Научная статья на тему 'Этиологические и другие факторы развития артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта'

Этиологические и другие факторы развития артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
548
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / АДАПТАЦИЯ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МАШИНИСТЫ ЛОКОМОТИВОВ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Корженевская О.Р., Севериновская Е.В.

Проанализировано эндогенные и экзогенные факторы, которые влияют на уровень артериального давления и вызывают артериальную гипертензию у железнодорожников Пятихатского депо. Выяснено, что главными факторами, влияющими на развитие гипертензионного заболевания, есть постоянное напряжение, тяжелая наследственность, повышенное употребление в пищу хлорида натрия(<6 г/сутки), избыточный вес тела (>25-29 кг/мг), нарушение обмена холестерина (≤1 ммоль; 40 мг/дл), повышение АД к «опасным значениям» (≥140-159 ≥90-99), возраст пациентов свыше 40 лет. Менее значимые факторы: гиподимамия, употребление алкоголя, шум, вибрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этиологические и другие факторы развития артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта»

УДК-612.017.2 612.014 572.783

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Проанализировано эндогенные и экзогенные факторы, которые влияют на уровень артериального давления и вызывают артериальную гипертензию у железнодорожников Пятихатского депо. Выяснено, что главными факторами, влияющими на развитие гипертензионного заболевания, есть постоянное напряжение, тяжелая наследственность, повышенное употребление в пищу хлорида натрия(<6 г/сутки), избыточный вес тела (>25-29 кг/мг), нарушение обмена холестерина (<1 ммоль; 40 мг/дл), повышение АД к «опасным значениям» (>140-159 - >90-99), возраст пациентов свыше 40 лет. Менее значимые факторы: гиподимамия, употребление алкоголя, шум, вибрация.

Ключевые слова: артериальная гипертензия, адаптация, сердечно-сосудистые заболевания, машинисты локомотивов.

Работа является фрагментом НИР "Местные и центральные физиологические механизмы адаптационно-компенсаторных реакций организма"№ госрегистрации 013и000014.

Исследования специалистов по гигиене труда [1, 7] показывают, что труд работников основных железнодорожных профессий, протекает в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексным воздействием вредных и опасных производственных факторов. Особенно это касается машинистов локомотивов, работа которых сопровождается интенсивным длительным психоэмоциональным напряжением, сочетающимся с постоянными острыми стрессовыми ситуациями и необходимостью работать в круглосуточном режиме, что, прежде всего, приводит к снижению функциональных резервов системы кровообращения [2, 3, 15], а в дальнейшем - к десинхронизации суточных ритмов и изменениям интегративной деятельности головного мозга. Согласно современным представлениям, системная дисрегуляторная дисфункция и дезадаптация играют решающую роль в формировании артериальной гипертензии (АГ), содействуют развитию гипертрофии левого желудочка [5, 6, 7, 11, 16]. Наличие АГ связано с увеличением риска развития сердечно-сосудистых осложнений и смертности, процент которых, несмотря на достигнутые успехи в лечении АГ, остается достаточно высоким. Особенно опасно развитие острых осложнений у машинистов локомотивов дальних рейсов во время рабочей смены. Методы лечения АГ предполагают не только медикаментозное снижение АД, но и коррекцию нарушений функционального состояния всего организма и резервов адаптации [8, 10]. Поиск новых медицинских технологий для улучшения результатов лечения АГ, направленных на повышение неспецифических механизмов адаптации, функциональных резервов сердечнососудистой системы и разработка восстановительных программ психофизиологической коррекции на поликлиническом этапе реабилитации являются актуальнымина сегодняшний день.

Целью работы было изучение этиологических и других факторов развития артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта, рассмотрение полученных данных исследования для составления профессиограмм работников движимого состава.

