Научная статья на тему 'О формировании правовой базы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства'

О формировании правовой базы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / ПРИНЦИПЫ СЕЛЬ-СКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ / PRINCIPLES OF AGRICULTURAL INSURANCE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАС-НОСТЬ / FOOD SECURITY / СТРАХОВЫЕ РИСКИ / INSURANCE RISKS / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. / SELF-REGULATING INSURANCE ORGANIZATIONS / STATE SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашкин Е. И., Егоров Д. И.

В статье осуществлен всесторонний анализ внесенных в Государственную думу законопроектов о сельскохозяйственном страховании с финансовой поддержкой государства. Выявлены слабые стороны законопроектов, касающиеся принципов сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства. Сформирован ряд положений, обеспечивающих построение эффективной страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article thoroughly analyses bills concerning agricultural insurance with state financial support that were submitted to the State Duma. Drawbacks of these bills were identified and concepts providing the effective protection of agricultural producers were advanced.

Текст научной работы на тему «О формировании правовой базы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства»

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

Д-р экон. наук Е. И. Ивашкин Д. И. Егоров

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ С ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ГОСУДАРСТВА

В статье осуществлен всесторонний анализ внесенных в Государственную думу законопроектов о сельскохозяйственном страховании с финансовой поддержкой государства. Выявлены слабые стороны законопроектов, касающиеся принципов сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства. Сформирован ряд положений, обеспечивающих построение эффективной страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевые слова: государственные субсидии, принципы сельскохозяйственного страхования, продовольственная безопасность, страховые риски, саморегулируемые страховые организации.

Одна из центральных проблем национальной экономики - обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. В настоящее время Россия зависит от поставок продовольствия из-за рубежа по целому ряду сельскохозяйственной продукции. Так, удовлетворение потребностей населения в мясо-молочной продукции на 60-70% осуществляется за счет импортных поставок. Между тем Россия располагает всеми необходимыми ресурсами, в первую очередь земельными, для полного обеспечения потребностей населения в продовольствии. В частности, треть всех мировых черноземов находится в России. По оценкам экспертов ООН, Россия располагает ресурсами, позволяющими обеспечить продовольствием 2 млрд. населения планеты.

Сельскохозяйственное производство отличается особой рисковой средой, в которой проявляются опасные природно-естественные риски, существенно влияющие на результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей. Лишь за 2002-2006 гг. убытки в сельском хозяйстве России составили порядка 100 млрд. рублей. Среди методов управления сельскохозяйственными рисками в рыночной экономике большое значение имеет страхование, которое за рубежом, как правило, осуществляется с финансовой поддержкой государства и выступает важным экономическим механизмом стимулирования устойчивого развития сельскохозяйственного сектора экономики. В отдельных странах соответст-

вующая финансовая поддержка обеспечивает до 100% возмещение страховых расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Отлаженная правовая система государственной финансовой поддержки страхования сельскохозяйственных рисков в России пока не сформировалась, и соответствующее регулирование обеспечивается ежегодно издающимся приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В настоящее время в Государственную думу внесены два законопроекта, определяющие правовые основы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства: «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой» и «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». Названия законопроектов похожи, но более точно государственный аспект поддержки сельскохозяйственного страхования сформулирован в названии первого законопроекта. Если второй законопроект носит концептуальный характер, является достаточно лаконичным, то первый можно считать развернутым. Оба законопроекта имеют четыре главы, но в законопроекте «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой государства» - 28 статей, а в законопроекте «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» - 8. Различна структура законопроектов по главам.

Финансовый аспект сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой имеет стержневое значение и заслуживает правового регулирования в рамках отдельной главы. Между тем в законопроектах такая глава отсутствует. Важность правового урегулирования финансовых аспектов сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в отдельной главе обусловлена финансовой составляющей законопроекта, а также существующей практикой соответствующего страхования, когда, по оценке экспертов, до половины государственных субсидий используется в серых финансовых схемах. Кроме того, важно, что в проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 12 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» предусмотрено формирование соответствующих страховых резервов на новых принципах. «Учитывая специфику страхования сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений (чередование урожайных и неурожайных лет, действие договора страхования озимых культур более одного года), страховые резервы формируются на долгосрочный период»1. Структура соответствующей главы может

1 Федеральный закон от 11 июня 2008 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 федерального закона «О развитии сельского хозяйства». - Ст. 12. - Ч. 7.

включать следующие статьи: условия обеспечения финансовой устойчивости, основы финансирования сельскохозяйственного страхования из федерального бюджета, формы финансирования сельскохозяйственного страхования из бюджетов субъектов РФ, страховые резервы и гарантийные фонды, перестрахование, государственное финансирование обществ взаимного страхования, профессиональные объединения агро-страховщиков.

В законопроектах определена правовая основа регулирования отношений по сельскохозяйственному страхованию с государственной финансовой поддержкой. В соответствии с первым законопроектом правовую основу регулирования отношений по соответствующему страхованию составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий федеральный закон и другие федеральные законы. Предоставленная правовая основа сельскохозяйственного страхования весьма ограничена и не включает требования сельскохозяйственного законодательства по государственной финансовой поддержке сельскохозяйственного страхования, а также правовую основу страхового дела.

