Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ'

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / ВУЗЫ МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слуев Владимир Иванович, Крылов Андрей Николаевич

В статье рассмотрен ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать преподаватель физики вуза МЧС России для своей успешной деятельности. Указаны основные аспекты личности преподавателя, влияющие на эффективность учебного и воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слуев Владимир Иванович, Крылов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PHYSICS TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The article studies a range of professional skills which Physics teachers of Higher Educational Establishments of Emercom of Russia should possess for their successful work. The authors of the article outline the main aspects of a personality of a teacher that influence the effectiveness of educational and upbringing process.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ»

Слуев В. И., Крылов А. Н.

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

В статье рассмотрен ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать преподаватель физики вуза МЧС России для своей успешной деятельности. Указаны основные аспекты личности преподавателя, влияющие на эффективность учебного и воспитательного процесса.

Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя, преподавание физики, вузы МЧС России.

Sluev V., Krylov A.

ON FORMATION OF THE PROFESSIONAL

COMPETENCE OF PHYSICS TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The article studies a range of professional skills which Physics teachers of Higher Educational Establishments of Emercom of Russia should possess for their successful work. The authors of the article outline the main aspects of a personality of a teacher that influence the effectiveness of educational and upbringing process.

Keywords: professional competence of the teacher, teaching of Physics, Higher Educational Establishments of Emercom of Russia.

ствующие качественной реализации деятельности в определённых областях [1]. В научной литературе иногда используется понятие компетенции, представляющей собой область деятельности, с которой выпускник вуза хорошо осведомлён, обладает необходимыми знаниями и опытом [1, 2]. Он должен быть компетентным и способным предвидеть и решать профессиональные задачи для того, чтобы достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности. Очевидно, что для реализации учебного процесса необходимы преподаватели, умеющие осуществить компетентностный подход [1-3].

В основе успешной деятельности преподавателя вуза должна быть профессиональная компетентность. Аспекты этого вопроса рассматривались в ряде работ, например [1-6]. Для преподавателей физики в вузах МЧС России можно сформулировать ряд следующих необходимых компетенций.

В настоящее время в общественной практике высшего образования наблюдается устойчивая тенденция постепенного перехода от понятия «знание» к понятию «компетентность». В связи с этим, для повышения качества подготовки обучаемых в вузах произошёл переход на федеральные государственные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования, по которым предусмотрена подготовка компетентного, духовно-нравственного и социально-ориентированного профессионализма. Обычно под компетентностью подразумеваются свойства личности, способ-

ПРЕДМЕТНО-НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Обычно под этим подразумевается глубокое знание научных основ курса физики, умение решать задачи всех изучаемых разделов. Повышению профессионального уровня преподавателя физики способствует обобщение собственного опыта педагогической деятельности, обучение с отрывом от основной работы на факультетах физики в университетах, выполнение диссертационных исследований, разработка учебных и учебно-методических пособий и рекомендаций,

участие в работе конференций и симпозиумов, написание статей, монографий. Одним из результатов изучения физики в вузах МЧС России является создание теоретического фундамента для специальных дисциплин (пожарная тактика, пожарная техника, пожарная автоматика, пожарная безопасность технологических процессов, противопожарное водоснабжение, пожарная безопасность в строительстве) [6].

со специальными кафедрами, самостоятельно изучая курсы специальных дисциплин, обучаясь на курсах повышения квалификации сотрудников МЧС России, участвуя в учениях по гражданской обороне, государственному пожарному надзору, пожаротушению и т. д., а также в работе международных научно-практических конференций по обеспечению безопасности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Обучаемые на каждом занятии по физике должны видеть связь изучаемых законов с теми мероприятиями, которые необходимы для обеспечения пожарной безопасности [7, 8]. В связи с этим необходимо, чтобы, помимо знания курса физики в объёме университетского обучения, преподаватель имел представление о теоретических основах обеспечения пожарной безопасности. Овладеть этими знаниями можно, участвуя в совместных научных работах

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Одним из основных видов деятельности преподавателя является педагогическая работа [1]. Считается, что педагогические умения - это совокупные действия преподавателя, в основе которых лежат следующие способности:

- формулирование педагогических задач на основе анализа педагогической ситуации;

- совершенствование профессионального мастерства;

- поддержание необходимого уровня общения с обучаемыми;

Основные аспекты личности преподавателя, оказывающие существенное влияние на эффективность учебного и воспитательного процесса

- реализация творческих возможностей и знаний современных технологий обучения дисциплине;

- проведение воспитательной работы среди учащихся.

