Научная статья на тему 'О формировании рукописного фонда лаборатории этнопедагогических исследований института развития национальной школы'

О формировании рукописного фонда лаборатории этнопедагогических исследований института развития национальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСНЫЙ ФОНД / MANUSCRIPT COLLECTION / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ETHNOPEDAGOGICAL EXPEDITION / УНИКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / UNIQUE MATERIALS / ETHNOPEDAGIGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куулар Ангыр-Чечек Викторовна

В статье освещается деятельность рукописного фонда лаборатории этнопедагогических исследований Института развития национальной школы (ИРНШ), осуществляющий сбор и хранение рукописных материалов по этнопедагогике тувинского народа. Рассмотрены цели, задачи рукописного фонда, выявлены проблемы для оптимальной работы фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF THE MANUSCRIPT FUND OF THE ETHNOPEDAGOGIC RESEARCH LABORATORY AT THE INSTITUTE OF NATIONAL SCHOOL DEVELOPMENT

The article highlights the work of the manuscript fund of the ethnopedagogic research laboratory, which realizes collection and storage of manuscripts on ethnopedagogics of Tuvan people. The article considers the targets and objectives of manuscript fund, identifies problems for its optimal work.

Текст научной работы на тему «О формировании рукописного фонда лаборатории этнопедагогических исследований института развития национальной школы»

* ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ф PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY

УДК 37.013

О ФОРМИРОВАНИИ РУКОПИСНОГО ФОНДА ЛАБОРАТОРИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Куулар А-Ч.В.

Институт развития национальной школы, Кызыл

ON THE FORMATION OF THE MANUSCRIPT FUND OF THE ETHNOPEDAGOGIC RESEARCH LABORATORY AT THE INSTITUTE OF NATIONAL SCHOOL DEVELOPMENT

Kuular A-Ch.V.

The Institute of national school development, Kyzyl

В статье освещается деятельность рукописного фонда лаборатории этнопедагогических исследований Института развития национальной школы (ИРНШ), осуществляющий сбор и хранение рукописных материалов по этнопедагогике тувинского народа. Рассмотрены цели, задачи рукописного фонда, выявлены проблемы для оптимальной работы фонда.

Ключевые слова: рукописный фонд, этнопедагогика, этнопедагогическая экспедиция, уникальные материалы.

The article highlights the work of the manuscript fund of the ethnopedagogic research laboratory, which realizes collection and storage of manuscripts on ethnopedagogics of Tuvan people. The article considers the targets and objectives of manuscript fund, identifies problems for its optimal work.

Key words: the manuscript collection, ethnopedagigics, ethnopedagogical expedition, unique materials.

В последние годы в педагогической науке наблюдается интерес к традиционной народной педагогике. Растет количество исследователей, изучающих народную педагогику, также увеличивается количество публикаций, посвященных вопросам этнопедагогики. Первостепенная важность сохранения всех этих публикаций, исследований, разработок в области этнопедагогики сподвигла на необходимость создания рукописного фонда.

Для начала рассмотрим определение этнопедагогики как науки.

Термин этнопедагогика впервые ввел академик Г.Н. Волков в 70-90 годы. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации [1].

Лаборатория этнопедагогических исследований (далее - лаборатория) Института развития национальной школы Республики Тыва осуществляет

Тувинский государственный университет_

фундаментальные и прикладные исследования по этнопедагогике тувинского народа в целях обеспечения этнокультурного содержания образования [2]. В данной статье освещается деятельность рукописного фонда лаборатории, который начал функционировать в 2013 году.

Рукописный фонд является вспомогательным подразделением, способствующим научно-исследовательской работе лаборатории, осуществляющий сбор и хранение рукописных материалов по этнопедагогике тувинского народа. Рукописный фонд формируется из рукописных, печатных, электронных материалов, собираемых и подготовленных научными сотрудниками во время полевых этнопедагогических экспедиций, а также за счет поступлений от частных лиц и организаций [3]. Результаты полевых этнопедагогических исследований, как этнографический источник, предназначенный к использованию в научно-исследовательской работе, автор обязан подготовить к длительному хранению. Основная цель данной работы заключается в обеспечении доступности собранной информации через обработку материалов, их систематизацию и составление в виде полевого отчета [4].

