Научная статья на тему 'О формировании внешнего и внутреннего рынков труда'

О формировании внешнего и внутреннего рынков труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Былков Владимир Георгиевич, Протасов Алексей Евгеньевич

Представлены основные особенности развития рынка труда. При переходе от плановой экономической модели к рыночной ожидаемые результаты внедрения рыночных отношений в сферу труда не совпали с фактическими. Поэтому одной из актуальных проблем является целенаправленное формирование взаимодействия внешнего и внутреннего рынков труда и роль в этом государственных органов управления занятостью,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании внешнего и внутреннего рынков труда»

инновационной сферы и повышения ее роли в экономическом росте, поскольку ее вклад в макроэкономические результаты в развитых странах многократно превышает затраты» [11, с.300]. Вполне обоснованным представляется и предложение поднять долю финансирования науки до 4-5% ВВП, Это тем более актуально, если принять во внимание тот факт, что государственное финансирование науки в России на протяжении десятилетий не превышает 1-2%, Для сравнения: в США - 3-4%, в Японии - 4-5%, в странах ЕЭС - 4% по удельному весу в ВВП. Если при этом ещё иметь ввиду, что в России возвращается в бюджет за счет начисления прямых и косвенных налогов, изымаемых из сферы науки, около 0,4-0,5% от выделяемой доли бюджетных средств (около 1% по оценке в 1999 и 2001 г.г.)» фактическая доля финансирования науки не превышает 0,5-0,6% ВВП. Таким образом, правительственные и финансовые организации в сфере науки перекладывают средства из одного кармана в другой, сокращая реальное финансирование почти в 2 раза.

Итак, систематизируя сказанное можно определить несколько ключевых направлений повышения инвестиционной привлекательности России, совершенствования ее технологического потенциала и создания условий для дальнейшего экономического роста. Во-первых, это необходимость создания производств с высоким технологическим уровнем, которые бы используя все новейшие достижения мировой науки и практики, могли бы выпускать продукцию, обладающую высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Во-вторых, ориентирование на организацию производств, применяющих технические разработки мировых технологических лидеров. В-третьих, реализация в про-

изводстве отечественных ноу-хау, признанных на мировом рынке. В-четвертых, создание новых производств на основе закупки оборудования и технологий, производимых иностранными фирмами. В-пятых, приоритетное развитие образования и науки.

Виблиографический список

1. Арбатов А. Минерально-сырьевая база страны II Экономист. - 2000. - № 2. - С. 15.

2. Внешнеэкономический бюллетень. - 2000. ■ Ns 2,-С. 37, 38, 40.

3. Горев В.П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микро-уровне,- Иркутск, 2002. С. 84.

4. Жилищно-коммунальное хозяйство у нас остается социалистическим II Известия. - 2003.- 10 января.

5. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором II Вопросы экономики. - 2001. - № 4. - С. 4-31.

6. Королев И. Россия в мировой экономике: проблемы самоопределения // МЭ и МО. - 1999.- № 10. - С, 27.

7. Новицкий H.A., Курнышева И.Р. Вызовы XXI века; инновационный и инвестиционный ответ. - М., 2002. - С. 23.

8. Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия II МЭ и МО. - 2001. - № 3. - С. 23-34.

9. Пороховский А. Мирохозяйственный потенциал России и внешнеэкономические императивы его реализации II Российский экономический журнал. - 1999. - № 7. - С, 68-77.

10. Ресурсный потенциал экономического роста. - М., 2002, - С. 309.

11. Стратегический ответ России на вызовы нового века. - М„ 2004. - С. 126.

12. Шмелев Н. Россия и Европа на пороге XXI века II Вопросы экономики. - 2000. - № 12. - С. 124.

В.Г.Былков, А.1.Протасов

О формировании внешнего и внутреннего рынков труда

Рынок труда - это система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования рабочей силы в условиях ее товарности. Субъектами рынка труда являются государство, предприниматели и наемные работники, в состав которых входят как уже занятые по найму, так и активно ищущие работу граждане. Отнесение к субъектам рынка труда занятого населения необходимо потому, что в рамках отдельно взятой организации сохраняется рыночный характер трудовых отношений, складывающихся между предпринимателем (работодателем) и наемным работником. Более того, разделение экономически активного населения на занятых и безработных в большинстве случаев является итогом этих отношений, в результате которых работник увольняется

из организации и выходит на внешний рынок труда, Сохранение товарности рабочей силы и рыночного характера отношений между работодателем и наемным работником проявляется как в реальной возможности расторжения трудового договора по инициативе любой из сторон, так и в существовании переменной части трудового дохода работника (превращенной формы цены его рабочей силы), формирующейся под влиянием конкретных видов его трудовой активности.

