Научная статья на тему 'О формировании юридического дискурса студентов дистанционной формы обучения'

О формировании юридического дискурса студентов дистанционной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ЮРИДИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DISCOURSE / JURIDICAL DISCOURSE / LANGUAGE FOR SPECIAL PURPOSES / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кубиц Галина Васильевна

Рассматривается проблема формирования юридического дискурса у студентов-юристов дистанционной формы обучения. Утверждается значимость коммуникативной деятельности преподавателя для успешного решения профессиональных задач становления языковой личности юриста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кубиц Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Legal Discourse Formation in Distance Learning

The problem of legal discourse formation among distance learning law students is discussed. The significance of the teacher’s communicative activity in the professional formation of lawyer’s linguistic identity is stated.

Текст научной работы на тему «О формировании юридического дискурса студентов дистанционной формы обучения»

Я - экскурсовод-организатор (или я - экскурсовод, потому что я обеспечиваю (безопасное) функционирование группы туристов)

Обратите внимание друг на друга, посмотрите внимательно. Запомнили соседей, если при посадке кого-то не будет, вы мне потом скажите.

Дружно смотрим друг на друга! Все на месте?

В данной модели мы наблюдаем не только универсальный идентифицирующий типаж, но и индивидуальные разновидности «Я - экскурсовод, заботящийся об экскурсантах» и «Я -экскурсовод-хозяин, принимающий гостей»:

Там жарковато, берите головной убор.

Итак, уважаемые гости, мы остановку сделали около одного из самых высоких зданий нашего города.

Я - экскурсовод-представитель туристической фирмы. В рамках данной модели экскурсовод осуществляет рекламную деятельность:

Наша туристическая фирма...

Я - экскурсовод-патриот (или я экскурсовод, потому что я люблю то, о чем рассказываю):

И справа снова наше любимое черное море...

А сейчас мы сворачиваем, уважаемые гости, на улицу Театральную, и буквально через несколько секунд мы с вами увидим одно из самых красивых зданий города: без сомнения, это гордость Сочи - Зимний театр.

Я - экскурсовод-шутник (или я экскурсовод, потому что я развлекаю туристов). Данная модель реализуется не на лексико-семантическом уровне, а на уровне жанра - либо байки,

анекдота, либо «местного шуточного колорита»:

Как называется варенье из абрикосов? Правильно, абрикосовое. А как называется варенье из яблок? Правильно, яблочное. А варенье из фейхоа? ... А ведь в наших местах действительно растет этот тропический фрукт.

Итак, проведенный анализ показывает, что профессионал-экскурсовод идентифицирует себя в моделях социально-профессионального уровня самоидентификации, которые в основном формируют инвариант профессиональной модели, могут варьироваться и в целом вербализуются как на лексико-семантическом, так и на прагматическом уровнях.

Список литературы

1. Азначеева, Е. Н. Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире: коллект. моногр. / под ред. Е. Н. Азначеевой. Челябинск, 2012. 232 с.

2. Жаркова, У. А. Профессиональная языковая личность экскурсовода: дискурсивный аспект // Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире: коллект. моногр. Челябинск, 2012. С.109-132.

3. Смирнова, А. Г. Идентичность в меняющемся мире : учеб. пособие / А. Г. Смирнова, И. Ю. Киселев. Ярославль, 2002. 300 с.

4. Щербаков, М. А. Модель уровней самоидентификации личностей [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ipd.ru/articles/ident_ar-йс1е^Ыт1.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 86-89.

Г. В. Кубиц

О ФОРМИРОВАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема формирования юридического дискурса у студентов-юристов дистанционной формы обучения. Утверждается значимость коммуникативной деятельности преподавателя для успешного решения профессиональных задач становления языковой личности юриста

Ключевые слова: дискурс, юридический дискурс, специальный язык, языковое сознание, языковая компетентность.

При обучении любой специальности, а в нашем случае - юридической, главной задачей является становление профессиональной языковой личности, владеющей коммуникативной компетентностью, что и является конечной целью обучения юриста. Важнейшую роль в этом выполняет юридический дискурс. Несмотря на значительные достижения в области теории дискурса, этому явлению уделяют недостаточно внимания в практике обучения юристов при дистанционной форме обучения.

Юридический дискурс - это совокупность юридических текстов (устных или письменных), отражающих намерения специалиста. оперирующего специальными понятиями, применяемыми в пределах профессиональной сферы. Таким образом, тексты юридических документов - главная составляющая юридического дискурса. Этот дискурс отличается вариативностью, в нем применяется специальный язык, оказывающий определенное воздействие на адресата. Специальный язык необходим, чтобы донести информацию в специфической области знаний и достигнуть нужного эффекта. Именно овладение специальным языком выходит на первый план при подготовке спе-циалиста-юриста.