Во втором законопроекте законодательная база сельскохозяйственного страхования определена более полно и основывается на Конституции Российской Федерации, руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами «О развитии сельского хозяйства», «О ветеринарии», «О саморегулируемых организациях», «Об организации страхового дела в РФ». При этом в законопроекте отсутствует федеральный закон «О взаимном страховании».

В законопроектах даны общие определения сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой. Например, в первом законопроекте о сельскохозяйственном страховании с государственной финансовой поддержкой оно определено как добровольное имущественное страхование сельскохозяйственных производственных рисков, осуществляемое в соответствии с положениями этого федерального закона. Аналогичное определение приведено в другом законопроекте. В приведенных определениях нет содержательного компонента сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой, выражающегося в возмещении государством части страховой премии соответствующего страхования. Кроме того, следует сказать, что сельскохозяйственное страхование с финансовой поддержкой государства может осуществляться как в добровольной, так и в обязательной форме, а в законопроектах оно определено лишь как добровольное страхование.

В законопроектах определены предметы правового регулирования и цели сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой расширенного законопроекта. В первом законопроекте

предмет правового регулирования определен как отношения, связанные с сельскохозяйственным страхованием производственных рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целях защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства. С учетом существенной зависимости Российской Федерации от импортных поставок продовольствия цель сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной финансовой поддержкой, должна быть дополнена положением об обеспечении продовольственной безопасности страны.

Во втором законопроекте цель сельскохозяйственного страхования определена как снижение рисков утраты (гибели) и/или частичной утраты (недобора) сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений при производстве сельскохозяйственной продукции для достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства в ходе реализации государственной социально-экономической политики. Можно отметить, что страхование не снижает риски, а обеспечивает возмещение убытков, защищает имущественные интересы страхователей. Кроме того, в приведенной редакции не отражен аспект страхования сельскохозяйственных животных.

В законопроектах сформулированы принципы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства. В соответствии со статьей 3 первого законопроекта принципами сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой являются добровольность, равная доступность государственной финансовой поддержки всем сельскохозяйственным производителям и гарантия возмещения ущерба. Приведенный перечень принципов далеко неполный. Так, например, из статьи 4 законопроекта следует, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется с сельскохозяйственным товаропроизводителем, являющимся членом профессионального объединения страховщиков, что по существу можно считать организационным принципом сельскохозяйственного страхования. В статье 6 части 2 законопроекта определено, что страхование осуществляется в отношении всего имущества и должно осуществляться один раз год и у одного страховщика. В данной статье сформулировано сразу три принципа сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой: принцип страхования по действительной стоимости, временной принцип минимального срока страхования и принцип страхования у одного страховщика.

В перечень принципов сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой первого законопроекта включено также поддержание стабильности финансового положения и кре-

дитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей при гибели (уничтожении, утрате), повреждении застрахованного имущества в результате неблагоприятных природно-климатических условий и иных неблагоприятных событий. Сформулированное положение по существу выражает задачи организации соответствующего страхования и принципом не является.

Во втором законопроекте (ст. 3) принципами сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, названы добровольность заключения договора сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой; доступность государственной поддержки всем страхователям независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности; адресный характер и прозрачность государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя; гарантия возмещения ущерба, причиненного страхователям - сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате страховых событий в размере, порядке и на условиях, установленных в соответствии с указанным федеральным законом.

В обоих законопроектах сформулированы принципы добровольности, доступности и гарантии возмещения. Следует сказать, что сельскохозяйственное страхование с государственной финансовой поддержкой может осуществляться и на обязательной основе. Есть положительный опыт дореволюционного, советского и зарубежного обязательного сельскохозяйственного страхования. Это в основном касается страхования особо опасных сельскохозяйственных рисков (например, засухи). Поэтому абсолютизировать сельскохозяйственное страхование лишь как добровольное, на наш взгляд, не следует.

Важным принципом сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной финансовой поддержкой, является сформулированная в законопроекте равная доступность государственной финансовой поддержки всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Во втором законопроекте данный принцип определен как доступность. Принцип равной доступности более объективно отражает справедливую доступность к возможности участия в сельском хозяйстве с господдержкой из бюджетных средств для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако следует заметить, что в настоящее время страхуют сельскохозяйственные риски с финансовой поддержкой государства менее 25% сельских товаропроизводителей и соответственно застраховано менее 20% всей посевной площади. При этом средства государств, выделяемые для финансовой поддержки агрострахования, ограничены. В 2008 г. государственные субсидии на сельскохозяйственное страхование составляли 4,4 млрд.

рублей. Так, если в 2012 г. будет повсеместно организовано сельскохозяйственное страхование урожая сельскохозяйственных культур с финансовой поддержкой, государственные субсидии составят 22 млрд. рублей, т. е. дефицит бюджетных средств превысит 16 млрд. рублей, а реальная доля застрахованных площадей составит около 30%1.

