Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества и внешняя торговля страны'

Конкурентные преимущества и внешняя торговля страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестопалова Н. С.

Шестопалова Н.С. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАНЫ. В статье рассматриваются проблемы формирования и развития конкурентных преимуществ на мировом рынке. Приведены показатели состояния международной торговли и внешней торговли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shestopalova N.S. COMPETITIVE ADVANTAGES AND FOREIGN TRADE OF COUNTRY. The problems of forming and development of the competitive advantages at the world market are considered in the article. There are contains data on the state of international trade and foreign trade of Russian.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества и внешняя торговля страны»

ЭКОНОМИКА

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАНЫ

Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, канд. экон. наук

Внешняя торговля является одной из важнейших форм мировых хозяйственных связей. Страны заинтересованы в расширении международных торговых связей по многим причинам. Предприятия могут испытывать потребность в сбыте продукции на внешнем рынке, вызванную желанием выйти за рамки внутреннего рынка, стремиться использовать эффект масштаба, получать более высокую прибыль от осуществления международных торговых сделок.

Для многих стран внешняя торговля является важнейшим фактором экономического развития. Особенно это касается стран, которые из-за ограниченности национальных рынков без внешней торговли не имеют возможности организовать массовое производство продукции. Для стран, в экономике которых значительный удельный вес занимают наукоемкие производства, значение внешнеэкономических связей очень велико, поскольку развитие экономики этих стран основано на международной специализации и кооперировании.

Совокупность межстрановых товарных потоков образует международную торговлю. Формой организации и функционирования международной торговли является мировой рынок. Конкуренция на мировом рынке более жесткая, чем на национальных рынках. Структура и направления торговли отдельных стран складываются под влиянием изменения конкурентоспособности их товаров на мировом рынке. Под конкурентоспособностью товара понимается сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических параметров относительно требований рынка. Комплекс потребительских и ценовых характеристик товара определяет его успех на рынке.

На современном этапе конкуренция на мировом рынке имеет преимущественно неценовой характер. Наибольшее значение приобретают качество товара, его новизна,

наукоемкость продукции, экологичность. Как правило, предприятия налаживают эффективный экспорт при наличии важных факторов: эффекта масштаба, передовых технологий и дифференциации продукции.

Международная конкурентоспособность складывается из перечня стратегических преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных конкурентов. Чем больший у предприятия набор преимуществ и выше их качественные характеристики, тем больше оно имеет возможностей для успешной деятельности на мировом рынке.

Формирование конкурентных преимуществ зависит от системы факторов, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду для их достижения и удержания. Согласно теории М. Портера, среду формируют четыре детерминанта: факторные условия, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегия фирм и их соперничество.

Наделенность страны факторами производства, несомненно, влияет на конкурентные преимущества предприятий страны. Однако получение конкурентного преимущества также зависит от эффективности использования факторов производства, что определяется применяемой технологией и направлением использования ресурсов. Устойчивых позиций на рынке можно достичь на основе преимуществ высокого порядка: передовой технологии, квалифицированных специалистов, уникальности продукции и т.д. Преимущества низкого порядка (дешевая рабочая сила, природные ресурсы, эффект масштаба) могут быть получены конкурентами. Преимущества более высокого порядка можно удерживать более длительное время, и они обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности.

Конкурентные преимущества получают предприятия, если в стране их базирования существует развитая инфраструкту-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

187

ЭКОНОМИКА

ра, наличие и эффективное использование ресурсов, доступная информация, высокий научный потенциал, благоприятный инвестиционный климат.

На формирование конкурентных преимуществ важное влияние оказывает спрос внутреннего рынка. Он определяет характер и скорость внедрения новаций, емкость рынка предопределяет возможность использования эффекта масштаба, а насыщение рынка стимулирует выход фирмы на внешний рынок и вынуждает совершенствовать товар и обновлять ассортимент.

Важным аспектом является влияние государственного регулирования на конкурентоспособность, которое осуществляется путем формирования конкурентной среды, усиления факторных условий, влияния на параметры спроса. Развитию экспорта страны способствует система поддержки со стороны государства. Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения экспорта. Наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров используются меры стимулирования экспортного производства и расширения экспорта. К таким мерам относятся налоговые и таможенные льготы, информационно-консультационное содействие, кредитование экспортеров и зарубежных покупателей, страхование.

Конкурентное преимущество достигается на основе успешных стратегических действий. Преимущества являются результатом правильного выбора источника конкурентоспособности. Приоритеты обеспечения конкурентоспособности зависят от бизнессреды, в которой действует предприятие. Характер конкурентных преимуществ в значительной степени определяется уровнем экономического развития страны.

Бизнес-среда характеризуется такими показателями, как качество инфраструктуры, эффективность венчурного капитала, научный потенциал, качество местных поставщиков, развитость финансового рынка. Уровень бизнес-среды различается в зависимости от уровня экономического развития страны. Для предприятий стран с низким уровнем развития бизнес-среды характерно достижение

конкурентоспособности за счет низкой стоимости трудовых ресурсов, наличия природных ресурсов. Развитые страны, как правило, имеют значительные достижения во многих аспектах бизнес-среды. Лидирующие страны мира поддерживают конкурентоспособность на основе инвестиций и нововведений.

Наибольшая часть мирового товарооборота приходится на развитые страны. Наиболее значительными торговыми странами являются Германия, США, Япония, Франция, Великобритания. Динамично растет экспорт новых индустриальных стран. Наметилась устойчивая тенденция роста доли России в международной торговле. Доли стран в мировом экспорте и импорте представлены в табл.1.

Таблица 1

Доли стран в мировом экспорте и импорте

Страна Экспорт, % Импорт, %

Россия 2,6 1,1

США 11,7 21,2

Германия 13,0 10,0

Великобритания 4,9 6,3

Франция 6,1 6,2

Нидерланды 4,5 3,9

Япония 8,0 6,3

Республика Корея 3,6 3,1

Товарная структура международной торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран в процессе интернационализации хозяйственной жизни. Ведущее место в международной торговле занимает продукция обрабатывающей промышленности, в объеме которой значительна доля машин, оборудования и транспортных средств. Наиболее динамичным сектором международной торговли является обмен товарами наукоемких отраслей.

Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировом рынке в зависимости от конкурентоспособности той или иной отрасли. Россия обладает научно-техническая базой, обеспечена сырьем и энергоресурсами, имеет высокий кадровый потенциал.

В табл. 2 представлена информация о структуре экспорта и импорта России.

188

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.