Деятельность рукописного фонда регулируется законодательством Российской Федерации об архивном деле, Инструкцией об учете библиотечного фонда (Приказ Министерства культуры РФ от 02.12.1998 г. № 590). Работа рукописного фонда регламентируется:

1) «Положением о рукописном фонде лаборатории этнопедагогических исследований ИРНШ», утвержденном на заседании лаборатории от 29.01.2012 г.;

2) «Положением об этнопедагогической экспедиции», утвержденном на заседании лаборатории от 31.01.2011 г.;

3) «Порядком сдачи, принятия, хранения и использования рукописей необнародованных произведений», утвержденном на заседании лаборатории от 15.01.2012 г. [5].

Основной целью деятельности рукописного фонда является сбор и хранение того, что было накоплено (особенно в рукописном виде) для введения в научный оборот.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• изучение опыта сохранения материалов рукописных фонд в крупных научных библиотеках;

• систематизация и каталогизация материалов фонда;

• формирование единой информационной базы данных;

• увеличение степени доступности культурных ценностей;

• разработка условий и мер по сохранению культурных ценностей;

• создание электронного каталога материалов.

На сегодняшний день в рукописном фонде насчитывается более 300 книг, более 200 электронных ресурсов, около 200 рукописных материалов, более 1000 уникальных фотографий.

Рукописный фонд включает следующие материалы:

• уникальные рукописные материалы;

• уникальные фотографии, собранные путем полевых экспедиций;

• учебники-хрестоматии по народоведению;

• монографии и различные книги;

• фотофильмы для детей по мотивам тувинских народных сказок;

• материалы общеобразовательных школ;

• учебные фотофильмы, видеофильмы и другие материалы.

Первые материалы фонда представлены учебниками-хрестоматиями

по народоведению для 1-7 классов: «Улусчу ужурлар» (Народоведение) -автор Г.Д. Сундуй, «Эр чол» («Удаль молодецская») - автор Б. Казырыкпай, «Кыстыц бYДYЖY» («Девичий нрав») - авторы А.С. Шаалы, В.Г. Монгуш. А также методическими рекомендациями по народоведению «Улусчу педагогика» («Народная педагогика») - авторы Г.Д. Сундуй, Г.К. Ондар; учебно-методическим пособием «Культура традиционной тувинской семьи»; пособием для учащихся для 8-9 классов «Педагогика в тувинской семье» на тувинском языке. Далее фонд пополнился различными учебными видеофильмами и фотофильмами, созданными по материалам учебников-хрестоматий, монографий сотрудников лаборатории таких, как «Мир детства кочевой Азии» Г.Д. Сундуй, «Этнопедагогика тувинского народа» Г.Н. Волкова, К.Б. Салчак и А.С. Шаалы и «Педагогика совести» Г.Д. Сундуй, а также материалы других научных и образовательных учреждений.

Для детей младшего возраста в фонде можно найти перевод на тувинский язык сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» («Ыылааш-сээк») и его электронное приложение, сказку народов мира «Два ручейка» на тувинском языке, тувинскую народную сказку «Ашак, кадай болгаш алдын кушкаш» («Старик, старуха и золотая птичка») с электронным приложением.

Неоценимый вклад при формировании рукописного фонда лаборатории этнопедагогических исследований института представляют полевые материалы различных этнопедагогических экспедиций на территории Республики Тыва, Хакасии, Красноярского края и Новосибирской области, также в Монголии и Китая. К одним из уникальных материалов относятся материалы полевой этнопедагогической экспедиции к памятникам орхоно-енисейской письменности - памятникам, посвященным тюркскому полководцу Кюль-тегину и Билге-Кагану в Архангайском аймаке Монголии. В экспедиции принимали участие научные сотрудники лаборатории и преподаватели Монгольского национального университета. Были зафиксированы уникальные фотографии этих памятников.

Тувинский государственный университет _

Также к уникальным материалам относится фотофильм «Алага оюну» («Нерест окуня») на тувинском языке, созданный научными сотрудниками лаборатории совместно с учителями МБОУ СОШ с. Адыр-Кежиг Тоджинского кожууна и отделом аудиовизуальных и информационных технологий института. Данный фотофильм можно использовать как дополнительный материал по народоведению в 5 классе. Главная цель создания фотофильма - духовно-нравственное воспитание детей на основе экологических традиций тувинцев-тоджинцев.