Материал и методы исследования. Все испытуемые экспериментальных групп были зрелого трудоспособного возраста 35-50 лет с диагнозом артериальная гипертензия. В зависимости от уровня физической нагрузки и влияния вредных факторов сформировали три группы: I (20 человек) - рабочие комплексных бригад, испытывающие на рабочем месте влияние вибрации, пыли, шума, повышенной влажности, работа которых связана со значительными статическими физическими нагрузками (машинисты локомотивов, помощники машинистов), II (20 человек) - руководители, профессионалы, специалисты и технические служащие (РПС и ТС), работающие в условиях железнодорожного производства, но не испытывающие влияния вредных факторов. В каждой группе были выделены подгруппы железнодорожников со стажем работы от 5 до 10 лет, и от 10 до 20 лет. Среди обследованных групп 33 (55 %) железнодорожника курили. Группу сравнения (III) составили 20 практически здоровых лиц, работающих в условиях железнодорожной отрасли. В этой группе 10 человек (50 %) имели склонность к табакокурению. Исследования были проведены на базе медицинского пункта локомотивного депо и клинического заведения "Железнодорожная узловая больница" города Пятихатки (Украина).

Все испытуемые проходили общеклиническое стандартное обследование. АГ диагностировали согласно рекомендациям Ассоциации кардиологов Украины. Степень артериальной гипертензии у машинистов определяли в зависимости от уровня повышенного АД.

С помощью опроса фиксировали жалобы и наличие факторов, которые ухудшают течение артериальной гипертензии - курение, злоупотребление солью и алкоголем, прием медикаментов (нестероидные противовоспалительные средства, симпатомиметики, трицикличные антидепрессанты), которые усиливают гипертензию. В опросе учитывали оценку испытуемыми особенностей условий их трудового процесса, используя шкалу SCORE. Все результаты обрабатывались статистически. Для сравнения средних значений использован t - критерий Стьюдента. Достоверной считали разницу при p< 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Выяснено, что у рабочих локомотивных бригад развитие нейроциркуляторной дистонии (НЦД), гипертонической болезни (ГБ), ишемической болезни сердца (БХС) значительно превышает популяционные показатели в Украине [4], что связано со сложностью производственных условий. Анализ факторов, влияющих на производственную деятельность машинистов электровозов и на механизм формирования ГБ, показывает, что вместе с неблагоприятными производственными факторами, на развитие этой патологии влияют также и генетические составляющие, а именно: повышенная реактивность симпато-адреналиновой системы, гиперкинетический тип кровообращения, чрезмерная масса тела, инсулинорезистентность, повышение периферического сосудистого сопротивления [1, 2, 7, 13, 14].

Наши данные свидетельствуют, что на развитие болезней сердечнососудистой системы у 82,3 % работников ведущих профессий на железной дороге воздействуют факторы риска разной этиологии, у 31,9 % - эту патологию вызывают два фактора риска, у 10,9 % - три. Основными из них у 58,0 % исследованных является курение, у 47,1 % - чрезмерная масса тела, у 53,0 % -малоактивный образ жизни. Факторы риска вместе с многочисленными профессиональными составляющими значительно повышают риск заболеваемости ГБ, ИБС и НЦД. Следует отметить, что как у испытуемых I группы (машинистов локомотивов и их помощников) с АГ, так и у испытуемых II группы (РПС и ТС) отмечали случаи ожирения и развитие остеоартроза. Перечень наиболее частых сопутствующих заболеваний представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сопутствующая патология у работников железной дороги с АГ_

Сопутствующие патологии Частота проявления у испытуемых с АГ,%

I группа (машинисты локомотивов) II группа (РПС и ТС)

Ожирение 10,1+0,02 33,3±2,4*

Остеоартроз 9,1 +0,03 16,6±1,6*

Варикоз 10,1 +0,01 8,3±0,8

Язвенная болезнь, гастрит, дуоденит 9,1+0,02 33,3±1,2*

Дисциркуляторная энцефалопатия 18,2+0,04 58,3±3,9*

Хронический пиелонефрит 4,5+0,01 -

Ишемическое заболевание сердца 12,6+0,2 -

Заболевание мочеполовой системы 9,1+0,01 -

Сахарный диабет 4,5+0,1 -

* - достоверно относительно I группы, при p<0,05.

Процент наличия эндогенных факторов у испытуемых с артериальной гипертензией приведен в таблице 2. По нашим данным, генетическая зависимость (обремененная наследственность относительно гипертонической болезни, ИБС, атеросклероза) развития артериальной гипертензии наблюдалась среди всех групп исследованных. В тоже время гиперкинетический тип кровообращения и признаки гиперактивации симпатичной нервной системы чаще наблюдали среди машинистов локомотивов. Отметим, что именно такие патологии являются характерными в условиях тяжелого и напряженного трудового ритма [5, 10].