Расширенная трактовка границ рынка труда и отнесение к его субъектам всего экономически активного населения позволяет на качественно новом уровне исследовать сущность социально-трудовых отношений в рамках организации. Человек, продавший свою рабочую силу работодателю на взаимовыгодных услови-

Экономика

__

ях, никогда не делает этого раз и навсегда, так как деятельность любой организации подвергается столь значительным и динамичным изменениям, что положение конфетного работника в ее структуре постоянно трансформируется. Это означает, что в рамках организации формируются спрос и предложение рабочей силы, изменения в соотношении которых требуют продуманных действий в сфере управления персоналом. По-настоящему рыночное отношение предпринимателя ко всем факторам производства, в том числе и к труду, побуждает его к активной ротации кадров, что неизбежно приводит к увольнению и найму новых работников. Именно товарность рабочей силы делает невозможным достижение в условиях рынка труда стабильно гарантированной занятости, так как даже при сохранении за собой рабочего места в рамках организации работник может перемещаться в системе должностей внутри неё.

Рассмотрение всего экономически активного населения в качестве субъекта рынка труда ставит проблему согласованности управленческих воздействий, направленных на наемного работника, исходящих от государства и работодателя. Для решения этой проблемы целесообразно выделение различных подсистем рынка труда в соответствии с существующей в обществе иерархией управления. В качестве первичной ячейки рынка труда должен быть выделен внутренний рынок труда организации, в рамках которого и формируются социально-экономические отношения занятости между наемным работником и работодателем.

Целью разделения рынков труда на внешний (по отношению к организации) и внутренний (в рамках организации) является разработка механизма взаимодействия рынков труда различных уровней, обеспечивающего их сбалансированное функционирование. Главным в названном механизме следует считать согласование мер государственной политики занятости и кадровой стратегии организации. Его разработка должна основываться на однозначном понимании сущности протекающих в социально-трудовой сфере процессов. Когда речь идет о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда, то она выступает как фактор производства, отождествляемый с наемном трудом. Именно в данном контексте термины «рабочая сила» и «труд» используются как синонимы.

С точки зрения взаимодействия рынков труда различных уровней наиболее важными и значимыми представляются те действия и меры, которые позволяют сбалансировать спрос на рабочую силу. Совокупный спрос на труд, формирующийся в рамках национального рынка труда и любой его территориальной подсистемы (региональной, локальной), следует рассматривать как сумму спроса на труд, исходящего от организаций. Формирование внутриорганизационного спроса на труд испытывает наиболее сильное влияние управленческих воздействий, причем влияние внешней

среды бизнеса проявляется опосредованно, путем воздействия на стратегию развития организации, а уже затем - на масштабы и структуру самого спроса на труд. Поэтому все меры управленческого воздействия по стимулированию спроса на труд должны быть направлены на внутренние рынки труда.

Отсутствие согласования в функционировании рынков труда различных уровней во многом является причиной того, что меры государственного регулирования рынка труда практически не доходят до уровня организаций, и это способствует стихийности развития внутренних рынков труда, их неравномерному по времени и объему давлению на внешний рынок труда. Тем самым значительно сужаются масштабы государственного управления социально-трудовой сферой, так как основная масса экономически активного населения является занятым и сосредоточена на внутренних рынках труда организаций.

Основные тенденции формирования рынка труда в современной России весьма противоречивы, что объясняется переходом от плановой экономической модели к рыночной. Ожидаемые результаты внедрения рыночных отношений в сферу труда не совпали с фактическими, что привело к возникновению более болезненных для человека и общества проблем, чем это было характерно для периода командно-административного управления сферой труда. Рынок труда настолько тесно связан с другими элементами хозяйственного механизма, что его сбалансированность будет определяться согласованностью функционирования национального рынка труда в рамках единой социально-экономической системы общества. Наличие проблем в сфере занятости и их социальная острота не должны стать препятствием для формирования единого национального рынка труда страны и обеспечения ею сбалансированного развития.