В нашем фонде можно увидеть уникальные фотографии про жизнь тоджинцев-оленеводов, а также о традиционных формах воспитания детей в условиях круглогодичного кочевого образа жизни. На основе этих материалов планируется выпуск учебно-популярного фильма про жизнь тоджинцев-оленеводов и их детей.

В 2014 г. фонд пополнился обработанным материалом под названием «Книга № 1», который содержит уникальные фотоматериалы, посвященные этнографии детства кочевых народов и жизни ценгельских тувинцев, проживающих в Баян-Улэгейском аймаке. В книге № 1 содержатся фотоматериалы обряда кастрации мелкого рогатого скота и обряда стрижки волос трехлетнего ребенка.

Также в фонде хранятся такие материалы, как: «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы»; контрольный срез по эксперименту «Духовно-нравственное воспитание школьников (на примере творческого наследия М.Б. Кенин-Лопсана) Хондергейской средней общеобразовательной школы» (2012); «Анкеты учащихся 4, 8, 10-х классов Нарынской, Моренской, Эрзинской общеобразовательных школ Эрзинского кожууна по определению уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и функционирования воспитательной системы» (2013); «Контент-анализ уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у обучающихся в общеобразовательных учреждениях Эрзинского кожууна в рамках реализации Концепции духовно-нравственного воспитания личности в образовательных учреждениях Республики Тыва (2014)» и другие.

При анализе цели и задач мы находим несколько насущных проблем.

Во-первых, основной проблемой является потребность в материально-технической базе, предполагающая использование современных компьютерных технологий. Требуется программное обеспечение, которое можно адаптировать к задачам и особенностям рукописного фонда для создания электронного каталога. Сейчас мы пользуемся программным обеспечением АИБС МАРК^Ь

Во-вторых, необходимо создать условия для оптимального хранения материалов (книг, рукописей, электронных ресурсов, фотографий и др.) фонда.

На сегодняшний день фонд продолжает активно пополняться. Мы надеемся, что на основе этих материалов будет написано еще множество интересных научных исследований, касающихся этнопедагогики тувинского народа.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

2. Положение о лаборатории этнопедагогических исследований ГБНУ МОиН РТ «Институт развития национальной школы», утвержденное на заседании лаборатории от 16 марта 2010 года.

3. Положение о рукописном фонде лаборатории этнопедагогических исследований ГБНУ МОиН РТ «Институт развития национальной школы», утвержденное на заседании лаборатории от 29 января 2012 года.

4. Козьмин В.А. Полевая этнография. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 284 с.

5. Положение об этнопедагогической экспедиции лаборатории этнопедагогических исследований ГБНУ МОиН РТ «Институт развития национальной школы», утвержденное на заседании лаборатории от 31 января 2011 года.

Bibliograficheskij spisok

1. Volkov G.N. Etnopedagogika: Ucheb.dlya stud.sred.i vyssh.ped.ucheb.zavedenij. M.: Izdatel'skij centr "Akademija", 1999. - 168 s.

2. Polozhenije o laboratorii etnopedagogicheskikh issledovanij GBNU MOiN RT "Institut razvitija nacional'noj shkoly", utverzhdyonnoje na zasedanii laboratorii ot 16 marta 2010 goda.

3. Polozhenije o rukopisnom fonde laboratorii etnopedagogicheskikh issledovanij GBNU MOiN RT "Institut razvitija nacional'noj shkoly", utverzhdyonnoje na zasedanii laboratorii ot 29 janvarja 2012 goda.

4. Koz'min V.A. Polevaja etnografija. SPb: Izd-vo Sankt-Peterb.universiteta, 2004. 284 s.

5. Polozhenije ob etnopedagogicheskoj ekspedicii laboratorii etnopedagogicheskikh issledovanij GBNU MOiN RT "Institut razvitija nacional'noj shkoly", utverzhdyonnoje na zasedanii laboratorii ot31 janvarja 2011 goda.

Куулар Ангыр-Чечек Викторовна - младший научный сотрудник лаборатории этнопедагогических исследований Института развития национальной школы, e-mail: chechek05@mail.ru

Kuular Angyr-Chechek - junior science researcher of ethnopedagogical researches laboratory of the National school development Institute, e-mail: chechek05@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.