Таблица 2

Наличие эндогенных факторов у работников железной дороги, влияющих на развитие

артериальной гипертензии

Эндогенные факторы Частота проявления у испытуемых с АГ,%

I группа II группа

Генетические факторы АГ 27,3+2,5 66,7±2,3*

Ожирение 29,9+4,3 33,3±2,8*

Гиперкинетический тип кровообращения 45,5+8,2 8,3±2,7*

Гиперактивность симпатичной нервной системы 50,0+9,0 58,3±12,4*

* - достоверно относительно I группы, при p<0,05.

В дальнейшем были проанализированы возможные экзогенные причины развития артериальной гипертензии (табл. 3). Установили, что лица II группы злоупотребляли солью и алкоголем, тогда как обследуемые I группы чаще имели пагубную привычку курить. Сбой биологических ритмов (работа в ночное время) характерен для машинистов локомотивов электровозов. Тяжелые физические нагрузки статического характера, влияние метеорологических факторов, шума и вибрации больше характерны для труда монтеров пути (II группа).

Таблица 3

Частота влияния экзогенных факторов на развитие артериальной гипертензии

Экзогенные факторы Частота проявления и влияния у испытуемых с АГ,%

I группа II группа

Чрезмерное употребление соли с едой 22,7±2,6 66,7±3,3*

Курение 90,4±10,1 33,3±2,8*

Работа в ночное изменение 100,0±12,1 58,3±4,4

Тяжелые статические нагрузки 9,1±1,3 16,7±2,3*

Влияние метеорологических русловий (низких и высоких температур) инсоляции, перегревания 100,0±13,1 33,3±2,4*

Влияние вибрации 100,0±12,4 -

Влияние шума 100,0±12,1 -

Употребление алкоголя 45,5±2,2 33,3±2,4*

Употребление кофеина 72,7±15,1 41,7±2,6

* - достоверно относительно I группы, при р<0,05.

Отметим, что курение существенно повышает риск развития ИБС и ишемических инсультов у больных гипертензией, независимо от возраста. Риск кардиоваскулярной смерти у курильщиков-мужчин в возрасте до 65 лет в два раза выше, чем у тех, кто не имеет этой привычки. Повышение индекса массы тела до 25-29 кг/м2 (в норме 18,5-24,9) способствует росту риска развития ИБС на 70%, а если индекс достигает значений 29-33 кг/м2 - увеличивается в три раза. Уменьшение потребления алкоголя снижает риск ИБС на 30-40 %. Вазопрессорный эффект алкоголя наблюдается у 80 человек, болеющих гипертензией. Во время лечения артериальной гипертензии употребление соли следует уменьшить до 6 г за сутки. Курение, чрезмерная масса тела, потребления алкоголя и соли - факторы развитиягипертензии и ИБС, коррекция которых зависит от желания и воли человека [1, 6, 9, 11, 15].

В таблице 4 приведены неблагоприятные факторы производственной деятельности, влияющие на развитие артериальной гипертензии у машинистов электровозов.

Таблица 4

Неблагоприятные факторы производственной деятельности машинистов локомотивов,

влияющие на развитие артериальной гипертензии

Неблагоприятные факторы Эффекты

Отсутствие перерывов, робота в течение суток или в ночное время Нарушения биоритмов регуляции артериального давления

Влияние интенсивного шума и вибрации Периферический спазм артерий

Нервно-эмоциональное перенапряжение, связанное с концентрацией внимания и зрения и необходимость быстро оценивать переменчивую ситуацию, принимать адекватное решение Гиперактивация симпатической нервной системы

Отметим, что среди неблагоприятных факторов преобладают: напряженная работа без перерывов и необходимость концентрации внимания; влияние шума и вибрации, нервно-эмоциональное напряжение, которые являются важным звеном формирования психосоматических заболеваний [2, 3, 8, 13, 14].

Учитывая все вышеизложенное, предлагается при назначении лечения учитывать не только уровень АД, но и влияние неблагоприятных энто- и экзогенных факторов. Терапия должна быть направлена на коррекцию уровня давления не только с учетом антигипертензивных препаратов, но и, при необходимости, препаратов нормализующих вес тела и уровень общего холестерина,лечение зависимости табакокурения, и коррекцию других факторов: лечение нарушений обмена глюкозы при сахарном диабете или толерантности к глюкозе, ограничение употребления кухонной соли, отказ от чрезмерного употребления алкоголя.

