ред. Ю.В. Мамченко // Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. 2016. С. 32-36.

4. Болонская декларация: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.edu.ru/information/legal/law/ inter/bologna/ (дата обращения: 17.04.2018).

5. Гатиятуллина Л. Л. Здоровьесберегающее пространство в медицинских образовательных организациях // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 1. С. 110116.

6. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М. и др.

Здоровье студентов как прогностическая модель здо-

МАЙ №5 (302)

ЗНивО

25

ровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 34-41.

7. Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Веневцева Н.В. и др.

Особенности отношения студентов-медиков к своему здоровью // Научный альманах. 2015. № 1 (3). С. 99103.

8. Красноруцкая О.Н., Зуйкова А.А., Петрова Т.Н.

Актуальные проблемы здоровья студентов медицинского вуза и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. ХХ. № 2. С. 453-456.

9. Красноруцкая О.Н., Петрова Т.Н., Зуйкова А.А. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза с учетом их образа жизни // Перспективы науки. 2011. № 8 (23). С. 28-30.

10. Кучма В.Р., Блинова Е.Г., Оглезнев Г.А. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса студента: монография. Омск: издат. Ом-ГМА, 2007. 172 с.

11. Малащенкова А.В., Макарова А.Ю. Оценка качества жизни студентов медицинского вуза // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 47-51.

12. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А.

Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2. С. 193-197.

13. Молчанова Е.В., Базарова Е.Н. Результаты социологического опроса студентов-медиков «Здоровье и здоровый образ жизни» // Перспективы и темпы научного развития. 2013. № 1. С. 82-84.

14. Николаев В.А. Реализация компетентностного подхода в учебном процессе вуза // Высшее образование сегодня. 2012. № 10. С. 4-9.

15. Романова Л.В., Кремнева Г.М., Литвиненко И.Л. и др. Формирование у студентов медицинских образовательных учреждений ответственного отношения к здоровью как общественной ценности и профессиональной компетенции // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. № 2-3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23952 (дата обращения: 17.04.2018).

16. Русина Н.А., Алексеева С.В. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание НГМУ. 2008. № 2: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=231 (дата обращения: 17.04.2018).

17. Сухинин А.А., Горбов Л.В., Богрова М.И. и др. Субъективная оценка состояния здоровья студентами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 9. С. 79-82.

REFERENCES

1. Abakumova Yu.G. Kriterii i urovni sformirovannosti zdo-rov'esberegayushchej kompetentnosti budushchego pedago-ga [Criteria and levels of formation of health-competence of a future teacher]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2016, no. 9(197), pp. 3-7. (In Russ.)

2. Andrienko N.K. Sovremennye podhody k organizatsii samostoyatel'noj raboty studentov v vuze [Modern approaches to the organization of independent work of students in high school]. Perspektivy nauki, 2017, no. 9(96), pp. 75-78. (In Russ.)

3. Barteneva I.O. Formirovanie kul'tury zdorov'esberezheniya v usloviyakh obrazovatel'nogo prostranstva uchebnogo zavedeniya meditsinskogo profilya [Formation of a culture of health saving in the educational space of the medical school]. Scientific editor Yu.V. Mamchenko. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii: sbornik nauchnykh trudov, 2016, pp. 32-36. (In Russ.)

4. Bolonskaya deklaratsiya [Bologna declaration]. Available at: http://russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/ (accessed 17.04.2018). (In Russ.)

5. Gatiyatullina L.L. Zdorov'esberegayushchee prostranstvo v meditsinskikh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Health-saving space in medical educational organizations]. Kazan-skij meditsinskij zhurnal, 2018, vol. 99, no.1, pp. 110-116. (In Russ.)

6. Zhukova T.V., Gorbacheva N.A., Kharagurgieva I.M. et al. Zdorov'e studentov kak prognosticheskaya model' zdo-rov'ya natsii [Health of students as a prognostic model of the nation's health]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2018, no. 4 (301), pp. 34-41. (In Russ.)

