М. А. Суржиков
О ФОРМИРОВАНИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ СЛОЖНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СТРУКТУР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация
В статье изложены различные теоретические концепции международной торговли. Сделан вывод о том, что в современных условиях развития рыночной экономики теории международной торговли эволюционируют от сравнения преимуществ различных стран в издержках и факторах производства к конкуренции цепей поставок и формированию глобальных интеграционных структур.
Annotation
The article describes the various theoretical concepts of international trade. It is concluded that under current conditions of market economy, international trade theory evolved from the comparison of the advantages of different countries in the costs and factors of production to competitive supply chains and the formation of global integration structures.
Ключевые слова
Международная торговля, концепция, теория, рыночная экономика, эффект масштаба, конкуренция, цепи поставок, глобальные интеграционные структуры.
Key words
International trade, a concept, theory, market economy, scale effect, competition, supply chain, global integration structure.
В последние десятилетия в структуре международной торговли происходят существенные изменения, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках ее классических и неоклассических теорий. Это побуждает ученых и специалистов к дальнейшему развитию и разработке альтернативных теоретических концепций. К числу качественных изменений в современной международной торговле следует, прежде всего, отнести: превращение технического прогресса в доминирующий фактор в международном разделении труда; повышение удельного веса встречных поставок промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства; резкое увеличение в структуре международного товарооборота доли, приходящейся на внутрифирменную торговлю в рамках транснациональных корпораций.
Наиболее популярной теорией не-отехнологического направления в международной торговле является теория «цикла жизни продукта» (product life cycle theory), разработанная Р. Верноном в 1966 году [1]. По мнению специалистов [2, с. 520-521], она более точно отражает реальное состояние международного разделения труда на современном этапе развития мировой экономики. В соответствии с теорией жизненного цикла циклические изменения во времени любого продукта (товара) и таких его характеристик, как объем потребления и/или объем продаж, отражающих изменение спроса, последовательно проходят несколько основных стадий Степень развития технологий и спроса на продукт (товар) на каждой стадии жизненного цикла различна. На первой стадии цикла, когда новый товар только начинают производить, спрос на него даже на внутреннем рынке небольшой.
Объем экспорта нового товара на первой стадии его жизненного цикла, как правило, незначительный.
На второй стадии спрос на товар на внутреннем рынке увеличивается и начинается его массовое производство. Он становится товаром эгалитарного спроса и предназначается для удовлетворения стандартных потребностей широкого круга покупателей. На этой стадии появляется спрос на данный товар и на внешнем рынке. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается его производство и за рубежом благодаря трансферу технологий.
На третьей стадии (зрелость) спрос на товар на внутреннем рынке практически полностью удовлетворен. Производственные технологии стандартизируются, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства и цены. Зарубежные компании начинают проникать на внутренний рынок страны, где впервые был изготовлен данный товар, как следствие, появляются избыточные производственные мощности.
На последней стадии цикла (спад) происходит сокращение объемов производства товара, что может быть вызвано значительным уменьшением потребности в нем, новшествами в нормативноправовой сфере и/или изменением состояния других социально-
экономических характеристик окружающей среды. При этом дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса на внутреннем рынке, как это было на стадии зрелости. Как следствие, возникает необходимость переноса производства товара в другие, менее развитые страны.
Такова обобщенная схема прохождения новым продуктом «цикла жизни». В соответствии с данной моделью страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на стадии зрелости, наступающей в раз-
личных странах в разное время. В качестве примера можно привести развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где происходит непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами, странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН, используя инновационные технологии, производят сегодня те товары, которые в недавнем прошлом изготавливали высокоиндустриальные страны, и стремятся достигнуть того же самого «качества специализации» в международном разделении труда. Это явление получило название концепции «летящих гусей» [3, с. 22-23].
В начале 1980-х годов П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативную теорию международной торговли, основанную на так называемом «эффекте масштаба». Суть этого хорошо известного из микроэкономики эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, то есть возникает экономия, обусловленная массовым производством.
С точки зрения авторов этой теории, многие страны (прежде всего, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им выгоднее торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и изготавливать товары с меньшими затратами, а следовательно, и по более низкой цене. Для того чтобы эффект массового производства мог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую
роль, поскольку способствует расширению рынков сбыта тех или иных товаров. Другими словами, международная торговля позволяет формировать единый глобальный рынок, который значительно больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом способствует предложению потребителям большего ассортимента товаров по сравнительно низким ценам.
Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства, укрупнением предприятий, которые превращаются в монополистов. Соответственно изменяется структура рынков: они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными товарами, либо рынками монополистической конкуренции, с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными товарами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных компаний (транснациональных корпораций), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями развития этих компаний.