1. Установлена высокая распространенность неблагоприятных (эндо- и экзогенных) факторов риска сердечно-сосудистых и сопутствующих заболеваний среди машинистов.

2. Вследствие воздействия эндогенных и экзогенных факторов у машинистов локомотивного депо с АГ выявлена структурная перестройка ЛЖ, частота которой нарастает со степенью АГ и длительностью заболевания.

3. Построение профессиограмм должно проводиться на основе профессиональных, личностно-интеллектуальных и психофизиологиче-ских признаков, учитывая все факторы, влияющие на организм на сегодняшний день.

4. Комплекс методик оценки железнодорожного персонала с помощью профессиограмм позволит разработать программы управления персоналом (формирование мотивации к труду, создание кадрового резерва, повышение квалификации и развитие работников, кадровое планирование и др.).

1. Боярчук И. Ф. Достижения и перспективы в области гигиены труда на железнодорожном транспорте. Актовая речь по случаю 73летия ВНИИ железнодорожной гигиены / И. Ф. Боярчук // - М., - 1998. - 20 с.

2. Горбась I. М. Фактори ризику серцево-судинних захворювань: поширешсть i контроль / I. М. Горбась // Здоров'я Украши. - 2007. - № 21/1 (дод.). - 62-63 с.

3. Жижневская А. А. О взаимосвязи заболеваемости машинистов железнодорожного транспорта и их помощников с условиями труда / А. А. Жижневская, В. А. Лисобей // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2006. -№ 3 (5).

- С. 69-73.

4. Звт по захворюваннях робтиюв П'ятихатського локомотивного депо за 2006 - 2011роки.

5. Звершхановський Ф. А Особливост переб^у артерiальноi ппертензп у пращвниюв локомотивних бригад: вплив виробничих чинниюв, яюсть життя, лжування, профшактичш заходи / Ф. А. Звершхановський, О. Б. Праць, В. М. Жолоб [та ш.] // Мед. залiзн. трансп. Украши. - 2004. -№ 1. - С. 81-85.

6. Капцов В. А. Производственно профессиональный риск железнодорожников / В. А. Капцов, А. П. Мезенцев, В. Б. Панкова //- М: ООО фирма «Реинфор», - 2006. - 350 с.

7. Лисобей В. А. Заболеваемость работников транспорта / В. А. Лисобей. - Одесса: Черноморье, - 2005. - 262 с.

8. Мартынова А. Г. Артериальная гипертония и масса тела. Решенные и нерешенные проблемы / А. Г. Мартынова, А. И. Кодочигова, В. Ф. Киричук [и др.] // Клин. медицина. - 2005. -№ 8. - С. 32-36.

9. Кколенко В. Ю. Особливост артерiальноl ппертензп у монтерiв шляху i машишсив електровозiв залiзницi / В. Ю Нколенко, Д. О. Ластка, Г. А. 1гнатенко [та ш.] // Мед. залiзн. трансп. Украши. - 2003. -№ 5. - С 36-43.

10. Яворський М. Ю. Клтачна ощнка функщональних проб, що проводяться тд час передрейсових медичних оглядiв пращвниюв локомотивних бригад / М. Ю. Яворський, В. М. Жолоб, А. Л. Борщак [та ш.] // Медицина трансп. Украши. -2005. -№ 1(13) - С. 23-27.

11. Heran B. S. Angiotensin receptor blockers for heart failure / B. S. Heran, V. M. Musini, K. Bassett [et al.] // Cochrane Database Syst. Rev. - 2012. -№4. - Р. CD003040.

12. Grossman E. G. Druginduced Hypertension: An Unappreciated Cause of Secondary Hypertension / E. G Grossman, F. H.Messerli // Am. J. Med. - 2012. - Vol. 125. - P. 14-22.

13. Klarenbach S. W. Program Identification of factors driving differences in cost effectiveness of first-line pharmacological therapy for uncomplicated hypertension / S. W. Klarenbach, F. A. McAlister, H. T. Johansen [et al.] // Canadian Hypertension Education / The Canadian journal of cardiology.- 2010. - Vol. 26. - P. 158-163.