Таким образом, преподаватель должен обладать не только научными знаниями и активно участвовать в научной работе, но и владеть технологией обучения. Кроме этого, важную роль в учебном процессе играет личность преподавателя [1]. На рисунке отмечены некоторые аспекты личности преподавателя, оказывающие существенное влияние на эффективность учебного процесса. В состав педагогической компетенции преподавателя физики можно включить следующие навыки:

- самостоятельный подбор материала, определение методики обучения и технических средств с учётом уровня и направления подготовки учащихся, вида занятия (лекция, практическое занятие, лабораторная работа);

- доступное и интересное для данной категории обучаемых изложение учебного материала в соответствии с рабочей программой;

- совершенствование педагогического мастерства на основе анализа посещённых занятий, проводимых другими педагогами;

- обмен педагогическим опытом с другими преподавателями;

- использование на занятиях ситуаций, возникающих при обеспечении пожарной безопасности, в качестве примера проявления законов физики.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Одной из причин ошибок и упущений педагога часто выступает недостаточный уровень его психологических знаний. Сюда можно отнести стиль общения, который может стать причиной осложнений во взаимоотношениях с обучаемыми.

Как известно, психологическая компетенция преподавателя является следствием его психолого-педагогической подготовки и самообразования, духовного постижения социального и собственного жизненного опыта во взаимоотношениях с окружающим миром. Она реализуется, прежде всего, во взаимоотношениях с учащимися. Преподавателю для успешной работы необходимо уметь общаться с аудиторией [9-11]. В этом случае он найдёт отклик аудитории, занятие пройдёт продуктивно, а поставленная цель будет достигнута. Для повышения уровня психологической компетенции необходимо повышение уровня психологических знаний о педагогической деятельности, формирование профессионального мышления педагога и, прежде всего, самоанализа. Значительную помощь может оказать система подготовки преподавателей высшей школы.

Одной из основ успешной реализации процесса обучения является профес сиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, которая позволяет:

- сформировать совокупность предметных, межпредметных и личностных аспектов образования;

- разработать новые учебно-методические материалы и принципы их реализации с учётом современных требований к содержанию подготовки по физике;

- использовать новые образовательные технологии;

- сформировать и совершенствовать оценочные средства знаний учащихся (компетентностно-ориентированные тесты и ситуационные задачи);

- разработать ситуационно-методические задачи для совершенствования методической подготовки начинающих преподавателей.

Для успешной деятельности преподавателю физики в вузах МЧС России необходимо обладать рядом умений и навыков,

которые в совокупности составляют его профессиональную компетентность. Кроме глубокого знания физики, он должен быть компетентен в области обеспечения пожарной безопасности, а также обладать знаниями психологии и педагогики в об-

разовании. Высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, основанной на развитии творческих и познавательных способностей, является основой повышения качества образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким Г. Н. и др. О формировании профессиональной компетентности преподавателя рыбо-хозяйственного вуза в рамках ФГОС ВПО // Рыбное хозяйство. - 2012. - № 1. - С. 25-28.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Пара-дигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

3. Копытова Н. Е., Макарова Л. Н, Шар-шов И. А. Компетентно-ориентированное повышение квалификации преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1. - С. 41-44.

4. Симонов-Емельянов И. Д. Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения // Высшее образование в России. -2010. - № 6. - С. 56-62.

5. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 72-77.

6. Слуев В. И, Ванюшкин В. П., Крылов А. Н. О роли физики при подготовке инженеров МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2011. - № 2. - С. 31-36.

7. Слуев В. И. Физика и культура безопасности общества. Монография. - М., 2002.

8. Слуев В. И. Пожары, катастрофы и безопасность людей в задачах по физике. Учебное пособие. - М.: МИПБ МВД РФ, 1998.

9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - Мн., 1978.

10. Безбородько М. Д. Технология подготовки лекции: Практические советы начинающим лекторам. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.

11. Безбородько М. Д. Методика подготовки и проведения практических занятий. Учебно-методическое пособие для адъюнктов и начинающих преподавателей. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.