Научная статья на тему 'О формировании инвестиционной политики региона'

О формировании инвестиционной политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании инвестиционной политики региона»

О ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Елкин С.Е., к.э.н.

РАНХиГС при Президенте РФ

Роль государства в инвестиционной сфере экономики определяется целым рядом факторов, среди которых степень развития рыночных отношений, специфика экономической ситуации, характер поставленных задач национального развития и др.

Реализация основной цели экономической политики на современном этапе — перехода российской экономики к устойчивому росту — объективно выдвигает в разряд приоритетных задач стимулирование инвестиционной активности. В сегодняшних условиях активизация инвестиционной деятельности в российской экономике возможна только в результате всесторонне проработанной, последовательной и эффективной инвестиционной политики государства.

Проблемы в инвестиционной сфере российской экономики в существенной степени связаны с ослаблением системы государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства в развитии страны.

Становление в России новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это, в свою очередь, обусловливало необходимость -разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Между тем заданные приоритеты экономической политики определили «вторичность» задач инвестиционного развития по отношению к финансовым целям.

Официальная концепция рыночного реформирования российской экономики базировалась на упрощенно-монетаристских принципах, реализация; которых на практике выразилась в конкретных мерах по минимизации роли государства в экономике, ускоренной либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, приватизации государственной собственности, формировании рыночных структур.

При этом актуализируется необходимость взвешенного подхода к использованию рекомендаций тех концепций государственной экономической политики, которые были выработаны применительно к условиям сформировавшегося рынка, на основе учета реальной ситуации, сложившейся в российской экономике.

Программы государственного регулирования инвестиционного процесса строятся на определенных теоретических воззрениях. В западной экономической практике в качестве базисных концепций экономического регулирования используются, как правило, противостоящие научные направления — кейнсианство и монетаризм, содержащие различные (в соответствии с их трактовкой причинно-следственных связей рыночной экономики) подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса. При этом сторонники кейнсианской теории делают акцент на достижение целей экономического роста, а монетаризма — на стабилизацию денежного обращения, уровня цен и курсов валют.

Современный международный опыт свидетельствует о том, что на разработку инвестиционной политики воздействуют различные теоретические рекомендации, эффективность применения которых зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, различных факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.

Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в стимулировании научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования; социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в большинстве развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к резкому свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, сокращению производственного потенциала, усилению внешней зависимости через механизмы неэквивалентного обмена в условиях развертывающейся глобализации экономических систем.

Современные системы экономического регулирования выступают как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется спецификой конкретной ситуации. В условиях социально-экономической нестабильности усиливается роль государственных методов экономического регулирования, при устойчивом экономическом развитии возрастает значение

рыночных методов, и то время как государство сохраняет за собой определенные функции в сфере экономического и социального регулирования.

Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о невозможности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированное™. Требуется усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования.

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит оттого, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базируется на общих принципах децентрализации инвестиционного -процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам является основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики.

Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов.

Решение проблемы снижения различий в уровнях регионального развития возможно лишь при переходе к устойчивому росту региональных экономик. При этом решающим фактором в разрешении проблемы экономического роста является стимулирование капиталовложений, причем в основном за счет неза-действованного собственного инвестиционного потенциала региона.

В каком объеме финансовые ресурсы региона трансформируются в инвестиционные и насколько привлекательной является территория региона для отечественных и иностранных инвесторов -зависит, в том числе от эффективности проводимой в регионе инвестиционной политики. Инвестиционная политика разрабатывается и реализуется региональными органами власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Инвестиционная политика - совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависят достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.

При разработке региональной инвестиционной политики должны учитываться следующие вопросы:

- определение основных направлений развития инвестиционной деятельности с учетом социально-экономического положения региона;

- определение приоритетных для бюджетного инвестирования отраслей и объектов экономики и социальной сферы;

- определение форм и методов государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности.

В результате исследования теоретико-методических основ формирования региональной инвестиционной политики выявлено, что основными целями региональной инвестиционной политики

являются:

- создание и развитие конкурентоспособных производств, способных обеспечить увеличение экономического и производственного потенциала региона;

- создание дополнительных рабочих мест;

- повышение уровня жизни населения.

Литература

1. Абросимова И.В. Государственная региональная инвестиционная политика как основа социально-экономической стабилизации региона // Социология власти. - 1997 - № 2 - С. 144-154.

2. Албастова М.Р., Завадская В.В., Метелев С.Е. Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики Российской Федерации //Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 2 (23). С. 67-69.

3. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Economy of Omsk region : priorities of development strategy / V. V. Birukov, S. E. Metelyov, V. P. Ploskonosova ; Federal agency of education, The Russ. state trade a. economics univ., Omsk inst.. Omsk, 2007.

4. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Экономика Омского региона: - приоритеты стратегии развития. - Москва, 2006. .

5. Елкин С.Е. Достоверность бухгалтерской отчетности как элемент безопасности экономической политики предприятия // Вестник Омского университета. Серия экономика. - Омск: Изд-во ОмГУ - 2005. - № 1. - С. 100.

6. Елкин С.Е. Системный аспект управления организационными изменениями // Сибирский торгово - экономический журнал. - РГТЭУ - 2012. - № 16. - С. 15 - 17.

7. Елкин С.Е., Метелев С.Е. Корпоративный менеджмент и управление процессом изменений // Человек и труд, № 2, 2010. - С.62-63.

8. Елкин С.Е. Управление изменениями в условиях структурной трансформации экономических систем. - Омск. - 2009.

9. Елкина О.С. Основные закономерности стратегий экономического поведения работников на рынке труда (на основе данных социологических исследований) // Вестник Омского университета. - 2007. - № 1. - С. 89-96.

10. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград, БИЭФ, 2001. - 355с.

11. Завгородняя Т.В. Деньги, кредит, банки. - Омск, 2007.

12. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Развитие бизнес-ангельского инвестирования в России //Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 2 (23). С. 15-17.

13. Зульфугарзаде Т.Э. Основы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Объединенный научный журнал. 2005. № 16 (144). С. 21-37.

14. Игонина Л.Л. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности // Финансы -1998 - № 9 - С. 11-14.

15. Идченко Н.В., Елкин С.Е. Эффективные методы оценки интеллектуального капитала // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/109-9566 (дата обращения: 05.07.2013).

16. Кемпелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - Таллинн 1993. - 400с.

17. Краткий экономический словарь / Под ред. Ю.А. Велика и др. - М.: Политиздат, 1987. -386с.

18. Кувалин Д.Б. Инвестиционная политика российских регионов // Проблемы прогнозирования. - 1999, №1 - С. 58-62.

19. Курбанов Р.А. Энергетика и инвестиции: вопросы правового регулирования на евразийском пространстве. Баку, 2011.

20. Лизунов В.В., Метелев С.Е. Роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона //Закон и право. 2008. № 4. С. 10-14.

21. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 69-76.

22. Метелев С.Е. Устойчивое развитие Омской области: вчера, сегодня, завтра //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 113-127.

23. Метелёв С.Е. Финансовый менеджмент. - Омск, 2011.

24. Метелев С.Е., Елкин С.Е., Погребняк О.В. Управление ликвидностью банка (теория и практика). - Омск, Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 149 с.

25. Метелев С.Е., Завгородняя Т.В., Рыжков П.П. Управление финансовой устойчивостью банка. - Омск, 2009.

26. Метелев С.Е., Круковский Я.В. Моделирование устойчивого развития региона (на основе качественного анализа неравновесных состояний) //Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 1. С. 105-110.

27. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. -Омск, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.