Нарастание негативных тенденций на российском рынке труда проявляется в следующем:

® увеличиваются масштабы как добровольной, так и вынужденной незанятости населения, при этом по прогнозам доля официально зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения возрастет с 3,9 % в 1999 г. до 4,3 % в 2005 г.;

• неполная занятость, которая в условиях экономического кризиса инициируется администрацией и выступает в виде занятости на условиях неполного рабочего дня (сокращенной рабочей недели) или административных отпусков без сохранения содержания практически не снижается. Сама по себе она не является негативным явлением на рынке труда и скорее свидетельствует о его гибкости, готовности работодателя и наемного работника к компромиссу ради занятости. Однако неполная занятость в современной российской экономике нередко охватывает те рабочие места, которые предполагают использование тру-

да работников на условиях полной занятости (например, в промышленности), В этих условиях неполная занятость становится своеобразным «мостиком» между занятостью и безработицей, так как предприятие не может бесконечно держать работников в неоплачиваемых отпусках - наступит время принять решение об увольнении и независимо от того, кто инициирует это решение, человек из «неполностью занятого» превращается в безработного;

• концентрация значительных контингентов работников в сфере неполной занятости вынуждает людей к поиску дополнительных источников трудового дохода, который можно было бы получать, не порывая связей с предприятием. В результате вторичная (дополнительная) занятость приобрела свои специфические российские черты и социально-экономические последствия, связанные с низкой ценой труда и ориентацией преимущественно на теневой сектор экономики. Для наемного работника вторичная занятость часто оборачивается повышением интенсивности труда, увеличением его продолжительности, что приводит к нарушению процесса воспроизводства индивидуальной рабочей силы человека, снижению уровня его профессионального мастерства, смещению мотиваци-онных акцентов в сторону исключительно материальных стимулов;

• происходит постоянное увеличение доли теневого рынка труда в общем его объеме, за счет как вторичной (дополнительной) занятости, так и неформальной занятости, В существовании теневой занятости проявляется реакция граждан и организаций на совокупность мер государственного регулирования экономики: налоговой политики, политики доходов и заработной штаты, политики на рынке труда. Высокий уровень налогообложения юридических и физических лиц на фоне очень низкой минимальной заработной платы в сочетании с провоцируемой государством скрытой безработицей привели к достаточно широкому распространению теневой занятости.

К существенным недостаткам процесса формирования рынка труда в России следует отнести:

стремление к высоким темпам осуществления экономических преобразований, не подкрепленное продуманной стратегией и тактикой реформ;

смена приоритетов социальной политики, осуществляемая вопреки декларированным целям реформ;

фактическое изменение роли трудовой деятельности в жизни человека и общества;

рассмотрение рынка труда исключительно в качестве рынка одного из факторов производства.

Превращение труда в подлинно свободный, движимый экономическим интересом, а не административным принуждением не происходит автоматически, только путем предоставления права гражданам свободно распоряжаться своей рабочей силой. Административное регулирование трудовых отношений, осуществ-

ляемое в интересах работника и общества, з условиях рынка труда не имеет ничего общего с принуждением к труду. Согласование осуществляемых мероприятий по управлению человеческими ресурсами в рамках различных иерархических структур и между ними будет способствовать как сбалансированному развитию рынков труда различных уровней, так и эффективному использованию персонала в рамках внутренних рынков труда организаций.

Важнейшей составляющей рыночной экономики является национальный рынок труда, под которым автор понимает рынок труда отдельно взятой страны. С точки зрения повышения эффективности функционирования экономики, наличие национального рынка труда представляется весьма желательным условием, способствующим стабильному развитию народнохозяйственного комплекса в целом. Однако не следует выдвигать задачу формирования национального рынка труда в качестве самоцели, игнорируя наличие необходимых для этого предпосылок. В рамках национального рынка труда России отмечаются следующие негативные явления:

снижение эффективности использования трудового потенциала общества за счет увеличения масштабов безработицы, в том числе скрытой;

нарушение нормального протекания процесса воспроизводства рабочей силы в связи с резким снижением (ниже величины прожиточного минимума) уровней оплаты труда для основной массы наемных работников, а также широким распространением практики задержки и невыплат заработной платы; лишение человека гарантий занятости; рассогласование динамики развития национального рынка труда страны и его территориальных подсистем (региональных и локальных рынков труда).