В связи с развитием дистанционной формы обучения юридической специальности, на наш взгляд, возникают проблемы коммуникативной подготовки юристов-профессионалов. Повседневная деятельность юриста связана с общением в профессиональной сфере, а дистанционная форма образования не дает возможности в полной мере овладеть языковой профессиональной компетенцией. Другой важной проблемой является профессионализм преподавателя. Можно согласиться с мнением Е. И. Черкашиной, что иногда профессиональная квалификация преподавателя «не соответствует требованиям, предъявляемым обществом, поскольку у него не сформированы специальные <...> компетенции, способные обеспечить эффективность профессионально-педагогической деятельности в области профессионально направленного обучения» [3. С. 58]. При этом задача вуза - выпустить конкурентно способного специалиста, сформировать мировоззрение и профессиональную картину мира будущего юриста.

С развитием дистанционной формы обучения модифицируется роль современного преподавателя, который должен не только обладать знаниями в сфере информационных

технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности, тем самым направлять развитие личности студента на формирование коммуникативной компетенции. Результативность профессиональной деятельности преподавателя дистанционной формы обучения зависит не только от знания своего предмета обучения, но и в значительной степени от его специальной педагогической подготовки. Таким образом, необходим пересмотр устоявшихся организационных форм учебной работы преподавателя, то есть отход от традиционных занятий с использованием только объяснительного метода обучения. Придание самостоятельным заданиям творческого характера даст возможность избежать стереотипов, плагиата, позволит раскрыть способности и индивидуальность каждого студента. Это, на наш взгляд, приведет к созданию новой образовательной атмосферы и будет способствоватьформированию профессиональной языковой личности юриста.

Следующей причиной недостаточного уровня сформированности юридического дискурса у студентов дистанционной формы обучения является отсутствие систематического погружения в профессиональную учебную среду, как это происходит при системе очного обучения. При дистанционной форме обучения студент сам дозирует время на свое обучение (большее или меньшее). Поскольку обучение проводится при помощи информационных технологий и непосредственное общение преподавателя со студентами не предусмотрено, исключается сама возможность корректировки языковых ошибок в устной речи студентов.

Важной проблемой, затрудняющей формирование юридического дискурса, считаем также то, что контрольные задания выполняются, как правило, в виде тестов, в которых студент реализует себя лишь на уровне фиксации своих знаний - скупо, немногословно, что противоречит языковой подготовке юриста. Для современного мира, возможно, тестовая форма контроля знаний прогрессивна, но если говорить о формировании классического профессионала-юриста, то подобная форма обучения приводит к «поверхностному», весьма относительному овладению профессией.

Исходя из нашего опыта работы в рамках дистанционной формы обучения можем отметить, что студентам присуща неуверенность в правильности оформления своих высказываний, они испытывают затруднения в выборе

языковых средств при создании письменных текстов. Между тем современному обществу необходимо, чтобы выпускник вуза был профессионально успешным и мобильным, умел строить собственную карьеру, работать в условиях жестокой конкуренции на отечественном и мировом рынках, мог активно содействовать благополучному развитию общества [2. С. 152].

Безусловно, приняв решение получить профессию юриста через дистанционную форму обучения, человек психологически настраивает себя на овладение профессиональными знаниями посредством информационных технологий. Включаясь в процесс обучения, студент осваивает профессиональный язык, специальную терминологию, формируя тем самым свое языковое сознание. Языковое сознание профессионала мы понимаем как особое видение мира, картину мира, выражающуюся в языке и речи. Представления о мире в его материальных и духовных проявлениях закрепляются в языке. Поэтому значимое место в образовательном процессе отводится преподавателю, который должен по-новому организовать свою работу, владеть коммуникативными формами эффективного общения, изменить привычные методы преподнесения материала, приближая студента-юриста к профессиональной картине мира, развивая его коммуникативные навыки. Так, например, формированию юридического дискурса на первом курсе способствует специальный предмет «Теория государства и права», который дает представление об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства, позволяет усвоить терминологию права.

Обобщая имеющиеся наработки преподавания у студентов дистанционной формы обучения курса «Риторика для юристов», приведем описание тех заданий, которые, на наш взгляд, способствуют их погружениюв специальный юридический язык. Рассматривая риторику как инструмент формирования профессиональной направленности будущего специалиста, необходимо учитывать стремление студента приобрести специальные знания в области специального языка. Учебный курс «Риторика для юристов» направлен на формирование и развитие языковой компетенции профессиональной личности юриста, а также коммуникативных навыков эффективного общения.