14. Mesas A. E. The effect of coffee on blood pressure and cardiovascular disease in hypertensive individuals: A systematic review and meta-analysis / A. E. Mesas, L. M. Leon-Muñoz, F. Rodriguez-Artalejo [et al.] // Am. J. Clin. Nutr. -2011. - Vol. 94.

- Р. 1113-1126.

15. Esler M. Point: Chronic activation of the sympathetic nervous system is the dominant contributor to systemic hypertension / М. Esler, E. Lambert, M. Schlaich // J. Appl. Physiol.-2010. - Vol. 109. -P. 6-8.

16. Papadopoulos D. P. Hypertension crisis/ D. P. Papadopoulos, I. Mourouzis, C. Thomopoulos [et al.] // Blood Press. - 2010. -Vol. 19. - P. 28-36.

17. Sever P. S. Hypertension management 2011: optimal combination therapy / P. S. Sever, F. H. Messerli // Eur. Heart J.-2011.

- Vol. 32.-P. 499-506.

18. White C. M. Summary of AHRQ's comparative effectiveness review of angiotensin-converting enzyme inhibitors or angiotensin II receptor blockers added to standard medical therapy for treating stable ischemic heart disease / C. M. White, L. Greene // J. Manag. Care Pharm. - 2011. - Vol. 17(5 Suppl). - P. 1-15.

ЕТЮЛОГ1ЧН1 ТА 1НШ1 ФАКТОРИ РОЗВИТКУ АРТЕРIАЛЬНОÏ ППЕРТЕНЗП У ПРАЦ1ВНИК1В ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ Корженевська Е. Р., Северишвська С. В.

Проаналiзовано ендогенш та екзогенш фактори, яю впливають на piBeHb артерiального тиску i викликають артерiальну гшертензто у залiзничникiв П'ятихатського депо. З'ясовано, що головними чинниками, що впливають на розвиток гипертензионного захворювання, е постшна напруга, важка спадковють, тдвищене вживання в 1'жу хлориду натрто (<6 г / добу), надмiрна вага тша (> 25-29 кг / мг), порушення обмшу холестерину ( <1 ммоль; 40 мг / дл), тдвищення артерiального тиску до «небезпечним значенням» (>140-159 -

ETIOLOGICAL AND OTHER FACTORS OF HYPERTENSION IN RAILWAY EMPLOYEES Korzenevskaya E.P., Severinovskaya E.V.

Presence of arterial hypertension is connected with significant increase in risk of development of cardiovascular complications and the mortality which percent, despite achieved success in treatment of arterial hypertension, remains rather high. Development of sharp complications in drivers is especially dangerous during a shift. Search of new medical technologies from improvement of the results of treatment of arterial hypertensia directed on increase in nonspecific mechanisms of adaptation, functional reserves of

>90-99), вж пащен™ понад 40 роюв. Менш значи]ш фактори: cardiovascular system and an elaborationof the updating

гiподiмамiя, вживання алкоголю, шум, вiбрацiя. programs from psychophysiological correction at a

Ключовi слова: артерiальна гiпертензiя, адаптащя, polyclinic stage of rehabilitation is actual today. серцево-судинш захворювання, машишсти локомотивiв. Key words: аrterial hypertension, adaptation, cardio-

vascular system, locomotive engine drivers. Стаття надiйшла 15.05.2015 р. Рецензент Катеринчук I.П.

УДК 616-071.3:675.1:611.984:612.655/.656

ОСОБЛИВОСТ1 РОЗПОД1ЛУ СОМАТОТИП1В У ЗДОРОВИХ I ХВОРИХ НА М1ОП1Ю ХЛОПЧИК1В I Д1ВЧАТОК, С1ЛЬСЬКИХ МЕШКАНЦ1В ПОД1ЛЬСЬКОГО РЕГ1ОНУ