Таким образом, проблема справедливого распределения государственных субсидий остается актуальной, и ее решение должно быть определено в соответствующем правовом механизме.

Первым законопроектом определено, что сельскохозяйственное страхование с государственной финансовой поддержкой осуществляется на принципе обязательного членства страховщиков в общероссийском профессиональном объединении. Обязательное членство страховщика в общероссийском профессиональном объединении возможно лишь при организации соответствующего страхования в форме обязательного страхования. Реализованной формой обязательного страхования, организованной на основе саморегулируемой страховой организации, является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Добровольное страхование, в том числе с финансовой поддержкой государства, не может строиться на принципе обязательности участия лишь в одной саморегулируемой профессиональной страховой организации. Добровольное страхование развивается не только на основе конкуренции среди страховщиков, но и на основе их объединений. Кроме того, деятельность обществ взаимного страхования и их союзов существенно отличается от функционирования коммерческих страховщиков и их объединений.

Государственная финансовая поддержка осуществляется в форме предоставления из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на компенсацию сельскохозяйственному товаропроизводителю части его затрат по уплате им страховой премии. Первым законопроектом предусмотрены субсидии из федерального бюджета в размере 50% исчисленной страховой премии и из бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 10% исчисленной страховой премии. Опыт сельскохозяйственного страхования за рубежом свидетельствует о более высоком уровне финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей и полном покрытии соответствующих затрат государством. Поэтому оправданной является норма второго законопроекта, по которому государственная поддержка сельскохозяйственного страхования осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета в размере не менее 50% от оплаченной страховой

1 Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года // www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

премии по договорам сельскохозяйственного страхования. При этом в законопроекте не предусмотрено субсидирование из бюджетов субъектов РФ, что ограничивает финансовую поддержку государства сельскохозяйственного страхования.

В обоих законопроектах определено, что страховщиками сельскохозяйственного страхования могут выступать как коммерческие страховые организации, так и общества взаимного страхования. Однако правовые нормы, учитывающие особенности взаимного страхования сельскохозяйственных рисков, в законопроектах не определены. Вместе с тем применение технологий взаимного страхования при страховании сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой может как уменьшить размеры государственных субсидий, так и расширить поле финансовой поддержки страхования рисков.

Условия сельскохозяйственного страхования первого законопроекта предусматривают безусловную франшизу двух видов. По так называемому «зеленому полису» франшиза составляет 20%, а по «желтому полису» - 40%. Такие параметры франшизы в сельскохозяйственном страховании с финансовой поддержкой государства явно завышены. Кроме того, законопроект допускает применение дополнительной франшизы в пределах трех процентов. Такие условия сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства сводят на нет сформулированный принцип гарантии возмещения ущерба.

Сравнительный анализ законопроектов показал различия в перечне страховых рисков. Так, например, при страховании урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений перечень страховых событий в первом законопроекте является более широким и оправданным. В него вошли недостаток эффективных температур в период вегетации растений, пожары, оползни, а также выпадение снега в необычно ранние сроки. При этом нужно обратить внимание на такой важный страховой риск, как недостаток эффективных температур, который имеет ключевое значение в дальнейшем развитии сельскохозяйственного страхования на основе организации индексного страхования.

В первом законопроекте сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной финансовой поддержкой, предусмотрено страхование сельскохозяйственных рисков на срок более одного года, который оформляется генеральным полисом с последующей его пролонгацией, и оформление страхового полиса на каждый отдельный сельскохозяйственный год. Но страхование по генеральному полису в соответствии с Гражданским кодексом РФ - это систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т. п.) на сходных условиях в течение определенного срока по соглашению страхователя со страховщиком на основании одного договора страхо-

вания. Поэтому более корректно договор сельскохозяйственного страхования на ряд лет определить как долгосрочный.

В первом законопроекте завышены статус и компетенция профессионального объединения сельскохозяйственных страховщиков. В соответствии со статьей 22 части 3 профессиональное объединение страховщиков имеет статус профессионального объединения со дня его внесения федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Саморегулируемая организация не может быть органом страхового надзора. Орган страхового надзора - это орган исполнительной государственной власти. В настоящее время эти функции осуществляет Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации. Саморегулируемым организациям могут делегироваться отдельные функции страхового надзора, например, участие в процессе лицензирования, разработка экспертиз проектов законодательных актов и др.

Среди определенных в законопроекте прав страховщика закреплено право участия в судебном разбирательстве дел, связанных с установлением страхового случая, условиями и порядком выплаты страхового возмещения (ст. 18, ч. 6). Между тем судебное разбирательство независимо (это базовый принцип судебного института), а страховщик является заинтересованным лицом, форма его участия в судебном деле регулируется соответствующим законодательством.

Выявленные наиболее важные недостатки и замечания носят принципиальный характер в становлении эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной финансовой поддержкой.

Список литературы

1. Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года // www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

2. Никитин А. В. Теория и практика страхования сельскохозяйственных рисков. - Мичуринск : Изд-во Мичуринского гос. ун-та, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.