Для практических занятий в курсе «Риторика для юристов» применяется ряд заданий,

направленных на работу по созданию, обработке и анализу юридических текстов, а также на формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности студента. Так, комплексный анализ статьи известного юриста с дополнительными заданиями дает возможность студенту сформировать и выразить свое мнение. Другим заданием является самостоятельное исследование лексико-семантических особенностей юридического дискурса на примере судебных речей известных ораторов. Такое задание знакомит обучаемых с образцами речевого поведения профессиональных носителей юридического языка в контексте определенной коммуникативной ситуации. Приведем некоторые цифры. Из проверенных нами 1016 работ 631 работа зачтена с первого предъявления на проверку, 385 работ были отправлены на доработку и впоследствии зачтены, и только 76 работ повторно еще не выполнены. Было получено много положительных отзывов после прочтения студентами судебных речей А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасовича и других известных деятелей в области права. Статистика показала, что избран правильный путь к формированию профессионального дискурса будущих юристов.

Анализ судебных речей (всего 4) и построение на этой основе собственного устного выступления, облеченного в письменный текст, позволяет студентам использовать все богатство русского языка и способствует начальному формированию у них юридического дискурса. Безусловно, становление данного дискурса происходит в такой языковой ситуации, когда юридический текст создается самим студентом. Чтение и понимание образцов текстов требует интерпретации их исходного смысла. Это ведет к вероятностному прогнозированию, основанному на положении когнитивной психологии о том, что понимание выступает скорее подтверждением гипотезы о том, каким представляется мир, чем просто первоначальным усвоением новых фактов [1. С. 341]. Следовательно, формирование юридического дискурса реализуется только тогда, когда происходит осознание студентами средств создания правовой терминологии, ее значения, использования в текстах, а это, в свою очередь, способствует глубокому и прочному усвоению специальных дисциплин, развитию профессионально-языковой компетентности.

Несомненно, что профессионально-языковая компетентность предполагает свободное

владение специальным языком и профессиональной терминологией как основой юридического дискурса. Но не только наличие некоторой суммы знаний способствует росту профессиональной компетентности юриста. Такая возможность обусловлена способностью личности к профессиональному мышлению. У личности формируется внутренняя позиция, которую можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для овладения знаниями. В последующем обучении происходит освоение специальных предметов, способствующих дальнейшему «погружению» в профессиональный языковой мир, а профессиональная компетентность преподавателя помогает будущим юристам «проникать» в специальный юридический язык, развивая тем самым их профессиональное мышление.

Список литературы

1. Григоренко, И. Н. Категория восприятия и понимания текста и аспекты их реализации / И. Н. Григоренко, В. А. Рыбникова // Принципы и методы исследования в филологии: конец XX века : сб. ст. науч.-метод. семинара «ТеХ^». Вып. 6. СПб. ; Ставрополь, 2001. С. 340-344.

2. Покушалова, Л. В. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 151-154.

3. Черкашина, Е. И. Современные тенденции профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 5 (120). С. 58-64.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).

Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 89-91.

А. Р. Кусяев

ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДИАЛОГЕ МЕНЕДЖЕРА С КЛИЕНТОМ

Производится анализ диалогов менеджеров отдела продаж одной телекоммуникационной компании с целью выявления приемов речевого воздействия.

Ключевые слова: речевое воздействие, манипуляция, прямые продажи.

В современных социально-экономических условиях все больше коммерческих компаний для реализации своих товаров и услуг предпочитают не пассивное ожидание, а активный поиск новых потенциальных покупателей и клиентов. Для этой цели практически в каждой компании существует специальный отдел продаж. От коммуникативных навыков менеджера такого отдела, от его умения использовать приемы речевого воздействия (далее РВ) зависит результат его работы - подписанные договоры, совершенные сделки. Этим и обусловлена актуальность данного исследования. В статье с целью выявления приемов РВ анализируются диалоги менеджеров отдела продаж одной телекоммуникационной компании с потенциальными клиентами.

РВ определяется как в широком, так и узком смысле. По мнению П. Б. Паршина, РВ в широ-

ком смысле - это воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами - с помощью сообщений на естественном языке. Под РВ в узком смысле понимаются конкретные примеры использования особенностей устройства и функционирования знаковых систем и, прежде всего, естественного языка с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения. Эта способность обеспечивается свойством воздейственного текста, названного П. Б. Паршиным «преодолением защитного барьера» реципиента воздействия [2].

С РВ тесно связано понятие манипуляции [4]. Манипуляция - это воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо неосознанно или вопреки его собственному же-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.