Научная статья на тему 'О формировании психосоматических заболеваний у работников железнодорожного транспорта'

О формировании психосоматических заболеваний у работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н. Н. Малютина, Н. К. Вознесенский, Н. С. Сединина, А. Л. Сединин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании психосоматических заболеваний у работников железнодорожного транспорта»

УДК 616.891

О ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Н.Н.Малютина, Н.К.Вознесенский, Н.С.Сединина, А.Л.Сединин

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А.Вагнера» МЗ РФ, Пермь

Заболевания, среди причин возникновения которых большую роль играют психотравмирующие факторы, напряженные условия труда, эмоциональный стресс называют психосоматическими. Традиционно психосоматическими заболеваниями считаются гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, инфаркт миокарда, мигрень, бронхиальная астма, язвенный колит, нейродермит и др. Ярким примером работы в напряженных условиях является труд на железнодорожном транспорте, который связан с использованием большого числа современных технологий, направленных на увеличение скорости движения, объема перевозок и т.д. Работники железнодорожного транспорта, особенно работники локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов), практически постоянно трудятся в условиях высокого психоэмоцио-нального напряжения, высоких когнитивных нагрузок, воздействия повышенного уровня электромагнитного излучения и общей вибрации, что способствует формированию производственного стресса, который, безусловно, является фактором риска развития психосоматических заболеваний. В условиях современного транспорта работники подвергаются воздействию комплекса факторов, вызывающих острые и пролонгированные реакции. К ним относятся как собственно вредные факторы условий труда и трудового процесса (физические, химические, биологические), так и факторы, связанные с эмоциональной сферой человека (ответственность, удовлетворенность или неудовлетворенность трудом и его результатами и др.). Особенности трудового процесса создают дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника. При повседневном длительном психоэмоциональном напряжении, адаптивная реакция стресс-лимитирующих систем переходит в патогенную. Поэтому в силу особенностей труда в условиях подвижного состава железнодорожного транспорта работники являются группой особого риска развития психосоматических заболеваний. Кроме того, стресс, тревога, депрессия являются значимыми факторами в развитии и прогрессировании ряда соматических заболеваний. Одним из следствий профессиональных стрессов является синдром эмоционального выгорания, который представляет собой набор негативных психологических переживаний, связанных прежде всего с продолжительными и эмоционально насыщенными

нагрузками. Увеличение длительности хронического профессионального стресса у работников приводит к увеличению частоты психосоматических заболеваний. Повышение напряженности трудового процесса влечет за собой увеличение тревожности, невротических симптомов. Работа в ночные часы фактор риска формирования десинхроноза - нарушение суточного биоритма, с расстройством сна, снижением работоспособности, хронической усталости, тревожности и дисфории, способствует развитию артериальной гипертензии.

Профессия машиниста относится к одной из наиболее ответственных и сложных профессий операторского типа, протекающих в условиях дефицита времени и сопряжена с большим нервно-эмоциональным напряжением. Основными факторами трудового процесса машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад являются: монотонность трудового процесса, постоянное нервно-эмоциональное напряжение, связанное с личной ответственностью за жизни пассажиров, высокие когнитивные нагрузки, вынужденное положение с ограничением подвижности, десинхроноз с четырехсменной работой с чередованием дневных и ночных смен по 12 часов за смену, физические факторы. В воздухе рабочей зоны присутствуют химические факторы в виде газов дизельных. Т.о. при выполнении профессиональных обязанностей машинисты и помощники машинистов локомотивных бригад испытывают на себе воздействие целого ряда производственных факторов, способных привести к развитию дистресс-синдрома. Большое внимание уделяется изучению тревожности как черты личности, у работающих в условиях интенсивного труда. Показано, что не только в группе работников локомотивных бригад с психосоматическими заболеваниями достоверно выше доля лиц с высоким уровнем личностной тревожности, но и среди здоровых. Этим людям свойственна тенденция к расширению круга ситуаций, которые воспринимаются как угрожающие, повышенное внимание к отрицательным сигналам извне, подкрепляющим чувство опасности. При оценке влияния профессионального стресса на поведенческие факторы риска у работников локомотивных бригад в группе работников с высоким уровнем стресса достоверно чаще встречались такие факторы, как нерегулярное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела. Для этой группы были характерны факторы, предрасполагающие к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: употребление пива, курение, причем за рабочую смену выкуривалось в 2 раза больше сигарет, чем в выходной день. Дистресс-синдром является существенным патогенетическим механизмом, способствующим возникновению корковой и вегетативной дисфункции, вносит вклад в формирование психосоматических заболеваний, в первую очередь артериальной гипертензии и язвенной болезни.

Выполненные нами исследования показали, что распространенность АГ среди машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад составляет 19,2%. При этом следует иметь ввиду, что к работе в качестве машинистов подвижного состава допускаются лица с АГ 1 - 2 стадии, при условии полной

компенсации и достижении целевого уровня АД, не превышающего 140/90 мм рт ст., а среди причин профнепригодности на долю АГ приходится до 30%. Это свидетельствует о том, что распространенность АГ среди машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад близка к таковой у лиц в возрастной группе 50-55 лет. По нашим данным распространенность язвенной болезни у машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад составила 10,4%. У 46% из них имело место сочетание патологии желудочно-кишечного тракта и сердечнососудистой системы.

Анализ влияния комплекса производственных факторов и условий трудовой деятельности на состояние здоровья машинистов и помощников машинистов локомотивных бригад позволяет сделать заключение о том, что условия данной трудовой деятельности являются фактором риска развития психосоматических заболеваний, к числу которых относятся гипертоническая болезнь и язвенная болезнь желудка и ДПК. Данная заболеваемость имеет тенденцию к повышению числа случаев по мере увеличения стажа работы во вредных или опасных условиях труда и превышающая таковую в группах, не контактирующих с вредными факторами. Выявление производственных факторов риска, своевременная оценка психического и соматического здоровья, а также прогнозирование возможности развития психосоматической патологии являются важной задачей для сохранения здоровья работающих в напряженных условиях труда на железнодорожном транспорте.

УДК 613.6:546.76

ММЦТ ДЕРЕКТЕР1 БОЙЫНША ХРОМ 0НД1Р1СШДЕГ1 ЖУМЫСКЕРЛЕРДЩ ДЕНСАУЛЬЩ ЖАГДАЙЫ

1 2 11 А.А Мусина , А.А.Исмаилова , Ш. Елубаева , Г.К Ерденова

«Астана медицина университета» А^, Астана1 «С.Сейфуллин атындагы казак агротехникалык университета» А^ , Астана 2

Мерзiмдi медициналык карап тексерулер (ММ^Т) кэагспк жэне eндiрiс жагдайында ауруларды дамыту Yшiн тэуекел факторлары болган кезде жумыскер-лердщ денсаулык жагдайына бакылау жYрriзудщ кабылданган элемдiк тэж1рибе. Аурулардыц алдын-ала белгiлерiне кещл бeлiнедi, себебi бул алдын алу кагида-сына, тиiмдi араласу мYмкiндiгiне жэне терапиялык жэне оцалту шаралары аркы-лы керi дамуга кол жетюзудщ Yлкен ыктималдыгына, баска жумыска уакытша немесе туракты тYрде кeшуiне сэйкес келедь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.