В 1991-м году американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран», в которой предложил новый подход к анализу развития международной торговли [4]. По мнению М. Портера, вполне очевиден тот факт, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не стра-
ны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой - от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Выбор фирмой конкурентной стратегии обусловлен двумя главными факторами: структурой отрасли, в которой функционирует данная фирма, и той позицией, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров - субститов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей конечной продукции. Все это влияет на степень монополизации в отрасли, а следовательно, и на прибыльность деятельности (конкурентоспособность)
фирмы.
Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает прибыльность своей деятельности (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта.
Для успеха на мировом рынке необходимо оптимальное сочетание правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы
(научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулируют нововведения и повышение качества продукции, обусловливают экспансию фирмы на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей - поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к требуемым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией). Так формируются, по выражению М. Портера, кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. Наконец, в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм.
М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный ромб) носят наиболее благоприятный характер. Причем национальный ромб - это система, компоненты которой взаимно усиливаются, и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей -поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирмы и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.
Таким образом, согласно теории М. Портера [4], конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный, развивающийся процесс, в основе
которого лежат инновации и постоянные обновления технологий. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов (детерминантов), повышают эффективность их применения и создают новые детерминанты.
По мнению большинства специалистов в области логистики и управления цепями поставок, на современном этапе развития рыночной экономики наблюдается переход от межфирменной конкуренции к конкуренции цепей (сетей) поставок, что свидетельствует об усилении интеграционных тенденций в международной торговле.
Необходимо отметить, что в зарубежной и отечественной литературе встречаются различные подходы к определению сущности и субъектного состава цепи поставок. Не ставя перед собой цели проведения их сравнительного анализа, можно привести здесь лишь дефиницию М. Кристофера, который характеризует сущность цепи поставок в контексте концепции «ценностной цепочки» М. Портера. В монографии «Логистика и управление цепочками поставок» (2004 г.) он приводит следующее определение: «цепь поставок представляет собой совокупность организаций, вовлеченных в различные процессы и виды деятельности, направленные на создание ценности в виде товаров или услуг для конечного потребителя» [5, с. 26].
Глобальный характер развития современного бизнеса и обусловленное им межстрановое, а в некоторых случаях межконтинентальное перемещение товарных, финансовых и информационных потоков, привели к формированию глобальных цепей поставок. Отличительной их чертой является то, что отдельные организации, способствующие созданию ценности в виде товаров или услуг для конечного потребителя, рас-
полагаются и функционируют не только в различных странах, но и на разных таможенных территориях. Вследствие этого товарные потоки в глобальных цепях поставок перемещаются через таможенные границы сопредельных, в том числе и транзитных, государств (рисунок 1).
К числу основных причин, обусловливающих формирование глобальных цепей поставок, чаще всего относят: перемещение производственных
мощностей в регионы с более низкими затратами на рабочую силу и более высокими преференциями по налогообложению; расположение производств инновационных товаров на территориях, удаленных от основных рынков их сбыта ; ограниченность источников сырьевых и природных ресурсов и их территориальную разобщенность; перенасыщение внутренних товарных рынков и выход предприятий - производителей на внешние рынки.
Рис. 1. Примерная схема глобальной цепи поставок
Необходимо отметить, что представленная на рисунке 1 примерная схема глобальной цепи поставок, в которой фокусная компания, разноуровневые поставщики и потребители находятся и функционируют на различных таможенных территориях, может быть дополнена другими вариантами: разноуровневые поставщики находятся и функционируют на таможенной территории одной страны (союза стран), фокусная компания и разноуровневые потребители - на таможенной территории другой страны; разноуровневые поставщики и фокусная компания находятся и функционируют на одной таможенной территории, разноуровневые
потребители - на таможенной территории другой страны (союза стран); фокусная компания и поставщики первого уровня находятся и функционируют на одной таможенной территории, исходные поставщики - на таможенной территории другой страны (группы стран), а разноуровневые потребители - на различных таможенных территориях.
Представленная схема глобальных цепей поставок (рисунок 1) характеризуется определенной степенью условности, поскольку в реальной действительности любая фокусная компания как субъект международной торговли создает сложную интеграционную структуру, которая помимо поставщиков и
потребителей разных уровней включает большое количество (логистических, информационных, финансовых) по-
средников.
Учитывая ранее отмеченную тенденцию к резкому увеличению в структуре международного товарооборота доли транснациональных корпораций, можно прийти к выводу, что в современных условиях развития рыночной экономики теории международной торговли эволюционируют от сравнения преимуществ различных стран в издержках и факторах производства к конкуренции цепей поставок и формированию глобальных интеграционных структур.