УКРА1НИ

У здорових i хворих на мiопiю хлопчиюв та дiвчаток перiоду другого дитинства, сшьських мешканцiв Подiльського регiону Украши встановлено особливостi розподiлу соматотипiв. У хворих дiвчаток порiвняно iз здоровими зареестровано бiльшу вiдсоткову частку ендоморфiв та меншу - ектоморфiв; мiж здоровими i хворими хлопчиками не встановлено достовiрних вiдмiнностей або тенденцш вiдмiнностей величини вiдсотковоi частки рiзних соматотипiв. При спiвставленнi розподiлу соматотитв мiж здоровими або хворими хлопчиками i дiвчатками визначено, що у здорових хлопчиюв переважае мезоморфний i екто-мезоморфний соматотип, а у здорових дiвчаток - ектоморфний i середнш промiжний соматотип; мiж хворими хлопчиками i дiвчатками прояви статевого диморфiзму згладжуються - у хворих дiвчаток встановлено бiльший вiдсоток ендоморфiв, а у хворих хлопчиюв - мезоморфiв.

Ключов! слова: хлопчики, д1вчатка, розподш соматотитв, мюшя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Робота е фрагментом НДР "Розробка нормативних критерйв здоров'я рiзних вжових та статевих груп населення на основi вивчення антропогенетичних та фiзiологiчних характеристик оргашзму з метою визначення маркерiв мультифакторiальних захворювань" (№ державноI реестраци 0103и008992).

Мютя е найпоширетшою очною патолопею у дгтей i шдштюв. Прогресуюча короткозорють попршуе професшну адаптацию дггей та шдлптав, потребуе постiйноi корекцп окулярами або лшзами, знижуе яюсть життя та впливае на розвиток соматичноi патологii [7]. В и патогенезi простежуеться роль гемодина]шчних, спадкових, метаболiчних факторiв [1]. Багато дослiдникiв вказують на зв'язок мюпп з подовженням передньозадньоi вiсi, величиною i формою очного яблука, розвитком очних м'язiв, а також з особливостями системноi i церебральноi гемодинамiки [8, 11].

Останнiм часом з'явилося чимало публшацш, метою яких була комплексна оцшка фiзичного розвитку ошб у рiзних регiонах i дослiдження перебiгу у них рiзних захворювань в залежностi вiд соматотипу [5, 9]. Беручи до уваги медико-сощальну значимiсть проблеми мiопii, увагу дослщниюв стали привертати питання взаемозв'язку п з конституцiональними особливостями оргашзму [12, 13]. Проте результати даних дослщжень досить суперечливi i 1'х важко спiвставляти, що зумовлено рiзнорiднiстю 1'х завдань i методичних пiдходiв, якi застосовуються у дослiдженнях та репональними вiдмiнностями дослiджуваних у фiзичному розвитку. Необхiдно вiдмiтити, що в дослщженнях О.П. Богачука, I.В. Гунаса i I.Р. Салдана [2] проводилось вивчення особливостей антропометричних i соматотиполопчних показникiв у здорових i хворих на мюшю сiльських хлопчикiв i дiвчаток Подiлля перiоду другого дитинства. Однак розподш саме на рiзнi соматотипи автори не проводили. А зпдно багаточисельних дослщжень [4, 10, 12] саме розподш вибiрки на рiзнi конституцiональнi типи дозволяе отримати найбшьш коректнi результати.

Метою роботи було встановлення особливостей розподiлу соматотитв у здорових i хворих на мюшю хлопчиюв та дiвчаток перюду другого дитинства, сiльських мешканцiв Подшьського регiону Украхни.

Матерiал та методи дослщження. Iз банку даних науково-дослщного центру Вiнницького нацiонального медичного ушверситету iменi М.I. Пирогова взятi первинш антропометричнi i соматотипологiчнi показники практично здорових i хворих на мюшю дiвчаток та хлопчикiв перiоду другого дитинства [6] (63 здорових i 46 хворих на мюшю хлопчиюв вшом вщ 9 до 12 роюв та 54 здорових i 49 хворих на мюшю дiвчаток вшом вiд 9 до 11 роюв), яю у третьому поколiннi проживали у сшьський мiсцевостi на територп Подiльського регiону Украiни. Середнiй вш у вiдповiдних групах дiтей складав: здоровi хлопчики - 10,05±0,17, хворi на мiопiю хлопчики -10,13±0,22 (р>0,05); здоровi дiвчатка - 9,333±0,142, хворi на мiопiю дiвчатка - 9,592±0,151 (р>0,05). Антропометричне обстеження шдл^юв було проведено згiдно зi схемою В.В.Бунака [3];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.