Отсутствие прочных и устойчивых межрегиональных хозяйственных связей, выстроенных на основе приоритетов национальной экономики в целом, свидетельствует о том, что рыночные механизмы воздействия на формирование национального рынка труда еще не действуют в полном объеме.

Национальный рынок труда как единое целое реально функционирует только в условиях свободного перераспределения рабочей силы между региональными (локальными) рынками труда. Такая специфическая особенность российской рабочей силы как ее низкая мобильность одновременно является и причиной, и следствием замкнутости региональных и локальных рынков труда. Степень этой замкнутости существенно дифференцирована по регионам страны и определяется уровнем развития промышленного производства, размещением производительных сил, состоянием транспортной сети, связывающей друг с другом близлежащие населенные пункты. Для комплексного регулирования национального рынка труда необходима система мер экономического воздействия на процес-

сы его формирования и функционирования, среди которых особо следует выделить:

- преодоление экономической обособленности регионов страны, что обеспечит преодоление замкнутости региональных и локальных рынков труда;

- регулирование трудовой миграции населения, что будет способствовать стабилизации ситуации на рынках труда территорий и на национальном рынке труда страны в целом.

В современной России относительно небольшая доля миграций, около 12%, может быть отнесена к экономической или трудовой (остальные 88% составляют миграции, вызванные социально-политическими причинами). Однако практически все миграции трудоспособного населения оказывают влияние на состояние рынков труда как в точках выхода, так и в точках входа мигрантов. Поэтому, для обеспечения сбалансированного функционирования национального и регионального рынков труда государственным органам управления трудом и занятостью представляется целесообразным сосредоточить свое внимание на решении следующих задач:

- регулирование миграционных процессов с учетом экономической ситуации в регионе. Здесь на первый план выдвигается проблема стабилизации экономического развития региона как мера, препятствующая опоку населения и трудовых ресурсов, формированию таких миграционных потоков, которые могут осложнить ситуацию на рынках труда в регионах входа;

- участие регионов, характеризующихся стабильной ситуацией на рынке труда, в федеральных миграционных программах по приему мигрантов, в первую очередь из числа вынужденных переселенцев и внутренних перемещенных лиц, поводом к миграции которых стали причины социально-политического характера;

- учет миграционной нагрузки при формировании бюджетов регионов через механизм перераспределения средств государственного фонда занятости в пользу регионов, обеспечивающих условия для трудовой адаптации мигрантов, прибывших из кризисных регионов страны.

Решение названных задач позволит обеспечить рациональное использование трудового потенциала мигрантов, улучшение ситуации на национальном рынке труда страны за счет реального включения мигрантов в трудовую деятельность. Динамика политических и социально-экономических событий в России свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе возможности государства по регулированию миграционных процессов как на федеральном, так и на местном уровне будут существенно ограничены. Причина этого - недостаток финансовых ресурсов, необходимых для стабилизации общественного развития. В этих условиях органы власти не могут выдвинуть в качестве главной цели оптимизации миграционных процессов критерии сбалансированного развития рынка труда. Для органов управления принимающих территорий излишний приток мигрантов приводит к обострению ситуации на локальных рынках труда. Поэтому оптимизация миграционных процессов может быть осуществлена по критериям уровней экономического развития региона и социально политической напряженности в нем. С учетом названных критериев должна быть определена квота приема вынужденных мигрантов конкретными регионами страны. Использование административных мер привлечения регионов к решению проблем миграции обусловлено невозможностью достижения полной согласованности интересов общества, государства, регионов и граждан в области миграции населения в условиях острого дефицита финансовых ресурсов.

Е.В.Макаров, А.В.Дмнтренко, А.И.Терентьева

Особенности спроса и предложения на товары в условиях научно-технического прогресса

В связи с прогрессом в науке и технике, промышленности и сельском хозяйстве на современном этапе проведения экономических реформ вновь становятся актуальными вопросы нахождения путей функционирования политической и хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивающих достижение высоких темпов роста объемов производства и повышения жизненного уровня населения, оценки фактического влияния различных показателей на экономические результаты деятельности как отдельных личностей или

предприятий, так и в целом всей страны. На современном этапе требуют иного осмысления научные понятия, применяемые в экономической деятельности стран мира.

С учетом влияния достижений науки и техники основой роста объемов производства стало применение новых технологий, основанных на использовании капитальных объектов в создании новых материальных ценностей. В то же время для приобретения крупных высокопроизводительных и дорогостоящих капитальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.