7. Kondusova Yu.V., Kryuchkova A.V., Venevtseva N.V. et al. Osobennosti otnosheniya studentov-medikov k svoemu zdo-rov'yu [Features of the attitude of medical students to their health]. Nauchnyj al'manakh, 2015, no. 1(3), pp. 99-103. (In Russ.)

8. Krasnorutskaya O.N., Zujkova A.A., Petrova T.N. Aktu-al'nye problemy zdorov'ya studentov meditsinskogo vuza i puti ih resheniya [Relevant health problems of medical students and ways of their solving]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologij, 2013, vol. XX, no. 2, pp. 453-456. (In Russ.)

9. Krasnorutskaya O.N., Petrova T.N., Zujkova A.A. Otsenka fakticheskogo pitaniya studentov meditsinskogo vuza s uchetom ih obraza zhizni [Assessment of the nutrition of medical students with regard to their way of life]. Perspektivy nauki, 2011, no. 8(23), pp. 28-30. (In Russ.)

10. Kuchma V.R., Blinova E.G., Ogleznev G.A. Osnovy ra-tsional'nogo pitaniya i gigienicheskaya otsenka pishche-vogo statusa studenta: Monografiya [Fundamentals of rational nutrition and hygienic assessment of student's nutritional status: monograph]. Omsk: OSMU Publ., 2007, 172 p. (In Russ.)

11. Malashchenkova A.V., Makarova A.Yu. Otsenka kachestva zhizni studentov meditsinskogo vuza [Assessment of the quality of life of medical students]. Voprosy shkol'noj i universitetskoj meditsiny i zdorov'ya, 2017, no. 3, pp. 4751. (In Russ.)

12. Meermanova I.B., Kojgel'dinova Sh.S., Ibraev S.A. So-stoyanie zdorov'ya studentov, obuchayushchihsya v vys-shikh uchebnykh zavedeniyakh [State of health of students studying in higher educational institutions]. Mezhdunarod-nyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij, 2017, no. 2, pp. 193-197. (In Russ.)

13. Molchanova E.V., Bazarova E.N. Rezul'taty sociologi-cheskogo oprosa studentov-medikov «Zdorov'e i zdorovyj obraz zhizni» [Results of sociological survey of medical students «Health and healthy lifestyle»]. Perspektivy i tem-py nauchnogo razvitiya, 2013, no. 1, pp. 82-84. (In Russ.)

14. Nikolaev V.A. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v uchebnom processe vuza [Realization of competence approach in educational process of higher educational institution]. Vysshee obrazovanie segodnya, 2012, no. 10, pp. 49. (In Russ.)

15. Romanova L.V., Kremneva G.M., Litvinenko I.L. et al. Formirovanie u studentov meditsinskikh obrazovatel'nykh uchrezhdenij otvetstvennogo otnosheniya k zdorov'yu kak obshchestvennoj cennosti i professional'noj kompetentsii [Formation of responsible attitude to health as a social value and professional competence of students of medical educational institutions]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: elektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, no. 2-3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view7id =23952 (accessed 17.04.2018). (In Russ.)

16. Rusina N.A. Alekseeva S.V. Kompetentnostnyj podkhod v deyatel'nosti vracha-prepodavatelya [Competence-based approach in the activities of a physician-teacher]. Med-itsina i obrazovanie v Sibiri: setevoe nauchnoe izdanie NGMU, 2008, no. 2. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/ article/pdf.php?id=231 (accessed 17.04.2018). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Sukhinin A.A., Gorbov L.V., Bogrova M.I. et al. Subjek-tivnaya otsenka sostoyaniya zdorov'ya studentami [Subjective assessment of students' health]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij, 2017, no. 9, pp.79-82. (In Russ.)

Контактная информация:

Лапонова Евгения Дмитриевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гигиены ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

e-mail: laponova_ed@mail.ru.

Contact information:

Laponova Evgeniya, Candidate of Medical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Hygiene, Pirogov Russian National Research Medical University e-mail: laponova_ed@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.