Сделанный вывод подтверждают данные исследования, выполненного специалистами Швейцарского федерального технологического института [6, 7]. Проведя математический анализ взаимосвязей наиболее крупных транснациональных корпораций, они пришли к выводу, что миром правит одна гигантская «суперкорпорация». Чтобы смоделировать образ глобальной корпоративной структуры, был обработан гигантский массив данных, отражающих отношения собственности между крупнейшими транснациональными корпорациями. Проанализировав деятельность 37 млн компаний и инвесторов по всему миру, представленных в базе данных «Orbis С» от 2007-го года, группа специалистов из Цюриха отобрала 43060 компаний, принадлежащих транснациональным корпорациям, и выявила их общие активы. Это позволило построить модель распределения экономического влияния транснациональных корпораций путем контроля одних компаний над другими: встречная торговля, участие в прибыли, владение фондами.
В результате проведенного исследования было выявлено «ядро» из 1318 компаний, имеющих теснейшие взаимосвязи с двумя или более «родственны-
ми» компаниями (среднее количество аффилированных торговых партнеров оказалось равно 20). И хотя официальные доходы этих транснациональных корпораций незначительно превышают 20 % от общемировой операционной выручки, через свои «родственные» связи они фактически владеют большинством глобальных компаний, работающих в «реальном» секторе экономики, и контролируют порядка 60 % общемировых доходов [7].
Продолжив анализ взаимосвязей наиболее крупных транснациональных корпораций и изучение их «паутины» собственности, группа специалистов из Швейцарского федерального технологического института установила, что большинство финансовых цепочек идут в направлении сети из 147 компаний. Их активы пересекаются друг с другом, фактически являясь общей собственностью, что обеспечивает этой неформальной сетевой структуре финансовый контроль за 40 % глобального корпоративного богатства. Большинство из этих компаний являются финансовыми ин-статутами [6].
По мнению директора подразделения глобальных прогнозов Лондонского исследовательского центра Economist Intelligence Unit Роберта Уорда, «страны мира сегодня значительно более взаимосвязаны экономически из-за того, что технологические цепочки, часто в рамках одних и тех же компаний, охватывают сразу много стран. Современные экономики зависят от импорта сырья, комплектующих и даже услуг. Интересы экспортеров сегодня значительно более важны для государств, чем интересы отраслей, которые конкурируют с иностранным импортом. ... Сегодня объем международной торговли составляет 96 % мирового ВВП по сравнению с 55 % в 1970-м году. При этом более половины международной торговли приходится не на конечные
товары, а на сырье и компоненты для их производства» [8, с. 30].
Таким образом, можно констатировать, что образование и функционирование в глобальной экономике сложных интеграционных структур формального (юридически оформленного) и неформального (юридически не оформленного) типа оказывают существенное влияние на развитие международной торговли и изменение характера конкурентных отношений на мировом рынке.
Библиографический список
1.Leontiev V. Factor Proportions and the Structure of American Trade. Further Theoretical and Empirical Analysis // The Review of Economics and Statistics. 1956.
- №4. Р. 398-399.
2.Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: ПРОМО-Медиа, 1995. -608 с.
3.Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.
4. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
5.Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
6.Revealed - the capitalist network that runs the world [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.newscientist.com/article/mg21
228354.500-revealed--the-capitalist-
network-that-runs-the-world.html.
7. Исследование: мировой экономикой
управляет одна «суперкорпорация»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/20oct2011 /global_capitalism .html.
8.Завадский М., Кокшаров А., Сумлен-ный С. Если это не протекционизм // Эксперт. - 2009. - № 15. - С. 21-30.
Bibliographic list
1.Leontiev V. Factor Proportions and the Structure of American Trade. Further Theoretical and Empirical Analysis // The Review of Economics and Statistics. In 1956. - № 4. P. 398-399.
2.General economic theory (political
economy): Textbook /Ed. Acad. V.I.
Vidyapin, Acad. G.P. Zhuravleva. - M.: PROMO-Media, 1995. - 608 p.
3.Fomichev V.I. International Trade: A Textbook, 2nd ed., Revised. and add. -Moscow: INFRA-M, 2001. - 446 p.
4.Porter M. International competition: Trans. from English. / Ed. and with a foreword by V.D. Shchetinin. - Moscow: International Relations, 1993. - 896 p.
5.Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Per. from English. / Ed. V.S. Lukinsky. - St. Peter, 2004. - 316.
6.Revealed - the capitalist network that runs the world [electronic resource]. -Mode of access:
http://www.newscientist.com/article/mg21
228354.500-revealed--the-capitalist-
network-that-runs-the-world.html.
7.Research: A "Supercorporation" runs the world economy [electronic resource]. -Mode of access:
http://www.newsru.com/finance/20oct2011 /global_capitalism .html
8.Zawadzki M., Koksharov A., Sumlenniy C. If this is not protectionism / / Expert. -2009. - № 15. - S. 21-30.